IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 07 апреля 2011 01:57

Эмма Юнг Легенда о Граале Глава 17 Вопрос о Троице

Эмма Юнг

Легенда о Граале

Глава 17

Вопрос о Троице

 

Символическое значение Грааля как сосуда, в котором содержалась кровь Христова, уже обсуждалось, но нам нужно рассмотреть более близко троичный божественный образ, который так подчеркнуто возникает в версии де Борона. Христос не только вручает Иосифу Грааль во имя Троицы, но он также особо подчеркивает, что этот сосуд содержит кровь Трех Ипостасей одного Божества. По этой причине должны быть также и три последовательных хранителя Грааля, и каждый из них будет соответствовать одной из Трех Ипостасей Троицы. У Оригена уже были некоторые предчувствия о внутреннем содержании (olkovofiia) Троицы, и он распределил три мира между тремя ее ипостасями. Бог-Отец, как самый великий, включает в себя существование всего сущего, ибо все содержится в нем. Действия Сына, в свою очередь, распространяются на духовного (разумного) человека, а Святой Дух воздействует лишь на святых. (1) Следовательно, власть Отца наивысшая, но с другой стороны, ценность Святого Духа наивысшая. Хотя в этом представлении области воздействия Троицы различаются, в истории Грааля различается, или открывается, воздействие во времени: поскольку в историческом времени три хранителя Грааля поставлены в соответствие Трем Ипостасям Троицы, то Троица, описанная как индивидуум, т.е. нераздельная, разделена на представителей, который следуют друг за другом в хронологическом порядке. Это прямо ведет к ранее упомянутым идеям Иоахима Флорского, в то время уже широко распространенным, согласно которым будут существовать три царства: царство Ветхого Завета соответствует Отцу, царство Христианства – Сыну, а затем будет следовать царство Святого Духа. То, что Иоахим не был чужд духовно заинтересованным кругам своего времени, является подтвержденным фактом; так же, как эти круги были сведущи в идеях катаров (2), мысль Иоахима возникает из концепции – уже существовавшей в иудаизме, возможно, даже восходящей к парсеизму – о царстве, которое установит на земле Мессия в конце времен. Согласно концепции от Иоанна, это время, в течение которого Сатана будет связан, будет продолжаться тысячу лет. После его истечения последует освобождение Сатаны, последняя великая битва народов, окончательная победа и Страшный Суд (Откровение, глава 20). Опираясь на Матфея 16:28: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем", - первые христиане уже ожидали второе пришествие Мессии. Когда этого не произошло, то стали верить, что это событие, или, иначе, конец света, произойдет в 1000 году. Неясно, было ли более ожидаемо пришествие Христа или пришествие Антихриста. Во всех событиях это время было в основном озабочено последним, как показывают многие литературные свидетельства. Так, уже в середине X века, аббат Адсон изМутье-ан-Дер написал EpistolaadGerbergamreginam, deortuettemporeAntichristi (Письмо к королеве Герберге о происхождении и времени Антихриста). (3) В начале XIвека Гонорий из Отэна писал на ту же тему (4), а во времена Робера де Борона было множество французских поэм, в которых говорилось о том же (5).

В нашей истории, ожидания Антихриста связаны со вторым пришествием Христа(6)таким образом, что герой Грааля, как tierzhom является представителем Святого Духа, в то время, как Мерлин, как мы увидим далее, представляет, по крайней мере до некоторой степени, Антихриста.

Такое впечатление, что де Борон в самом деле ловил все идеи, носившиеся в воздухе в то время, не имея глубины мысли, чтобы объединить их. Как тяжело это было в то время, также очевидно из введения в Историю Ланселота и Грааля, где говорится следующее (7):

В канун Страстной пятницы 717 года, после Службы о Страстях Христовых, писатель лежал в своей хижине в одном из самых диких районов Британии (Белой Британии), терзаемый сомнениями о Троице. Затем ему явился Христос и дал ему маленькую книжечку, не больше его ладони, которая должна была разрешить все его сомнения. Он, Христос, написал ее сам, и лишь тот, кто очистился исповедью и постом, может читать ее. На следующее утро писатель открыл книжечку, главы который были надписаны так:

1. Этокнигатвоегопадения.

2. Здесь начало книги о Святом Граале.

3. Здесьначалоужасов.

4. Здесьначалочудес.

В то время как он читал, гремел гром и сверкала молния. Когда он был на мессе Страстной пятницы, ангел вознес его в духе на третье небо, и все сомнения о Святой Троице отпали. Но когда в день Пасхи он захотел прочитать еще из этой маленькой книжечки, она исчезла. Голос сказал, что он должен страдать, и чтобы получить книгу назад, он должен пойти на равнину Уэльс-ког, затем последовать за волшебным животным в Норвегию, и там он найдет то, что ищет. Он повиновался. Животное привело его к отшельнику, затем мимо сосны приключений к рыцарскому замку, и потом, на третий день, к Озеру Королевы и женскому монастырю. После того, как он изгнал дьявола из одержимого отшельника, он нашел книжечку, и, вновь явившись, Христос приказал ему сделать список с нее, что он и сделал. За этим следует Легенда о Святом Граале.

Эта история очень хорошо иллюстрирует огромные психологические трудности, с которыми встречались люди тех дней, пытаясь понять доктрину о Троице. Она в основном передавалась им теоретически, т.е. в книжной форме, и по этой причине вновь терялась ими. Ее нужно было найти еще раззаново, в связи с животным, т.е. миром бессознательного или инстинктов, и возле Озера Королевы и женского монастыря, т.е в области анимы, личных переживаний и бессознательного. Только лишь интеллекта недостаточно для осознания религиозного понятия, которое имеет центральное значение. Только лишь появившись субъективно из бессознательного, оно может стать для человека переживаемой реальностью, и таким образом может быть понято в более глубоком смысле. Более того, экзорцизм отшельника затрагивает нерешенную проблему зла, к которой мы вернемся позже. Отшельник явно стал одержимым по той же самой причине, а именно, из-за проблемы понимания идеи Троицы. Поскольку смысл последней вновь тонет в бессознательном, было выработана ее греховнаяперсонификация, которая завладела отшельником и от которой он должен был прежде всего быть освобожден.

Хотя в те времена – как и сегодня – доктрина Троицы прежде всего постигается в чисто теологическом аспекте, она также обладает, в той мере, в которой соответствует архетипу, психологическим аспектом, который Юнг показал в "Психологическом подходе к Догмату о Троице" (8), аспектом, которым люди того времени уже были озабочены, хотя и бессознательно. Образ Отца, представленный в Ветхом Завете – это образ творца и создателя всех вещей, который поворачивается к людям как в доброжелательном, так и в разрушительном аспекте. Человек находится к нему в отношении, подобном сыновнему, которое не размышляет о природе этого неделимого, темного и светлого Бога-Отца и не в состоянии выразить по отношению к нему какую-либо критику. "Здесь человек, мир и Бог формируют целое, единство, не омраченное критицизмом. Это мир Отца и человека в его состоянии детства". "Чувство единства, далеко отстоящее от критических суждений и моральных конфликтов, делает авторитет Отца неослабевающим" (9) Это также и условие полного единства со всей природой. Однако в эпоху, в которую появляется образ Сына Божьего, условие человеческого сознания также изменяется: от изначального единства отщепляется часть, которая становится его противоположностью или другим, и вот почему в большинстве религий архетипическая фигура Сына Божьего – это образ страдания. Например, он становится жертвой сил тьмы и должен быть освобожден вновь ради спасения мира (10). Образ Сына всегда встроен в драму искупления, рассказываемую и исполняемую как часть культа. "Жизнь Богочеловека открыла вещи, которые, возможно, не могли быть известны в то время, когда Отец правил как Единый. Поскольку Отец, как исходное единство, не был определенным или определяемым объектом; строго говоря, Он не мог быть ни назван Отцом, ни быть единым. Он стал "Отцом" лишь воплотившись в Сыне, и сделав так, стал определенным и определяемым. Став отцом и человеком, он раскрыл человеку тайну своей божественности" (11). В то время как с человеческой точки зрения образ отца соответствует состоянию сознания, подобному детскому, когда безоговорочно принимается готовый образ жизни, в котором есть характеристики закона (12), на следующем этапе, в эру Сына, начинается сознательное рассмотрение ранее принятых вещей и вместе с этим – критицизм, суждения и моральное различение (13). Состояние Сына – это, соответственно, состояние конфликта (14). "Выбору возможных путей угрожает столько же возможностей ошибки. "Свобода от закона" привносит обострение противоположностей, особенно моральных противоположностей. Христос, распятый между двумя разбойниками – это красноречивый символ этого факта. Образцовая жизнь Христа – сама по себе "переход" и потому вносит вклад в мост, ведущий к третьему этапу, в то время как начальный этап Отца возрождается таким, как был" (15). Этот третий этап, Царство Святого Духа, соответствует на человеческом уровне отношению, которое, через признание ведущей и просвещающей роли бессознательного, стремится выйти за пределы состояния вовлеченности в конфликт (16). Это означает не шаг назад в первый этап, хотя, неправильный поворот этого рода, конечно же, угрожает всегда, - а подчинение личной независимости духу, т.е. "соединение сознания эго с высшей всеобщностью" (17) . Вместе с этим идет освобождение от веры, основанной только на авторитете, все равно, психологический это авторитет или авторитет общественной организации (18).

Возникновение в XIIи XIII веках такого количества различных движений, в среде которых часто упоминаемые учения Иоахима Флорского особенно значимы, показывает, что эта проблема в тот период начала обостряться. С ней, однако, нельзя было справиться без более серьезного принятия во внимание сущности Троицы. Вот почему тексты историй о Граале, и Робера де Борона в частности, постоянно обеспокоены этой проблемой. Персиваль в самом деле tierzhorn, которому суждено играть роль человека, который, вырастая за пределы существования в конфликте, характеризующего состояние Сына, должен осознать ведущий, вдохновляющий принцип в бессознательном и таким образом осознать и признать внутреннюю целостность. Но, как Король Грааля, который переживает постоянный конфликт, он принужден снова и снова вести битвы с теневыми фигурами, показывая, каких огромных усилий стоит ему выполнить переход на третий этап. В свете предыдущих объяснений становится ясно, что представлено посредством двух королей Грааля. Очень старый, кажущийся живым король означает бессознательное мира Отца, раненый Король – существование в конфликте в состоянии сына. Но Персеваль – человек, служащий целостности и, как tierzhorn, потому предназначенный искупить их обоих.

За исключением работы, известной как CommaJoanneum, которая, возможно, представляет позднейшую интерполяцию, Догмат о Троице неявно определяется в Священном Писании (19) В Первом послании от Иоанна 5:8 говорится: "И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном". В Вульгате эта троичность дополняется более поздней интерполяцией: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино". Поскольку Грааль содержит именно кровь Христа, субстанция, которая может представлять одновременно и дух, и воду, на самом деле она содержит, так сказать, субстанцию Троицы, как заявляет версия де Борона. В противоположность Троице небесной, она несет свидетельство о Троице на земле и потому является понятной для людей земной аналогией метафизической Троицы, которая позволяет последней стать переживаемой в опыте. Хотя по этой причине сосуд, содержащий кровь Христа, вызывает в уме учреждение Евхаристии (20), в отличие от евхаристического предложения вина во время церемонии Грааля не возникает община; упоминается лишь воздействие благодати Грааля, которая излучается на всех, находящихся в ее присутствии. С другой стороны, идею дающей жизнь и излучающей благодать субстанции крови можно найти еще раз – в алхимии. Например текст Auroraconsurgens(21), который возможно датировать XIIIвеком, говорит, что Святой Дух дает тройное крещение – "водой, кровью и огнем" (22) – и рассматривая крещение кровью, говорит далее: "Когда он [Святой Дух] крестит кровью, тогда он питает, как сказано: Он дал мне пить спасительные воды мудрости [Иисуса сына Сирахова 15:3], и еще: Его кровь истинно есть питие [Иоанна 6:55], ибо место души в крови, как Старший (23) говорит: Но сама душа остается в воде (которая подобна ей по теплоте и влажности) и там содержит всю жизнь" (24) . Этот пример из алхимического текста, который может быть подкрепленмногими другими, показывает, что кровь рассматривалась как мистический носитель души и даже Святого Духа, и в то же самое время, как Святой Дух понимался с одной стороны как божественная личность, а с другой – как алхимическая субстанция (25). Подобным же образом Грааль одновременно несет в себе нечто одновременно и личностное, и материальное. Как каждый представляет собой Личность Святого Духа, та же и Грааль представляет тот аспект Троицы, который проникает в земную материю и таким образом строит мост к еще неразрешенной проблеме материального мира и зла.

Однако, как Святой Дух, после смерти Христа и его вознесения, может наполнять и вдохновлять индивидуальные человеческие сознания, так и Грааль является силой, которая наставляет личность в особых обстоятельствах, для которых ориентация коллективной христианской морали неадекватна или недостаточна. Он действует как посредник, когда индивидуум слышит голос Бога прямо и лично, вследствие чего становится возможной связь между человеком и божественным, более подходящая для нового века, так же, как и продолжающаяся реализация вызова Бога к человеку.

Существует еще одна проблема, связанная с догматом Троицы, которая показывает определенные связи с алхимической традицией. В заключение описания де Бороном явления Христа Иосифу в тюрьме, тайные слова, переданные Христом Иосифу, следуют как нечто особо важное. Об этих словах сказано, что они "тайна великой церемонии Грааля".

Сначала можно подумать, что это касается слов освящения, которые священник, действуя как заместитель Христа, произносит, влияя таким образом на преосуществление. Это может объяснить священный трепет, который они вызывают в авторе, так что он просит своих читателей более не спрашивать об этом. Несколько моментов, однако, противоречат этой гипотезе: например, уже упомянутое обстоятельство, что Служба Грааля – это не настоящая месса, и прежде всего факт, что во время нее не происходит преображения. Тайные слова того или иного рода играют роль во всех версиях легенды о Граале. Чрезвычайно важный вопрос, который человек, нашедший Грааль, должен задать больному королю, и отсутствие которого заставляет Грааль исчезнуть –это в чем-то отличная форма того же самого. В нашем тексте эти слова известны одному лишь Королю Грааля и передаются его преемнику в то же время, когда он поручает его заботам Грааль. Таким образом мы интересуемся традицией мистерии. Параллельно этому, что поражает как важное в этом контексте, может быть найдено в одной из тех ранних христианских работ восточного происхождения, которые уже были упомянуты как возможные источники формирования именно этого аспекта легенды о Граале. Это работа, известная как Книга Адама и Евы (26), датированная III-Vвв. Прежде всего книга намерена установить связь между Адамом и Христом. Она описывает жизнь первых людей после грехопадения в популярной, детской, наивной манере, которая в какой-то мере подобна стилю РоберадеБорона (27).

Место в самой западной части Рая было выделено Богом Адаму и Еве для жительства. Они нашли себе укрытие в пещере, которую они назвали "Пещерой сокровищ", и Адам сказал Еве: "Да будет эта пещера нашей тюрьмой в этом мире и местом наказания". Там они испытывали тяготы существования и постоянные искушения Сатаны, который, ради того чтобы снискать к себе расположение, заявляет о своем с ними родстве: что якобы Бог сделал Адама из его, Сатаны, ребра, так же, как он сделал Еву из Адамова (идея, которую до этого момента мы еще нигде не встречали). Всевозможными преследованиями и уловками он пытается привести их к падению, но вновь и вновь им дается сила и вера через Слово Бога, которое сходит к ним время от времени и согласно которому все, что случается с ними, понимается как указание на Христа.

Во тьме пещеры Адам восклицает: "О Ева, подумай о Саде и его великолепии! Подумай о Саде, где не было темноты, пока мы жили там". В пещере так темно, что они не могут видеть друг друга, но Слово утешает их: "Все страдания, причиненные вам из-за того, что вы согрешили, не могут ни освободить вас от руки Сатаны, ни спасти вас. Но я сделаю это, когда я сойду с Небеси стану плотью от семени вашего и возьму на себя все болезни, от которых вы страдаете. Тогда тьма, что укрывает вас в этой пещере, перейдет на меня в моей могиле". В другой раз, когда в отчаянии они бросились на утес и принесли жертву Богу кровью, которая пролилась из-за этого, Слово Бога сходит к Адаму: "Как ты пожертвовал свою кровь, так и я пожертвую свою кровь на земном алтаре". Когда Адам просит у Бога что-нибудь для памяти о Рае, он посылает ему с ангелом золотые ветви или прутья для освещения пещеры, а также ладан и мирру: золото как символ царства, из которого он пришел, ладан как символ яркого света, что был отнят у него, и мирру как символ его скорби. Адам хранит эти предметы у себя в Пещере Сокровищ, которая из-за этого известна также, как Дом Сокрытия. Имя "Пещера Сокровищ" явно связано с сокровищами, спрятанными в ней. Однажды, когда они сделали жертвоприношение зерном, Слово говорит: "Поскольку вы принесли это и отдали мне в жертву, я сделаю из него свое тело, когда приду на землю и оно будет постоянно приноситься на алтаре, для обретения прощения и благодати для тех, кто будет участвовать в этом в истинном духе". Бог при этом посылает на приношения яркий огонь и на него сходит Святой Дух. Затем Бог говорит ангелу взять часть приношения огненным языком в форме ложки и дает это Адаму и Еве. Их души этим просветляются и их сердца наполняются радостью ("accomplissementducœur" силой Грааля). Бог говорит Адаму: "Ты должен исполнять этот обычай, когда искушение и тяжкий труд будут мучить тебя" (Иосиф Аримафейский получил почти такой же совет в связи с Граалем).

Происходит еще несколько подобных событий. Каждое из них объясняется как прообраз жизни и Страстей Христовых. Рассмотрим лишь одно из них. Адам перед смертью призывает всех сыновей, чтобы благословить их. Он поручает Сифу набальзамировать его после смерти и положить его в Пещере Сокровищ до Потопа. Затем его тело нужно положить на корабль, а когда Потоп сойдет, его нужно похоронить в центре земли, вместе с золотом, ладаном и миррой. "Ибо место, где будет лежать мое тело, будет центром земли; Оттуда придет Бог и спасет весь наш род". Происходит все, как сказал Адам. Ной поручает своему сыну Симу тайно принести ящик Адама на нужное место (28). Никто недолжен сопровождать его, кроме его зятя Мельхиседека, "которого Бог избрал из всех поколений стоять перед ним, и поклоняться ему, и служить ему рядом с телом нашего отца Адама!" (Как уже стало ясно, служба Грааля – это тоже служба рядом с могилой).

Ной заканчивает свое наставление Симу словами: "Знай, сын мой, что со времен Адама до сего дня все старейшины Израиля передавали заповеди один другому и изучали их сами". Адам передал заповедь своему сыну Сифу, Сиф передал ее Еноху, и так далее, пока ее не получил Ной. "Но мой дед Мафусаил также передал мне важную заповедь, которую я наблюдал и которую передаю тебе. Соблюдай мои слова и сокрой тайну в сердце своем, не открывай ее никому в твоем племени, но иди и положи тело отца нашего Адама в землю: там будет оно покоиться до дня Страшного Суда".

Сим и Мельхиседек отправились в путешествие. В пути из ящика раздается голос Адама: "Слово Бога сойдет на землю, куда мы направляемся, и будет страдать, и будет распято на месте, где будет похоронено мое тело. Венец моей головы будет крещен его кровью, и тогда спасение будет совершено. Мое священство, мой дар пророчества и мое царство восстановит он мне". Когда они приходят на место, скала раскалывается, так что образуется место для ящика, и они понимают, что это и есть то самое место.

Сирийское собрание легенд, известное как "Пещера сокровищ" (29) рассказывает эту историю еще более интересно. Ной говорит своему сыну Симу: "Возьми тело Адама и положи его в центре земли, и Мельхиседек утвердится там. И ангел Господень будет вести тебя на твоем пути и укажет тебе место, где ты положишь тело Адама, где и будет центр земли. Там соединяются четыре конца земли, ибо когда Бог создавал мир, его сила шла перед ним как ветер, со всех четырех концов, а в центре его сила остановилась. Там придет спасение для Адама и всех его потомков. Эту тайну Адам передал для всех поколений".

Тайна, которую Адам передал для всех поколений, так что лишь один человек знал ее в каждый момент времени, явно ссылается на могилу Адама и на спасение, которое ожидалось от нее. Подобие нашей легенде о Граале поражает. Как Иосиф Аримафейский и его потомки хранили сосуд Грааля – который обозначал могилу Христа – так же и Мельхиседек хранил могилу Адама. Как местонахождение Грааля неизвестно, так же неизвестна и могила Адама. Никому нельзя сказать, где ее можно найти, и о Мельхиседеке сказано, что он мертв, так что найти его невозможно. Таким образом, хотя история о Граале должна явно быть описанием или объяснением Троицы, под ней скрыта идея святой могилы и ее хранителя и мертвого человека, жаждущего искупления. Старый Король Грааля будет соответствовать мертвому Адаму (30) и, как и последний, также должен ожидать нового искупителя.

Нам нужно вернуться к проблеме тайной традиции. В этих двух легендах об Адаме основная идея в том, что с самого начала творения, существовал тайный план или расположение, которое продолжалось от Адама до Христа и которое связывало образ первого отца человечества с Христом. Следовательно, если возникновение подобной идеи обнаружено в легенде о Граале, это должно обязательно означать, что план спасения продолжается и после Христа, вероятно к Персевалю как tierzhom, и к пониманию Святого Духа в уже упомянутом смысле. Интересно, что идея тайной традиции также может быть найдена в алхимии. Там, подобным же образом, она происходит из восточных легенд об Адаме (31) и передает свое тайное знание как знание Еноха-Метатрона-Гермеса (Идрис), Агатодаймона (Сиф) и Адама. Возможно, что существует даже параллельная скрытая традиция, особенно среди сабейских (шиитских) арабов и друзов.

На тайную традицию подобного рода есть явный намек в латинском алхимическом тексте арабского автора Калида. В своей работе "Три драгоценных слова" он пишет: "И вот эти три скрытыхслова, скрытые и в то же время открытые, данные не строптивым и не безбожникам, и не неверующим, но верующим и бедным, от первого до последнего человека" (32) Под "этими" Калид понимает алхимический секрет подготовки философского камня путем трансмутации четырех элементов и четырех качеств субстанции с помощью влияния планет. В " Auroraconsurgens", где также взята эта идея от Калида, она явно связана с осознанием братства людей в Святом Духе. Текст содержит парафраз Песни Песней Соломона, в которой отмечается единство противоположностей. Пара построила три палатки, или хижины, для себя и "своих сыновей" – хижины, в которых Бог живет рядом с человеком. Это, однако, рассматривается, как тройной плод алхимической работы, "который [Калид] называет тремя драгоценными словами, где спрятана вся наука, которая должна быть дана верующим, то есть бедным, от первого человека и даже до последнего" (33)

Тайные "драгоценные слова", которые нужно передать, здесь связаны с алхимической тайной "работы", которая видится в этом тексте как постоянное воплощение божественного в человеке. В то же время это проявление Второго Адама, упавшего в рассеянные элементы, как нетленного богочеловека, который дарует Царство Небесное своим "сынам", т.е. тем, кто пробуждает себя алхимической работой. Традиция эфиопской Книги Адама и Евы, согласно которой Бог дает Адаму, среди прочего, золотой жезл для освещения пещеры – золото в этой связи представляет знак Царства – легко может быть связана, не только психологически, но и исторически, с ранее упомянутыми алхимическими идеями. Золотые жезлы упоминаются алхимиками в том же смысле (34). Но "Царство" – это сокровище в поле или драгоценная жемчужина, т.е. скрытая предрасположенность к целому, которая дремлет в глубинах бессознательного у каждого – скрытое сокровище, взывающее к тому, кто намерен найти его.

 

(1) De principiis, Book I, Ch. III, 5. C.G. Jung, "A Psychological Approach to the Dogma of the Trinity'' in Psychology and Religion, par. 214.

(2) С этим ср. Aim, pars. 138$; атакже Anitchkof, Joachim da Fiore et Us milieux courtois, особенно p. 149.

(3)Ed. E. Sackur, in Sibyllinische Texte und Forschungen, pp. 104-13.

(4)Elucidarium, Migne, Pat. Lat., Vol. 172, cols. 1109-76.

(5) Ср. Deux Versions inedites de la Legende de l'Antichrist en Vers Francois du XVIe Siecle, published by E. Walberg. Ср. далее, W. Bousset, Der Antichrist.

(6) Вработе Bodo Mergell's онцитирует, p. 111: Bernhard of Clairvaux, Sermo V, Sp 12. In priori (adventu) quidem in terris visus et cum hominibus conversatus est. ... In posteriore vero videbit omnis caro salutare Dei nostri. Et videbunt in quem transfixerunt. Medius occultus est et in quo soli eum in seipsis vident electi, et salvae fiunt animae eorum. In primo ergo venit in carne et infirmitate, in hoc medio in spiritu et virtute, in ultimo in gloria et maiestate."

(7) Согласно A. Nutt, StudiesontheLegendoftheHolyGrail, отрывок в Helinandus (см. pp. 15-16) может быть основан на этом рассказе, но это спорно. В AppendixB, Nuttпредставляет параллель этому рассказу из легенды о Брендане

(8) В Psychology and Religion, pars. 169-295.

(9) Ibid., pars, ao 1 and igg.

(10) Ibid., par. 20a. Ср. также Hurwitz, Die Gestalt des sterbenden Messias, passim.

(11) Jung, ibid., par. 203

(12) Ibid., par. 270.

(13) Ibid., par. 271.Ср. ibid.

(14) Ibid.,par. 272.

16) Ibid., par. 276.

(17) Ibid.

(18) Ibid., pars. 274.

(19) Ibid., par. 207, note 1.

(20) В легенде Христос упоминает об этом, когда объясняет Иосифу значение стола, чаши и дискоса.

(21) См. vonFranz, AuroraConsurgens, где содержится оригинальный текст, английский перевод и комментарий М.-Л. Фон Франц

(22)Von Franz, ibid., p. 80. Цитируетсяв Mysterium Coniunclionis, par. 316.

(23)Арабский алхимик, Мохаммед ибн Умайл ат-Тамими (Х век)

(24) Von Franz, ibid., pp. 85-87. Ср. Senior, De Alhemia, p. 58. Душа стала теплой и влажной, подобно крови.

(25) С этим ср. PsychologyandReligion, pars. 277.

(26)Также называемая "Спор Адама и Евы с Сатаной". Перевод с эфиопского преп. С. Мейлена. Книга изначально была написана на арабском, возможно в Египте, и позднее переведена на эфиопский. Она была отредактирована на эфиопском Е. Трумппом и переведена на немецкий А. Дильманом. Согласно Уоллесу Баджу, предполагалось, что материал из этой работы был включен в коллекцию сирийских историй, известную как "Сирийская пещера сокровищ".

(27) Так же, как и современной американской работе, "Зеленые пастбища",драма Марка Коннелли по произведению РоаркаБредфорда"ЧеловекАдамиегодети"

(28) Во многих манускриптах Грааль представлен как подобный ящик.

(29) The Book of the Cave of Treasures, ed. Budge, p. 123; или DieSchatzhöhle, редакция и перевод на немецкий C. Bezold.

(30) В стихотворении DiuKräne (см p. 328) Король говорит нашедшему Грааль: "Мы лишь кажемся живыми, на самом деле мы мертвы"

(31) Ср. D. Chwolsohn, Die Ssabier und der Ssabismus, особенно Vol. II, pp. 26jf; исредипрочихработ, R. Reitzenstein, Poimandres, p. 173; и A, Montgomery, Aramaic Incantation Texts from Nippur, Vol. Ill, p. 123. На эту книгу обратила наше внимание Ривка Шарф-Клугер.

(32)Libertriumverborum, p. 228.

(33)Von Franz, Aurora Consurgens, p. 149.

(34)В SymbolaAureaeMensae, p. 72, например, алхимик Михаэль Майер, обращаясь к Венсану де Бовэ, говорит об Иоанне Крестителе: "кто делает золото из палок и драгоценности из камней!'

 

Пер Яна Знаменская

 

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики