Среда, 07 ноября 2018 23:51

Джеймс Хиллман Анима Глава 6 Анима и Деперсонализация

Джеймс Хиллман 

Анима

Глава 6

Анима и Деперсонализация

 

Часть II

… без постижения различий

не может быть сознания.

CW 14, пар. 603

Существуют дополнительные интерпретации концепции анимы, которые могут помочь нам стать более сознательными, когда мы говорим, делаем и даже испытываем чувства по отношению к этому архетипу. Здесь я снова останавливаюсь на отличии между анимой, как опытом или эмпирической феноменологией, и анимой, как идеей или критической феноменологией, совершенно убежденный в том, что в психологии мы не можем наблюдать за любым феноменом, не осознавая идей, посредством которых мы совершаем наши наблюдения. Идеи, о существовании которых в нас мы не знаем, овладевают нами. И затем они формируют наш опыт исподволь, на бессознательном уровне. Психологическая работа, как мне кажется, заключается в нахождении субъективного архетипического фактора в нашем видении прежде, чем останавливаться на фактах и событиях. Другие науки должны претендовать на объективность, чтобы описывать вещи, как они есть; к счастью, психология всегда связана своими психическими ограничениями и может себе позволить не претендовать на объективность. Вместо обязательства быть объективной к фактам она обязуется быть субъективно сознающей, а это становится возможным только в том случае, если мы хотим иметь полнокровную жизнь, основанную на наших главных идеях.

Глава 6

Анима и деперсонализация

В конце предыдущей главы, в группе выдержек из Юнга подчеркивалось различие между анима-сознанием и эго-сознанием, указывающее на существование зависимости эго от фактора, находящегося позади него, - анимы. В этих выдержках подразумевалось, что чувство персональной идентичности задается не посредством эго, а передается эго посредством анимы. Эти выдержки актуальны для понимания клинического состояния, названного «деперсонализацией».

Хотя учебники по психиатрии обычно уделяют деперсонализации только предложение или параграф (иногда называя ее дереализацией), существует, как и со всем остальным, немалое количество литературы по этому предмету. Сборник основных текстов по теме был издан J.E Meyer, «Деперсонализация» (Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1968), в котором англоязычные работы были для этого издания переведены на немецкий язык. В качестве примеров здесь приведено большое количество случаев и большинство работ включают много ссылок.

Сборник начинается с длинной статьи Dilthey о вере в реальность внешнего мира (Ges. Scrift. V, стр. 90-135) и продолжается большим исследованием Paul Schilder (1914), которое создало базу для более поздних обсуждений. Ниже приводится определение Shilder'а в моем переводе (Meyer, стр. 46 *): «состояние, при котором индивид чувствует себя полностью изменившимся по отношению к своему предыдущему состоянию существования. Это изменение охватывает как эго, так и внешний мир, и его результатом является то, что индивид не воспринимает себя, как личность. Его действия кажутся ему автоматическими. Он смотрит на свои действия и поступки, как сторонний наблюдатель. Внешний мир кажется ему чужим и незнакомым и утрачивает свою реальность». (*Все ссылки на страницы в этом разделе относятся к работе «Деперсонализация».)

Личность говорит: «Я - это не Я» или «Я чувствую, что я вообще не являюсь личностью" (33).

Дальше мы рассмотрим главные характеристики деперсонализации, имея в виду идею анимы. Во-первых, деперсонализация не является уникальным проявлением какого-либо синдрома. Ее обнаруживают в токсичных состояниях, при эпилепсии, органических болезнях мозга, а также у нормальных людей в пубертатном и преклонном возрасте, при истерии, меланхолии, состояниях беспокойства, невротических фобиях и непреодолимых влечениях, а также при шизофрении и маниакально-

депрессивном психозе. У нее нет стандартной продолжительности во времени, иногда она продолжается в течение длительного промежутка,

а иногда, - эфемерно короткого. По-видимому, она связана с центральной нервной системой, а не с периферийной; ориентированные на мозговую деятельность авторы пытаются ее локализовать. Во-вторых, многие авторы понимают деперсонализацию, как нарушение отношения эго с миром, особенно того отношения, которое создает чувство реальности обоих: деперсонализированный индивид чувствует не только то, что он сам нереален, но также и то, что мир нереален. Он находится за завесой или за стеклянной стеной, он там и одновременно не там. В-третьих, отмечается, что это явление происходит особенно часто в ситуациях монотонности, апатии, рутины, - состояниях с бедными сенсорными и входящими данными. Переживание становится просто очередным событием и более не связано со «мной» (Meinhaftigkeit, K. Schneider, стр. 256-59). В-четвертых, следуя Janet, этот симптом проявляется у астенических или психастенических типов личности. Он связан с психической лабильностью, такой тип сегодня мы бы назвали неуверенным, непроявленным, отстраненным. Этот тип не исчез после работы Janet, но, видимо, проявляет себя в группе, как сообщает M. Roth (1960). Это молодые люди, едва перешагнувшие свое двадцатилетие, компульсивные невротики и интровертированные паникеры, которые к тому же высоко интеллигентны и могут давать чарующие описания своих опытов деперсонализации. Roth (стр. 380) пишет, что депрессия редко встречается у женщин и обычно связана с истерией. * В- пятых, вместе с опустошением «я» происходит трансформация мира: он утрачивает свой эстетический, физиогномический и эмпатический характер. Он более не важен для личности, здесь более не существует «важности» в смысле A.N. Whitehead. Происходит потеря ценности времени, глубины восприятия и визуальной перспективы. Здесь и там, близко и далеко сливаются вместе, мир становится плоским (B. Kimura, 1963, стр. 394).

Schilder показывает, что опыт деперсонализации не зависит от какой-либо обычной функции эго-сознания: памяти, восприятия, ассоциации, чувства, мышления, воли. Все они остаются незатронутыми, однако их цель и витальность релятивизируются посредством независимого фактора, который

*О связи истерии и анима-фигуры Коры см. Neil Micklein «Об истерии: мифический синдром», Spring 1974, стр. 147-65.

получил название «личностный коэффициент» (стр. 118). Реально депрессия абстрагирует эго до его словарного определения: «ощущение себя индивидом» (34). Все функции сознания, включая само эго, сохраняются и работают, однако личностное чувство существования, субъективное внутреннее чувство, ощущение себя уходят, а с их отсутствием теряется ощущение мира. Gebsattel (стр. 244) видит в этой потере и отсутствии «экзистенциальную пустоту» и «бездну».

Эти характерные черты деперсонализации актуальны для нашего исследования анимы. Согласно Юнгу, именно анима создает отношение между человеком и миром, а также между человеком и его внутренней субъективностью. Фактически она является персонификацией этого внутреннего чувства и субъективности, собственно ощущения личности: «человек приобретает свою человеческую личность; … осознание себя, как личности … главным образом происходит под влиянием квази-личностных архетипов» (CW 5, пар. 388). Но в особенности это связано с архетипом анимы, которая дает возможность ощущать переживание, как нечто личностное, как мы видели в главе 5 «Анима и психэ».

Как мы видели там, анима относится к рефлективному инстинкту, который Юнг связывает с базисом сознания (а) и определяет его как архетип жизни, как персонификацию, которая посредством подсознания вовлекает нас в контакт с большими коллективами как внутреннего, так и внешнего мира. В этом смысле Юнг часто говорит об аниме, как о факторе созидания проекций, фигур, наподобие Шакти и Майа, дающих личности жизнь. В алхимии активное свечение серы может представлять аниму (b), как ее зеленый цвет, цвет природы, представляет надежду и жизнь (глава вторая).

(а) Богатство человеческой психэ и его базисный характер, вероятно, определяются этим рефлективным инстинктом.

CW 8, пар. 242

Посредством рефлексии «жизнь» и ее «душа» абстрагируются от Природы и наделяются отдельным существованием (рефлексия является духовным актом, который противоположен природному процессу…, следовательно, она должна пониматься, как акт становления сознания).

CW 11, пар. 235 и ссылка 9

(b)… сера – это душа … всех живых созданий; … она эквивалентна «nostra anima» (наша душа) … Аналогично, Парацельс называет серу душой.

CW 14, пар. 136

Зеленый цвет, являющийся атрибутом Серы, является также атрибутом Венеры.

CW 14, пар. 140, ссылка 124

Это состояние отличается от депрессии, поскольку деперсонализация менее связана с торможением витальных функций и сужением фокуса, а более характеризуется потерей личностной вовлеченности и привязанности к себе и миру. Видимо, здесь проявляется другой архетип, чем в депрессии. Как отмечал Roth в работе о молодых мужчинах, существует любопытная связь этого состояния с болезненной интроспекцией эго в поисках души. Каждый из нас может испытывать деперсонализацию и дереализацию в менее острой форме. Я имею в виду те состояния апатии, монотонности, сухости и усталой покорности, чувство невовлеченности и неверия в какие-либо ценности, чувства, что ничто не важно и все пустотно, как снаружи, так и внутри. Юнг связывает такого рода состояния с архетипом анимы (с). Мы сейчас можем рассматривать такое состояние не как состояние «негативной» анимы, а скорее, как мягкую деперсонализацию, потерю души или то, что Юнг называет «постоянной потерей анимы» (CW 9, i, пар. 147).

(с)… постоянная потеря анимы … означает … покорность, утомленность, небрежность, безответственность…

CW 9, i, пар. 147

Окончание любовного романа часто характеризуется потерей анимы. В этом случае происходит потеря витальности и реальности не только относительно другой личности, романа и любви, но также относительно самого себя и самого мира. «Больше ничто не кажется реальным». «Я чувствую себя мертвым, пустым, механическим, как робот». Это происходит как с мужчинами, так и с женщинами: потеря души Деметрой, когда Кору захватила неведомая темная сила, привела к сбою целого мира природы.

Один отрывок из Юнга особенно релевантен идее Schilder об исчезновении личностного коэффициента. Юнг говорит об аниме (CW 9, i, пар. 57): «Это «фактор» в прямом значении слова (делающий, производящий, лат., прим. пер.). Человек не может его создать, напротив, он всегда a priori присутствует, как элемент в его настроениях, реакциях, импульсах и других спонтанных проявлениях психической жизни. Это нечто, что живет само по себе и что делает нас живыми; это жизнь под сознанием, которая не может полностью интегрироваться с ним, но из которой, напротив, происходит сознание».

Это утверждение соответствует идее анимы в латыне древних римлян (35), где анима обозначает дыхательную душу, порождающую силу в голове, связанную с личным, индивидуальным гением (или с личностным даймоном в греческом смысле). Анима не связана со специфическими функциями сознания (мышление, воля, восприятие, чувство и т.д.), она также не связана с регистрацией переживаний (внимание), функциями и активностью, которые впоследствии стали эго. Анима означала нечто более глубокое, чем эго и таким образом была термином, более близким к ране-греческой psyche и египетской ba, которые также были связаны с душой, не совпадающей с жизнью (в связи со смертью). Анима была более глубокой всеобъемлющей силой, находящейся позади специфических функций сознания в жизни, в соответствии с тем, что писал Юнг в приведенном выше отрывке. Отсутствие души меньше воздействовало на функции сознания, чем на личностный гений или даймон (в настоящее время называемый техническим термином «личностный коэффициент»).

Деперсонализация является поразительным аналогом того, что в антропологии называли «потерей души». И фактически термин «деперсонализация» «также используется в философии вселенной, которая более не рассматривает природные силы, как манифестацию сверхъестественных агентов или богов» (36). Потеря анимы означает как потерю внутренней одушевленности, так и внешнего анимизма.

В моей лекции «Персонификация» (37) в университете Терри утверждается, что природная способность души к персонификации является основанием анимизма, антропоморфизма и персонификации языка, поэзии и мифа; она является основанием сновидений и нашего опыта восприятия божественных фигур. Наше чувство личности, привязанности к личностям, вера в личностное бессмертие и наш культ личностных отношений и развития, - все это базируется на персонификации, которая, в свою очередь, является результатом проявления архетипа анимы.

Отсутствие анимы ставит человека пред неизмеримыми глубинами души, согласно Гераклиту (38), описывающему эти глубины, как бездну. Не только сжигаются мосты и теряется какое-либо руководство, но также теряется возможность личностной связи через персонифицированные представления. Поскольку именно через аниму эти автономные системы психики ощущаются в персонифицированной форме (а). Без нее глубины становятся пустотой, как говорит экзистенциалист Von Gebsattel. Это происходит, поскольку анима, которая «персонифицирует коллективное бессознательное» (CW 10, пар. 714 и другие отрывки, приведенные в главе 8), не присутствует в этом случае, чтобы выступить посредником между глубинами в персонифицированных образах и личностных целях. В то же время внешний мир воспринимается без присущих ему глубин, теряя свою перспективу, становясь бездушным и плоским (а).

(а) Анима является ничем иным, как представителем личностной природы рассматриваемой автономной системы.

CW 13, пар. 61

Эта потеря – не просто психиатрическое состояние, это также космология. Мы все живем в большой степени в состоянии деперсонализации. В результате работа с анимой, включая мое написание и ваше чтение, является благородной задачей, поскольку это в то же самое время работа над умирающей anima mundi (мировая душа), лат., прим. пер.). Самопознание, которое глубинная психология предлагает, недостаточно, если пренебрегают глубинами мировой души. Самопознание, которое базируется на космологии, объединяющей минералы, растения и мир животных, находящихся вне человеческой личности, и рассматривающее их как неличностных и неодушевленных, не только неадекватно, это также ошибочная позиция. Неважно, как хорошо мы можем знать себя, мы остаемся ходящими и говорящими приведениями, космологически оторванными от других существ нашего окружения. Начиная с Платона, через алхимиков, на которых базируется Юнг, и до самого Юнга, не существовала только личностная анима, которая принималась в расчет, но также anima mundi (CW 8, пар. 393). Целью работы с личностью индивида является открытие чувств и сердца для жизни и красоты одушевленного мира. Философская позиция Юнга о пребывании в душе и повторные заявления о том, что не психэ находится в человеке, а человек в психэ поддерживает древнюю традицию и древнюю концепцию об anima mundi, и ощущение одушевленности вещей Юнгом в Боллингене представляет такую позицию как его Lebensphilosophie (нем. философия жизни прим. пер.). Даже его концептуальные работы, которые включают одушевленные идеи, такие как тень, трикстер или мудрый старец, защищают его мысль от деперсонализированного и бездушного мира академической психологии. Где бы он ни говорил о душе и аниме, он никогда не создавал неоднозначность, избегая таким образом люциферианского искушения достижения просветления через отделение процессов в моей частной душе от аналогичных процессов в anima mundi, результатом чего становится смысловая однозначность, сон Ньютона (Newton’s sleep).

Подводя итоги, если можно свести сущность деперсонализации к отсутствию личностного коэффициента, то я полагаю, мы могли бы поместить пропавшую личность в аниму, - но это пока только идея. Как заново заполучить ее в терапию – это другой вопрос.

Иногда идея о том, где наблюдать, говорит нам кое-что о том, как наблюдать. Связывая симптом с архетипом, мы получаем идею, на какой именно алтарь можно поместить жалобу, - в наших болезнях присутствуют Боги, отмечает Юнг (а), и поэтому мы можем связать нашу болезнь с ними. Посредством возрождения образов можно установить связь между архетипом анимы и симптомами деперсонализации. В похожем состоянии, когда «мир пациента стал холодным, пустым и серым», Юнг обратился к фантазии, поскольку «либидо никогда не может быть понято, за исключением, если оно представлено в конкретной форме, то есть когда оно идентично с образами фантазии» (CW 7, пар. 345). Воображение – это особая провинция анимы, «образ – это психэ», - говорит Юнг (CW 13, пар. 75). (Эту связь между анимой и фантазией мы рассматривали в пятой главе, а связь между душой (soul) и воображением была темой статей Casey, Corbin, Dupand, Whitmont и Woolder в ежегодных сборниках Spring в начале 70-х годов).

(а) Боги стали болезнями …

CW 13, пар. 54

Возрождение образов реконструирует личностную веру через веру в персонифицированный мир с личностными намерениями и уверенностью в себе как носителе внутренних личностей. Grinelli (Spring,1970) описывал это, как «психологическую веру». Как он показывает на примере Юнга, - его сон о маленькой девочке и голубе, - вера в психэ и в себя, как личность, являются особым результатом воздействия анимы. Анима достигает этот результат посредством представления образов, например, в случае Юнга, как показывает Grinelli, после разрыва с Фрейдом и после кризиса у Юнга, Юнг стал Юнгом через встречу с воображением. Возрождение образов привело к его психологической вере, его личной психологической позиции и его чувству личности. Однако любой терапевтический метод для восстановления одушевленного, личностного мира должен констеллировать (и в самом терапевте также) чувство абсолютной реальности персонифицированного образа (а).

(а) Вместо того, чтобы дать себя [западного человека] еще раз убедить в том, что даймон является иллюзией, ему нужно еще раз пережить реальность этой иллюзии … Его диссоциативные тенденции представляют собой реальные психические личности, обладающие другой реальностью … Персонификация дает нам возможность увидеть относительную реальность автономной системы, и не только делает ассимиляцию возможной, но также уменьшает воздействие даймонических сил жизни.

CW 13, пар. 55

Свет, который постепенно поднимается в нем (современном человеке) заключается в его понимании того, что его фантазии – это реальный психический процесс, происходящий лично с ним … Но, если вы признаете ваше собственное участие, вы сами должны войти в процесс с вашими личными фантазиями, так, как будто вы являетесь одной из фигур фантазии, или, если точнее, как будто разыгрываемая перед вашими глазами драма является реальной. То, что эта фантазия происходит – это психологический факт, и он настолько же реален, насколько реальны вы сами, как психическое существо. Если же эта критически важная операция не проведена, то все изменения происходят только в потоке образов, а вы сами остаетесь не изменившимся.

CW 14, пар. 75

На протяжении десятков лет я обращался к аниме, когда я чувствовал, что мое эмоциональное равновесие сил нарушено, и в моем подсознании что-то констеллируется. В такие моменты я спрашивал аниму: «Что с тобой? Что ты видишь? Мне необходимо это знать». После некоторого сопротивления она обычно порождала образ. Как только появлялся образ, беспокойство или чувство подавленности исчезало. Вся энергия этих эмоций трансформировалась в любопытство, концентрировалась на этом образе. Бывало, что я говорил с анимой об этих образах, и она мне отвечала …

MDR, стр. 187-88

С с ы л к и

34. J. Drever, Словарь психологии (London: Penguin, 1952), стр. 78

35. Сравнить Onians, Происхождение, стр. 168 и далее; C.T. Lewis и C. Short, Латинский словарь (Oxford: Clarendon, 1894), «anima» - стр. 120-21

36. J. Drever, Словарь, стр. 62

37. Там же и также DU, стр. 24-26 и в разных местах, где я обсуждал идею Гераклита о глубине в связи с глубинной психологией

38. RP, стр. 1-51

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики