Понедельник, 02 октября 2017 23:30

Мария Луиза Фон Франц Сны и видения Святого Никлауса из Флюэ Лекция 2

Мария Луиза Фон Франц

Сны и видения Святого Никлауса из Флюэ

Лекция 2

Институт Юнга

15 Мая, 1957.

В прошлый раз в начале своей лекции я говорила об истории поклонения мана выдающейся личности, указывая, что с самых древних времен достигшие несомненной важности и значительности их личности и индивидуальности, приобретали влияние, которому окружающие поклонялись во время их жизни, и после смерти культ сосредотачивался вокруг их гробниц. Я также отметила существование идеи о том, что такие выдающиеся персонажи каким-то образом воплощают в себе нечто божественное и в необычайной степени. Я сказала, что культ святых, похоже, имеет тот же психологический мотив. Затем мы начали интерпретировать четыре символических образа, появившихся в начале жизни Святого Никлауса, и отметили определенную последовательность их развития. Сначала мы обсуждали звезду, как символ предсознательной и постсознательной индивидуальной личности, древнюю идею о том, что душа человека начинается со звезды на небе и после смерти снова становится звездой, а затем я подошла к мотиву камня, следующего символа, который наш святой видел уже в утробе матери. Мы отметили, что в немецких дохристианских религиях существовал культ камней на могилах, поскольку считалось, что души умерших жили в этих камнях, и что до 11 века епископы должны были запрещать людям поклоняться камням на кладбище. В Германии и скандинавских странах такие камни назывались камнями Bautar [поклонения]. Это каменное поклонение продолжалось до 18-го и 19-го веков. Германцы строили свои очаги из одного большого камня, который также служил внутренним алтарем, которому глава семьи приносил жертвы, полагая, что в нем заключены души мертвых предков, и хотя были священники, именно глава семьи брал на себя функции священника. Предполагалось, что такие камни были сброшены с небес богом. Метеориты считались особенно обладающими таинственным качеством, и, если их находили, им поклонялись, что показывает прямую связь между звездой и камнем, поскольку последний считался падшей звездой.

Сам Св. Никлаус интерпретировал камень как непрерывность и стойкость своей сути. На индийской церемонии бракосочетания молодой человек должен стоять на камне, чтобы обрести силу характера, это еще один пример идеи того, как камень представляет собой силу личности. То, что герой рождается из камня и снова становится камнем, является мотивом у североамериканских индейцев, племени ирокезов, у которых есть миф о близнецах Acorn Sprout и Feuerstein [Дубовый росток и Огниво], первый из них был добрым, а второй демоническим, и оба постоянно сражаются. Оба являются творцами, первый - всего доброго, и второй – всего злого. В соседнем племени уичита жил спаситель, Великая Южная Звезда, связанный с солнцем. У Великой Южной Звезды есть сын, названный Молодым Огнивом, позже ставший положительным, а в прежде негативным.

В средневековой алхимии существует та же связь между символами, а Меркурий алхимиков - это звезда и камень. Я отсылаю вас к Психологии и Алхимии Юнга. Камень стал образом бессмертия из-за его долговечности. Герои перед смертью превращались в камни, тем самым обретая буквальное бессмертие. Алхимики сравнивали философский камень с телом славы; они сказали, что, сделав философский камень, они создали тело славы, которое побеждает смерть. Мы можем сказать, что камень несет качества звезды, но он ближе к земле. По мнению многих алхимиков: в философском камне обитает дух - пневма или душа, - и это вещество души, называемое medicina catholica, сравнивалось с водой или маслом, или эликсиром жизни; вероятно, основная идея заключается в том, что минералы выглядят как камни с металлическими прожилками, венами. При нагревании камня в печи вдруг появляется металл, и на этот реальный факт проецируется мысль о том, что из определенных камней можно извлечь душу камня, металлическую воду, таинственную сущность души камня. В греческом тексте говорится: «Идите к берегам Нила, где вы найдете камень, который имеет« пневму», и это вся тайна». Эту металлическую субстанцию в камне, алхимики проецируют в бессознательное, и в некотором смысле вы можете сказать, что это сопоставимо с тем, что делаем мы.

Если вы подумаете о нашей концепции бессознательного, это будет концепция границы, поскольку мы просто описываем этим термином реальный, хотя и невидимый факт, и можно сказать, что реальность бессознательного - это скрытая реальность, не очевидная непосредственно. Вы можете сказать - это то, что производит сны, что именно «Х» устраивает осмысленный порядок сна. С помощью определенной методики интерпретации мы можем вывести из сновидения значимую связь, поэтому мы заключаем, что должно быть что-то, что производит сон. У нас, как и у алхимика, есть определенное количество фактов и выдержка из этого понятия, которую мы называем психикой. Большим умственным усилием концентрации и способностью к символической интерпретации можно извлечь из снов очень живой и значимый опыт. В алхимии это проецировалось на химическую экстракцию жидкого металла из камня, и как Юнг пытался доказать многие алхимические цитаты, они проецировали свое бессознательное на материю.

Поэтому мы можем сказать, что если следующим Св. Никлаус увидел святое масло, то это очень логичная последовательность, поскольку после камня приходит «душа камня», своеобразная маслянистая жидкость, которая, вероятно, должна быть символом того же, в новой форме. Алхимики часто называли то, что они описывали как душу материи, маслянистой водой или какой-то жирной субстанцией. Некоторые австралийские племена считают, что жир в почках - это место души. О человеке в состоянии депрессии они сказали бы, что кто-то украл жир из его почек. В середине почек есть очень белый жир среди темной плоти, и они думали, что этот таинственный жир удерживает душу и, будучи выплавлен как металл из камня, он был носителем таинственного жизненного процесса. Они проецировали на него бессознательное, точно так же, как металл из камня связывался с душой.

Церковь говорит о «святом масле», о хризме [елей, миро]. Христос - это «помазанный», а хризма используется в соборовании, даруемом умирающим людям, при первом причастии детей и при рукоположении священника. Ранние Отцы Церкви интерпретировали это как динамическое проявление Святого Духа. У них была идея, что так же, как Христос преобразился, так и святое масло содержало динамическую силу Святого Духа и, трансмутировавшее в реальную форму, было благословением Святого Духа. Это, вероятно, восходит к дохристианскому ритуалу и египетской привычке смазывать жиром статуи богов, чтобы сохранить их в живых. Статуи ежедневно мыли и помазали, полагая, что это передавало святую жизненную субстанцию ​​и сохраняло их божественную силу. Христианская Церковь заимствовала эту идею в хризме.

Теперь у нас есть интересная последовательность звезды в небе, камня на земле и масла – того, что человек может использовать. Масло является типичным католическим символом, в то время как другие более отдаленные и языческие; есть медленный подход к царству сознания. Мы должны спросить себя, что означает символ масла психологически? Каков конкретный аспект священного масла, который дает жизненную силу и опыт Святого Духа? Звезда представляет собой индивидуальную личность; камень представляет собой стойкость и опыт бессмертия внутри одного человека. Масло менее индивидуально. Оно может быть дано другим, тут есть другой нюанс, и он, кажется, имеет главную коннотацию. Я бы сказала, что это, вероятно, связано с эманацией индивидуализированной личности - воздействием человека, ставшего личностью. Вы чувствуете, что такой человек распространяет жизненные силы и надежду в своем окружении.

Если вы связаны с вашим собственным бессознательным гармоничным образом, у вас есть субъективное чувство жизни в значимом смысле, у вас есть этот максимум жизненной силы и ощущения близости внутреннего источника. Это связано с убеждением, основанным на опыте, что собственная индивидуальная жизнь имеет смысл, который должен проявляться и реализовываться. Создается атмосфера, которая заразительна в положительном смысле этого слова, так же, как психотическое состояние является заразным негативным образом, и надежда и вера в жизнь, сообщаемые такой личностью, являются фактором, способствующим лечению. Это можно наблюдать у примитивных целителей. Приближаясь к такой личности, люди обретали надежду и чувствовали, что они приближаются к смыслу своей жизни. То, что такой опыт представлен субстанцией, похожей как масло, имеет очень глубокие корни в магических верованиях человечества самого первобытного вида, а также затрагивает одну из наших величайших проблем и загадок, проблему того, что мы называем бессознательной психэ и то, как она связана с материей. Мы знаем, что это так в некотором роде, и потому эти выдающиеся личности очень часто связаны с символами, которые имеют очень конкретный смысл.

Если бы Святой Никлаус пришел к вам и спросил, что значат эти три символа, которые он увидел эти в утробе матери, что бы вы сказали? Одно дело знать мифологические коннотации и приблизительное значение символов, а другое - связывать их с чьим-то бессознательным. Вам пришлось бы говорить на его языке. Я бы сказала, что он должен был следовать своему внутреннему религиозному опыту. Можно было бы пойти еще дальше и сказать, что масло, помазание помазанника, свидетельствует о Христе, как о развитии личности, и что он должен пройти этот процесс. Некоторые люди должны быть наполнены Святым Духом и совершать большие дела, как сам Христос, и в своей собственной, внутренней судьбе Св. Никлауса, он должен будет страдать от процесса, посредством которого он пережил бы судьбу Христа в своей собственной личности.

Три символа очень четко заявляют о констелляции процесса индивидуации. Св. Никлаус проникся идеей, что у него есть особое призвание, как и в старой традиции целителей и святых. Три символа связаны с четвертым, который связан с его ранними детскими воспоминаниями, а именно через три дня после его рождения, при его крещении; когда он увидел рядом с камнем у алтаря неизвестного старика. Согласно его собственному рассказу, когда он узнал, свою мать, акушерку и всех присутствующих, он заметил этого неизвестного старика. Психологически очевидно, что эта фигура представляет собой архетип мудрого старца, олицетворение духа и, в мифологическом смысле, форму, в которой Богу нравится появляться на земле.

В сказках Бог часто изображается как бродящий по земле мудрый старец, и люди, в конце концов, узнают его. Профессор Бланк написал личное письмо профессору Юнгу о значении старца и опубликовал ответ последнего в своей книге. Юнг утверждает, что старец - это архетип духа. В христианской традиции, он соответствовал бы Ветхому днями, Богу. Юнг продолжает: вы также можете сказать, что он олицетворяет собой крупицу соли, данную ребенку, в которой присутствует мудрость Бога.

Если мы примем это, мы можем сказать, что мотив старика соединяется с тремя другими символами, но теперь проявляется в человеческой форме. Но пока я не хотела бы больше говорить об этой фигуре, потому что он снова появится в дальнейших снах и ​​усилится. Я хотела бы лишь отметить мифологическую аналогию в сказке Верный Фердинанд и Вероломный Фердинанд, типичной истории двух друзей, из которых хороший вознагражден, а второй - наказан. Отец был настолько бедным, что не мог найти крестного отца для своего маленького мальчика, но встретил бедного, незнакомого старика и попросил его стать крестным отцом. Старик не показывался, пока они находятся в церкви, затем он внезапно появляется, и говорит, что мальчика нужно называть Фердинандом Верным. Он не может дать подарок, но вместо этого дает ребенку ключ и говорит, что, когда ему исполнится четырнадцать лет, он найдет в поле замок, к которому подойдет ключ, и там он найдет подарок на день рождения. Затем он исчезает. Мальчик часто ищет замок; но не находит его, пока ему не исполняется четырнадцать. В замке он обнаруживает красивую белую лошадь, которая может говорить, и которая велит ему сесть на нее верхом. Затем юноша поступает на службу короля и становится великим героем, и все его дела совершаются с помощью говорящей лошади. В конце он свергает старого короля и женится на принцессе и, по совету белой лошади, трижды поворачивается по кругу, тогда лошадь превращается в красивого принца, который также женится, так что присутствует брачный кватернион. В других вариантах белая лошадь, в конце концов, показывает, что является эквивалентом старика, руководившим героем всю жизнь. В еще одной версии, в конце выясняется, что лошадь - это сам Бог.

Здесь у нас есть мотив неизвестного старика на крещении ребенка, который оказывается Самим Богом. Шокирующая идея о том, что Бог может превратиться в белого коня, напоминает одну из языческих идей о том, что у германского бога Вотана есть восьминогий белый конь, Слейпнир, и у него не только есть конь, но он сам этот белый конь. Таким образом, мотив сказки, очевидно, восходит к языческому германскому представлению, которое сохранилось и указывает на Вотана. Вы заметите, что я склоняюсь дать германский фон мотивом, но, надеюсь, вы увидите, когда мы продвинемся, как эти связи действительно вписываются в нашу жизненную историю.

Позднее у Св. Никлауса было видение лошади, и не замка, а башни, так что в приведенной выше истории есть близкая аналогия с мальчиком. В сказке, когда мальчику исполняется четырнадцать лет, он внезапно видит замок и в нем обнаруживает божественную белую лошадь. В том же возрасте Святой Никлаус увидел башню.

В детстве Святой Никлаус был очень благочестивым. Теперь бы мы охарактеризовали его как интроверта. Он уклонялся от других мальчиков и, по словам его биографов, практиковал добрые дела, постился по пятницам, а затем продлил свой пост до четырех дней в неделю, и с раннего детства в течение сорока дней Великого Поста ел только хлеб и немного сушеных груш. Его критиковали некоторые за то, что можно назвать его мазохистскими тенденциями, но сам он утверждал, что повинуется Богу. Соседний крестьянин Эрни ан дер Холден сообщает, что Клаус рассказал ему, что в возрасте шестнадцати лет у него было видение очень высокой и красивой башни в том месте, где позже у него появились свой скит и часовня, и с того времени он решил вести уединенную жизнь. В старом диалекте слово "einig" означает быть «одиноким», есть также коннотация холостого человека, человека, который должен жить в одиночестве, что и сделал Клаус, и его склонность к интроверсии, по-видимому, не противоречит бессознательной тенденции.

В христианской символике башня является символом Бога. Лаво указывает, что в Псалме 61 Давид говорит, что Бог - его приют и крепостная башня. Знаменитая песня Реформации была «Бог - моя башня». В Притчах XVIII, 10 говорится: «Имя Господа - сильная башня: убегает в нее праведник - и безопасен». Лаво также связывает башню с Вавилонской башней, через которую разъединялись люди на земле, а миссия Святого Никлауса заключалась в том, чтобы швейцарский народ не разъединился. В Евангелии от Луки XIV, 26, Христос говорит: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», а затем: «И кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее». Идея подсчета стоимости, как это интерпретируется Лаво, состоит в том, что, очевидно, символ башни означает, что если вы хотите следовать за Христом, вы не сможете получить пенни и пирог, но должны отказаться от некоторых других аспектов жизни, таких как participation mystique с семьей. Требуется жертва. Таким образом, башня означает христианскую жизнь, за которую придется дорого заплатить. Мы знаем, что процесс индивидуации требует отрыва от идентичности с семейной, и инфантильной зависимостью от семейных связей. Башня также считается аллегорией Церкви и Девы Марии, это феминный материнский символ.

Мать святого Никлауса была очень благочестивой женщиной, некоторые члены ее семьи стали отшельниками, а один из дядей Никлауса стал «лесным братом», и построил маленький скит посреди леса. Святой Никлаус был там и видел его одинокую жизнь, и, возможно, это повлияло на него. Брат матери очень часто олицетворяет анимуса матери, и поэтому мы можем сказать, что, вероятно, какое-то благочестивое и строгое мироощущение материнского анимуса оказало огромное влияние на жизнь сына. Хотя он показывает характеристики типичного маменькиного сына.

Подводя итог, можно сказать, что символ башни имеет двойной аспект и очень неоднозначен, поскольку с одной стороны он является защитным механизмом и построен для того, чтобы защитить от врагов и устоять в психологическом смысле, как любой интровертный механизм. Интровертные страхи и постоянная перегруженность внешним миром и имеют тенденцию удерживать подальше от слишком большого количества впечатлений, которые могут повлиять на душу, но такое отношение легко может стать тюрьмой, столь сильным защитным механизмом, что становится невозможным выйти из собственной защиты - невротическая ситуация, когда башня становится внутренней тюрьмой и непроницаемой изоляцией. Одержимые анимусом женщины, часто грезят о том, что их сажают в башню, они заключили себя в этот механизм невротической защиты и не могут выбраться из него. В особенности, до тех пор, пока вы боитесь Самости, вы чувствуете, будто вас посадили в тюрьму, потому что тогда у вас есть несчастливое субъективное чувство, что вы неотвратимо привязаны к себе, и вы чувствуете себя запертыми внутри. Тема часто появляется в первых снах, в которых люди бывают заключены в тюрьму в своей изоляции. В этом случае присутствует слишком большое сужение личности. Но с другой стороны, Юнг интерпретирует мотив башни как символ Самости, потому что башня также является защитной стеной, святым теменосом. Это внутренний механизм человека, который хочет защитить свой внутренний рост. Нам нужно отрезать себя от нашего окружения, чтобы сосредоточиться на внутреннем росте. Процесс индивидуации часто начинается с того, что вы начинаете проводить различие между собой и своим окружением, тем самым защищая свою внутреннюю личность, чтобы она развивалась безмятежно, хотя вы и чувствуете себя отрезанным от участия в participation mystique с окружающими.

Сам Св. Никлаус считал башню означающей его одинокую жизнь и переживал ее как руководящий символ. Цель его жизни состояла в том, чтобы самому быть, как эта башня, для чего ему пришлось ограничивать себя и жертвовать определенным количеством контактов. Удивительно, что у него было такое видение в эпоху полового созревания, когда обычно происходит определенная экспансия во внешний мир и сексуальность и в то, что это значит в любовной жизни. Но именно в момент, когда обычно природа стремится к расширению, у Никлауса появляется видение полного ограничения и изоляции, как если бы конкретная судьба не допускала его обычного развития в жизни и акцентировала, в положительном смысле, его изоляцию и одиночество.

Я не хочу предвосхищать, что последует дальше, но в чем может причина этого? Она должна быть связано с устойчивостью его личности. Как вы увидите позже, он, очевидно, обладал огромным темпераментом и был очень эмоциональным человеком; у него были более дикие и сильные эмоции, чем в среднем, и, это, возможно, даже угрожал шизофреническим взрывом. Юнг полагает, что, как вы знаете, шизофрения происходит из-за взрыва, который приобретает такую ​​силу, что он разрушает часть личности. Очевидно, Святому Никлаусу угрожала такая возможность, и большое количество эмоций могло взорвать его личность, что может объяснить видение башни в то время.

В тридцать лет у Святого Никлауса не было идеи стать святым. Он женился на женщине по имени Дороти Висс, из вполне приличной буржуазной семьи, и его семейная жизнь продолжалась в течение следующих двадцати лет. Ему было пятьдесят, когда он начал жить как отшельник, и в то время у него была семья из десяти детей, самый младший из которых был еще младенцем. Таким образом, сначала он руководствовался нормальной жизнью крестьянина и выполнял все обычные мелкие обязанности деревенской жизни и ему даже предлагали пост «Ландаммана» (районного губернатора), но он отказался. Он также служил солдатом, носил знамя и в итоге заслужил нечто более высокое, чем ранг капитана. Он участвовал в некоторых сражениях с Тургау, а также сражался с Цюрихом в Тальвиле на Цюрихском озере. Он ненавидел войну, но был храбрым солдатом. Он всегда делал все возможное, чтобы спасти церкви, а также женщин и детей. Он был успешным во всех своих начинаниях и был удостоен чести и уважения за свои военные и политические способности и за то, как он выполнял свой долг во внешней жизни.

Между тридцатью пятью и сорока годами, в разгар его жизни, как женатого человека, Св. Никлаус начал страдать от приступов депрессии и внутреннего беспокойства, и именно в это время у него было большинство видений, о которых мы знаем. К сожалению, их последовательность четко не установлена ​​в отчетах, но существуют два типа: некоторые из них заняты вопросом о том, чтобы стать отшельником, а другие - общими проблемами своего времени. Первый вид видений, который имеет более личный аспект, я рассмотрю в первую очередь.

О своих депрессиях сам Святой Никлаус говорит, что Бог подверг его страшному искушению, которое мучило его день и ночь, и не давало отдыха, и что его сердце было так обеспокоено, и депрессия настолько велика, что иногда даже компания его дорогой жены и детей были ему утомительны. В это время он испытал переживание дьявола, который начал нападать на него, но Дева Мария успокоила его, и он, кажется, перешел из одного состояния в другое. Он описывает одну из этих атак следующим образом: он отправился в Мельхталь, чтобы обрезать тёрн на лугу, и дьявол бросил его на склон с такой силой, что он сильно пострадал и упал в обморок, когда его подхватили. Его сын, который поднял его, сказал, что, оправившись от обморока, его отец сказал, что дьявол настиг его.

В тот же период он рассказал кому-то из соседней деревни, что дьявол приблизился к нему, верхом на красивой лошади, одетый как дворянин, и сказал ему, что он должен вести себя как другие люди и отказаться от своего аскетизма, потому что так он не получит вечную жизнь. Очевидно, что в то время он, должно быть, в расколе вступил в конфликт с самим собой, и дьявол, похоже, посоветовал ему не продолжать это глупое и довольно амбициозное и благочестивое отношение, но вести себя как «нормальные» люди и не желать быть особенно праведным. Когда этот дворянин появляется на лошади и говорит ему вести себя как другие люди, в видении не говорится о том, что это дьявол, это было уже его сознательное толкование, и для меня это довольно подозрительно, но также интересно, поскольку позже три дворянина пришли в видении, и на этот раз он подумал, что они были Святой Троицей.

Пожалуй, произвольно сказать один раз одно, и в другой раз другое типично для христианского сознания. Игнатий Лойола делал то же самое. Он думал, что у него был божественный облик, и тогда он подумал, что это был дьявол, и после этого он начал Духовные Упражнения. Такое произвольное суждение показывает типично христианское отношение. Мы можем отстраниться от него и воспринять видение как сон современного человека, спросив себя, что означает этот дворянин. Для крестьянина, который не принадлежал к дворянству, можно было сказать, что дворянин представляет «высший класс», человека более высокого уровня в самом себе. Никлаус, очевидно, представлял собою тип поднявшегося над своей семьей, а не опустившегося ниже нее. В большой семье всегда бывает «черная овца», тот, кто опускается на более низкий уровень социологически или морально, но очень часто случается и обратное: ребенок с более высоким стандартом, и «белые овцы» в своем одиночестве имеют столько же проблем, сколько и «черные». Этот ребенок может быть ненормально интеллектуальным и показывать все аспекты хорошего воспитания, он может быть своего рода возвратом к давнему предку. В Швейцарии, если вы проследите за генеалогическими семейными историями, вы обнаружите, что семьи поднимаются и опускаются по социальной шкале. Между классами существовало гораздо больше межбрачных отношений без социологических табу. Святой Никлаус, судя по тому, что мы знаем из описания времени, имел очень аристократическую личность. Он был хорошо сложенным мужчиной и произвел впечатление какого-то выдающегося человека. Он был выше среднего уровня тех, среди кого он родился. Примечательно, что, когда он стал святым, вокруг него собралось много благородных людей, как будто он был одним из них, а немецкий дворянин построил свою хижину рядом с ним и стал его сторонником. Поэтому дворянин из сна олицетворяет возможность его внутреннего развития. Тогда есть парадокс в том, что он говорит Никлаусу не всегда нужно иметь амбиции, чтобы быть особенно святыми и т. д. Таким образом, именно дворянин подталкивает его к более скромному и адаптированному поведению к его окружению.

Психологически я думаю, что здесь есть феномен того, как молодые люди оценивают себя. Преподавая в школах в течение долгого времени молодым людям в возрасте от 16 до 19 лет, я наблюдала тех, кто достигал высокого уровня, но в проявлении своих качеств им нечего было предоставить, поскольку они еще не нашли своего уровня деятельности. Иногда они смотрят на своих учителей снизу вверх, как если бы они были более умными и, возможно, по праву, но если кто-то скажет, что они ничего еще не сделали в жизни, они бывают унижены, что вызывает у них революционные реакции. Существует несоответствие между внутренними возможностями и еще не проявленными действиями. Это остается проблемой и в более позднем возрасте для людей, у которых есть призвание и внутренний призыв к достижению чего-то особенного, но они еще не нашли шанса или правильной формы для этого: они колеблются между собственной переоценкой, высокомерием и критикой своего окружения и ровно наоборот. Я всегда склонна воспринимать это как признак того, что человек еще не нашел свою область применения, чтобы показать, кем он является, и кем нет. Когда вы достигнете этого, вы коснетесь своих пределов и скажете, что я так же мал, как это, и так же велик, как то, и испытываю чувство, адекватное ситуации. Это сложный этап, потому что люди подозреваются в мегаломании, когда они говорят: «Я покажу миру, кто я!» Хотя подозрение существует, иногда возникает ощущение, что в этом что-то есть.

Из этого видения мне кажется, что Святому Никлаусу не понадобилось бы видение о становлении святым, если бы он внезапно не угодил в амбициозное благочестивое положение, в котором его эго не допускало его стать выдающейся личностью, но делало его меньшим, а не большим, что объясняет парадокс дворянина - его действительно выдающейся личности - который говорит ему вести себя как другие люди. Однако, когда бессознательное сказало ему что-то, что ему не понравилось, он посчитал, что это дьявол: Позже появился тот же дворянин, и он сказал, что это Бог: То, что он не мог принять, было, естественно, дьяволом. Один только этот мотив не был бы убедительным, если бы у нас не было другого видения того же типа. Однажды, когда Клаус отправился косить траву на луг, в Мельхи, свою ферму в Альпах, по пути он молился Богу, прося о милости праведной жизни, и вдруг он увидел облако в небе и голос оттуда сказал ему подчиниться воле Бога - что он глупый человек и должен быть готов делать то, что Бог хочет от него. Затем он просит Бога дать ему благодать следовать за Ним, и Бог говорит: «Ты, глупый человек, сделай это!»

Единственное объяснение такого опыта, похоже, заключается в том, что у него и его бессознательного нет одной и той же идеи о том, что следует за Божьей волей. Можно сказать: «То, что вы называете благочестивым, не соответствует тому, что Бог называет благочестивым». Это типичная проблема в настоящее время среди людей, которые все еще имеют живую веру. Многие наши анализанды - атеисты или имеют нерелигиозное мировоззрение, но в их бессознательном может быть религиозное ощущение. Но есть и другие, у которых есть сознательная, но недостаточная религиозная позиция, которая им не помогает, потому что она не соответствует их инстинктам. Если их религия все еще что-то значила бы для них, они не нуждались бы в анализе, но они имеют половинчатое отношение. У них есть вера, но она неполна, они расщепляются, а тогда религиозная функция, которая является подлинным инстинктом в психике, приходит в противоречие с сознательной верой, что создает очень тонкую проблему. Многие ценности все еще живы, но, несмотря на это, существует ряд комплексов, для которых бессознательное хочет другого качества религиозного понимания. Иногда это заходит так далеко, что анализ заканчивается тем, что доказывает людям - то, во что они верят, действительно верно, то есть через внутренний опыт люди могут действительно поверить!

Святой Никлаус был благочестивым католиком в средневековом смысле этого слова. Образ Бога в его бессознательном говорит ему, что он должен стать праведным человеком, но согласно тому, что думает Бог, а не тому, что думает его эго. Естественно, он не знал, что делать с таким опытом. Будучи наивным человеком, он старался быть благочестивым, а затем Бог сказал: «Ты, глупый человек, будь благочестивым!» Мы можем понять, что он пришел к расколу и диссоциации! Не случайно голос исходит из облака, поскольку облако обычно содержит божественную или мифологическую фигуру. В мифологии свадьбы Зевса были завуалированы в облаке; в Апокалипсисе сказано: «Вот он идет с облаками»; Лука говорит о «Сыне Человеческом, приходящем в облаке с силой и великой славой» и т. д. Облака также символически интерпретировались как произведения дьявола, который хочет создать туман бессознательного. Дьявол живет на Севере и все время выдувает облака изо рта. Таким образом, облако иногда вызывает путаницу, а в других случаях скрывает божественную тайну. Вы можете сказать, что оно представляет собой содержание бессознательного, но все же очень потенциальное и совершенно неопределенное, то, в котором сознание еще не может найти свой ориентир.

Если вы когда-нибудь летали на небольшом самолете в летний день, вы видели густые мелкие облака. В первый раз, когда я подлетала к ним, мне показалось, что ударюсь обо что-то и я подняла руки к голове, чтобы защитить ее, но как только вы приближаетесь к ним, они растворяются, и вы проходите сквозь туман. Это всегда было для меня примером того, как вы испытываете архетип. Если вы говорите об архетипе «мудрого старца» или «ужасной матери», у вас есть определенное представление о том, что это такое, но когда вы начинаете мыслить интеллектуально, что же это психологически, оно становится как туман, бесформенным. Если вы попытаетесь определить значение архетипического образа интеллектуальным способом, вы почувствуете растерянность. Вот почему некоторые люди чувствуют, что юнгианская психология - это способ использования мистических понятий. Но это не наше желание. Если бы мы могли более четко интерпретировать архетип, мы бы это сделали, но мы все еще в состоянии получить что-то еще. Мы можем сказать, что архетипы определяются одним способом, но мы собрали огромное количество материала и амплификаций вместо определения. Таким образом, архетип часто проявляется как облако. Значительно позже у Святого Никлауса было потрясающее видение Бога, которое почти сделало его шизофреником. Дело в том, что само облако уже является проявлением Бога, но у него пока нет лица и нет определенной формы, это скрытое содержание. Бессознательное очень доброжелательно с ним, пока не показывает ему, что находится за облаком, но защищает его от этого. Мы видим, что он был в сложной ситуации, когда пытался сознательно поступать правильно, несмотря на то, что не знал как, потому что не знал, чего действительно хочет его бессознательное, и, вероятно, именно поэтому у него были депрессии, поскольку он не был в мире с самим собой.

Дорогие друзья. Если вас заинтересовал фрагмент из этой книги, мы рады вам сообщить что вы можете купить всю книгу в нашем магазине. Просто перейдите по ссылке https://castalia.ru/magazin/yungianskaya-psikhologiya/product/view/18/291.html и оформите заказ.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики