Вторник, 07 февраля 2017 13:52

Барбара Ханна Анимус и эрос Глава 2.1 Сценарии Введение к теме «Сценарии»

Барбара Ханна

Анимус и эрос

Глава 2.1 Сценарии

Введение к теме «Сценарии»

Я хочу в самом начале дать вам некоторое представление о том, что я подразумеваю под термином сценарии. Их можно назвать феноменом, который можно наблюдать там, где непреодолимые силы природы встречаются с относительно непоколебимыми препятствиями, созданными умом человека, такими как цивилизация, религия, традиция и так далее. Возможно, что самые изумительные примеры мы сможем найти в англо-саксонской культуре, где идеальное представление о «джентльмене» тесно сплетено со своим аналогом «леди», эти понятия можно считать наиболее укоренившимися в традиции. Но, чтобы избежать ненужных проекций, хочу добавить, что они никоим образом не принадлежат исключительно англо-саксонской расе. Первопричины везде одинаковы. Сценарии проявляются самым разным образом, в соответствии с традицией, в которой они находятся. Неправильно также полагать, что сценарии монополизированы женщинами, они в равной степени проявлены и в мужчинах.

Не так просто устойчиво придерживаться заданного дискурса, когда вокруг столько заманчивых спекуляций на эту тему. Если даже это удаётся, то совсем не очевидно, что же нужно рассказывать. С одной стороны, опыт, прожитый в этом контексте, может восприниматься совершенно новым, и тогда человек наивно предположит, что также дело обстоит и в отношении других людей. С другой стороны, определённые вещи окажутся хорошо известными, и тут можно сделать вывод, что и другие о них осведомлены ничуть не хуже. Эти самонадеянные допущения могут увести нас далеко от цели. Так что, в лучшем случае, эта лекция может иметь ценность как субъективные показания свидетеля. И я постараюсь сама не пасть жертвой сценариев.

Женщина сорока лет рассказала мне следующую историю. Благодаря полученному воспитанию, она практически потеряла связь с собственными инстинктами и её первое столкновение с собственным сценарием стало крайне болезненным опытом. Она несколько лет проходила анализ. Потом перешла к другому аналитику-мужчине, на которого у неё произошёл сильный перенос, носивший, отчасти, эротический характер. Для неё не было проблемой принять этот факт вместе с его наихудшими последствиями. Но, к несчастью, в прошлом она была настоящим мастером игры под названием «ничего, кроме этого». Для её аналитика настали тяжёлые времена, так как именно он провоцировал проявление актуальных чувств анализанда. Однажды после сессии, которая была более удачной, чем обычно, на выходе на глаза женщины попалась реклама автомобилей. Она радостно зацепилась за гораздо более приятные мысли и стала думать о том, когда же она сможет позволить себе купить машину, которая ей действительно была нужна. И тут её поразила одна мысль: «А почему бы моему аналитику, [который был богатым], не решить мою проблему, просто дав мне свою машину?» Эта мысль была настолько далека от реальности, что она с наслаждением беззаботно упивалась этой ребяческой идеей в течение нескольких минут, но внезапно её озарила очередная идея: «В следующий раз тебе нужно будет обязательно сказать ему об этом». После этого на неё нахлынуло такое чувство стыда, которое до этого ей едва ли приходилось переживать. Она испытала сильное нервное потрясение. Как это обычно бывает, в тот же вечер эта женщина узнает из какого-то внешнего источника, что её аналитик действительно сейчас покупает новую машину. Её рана стала болеть ещё сильнее, как будто её посыпали солью. Теперь была совершенно реальная машина, которая могла бы принадлежать ей, и аналитик может подумать, что она действительно хочет, чтобы он отдал ей автомобиль. До её следующего сеанса было четыре дня, но они тянулись как четыре месяца. Она понимала, что ей необходимо рассказать ему об этих переживаниях, поэтому в течение всего этого времени боль не оставляла её ни на минуту. Когда, наконец, женщина пришла на консультацию, то она развела совершенно невообразимую суету из-за каких-то пустяков. До этого она всегда была открытой и прямой в общении с аналитиком, поэтому она была поражена и обескуражена пониманием того, что нечто в ней пытается уйти от реальной темы, используя преувеличения и обман. Напряжение внутри стало совершенно невыносимым, и пациентка разразилась слезами. Недавно аналитик сказал ей, что женщины редко плачут просто от горя, зачастую у них есть какая-то другая причина, которая приносит больше страданий, потому что приводит к необходимости признания, что слёзы, в действительности, спровоцированы конкретным сценарием. Женщина больше не могла увёртываться и нашла в себе силы признаться во всём. Аналитик смог спокойно выслушать её и принять ситуацию, за что она была ему очень благодарна. Когда душевная боль немного отступила, она впервые смогла увидеть направляющую силу сценария, который автономно работал в её психике.

Итак, тот конкретный сценарий исчез. Некоторым свойственен безнадёжный оптимизм, и они думают, что «переросли сюжет». Мне потребовалось много лет, в течение которых я пережила немало болезненных ситуаций, прежде чем я поняла, что сценарии всегда с нами. Но из моего первого опыта я поняла очень важную вещь: как только внутри вас раскрывается новый источник боли, сценарий начинает шевелиться на границе сознания, и вскоре он найдёт способ проявиться в реальности. Сами по себе сюжеты приносят нам удовольствие, они настолько приятны, что многие женщины большую часть своей жизни просто купаются в них. Но, когда сценарии бессознательно вторгаются в реальность, они становятся причиной самой нестерпимой боли, которую нам когда-либо приходилось переживать.

Краткое обсуждение женских сценариев

С самого начала хочу внести ясность: я не считаю, что явление, так называемых «сценариев», имеет отношение только к женщинам. Они скорее принадлежат природе, тёмной, бессознательной стороне человеческой сущности, и проявляются как в женщинах так и в мужчинах. В этой сумрачной и сбивающей с толку реальности кто-то может считать, что все кошки серые, как и борьба анимуса и вечное сражение ведьм за своё существование, как автономных существ. Эта битва будет идти до последнего, и в ней все средства хороши. В этих непостижимых сумерках сознания мне удалось найти лишь один относительно твёрдый клочок земли, опираясь на который я могу говорить о сценариях. Я имею ввиду мой личный опыт. [1]

Внешние разновидности проявлений сюжетов бесчисленны, и каждой отдельной женщине удаётся прожить совсем маленькую часть из всего разнообразия. Но за внешней манифестацией лежит паттерн, своего рода основная структура, на которой они все базируются. Очевидно, что эта структура довольна проста, но мы не можем постигнуть её потому, что, по большей части, она расположена вне нашего восприятия пространства и времени. Мы проживаем её на опыте также, как и другие природные явления, прежде всего имеющие отношения к духовным проявлениям. Эта структура контактирует с сознанием характерным образом, и здесь заложено значительное различие между её проявлениями в мужской и женской психике. Женские сценарии согласованы с природой и главной целью женщины, в повседневной жизни существует огромное количество крючков для их реализации. Но цель мужских сценариев не согласована с природой и главной задачей мужчины, и зацепки, с помощью которых она проявляется, гораздо лучше скрыты, по крайней мере, от меня. Именно поэтому я ограничусь рассказом о женских сценариях.

Итак, какую же цель они преследуют? Кажется, что они находятся в очень тесной связи с целью природы (или даже идентичны ей), которая ориентирована на продолжение самой себя посредством воспроизводства. Это своего рода слепое побуждение незаурядной силы, которое полностью пренебрегает любыми рациональными доводами. Это как курица, которая будет терпеливо сидеть на фарфоровом яйце, или определённого вида клещ, обнаруженный учёными. Он может ждать лет четырнадцать, сидя на кусте или ветке, пока внизу не пройдёт теплокровное животное, на которое он может упасть, чтобы отложить свои яйца. [2]

В естественных природных условиях, к примеру в царстве животных, проблемы сценариев, конечно, не существует. Эта сила становится опасной лишь в том случае, когда ей нечто противопоставляется. По своей природе у сценариев много общего с водой, которая стремится в низины. Когда это побуждение сносит плотину, оно ведёт себя также, как и вода в подобных обстоятельствах. Она будет годами подтачивать (каменную скалу в природе, здание или даже человеческого существа), постепенно обнаруживая слабые места, которые изначально кажутся сильными и защищёнными. Внезапно вода находит путь через возникшую трещину и медленно, а может и быстро, всё разваливается с треском, и никто не может понять причин произошедшей катастрофы. Люди часто рассуждают о неисповедимых господних путях также, как глупый мельник после того, как позабыл проверить стены своей мельницы, уходящие под воду. Однако у людей больше оправданий, чем у мельника, когда побуждение к воспроизводству или желание контролировать и доминировать прорывается наружу, а потом поток утекает обратно из нашего пространства и времени в бессознательное, где обнаруживаются нечто, дремавшее до этого, возможно, в течение веков. Или поток натыкается на вещи, принадлежащие будущему, и они притягивают его как магнит.

Когда я впервые начала мою работу с сюжетами, а это было около тридцати лет назад, у меня была навязчивая идея, что нашими побуждениями управляет подавленный личный материал. По мере опыта я пришла к выводу, что это скорее дело некого «космического стремления», если можно так выразиться. А личный подавленный материал — это всего лишь возможность найти слабые места в стенах. Скоро я обнаружила, что вытеснения таят в себе, вне всяких сомнений, огромную опасность. Я поняла это, увидев, что женщины, проживавшие в полной мере женскую жизнь, включающую замужество, детей, любовников и так далее, были совершенно не восприимчивы к сценариям. В каком-то смысле казалось, что они даже больше им подвержены, потому что женщина, жизнь которой не складывалась подобным образом, обычно, по меньшей мере, это осознаёт и сильно сожалеет о стечении своих обстоятельств, таким образом она сохраняет бдительность.

Жизненно важно понимать тот факт, что сценариями управляет некая космическая сила, которая пребывает далеко за границами нашего личного контроля. Мы обладаем естественным инстинктом, и если мы прислушаемся к нему, то поймём, что он предупреждает нас об этом. Я начала замечать, что я всегда говорила о сценарии в целом, если же я сказала мой сценарий или кто-то рассказывал мне о своем сценарии, у меня возникало ощущение дискомфорта, я это воспринимала, как неуместное высокомерие и желание привлечь к себе внимание. Наверно мы все примерно это думаем, когда читаем о каком-то великом политическом или личном сценарии. Мы гораздо в большей степени напоминаем людей, которые живут на берегах огромной реки, источник которой лежит далеко за пределами, ограниченными историей. Если мы не хотим быть похожими на глупого мельника, и продолжать рассуждения о непостижимых поворотах судьбы, считая себя её жертвами, нам неизбежно придётся задать себе вопрос: «Что мне Гекуба или что я Гекубе?» [3] Сравнение между вышедшей из берегов рекой и Гекубой может показаться притянутым, но, в действительности, эта река имеет прямое отношение к Гекубе и ко всем мифологическим образам, в особенности, к их женским аспектам.

Между Гекубой и Сциллой можно провести аналогию на основании схожести преданий об их смертях и процессах трансформации. Следовательно, определение нашей реки, как реки Гекубы, даёт нам намёк на её странную, парадоксальную природу. До своего превращения в скалу Сцилла была ужасным морским чудовищем. И вот она снова в переходном состоянии. Это вода, текущая мимо, и в определённых обстоятельствах она становится своей собственной противоположностью: Харибдой — всепоглощающей морской пучиной. Она очень тесно связана с женским принципом и всё же, когда мы меньше всего этого ожидаем, она появляется как мужской образ. Как и Уроборос, который находился прямо на границе сознания, побуждая бессознательных человеческих существ постоянно вертеться вокруг своей оси, чтобы догнать свой собственный хвост. [4] Если человек оказался во власти подобного сценария, то ему, в действительности, выпала трагическая судьба. Но в глазах богов это вполне может выглядеть комедией.

Итак, кем же для нас будет эта река Гекуба или кто мы для неё? Мы, так сказать, её актёры. Мы её представители на земле. Но, так как это природа, то она не защитит нас от своих катастроф, если мы сами не делаем всё, что в наших силах, для достижения безопасности. Если личный подавленный материал не является самой главной угрозой, становится очевидно, что простое проживание наших биологических жизней более полно в очень небольшой степени сможет защитить нас, а может быть, это вообще нам не поможет. На основании моего собственного опыта, я вижу два основных способа защиты от сценариев: первый — увеличение уровня осознанности, второй — снизить значимость нашего эго. Совершенно очевидно, что двумя самыми взрывоопасными материалами, заложенными в основании сценариев, оказываются наша бессознательность и эгоистическое высокомерие. Как уже упоминалось раньше, полная бессознательность тоже станет надёжной защитой, так как в мире животных сценариев не существует, но животное не в состоянии скрыться от гораздо больших напастей и природных катастроф.

В животной среде мужская особь практически во всех видах отношений между полами играет активную роль, хотя, конечно, есть и исключения, например, пчелиная матка. Среди птиц яркое оперение присуще именно самцам, чтобы они могли привлечь к себе пассивных женских особей. Пожалуй, среди примитивных народов подобный принцип также превалирует. Однако, стоит отметить, что когда искусство привлечения внимания становится прерогативой женщины, то в ней, сначала на бессознательном уровне, берёт верх её бисексуальная природа, и Уроборос, таким образом, поднимается из глубин к поверхности сознания. Теперь женщина должна прийти к соглашению со своей бисексуальной стороной. Если же она не распознаёт мужскую часть внутри себя, она спроецирует её на мужчин во вне. Её пассивная роль претерпела изменения, и она сама начинает гоняться за мужчинами. Она преследует их и в то же самое время убегает от них.

У мужчины ещё со времён древности было некоторое представление о том, что его душа женского рода. Полагаю, что это играет гораздо более значимую роль в его отношениях и взаимодействиях с женщинами, чем это принято признавать. Мне кажется, что у женщины нет ясного понимания того, что её дух обладает мужским родом или, строго говоря, проявляется для неё в своём маскулинном аспекте. Факт, о котором я уже неоднократно упоминала, заключается в том, что около девяноста процентов символов, которыми мы пользуемся, пришли к нам от мужчины. И, возможно, они сформировали огромное количество слоёв над нашим исходным образом, лежащем глубоко в бессознательном. Более того, иудейско-христианские религии внедряют в сознание женщины наносной, маскулинный образ, в результате это сдерживает её дух гораздо в большей степени, чем женскую душу мужчины. В Англии, во всяком случае, на церковных служения семьдесят пять процентов прихожан составляют женщины. Это говорит о том, что женщина в большей степени привыкла искать дух или душу за пределами самой себя. Поэтому не стоит удивляться тому, что женщина так привержена отношениям с мужчиной, он не только важен ей сам по себе, но также и олицетворяет её надежду на бессмертие.

Конечно, проецировать душу на противоположный пол свойственно и мужчинам и женщинам. Мы знаем, что мужчина тоже иногда может всецело спроецировать свою душу на одну женщину и стать полностью зависимым от этого. В этом поглощающем отношении женщины к мужчине большую роль могут играть биологические причины, это её обязанность, как матери, к примеру, удерживать внимание мужчины исключительно на себе, не подпуская других женщин. Чтобы его время и либидо (или, если говорить более прямо, оставив в стороне высокие материи — его деньги), тратились бы исключительно на неё и её детей. Вне зависимости от того, есть ли дети или нет, природа её внешних отношений с мужчиной (если связь в принципе существует), играет незначительную роль в этом слепом устремлении. Это как в случае с курицей: если нет настоящих яиц, найти им замену проблемы не будет.

Однако, когда проекция, осуществлённая на одного конкретного мужчину, начинает терять свою силу или переходит на другого человека, у женщин возникает паника, что я неоднократно наблюдала как у самой себя, так и у других. Если опираться на мои наблюдения, а их, конечно, нельзя считать исчерпывающими, мужчины не страдают от подобных страхов, по крайней мере, не так часто и глубоко.

На мой взгляд, далеко не всё можно объяснить биологическим влечением; для курицы не имеет значения, какой именно петух оплодотворил яйца, ей даже не важно, были ли они оплодотворены в принципе. Мы знаем, что женщины могут быть также неразборчивы в связях, как и мужчины, а иногда превосходить их в этом. Поэтому мне кажется, что женщины в гораздо меньшей степени подозревают, что их дух мужского рода, чем мужчины, что их душа женского. Таким образом, как только возникает малейший признак того, что проекция ослабла, женщина теряет ориентиры и становится одержима слепым страхом. Давайте выразим этот момент по-другому: сложнее ли женщине изъять проекцию своего духа, чем мужчине? Может быть она вообще никогда не понимала, что происходит? Юнг обнаружил существование анимуса и понял, что дух женщины мужского рода.

В любом случае, нам чрезвычайно важно знать, что речь идёт о проекции духа. А то у нас непременно возникнет искушение интерпретировать сценарии исключительно с негативной точки зрения.

Перед тем, как перейти к рассмотрению эмпирического материала, на котором я собираюсь проверить мои размышления, мне хочется сказать несколько слов о моральной стороне данного вопроса. При рассмотрении слепого влечения, заложенного в сценарии, вопрос о добре и зле не актуален. Очевидно, что для сюжета совершенно не важен результат, также, как для волны, взмывающей над скалой, не имеет значения, стоит ли на ней человек. Она просто следует своей природе. Обсуждение добра и зла имеет отношение к препятствиям, с которыми этой силе приходится сражаться. Не имеет никакого значения, согласуются ли её методы достижения своей цели с моральными представлениями человеческого существа или она использует их в качестве инструмента. По мере того, как стены цивилизации и возрастающая осознанность отодвигают слепую движущую силу сценариев всё дальше и дальше назад, кажется, что будто анимус, то есть, женский дух, создаёт свой сценарий совместно с дьяволом, чтобы любой ценой удерживать женщину в бессознательном состоянии. Для того, чтобы она снова и снова слепо срывала яблоко и передавала бы его Адаму. Возможно, Адам до некоторой степени осознаёт последствия, к которым приведёт съедение яблока, а Ева? Сама суть этого сценария показывает, что она не понимает этого. Я хочу, чтобы все ясно поняли, чтоб под Адамом я здесь имею ввиду мужскую часть всего человечества в целом, а под Евой, соответственно, женскую.

Примечания

1. В сноске Барбара Ханна пишет: «Находясь на этом островке, я пытаюсь написать эту лекцию». Ред.

2. С тех пор эта гипотеза была опровергнута. Ред.

3. В греческой мифологии Гекуба была женой троянского короля Приама. Считалось, что её мать была дочерью бога реки Сангария, главной реки Фригии. Согласно одной из традиций, когда Троя пала, короля Приама убили, Гекубу поймали и взяли в плен. Её сына Поликсена убили, а потом на берегу реки были найдены останки тела другого сына Полидора. Гекуба сошла от горя с ума и стала выть как собака. Ред.

4. Уроборос — это древний символ, его изображают в виде дракона или змеи. Он проглатывает свой хвост, формируя таким образом круг. Обычно он означает цикличность и изначальное единство в религии и мифологии, ещё одно его значение — prima materia, философский камень в алхимии. К.Г. Юнг «Психология и алхимия», 1944. Ред.

Введение к теме «Женские сценарии»

Не так давно мы с вами изучали анимуса на примере жизней творческих женщин, которые внесли существенный вклад в английскую литературу. [1] На этот раз мы посмотрим на этот феномен с абсолютно другой точки зрения, речь будет идти об одержимости анимусом. Именно с этим мы, к сожалению, чаще всего имеем дело во время анализа. Однажды на семинаре Юнг зашёл в этой теме настолько далеко, что высказал идею, что человечество всегда была одержимо или анимой или анимусом.

Это две большие разницы: высказать подобное предположение во время семинара или опубликовать его в печатном издании. Поэтому сегодня, пожалуйста, задавайте вопросы, выносите на обсуждение свой личный опыт, возражайте мне и так далее, у вас не должно быть опасения, что вас неправильно поймут.

Если я правильно поняла это высказывание Юнга, он имел ввиду следующее: до тех пор, пока нас устраивает быть коллективным существом, стадным животным, как это было раньше, которое живёт в соответствии с традиционными ценностями, установками, законами морали, чувствами и так далее, не проживая ничего из вышеперечисленного в индивидуальном, присущем лично нам, варианте, вне зависимости, осознаем мы это или нет, мы будем одержимы, то есть, будем жить, подчиняясь чужой воле, принадлежащей аниме, анимусу или кому бы то ни было ещё. Чем меньше мы это понимаем, тем глубже мы одержимы.

В наш век нам, как никогда, надо спросить себя прямо: «Почему я так живу?» И дать себе ответ: «Я не знаю». Даже негативный ответ станет шагом в сторону освобождения от одержимости, потому что в этот момент мы уже не будем полностью идентифицироваться с анимой или анимусом в их исходном состоянии. В действительности, это очень легко, идти знакомыми путями по жизни, ни разу так и не задав себе этот простой вопрос.

Прошлым летом мне довелось обедать с несколькими моими родственниками, которых я не видела с детства. Двое из трёх братьев и одна сестра так и продолжали жить в доме, который они унаследовали от родителей, там всё осталось совершенно также, как было во времена моего детства. Вместо новых лошадей они обсуждали новые машины, что было, пожалуй, одним из немногих отличий, которые я отметила. Это были доброжелательные, спокойные люди, так что мы вполне приятно провели время. Но при этом, с моей точки зрения, довольно бессмысленно. Помню Юнг однажды сказал мне о подобном образе жизни: думаю, что, если тибетцы правы, и бардо существует, и мы пребываем там между жизнями, господин N вряд ли сможет вспомнить хоть что-то из своего нынешнего существования.

Что касается моих родственников, то их жизни не просто бессмысленны, все гораздо хуже. Трое из четверых так и не создали свои собственные семьи, они настолько срослись с застаревшими паттернами, что их индивидуальные жизни так и не состоялись.

Но когда в людях отсутствует и доброжелательность, тогда дело обстоит совсем плохо. Времена, когда в Германии господствовали нацисты, научили нас тому, что подобная добросердечность — всего лишь чувство защищённости, когда во внешнем мире наблюдается определённая стабильность, в целом, немцы сами очень доброжелательны. Даже в тех условиях эта сердечность может присутствовать, как это и было в некоторых случаях в Германии. [2] Однако она может обернуться и пагубными последствиями. Многие «хорошие» люди не могли следовать своим принципам и становились «одержимы» преступлениями, которые были чуждыми их природе. Я знаю такой пример, этот человек не проходил у меня анализ. Нечто подобное может случиться даже без коллективных предпосылок. Существует достаточно много благожелательных людей, которые живут также, как их предки. Они очень богаты, так что вполне могут себе позволить содержать поместье, как это было принято во времена моей юности. Но в моём случае, как и в 95 процентах остальных, всё это рухнуло из-за отсутствия денег.

Отец моих кузенов умер молодым, в результате три брата и сестра остались жить с матерью. Сыновья работали, по крайней мере, на день они уезжали, иногда их не бывало дома дольше, так как они отправлялись в деловые поездки. Сестра оставалась дома постоянно, спала в спальне матери и играла роль незаменимой дочери, пожертвовавшей своей жизнью ради любимой матери, хотя, в действительности, в доме было достаточно прислуги и с ними проживала медсестра. Мать умерла до того, как я познакомилась с семьёй, но у меня нет сомнений в том, что она была образцом самопожертвования и пожирающей матери (в скрытой форме) самого худшего типа. Хотя изначально во всем виновата была мать, у которой также была своя мать, и так далее по линии предков все женщины были жертвами этого паттерна самопожертвования.

Смерть матери произвела на дочь странное воздействие. Ей было около сорока, когда та умерла, до этого она привыкла вести совершенно неприметную жизнь. Правда, она иногда рассуждала о профессии, которой ей хотелось бы заняться. Тем не менее, она осталась дома в роли пожертвовавшей собой мученицы, в действительности, так и не поняв, что с ней происходит. Она была хорошей женщиной, но после смерти матери, она позволила себе полностью оказаться во власти того, что мы бы назвали «семейный анимус» или «родовой демон». Один из братьев женился на женщине, которая очень была похожа на его мать. После смерти матери другой сын, наконец, смог осознать, насколько же он любил одну женщину. На тот момент его сестра подала заявление о приёме на работу по профессии, о которой всегда мечтала, и, чудо свершилось, её приняли, благодаря её возрасту. Но в тот же день она узнала, что её брат собирается жениться, она тайно отказалась от предложения о работе, сказав, что её священный долг — созидать уют в доме для её братьев, которые «не могут жить без неё». И она продолжила разрушать их жизни ещё с большим усердием, чем до этого это делала её мать. Она зашла гораздо дальше, осудив женитьбу, к которой её мать отнеслась благосклонно, чтобы не потерять контроль над другим братом. Над ними нависла угроза наследственной склонности к алкоголизму. Сестра решила превратить их большой дом в отель, чтобы её брат, который хотел сбежать из дома, управлял бы баром.

Пожалуй, это достаточно печальный случай одержимости негативным анимусом, на его примере мы видим, какими безвредными могут выглядеть подобные паттерны, и как они бессознательно работают в глубине психики, оставаясь незамеченными. Подобные модели есть внутри каждого из нас. Человеку потребуется мужество и немало лет, чтобы решить эту запутанную задачу, ведь существующие в течение долгого времени структуры не меняются в один день. Но, если мы хотим понять, кто же мы такие и жить в соответствии с нашим подлинным сюжетом, нам не избежать этой работы. Анализ, конечно, может нам оказать бесценную помощь. Но этого можно достичь и собственным упорным трудом, как мы это видим на примере Джейн Остин, которая смогла невероятно глубоко изменить своего анимуса, привнеся удивительно ясный и реалистичный взгляд, разобрав на части все иллюзии и отвергнув их.

Люди часто высказывают недовольство, что мы постоянно говорим о негативном анимусе, а они хотят услышать что-то и о положительном. Если нас настигла плохая погода, то мало пользы от того, что мы будем говорить, что предпочитаем, когда светит солнце. Более того, на опыте мы видим, что сначала анимус проявляется именно в своей негативной ипостаси, и только, если этот его аспект будет полностью принят и побежден, он проявит свои положительные качества в виде внезапных проблесков. Всем нам приходится иметь дело с подобным положением вещей. Готовы ли мы пойти на риск? Любая попытка наладить отношения с анимусом вертится вокруг этого вопроса. Это похоже на историю Моисея из Корана. [3]

Это невозможно объяснить, мы всё равно не поймём, пока не выпьем всю горечь до дна. Возьмём пример той девушки с братьями: если бы она смогла увидеть, что буквально создаёт ситуацию, которая приведёт к смерти её брата, если бы она смогла сознательно принять свой сценарий, то он мгновенно начал бы меняться. Пока она обольщается жертвенной ролью сестры, питая иллюзии и заблуждения, её сценарий может успешно разворачиваться в отношении одного или нескольких из ее братьев. Она может легко содействовать смерти кого-нибудь из них, или, по крайней мере, помочь им превратиться в безнадежных пьяниц. В женских сюжетах, в основе которых всегда лежит одержимость анимусом, можно увидеть истину, изреченную Христом: «Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен. Если не ведаешь этого, ты проклят и преступник закона». [4]

В действительности, я не могу точно сказать, как бы стал разворачиваться сценарий сестры, если бы она начала его осознавать, потому что сознание никогда не может предсказать бесчисленные варианты бессознательного. Однако, я ни разу не видела сценарий, который бы привел к деструктивным последствиям, если женщина смогла распознать его и находила в себе силы пройти через «эту тёмную завесу». А дальше всегда находилось позитивное решение. Сложность заключается в том, что понимания на интеллектуальном уровне не достаточно, вам нужно осознать его целиком, а для этого требуется мужество. Вам придётся проявить доблесть и твёрдость.

Возможно, многие из вас помнят замечательные слова Ришара Сен-Викторского о том, что самопознание — это величайшая и высочайшая вершина горы, и нет ничего важнее этого. [5] Платона, Аристотеля и многих других великих философов постигли неудачи в их изысканиях, они не осознали, что величайшая истина из всех — «понимание самого себя». Прообраз этой проблемы можно найти в сказке, где старый человек сначала украл коров, то есть, сыграл крайне негативную роль, и только после этого помог мальчику. [6]

Эта история тоже очень ясно показывает суть проблемы при работе с анимусом. Очевидно, что сначала анимусу приходится выступать в отрицательной роли. Как бы ему удалось заманить мальчика на дорогу, которая вела на гору самопознания, если бы он не зацепил бы его на крючок его традиционных паттернов зависимости и крестьянской жизни? Так как мальчик потерял корову, он не смел вернуться без неё, потому что крестьяне забили бы его до смерти. Силы анимуса заставляют нас действовать, выдергивая нас из нашего привычного окружения, не давая нам вернуться к этим моделям.

Моя кузина, которая довольна бессознательно подталкивала своих братьев к саморазрушению, была женщиной, которая внедряла в своей семье психологические идеи. Ее вырастили старомодные родители, считавшие, что детей они родили исключительно ради собственного удобства. Матери, жертвующие развитием потенциала своего собственного анимуса и пребывающие под защитой материнства, передают эту модель своим дочерям, которые затем также себя обманывают, разменивая свою жизнь на подобные убеждения: «Это женская истинная и почётная обязанность — пожертвовать собой и направить все свое внимание исключительно на братьев (или родителей или кого-то в том же роде)». Поступая так, они уходят от борьбы за развитие своих личных душевных и духовных потребностей. Когда анимус оказывается в подобном затруднительном положении, ему только и остаётся, что проявлять себя негативным образом, то есть, толкать женщину на разрушения, в случае с ее братьями. Только ужас от понимания того, что она делает, а именно, создаёт ситуацию, когда они привязаны к ней и напиваются до смерти, возможно, сможет убедить её, что она уж точно для них не ангел-хранитель. Чем быстрее подобный семейный паттерн потеряет силу, тем лучше. У братьев тоже есть возможность выбраться. Так как они оказались во власти сценария, присущего пожилым женщинам их рода, они теперь оказались совершенно беспомощны и предпочли пребывать в комфорте, окружённые заботой, тщательно уклоняясь от интеллектуального и эмоционального развития, вместо того, чтобы увидеть свои слабости, оказавшись в мире мужчин и в отношениях с женщинами. Подобный сценарий настолько очевиден, что даже у полностью зависимого от матери мужчины вряд ли возникнут сложности понять, какую роль он в нём играет.

Если женщина распознает свой сценарий и сможет пережить глубокую депрессию и страх, которые являются неотъемлемыми составляющими того чёрного облака, через которое надо пройти, тогда ей удастся выйти на дорогу, ведущую к положительным изменениям. Но потребуются мужество и честность, чтобы увидеть, что все ваши альтруистичные и чудесные планы, на самом деле, всего лишь камуфляж для сценария королевы Антинеи и её мавзолея с мёртвыми мужчинам, а вы сами в гораздо большей степени являетесь злой ведьмой, чем ангелом-хранителем. [7] Возможно, вы не такой уж плохой человек, к счастью, не все из нас стремятся быть подобными ангелами. Если мы сможем увидеть и принять тот негативны сюжет, в который нас заманил на анимус, тогда у нас есть надежда добраться и до его положительной стороны и прийти к счастливой развязке.

Есть сибирская сказка, где анимус появляется в образе одноногого, однорукого, одноглазого седобородого пожилого мужчины, который своим металлическим орудием пробуждает мертвецов. По ходу истории герой несколько раз погибает от рук убийцы, но каждый раз его воскрешает этот однобокий персонаж. В конце концов, после ряда возвращений в мир живых герою удаётся убить этого убийцу, но во время схватки он также убивает и этого однобокого старика. Личности двух потерпевших слились воедино, возможно, что старый человек был по сути его противоположностью, возрождающей к жизни, как и несущий смерть, как сказано о Гермесе. [8] В балканской сказке мы видим старика в образе злодея, оказавшегося втянутым во все перипетии процесса индивидуации; предположительно, в итоге эта история заканчивается священным браком [9]

И вот снова на примере сказки о седобородом, однобоком старике и злом убийце, мы видим, как сложно распознать сценарий анимуса, который сначала проявляется в таком негативном виде, не оставляя нам и проблеска надежды на изменение. Все мы первоначально склонны к однобокому мышлению. Людей, которые подобно Тертуллиану, умеют принимать парадоксы, крайне мало. [10] До некоторой степени этому можно научиться, но эта стадия наступает гораздо позже, после того, как мы увидим наши собственные сценарии и стоящего за ними анимуса. Когда мы повернёмся лицом к нашему отрицательному анимусу, нам придется пройти сквозь все эти мрачные завесы, погрузившись в них полностью. Если бы та женщина, у которой были три брата, когда-нибудь пошла бы на анализ, ни один аналитик не смог бы (да ему и не следовало бы этого делать), удержать её от опустошительного осознания, что она, в действительности, каким-то образом бессознательно хотела уничтожить своих братьев. Если вам хватит сознательности и духа увидеть подобные вещи, вы неизбежно будете очень сильно от этого страдать. Другую сторону вы сможете увидеть только после того, как выпьете эту чашу до дна.

Есть один аспект, который пока остался в стороне, но я должна обязательно упомянуть об этом. Иначе мы можем впасть в заблуждение, что сценарии — это исключительно удел женщин и их анимусов. В реальности самые изобретательные и бессознательные сюжеты, которые мне когда-либо встречались, принадлежали мужчинам. В том, что касается сценариев, существует огромная разница между двумя полами. Юнг отмечал, что женские сценарии более личностные, мужские, в определённом смысле, более отстранённые, кажется, что их источник находится в коллективном и надличностном слое бессознательного. Мы начали обсуждение с комментария Юнга, который он высказал в ответ на мой: мужские и женские сценарии очень сильно отличаются, так как автор мужских сюжетов — анима. Юнг также сказал, что по своей природе они более мифологические.

Это существенное отличие отчётливо проявляется при сравнении двух великих политических лидеров: Черчилля и Гитлера. С одной стороны, можно сказать, что оба они боролись за схожий духовный идеал: за новую Европу или даже новый мир в целом. Но видение Гитлера было безнадежно идеалистическим и мифичным, несмотря на глубоко личную природу его мечты. Центром Третьего Рейха был Гитлер, представлявший собой мифологического героя, и весь немецкий народ, состоявшей из, превосходивших представителей других наций, мужчин и женщин, был призван подчинить себе низшие расы и руководить всем миром. Гитлер был практически не связан с личной, повседневной стороной жизни людей, в особенности, это касалось женщин. У него не было отношений личного характера с мужчинами, и полностью отсутствовали обычные, земные отношения с женщинами. С Евой Браун у них никогда не было сексуальной связи, она была его, так называемым, партнёром и секретарём, её личные психологические проблемы помогли ей сохранить отношения с Гитлером. Она совершила несколько попыток самоубийства в нужное время в его резиденции, таким образом надёжно соединив их судьбы. Здесь можно увидеть личностный характер женского сценария, который привёл её к тому, что она ловко позиционировала себя единственной немецкой женщиной, которой принадлежал прославленный Гитлер. По существу этот сценарий сильно отличался от идеологических амбиций Гитлера, ратовавшего за Германию и арийский мир. Их отношения, по большей части, проистекали в воображаемом мире, а повседневные взаимодействия состояли из скандалов и ссор. Для Гитлера отношения с женщиной парили в мифологическом пространстве в окружении богов, одним из которых был он сам. Он совершил попытку создать отношения с человеком, чтобы был некий буфер между ним и ужасающей личной пародией его анимы на идею нового мира. [11] Несмотря на это, всё завершилось полным крахом: тысячелетний Рейх окончательно выродился до своего полного самоуничтожения спустя 20 лет после появления идей Гитлера, в результаты миллионы и миллионы людей последовали за ним, что привело к совершенно личным и земным смертям. Эта идеология, вдохновляемая анимой Гитлера, привела к саморазрушениям невообразимых масштабов. Вот чем завершился этот великий миф и далеко идущие амбиции стать правителем всего мира.

Уинстон Черчилль отнюдь не был лишён личных амбиций. В детстве и юности он не был популярным среди сверстников. Но он умел учиться на собственном опыте (кажется, что диктаторам не хватает именно этого), он шел своим собственным путем. Он делал то, что он может, руководствуясь тем, что называют собственными мотивами, то есть побуждениями своей анимы. Он прожил в браке более пятидесяти лет, у них с женой было несколько детей. Они причинили ему немало неприятностей, и он делал всё, чтобы решить эти проблемы. Несомненно, что детям было с ним не просто общаться, но он, по крайней мере, не уклонялся от этой жизненно важной сферы. Одна из его дочерей однажды сказала, что её отец всегда хотел общаться с исключительными женщинами, такими как великие актрисы, но он просто не знал, как это делать. [12] Она отмечала, что в этом отношении он вёл себя как школьник, который так и не стал взрослым. Он продолжал восхищаться этими женщинами на расстоянии.

До того, как он был призван исполнить роль политического лидера во время Второй мировой войны, Черчилль прожил довольно насыщенную жизнь и хорошо понял, чем наполнена жизнь человека, научился различать оттенки чувств и ощущал себя нормальным земным человеком в реальном мире. Иными словами, он не игнорировал малейшие нюансы мирских потребностей своей анимы, не держал её на голодном пайке, как это делал Гитлер. Черчилль смог предложить на совершенно другом уровне духовную идею объединения Европы или мира, при этом он был полностью удовлетворен своей личной жизнью, и не шёл слепо за своей анимой, чтобы победить любой ценой, как это было в случае Гитлера. Благодаря этому отличию, Англия смогла занять центральное место на политической арене во времена Черчилля. Ему даже удалось выдвинуть идею о Британской империи (очень дорогую сердцу почти каждого британца), и заменить идею Содружества. Другими словами, Черчилль мог проживать свой мифологический сценарий как в его положительном, чисто земном аспекте, так и конструктивно работать ради общего блага, а не только ради своей собственной анимы. Только богу известно до какой степени всё это ему удалось, но, в любом случае, этот человек сделал всё, что мог, и многое из этого имело самое прямое отношение к повседневной жизни мужчин и женщин. На этом я завершаю мой краткий обзор сценариев мужчин.

Анимус — это истинный автор каждого укоренившегося сценария женщины, он продумал его целиком и полностью, «находясь за её спиной», так сказать. Надеюсь, что смогу это показать на нескольких примерах. На границе сознания пребывают наши всевозможные полубессознательные желания и цели, которые мы ещё не осознали, хотя вполне могли бы это сделать. Если бы мы понимали эту нашу возможность, то сценарии анимуса были бы гораздо менее разрушительными и не такими личностными.

В «Женщине в Европе» Юнг пишет:

Косвенный метод, используемый женщиной для достижения цели, опасен, потому что она может пойти на компромисс. Поэтому она так хочет большей осознанности, это даст ей возможность назвать свою цель и придать ей смысл, в результате ей удастся освободиться из под власти слепых побуждений природы. [13]

Мы не понимаем наши цели, и это не даёт нам возможность выйти на уровень нашей психики, который близок к границе сознания, то есть к нашему анимусу. Для нас это также сложно, как для мужчины воспринимать и различать свои чувства, развивать ощущение связанности на границе с сознанием. Пренебрежение этими задачами в обоих случаях приведет к одним и тем же результатам. Если женщины не понимают, чего же они хотят на самом деле, их сюжет начнёт разворачиваться в деструктивном направлении, как это было в случае с Гитлером. Он оказался в подобной ситуации во многом благодаря тому, что очень мало интересовался, что же происходит на том уровне, который находится близко к сознанию, где находятся чувство и ощущение связанности со всем. Далее в «Женщине в Европе» Юнг пишет:

Мужественность означает, что человек знает, чего хочет и делает всё необходимое, чтобы этого достигнуть. Если этот урок будет выучен однажды, его невозможно уже забыть никогда, так как это будет громадный ущерб для психики. [14]

Итак, для женщины войти в эту область, находящуюся на границе с сознанием, означает принять свою мужскую сторону. Даже бессознательные мужчины обычно знают, чего хотят и делают всё, чтобы получить желаемое. Но с бессознательными женщинами ситуация совершенно другая. Все они слишком часто, вспомним в качестве прекрасного примера ту женщину с тремя братьями, искренне уверены, что они искренне хотят всего самого наилучшего для своих братьев. Ради этого они жертвуют всем, «выбранной профессией», в том числе, а в результате приходят к такому блистательному концу. За чем тогда вообще было отказываться от желанной профессии?

Я убеждена в том, что у моей кузины не было ни малейшего понятия о том, чего же она на самом деле хочет. На основании моего общения с подобными женщинами, могу сказать, что это последнее, чего она захотела бы о себе узнать. Бессознательные женщины прячутся за клише подобного рода: «Совсем не важно, чего хочу я сама, гораздо важнее, чего хотят другие люди», «Я живу ради других» и тому подобная чепуха. В их оправдание я скажу, что этому их учили с момента, как они научились говорить, такими были их матери и матери их матерей. Но, в действительности, они не хотят приложить усилий, чтобы пойти в направлении мужской реальности, где «знают, чего хотят».

Точно также бессознательные мужчины (за некоторыми исключениями), часто знают, чем они хотят заниматься в жизни и движутся в направлении внешних целей, но они невероятно расстраиваются, когда обнаруживают, насколько же они инфантильны, зависимы от настроений и так далее. Все они слишком склонны бессознательно барахтаться в этих чувствах, поставляемых их анимой, которая создаёт подобные сентиментальные настроения и идеалы или проецирует себя на какую-либо женщину. Так, этот образ анимы, имеющий мало отношения к реальной женщине, может сам всё решить, а мужчина позволяет себя баловать и соблазнять, двигаясь дальше. Подобным же образом убеждения анимуса создают проблемы женщинам. В обоих случаях это происходит из-за одержимости анимой или анимусом, мы просто этого не замечаем. Как говорил Юнг, человечество всегда было одержимо. [15]

Безусловно нам потребуются сверхчеловеческие усилия, чтобы подвергнуть сомнению вещи, которые всегда принимались, как сами собой разумеющиеся. Конечно, очень заманчиво продолжать двигаться по старой колее, когда женщина вслепую доверяет своему анимус вести её к целям, а мужчина выставляет себя идиотом, устремляясь за чувствами и проекциями собственной анимы. Но, если однажды мы поняли, что женщина может осознать собственную цель, то есть, чего она, а не её анимус, действительно хочет, а мужчины будут следовать своим чувствам, а не тем, которые им навязывает их анима, тогда мы достигнем свободы и осознанности. Это так очевидно, и забыть это невозможно, так как в этом случае психике будет нанесён ужасный ущерб. [16]

Любой, кто попытается применить к себе методы юнгианской психологии не просто в качестве интеллектуального развлечения, обязательно это поймёт и пойдёт дальше, потому что возвращение в бессознательно состояние станет слишком болезненным.

Юнг считает, что анима не принимает такого прямого участия в придумывании сценариев. За сюжетом стоит всегда архетип или архетипическая идея. Но, так как идеи находятся во власти анимуса, то он как раз имеет гораздо более непосредственное отношение к сценариям. Пока анима остаётся невидимой, находясь между мужчиной и его сценарием, она сможет повернуть сюжет в направлении своих женских, личных целей, ей это важнее, чем продумывать всё до мельчайших подробностей самой. Там, где анимус убеждает, анима дразнит ложными надеждами. Поэтому для мужчины очень важно осознать свою аниму и понять её мир чувств и связанности, до этого ему вряд ли удастся увидеть свои сценарии. Женские сценарии гораздо ближе личным расчетам и желаниям.

Сейчас мы на время отойдём от сценариев, чтобы потом рассмотреть их уже на конкретном примере. Мы попытаемся понять лучше, в первую очередь, что же такое анимус, так как эти лекции посвящены ему, но анима также не останется в стороне, мы проанализируем наши случаи с обеих сторон.

Перед тем, как перейти к материалу, я хочу очень кратко представить вам идею о том, что такое «поместить анимус в смолу», которую мы подробно обсуждали на нашей предыдущей лекции об анимусе. [17] Эта идея пришла из видений пациентки Юнга, и он рассматривал её в течение одиннадцати семестров во время семинаров. В своём видении эта женщина нашла кусочек янтарной смолы, в котором увидела лицо страдающего мужчины. В итоге она освободила его из этого кусочка янтаря. [18]

Думаю, что вам известно, что янтарь получается из смолы, которая лежит очень долго на дне моря. Цитируя Юнга и обращаясь к нашему личному материалу, мы говорили о чрезмерной активности анимуса, когда мы находимся в состоянии одержимости им. Эту невыносимую активность можно снизить, пригвоздив его. Это можно сделать, начав его осознавать и пройдя этап противостояния с ним. В тексте легендарной Марии Профетиссы описан процесс о том, как пригвоздить мужчину к аравийской камеди или смоле, чтобы обездвижить. Именно Мария Профетисса подчёркивала, что вещество обязательно должно быть максимально вязким, «соединение камеди с камедью в истинном браке», это высказывание неоднократно повторялось более поздними алхимиками. В книге «Психология и алхимия» Юнг пишет, что «изначально название аравийская камедь использовалось в качестве тайного имени для трансформирующей субстанции». [19]

Я не собираюсь снова вдаваться в детали по этому вопросу, просто считаю необходимым кратко объяснить, что я имею ввиду, когда использую эти слова - «поместить анимуса в смолу». На прошлой лекции мы так много об этом говорили, что я уверена, что это понятие будет снова возникать по ходу лекции.

Примечания

1. См. статью Б. Ханны «Анимус в литературе и современной жизни» в книге «Анимус».

2. В этом месте Барбара Ханна упоминает тётю, которую звали Герда.

3. Здесь Барбара Ханна ссылается на историю с ангелом, см. обсуждение «Книги Товита» в этой книге.

4. К.Г. Юнг «Видения. Записи семинаров 1930-1934 г.г.»

5. Ришар Сен-Викторский, шотландец, был одним из важнейших теологов-мистиков двенадцатого века в Париже, который тогда был интеллектуальным центром Европы. Он был учеником великого немецкого мистика Гуго Сен-Викторского, чьи идеи и методы он усвоил и развил. Наибольший интерес в наши дни вызывает его богословская теология, которая, в основном, собрана в двух книгах о созерцании: «Бенжамин младший» и «Бенжамин старший», а также в его аллегорическом трактате о скинии. Он вёл строго монашеский образ жизни, очень мало общался с внешним миром. Ришар был приором известного монастыря Святого Виктора в Париже с 1162 года до своей смерти в 1173. Ред.

6. Эту сказку Барбара Ханна обсуждает в главе об одержимости Жанны Фери. Ред.

7. Барбара Ханна ссылается здесь на потрясающую красоту королевы Антинеи, дочери короля мифической Атлантиды. Она создала под землёй мавзолей, где хранила тела своих бывших любовников, которые провели с ней невероятную ночь, а после были убиты. Ред.

8. К.Г. Юнг «Феноменология духа в сказках»

9. Там же

10. Здесь Барбара Ханна ссылается на католического патриарха Квинта Септи́мия Фло́ренса Тертуллиа́на, 160-225 н.э., родился он в Карфагене. Тертуллиан известен своим грандиозным признанием: «Верую, ибо абсурдно». В этой фразе содержится сильное упрощение того, что он написал: «Сын Божий был распят: мне не стыдно, ибо это позор. Сын Божий умер: это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес, это несомненно, ибо невозможно». Также смотрите о Тертуллиане у Юнга в «Психологических типах».

11. С сексуальной точки зрения женщины не интересовали Гитлера; у него была мания величия, со своими солдатами он общался очень холодно, без малейшего оттенка человечности, так он относился и к немецкому народу в целом. В своём психоаналитическом исследовании Гитлера Манфред Кох-хиллебрехт задокументировал определённые педофилические и гомосексуальные наклонности нацистского лидера. См. Его книгу «Homo Гитлер: психограмма диктатора». Ред.

12. Этель Берримор отклонила его предложение выйти замуж, но его интерес к этой женщине окончательно не пропал и возобновился с подачи его дочери Сары, которая была актрисой и танцовщицей, она снялась, к примеру, в одном фильме с Фредом Астером «Королевская свадьба». Ред.

13. К.Г. Юнг «Женщина в Европе»

14. Там же

15. См. Юнг «Значение психологии для современного человека»

16. К.Г. Юнг «Женщина в Европе»

17. См. Барбара Ханаа «Образы анимуса в литературе и современной жизни»

18. Юнг «Видения. Семинары 1930-1934 г.г.»

19. К.Г. Юнг «Психология и алхимия»

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики