Воскресенье, 07 января 2018 19:24

Джеймс Хендерсон Тень и Самость Глава 24 Ностальгия?

Джеймс Хендерсон

Тень и Самость

Глава 24

Ностальгия?

 

Несколько недавних фильмов воссоздают историю периода, начинающегося с расцвета фашизма в Италии («Сад Финци-Контини» и «Конформист») и нацистского движения в Германии (Кабаре) и заканчивающегося ужасными последствиями этих событий во время Второй мировой войны («Скорбь и жалость»). Первые два, как мне сказали, наиболее художественно убедительные характеристики из всех четырех. Последний – полностью документальный, рассказывает историю поражения Франции, и на всём протяжении этой долгой картины укладывается факт к факту, что делает эти записи ясными для будущих поколений.

«Кабаре» - нечто среднее. Режиссер-постановщик и актеры сделали фильм об урбанистической (напр., Берлин) Германии, какой она была примерно в 1930-е годы, в котором скрупулёзно переданы не только факты, но и настроение того времени. Присутствуют все взрывные ингредиенты: извращенное превращение удовольствия в неистовый поиск немедленного возбуждения (ликёр, сигареты и секс), отчаяние солидных граждан относительно экономического и политического поражения, последовавшего за Первой мировой войной, нищета рабочего класса и как следствие этого – рождение новой надежды в форме гитлеровской молодежи. Эта последовательность событий великолепно показана посредством возрождения многих старых песен из кабаре тех времён, спетых конферансье, чей гротескный макияж уже предвещает зловещий трикстерный дух, который позже должен был воплотиться в фигуре министра пропаганды нацизма Геббельса.

_____________________________________________

Из журнала Psychological Perspectives, 1972, 3(2), С.194-196.

Авторские права: 1972, Институт им. К.Г.Юнга в Лос-Анджелесе. Переиздано с разрешения правообладателя.

 

Как противоположность этому нам показывают сцену в загородной пивной под открытым небом, в которой светловолосый мальчик в форме нацистской молодежи поет песню Хорста Весселя, которая помогала пробудить чувства деревенского народа и городских рабочих последовать за гитлеровским движением. Ощущается неизбежность этой потребности компенсировать злой образ городского декаданса абсолютно хорошим, сентиментальным, пасторальным образом. Нам довольно легко увидеть несовместимость этих двух образов, и фильм показывает нам, насколько некритичными могут быть целые группы людей всех возрастов по отношению к негативному аспекту юного образа богоподобия, когда он появляется в чистой форме. Вечное дитя, тогда, без шуток, – это ни молодой искатель приключений, ни идеалист, явившийся результатом слишком сильной материнской любви; верно, как подчеркивает Мария Луиза фон Франц (1970) в своём классическом труде «Проблема вечного юноши», что, навешивая на человека такой ярлык неприспособленности и вынашивания фантазий мании величия, «мы забывает, что мы используем имя бога… Эроса». Отсюда его сила. Когда этот архетип активизируется на коллективном уровне, как это произошло в Германии в ранние годы Гитлеровского движения, он берёт верх. Никто на самом деле не видел грубого наведения порядка и кровавых зачисток, сопровождающих его, пока не стало слишком поздно. Тем временем вечный трикстер, как клоун, рассказывает все как есть в тех старых песнях в кабаре. Здесь тоже никто не видит в нём предвестника катастрофы. «Было весело, пока не закончилось», - говорит аристократ, который развлекает певицу кабаре и её парня в своём загородном доме для того, чтобы побаловать себя, а потом выставляет их, чрезмерно учтиво.

И так мы видим, как разрыв в коллективной психике становится глубже, и по мере того, как тревога превращается в истерию, находится козёл отпущения, на которого можно повесить вину, представленный в этом примере заметностью богатых евреев, которые становились более престижными, чем равные им гои в тот период. Я посещал с кратким визитом Германию в тот период и помню ее как раз такой, какой она показана в этом фильме. Но хотя социально-политическая картина того времени отражена в полной мере, мне недоставало чего-то, что связало бы эти события с более глубокими слоями истории, ролью скрытого архетипа Великой Матери и появление религии Вотана, как это описал Юнг (1946) в своих «Очерках о современных событиях». И поэтому фильм остается по своей сути феноменологическим, и ему недостаёт силы глубинного психологического послания, которое он мог бы передать. Великолепное пение (особенно в исполнении Джоэла Грея) и точная хореография Боба Фоссе в настоящих сценах в кабаре берут верх, и здесь мы не в настоящей Германии того времени, Германии Курта Вайля и «Голубого ангела» или Брехта; мы снова находимся в Америке с её глянцевой музыкально-комедийной театральной формой и бродвейским культом успеха. В самом конце напряженная песня, распеваемая Лайзой Минелли, пытается заставить нас поверить, что такого рода вещи действительно важны. Поэтому ничего не остается, кроме лёгкой ностальгии по временам давно ушедшим, ушедшим, ушедшим.

Любовная история также показывает победу американского героя мифа над реальностью. Жизнь как супер-любовь или супер-успех – всё, что имеет значение, и единственный возможный конфликт – это победа одного над другим, хотя намёк на благородную жертву искренне подразумевается. Певица кабаре в итоге соблазняет упорного английского юношу, и в сценарии фильма появляется другой причудливый американский архаизм в нежелании признавать его гомосексуальность, на которую лишь намекают. На самом деле, сюжет мог бы быть затуманен просто таким способом, если бы он быть создан в указанное время. Сегодня такая осторожность, я полагаю, является указанием на то, что режиссёр фильма считает, что американская публика всё ещё не настолько продвинутая, какой она притворяется, несмотря на сексуальную революцию.

Изначальная история Кристофера Ишервуда в недосказанном английском духе представлена как история героя, явно гомосексуального, а его отношения с Салли Боулс чисто «приятельские», хотя они жили в одном общежитии. Ни один из них не представлен как особо выдающийся, и Салли продолжает жить необдуманно, интригующая истеричка, которая никогда не станет играть сколь-либо лучше, чем она уже это делает. В фильме она оставляет любовь, чтобы получить шанс стать великой актрисой, чтобы доказать своему нелюбящему отцу, что она вообще хоть что-то собой представляет. Я делаю заключение, что это именно Джон ван Друтен в его сценической версии, «Я – камера», ввёл тему успеха в эту во всем остальном простую историю мимолетной дружбы между двумя людьми разного и несовместимого происхождения. Но кто ввёл тему с беременностью-абортом для большего загромождения этого скудного рассказа?

Не имеет значения. Сущностная порочность того времени проступает ещё лучше в рассмотрении его воздействия на этих двоих невинных из заграницы, а также указывает на значимость всех этих фильмов для современного зрителя. Они как будто бы спрашивают: «Может ли это произойти здесь снова и может ли это произойти здесь?» В наших современных странах демократическим укладом общества всегда есть угроза фашизма или коммунизма, когда лидеры теряют бдительность или перестают быть внимательными или становятся циничными, и в наших больших городах в большом количестве можно найти любящий удовольствия декаданс. Но в том, в чем история обусловливает наше базовое поведение, нет причины верить, что это произойдёт так, как это представлено в указанных фильмах, особенно в Америке. И здесь мы можем заметить, что сами недостатки «Кабаре» предвещают здоровое сохранение американской мечты с её практичным идеализмом, который отказывается верить в конечное поражение, что все ресурсы создания фильмов использованы для того, чтобы показать такую опасность и предупредить о том, чтобы не позволить этому случиться снова.

 

Литература

Jung, C. G. (1946). Essays on contemporary events. Zurich: Rascher.

von Franz, M.-L. (1970). The problem of the puer aeternus. Zurich: Spring Publications.

 

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики