Суббота, 08 сентября 2018 12:19

Джеймс Хиллман Анима Глава 4 Анима и женское начало

Джеймс Хиллман

Анима  

Глава 4

Анима и женское начало

      

 Теперь мы подходим к двум определениям, которые ставят под вопрос описание анимы как образа мужской контрсексуальной генетической структуры и опыта. Юнг называет аниму «архетипом женственности» (а) и «архетипом жизни». Он также проводит аналогии между анимой и инь (b) и китайской душой pיo, между анимой и индийскими образами Майи и Шакти (с); он также связывает аниму с гностической Софией (мудростью) (см. ссылки к CW 11 и CW 14, но особенно CW 11, пар. 613, где описание Софии как психопомпа сопровождается многочисленными «характеристиками анимы» и CW 11, пар. 460, где анима названа «чистым гностицизмом») (d).

 

(а) Анима – архетип женского начала, играет очень важную роль в мужском бессознательном.

CW 5, пар. 406, ссылка 142

… женская фигура анимы … требует другой оценки и точки зрения… личностная интерпретация всегда редуцирует на уровень личностной матери или какой-то другой женской фигуры. Реальное значение фигуры естественным образом теряется в процессе… Она более или менее бессмертна, поскольку находится вне времени.

… Архетипы… бессознательно проецируются на более или менее подходящие человеческие личности.

CW 9, i, пар. 356-57

Как проекция, анима всегда имеет женскую форму с определенными характеристиками. Эмпирический вывод не подразумевает того, что архетип проявляется таким образом сам по себе.

CW 9, i, пар. 142

… мужское сознание проецирует все восприятия, идущие от женской персонификации бессознательного на фигуру анимы, т. е. реальную женщину…

CW 10, пар. 714

(b) Исторически мы сталкиваемся с анимой прежде всего в божественных сизигиях, женско-мужских божественных парах. Их можно обнаружить… в… классической китайской философии, в которой космогоническая пара представлена как yang (мужское) и yin (женское).

CW 9, i, пар. 120

В восточном символизме квадрат… имеет характер yoni: женского начала. Мужское бессознательное имеет сходство с женским началом и персонифицируется анимой.

СW 12, пар. 192

… божественная невеста… это типичная проекция анимы… Шпиттелер также уподобляет «Госпожу Души» («Lady Soul») тигру. (В Китае тигр является символом yin).

CW 13, пар. 460 (и ссылка 14)

(с) Духовный человек был соблазнен обретением тела и стал привязан к нему посредством «Пандоры», которую древние евреи называли Евой. Она, таким образом, играла роль анимы… также, как Шакти или Майя ловят мужское сознание сетью мироздания.

CW 13, пар. 126

… обманчивая Шакти должна вернуться в водную стихию, если работа достигает своей цели. Она больше не должна танцевать перед адептом, используя свои завлекающие жесты, а должна стать тем, чем она была с самого начала: частью его целостности (анима, таким образом, вынуждена направиться во внутренний мир…)

CW 13, пар. 223 (и ссылка 15)

Что представляет собой этот создающий проекцию фактор? Восток называет его «Кружащейся женщиной» - Майей, которая создает иллюзию своим танцем. (Я определил аниму как персонификацию бессознательного.)

CW 9, ii, пар. 20 (и ссылка 1)

… она является великим иллюзионистом, соблазнительницей, которая втягивает его в жизнь с ее Майей… я предложил… термин «анима» …

СW 9, ii, пар. 24-25

(d) Как психопомп она (София) указывает путь к Богу и гарантирует бессмертие.

CW 11, пар. 613

С теологической точки зрения моя концепция анимы … является чистым гностицизмом

CW 11, пар. 460

Эмоциональное состояние Софии погружено в бессознательное… ее бесформенность и способность теряться в темноте характеризуют очень ясно аниму мужчины, который полностью идентифицирует себя со своим разумом и своей духовностью.

CW 13, пар. 454

        На этом уровне мы едва ли можем свести аниму только к мужскому полу. «Женственность» и «жизнь», так же, как и их китайские, индийские и гностические аналоги анимы в одной и той же степени релевантны как для мужчин, так и для женщин. Мы находимся на архетипическом уровне анимы, «женского архетипического образа» (CW 9, ii, пар. 41), а архетип как таковой не может быть сведен к психэ одного из полов или локализован в нем. Мы можем сделать еще один шаг вперед: хотя мы не можем быть уверены, что архетипы являются только психическими сущностями, принадлежащими только к области психэ, тем не менее, мы расширяем область психэ вначале за пределы половых различий, а затем за пределы человеческой личности и психодинамики (компенсация) и за пределы психологии вообще. Юнг уже сделал это расширение в своей теории архетипа как психоида, заявив, что «таким образом архетипы имеют природу, которая не может быть с уверенностью определена как психическая» (CW 8, пар. 439) (а). Адекватное понимание анимы требует рассмотрения за человеческими пределами и пределами мужского, и даже за пределами психэ. Но метафизика вообще или метафизика анимы не является нашим направлением. Скорее важно осознать, что анима, как архетип слишком многообразна, чтобы быть ограниченной областью контрсексуальности (глава 1). Анима, освобожденная от этого сдерживающего определения, влияет также на психэ женщин.

 

(а) … архетипы не находятся исключительно в психической сфере…

CW 8, пар. 964

Хотя не существует такой формы бытия, которая не взаимодействовала бы с нами на психическом уровне … мы едва ли можем утверждать, что все является психическим. Мы должны применять этот аргумент логически к архетипам тоже.

CW 8, пар. 420

 

         В соответствии с первичным подходом (контрсексуальностью) у женщин нет анимы. «Анима, будучи женским образом, является исключительно фигурой, которая компенсирует мужское сознание» (СW 7, пар. 328). «Аналогичную фигуру нельзя обнаружить в образах женского подсознания» (CW 11, пар. 48). В соответствие со взаимозависимостью противоположностей женщины обладают вместо этого анимусом.

         Однако, что можно сказать об «анима-женщинах», тех женщинах, которые играют роль анимы для мужчин и называются в аналитической психологии «анима-типами» (b). Юнг говорит, что такие женщины могут наилучшим образом играть роль анимы, будучи пустыми сами по себе (с). Таким образом они ловят мужские проекции, отражая или мимикрируя под них, и таким образом, внутренняя женщина в мужчине являет свой анима-тип.

(b) Существуют определенные типы женщин, которые, кажется, сотворены природой, чтобы привлекать проекции анимы; на самом деле можно практически говорить об определенном «анима-типе». Так называемая «сфинксовая» черта характера является неотъемлемой частью их экипировки, это же относится к их двусмысленности, интригующей неуловимости… неопределенности, которая кажется полной обещаний, наподобие говорящего молчания Моны Лизы.

CW 17, пар. 339

Я видел миссис Х, и я уверяю вас, что она совершенно восхитительна и превосходна! … Если когда-нибудь и была анима, то это она…

21 сентября 1951, письмо к отцу Виктору Уайту

(с) «Девушка» («maiden») соответствует аниме мужчины… Но пока женщина довольствуется ролью femme a homme, она не имеет женской индивидуальности. Она пуста и просто отражает – подходящий сосуд для мужских проекций.

СW 9, i, пар. 335

Если материнский комплекс в женщине не продуцирует переразвитый Эрос, то он ведет к идентификации с матерью и к бездействию дочерней женской инициативы… Эти бескровные девы… настолько пусты, что мужчина свободен проецировать на них свои любые фантазии. Вдобавок они настолько бессознательны, что бессознательное распространяет бесчисленные невидимые щупальца осьминога, которые улавливают все мужские проекции, и это доставляет эмоциональное удовольствие мужчинам.

CW 9, i, пар. 169.

 

        Таким образом, помимо романтической идеализированной анима может быть безвкусной, банальной, тривиальной, пустой и дешевой. Мужчины могут тратить часы и годы на глупые пустышки «анима-типа», на их лепет и болтовню. Семь лет Улисс провел в бесконечной пустоте у Каллипсо. Почему? Для чего? Гедонизм? Инкарнация в плоть? Нужно ли спасать и трансформировать женщину, как делал Орфей, пытаясь вывести Эвридику к дневному свету? Скорее «анима-тип» представляет нам архетипическое состояние души – сонно-нимфоподобное, не спящее и не бодрствующее, не самодостаточное, девственное и не совсем связное, потерянное и пустое. Табула раса. Возможно, Эвридика хочет остаться маргинальной, теневой и непроявленной и отсюда долгие годы эскапизма в темные бары и контрацептивы в мотелях, немая потерянность в преддверии ада (limbo) без света и без глубины, - таков стиль очарования анимы, в котором отсутствие значения является самым точным определением стиля. Анима, как архетип жизни (а), может быть решительно лишена значения. Поэтому она констеллирует поиск мудрого старца – архетипа значения.

 

(а) Анима в действительности является архетипом самой жизни…

CW 14, пар. 646

… анима, которая выражает жизнь

CW 14, пар. 313

… анима – это архетип самой жизни.

CW 9, i, пар. 66

 

        Здесь, я полагаю, мы снова сталкиваемся со случаем, когда наши психические предпосылки определяются архетипической фигурой, поэтому мы видим то, что уже задано предпосылкой. Мы называем этих женщин «анима-типом» и мы соединяем их с древней фигурой гетеры; при этом в соответствии с теорией, согласно которой у женщин анима не существует, мы полагаем, что архетип анимы может воздействовать на жизнь женщин только через мужчин и через их бессмысленные проекции.

         Давайте рассмотрим это более внимательно. Роли, которые Юнг приписывает аниме (b) – создание отношения с мистериями, архаическим прошлым, явление доброй феи, ведьмы, блудницы, святой и животные ассоциации с птицей, тигром и змеей (перечислим только те образы, которые он упоминает), - все они появляются часто и актуально в психологии женщины. Феноменология анимы не ограничивается мужским полом. У женщин в сновидениях также появляются маленькие девочки и блудницы, они также соблазняются таинственными и неизвестными женщинами; Святая, Сафо и Спящая Красавица также относятся к таким образам. Поскольку образы не ограничены только мужчинами, то и анима-эмоция не может быть ограничена только мужским полом. Женщины также лелеют ожидания, инфериорность, которая противоположна их внешней личностной активности. Они также теряют связь и могут быть унесены прочь, чтобы медитировать о своей судьбе, своей смерти и бессмертии. Они слишком чувствительны к душе и страдают от ее тайны и неясности. Когда мы говорим «она имеет душу», то подразумеваем то же, что и в случае с мужчиной.

 

(b)… в один момент добрая фея, в другой, - ведьма; в один момент святая, в другой, - блудница… анима имеет также «оккультные» связи с «мистериями» … Она более или менее бессмертна, поскольку находится вне времени… Анима… принадлежит к другому порядку вещей.

CW 9, i, пар. 356

 Анима также имеет общие черты с животными, которые символизируют ее характеристики. В результате она может появляться как змея, или тигр, или птица.

CW 9, i, пар. 358

 

        Женщины также раздражены в своих жалобах и обидах, также стервозны в своих сплетнях, также отвратительны в своих мрачных замыслах, как и мужчины. Интенсификация, преувеличения и мифологизация, - все это относится к описанию анимы и должно появляться в женщинах, они не могут быть отнесены к бессознательной женской личности, внутренней женщине или приписаны меньшинству женских генов. Здесь анима – архетип жизни и архетип женственности – влияет на психический процесс независимо от пола, и мы освобождаемся от женско-мужской фантазии анимы, от бесконечных колебаний компенсации, а также от эпистемологического обмана объяснений, использующих «проекцию».

         Почему мы должны называть одно и тоже поведение в одном поле «анимой», а в другом, - «природно-женским» или «тенью»? Как это влияет на психологические различия между полами, если один и тот же образ в мужчине и женщине является в его случае облагороженным, как душа-образ (анима), а в ее случае как часть теневой области? Лишая по определению женщин анимы, - «женщина не имеет аниму, у неё не душа (soul), а анимус» (CW 17, пар. 338) (а), не продолжает ли аналитическая психология неявным образом древнюю традицию отрицания души у женщин и помещая образы этой души в тень? Это не ставит под сомнение реальность ее тени и не оказывает давление на духовную проблему у женщины, которая констеллируется фигурой анимуса.

 

(а)… Я зарезервировал термин «анимус» только для женщин… Женская психология демонстрирует элемент, который является противоположностью мужской анимы.

CW 13, пар. 60

… мужчина в попытке достичь свой идеал мужественности подавляет все женские черты, которые в действительности являются частью его самого; также мужские черты являются частью женской психологии… Если мы внимательно изучим неконтролируемые эмоции мужчины … мы быстро доберемся до женской фигуры, которую я называю… анимой. На этом же основании в древности воспринимали женскую душу как «психею» или «аниму» …

CW 10, пар. 79

 

        Но я действительно сомневаюсь в том, что психическое развитие женщины предполагает развитие анимуса, поскольку это приводит к эрозии категорий психэ и духа. Анимус относится к духу, логосу, слову, идее, интеллекту, принципу, абстракции, значению, ratio (разум, лат., прим. пер.), уму. Дискриминация духа совершенно не находится на том же уровне, что и созидание души. Если в первом случае это активный разум в самом широком смысле, то во втором, - это область воображаемого, также широкая, однако весьма отличная.

        Такое предположение было сделано вследствие того, что женщины, как существа женского рода, имеют душу, или, скорее, сами являются душой. До тех пор, пока душа и феминность идентичны, душевная проблема женщин находит соответствующее внимание как по определению, так и в соответствии с биологией (Фрейд на своей лекции о женском начале оказался перед той же дилеммой, которую он переадресовал женщинам, как их проблему: «Вы также должны обдумать этот вопрос [о природе феминности] с позиции, как если бы вы были мужчинами; от женщин, присутствующих здесь, нельзя этого ожидать, поскольку вы сами по себе загадка») (22). Но психэ, сущность души, не дается женщине только потому, что она родилась женщиной. Она не более благословлена конгениально сбереженной душой, чем мужчина, который должен прожить свою жизнь в заботе о своей участи. Она не более освобождена от задачи созидания анимы, чем мужчина; для нее пренебрегать душой ради духа не менее психологически неприемлемо, чем для мужчины, которому всегда внушали в аналитической психологии, что он должен пожертвовать интеллектом, личностью и экстравагантностью во имя души, чувства, внутреннего мира, т. е. анимы.

        Огромная трудность, которую часть женщин испытывает с воображением и мучения, которые испытывают некоторые женщины при столкновении с чувством внутренней пустоты, указывают на душу, как область их стремления. Не менее, чем мужчины, женщины нуждаются в фантазии и мифологизации, где они могут считывать информацию о себе и узнавать судьбу. Обнаружить чувство значимости, уверенность в себе, как личности или «психологическую веру», как Grinnell (23) называл ее, - это такая же потребность женщины, как и мужчины. Сентиментальность заменяет душу, анима-сантименты и анима-инфляции обнаруживаются у обоих полов; женские попытки проникнуть в глубину, внутреннее пространство, понимание и мудрость являются жертвой псевдо-душе, как и в случае мужчин. В женщинах, возможно, псевдо-душа даже более заметна, поскольку в отсутствие анимы анимус заполняет дефицит, трансвеститный травести (transvestite travesty).

         Анимус приходит с цивилизацией и его психическая репрезентация, которую мы редуцируем в понимании эго, как указывал Нойманн (24), - мужественное также у женщины. Архетип – это Герой и потому его обратная сторона в женщинах будет также отражать душевные качества анимы. Пренебрегаемая область – это не анимус, а анима.

         Развитие анимуса, темп которого анима не выдерживает, уводит женщину прочь от психологического понимания. Это происходит за счет иссушения ее фантазии, сужения диапазона ее настроения и вовлеченности в жизнь, превращения ее в лучшем случае в духовный образец и психологическую простофилю; ее мудрость, ее забота и ее готовность прийти на помощь становятся развитым мнением, выражающем скорее отделенность, а не душевную рефлексию, исходящую из ее привязанностей, - и это мы видим даже там, где предпочтительная область развития анимуса должна быть сама по себе психологией. Область психологии не гарантирует того, что ее обитатели являются психологически развитыми типами. Табличка на двери «Психолог» к несчастью ничего не говорит о душе практикующего. И если практикующий – женщина, тогда эпитет «психолог» даже еще более определенно не имеет ничего общего с душой, поскольку процесс развития (анимуса), который привел к получению этой специальности, был по определению связан с духом, а не с душой. Это утверждение ничего не имеет против развития логоса или против уважения женских идей, но дух – это не душа; поэтому анимус – это не анима, и им нельзя пренебрегать или заменять его другим. Сизигию образуют обе составляющие.

         Силу наших теоретических представлений нельзя переоценить. Наше отрицание анимы у женщин и предоставление им взамен анимуса привело к детерминации всего архетипического паттерна женской психологии. Per definitionem (по определению, лат., прим. пер.) отсутствие анимы у женщин – это нарушение космического принципа с не меньшим последствием в практике аналитической психологии, чем была теория отсутствия пениса у женщин в практике психоанализа.

         Подвергая сомнению теорию анимуса, я бы хотел также выразить надежду на то, что типичные констелляции анимы в психике женщины будут получать соответствующее им отношение, а не будут больше рассматриваться как тень просто на основании того, что они женские. Это в свою очередь ведет к более детализированному пониманию тени, возможно, оставив ее зарезервированной для случаев морального подавления. Когда наступает момент выбора между сохранением теории и сохранением феномена, история мысли демонстрирует, что преимущества на стороне феномена, даже если это приводит к изменению самой теории и к тому, что некоторые вещи, которые мы считали понятными, снова погружаются в неясность.

        Возвращаясь теперь к пустотности женщины анима-типа, мы можем вспомнить, что до настоящего времени ее отношение к архетипу анимы должно было по определению формироваться через мужчину. Однако теперь мы можем более не рассматривать ее психологию таким образом. Пустота – это не просто сосуд для улавливания проекции от противоположного пола. Мы не можем также подходить к этой пустоте на основании теории бессознательной тени или неразвитого анимуса. Лишение связи этой пустоты с отцовским комплексом снова увязывает ее происхождение с мужчиной, оставляя женщине только роль дочери, только объекта, сотворенного проекцией, наподобие Евы, рожденной во время сна Адама и не имеющей души, судьбы и индивидуальности (а).

 

(а) Но до тех пор, пока женщина довольствуется ролью femme a homme, она не имеет женской индивидуальности. Она пуста и просто отражает, - подходящий сосуд для мужских проекций.

CW 9, i, пар. 355

 

        Эта пустота скорее должна рассматриваться как архетипическая манифестация анимы в одной из их ее классических форм: девушки, нимфы, Кора, которую Юнг так хорошо описывает (b) и отмечает, что «она часто появляется у женщины». Даже если мы должны будем связывать эту девушку с дочерью, она сможет оставаться в констелляции анимы. Не существует необходимости поиска вовне для объяснения ее истоков в отце.

 

(b)… Кора часто появляется в женщине как незнакомая юная девушка, нечасто как Гретхен или незамужняя мать… (или) танцовщица, … корибант, менада или нимфа.

CW 9, i, пар. 311

 

         Мы знаем, что отцы создают дочерей, но дочери также создают отцов. Взаимодействие с девушкой-дочерью во всем его восприимчивом очаровании и мазохистском лукавстве успокаивает дух. Однако это впечатление и его виктимизация являются творением дочери. Даже сама идея, что она (дочь) полностью является результатом влияния отца (или его отсутствием или результатом влияния плохого отца), - это часть фантазии об отце архетипа анимы. В результате она должна быть сильно привязана к отцу, поскольку анима является отражением этой привязанности. Она создает символического отца и веру в его ответственность, которая служит для подтверждения архетипической метафоры Дочери, обязанной этому источнику, - не отцу, а аниме, изначально присутствовавшей в женской психике.

         Более того, муза, с которой нимфа имеет особую связь и к которой направлено ее сознание, если мы следуем W.F. Otto (25), принадлежит также аутентичным образом потенциалу женской психологии по ее собственному праву, а не только в мужском отражении. Это не анима мужчины и, таким образом, это не внутренняя жизнь мужчины, которую отражают нимфа, гетера или муза, а анима, как архетип, который под другим именем есть психэ или душа (а).

 

(а) Мелузина входит в ту же категорию, что и нимфы, и сирены, которые живут в «Nymphidida», водной области… Место рождения Мелузины – это чрево мистерий, явно то, что сегодня мы называем бессознательным… Мелузина – это явно фигура анимы.

CW 13, пар.180

… Мелузина, русалка… (может) превращаться в человека. Дорн полагает, что это «видение, появляющееся в сознании», и оно не является проекцией реальной женщины…

… Анима принадлежит тем пограничным феноменам, которые проявляются в особых психических ситуациях… Человек сталкивается с безнадежной и непроницаемой темнотой, страшной пустотой, которая теперь вдруг наполняется чарующим видением, ощутимо реальным присутствием странного, но при этом полезного существа…

Особенность анимы проявляется … в легенде о Мелузине.

СW 13, пар. 215-17

Мифологически нимфы, дриады и т.д. являются духами природы и деревьев, но психологически они являются проекциями анимы…

CW 14, пар. 70

 

         На таком уровне различения Юнг сам выражает сомнение, можем ли мы говорить об аниме как о женском создании. Он предлагает, чтобы мы ограничили архетип феминности до его проективной формы (projected form) (b). Парадоксально, что сам архетип феминности не обязательно должен быть женским (ср. Письмо к Traugott Egloff от 8 июня 1959: «Андрогинность анимы может проявляться в самой аниме…»). Можно выразить похожее сомнение о «феминности» жизни, архетипом которой является анима.

 

(b) В Виде проекции анима всегда проявляется в женской форме с определенными характеристиками. Это эмпирическое открытие не означает того, что архетип сам по себе устроен таким образом.

CW 9, i, пар. 142

 

        Бесчисленные асексуальные описания архетипа анимы как «жизни», аналогичные с Майей, Шакти, Софией и душой р’о (а), указывают на специфический вид жизни, жизни, которая проецирует из себя сознание. Другими словами, жизнь, которую Юнг (b) связывает с архетипом анимы, - это психическая жизнь. «Анима … это фактор в точном значении этого слова (factor – тот, который действует, лат., прим. пер). Мужчина не может сотворить его, напротив, она всегда a priori является элементом в его настроениях, реакциях, импульсах и т.д., спонтанно проявляющихся в психической жизни. Это нечто, что живет само по себе, то, что делает нас живыми; это жизнь за порогом сознания, которая не может быть полностью интегрирована с ним, но из которой, напротив, возникает сознание» (СW 9, i, пар. 57)

 

(а) … (в) классической китайской философии анима (р’о или kuei) рассматривается как женская и хтоническая часть души.

CW 9, i, пар. 119

Я использовал термин «анима» в значении аналогичном китайскому определению р’о… Аффективный характер мужчины имеет женские черты. От этого психологического факта происходит китайская доктрина души р’o, а также моя собственная концепция анимы.

CW 13, пар. 58

Анима, называемая р’о и изображаемая иероглифами, означающими «белое» и «демон», т. е. «белый призрак», принадлежит более низкой, связанной с землей телесной душе, - принципу инь, и потому она женского рода.

CW 13, пар. 57

(b) анима- это архетип самой жизни.

CW 9, i, пар. 66

Существо, имеющее душу, является живым. Душа является живым элементом в человеке, который живет сам по себе и создает жизнь… Своей искусной игрой, иллюзиями душа привносит жизнь в инертность материи, которая не хочет жить. Она заставляет нас верить в невероятные вещи, в то, что мы способны прожить эту жизнь. Она полна ловушек и капканов, в которые человек должен быть пойман, должен достичь земли, запутаться там и остаться пойманным…

CW 9, i, пар. 56

 

        Видение анимы как жизни, существующей позади сознания и из которой сознание происходит, углубляет наше понимание ее странных выражений в образах, эмоциях и симптомах. Она проецирует себя в сознание через эти выражения; выражение – это ее искусство, которое себя проявляет как в исключительном формировании симптома, так и в клинической «картине» (а) или колдовских хитростях анимы. И мудрость, которую распространяет София, видится в этих выражениях, усматривающих в симптоме искусство (b).

 

(а) В случае одержимости анимой, например, пациент может захотеть превратить себя в женщину посредством самокастрации или он может бояться, что что-то подобное сделают с ним силой. Наиболее известный пример этого – книга Шребера «Заметки о моей нервной болезни». Пациенты часто обнаруживают целую мифологию анимы с многочисленными архаическими мотивами.

CW 9, i, пар. 82

(b) Псориаз фигуры анимы связан с определенным содержанием, которое анима несет в себе, как если бы оно было в ее крови и выводилось бы на поверхность. На это также указывает змееподобный паттерн псориаза. Это вид живописи, которая появляется на коже. Очень часто это указывает на необходимость запечатлеть определенные содержания или состояния графически и в цвете… Это активность посредством «искусства» … Эти творения анимы являются продуктами женского разума в мужчине. Женский разум – изобразительный и символический, он вплотную приближается к тому, что древние называли Софией.

22 марта 1935. Письмо к доктору S

 

         Анима здесь не только проекция, но и проектор. А наше сознание является результатом ее предыдущей психологической жизни. Таким образом, анима становится первобытным носителем психэ или архетипом самой психэ.

 

С с ы л к и

  1. 22. З. Фрейд, Новые вступительные лекции о психоанализе (London: Hogarth, 1957), гл. 33, стр. 145
  2. 23. R. Grinell, Размышления об архетипе сознания: личность и психологическая вера, Spring 1970, стр. 15-19
  3. 24. Э. Нойманн, Происхождение и история сознания, Bollingen Series (New York: Pantheon, 1954), стр. 42
  4. 25. W.F. Otto, Die Musen (Darmstadt,1954), стр. 9-20

 

 

        

 

 

 

 

         

 

 

 

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики