Воскресенье, 03 декабря 2017 17:16

Мария Луиза Фон Франц Число и время Глава 9. Числа как изоморфные состояния динамики психической и физической энергии.

Мария Луиза Фон Франц

Число и время

Глава 9.

Числа как изоморфные состояния динамики психической и физической энергии.

Юнг предположил, что идея энергии, применяемая в современной физике, имеет много общего с идеей психической энергии, которая лежит в основе глубинной психологии. Фактически, эти идеи рассматривают одно и то же явление со схожих ракурсов.[1] Архетипы в целом представляют собой динамические единицы психической энергии. Они ассимилируют в подсознании репрезентативный материал, поступающий из мира феноменов и он становится интроспективно воспринимаемым как "психические" события.[2] Мы не можем с точностью утверждать что представляют эти феномены сами по себе, но, как регулярные факторы, ввиду феномена синхронии, они наделены внепсихическим свойством. (Это свойство перестаёт проявляться как периферийный феномен синхронии как только его внутренняя структура становится сознательной.)[3] Таким образом, это психойдное свойство архетипов (структурирующий фактор) энергетически проявляет себя как психический, так и физический феномен. Поэтому, можно заключить что мы, в конечном итоге, имеем дело с одной и той же энергией. Мы определяем её как физическую, когда она физически измеряема или как психическую, когда она становится психически и интроспективно воспринимаема.[4]  Во втором случае, мы воспринимаем эту энергию как "интенсивность" или как оттенки чувств и эмоциональное воздействие, которое оказывает на нас психологическое переживание. "Психолог", по словам Юнга,

также говорит об энергии, однако не может измерить ее количество, кроме того, концепция энергии строго определяется математически, что невозможно в случае психики. [...] Если, тем не менее, психология настаивает на создании собственной концепции энергии для описания активности [ενέργεια] психического, она, конечно, будет использовать не математическую формулу, а некий ее аналог. Но следует отметить: эта аналогия существует с древнейших времен в форме интуитивной идеи, из которой впоследствии выросло понятие физической энергии.  Последнее опирается на раннее применение ενέργεια, неопределяемой математически, ее можно проследить от примитивной или архаической идеи «экстраординарного могущества». [...] Термин «либидо», используемый в новейшей медицинской психологии, удивительно сходен с примитивным понятием маны. Эту архетипическую идею вовсе не следует считать достоянием лишь первобытных людей — она отличается от концепции энергии физиков лишь тем, что, по сути, характеризует качество, а не количество. В психологии точное измерение количества заменяется приблизительным определением степеней интенсивности, для чего […] мы заручаемся поддержкой чувственной (оценочной) функции.[5]

Так или иначе, как отмечает Юнг, данная интенсивность в большей или меньшей степени указывает на “своего рода скрытую физическую энергию” в психическом феномене.[6]

Согласно этой точке зрения, психика также должна проявлять себя как движение массы.[7] И, поскольку имеет место психологическое взаимодействие, в материи должна быть скрытая психическая составляющая. Если применить данные соображения Юнга к числу, мы придём у тому, что число связано со скрытым материальным компонентом психики и со скрытым психическим компонентом материи. Однако, до настоящего времени не существовало средств измерения психической интенсивности в числовом виде. Но я верю, что такая возможность существует исходя из факта (на который Юнг уже обратил внимание в своей работе “Символы трансформации”) что эмоциональные, а значит энергетически насыщенные психические процессы обладают поразительной тенденцией к цикличности. “Любое переживание […] проявляет тенденцию к циклическому выражению, персеверации и повторению.”[8] Данный факт наглядно объясняет различные чередующиеся и ритуальные действия первобытных людей. Посредством них, психическая энергия, в соответствии со своим воздействием и заложенными идеями, структурируется и отпечатывается в сознании. Это также объясняет прогресс в занятиях музыкой, танцами, пением, игрой на барабанах и ритмикой в целом – через эти средства достигается сдержанность хаотичной инстинктивности.[9] Использование цикличности по отношению к психической энергии, вероятно, было первым шагом к её культурному формированию и, как следствие, одухотворению.

Данным циклическим образованиям психической энергии часто предшествуют простые движения, которые поведенческая психология называет “смещённой реакцией” у животных. Энергия пытается воплотиться в виде поведенческого паттерна, но блокируется царапаньем, потиранием, а также в такими человеческими жестами как постукивание пальцем, ногой и другими цикличными движениями.  К примеру, Кох-Грюнберг описывал как индейцы сидят на скалах и делают царапины острыми камнями, ожидая пока их каноэ переправятся через речные пороги.[10] С течением времени, от такой повторяющейся деятельности стали проявляться прямые линии. Вероятно, подобным же образом возникли и переплетенья линий на стенах пещер во Франции, примерно середины каменного века.[11] Любопытно, что в этих рисунках заметно чередование геометрических и математических форм. Они (скорее всего) указывают на упорядоченную циклическую активность более высокого порядка, к которой мы ещё обратимся чуть позже.

Китайская идея числа основывается на циклических взаимоотношениях подобного рода. Более того – китайцы с самого начала также использовали числа, чтобы определять интенсивность чувственного переживания всего, что оказывало на человека психическое воздействие (психическая энергия). В связи с этим, даже существовало предположение, что число регулирует этику или, другими словами, чувственную ценность par excellence. Для китайцев, этика базировалась на чувственно-определяемых “ограничениях” или критериях. Они использовали для этого слово dsie (или chieh), которое изначально относилось к суставам, разделяющим бамбуковые стебли.  В одной из глав И-Цзин, с одноименным заголовком, говорится: “посему, высший человек создал число и меру и познаёт природу добродетели и правильного поведения.”[12] Dsie также означает “моральность”, “благосклонность” и “измеритель” высшего правителя, с помощью которого он упорядочивает мир. Правитель поддерживает порядок и добродетельность своего царства, получая через озарение свыше “[правильные] числа небесного календаря”. И здесь, в конечном итоге, числа отображают циклическое устройство вселенной во всей своей полноте.[13]

Матрица Ло-шу и прямой крест Хо-ту – аналогичные фундаментальные (космические) принципы, в основе которых лежит цикл. Точно такие же узоры можно найти на Западе, среди древних артефактов духовной и ментальной деятельности человека. К примеру, доисторические узоры на камнях в Грот де Фюес, что возле Мили-ла-Форе во Франции, пещере Виллетард в Эсоне и в небольших углублениях пещеры Жан Агилер, недалеко от Нуази-Сюр-Эколь. И это лишь некоторые примеры. В этих мотивах мы снова сталкиваемся с числом девять, вдобавок к уже известной модели Ло-шу с девятью полями.[14] Мари Э. П. Кёних, исследовательница этих пещер, предполагает что эти рисунки относятся к попытками упорядочить время и пространство: “Мир был изображён в виде геометрических фигур и чисел.” (Здесь мы также находим известные нам триплеты, возможно, как принцип упорядочивания времени.)[15] Позже, прямой крест Хо-ту, путём добавления круга, развился в “колесо,” что тоже сыграло существенную роль в связи этих наскальных рисунков с концепцией Хо-ту.

 

Наверху - Грот де Фюес, возле Мили-ла-Форе (Сена и Уаза); ниже - фрагмент из пещеры Виллетард в Эсоне [Источник: М. Кёних “Die  Symbolik  des  urgeschichtlichen  Menschen,” Symbolon, V  (1966), 135, 136, с разрешения Schwabe & Co.]

Наверху – фрагмент пещеры Дам Жан в Лармонте (Сена и Марна); ниже – фрагмент пещеры Жан Агилер возле Нуази-Сюр-Эколь [Источник: Кёних, “Die Symbolik,” pp. 137, 132, с разрешения Schwabe & Co.]

 

Среди представленных выше образцов древней культуры, присутствует мандала, частично напоминающая игру Мельница (Mühlebrett) (в Миле-ла-Форе, а также в “Хёль” Мертвые горы, Варшенек).[16]

 

Mühlebrett из Миле-ла-Форе и “Хёль” Мертвые горы, Варшенек. [Источник: М. Римшнайдер, “Glasberg and Mühlebrett,” Symbolon, VI (1968), 137, с разрешения Schwabe & Co.]

Маргарет Римшнайдер придерживается мнения, что данный рисунок имеет отношение к пророческой игре, служащей в культовых целях.[17] Он также может означать структуру Запредельного, земли мёртвых[18] – или, переводя на современный язык, бессознательного. Как и в случае с этой “доской”, мы находим множество аналогичных изображений.

Очевидно, эти изображения имеют общую направленность – все они содержат свойство упорядоченности, которое мы сегодня можем проследить в таких продуктах бессознательного как сны. Наглядным примером здесь может служить сон одного теолога, который боролся с проблемой дифференциации своей чувствующей функции: в парке он встретил грубияна, который начал ему угрожать, но у сновидца получилось от него избавиться. После этого он, полусидя, полулёжа, устремился вниз по медленному потоку. Взглянув вверх, он заметил прекрасную, утончённую женщину, сидящую на стуле.  Он подошёл к ней и вступил в любовную игру с сексуальными оттенками. Затем, он внезапно обнаружил себя на психологической лекции, где его приглашают выступить с молитвой перед всеми, после чего женщина-лектор просит упомянуть в молитве его “дочь”. Сцена снова меняется, и он оказывается на психологическом семинаре. Здесь он рассказывает, как ему приснились пять черных полос, разделенных четырьмя белыми. Ведущая семинара произносит: “Полос ровно девять.” После чего он видит старика, съёжившегося на кровати, а рядом стоит мальчик, которым этот старик очень гордится.

Первая часть сна изображает преодоление грубости, которая мешает дифференциации Эроса. В результате, сновидец становится способен сблизиться со своей женской частью (анимой) и установить с ней контакт. Дальнейшая сцена показывает, каким образом он должен интегрировать чувство и женский принцип в своём религиозном аспекте (молитва за его “дочь”). Затем следует объяснение образа линий, которые отображают различные нюансы проблемы чувства и её духовную динамику[19]. Что должно помочь ему пройти через хаос недифференцированного эротизма.[20]  С этой точки зрения, число также может означать градацию интенсивности чувства. Я верю, что подобно свету и иным энергетическим феноменам, психическая энергия тоже обладает спектром, который поддаётся “измерению”, но он выражается в ценностных числах.

В Китае, по словам Гранта, число обычно используют для определения ценности, а не количества.[21]

Это обозначение, через которое выражаются – более или менее благородные – свойства целостности, такие как эффективная энергия и мощь. […] Только число один, поскольку оно включается в себя единство целого, состоящего из двух, пары, представляет наиболее полное выражение Целого и Всеохватывающего и универсальной движущей силы, присущей принцу и высшему человеку.[22]

Субъективно, мы ощущаем это свойство числа, ретрогрессивно отсылающего к изначальному единству как понятию - эта объединяющая особенность сводит широкий спектр феноменов в единый Гештальт. В духовных и ментальных областях психики, количественные числа как бы “перемножаются” и возвращаются обратно к своим целостным формам. В своих Воспоминаниях, Юнг описывал короткий, но значительный эпизод касательно проблемы смысла, на который мы должны обратить внимание. Там он поднимает вопрос о том, обладает ли мир, в котором мы должны жить, смыслом или же в нём преобладает бессмысленность. И испытывает “смутную надежду” что смысл всё-таки превалирует над своей противоположностью. Его надежда основана на том, что: “Если бы в нём преобладала бессмысленность, то значимость жизни в любом случае уменьшалась бы на каждой стадии нашего развития. Но этого, как мне кажется, не происходит.”[23]

Мы задаёмся вопросом – почему с развитием смысл должен исчезать? Судя по всему, ответ заключается в том, что развитие генерирует ещё большие конгломераты чисел (к примеру, на смену одноклеточным пришли организмы с миллиардами клеток). Если бы при таком увеличении всеобъемлющие, “ретроградные”, формирующие связи с единством континуума постоянно не восстанавливались, каждое возрастание дискретности вело бы к бесформенному и бессмысленному хаосу. Тем не менее, как отмечает Юнг, “порядок” и “смысл” не одно и то же. “Организм, несмотря на присущую ему осмысленную конструкцию, не обязательно будет обладать смыслом в общем контексте.” В контексте своего утверждения, Юнг использует слово “смысл” исключительно в смысле космического единства. Он продолжает:

Без человеческого осознания мир обладает чудовищной бессмысленностью. Наш опыт говорит о том, что человек – единственное существо, способное всему придавать “смысл”. […] Поскольку творение без осознания не имеет определимого смысла, гипотеза о скрытом смысле наделяет человека космогоническим значением, настоящим raison d’etre.[24]

В нашем контексте данное замечание означает, что Гештальт чисел в техниках дивинации не имеет никакого значения, пока кто-либо, действуя как индивид, не вмешается в скрытый порядок бытия и не проявит усилие чтобы прочитать “смысл” в полученном числе. В то же время, именно благодаря тому, что качественное свойство числа восходит регрессивным путём к единице, становится возможным прочитать общий смысл. Именно по этой причине в И-Цзин китайцы предприняли смелую попытку найти смысл в хаотичных, на первый взгляд, ситуациях через ретроградную систему подсчёта.[25] Число, таким образом, выступало в качестве посредника между психическими ситуациями и “внешним”. Подобно ступеням качественного счисления, как я пыталась продемонстрировать (ретроградно), значения чувственно-окрашенных чисел также находятся в зеркальной симметрии по отношению к количественным числам. Это значит, что с позиции качества, единица и два-один воплощают собой наивысшую значимость и последующие числа постепенно теряют свою энергетическую ценность как символы. Соответственно, психическая энергия должна считываться в противоположном направлении по отношению к физической, где используются количественные значения.

Несмотря на эту противоположность, натуральные числа остаются структурирующим фактором физического и психического проявления энергии и, следовательно, являются элементом, объединяющим психику и материю. Другими словами, аморфной энергии, скорее всего, не существует – когда энергия проявляется в физическом или психическом измерении, она всегда “численно” структурирована, например, как “волны” или как (в психике) циклы.[26] Судя по всему, натуральные числа отображают типичный, повсеместно повторяющийся характер движения психической и физической энергии.[27] Поскольку этот характер (проявление в виде чисел) одинаковый для обоих форм энергии, человеческий разум может, в целом, постигать феномены внешнего мира. Это значит, что характер движения порождает “мысленные и структурные концепты” в человеческой психике, которые могут применяться к физическим феноменам и прийти к относительной согласованности. С одной стороны, существование подобных природных констант во внешнем мире и, с другой, в подсознании (к примеру, в четверичных структурах “психического центра”, троичных структурах динамических процессов, дуалистичных структурах пороговых явлений и т.д.) вероятно и есть то, что делает наконец возможным сознательное познание природы.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики