Среда, 08 марта 2017 09:22

Джозеф Хенриксон Тень и Самость Глава 5. Контрперенос

Джозеф Хенриксон

Тень и Самость

Глава 5. Контрперенос

Криттенден Брукс (Crittenden Brookes) недавно вел дискуссию для группы в Институте К.Г.Юнга в Сан-Франциско о месте Эроса в терапии. В конце дискуссии пришли к консенсусу, что не было сделано никаких реальных выводов, и что мыслительный процесс группы все еще довольно неустойчив. Однако оглядываясь назад, я думаю, что мы все же пришли к четкой формулировке роли Эроса в терапии, которую я кратко резюмирую. Брукс, Джозеф Уилрайт (Joseph Wheelwright) и Джин Болен (Jean Bolen) подчеркивали, что Эрос, определенный Юнгом как производная от функции бытия, состоящего из связей и отношений, также важен в терапии, как и в повседневной жизни. Я предположил, однако, что существует опасность, что Эрос как архетип (включающий в себя романтику и секс) может настолько захватить, что будет вмешиваться в развитие человеческого аспекта в отношениях. Я имел в виду Эрос в изначальном смысле, как его представляли древние греки, как бога, и предположил, что корректировку излишка этого аспекта Эроса можно найти в использовании агапэ в качестве сочувствия, ведущего к личной преданности терапевта потребностям пациента. Другие отметили, что функция Эроса, используемая негативно, может скрывать силу и оказывать поглощающее влияние на работу терапевта, который является слишком контролирующим или доминирующим в своей «родительской роли». Уилрайт и Кэррол Таттл (Carol Tuttle) добавили, что эта особенность Эроса может склонять терапевта к сексуальному отреагирования или ответу на соблазнения со стороны пациента.

_________________

Основано на работе, представленной на собрании Общества юнгианских аналитиков Северной Калифорнии. Кармел, февраль 1982 г.

 

Они ясно и практично объяснили, как и почему это не может улучшить благосостояние пациента и должно сделать аналитика непригодным для этого пациента. Когда высказано личное требование для того, чтобы удовлетворить контрперенос терапевта, никакой внутренний материал не может развиться для пациента из его или ее собственного переноса. Символический процесс останавливается как для пациента, так и для терапевта.

Сейчас я хотел бы остановиться на тех аспектах контрпереноса, которые не зависят от Эроса, но, тем не менее, присутствуют. Первый аспект – это то, что я называю присутствием пациента и его или ее влиянием на терапевта. Нельзя не признать значения первого впечатления о новом человеке и того, как у нас отпечатывается образ того, что по нашему мнению является истинной природой человека. Позже мы можем понять, что то, что мы считали реальным, было частично, если не полностью, иллюзорным, но изначальный образ остается. Такие полные энтузиазма первые впечатления оживляют нас, без них мы бы впали в смертельную скуку или цинизм. Контрперенос такого рода – хорошая и необходимая проекция, потому что она открывает дверь исследованию всех психических возможностей. По сути, он нагружен интуицией. Но если мы придерживаемся нашей изначальной интуиции после того, как пациент вышел из своего изначального переноса по отношению к терапевту, мы теряем доверие пациента или тормозим процесс. Чтобы избежать этого, мы должны тогда стремиться анализировать и освободиться от любой неверной оценки исходного потенциала клиента, что включает признание того факта, что безграничное развитие – это иллюзия. Мы помогаем пациенту тем, что признаем реальные ограничения в нашей работе в соответствии с нашим использованием функции ощущения.

Вторая составляющая контрпереноса – индивидуальные различия, предмет, тщательно изученный юнгианскими аналитиками, пишущими о типологии. Однако одно наблюдение осталось незамеченным. Когда терапевт и пациент относятся к одному типу (интроверт или экстраверт) и у них одна и та же ведущая функция (такая как мышление или чувства), имеют место значительные сложности в обычном процессе переноса-контрпереноса, который, похоже, требует некоторой типологической полярности. Я могу добавить, что когда полярность слишком сильно выражена как по типу, так и по функции, начальный перенос может быть очень сильным, но его проработка или разрешение может стать невыносимо фрустрирующими, потому что предпосылки для коммуникации слишком различны. Это одна из областей, где может понадобиться работа со вторым аналитиком, более близким пациенту по типу или функции.

Третья составляющая контрпереноса зависит от разницы в культурной принадлежности аналитика и пациента. Культурная принадлежность включает традиционные этнические различия и разницу в установках. Важно помнить, что основатели глубинной психологии мало озадачивались этническими различиями. Фрейд, Юнг и другие их непосредственные последователи были представителями немецко-говорящих стран во времена, когда классовые различия были четко обозначены и хорошо известны. Они также были многоязычными и свободно общались с разными этническими группами в близлежащих Франции, Италии, Англии, Дании и скандинавских странах. Пиренейский полуостров с его сильным католицизмом также был знаком, даже несмотря на то, что баски и кельтские народы Британии, Ирландии и Уэльса были для них экзотическими субкультурами, как и цыгане. Некоторые их традиции также просочились в традиционную европейскую культуру (например, романы Артурова цикла). Поэтому для этих первых европейских аналитиков не представляли большой сложности понимание и работа с проекциями, которые могут быть сделаны аналитиком на пациента, когда были задействованы этнические традиции. Главным образом превалировал культурный стиль хорошо известной группы. Появление американцев в сфере анализа привнесло важные изменения. Похоже, Фрейд недолюбливал американцев и называл их жеманными. Юнгу нравилось многое в них, и он многим в них восхищался, но даже он зачастую считал американцев сложными, потому что они часто были слишком экстравертными или «примитивными», с особенностями «негров» или «красных индейцев». Если бы они жили и работали сегодня, Фрейд и особенно Юнг, возможно, нашли бы меньше различий между европейцами и американцами. К счастью или к несчастью, но мы живем в многокультурном обществе, где этнические различия, которые, хоть и возможно сильнее выраженные для американцев, нежели для европейцев, тем не менее, имеют место в аналитических ситуациях и требуют, чтобы и аналитик, и пациент временно стали антропологами, чтобы понять друг друга. Напротив, есть культурные различия, на которые не влияют этнографические дислокации и показывают однообразное распределение в нациях и субкультурах мира. Я назвал эти культурные установки социальными, религиозными, эстетическими и философскими. В установлении переноса в терапии или контрпереноса я нашел важным определить природу культурной установки моего пациента и ответную реакцию, которая может возникнуть у меня на основе моей доминирующей культурной установки. Если у нас обоих развились одинаковые культурные установки, мы вероятно будем испытывать комфортное чувство согласия. Но это чувство согласия может сбить с толку и помешать нам в работе над базовой психологической проблемой (например, это может обострить наши слепые пятна). Если наши культурные установки сильно отличаются, мы можем столкнуться с неожиданным сопротивлением, приводящим нас к появлению взаимных негативных проекций. Таким образом, у нас легко может возникать как положительный, так и отрицательный контрперенос. Два примера культурных установок относительно контрпереноса прояснят мои положения. Первый пример – мой собственный опыт, в котором я поймал себя на состоянии положительного контрпереноса по отношению к пациенту из-за культурной принадлежности. У этого человека была очень развитая философская установка и прекрасные языковые способности. Я с таким же нетерпением ждал наших сессий, как если бы я был студентом интересной докторской программы. Я обнаружил, что был в состоянии контрпереноса, только когда он довольно резко прекратил терапию и вместо этого написал книгу. Мне пришлось справляться со своим разочарованием в течение некоторого времени, пока я не осознал, как сильно я ожидал, что его анализ принесет мне удовлетворение, хотя, конечно же, я также хотел, чтобы и он получил пользу от моего вложения интереса в него. Затем я обнаружил, что значительная часть моего интереса была на самом деле иллюзорной, поскольку его философские взгляды, выраженные в его книге, не заинтересовали меня сколь-либо продолжительно. У меня был подобный опыт с людьми, через культурные воззрения которых я неосознанно получал поддержку своих собственных воззрений. Я обнаружил, что насколько бы значимым для меня ни было научиться у своих пациентов, также необходимо позволять им переходить на следующую стадию их жизни, не обязательно завершая свою собственную терапевтическую программу для них, как бы заманчиво это ни было. Это суть самоанализа контрпереноса. Не говоря уже о том, что если аналитик навязывает свои культурные убеждения, когда они расходятся с воззрениями пациента, пациент либо станет неожиданно сопротивляться, либо сменит аналитика. Это приводит меня к моему следующему примеру. Аналитик, который был моим коллегой, проходил через стадию в его жизни, когда социальные установки стали доминировать над религиозными, которые были частью его наследия. Он стал убежденным в том, что наш долг – всегда реагировать на политическую и социальную несправедливость словом и делом и исправлять фанатизм любого рода. Это было значимой стадией его собственного развития, но это не всегда было верно для его пациентов. Один из его пациентов был вдумчивым мужчиной с эстетической установкой, который игнорировал социальные вопросы насколько это возможно. Он был фотографом и кинематографистом, заинтересованным главным образом в форме, и только потом в содержании. Аналитик не мог сдержаться и не критиковать эту установку и пытался стимулировать интерес своего пациента к социальному благополучию для коррекции того, что казалось ему абсолютным нарциссизмом. Пациент сначала пытался удовлетворить ожидание своего аналитика, но вместо улучшения, это привело его к большему невротическому конфликту, который он испытывал ранее. В конце концов, он отказался от услуг своего аналитика и пришел ко мне со своей печальной историей социального поражения. Как только он получил от меня признание того, что есть здоровая культурная форма искусства ради самого искусства, не нуждающаяся ни в каком социальном обосновании своего существования, его сопротивление исчезло, и его терапия продвинулась вперед. В итоге, это позволило ему критиковать и в значительной степени отделиться от нарциссических элементов в его эстетической установке. Он смог развивать свои интересы более энергично и наслаждаться большим успехом в своей карьере. Парадоксально, но это действительно привело его к растущему осознанию социальных проблем, но это не привело к большему пониманию социальной ответственности. Его долг остался в его искусстве.

 

Если мои пациенты пытаются втянуть меня в идентификацию с их доминирующими культурными установками или если они предпринимают попытки заставить меня чувствовать себя виноватым или, по крайней мере, нижестоящим из-за их социальных, религиозных, эстетических или философских установок, превосходящих мои, я должен убедить их как можно тактичнее, что мои культурные установки к настоящему моменту являются преимущественно психологическими. (Это пятая основная культурная установка, которая получила широкое признание в наше время). Поступая так, я могу дать им возможность взять что-то от моей психологической установки для обогащения и полезного модифицирования своих собственных.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики