Воскресенье, 07 января 2018 19:21

Джеймс Хендерсон Тень и Самость Глава 23 Архетипическая тема в трех фильмах

Джеймс Хендерсон

Тень и Самость

Глава 23

Архетипическая тема в трех фильмах

 

Несколько рецензентов современных фильмов отметили, что современная молодежная культура оказывает неожиданно хорошее влияние на создание фильмов. Вместо сентиментальности или жестокости как таковых, с которыми мы так часто ассоциируем фильмы для юной аудитории (и мне говорят, что юная аудитория фильмов уже какое-то время является самой большой в Америке), недавнее обилие таких фильмов показывает впечатляющее великолепие, превосходную игру и высокий профессионализм, иногда действительно красивое искусство фотографии. Основываясь на трех примерах, которые я видел, можно сделать выводы, что кто-то в Голливуде решил, что с американским зрителем уже не нужно обходиться как с инфантильным, и что какой бы ни был зритель, юный или взрослый, он теперь заслуживает истинной зрелости в презентации. Когда я увидел пометку «Для зрелого зрителя» на недавней афише фильма, а среди зрителей дневного сеанса было полно детей, мне стало интересно, не превратились ли цензоры в учителей, склонных обучать нас всех через зрелое искусство кинематографа.

Содержание всех этих фильмов, однако, выражает тему, которая напрямую привлекает подростков, которые, должно быть, восхищаются этими фильмами – тема славных и трагичных приключений двух соучастников преступлений. Рассматриваемые фильмы включают «Беспечный ездок» (Easy Rider), «Полуночный ковбой» (Midnight Cowboy), и «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid). В каждом случае есть конкретные отношения между сообщниками, основанные на их особой потребности друг в друге, что подразумевает, что они не могут функционировать в одиночку, так как у них отсутствует какой-то элемент в их личности, который для выживания должен быть спроецирован на друга.

__________________

Из журнала Psychological Perspectives, 1970, 1(1), 69-73.

Авторские права: 1970, Институт им. К.Г.Юнга в Лос-Анджелесе. Переиздано с разрешения правообладателя.

 

Мы хорошо знакомы с этим паттерном из нашей работы с аналитическими пациентами, которые через задержку в развитии могут раскрывать в своих снах или фантазиях более глубокое значение этого типа символики. Я стал признавать его как необходимый этап в развитии эго, появляющийся в раннем подростковом возрасте, и который, если его правильно понимать и проживать как внешне, так и внутренне, дает возможность дальнейшего развития, что, в итоге, действительно усиливает эго подростка для самостоятельного прохождения, пока он не станет готов к браку и настоящей длительной дружбе. В обычной жизни эти ранние дружеские отношения помогают подросткам подтвердить существование друг друга и адаптироваться, часто идеалистически, к современному обществу, к которому они, как ожидается, должны принадлежать. Обычные подростки – не преступники, и им не нужно ничего лучше, чем некоторая форма героического достижения, за которое они могут быть вознаграждены, и они далеко не имеют потребности умирать, они усиленно пытаются помочь сохранить свою жизнь для достижения будущего успеха и дальнейших вознаграждений. Почему тогда все эти герои фильмов преступны и почему оба или, по крайней мере, один должен умереть, для того, чтобы удовлетворить требованиям соответствующего современного драматического сценария?

Держа в уме эти вопросы, давайте рассмотрим эти три сценария подробно. «Беспечный ездок» представляет самый простой и самый выразительный пример этой темы. Он подчеркивает силу наркотической зависимости для усиления стремления к свободе от привязанностей всех видов. От семьи, общества и даже от девиантных групп. Нам не известно ни то, из каких семей эти двое молодых людей, ни почему они ушли. Просто их кочевого образа жизни достаточно для определения того, кто они. Их путешествие обладает архетипическим качеством, но используется так, чтобы поставить ряд современных проблем, не пытаясь решить их. По этой причине этот фильм – истинное произведение искусства, а не социальный комментарий или моралите, и каждый может сформировать свое нравственное суждение, если захочет. Представители хип-культуры могут воспринять это как картину, показывающую, как их культурная девиация наказывается или преследуется. Нормальные люди могут сказать, что он иллюстрирует то, как зловещая сила наркоманской культуры в итоге должна разрушиться саму себя. Но сами эти парни – не представлены как хорошие или плохие, просто захваченные страстью мечтать о своей мечте о жизни в действии.

Они покидают северную Калифорнию на своих новых модных мотоциклах, с деньгами, полученными от контрабандной торговли кокаином. С большим количеством взятой в дорогу марихуаны для развлечения по пути, они направляются в Новый Орлеан, чтобы посетить Марди Гра. Их приключения подобны всем литературным героям авантюрных произведений. Они встречаются и отвергают и сообщество хиппи, и архаические формы ведущего консервативного движения, или их самих отвергают. Они принимают добродушного девиантного алкоголика из местной формы правящей верхушки и затем теряют его, так же как они теряют позже самих себя в своем убеждении, что все возможно в поиске удовольствия. После эффектного, но беспорядочного пребывания в Новом Орлеане в компании двух высококлассных проституток, они отправились в обратный путь только чтобы быть случайно застреленными двумя безответственными отчаянными экстремистами, и поэтому их настигает постыдная совсем ненужная смерть. Как раз перед этим происходит значимое изменение в их взглядах. Экстравертный ощущающий тип, который прожил каждое мгновение своего приключения, когда это происходит, говорит: «Мы сделали это». Его интровертный товарищ понимает, что игра окончена и говорит: «Мы потерпели неудачу». И их скорый конец вскоре это подтверждает.

В их диаметрально противоположных утверждениях касательно их приключения архетип трикстера-героя раскрывает свою двойственную природу. Они по своей сути являются парой противоположностей, объединяющих на краткий миг и инфляцию, и неизбежную дефляцию трикстера как героической фигуры. Мы не можем не восхищаться их энтузиазмом, сожалеем, что их осуждают не те люди и сочувствуем их нежеланию обосноваться в пассивном нетехнологическом сообществе. Но мы должны принять их трагический конец как неизбежную смерть каждого, кто не можем адаптировать свои приключения к какому-либо сообществу вообще. Мы оставлены с этими вопросами, но без ответов, и в этом состоит сама суть искусства этого фильма, как и его психологической вызывающей воспоминания картины инициации, которой не удается предоставить мост от молодости к зрелости.

Второй фильм «Полуночный ковбой» - социальная сатира от начала до конца, трогательный экскурс в психологию двух неизлечимо проблемных детей. В отличие от оживленного характера «Беспечного ездока», этот фильм – удручающее изображение молодого человека, чей болезненный материнский комплекс привел его к проживанию приключения под вредным влиянием охваченности анимой. Он едет из Техаса в Нью-Йорк, чтобы наняться в качестве жиголо, и как раз когда он осознает ограничения и впадает в дефляцию, он находит своего товарища на самом дне городской жизни, выгоревшего трикстера, едва сводящего концы с концами мелкого воришку и сутенера, калеку на последней стадии туберкулеза. И все же в этой неправдоподобной ситуации на короткое время расцветает истинный цветок преданности, возымевший очищающее воздействии на обоих. И поэтому героическая тема раскрывается здесь в открытии чувства, не как поиск удовольствий или власти. Риццо умирает в автобусе, везущем их во Флориду, где они надеются найти несказанные возможности для излечения и сексуальной эксплуатации. Перед смертью своего друга Джо избавляется от своего ковбойского наряда, который олицетворяет его инфляцию, и может выжить как человеческое существо, которое приобретает независимую идентичность. Но это далеко не определено, и фильм оставляет нас со своими неотвеченными вопросами, как и в «Беспечном ездоке».

Я предположил, что эти фильмы демонстрируют архетипический паттерн трикстера, пытающегося стать героем, но терпящим неудачу в этом, потому что два элемента, трикстер и герой, по сути, разделены, работая друг против друга, и в то же время, казалось бы, зависят друг от друга. Смерть становится единственным выходом в этом нечестивом союзе.

В третьем фильме «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» базовый архетип более идеально представлен в том, как два потенциальных героя сознательно признают свое поражение как неизбежное, потому что более сильный героический элемент в самом обществе, в форме храброго лидера вооруженного отряда, который выслеживает их с умом и храбростью, равными, и даже превосходящими их. Этот фильм – классический вестерн и становится облегчением после других двух, потому что он выражает эту тему так ясно, так емко, и, как указано в программе, «совершенно реалистично». Его усиливает влияние недавнего исторического периода, начала ХХ века на дальнем Западе. Бутч – счастливый экстраверт; Санденс Кид – полная противоположность – невозмутимый интроверт. Один – изворотливо смелый, другой – воплощение бескомпромиссной стойкости. Их роковая приверженность антисоциальному образу жизни обнаруживается в их краткой попытке исправится и наняться убить несколько боливийских головорезов. Это удручает их, и их вера в себя временно ослабевает. Но потом, снова вернувшись в дело в качестве непревзойденных грабителей банков, они возвращают свою идентичность и продвигаются вперед вплоть до своей смерти, которая захватывает их так внезапно, что они так и не смогли узнать, что сразило их. Техника изображения этого на экране такая же, как и в шведском фильме «Эльвира Мадиган» (которая является женским эквивалентом героя-трикстра), где вместо того, чтобы смотреть, как герой падает замертво посреди моря крови а ля «Бони и Клайд», стоит неподвижная фотография последнего мгновения жизни, пока каждый зритель воспринимает трагедию по-своему. Помимо всего прочего это доносит до нас, что смерть символична и что на самом деле она – лишь видимость.

Преступность здесь предоставляет возможность двум приятным молодым людям проверить силу своей мужественности и стойкости перед сложностями в условиях, которые представляют в полной мере достойную похвалы приверженность чему-то, что могут разделить только они. Это одно из условий инициации в любом индивидуальном смысле, что это должно быть тайной и должно быть подготовлено к испытанию способности мужчины выдержать давление общества и приспособиться к нему. Пока такой юноша не научится чувствовать, что он может выдерживать силу общества, способную заманить его в свое предположительно комфортабельное гнездышко, он не может искренне согласиться приспосабливаться к этому. Даже присутствие в этом фильме женщины, живущей с Санденсом (однозначно фигура анимы) является слишком смягчающим условием для того, чтобы произошло принесение конечной жертвы. Она оставляет их в значимый момент, подготавливая нас к концу, когда двое друзей должны стоять одни и быть застреленными боливийской милицией. Мы могли бы ужасно сожалеть об их участи, если бы мы не были также подготовленными, в их последней беседе, тем фактом, что они не совсем удовлетворены друг другом и своим будущим и не могли договориться о следующем плане спасения. Здесь двойственный герой-трикстер не может больше выдерживать своё внутреннее противостояние самому себе, и дальнейшая жизнь, поддерживающая такую сомнительную идентичность, может вести только назад к повторению детской навязчивости. Тогда их смерть символически служит функции изменения, и любой возможный скачок в новую жизнь оставлен на волю воображения зрителя, который может представить его только исходя из собственной реакции на такую архетипическую смерть и возрождение.

 

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики