Воскресенье, 07 мая 2017 15:46

Мария Луиза Фон Франц Число и время Глава 6. Число три как ритмическая структура акутализации в сознании и материальном мире

Мария Луиза Фон Франц

Число и время

Глава 6.

Число три как ритмическая структура акутализации в сознании и материальном мире

С чисто формальной точки зрения, число три обладает следующими характеристиками.[1] Это первое нечетное простое число и, одновременно, первое треугольное число (представляет из себя сумму предыдущих чисел, начиная с единицы). Это совершенное число и оно всегда содержит первое "исчислимое" число. Подобно двойке, оно возрастает при умножении и никакое, так называемое, совершенное или дефектное число не обладает двумя и тремя делителями одновременно. Всё нечетные недефективные числа третьего и четвертого порядка всегда имеют в делителе тройку.[2] Касательно первых трёх чисел (1, 2 и 3), их сумма даёт тот же результат (6), что и их умножение.

Юнг психологически объясняет характерный три-континуум в "Психологии и религии", в его описании напряженности между "Одним и Другим" говорится следующее:

“Но любое напряжение противоположностей, в своей кульминации, приводит к возникновению "третьего". В котором это напряжение разрешается и восстанавливается изначальная целостность. Целостность, абсолютное Единство, не может быть исчислимо - оно неопределенно и неизвестно. Только проявляясь в качестве единицы, числа один, оно становится постижимым для "Другого". Которому необходим недостаток Единого для этого постижения. Троица приводит Единство в то состояние, когда оно может быть познано и соединение становится узнаваемым. Если бы оно не было разделено на Одно и Другое, оно так бы и оставалось в состоянии, лишенном всяческих качеств.”[3]

Таким образом, число три отвечает за актуализацию единого континуума в пространственно-временном измерении и в нашем сознании. В китайской концепции числа мы видим параллели со словами Юнга о континнуме числа три. Марсель Грант описывает это следующим образом:

“Единство (как Целостность) не является Единицей и не может быть отделено от Другого. Поскольку оно вбирает в себя все содержащиеся свойства, которые объединяются и противостоят друг другу. Такие как левое и правое, высокое и низкое, переднее и заднее, круглое и квадратное, совокупность Инь и Ян. Каждая совокупность, Единство и Парность, Целостность - когда одно желает проявится в своей числовой форме, оно находит себя во всех нечётных числах начиная с тройки (1 плюс 2).” [4]

Соответственно, последовательность начинается с числа три.[5]

Переводя на язык алхимии, как уже упоминалось касательно числа четыре, мы то же можем утверждать и про тройку: единица переходит в двойку, но из пары этих двух рождается третье.[6] Ретрогрессия здесь так же имеет место, возвращая наши мысли обратно к единству, проявляя его в нашем сознании. В элетронных методах вычисления, шаг от двойки к тройке был реализован аналогичным методом в целях получения более точных результатов. Например, чтобы не путать 36 с 63, третий столбец представлен в виде центральной оси, помещенной между двумя числами в паре.[7] Относительно этой оси, различные числа не могут переворачиваться влево или вправо. Эта ось задаёт позиционирование по отношению к начальному единству и, в то же время, знаменует "момент рождения" числа три.[8]

Понимаемое как ритм или динамика, тройка представляет собой направляющий элемент колебательного ритма двойки, формируя тем самым пространственные и временные характеристики. Этот шаг включает в себя вмешательство наблюдателя, который создаёт ось симметрии относительно бинарного ритма. Другими словами, придаёт последнему темпоральную и пространственную определённость. Следовательно, число три - символ динамического процесса. [9] В мифологических проявлениях бессознательного, духи нижнего мира иногда являются в форме триады. [10] Согласно Юнгу, они представлю собой поток психической энергии[11], указывающий на связь со временем и судьбой.[12] Герой мифов и сказок часто встречает в своём путешествии три одинаковые или относительно похожие ситуации или места (к примеру, трёх отшельников или ведьм, или же направляется к луне, солнцу и ночному ветру). [13] После этой встречи наступает четвёртая, кульминационная стадия путешествия. Подобные триадические ситуации или места, таким образом, отражают течение событий.

Эти триадные структуры богов и мифологических персонажей делятся на две категории: три одинаково важные фигуры (подобно трём Паркам) или состоят из одной главной фигуры, в окружении двух компаньонов (как Христос между двух воров или Митра, окруженный Дадофорами). В первом случае, больше представлена предсознательная динамика архетипа, во втором - реализация единства внутренних противоположностей [14] и проявление одного в пространстве-времени или в сознании. По этой причине, у некоторых индейцев слово "три" так же значит "центр одного".[15]

В прорицательной системе И-Цзин, чьи зачатки, как уже упоминалось, берут начало в "раскрытиях" простейших позвоночных, используются двойные совокупности трёх линий (например, ). Из этих тройных линий, именуемых па-куа получается восемь возможных комбианаций. Они отображают простейшую структуру всего сущего. Когда они дублируются в гексаграмму, они знаменуют собой 64 возможных проявлений unus mundus. Однако, нельзя игнорировать то, что эти числовые комбинации содержаться в нашей психофизической природе. Более того, совеременная генетика открыла, что биогенетический код дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) состоит из четырех оснований (аденин A, тимин T, гуанин G и цитозин C), соединенных в группы по три. Эти группы составяют код для строительства двадцати аминокислот, формирующих все белки человеческого тела.[16] Из четырех оснований (43=) содаются 64 различных триплета. Информация о генетическом коде передаётся так называемым транслятором РНК к рибосомам клеток, пропитанных рибонуклеиновой кислотой. Эти клетки имеют аналогичную конструкцию с дезоксирибонуклеиновой кислотой.[17]

Транслятор РНК подобным образом использует триплеты, для формирования простейших форм этого кода.[18] В этих генетических исследованиях мы сталкиваемся с тем, что метод передачи "информации" в живых клетках в точности соответствует структуре гексаграмм И-Цзин.

Это поразительное совпадение, вероятно, наиболее весомое доказательство гипотезы Юнга о числе как регуляторе психики и материи. Одна и та же модель, лежащая в основе человеческой памяти и передачи (а тем самым и подоплеки всех наших сознательных процессов), была обнаружена сперва в Китае (через интроспективное исследование бессознательного), а затем на Западе (через генетические исследования клеток).

Переводя на "нейтральный" язык, число три означает единство, непрерывно порождающее линейные, необратимые, самораспространяющиеся процессы в материи и в нашем сознании (например, дискурсивное мышление). По словам Карла Меннингера, число три - это достигнутый в сознании шаг в сторону способностей рассчитывать и к процессам определения результатов. Он говорит:

“Тройка приносит нечто новое в само понятие числа. В ситуации Я - Ты, эго всё ещё заключено в напряжении с Ты. Но есть что-то над этим напряжением - Оно, Третье, Множество, мир. Этот тезис, объединяющий психику, лингивистику и нумерологию, может служить довольно расплывчатым парафразом понятия числа у раннего человека. Один - два - множество - не это ли находит отражение в существительных единственного, двойственного, множественного числа?”[19]

Три - это "за пределом", "транс-". Предпринимались попытки объединить tres-, "три" и латинское trans, "сквозь" (частично trare - "проникать").[20] Сравните intrare, "вторгаться, прокалывать, проникать" (немецкое eindringen), во французком trois и tres-, английском "three" и "through" и т.д. Во многих формах письма множество отображалось тремя штрихами.

“Шаг к тройке - это шаг через темную завесу, перед которой число всё ещё глубокого укоренено в психике, шаг к трезвой и четкой объективности. Сила числа разделять, придавать индивидуальный характер вещам, таким образом, ослабевает. Но взамен возрастает его к сила к построению оперативной системы невообразимых масштабов в виде возрастающего диапазона чисел.”[21]

Тем не менее, три всё ещё используется как прилагательное, выражающее определенный аспект единства. Хотя и был сделан определенный шаг в формировании числового ряда и реализации количественной множественности, достигнутой числа три, во многих отношениях оно всё же сохраняет своё единство. Многочисленные средневековые размышления о троице, а также аформизм Марии-Пророчицы бесспорно подтверждают это.[22]

Идея о соединении пространственно-временного континуума с числом три и удвоенной тройкой (шестеркой), вероятно, лучше всего может быть проиллюстрирована сном современного физика. Перед сном он занимался тем, что перебирал различные схемы своей жизни. Он изобразил их в виде двойного треугольника (звезды Давида), на вершинах которого обозначил основные элементы своей внутренней жизни. И вот его сон:

“Китаянка (возведённая в ранг Софии) стоит вместе с двумя мужчинами. Я четвертый. Она обращается ко мне: "Ты должен сыграть с нами во все мыслимые шахматные комбинации". Далее в полу-сновидческой фантазии она объявила ему нуминозным голосом: "В твоём рисунке один элемент правильный, но другой - преходящий и ложный. Ты правильно нарисовал шесть линий, но с точками всё совсем не так. Смотри" И я увидел:

квадрат с обозначенными диагоналям. "Теперь ты видишь четыре и шесть? Четыре точки и шесть линий или шесть пар из четырех точек. Это те самые шесть линий в И-цзин. Эти шесть, содержащие три в качестве скрытого фактора, правильны. Теперь внимательнее посмотри на квадрат: четыре линии одинаковой длины, а две другие - длиннее. Они "иррационально зависимы". Это не фигура с четырьмя точками и шестью равными линиями. По этой причине симметрия не статична и возникает танец. Коньюнкция - это перемена места в этом танце. Это также можно назвать игрой или ритмом и вращением. Поэтому, скрытая тройка в этом квадрате должна быть динамически выражена. [23]

________

Наиболее значимые аспекты этого сна станут самоочевидны в контексте следующей главы, посвященной числу четыре и юнговской модели Самости в виде двух пирамид. Сейчас важно обратить внимание на число три или шесть, как на проявление динамического развития позволяющего проявится символы во всей своей тотальности. И отразится во времени, чтобы он не застыл в статичной симметрии и гармонии.

В изучении возможных циклических взаимоотношений объектов схожих классов, Вольф фон Энгельхарт четко различает шесть типов отношений.[24] Двойная триплетная структура также, возможно, имеет существенное значение для пространственной классификации.

Схема позиционно-пространственных взаимоотношений. Отношения во внешнем кольце содержат в основе своей идентичность. Отношения во внутреннем кольце - дилатацию. Сама дилатация - исключительно внутреннее отношение.

Даже если сократить шесть внутренних взаимоотношений до трёх[25] (поскольку из них можно выделить две одинаковые группы), мы бы всё равно имели дело с тройкой (или удвоенной тройкой) и описываемым расширением в пространстве. В отличии от приведенных выше примеров, которые касаются больше расширении во времени. Тройные ритмы, скорее всего, связаны с процессами в пространстве и времени или с их отражениями в сознании. В физике одна из самых важных групп - это вращение в шести измерениях. В шестимерном пространстве существует 15 независимых плоскостей вращения (так же как и три независимые плоскости в трехмерном). Если в каждую группу добавить скрытый элемент, мы получим структуру из шестнадцати элементов или шесть групп из пяти (пентады), каждый член которой связан сопряженной парой.[26]

Ещё одну отсылку к динамической структуре числа три мы можем найти в киматологии - области эмпирических исследований макрофизических колебаний и волновым феноменам. Говоря о своих исследованиях в этой области, Ганс Дженни приходит к выводу, что:

“Структурообразующие моменты всегда происходят во время колебательных процессов и кинетических эффектов, подобно кинетическим и динамическим процессам. И всё это носит периодический характер. ... Есть три области - периодичность, как базовый элемент вместе с двумя полюсами структуры и динамиченость - представлены как единое целое. Их невозможно отделить друг от друга. “[27]

Это тройственное единство структуры, динамики и периодичности, которое, по мнению Дженни, лежит в основе киматологии - ещё одна иллюстрация архетипа числа три. И вновь здесь мы видим что решающее значение играет динамический элемент.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики