Четверг, 08 февраля 2018 15:27

Джозеф Хенриксон Тень и Самость Глава 27 Земля свободных

Джозеф Хенриксон

Тень и Самость

Глава 27

Земля свободных

«Нэшвилл» – это фильм, который можно считать в какой-то мере классической американской музыкальной комедией. В нём есть все основные составляющие: театральный лоск вперемежку простой клоунадой, центральная женская фигура, уравновешенная соперничающими с ней за славу, сильный певец в подобной роли, слишком хорошая женщина, которой нужно найти место своим человеческим слабостям, и Дон Жуан, который даёт ей и разным другим женщинам такую сексуальную любовь, которую они не могут найти дома. И всё это заканчивается драматической развязкой, в которой кандидат в политических выборах становится настоящим героем картины, поднимая безуспешного простака на вакантное место, оставленное звездой, теперь померкнувшей с наступлением новой эры. Все действующие лица собраны вместе на неожиданной встрече (множественная авария на автостраде), и они все снова в сборе в конце фильма, стоят на одной сцене, прямо как в конце привычного музыкального шоу. Но здесь аналогия заканчивается.

Роберт Олтмен, режиссёр, поработал над некоторой «простой магией», с помощью которой эта безобидная история трансформируется в трагикомедию реальной силы, отражающую настроение современной пост-уотергейтской* Америки, с ее чувством вины, компенсируемой попыткой возродить уверенность в историческом процессе. Об этом скрыто заявляется в открывающей песне Генри Гибсона, которая заканчивается припевом:

Мы должны делать что-то правильное,

Что продлится две сотни лет

____________________________________

Из журнала Psychological Perspectives, 1975, 6(2), С. 207-209. Авторские права: 1975 C. G. Институт К.Г.Юнга в Лос-Анджелесе. Переиздано с разрешения правообладателя.

*Уотергейтский скандал - политический скандал в США 1972—1974 годов, закончившийся отставкой президента страны Ричарда Никсона (прим.перев.)

За этим следует ностальгическое возрождение любви к традиционным американским добродетелям: любви к открытой местности, крепкой любви родителей и детей, спетое в стиле южного кантри в форме старого доброго опри (одно из направлений музыки стиля канри – прим.перев.).

В том же ностальгическом духе сняты те трогательные моменты в стиле блюграс, сыгранные на скрипке приятным парнем с улыбкой сатира. Но Олтмен наполняет спектр современной фолк-музыки, включая туда рок группу и хор возрождающих традиции афроамериканских певцов.

Можно предположить, что это одухотворенное возрождение должно побудить нас к восстановлению некоторого чувства национальной уверенности через активацию чувства, подобного тому, что было пробуждено в чрезвычайно популярной реакции на мюзикл «Оклахома» во времена холодной войны в конце 1940-х. Но Олтмен создает картину современной Америки и вытягивает нас обратно к реальности с дезориентирующей регулярностью, чтобы нам пришлось ответить теневой стороне этих более ранних паттернов фолк-искусства и признать, что они могут быть разрушены навсегда новой и даже более зловещей формой разочарования. Показывая нам этот факт, он создаёт вымышленного кандидата в президенты, который настроен разрушить патриотизм (т.е. отменить национальный гимн), и в конце концов религию (т.е. облагать налогами церкви), а его партия называется «Партией изменений». Мы так и не видим этого кандидата, но видим только его эффектно раскрашенный фургон, посвященный этой кампании, с его рупорами, гудящими сверху, когда он неустанно едет по улицам в первой части фильма. Никто как будто не слушает его, но его посыл незаметно проникает в сюжет, как проник бы в общественное бессознательное, так же как и фашизм, или как это всегда делает любая другая форма политической демагогии.

По научению обходительного калифорнийца, который действует в качестве организатора этой политической гонки для этого кандидата «Партии изменений», фолк-артисты один за другим с помощью манипуляций направлены ему в поддержку – отчасти через обращение к их тщеславию или жадности, но особенно к их бессознательному, на устрашающую природу которого они смотрят сквозь пальцы.

Это эффективно представлено в конце пьесы в столкновении между политическим промоутером и промоутером звездного артиста на сцене рядом с Нэшвиллским Парфеноном, где размещен баннер, провозглашающий появление кандидата.

В этот момент артисты осознают, или не осознают, что их используют, но звезда, которую играет Рони Блейкли, продолжает шоу и поёт самую ностальгическую песню из всех, «Мой дом в Айдахо», в которой он тихо и проникновенно поёт: «Маму и папу я люблю сильнее всего». Что Олтмен сделает, чтобы разрешить эту невозможную ситуацию? Только deus ex machina (лат. — «Бог из машины», т.е. неожиданная развязка с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора – прим. перев.) мог бы сделать это, и нам говорят, что он оставил это членам актерского состава на их собственное усмотрение. Это оказывается ни чем иным как взрывной реакцией злого молодого человека на нашего доброго друга, материнский комплекс, спроецированный в паранойяльной реакции на певца, исполняющего песни об Айдахо. И так, после всех экстравертных доспехов шоу-бизнеса, религиозного сектантства и морального разложения, психологическая проблема одного индивида обозначает поворотный пункт всей эпохи.

С этого момента сцена захвачена подобной ребёнку фигурой анимы, которая ведёт брошенный хор возрожденцев в песне, которая не даёт толпе осознать, что на самом деле произошло. Это уже не голос разочарования; это было бы слишком позитивно. Это голос невежества, инерции. Они поют:

Ты, возможно, думаешь, я не свободен,

Но это не волнует меня.

Можно делать всевозможные подспудные выводы из этой драмы, как многие и сделали. Но мне кажется, что Олтмен указал на то, что он не создает ни какой-либо конечной картины всех опасностей, ожидающих нас в будущем, ни предвосхищения накопления ещё большей вины за наши коллективные грехи. Он привносит персонаж внешний для всей нэшвиллской сцены, поскольку и в форме женщины, представляющей Би-Би-Си, которую хорошо сыграла Геральдина Чаплин, в поисках историй примитивных манер и традиций, какими можно услаждать англичан, критикуя с помощью интеллектуализации то, что она находит. Она задумана такой, чтобы казаться любопытно и удивительно нерелевантной для людей, с которыми она пытается контактировать с её постоянными вербализациями, с ее вездесущей камерой и записывающим устройством. Это говорит нам о том, что мы наблюдаем не за большим национальным кризисом, а за чисто локальной ситуацией, где даже американское «большое время» едва ли знакомо. Джули Кристи появляется ненадолго, и реакция одного из артистов такова: «Кто такая Джули Кристи?» Поэтому всё, чему мы были свидетелями, должно держаться в своих рамках как мелкое событие в намного более крупной череде происшествий. Но аутентичность этого несколько усилена, и присутствие Олтмена как автора-режиссера чувствуется везде - во внимании, с которым он использует технику быстрой смены кадров, чтобы ни одна сцена и ни один персонаж не стал более важным, чем сама пьеса целиком. В этом отношении фильм отвечает требованиям к искусству хореографии наравне с тем, что сказано и спето. Как создатель фильмов, он продолжает традицию, основанную Бергманом и Феллини, но отходит от нее в том, что дает актерам больше свободы в создании собственных ролей, даже, как мне сказали, в написании собственных песен. Общее воздействие чудесным образом сбивает с толку, и в тоже время в ретроспективе слегка проясняет картину нашего времени социально-политических проблем.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики