Воскресенье, 03 июня 2018 18:11

Марион Вудмен Беременная дева Глава 3. 
 Суть дела: психе/сома осознанность

Марион Вудмен

Беременная дева

Глава 3.

Суть дела: психе/сома осознанность

 В соответствии с квантовой механикой понятия «объективность» не существует как такового. Мы не можем исключить себя из картины. Мы – часть природы, и когда мы природу изучаем, нельзя обойти стороной тот факт, что природа изучает себя. Физика стала ветвью психологии, или, возможно, наоборот. – Гэри Зукав, Танцующие мастера Ву Ли.

According to quantum mechanics there is no such thing as objectivity, We cannot eliminate ourselves from the picture. We are a part of nature, and when we study nature there is no way around the fact that nature is studying itself. Physics has become a branch of psychology, or perhaps the other way around.Gary Zukav, The Dancing Wu Li Masters.

Телесная осознанность стала важным фокусом в моей аналитической практике – к этому привел опыт работы как с мужчинами, так и с женщинами, которые даже будучи искренне следующими своим мечтам и собственному росту, все еще были не способны доверять процессу.  Их души помещаются в таких раненых телах, что одного только желания Эго просто недостаточно.

Неудачи при прохождении порождающих перекрестков Жизни – это не обязательно неудачная попытка Эго приобрести новый подход по отношению к Самости взамен жертвы старым. Многие из тех, кто проходили у меня анализ, имели то, что я считаю соответствующим отношением к Эго; их тела, однако, были в какой-то момент повреждены. И если их Эго отвечает на конфронтацию, вызов или юмор, то их тела остаются безответными. И чем быстрее Эго движется вперед, тем более затерроризированным становится тело. И тогда задачей становится найти какой-то способ вернуться к тому моменту травмы, чтобы воссединиться с покинутым ребенком. Тело, как и ребенок, говорит правду, и говорит это через движение или его отсутствие.

Обученный наблюдатель может отличить прочно ли обосновалась душа в теле, или же образ тела настолько невыносим, что плоть едва обжита. Тело может запаздывать настолько, что даже не может представить себя взрослым. Если, как говорит Джеймс Хиллман: “тот образ, по которому живет плоть, это наивысшая ведущая необходимость” (1), тогда  необходимо найти способ создать адекватный образ – как физически, так и психически. Телесная осознанность, как я это понимаю, не имеет ничего общего с телесными техниками. На кону стоят не фитнес, и не долголетие, хотя они и могут быть побочными результатами. Основная цель – это интеграция тела, души и духа.

До тех пор, пока мы в этом мире, психе действует посредством тела. Вильям Блейк описал тело как “та часть Души, что определяется пятью Чувствами” (2). Душа, конечно же, намного больше, чем телесная “часть” себя. Она не ограничена лишь проявлением в физическом теле; она проявляется еще и в том бесконечном теле, которое составляет “тело” воображения, тело, включающее весь мир искусства – музыку, скульптуру, поэзию, танец, архитектуру. Каждый из этих воображаемых миров можно представить в виде неких бОльших человеческих тел, или же единым гигантским человеческим телом.  То, что оно может действовать в ином мире, выражением которого является искусство, является одним из древнейших предположений о бессмертии души, и искусстве – как проявлении этого.

И тогда Душа проявляет себя во множестве форм. Пока она на земле, она должна иметь дом в образе тела, как своего первичного средства выражения. Естественным образом, Душа не отвергнет свой образ тела, как не отвергнет материнская грудь своего младенца. Тело отзеркаливает Душу. И если возникло отвержение, то что-то серьезно пошло не так. Но что бы ни пошло не так, Душа сделает все возможное, чтобы это исправить. Как же  огда нам объяснить блокировку тела, как средства выражения Души? С этой точки зрения анорексия и булимия, например, есть результат искаженного высвобождения психической энергии в попытке преодолеть блокировку тела. Ожирение – это проявление Души, имеющей энергии больше того, с чем тело в состоянии справиться.

Заблокированные тела метафорически (а иногда и буквально) имеют жесткие артерии, артерии, заблокированные слишком большим количеством холестерола, что затрудняет сердцу работу по перекачиванию крови в системе. Тогда препятствия на пути психической энергии растут как горы. В результате энергия вынуждена искать другие способы действия, другие способы проявить себя. Некоторые из них весьма креативны и приводят к блестящим карьерам в профессии и искусстве. Но те люди, у кого психическая энергия должна была прорывать себе иные каналы выражения из-за блокировок в теле, всегда страдают, сознательно или бессознательно, от того, что не позволили своей душе поселиться в теле. И поэтому даже не понимая того, что они чувствуют и почему они это чувствуют, они одержимы бездомными душами, бродящими как призраки в сумеречной зоне и не находящими себе пристанища и покоя. Их преследуют собственные неприкаянные души, зависшие где-то возле земли и безответно взывающие впустить их. Те, кто тказывают душам  во входе в собственные тела, становятся их врагами. Бессознательно они понимают, что обрекли свои души на постоянное изгнание. И по этой причине они не находят истинного удовлетворения в тех возможностях, насколько креативными бы они не были, которые нашла себе душа, изгнанная из тела. Временное облегчение от отчаяния через полное погружение в работу приводит их в состояние еще большего отчаяния, когда эта работа завершена. И в самом деле, в некоторых случаях творчество приводит к суициду.

Любое повреждение в теле создаст неимоверный выброс целительной энергии в точке блокировки. Так происходит в больном теле. Целью теесных практик является помочь людям распознать то, что душа пытается сделать, а затем расслабить тело, чтобы душа смогла это совершить. Это о том, чтобы провести такую параллель, когда заболевание видится в совершенно ином свете.

Расчлененные.

Женщина, которая была “Папочкиной девочкой”, например, редко или даже никогда не испытывала свою “темную” сторону, свою ярость и ревность, страсть и экстаз. Отчужденная от своего тела, она не знает той необыкновенной энергии, что заблокирована от сознания, причем заблокировна настолько, что редко проявляется даже во снах. Она может провести аналитический час пребывая в эйфории золотых образов мечты, а потом неловко собраться и с грустью отметить невыносимую тяжесть в теле. Ее сны часто отражают такое самоотчуждение: она может появляться там как оживший предмет – мячик для гольфа, облако, сосиска с головой; иногда голова отделена от шеи на 5-6 сантиметров; иногда прочная веревка или шарф блокируют коммуникацию между головой и сердцем; а иногда из ее живота вылезает разлагающаяся голова ее отца.

И хотя такие образы ясно демонстрируют все огромное наслоение теневых проблем, как аналитик я не могу просто сказать: “Вот, видите, вы отделены от своих собственных чувств. Именно здесь находится то зло, что отделяет вас от самих себя.” Эти слова просто не будут услышаны, поскольку душа, решившая отрезать себя от этого “грязного” мира не распознает в нем самоубийцу, и также не примет такие низкие человеческие страсти, как жадность, похоть, власть и “те тысячи природных шокирующих проявлений, которые наследует плоть”. (3)

Телесная работа может выпустить ведьму. С ней нельзя встретиться напрямую, работая с пищевыми расстройствами насильным кормлением или депривацией, но ее можно обезглавить хитроумными маневрами при помощи меча и щита, как Персей расправился с Медузой, приводя тело к состоянию осознанности. (4) Телесная работа ускоряет этот процесс и создает прочный контейнер для Эго.

Аналитики пытаются раскрыть те комплексы, в которых удерживается подавленная энергия. Если у проходящего анализ существуют относительно гармоничные отношения между психе и сомой, то теневой материал с очевидностью проявляет себя через сны. Однако у многих разрыв между психе и сомой произошел в очень раннем возрасте. В тех случаях, когда личность была нежеланной, или непринимаемой в силу половой принадлежности, этот разрыв происходит еще в матке или во время рождения, будто душа решила не входить в тело, но остаться в изгнании. Энергия тогда сконцентрирована в голове или над ней, и человеку приходится концентрировать усилия, чтобы оставаться за пределами мира фантазий в попытках справиться с простейшими задачами повседневной реальности. В отсутствие телесного дома, эти люди одержимы тягой обретения некоего дома, который не с этой земли. Их наиболее ранние сны в анализе обычно очень позитивны, полны  нуминозных образов золотых городов, золотых птиц или особых мест, где они чувствуют уверенность в безопасности и любви. Это словно Самость знает, что их связь с повседневностью слаба, и дает эти великолепные сны как гавани, в которые они могут вернуться при проявлении суицидального отчаяния, как это неизбежно происходит на более поздних стадиях анализа.

Желание смерти становится осознанным, когда им приходится признать, что они выткали вокруг себя фантастический мир Света, Красоты и Истины, миром иллюзий, так не tally с реальным миром, мир архетипических пропорций, что защищиал их от  такой отвратительной реальности, которую они решили игнорировать и презирать.  Они похожи на Леди Шалот Теннисона, которая день за днем ткала свою волшебную паутину, наблюдая как “тени мира” отражаются в ее зеркале. Она знала, что умрет, если посмеет взглянуть на Камелот. И тогда однажды “бородатый метеор, окруженный светом” – в действительности мужчина – мелькнул в ее зеркале.

Она оставила паутину, оставила станок, Сделала три шага по комнате, Увидела как цветут лилии, Увидела шлем и плюмаж, Она взглянула на Камелот. Паутина вылетела и раскинулась широко; Зеркало треснуло по всей ширине; “Проклятие настигло меня”, - воскликнула Леди Шалот. (5)

 She left the web, she left the loom, She made three paces thro' the room, She saw the water­lily bloom,She saw the helmet and the plume, She look'd down to Camelot.Out flew the web and floated wide; The mirror crack'd from side to side; "The curse is come upon me," cried The Lady of Shalott. 5

В каждом случае желание смерти имеет свою этиологию, но почти всегда у женщин, которые сознательно или бессознательно хотят оставить этот мир, присутствуют два фактора. Во-первых, у матери отсутствовала связь с ее собственным женским телом, она отвергала собственную сексуальность и, соответственно, не могла cherish женское тело своей малютки-дочери. Ребенок вырос, пытаясь получить наилучшее из невозможной ситуации, притворяясь ради своих родителей, учителей и всего мира изо всех своих ментальных и духовных endowments, но в глубине души чувствуя непринятие себя как личности, обвиняя свое “уродливое” тело за то, что ее “не любят”. Во-вторых, расстановка сил в семье обычно создавала такую ситуацию, в которой девочка приязывалась к отцу, настоящему ли отцу или вымышленному образу из ее совершенного мира, который был бы, если бы только Отец пришел домой. (6)

Там, где в семье акцент делался на совершенной игре без искреннего признания Становления или Бытия ребенка, она очень рано понимала, что инстинктивные реакции были неприемлемы; поэтому ее гнев, страх, даже радость загонялись в мышцы ее тела, хронически запертые и недоступные для ежедневной жизни. Когда истинные чувства отрезаны от инстинктов, настоящий конфликт или остается в бессознательном, или соматизируется. Эстер Хардинг, говоря о комплексе Эго, предшествующем образованию сознательного Эго, пишет:

Когда в современных взрослых Эго несоразмерно развито и не осознается, мы видим, что Эго-комплекс остается в бессознательном и функционирует оттуда. Сознанию личности на таком уровне развития может подозрительно не хватать той концентрации и центрирования, что характерны для человека с более сознательным развитием Эго; в то же время эгоизм и жажда власти, о которых неразвитая личность даже не подозревает, тем не менее могут функционировать и оказывать свое неизбежное воздействие на всех, с кем она вступает в контакт… (Когда) эготизм и своеволие находятся в бессознательном… они проявляют себя соматически, то есть в препсихологической форме.

Когда Эго переходит на сознательный уровень, и личность начинает осознавать себя как Я, реакция на трудности или препятствия больше не появляется в физической форме как симптом, но будет распознаваться сознанием как эмоции. Другими словами, реакция будет психологической… Появление Эго из бессознательного приносит с собой новую проблему, проблему жажды власти. (7)

Востребуя тело

В аналитическом процессе могут пройти месяцы, прежде чем конфликт проявит себя в снах. Телесная работа, котрая должна проводиться с особым терпением и любовью, достигает того потерянного ребенка, чьему маленькому телу – сильному, нежному, уверенному -  никогда не позволялось развиваться. Тело напугано и подозрительно, и лишь постепенно может научиться доверять собственным инстинктам и использовать их как прочную базу для растущей зрелости психе. До тех пор, пока тело не знает, что любимо, что его ответные реакции принимаются, психе не имеет почвы для уверенности в так нужных ей инстинктах; но рано или поздно личность в анализе зайдет в тупик, так как Эго боится доверять; готовое сдаться, Эго становится парализованным. И пока тело не знает, что есть внутренние любящие руки, достаточно сильные, чтобы удержать его, каким бы яростным или сломленным оно ни могло быть, оно будет цепляться за собственную ригидность в попытке выжить.Эта ригидность отзывается потом ригидностью Эго и Персоны.

Женщина, чья мать не любила собственную фемининность, и таким образом отвергала женское тело своей дочери, почти неизбежно проходит через период лесбийских снов или лесбийских проявлений, поскольку ее тело требует быть принятым женщиной. Обычно это всего лишь временно, и женская энергия постепенно направляется на мужчин. Если лесбийская фаза была аккуратно интегрирована, обеспечив прочную интеграцию фемининного Эго в женском теле, тогда женщина, которая до этого никогда не могла отдаться оргазму, испытывает новый мир сексуальности. Заблокированная энергия, узлами завязанная в области ее лобка и бедер с раннего детства и пубертата, теперь свободна и течет естественным образом в направлении экстаза.  По достижении этого освобождения женщина, которая прежде ждала от мужчины нежных объятий и заботы, больше не пытается сделать мать из своего возлюбленного. Ее мужчина теперь свободен проявлять собственную маскулинность в сексуальных отношениях, как отдавая, так и получая.

К телесной работе нужно подходить с теми же уважением и вниманием, какие мы уделяем снам. У тела есть собственная мудрость. Как бы медленно и извилисто эта мудрость ни проявлялась, когда обретена, она становится основанием, базисом знания, что дает уверенность и полную поддержку Эго. Чтобы достичь этой мудрости нужна абсолютная концентрация: опуститься разумом в тело; дышать тем, что должно быть высвобождено, и позволить совершаться процессу выражения, пока не выйдет негативная, прОклятая энергия, освобождая место для заполнения его позитивной энергией,  истинным Светом.  После телесной работы сны приносят на поверхность сознания вспугнутые или высвобожденные комплексы. Древние сортиры, что были переполнены, сломаны или забиты начинают смываться; животные, что были мертвы, связаны, страдали бешенством или умирали с голоду, начинают оживать;  машины с неисправным зажиганием, спущенными шинами и смятыми багажниками оказываются починенными; в домах с плохой проводкой, где короткое замыкание в одной точке приводит к отсутствию тока в других, делают нову проводку. Часто на замену старым чердачным щелкам приходят новые окна, или в старых домах находят большие тайные комнаты.

Если человек готов и обретен опыт доверия, то он часто может увидеть мощный нуминозный сон с образом кормящей и любящей Великой Матери как защитника. Редко показывает она свое лицо, но ее любовь пронизывает тело мягким сияющим Светом, и это переживание настолько мощное, что женщина возвращается к этому моменту  снова и снова, когда Гефсиманские дни анализа кажутся невыносимыми. Анализируемые постоянно говорят: ” Я не знаю что произошло. Я совсем не религиозна, но я знаю, что Кто-то любит меня.”

Такое переживание может перевернуть зависимость. Пустота в центре психе, которая прежде ощущалась как ничто – как бездна, которую надо избегать с как можно бОльшим обезболиванием – может трансформироваться в состояние Бытия, ценимого и уважаемого как обиталище Богини. Тогда концентрация становится движением вокруг центра, и безумные, проводимые в забытьи часы, что ранее  тратились на выпивку, тошноту, голодание, работу, пьянство, уборку могут трансформироваться в наиболее творческое время. Зависимые личности – это часто люди, обладающие высокой энергией, но затерянные в лабиринте, поскольку их поиск не увенчался успехом. Они бегают вокруг как gerbils в колесе, ищут хоть какой–нибудь трансцендентный опыт через эйфорию голодания, оргазм тошноты, дух алкоголя, “реальность” наркотиков. Если они как-то могут прикоснуться к реальности в собственном центре и учатся напитывать его через дыхание, танец или тай-цзы – что-то, что работает именно у них – тогда они вступают в контакт с собственной креативностью. Их энергия тогда получает творческое, а не саморазрушающее направление.

По мере того, как тело становится все более осознанным, его послания становятся более понятными и стоящими доверия. Много интуитов, которые доверяли своей интуиции всю свою жизнь, начинают осознавать через телесную работу, что их тела настолько же интуитивны, как и психе. Например, как-то ночью одна женщина находилась со своим другом, и вдруг ее тело задрожало. Раньше она бы проигнорировала это; сейчас же она распознала его ужас. На следующий день ее друг позвонил ей сказать, что хочет закончить отношения. Ее тело знало. Тело – посредник, через которого душа проявляет себя. И неважно, насколько заблокирован посредник, до тех пор, пока тело полностью не разрушено, оно будет регистрировать движения Души. (Получены сигналы или проигнорированы – это уже другой вопрос). Такой явный телесный ответ необходимо принимать во внимание в анализе, поскольку чувственная функция чрезвычайно важна для развития Эго. Если личность делает все возможное, чтобы установить точку опоры, базирующуюся на истинных чувственных ценностях, и старается выработать смелость действовать, отталкиваясь от этой точки опоры, тогда тело должно усилить это положение. Однако у многих проходящих у меня анализ я обнаружила то, что называю “психологией опоссума”, когда тело либо не может, либо просто не усиливает чувственные ценности. Оно воспринимает жизнь как магическое минное поле, на котором оно одно оказывается поражено бесшумными взрывами.  Если в окружающем пространстве есть бессознательная враждебность, внутреннее тело, действуя автономно, падает “замертво”. Переживая этот внутренний коллапс на протяжении всей своей жизни, такие люди научились поддерживать социальную беседу и использовать вежливую Персону как прикрытие, чтобы  отвести опасность от павшего Эго. Когда кризис утихает, Эго пытается подняться, но, чувствуя невидимого врага, автоматически снова падает “замертво”.

Там, где тело настолько интуитивно и бессознательно, Эго никогда не функционирует верно, поскольку в любой пугающей ситуации автономная нервная система говорит НЕТ, и Эго удаляется. До тех пор, пока телесный ответ не выходит на сознательный уровень так, что личность может распознать что происходит как внутри, так и во внешнем окружении, человек не может  действовать с нормальной агрессией, не может отвечать на каждодневные вызовы, а Эго не обретает зрелость путем нормального взаимодействия. Чувственное тело устанавливает защитный механизм, который может проявляться в ожирении, отеках, покраснении, тошноте; оно будет делать все, что только в его силах, чтобы избежать яда. Если такой человек живет близко к бессознательному – т.е. является экстрасенсом или артистической личностью – тогда телесные реакции требуют острой наблюдательности и должны быть проработаны сознательно. В противном случае изолированное Эго будет искать какое-нибудь снотворное, чтобы избежать неопределенного ужаса.

Когда Эго становится достаточно сознательным, чтобы слышать предупреждение опоссума («Здесь где-то есть мины»), оно должно взять на себя ответственность за собственную защиту; иначе оно становится бездумно беззащитно перед психическим отравлением. Как только оно понимает откуда идет опасность, оно может решить что ему делать – убежать или стоять накрепко. А поскольку видимой угрозы нет, нет и возможной конфронтации. Либо защитный механизм создает инкапсулированный страх, либо гнев, которому требуется соответствующий способ и место выражения. Вместо расчесывания, постоянного жевания или выпивки, или какого-то иного компульсивного поведения, проявляющегося в хаотичных моторных движениях, телу необходимо время, чтобы вернуться к собственному ритму. Если ему позволено танцевать, к примеру, в тиши своей гостиной, потерянная реакция найдет естественый выход в ритмичных движениях. Таким образом энергия вместо того, чтобы становиться саморазрушительной, творчески направляется. Психическая энергия, проявляющаяся в такого рода ритмичных движениях – это начало духовной формы инстинкта. (8)

Интеграция тела и души.

Таким образом, задача состоит в том, чтобы проложить мост через  “кажущуюся несоизмеримость между физическим миром и психическим” (9). Сам Юнг пробовал проложить мост через “кажущуюся несоизмеримость” в его концепции психоидной природы архетипа.

“Поскольку психика и материя содержатся в одном и том же мире », - пишет он в своем эссе “О природе психического”, “и более того, находятся в постоянном контакте друг с другом и в конечном итоге опираются на непредсказуемые трансцендентальные факторы, не только возможно, но и вполне вероятно, что психика и материя - это два разных аспекта одного и того же.  Мне кажется, что феномен синхроничности указывает именно на это, поскольку показывает, что непсихическое может вести себя как психическое, и наоборот, без какой-либо причинно-следственной связи между ними.  Наши нынешние знания позволяют нам не более, чем сравнивать отношения психического с материальным миром с двумя конусами, вершины которых, встречающиеся в точке без продолжения – истинной точке-ноль – соприкасаются и в то же время не соприкасаются”.(10)

Эта нулевая точка, где вершины двух конусов «касаются и не касаются», является предметом исследования воркшопов, которые я дал с тремя телесными специалистами: Мэри Гамильтон, педагогом по танцам и движениям;  Беверли Стоукс, который тренировался с Бонни Бэйнбридж Коэн в процессах развития и эмпирической анатомии;  и Энн Скиннер, учителем по голосу, который учился у Кристин Линклейтер.(11) Наше желание привести участников семинара к этой нулевой точке требовало от нас найти новые способы исследования и проникновения в тайны отношений между психикой и сомой.

Например, через глубокую релаксацию участник может найти определенную область бессознательного в теле, а затем, концентрируясь, вставляет нуминозный символ из сна в эту область.  Этот символ признается как личный дар исцеления, который работает на трех уровнях, эмоциональном, интеллектуальном и творческом, взывающий к телу, разуму и духу.  Этот образ из сна, воплощенный в теле, действует как магнит, привлекающий энергию, преобразующую его и высвобождающую его как целительную силу.  Бьющая ключом энергия выделяется в темные, хронически заблокированные мышцы;  последующие сны артикулируют комплекс, который держал эту область в рабстве.  Психическая энергия освобождает физическое;  физическое освещает психику.  Как я уже отмечал ранее, хотя человек может иметь сознательное представление о том, как комплекс калечит его или ее поведение, если тело не отпускает конфликт, созданный за годы привычной напряженности, половина проблемы не решена, и прежний  искаженный паттерн быстро восстанавливается.

Более того, именно содержательная энергия образов составляет то, что Юнг, опираясь на древнюю традицию, называется «тонкое тело» или «дыхание души». (12) Приводя верхушки психического и физического конусов в этот нулевой центр, где они «касаются и не касаются», мы это признаем.  Тонкое тело не отрицает ни психику, ни сому, а объединяет их в некое “третьего не дано”, третье, которое удерживает физическую и психическую напряженность и действует как катализатор, высвобождающий энергию с обеих сторон.  Как только тонкое тело начинает становиться сознательным, его нельзя рассматривать так, как если бы оно не существовало;  если его не учитывать, это грозит тяжелыми физическими и/или психическими симптомами.  Законы, регулирующие тонкое тело, должны быть признаны, что, как правило, требует радикальных изменений в бессознательных привычках в еде и питье, дыхании, сексуальности и т.д. Одной из функций анализа является создание подходящего тонкому телу сознательного контейнера.

Если женщина, страдающая ожирением, понимает, что она представляет свое большое тело в качестве защиты от мира, она также может понять, что воображает вокруг себя оборонительную стену как окружность с радиусом полметра.  И тогда ее физическое тело набирает достаточно веса, чтобы заполнить это пространство.  Если она преобразует свое защитное поведение во внутреннюю силу, то может сосредоточиться на столпе внутреннего света внутри ее тела, в который невозможно проникнуть извне.  Как только у нее это получилось, ее фигура заметно меняется, и постепенно ее тело приобретает более определенную форму и наполнение.  Другими словами, воспринимаемое и воспринимающее влияют друг на друга.

Другая форма телесной работы - движение, основанное на паттернах развития человека и эволюционном происхождении.  Поскольку движения человека основываются на ранних формах, которые мы изучаем и развиваем в младенчестве, и имеет свои корни в нашем эволюционном наследовании, повторное переживание этих последовательностей движений может открыть большую глубину физического и психического опыта.  Появляющиеся сны о рыбе и человеческих эмбрионах подтверждают слова Юнга о том, что «низшие позвоночные с ранних времен были любимыми символами коллективного психического субстрата, который локализуется анатомически в подкорковых центрах, мозжечке и спинном мозге» (13). 

Также к аутентичности тела и психики можно подойти через голос.  Высвобождая тело из его хронических конфликтов и позволяя дыханию достичь самых глубин тела, мы даем голосу естественным образом прийти из своего собственного инстинктивного источника с полным резонансом.  Мало кто слышит свой собственный голос, потому что их страх и блокированная ярость удерживают в горле голос, никак не связанный с реальной энергией их воображения и эмоций.  В те короткие моменты, когда нам удается освобождать свои истинные голоса, все сущее резонирует с этой правдой, и в окружающем пространстве становится ощутимым союз личного и трансперсонального.

Возможности открытий в этой области начинают возникать во многих направлениях.  Это может стать точкой встречи для интуитивной мудрости Востока и сознательного учения Запада.  В «Тао физики» Капра пишет:

«Он [Бог] видит разум и материю как взаимозависимые и коррелированные, но не причинно связанные.  Они представляют собой взаимораскрывающие проекции высшей реальности, которая не является ни материей, ни сознанием.  (14)

Интегрируя Тело, Сон и Активное воображение.

Вот пример, который иллюстрирует, как работа тела может резонировать с образом из сна, сразу же принося в сознание мощные подавленные эмоции, которые без воплощения могли бы вернуться в бессознательное.  Луизе было немного за 40, она имела пищевые нарушения, много лет занималась телесными практиками и в течение трех лет проходила анализ.  Ее отец умер, когда ей было три года, оставив идеальный образ мужественности, с которым не мог конкурировать обычный человек.  Сон пришел после интенсивного сеанса телесной работы.  Он записан в точности так, как он был записан на ее кассете.  Вот его первая часть:

Я замечаю свет, струящийся через приоткрытую дверь.  Я вхожу. В комнате нет мебели, там полированные паркетные полы, бледно-синие окрашенные стены с белой отделкой из дерева и окнами от пола до потолка, много света.  У задней стены были встроенные белые шкафы, как в церковных холлах, и два туалета.  Также была небольшая лестница, где были рабочие.  Они удивленно спросили, почему я был там.  Я спросила, есть ли там кухня.  Они ответили: «Нет». Вот прямо так. «Нет». Я решила, что это все же замечательная студия, как раз подходящий размер, и мне не нужна кухня, если я там не буду жить. Но когда я вернулась  обратно в студию, она казалась больше, и больше, и, вероятно, арендная плата будет слишком высока. Когда я проходила через нее, она стал еще больше, и я ушла.

Потом на карте появилось изображение в форме руки. Это выглядело как возбужденный пенис.  Он сделал разрыв на карте. И я по опыту знаю, что это часть, которая останется открытой. Затем я в спальне, что прежде была студией, с моим мужем и червяком…

В то время ее жизни Луиза была в процессе подбора учебной студии и была настолько обеспокоена тем, чтобы помещение было подходящим, что она предпочитала есть вне дома, а не платить за кухню и беспокоиться о приготовлении пищи.  Во сне студия имеет элегантный, классический вид: она просторная, с отличным светом, бледно-голубая с белой отделкой.  Эта обстановка предполагает высокие идеалы, рабочее пространство, в котором она не находится в контакте с повседневной реальностью.  В студии нет ни мебели, ни еды для Луизы.  Это место, где она может служить другим.  Эстетически красивая комната подразумевает идеализированного отца, и по мере того как она растет, она понимает, что цена такого совершенства может быть слишком высокой.  Открытая дверь предполагает возможность - возможность осмотреть это пространство, чтобы признать, что это отрицательное пространство, что она не может там жить, что этот мир холодного, перфекционистского мышления нуждается в двух туалетах, но ​​не оставляет места для реальности ее личности. Такое психологическое пространство является предосудительным, в то же время самонадеянным, равнодушным к потребностям эго.  Рабочие на лестнице отмечают тот факт, что кухни нет.  Ничто не может войти, чтобы трансформироваться.  И хотя она может лучше осознавать свой невротический конфликт в таком хорошо освещенном пространстве, необузданной энергии, необходимой для исцеления и трансформации, здесь нет.  Здесь она может стать мучеником для своих идеалов, так и не заземлившись в своей собственной инстинктивной реальности.

Внезапно рука прорезает карту, гигантский пенис врывается в то, что было ее архетипом; рента - это «часть, что из опыта остается открытой».  Что-то большее, чем известный ей опыт, разбивается, требуя большего осознания.  Она считала это рукой Бога, Судьбы, Самости, того, что выводит ее на бОльшую окружность.  Она больше не сможет жить в угоду другим в своей синей комнате.  (Влияние сна было настолько мощным, что я чувствовала, что это может стать решающим поворотным моментом в ее жизни.) Теперь она должна действительно спросить: «Кто я?» 

Через невротический раскол приходит опыт;  через пережитый конфликт приходит правда;  через рану приходит исцеление.  Пенис - это творческий принцип.  (Юнг пишет: «Фаллос всегда означает креативную ману, силу исцеления и плодородия, « невероятно мощную».) (15) Через него происходит соединение мужчины и женщины;  через него поступает семя.  Если он не возбужден, то нет явной необходимости в соединении.  Вопрос: «Чего я действительно хочу?»  создает эрегированный пенис.  «Что я действительно чувствую?»  создает рану.  Когда она решает покинуть эту комнату, пенис эрегирован.  Но проблема заключается в том, «Кто я за пределами этой комнаты?» Когда Луиза обсуждала этот сон, у нее вырвался звук ужаса и осознания, когда последний вопрос был повторен. «Я не знаю», - прошептала она, «я  не знаю ». Во сне этот момент представлен в виде червя.

Продолжение сна:

Я и мой муж воспитывали его с раннего возраста.  Сперва он был просто забавной, крошечной, маленькой штучкой.  Как сумчатые дети, что появляются из матки, когда они только едва зачаты, и ползают в кармане матери.  Нет волос, только влажная кожа, как маленькие черви.  Мой муж был с ним на одной волне;  ему это было так необходимо.

Мы были в спальне, где муж следил за ним.  Я держала его, но он так быстро двигался у меня по руке, что я испугалась, что потеряю его.  Поэтому я подумала, что было бы хорошо позволить ему ползти по полу, потому что тогда он не так будет убегать от меня.  Это был полированный деревянный пол.  Он двигался так быстро, что я действительно волновалась, что потеряю его, что я больше не смогу его поймать или потеряю его под чем-то.  Он был таким маленьким, что мы не увидели бы его под чем-нибудь.  Таким маленьким, что мы не сможем его хорошо разглядеть.  Поэтому я поднялась, чтобы схватить его снова, и он бросился в угол у досок, но там было много пыли и ворса, и он попался в него.  Это все прилипло к нему, поэтому он стал пыльным шаром.  Я запаниковала.  Я не могла его схватить. 

Мой муж паниковать не стал.  Я, наконец, взяла его, но он выглядел ужасно.  Он был жестким, как доска, сухим и покрытым пылью.  Пыль и ворс сушили его кожу и его самого.  И я подумала: «Боже мой, это ужасно!»  Его глаза побелели, как у рыбы, когда она переварена, и у него был еще один белый глаз на животе (как нажималка на животе Pillsbury Dough Boy). (16) Я полила его водой, но ничего не случилось.  Я сказала: «Боже, он мертв. Мне очень жаль, он мертв, он мертв, он мертв!»  Ничего не случилось, ничего не случилось!  Мой муж вышел из комнаты.  Когда я смотрела на него у себя в руке, произошла метаморфоза.  Его глаза стали белее, а затем он оказался погруженным в кукурузную шелуху;  его вся спина была похожа на кукурузную шелуху, была кукурузной шелухой.  Внезапно он ожил.  Он стал все больше и больше и вышел из лузги.  Он был очень пугающим, и я стала звать мужа прийти, прийти, прийти

Он стоял на кровати, и мы смотрели друг на друга.  Я продолжала смотреть на эту обезьяну/ребенка, который рос.  У меня был нож в левой руке - очень наточенный и заостренный, и зверь тоже схватил нож.  Кажется, у него был нож.  Я закричала призывая своего мужа, который подошел к двери, и я подошла к дверям и сказала: «Тебе нужно позвонить в зоопарк. Ты должен позвонить в зоопарк. Позвони в зоопарк. Позвони в зоопарк».  И тогда он пошел звонить. 

Я задерживала шимпанзе/обезьяну разговором.  Я считала его довольно опасным;  Я считала его враждебным.  Он спрыгнул с кровати и оказался в шкафу.  Я сказал: «Ты помнишь дедушку?»  И он был враждебно настроен по отношению к прошлому.  «Я его ненавидел».  Я сказала: «Помнишь школу?» - где мой муж учил его.  И он сказал: «Я ненавидел это, я ненавидел ее».  «Ты помнишь время до школы и то, как ты был маленьким?»  «Я ненавидел это, я ненавидел все это». 

Мой муж вернулся с огромным количеством еды на подносе и положил это на кровать для него.  Я подумала, что это очень неподходящая еда для чемпиона (шимпанзе) (англ. Champ и chimp) - все эти супы, картофельное пюре, морковь, зеленая фасоль, все разваренное.  Затем он вышел из комнаты, и я побежала за ним, оставив дверь распахнутой, чтобы следить за шимпанзе.  Я сказала: «Ты уже позвонил в зоопарк?»  Он сказал: «Ну, сначала я сделал еду».  И я сказала: «Боже мой, это сумасшествие! Тебе нужно было сначала позвонить им! Они уже должны были бы быть здесь!»  Сон закончился тем, что он небрежно взял телефон, чтобы позвонить в зоопарк.

Теперь она с мужем в своей спальне, которая раньше была студией.  Эта обстановка усиливает тему мужеско-женских взаимоотношений в ее бессознательном.  Ее муж «очень созвучен» с маленьким червем, который ползает в сумке Матери.  Червь отражает человека, которым она была, человека, который выглядит кротким и мягким, будучи тем, кем другие хотят ее видеть, маленькая Папина девочка делает правильные вещи по неправильным причинам, пытаясь вести себя в угоду установленному порядку.  Этот червь «очень необходим» в партнерстве с такой мягкой мужественностью. 

Правда раскрывается, однако, когда червь рождается из лузги кукурузы, когда он освобождается от принципа матери.  Внезапно совершенно неизвестная часть ее растет в ужасающем темпе.  Поскольку она не знала своей обезьяны, она не понимала, что то, что она кормит своим мазохистским взглядом на себя - это ярость.  Ее ненависть к своему деду, школе, времени, когда она была маленькой – все это был подавлено ​​в ее теле.  Она «по-обезьяньи повторяла» то, что другие хотели от нее, отождествляясь с матерью, которая все делает правильно, но не может действовать исходя из своих истинных чувств.  Внутренний мужчина в такой ситуации слаб, но у него есть тот здравый смысл, чтобы кормить обезьяну мягкой женственной пищей.  Эго осознает опасность и хочет запереть гнев в зоопарк.  Хотя во сне ситуация не разрешена, мужская часть не спешит запереть энергию за решеткой.  Нужно ли оставить “обезьянничанье” в зоопарке?  Или это инстинктивная энергия, необходимая для созревания как мужского, так и женского?

Вечером накануне этого сна,  после йога-класса, Луиза написала в своих заметках:

Я работала над лобковой зоной, пытаясь двигать ее, пытаясь двигать крестец, нижнюю часть позвоночника, пытаясь соединиться с харой ​​и перенести энергию в мои ноги и руки.  Когда я легла в конце класса, я почувствовал, что моя правая сторона (слабая) балансируется с моей левой по силе.  Левая сторона стала мягче.  Все мое тело ощущалось огромным – по-хорошему огромным, энергия текла сквозь пальцы рук и ног.  Мне нравилась моя огромность.  Но что мне делать с этим балансом, силой и спокойной энергией?  Что-то паниковало во мне;  я почувствовала страшную панику. 

Когда она приняла обезьяну в активном воображении в моем кабинете, она начала,

 я знаю о своих болях в пояснице на пятом поясничном позвонке, также на шее.  Это характерно для моей семьи.  Это ненависть, отвращение, презрение ко всему, что случается с ребенком, когда вещи находятся вне его контроля.  Это ненависть к патриархату, ненависть к школе.  Я никогда не узнавала ничего, что имело отношение ко мне.  Школа была скукой, за исключением некоторых учителей.

Когда она выделяла различные объекты ее ненависти, ее тело бесконтрольно вибрировало.  Этот гнев достиг кульминации в волнах энергии, движущейся от ног до головы.  Последовала пауза, затем истерические крики - что-то между смехом и рыданиями, а затем кристально чистый смех сотряс все ее тело на протяжении несколько мгновений.  Потом ее тело упало, лоб коснулся земли.  Некоторое время она еще оставалась в этой благоговейной позе, тихо села на пол и сказала:

Я чувствую такую ​​радость, такое спокойствие.  Вся телесная работа, которую я сделала, все крики гнева и боли были личными.  Я думала, что все кончено.  Даже когда я видела сон, я не соединялась с гневом.  Я в шоке.  Я не знала, что это было во мне.  Только теперь я узнаю трансперсональное качество этой ярости.  Я чувствую это.  Это облегчение. 

Когда она нажала на кнопку на животе своего мальчика Пиллсбери-бой, она была совершенно не готова к нуминозной энергии, которая вылилась из ее теста, сначала отрицательной, а затем положительной.  Через место ее ранения, физического и психического, нуминозная энергия вошла в нее, и началась трансформация. 

Рассматриваемый как обряд посвящения, этот сон и последующая сессия телесной терапии дают совершенно ясное значение замечания Эстер Хардинг о том, что реакция сознательного человека на трудности будет скорее психологической, чем физическим симптомом (см. выше, стр. 4, глава 3).

Луиза переросла синюю студию, жизнь, где она вскармливала идеализированного отца, отнимая его при этом у собственного сумчатого ребенка («едва зачатого»), и в то же время бессознательно компенсируя этот недостаток пищей.  Без этого синего чрева и чрева материнского кармана она испытывает постоянный страх.  Великая «рука Бога» проносится по ее территории и разрушает старую карту.  Она психологически родилась - ее психологически сознательная женственность, ее Кора, освобождается от бессознательного.  Она осознает себя как Я, с ее собственными потребностями и ее собственными эмоциями, и с этим осознанием возникает проблема подавленной ярости и воли к власти. 

Как и Луиза, многие мужчины и женщины были голодны всю свою жизнь.  Но к чему они испытывали голод?  К пище, к признанию, власти, праведности?  Как пустой Молодой Человек в “Американской мечте” Эдварда Олби, они чувствуют, что еще в молодости они были разделены со своим близнецом, «так, как только возможно отделить одно живое существосущество».  Их «оторвали друг от друга, бросили на противоположные концы материка».  Подобно ему, их душа, их «комочек-близнец», был выбит, и все, что им осталось – это говорить:

Я выжат, разорван…  выпотрошен.  Теперь у меня есть только моя личность… мое тело, мое лицо.  Я использую то, что у меня есть… Я позволил людям любить меня…  Я принимаю синтаксис вокруг меня, поскольку знаю, что не могу быть в отношениях.

 

 

Марта Грэм никогда не утверждала, что придумала понятие сжатия тела. 

Скорее, это его очень органический аспект в человеческой жизни, который она выбрала для формализации и драматизации.  Объясняя основы, она сказала: «Релиз - это момент в жизни, когда вы вдыхаете; когда вы выдыхаете - это сжатие. Это первый и последний моменты в жизни, и он используется как техника, чтобы увеличить  эмоциональную активность в теле - чтобы вы учили тело, а не ум».

 Угловатое, резкое и потрясающе перкуссивное, сжатие Грэм всегда происходит из того, что Грэм называет «домом тазовой правды». - Анна Киссельгофф, журнал New York Times, 19 февраля 1984 года. (Фотография Барбары Морган из The Notebooks  Марты Грэм, Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1973)

…Я знаю, что мне надо быть привязанным к кому-то. Я позволяю людям любить меня… Позволяю им прикасаться ко мне… Позволяю им получать удовольствие от моих чресел… от моего присутствия… от самого факта моего существования… но это все и не более. Как я уже сказал, я не есть целое… я ничего не чувствую. И вот… вот он я… такой, каким вы меня видите. Я есть… но это… то, что вы видите.(17)

Какое бы у них ни было Эго, они любой ценой стараются сделать так, чтобы скрыть свой внутренний мир или его отсутствие.  У них нет кухни, нет способа принять мудрость природы, нет способа ее обработки и интеграции.  Поскольку их Эго настолько хрупки, они не могут управлять тем, что происходит между сознательным и бессознательным.  Они отождествляются со своими Персонами, каждая из которых строит тело, которое красиво движется и играет, но отрезано от инстинктивных и имажинативных корней.  Если эти корни не питать, они никогда не будут удовлетворены.  Они заброшены и жутко голодны, неустанно стремясь достичь своей естественной точки насыщения, чего никогда не происходит.  До тех пор, пока покинутая душа не сможет вернуться из изгнания, нет никакой возможности физического или духовного покоя.

<><><><><><><><><><><><> 

Ярость забытой Богини часто проявляется, когда люди начинают ощущать свою подлинную женственность.  Когда их девственная душа изнывает в тисках материнского комплекса, они начинают осознавать, как предали они свою изгнанную шлюху и могут сердиться на всех в своем прошлом, кто когда-либо отрицал их целостность.  Поэтому им нужно признать, что их предки, вероятно, никогда не были посвящены в их собственную женственность, и поэтому оставили в настедство своим детям бессознательную женскую ярость.  Каждое поколение рожает в тени своих предшественников. 

Важно признать разницу между личным гневом в интимных отношениях и трансперсональной яростью, которая прорывается с архетипического уровня, уровня, на котором проявляется Богиня.  Когда эта дифференциация происходит, и ярость надлежащим образом высвобождается, Богиня может явить свое другое лицо.  Тогда душа может поселиться в своем весьма обширном доме и начать жить своей творческой жизнью.  Плотность материи пронизывается Светом так, что человек, вместо того, чтобы блуждать вокруг массы темной плоти, испытывает и спокойную, глубокую мудрость сознательного Эго в сознательном теле, и подлинность трансперсональной любви, которая пропитывает Бытие.

Восстановленная материя - это контейнер, достаточно надежный и достаточно гибкий, чтобы значительно усилить творческое воображение.

Голоса из Куколки

Пытаться  телом вспомнить те побои, которые я получала в раннем детстве и в юности – это трудная работа.  Я знаю, что это действительно происходило.  Я помню как это начиналось, помню что было потом, но не помню ни единого удара по моему телу.  Я всегда считала эти белые страницы спасительной милостью, необходимой милостью, но я начинаю понимать какую цену заплатил мой организм за эту амнезию.  Он потерял самосознание, слишком хорошо обезболивал себя.  Эта работа ужасающая.  Я ощущаю это в горле, в груди, в тазу.  Но мой выбор сделан.  Я не сдамся. 

Инцест сделал меня радиоактивным ребенком.  Он активировал чувство вины, сексуальность.  Фантазии защитили меня от боли.  Я всегда притворялась, что сплю. 

Я решила расслабиться.  Я позволила своим легким открыться и направить дыхание в мою диафрагму.  Я научилась дышать в свою спину, и мой Бог, что я там обнаружила!  Ужас.  Моя диафрагма сдерживала убийцу. 

Я всегда верил в Бога.  У меня всегда был дар веры.  Теперь, со смертью моей жены, я чувствую такую страшную пустоту, которую ничто не может заполнить.  Я пробовал еду, алкоголь.  Но я не хочу быть похороненным заживо.  Я хочу снова доверять.  Я делаю очень сложную работу – я пытаюсь вспомнить физической, телесной памятью. 

Я никогда не умел сердиться, кроме как очень негативно и яростно.  Теперь очень трудно чувствовать свое право на это.

Жизнь с моей матерью была похожа на жизнь со звездой, которая была такой потрясающей, такой красивой, что я просто хотела вдохнуть ее своими глазами.  Я все больше осознавала свою обыкновенность, свою ничтожность.  Такая она была холодная и неприступная, что я пила ее глазами.  Она была словно чудесный нож в моем боку. 

Наконец я нашла свою маленькую девочку.  Я позволила ей танцевать - спонтанно, свободно.  Любя ее, я люблю себя.  Я достойна любви.  Я могу любить. 

Мое горло и грудь всегда были полны мокроты.  Однажды я смогла зарычать.  А потом я смогла петь. 

Дыхание - это секрет освобождения.  Оно не позволит мне быть запертой в чем-то одном.  Дыхание усиливает образы или позволяет им меняться.  Это позволяет мне быть восприимчивой, текучей, сбалансированной. 

Я никогда не жил своей жизнью.  Я молюсь о чести умереть своей смертью. 

Я смотрю в зеркало.  Я вижу морщины.  Я делаю макияж.  Губная помада делает меня какой-то неживой.  Я вижу усталое накрашеное лицо.  Мне шестьдесят, постарела на десять лет за два года.  Раньше я никогда не чувствовала своего возраста.  Теперь я хочу себя – не внешний лоск - только себя.  Я не буду притворяться.  Я хочу просто жить до того, как умру.

«Есть два вида людей», - решительно заявила она мне однажды.  «Один вид - просто взглянув на них, вы можете распознать, в какой момент они застыли в их конечных«Я». Это может быть очень приятное «Я», но вы знаете, что больше от него не ожидается никаких сюрпризов. В то время как другой вид продолжает двигаться,  меняться ... Они текучие, они продолжают двигаться вперед и заново встречаться с жизнью, и это движение поддерживает их молодыми. На мой взгляд, они - единственные люди, которые все еще живы. Ты должна постоянно быть начеку, Джастин, не застывать.  –

Гейл Годвин, Последняя школа. Gail Godwin, The Finishing School

 С тобой я чувствую себя такой блестящей и новой, Как девственница, Впервые испытавшая прикосновение, Как девственница.

Поп певица Мадонна.  (Like a virgine)

Судьба огня зависит от дерева;  пока есть дерево внизу, наверху огонь горит.  То же самое в человеческой жизни; в человеке также есть судьба, которая придает силу его жизни.  И если ему удастся составить правильный план для жизни и судьбы, таким образом приведя их в гармонию, то он придает своей судьбе прочную основу.

Тинг (Котел), И Цзин, Гексаграмма 50.

Существует одна элементарная ИСТИНА - пренебрежение которой убивает бесчисленные идеи и великолепные планы: в тот момент, когда человек определенно посвящает себя чему-то, тогда и Провидение движется.  Всевозможные вещи, которые в противном случае никогда бы не случились, происходят, чтобы помочь ему…

Что бы вы ни могли делать, Или мечтали, что можете сделать, Начните это.  В смелости обитает гений, сила и магия.  Начните это сейчас. 

Гете.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики