Среда, 08 августа 2018 10:18

Джеймс Хиллман Анима Глава 3 Анима и чувство

Джеймс Хиллман

Анима

Глава 3

Анима и чувство

Кроме эроса, чувство также в целом приписывалось аниме, как если бы она являлась архетипом чувственной функции. Это заблуждение имеет несколько оснований. Первое и простейшее лежит в идее инфериорности. Когда чувствующая функция у мужчин инфериорная (как это обычно принимается в аналитической психологии), она объединяется с контрсексуальной инфериорностью анимы (а). В этом случае считается, что дискриминация чувства приводит к дискриминации анимы, в то время как задачей, более вероятно, является отделение анимы от чувства, от наших привычек и персональных подходов, отрицающих значимость чувства и ограничивающих аниму персональным чувственным миром Елены (b).

(а) Неизвестная женщина или анима (в сновидениях) всегда представляет "инфериорную", т.е. недифференцированную функцию, которая в случае нашего сновидца – чувствующая.

CW 12, пар.150

Интеллект и чувство … конфликтуют друг с другом по определению. Тот, кто стоит на интеллектуальной точке зрения, обнаруживает иногда, что его чувство находится в конфронтации с ним, как его враг в обличье анимы.

CW 12, пар. 150

Область чувства в мужчине, так сказать, женская, и является такой в сновидениях. Я называю такую фигуру термином anima

CW 18, пар. 187

Духовная инфляция компенсируется отчетливой инфериорностью чувства, реальным недостатком внимания к вашей другой стороне – женской, земной (Инь), то есть к личностному чувству.

25 августа 1928. Письмок графу Герману Кейзерлингу

(b) Наиболее поразительная черта в образе анимы это то, что в ней полностью отсутствует материнский элемент. Она – компаньон и друг в ее положительном аспекте, в ее негативном аспекте она куртизанка … Но образ анимы представлен в наиболее сжатой и содержательной форме в гностической легенде о Симоне Маге … [который] всегда сопровождался в своих странствиях девушкой, чье имя было Елена. Он нашел ее в борделе в Тире; она была реинкарнацией Елены Троянской.

CW 10, пар.75

… Елена как фигура анимы …

СW 16, пар. 361

Тут происходит первая трансформация: он (Гете) обнаруживает свою противоположность («чувство - это все») и в то же время реализует проекцию анимы … За Гретхен скрывается гностическая последовательность: Елена - Мария – София.

22 марта 1939. Письмо к анониму

Другой источник путаницы между анимой и чувством лежит в идее, едва затронутой Юнгом (a), но широко распространенной позднее среди аналитических психологов, что чувство – это женская прерогатива. (Женщинам более комфортно в мире чувств; развитие женщины идет посредством развития чувствующей функции). Поскольку анима по определению фигура женская, то чувство приписывают аниме. Следующим на этих ступенях ложных выводов, воздвигнутых на основе спорных предположений, является уравнение: развитие анимы = развитию чувства. За этим уравнением все еще прячется идея эроса, который, как предполагается, является движущей силой как внутри анимы, так и в чувствующей функции.

(a) Принципиально важно, что доминирование интровертного чувства я обнаружил среди женщин.

CW 6, пар. 640

Чувство – это специфически женская черта …

CW 10, пар.79

Поскольку анима не является эросом или его психическим представителем, то отношение между богом (или даймоном) Эросом и эросом как архетипическим принципом, с одной стороны, и чувством как психологической функцией, с другой, никогда не было установлено, - ни эмпирически, ни логически, ни феноменологически. Чувствующая функция работает главным образом через область чувств, которые психология подразделяет на сотни видов. Только некоторые из этих чувств связаны с эросом. Отдача эросу чувства или анимы означает подведение слишком многих событий под один стандарт, сводящий все к любви. Это связано не только с предвзятым христианским подходом (в смысле ограничения только одной перспективой любви), но также и тем фактом, что аутентичные аспекты анимы рассматриваются только с точки зрения любви. Ненависть, злоба, подозрение, ревность, отрицание, вражда, обман, предательство, грубость, мизантропия, высмеивание играют свою роль в проявлениях анимы. Эти эмоции соответствуют многим хладнокровным колдовским созданиям, которых мы находим в легендах и поэзии (а), а также в наших сновидениях и жизни, даже в тех случаях, когда «негативные» эмоции удалены от эроса и чувствующая функция соответствует посреднической деликатности христианского гуманизма.

(а) Русалка (nixie) – это … магическое женское существо, которое я называю anima. Она может быть сиреной, наядой (melusina), древесной нимфой, грацией (grace) или дочерью Лесного царя (Erlking), или ламией или суккубом, который сводит с ума молодых мужчин и высасывает из них жизнь... Соблазняющая русалка … сегодня называется «эротической фантазией» и она может осложнить нашу психическую жизнь наиболее мучительным образом. Она пытает нас, как могла бы это делать русалка; она захватывает нас, как суккуб; она превращается во все виды форм, как ведьма… [и] вызывает состояния очарования, которые могут состязаться с самым сильным колдовством … Она – непослушное существо, которое переходит нам дорогу в многочисленных трансформациях и обличьях, вовлекая нас во все виды проделок, вызывая счастливые и несчастливые заблуждения, депрессии, экстазы, прорывы аффектов и т.д. … Русалка связана с плутовством. Колдунья не прекратила смешивать свои отвратительные снадобья любви и смерти, ее магическая отрава была переведена в интригу и самообман, и, хотя теперь она невидима, но из-за этого она не стала менее опасной.

CW 9i, пар. 53-54

Дополнительным источником путаницы является идея отношения. Юнг (как мы подробнее рассмотрим в седьмой главе) часто называет аниму функцией отношения. Он также иногда рассматривает аниму как фактор, который может установить отношение и связь с сознанием мужчины (b). Хотя сам Юнг только изредка описывает чувство, как связь (с), и чаще рассматривает его как оценку, аналитическая психология сейчас имеет тенденцию подчеркивать аспект связанности. Чувство, как принято утверждать, является инструментом связи между личностями и между отдельной личностью и его внешним и внутренним мирами. Обладать «слабым чувством» и быть «несвязанным» стало синонимами. Поскольку как анима, так и чувство называются функцией отношения, они сливаются одна с другим.

(b) … анима осуществляется через интеграцию Эросом сознания, … анима выносит отношение и связанность в сознание мужчины …

CW 9 ii, пар. 33

В случае отдельной личности проблема, констеллированная тенью, получает ответ через образ анимы, т.е. посредством связанности.

CW 9i, пар. 487

… на том уровне, когда тень распознается и интегрируется, констеллируется проблема анимы (т. е. проблема отношения).

CW 9i , пар. 485

«Она» (анима) представляет собой определенный, подчиненный уровень связи с окружающим миром и особенно с женщинами…

CW 18, пар. 429

… анима мужчины представляет инфериорную связанность, заряженную аффектом …

CW 13, пар. 60

(с) Часто случается, что пациент удовлетворяется простой констатацией сновидения или фантазии… Другие пытаются понять только посредством интеллектуального осмысления… То, что они должны иметь эмоциональные отношения к содержанию бессознательного, кажется им странным.

CW 16, пар.489

В настоящее время два типа отношения анимы и чувства соприкасаются друг с другом только в отдельных случаях. При этом сейчас в некоторых случаях в аналитической психологии они имеют тенденцию полностью сливаться, так что уравнение анима = чувству становится просто формулой, более того, панацеей. Прежде, чем мы еще глотнем этого сладкого эликсира или пропишем его нашим пациентам, давайте остановимся на его ингредиентах.

Анима как отношение означает такую структуру, которая посредничает между личностным и коллективным, между актуальным и удаленным, между горизонтом индивидуального сознания и первобытной областью воображаемого, его образами, идеями, фигурами и эмоциями. Здесь анима функционирует как посредник и психопомп (см. седьмую главу ниже). Качество отношения будет определяться этой функцией. В результате отношения, управляемые анимой, будут демонстрировать нестабильные парадоксы, желания и трепет, вовлеченности и капризы, веры и сомнения, а также интенсивное чувство персональной значимости, связанного со значимостью имажинальной души в целом. Другой главной характеристикой в этом случае, кроме эмоционального парадокса и раздутой значимости, является поразительная автономия – базисное бессознательное анимы отношения, поскольку такое отношение характеризует ее как мост ко всему неизвестному.

Анима, как функция отношения, далека от связанности. Кажется странным, что анима могла рассматриваться как помощь в человеческих отношениях. В каждой из ее классических форм она – не человек или получеловеческое создание, скорее ее воздействие уводит нас прочь от индивидуальной человеческой ситуации. Она создает настроения, искажения, иллюзии, которые устанавливают человеческую связанность только в тех случаях, когда личности разделяют одни и те же настроения и фантазии. Если мы хотим создать «отношение», то анима должна быть отброшена! Ничто не нарушает настоящее чувство между личностями более, чем анима. Даже когда она вступает в отношение в виде своих высших форм (Диотима, Афродита-Урания, Мария, София), ее королевская атмосфера подавляет и ее роль психопомпа затушёвывается ее психической помпезностью.

Чувство как отношение – это нечто совершенно другое. Оно относится к функции, которая устанавливает оценочные связи между субъектом и объектом. Я оцениваю другого или событие, которое, пройдя через мою шкалу ценностей, приобретает определенную форму («чувство»), посредством которой я устанавливаю его значение относительно других событий. «Отношение» здесь подразумевает относительно постоянный процесс оценки и анализа, осуществляемый сознанием и его содержанием. Посредством этого процесса устанавливается отношение между сознанием и его содержанием, а также между самими этими содержаниями. (Мышление, которое является также рациональной функцией, тоже устанавливает отношение. Оно также различает, упорядочивает и согласовывает связи среди содержаний и между субъектом и объектом. Но, конечно, мышление устанавливает эти отношения в соответствии с принципами мышления, а не ощущает их как ценности).

Связь Джорджа и Мэри зависит от специфической природы Джорджа и Мэри. Их связь отражает динамический процесс развития их чувств, их отношения для них уникальны. Если бы их отношения определялись анимой, то тогда они бы меньше отражали личностные аспекты, а больше архетипическую фантазию, разыгрываемую через них. Тогда они бы стали коллективными актерами, осуществляющими бессознательную фантазию, т.е. любовниками, спорщиками, группой, парой мать-сын, отец-дочь, медсестра-пациент и т.д. Даже чувствующая функция узурпируется доминантной фантазией. Тогда специфическая сложность связи между Джорджем и Мэри разыгрывается на сцене в виде архетипической драмы под управлением анимы. В чем ее цель? Подчеркнуть, что люди должны больше считаться с ней, роковым типом нечеловеческой связи с неличностными факторами, которые архетипически предшествуют человеческому чувству.

Одним из неличностных факторов является культура. Мы уже видели, что анима «окружает себя особым историческим чувством» (CW 10, пар.85). Её укореноность в истории культуры формирует человеческое чувство в соответствии с этническими и национальными особенностями (юнговское «расовое» бессознательное –CW 7, пар. 434). Держание за руки и декларация стихов среди юных арабов является (или являлось) выражением любви настолько же аутентичным, как драка среди ирландцев и сдержанность среди нордических народов. Культура определяет даже юнговское понятие чувствующей функции (CW 6, пар. 723), поскольку свои знания о ней он черпает главным образом из немецких писателей конца девятнадцатого века. Более того, авторы, которых он анализирует для обоснования своей обширной теории типологии, это, главным образом, Гете, Ницше, Шиллер, Шпителер, Липс, Воррингер, Гросс и т.д. «Gefuhl ist alles» («чувство это все», нем., прим. пер), - говорит Гете относительно встречи Фауста и Гретхен, и, возможно, это была немецкая анима, говорящая через него, а затем говорящая с Юнгом, а теперь говорящая с нами, размывая различия между чувством и анимой.

В юнговской психологии отражается немецкая анима, в особенности анима немецкого романтизма. Ellenberger перечисляет несколько главных характеристик Романтизма, которые влияют на современную глубинную психологию (19). Все они постоянно присутствуют в юнговском отношении к аниме и являются основанием его психологии. Первая характеристика – это «глубокое чувство к природе» и «спекуляции о философии природы». (Эмма Юнг назвала свою работу об аниме Naturwesen [природное существо, нем., прим. пер.]). Вторая характеристика – это проникновение в Grund (почва, нем., прим. пер), которая находится в эмоциональной душе (а не в разуме) и манифестирует себя наилучшим образом в универсальных символах, парапсихологии, снах, сумасшествии. Третья характеристика – «чувство по отношению к становлению…» (которое Юнг назвал индивидуацией) и «особое внимание к определению индивидуальности», способность к совершенствованию которой зависит от любовных страстей. Четвертая характеристика – это эмпатическое чувство по отношению к другим культурам и их многообразию, открывающееся нам посредством изучения мифов, народных сказок и т.д. Пятая характеристика – это «новое историческое чувство», особенно по отношению к средним векам (период алхимии и христианской теологии). Согласно Ellenberger (20), даже сам термин «анима» был частично навеян романтическим историком и мифологом Бахофеном из Базеля (21).

Обращаясь к истории культуры, я не имею в виду сведение анимы или Юнга к Романтизму. Я хочу только указать на влияние этой специфической анимы, получившей название романтической, на весь юнгианский проект. Поскольку этот проект меньше связан с обществом и семьей, наукой и технологией, городом и политикой, разумом и остроумием, классикой и искусством, - категориями, которыми менее романтичная анима могла бы также вдохновиться.

Если анима – это культурный фактор, который формирует личностное выражение, то работа с анимой представляет собой перенастройку чувствующей функции до самых ее корней. Это помогает понять, почему изменения в чувстве такие медленные: просто изменение отношения к чему-либо требует изменений в манерах и ценностях наших предшественников, наших культурных привычках и вкусах. Мы работаем с корнями, racines (коренные причины, фр., прим. пер.), происхождением. К ним относятся неменяющиеся составляющие после смены конфессии (протестант, перешедший в католичество, и наоборот), проблемы взаимопонимания в межрасовых браках, культурный шок в результате эмиграции с юга на север (и наоборот), - эта закоснелость чувства связана на более глубинном уровне с душевными проблемами, с анимой как консервативной прародительницей, которая приковывает наше человеческое чувство к своей исторической почве. И когда человеческое чувство прекращается со смертью, и мы присоединяемся к нашим предкам, анима, как душа р’о (см. ниже гл. 4) заново абсорбируется в культурную почву какой-либо расовой географии, при этом только слегка изменившись в результате какого-то неожиданного развития чувства, достигнутого отдельной личностью.

Когда мы рассматриваем рисунки Юнга в «Красной книге» и изучаем первое вторжение анимы в его активное воображение, которое описано в его воспоминаниях, то сталкиваемся не с Гретхен и не с какой-нибудь альпийской или рейнской Magd (девушка, нем., прим. пер.), которая являлась ему, а со слепой Саломеей, патологической компаньонкой гностического мудреца (см. ниже в гл. девять).

Таким образом, по-видимому, существует другой неличностный фактор в фигуре анимы, который является индивидуальным, эндогенным и независимым от расового бессознательного. Она и ее спутницы определили индивидуальную судьбу Юнга и, возможно, тип его чувства. Под этим я понимаю его диапазон Einfunlung (эмпатия, нем., прим. пер.) к разным культурам, его способность дистанцироваться посредством неличностного отношения через древние символы, его зачарованность патологией и понимание ее и одновременно сопровождающая его слепота, в которой он обвинялся, в критически важных взаимоотношениях, оценках и суждениях (Елена, Сабина, Фрейд, национал-социализм и его выбор учеников).

Оценка чувств Юнга и его вклад в психологию чувства как функции должны начинаться с анимы как наследственной этнической доминанты, с одной стороны, а с другой стороны, - как индивидуальной судьбоносной констелляции. Ни один из аспектов, однако, не является свойственным человеку. Именно это нечеловеческое качество является даром анимы чувству.

Эта путаница с анимой и чувством вносит вклад в упрощенный подход в аналитической психотерапии, которая рассматривает лечение души как определенного рода культивирование анимы, т.е. посредством развития чувства. Но культивирование анимы или созидание души (soul-making) должно использовать более широкую идею, прежде всего сложный процесс фантазирования, понимание которого является только частью в процессе утончения чувства. Кроме того, чувство, которое развивается посредством созидания души, возможно, более неличностное, избирательно чувствительное к конкретным формам психического содержания и отношения, и это отличает его от личного чувства. Это развитие не происходит от неличностного к личностному, обусловленному и человеческому. Скорее движение происходит от узкого охвата моего эмпирического человеческого мира и его личностных связей в сторону архетипических событий, которые помещают мой эмпирический личностный мир в более значимую систему координат. Такая система задается не чувством и не связанностью, а посредством анимы, чья мифологизирующая фантазия и рефлексирующая функция напоминает о жизни, судьбе и смерти. Она не ведет к человеческому чувству, а наоборот, от него. Как функция, которая связывает сознательное с бессознательным, она поглощает сознательное чувство, превращает его в бессознательное и делает человеческое нечеловеческим. Она привносит в сознание вещи, отличающиеся от человеческого мира. Но должны ли сегодня Данте и Петрарка обращаться к психотерапии, не скажут ли им, что Беатриче и Лаура были незрелыми проекциями анимы, нереальными, регрессивными, раскрывающими инфериорность чувства, которые не связаны с женщинами и с «феминностью»?

Лично я должен получить убедительную демонстрацию того, что появляющаяся в снах ящерица требует развития в нечто теплокровное, а гиена во что-то более доброе, и что маленькая девочка нуждается в развитии для достижения зрелых чувств, а странная женщина, похожая на ведьму, или некий истощенный и примитивный образ должен быть допущен в человеческий мир через чувство и личностные отношения.

В такие моменты иронически или может быть даже трагически действительные (анима?) образы ящерицы, маленькой девочки и примитивной неряхи не связаны с данными чувствами или оценками, сделанными на основе чувств к этим образам как таковым. Скорее, ради развития чувства/анимы действительный образ лишается силы. Все чувство уходит в развитие, в трансформационное развитие образов в нечто более человеческое. Это похоже на то, как если бы христианский миф инкарнации применялся бы постоянно к образам анимы, как если бы все образы должны были следовать модели становления нечеловеческого в человеческое (инкарнация) и все психические факторы должны вступать в человеческие отношения. Конечно, это звучит смешно. Рассматривать развитие анимы как способ развития чувства (чувство, принятое сейчас в гуманистическом подходе), означает просто убийство животных, даймонов (daimones) и Богов. Это означает превращение священного нуминоза (numinosum) архетипического образа в нечто безопасное, разумное и секулярное. Аналитическая психотерапия так регрессировала к гуманизации образов и развитию архетипических реальностей в отношениях, что оказалась не только пойманной дарвинизмом, но также захваченной простейшим видом секуляризма, в котором человек – мера вещей, а Боги – аберрации. Но Боги не всегда имеют аберрационный и искажающий аспект; они не всегда являются в странных формах, в виде животных, гротескных, странных, ужасных. Кто сказал, что они должны быть теплокровными или вообще обладать человеческой кровью.

Ребенок из сновидения и ребенок-анима (девочка-анима из детства, воспоминание о которой может еще у кого-то вызвать спазм дыхания) не обязательно означает неразвитое чувство. Это может также быть воротами в эльфийский мир, или они могут пробуждать ностальгические pothos, желание приблизиться к древним временам и к первому дому. Архетипический ребенок, которого мифологи и Юнг назвали Божественным, оставляет свое сияние на каждой неразвившейся черте. Поэтому от этих черт так трудно отказаться во имя зрелости. Это особое сияние не только регрессивно уводит нас в область детского и инфериорного, но также к образу ребенка и к чему-то высшему. Нам следует быть осторожными, когда мы соприкасаемся с «незрелым». Развитие, как норма приспособления к реальному миру может быть насилием над ребенком, имеет своим результатом воображение без доступа в его реальный мир.

Принятие нечеловеческих образов психэ за сигналы к развитию чувства ведет прямо к гуманистической иллюзии, вере в то, что психэ является функцией человеческого существования, это означает, что она обслуживает человеческую жизнь, а ее образы очеловечиваются. Я, однако, вижу связь между человеком и душой в другом ключе, в соответствии с главной платонической традицией, в которой человек является функцией психэ, и его работа заключается в служении ей. Терапевт психэ, что изначально означало «служитель души», переводит человеческие события на язык психэ, а не психэ переводит гуманистический язык.

Перед фасадом секулярного гуманизма развевается флаг чувства. Там, где церковь, а затем психоанализ не полностью изгнали дьявола «личностная связь в гуманистическом контексте» в конце концов сделает свою работу. Анима станет социально приемлемой, адаптированной. Но если, как сказал Юнг, «Боги стали болезнями» (а), то лечение души этих несвязанных, нечеловеческих образов может также привести к ее лечению у Богов. Путаница анимы с чувством и попытка гуманизации посредством чувства – это ни в коей мере не психотерапия. Скорее, это часть современной секулярной душевной болезни или психопатологии. Мы должны еще выяснить, какой архетипический персонаж захватил сознание посредством сентиментального воззвания к гуманизму и чувству. По крайней мере мы знаем, что это не Эрос, который предпочитает темноту и тишину «связанности», «коммуникации» и «участию». В то же время сила архетипа должна влиять на терапию посредством интерпретации психического движения наших образов и их животно- даймонических форм в социальных отношениях и личностных связях и содействовать снятию вины за «несвязанность» («unrelatedness»). Я подозреваю в этом Геру, особенно в виде «юной супруги» Гебы.

(а) Мы полагаем, что можем поздравить себя с тем, что уже достигли такой вершины понимания и воображения, что оставили позади всех этих призрачных богов. Но то, что мы оставили сзади, - это только вербальные конструкции, а не психические факты, которые были ответственны за рождение богов. Мы все еще во многом охвачены автономными психическими содержаниями, как если бы они были Олимпийскими Богами. Сегодня они называются фобиями, обсессиями и т. д.; короче, невротическими симптомами. Боги стали болезнями …

CW 13, пар. 54

C c ы л к и

18. Более полное обсуждение приводится в моей работе «Чувствующая функция», часть 2 в Лекциях о юнгианской типологии (с М.Л. фон Франц) (Spring Publication, 1971), особенно «Чувство и Анима», стр. 121-29.

19. H.F. Ellenberger «Открытие бессознательного» (New York: Basic Books, 1970), стр. 199-201.

20. Там же, стр. 223

21. Ph. Wolf-Windegg «К.Г.Юнг – Баховен, Буркхардт и Базель», Spring, 1976

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики