IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Среда, 04 мая 2011 13:38

Эмма Юнг Легенда о Граале Глава 19 Троица: Проблема четвертого

Эмма Юнг

Легенда о Граале

 

Глава 19

Троица: Проблема четвертого

 

То, что высочайшая психологическая ценность, образ Бога, ощущается в триадной или тринитарной форме, находится лишь частично в согласии со средней естественной структурой психики. Это можно объяснить особыми обстоятельствами (1). Вообще говоря, естественный символ целостности и образ Бога состоит из четверки, которая соответствует четырем функциям индивидуума (2). При ближайшем рассмотрении христианский символ целостности лишь кажется троичным, так как Дьявол, его противоположность, является четвертым. Последний есть, по сути, аналог Христа, и хотя теологи стараются минимизировать его реальность посредством теории privatioboni, он не может, в последнем приближении, быть отделен от природы Божества: он составляет тень Бога во всей ее зловещей реальности (3). «Трудно, - говорит Юнг, - понять, в каком отношении он стоит к Троице. Как искуситель Христа, он должен занять подобную контр-позицию и быть, как и Христос, «сыном Бога»! Но это приведет как раз к гностическим взглядам, согласно которым Дьявол, или Сатанаил, это первый сын Бога, а Христос –второй. Следующим логическим выводом будет отмена формулы Троицы и замена ее четверицей» (4) Мы находим точку поворота к этому взгляду в версии легенды о Граале де Борона, где четвертым является, как можно признать, не Дьявол, но Грааль. Когда Иосиф хочет впервые использовать Грааль как пророческий символ, голос Христа говорит, что когда ему потребуется совет, он должен призвать Три Силы, которые есть Одна, и к Святой Жене, родившей Сына. Тогда он услышит в своем сердце голос Святого Духа. Это значит ни больше ни меньше, что Грааль действительно составляет четверицу, в которой кровь, хранимая в нем, символизирует Три Ипостаси единого Божества, а сам сосуд может быть сравнен с Матерью Бога (5), какввикторианскомгимне:

Salve, Mater Salvatoris,

Vas electum, vas honoris,

Vas caelestis gratiae.

Нечто напоминающее четверичный символ Бога, явно видно в средневековых изображениях Коронации Девы (6), и догма о Вознесении Пречистой Девы придает этой идее еще больший вес. Именно потому что Мария была взята на небо во плоти, элемент реальности, т.е. материи, принадлежащей пространству и времени, привносится в чисто духовную Троицу (7). Согласно традиционным взглядам, однако, материя принадлежит «князю мира сего» и, таким образом, частица испортившего мир зла достигает светлой Троицы через женский принцип. КакговоритЮнг:

Можно объяснить, что материя изначально была чиста, или, по меньшей мере, способна быть чистой, но это не отменяет того факта, что материя представляет конкретность мыслей Бога и, следовательно, является тем, что делает возможным индивидуацию, со всеми вытекающими следствиями. Противник, вполне логично, зачат, чтобы стать душой материи, поскольку оба они составляют точку сопротивления, без которой относительная автономность индивидуального существования просто будет немыслима.

Желание быть иным и противоположным – это характеристика дьявола, точно так же как непослушание было признаком первородного греха (8). Если мы будем думать не в терминах троичности, неизбежной кажется логика следующей схемы:

 

 

 

HOLY SPIRIT

 

Отсюда следует, что идея Антихриста возникла так рано и продолжала набирать вес в Средневековье, поскольку, как мы видели, эра христианства полностью управляется идеей абсолютного антитезиса. В свеете такой концепции, Святой Дух становится Четвертым, что восстанавливает исходное единство Отца на более высоком уровне.

Христианин, несмотря на то, что он потенциально искуплен, посвящает себя моральному страданию, и в этом страдании ему нужен Утешитель, Параклит. Он не может преодолеть конфликт своими собственными силами: в конце концов, это не он его придумал. Он должен полагаться на божественное утешение и посредничество, то есть на спонтанное откровение того духа, который не подчиняется воле человека, но приходит и уходит как он сам хочет…Святой Дух – Утешитель, как и Отец, немой, вечный, непостижимый, в котором Божья любовь и Божий ужас соединяются в неизреченном союзе… Если смотреть с точки зрения четверицы, Святой Дух – это примирение противоположностей и, следовательно, ответ страданию в Божестве, которое воплощает Христос (10).

В легенде о Граале раненый король Грааля – символ человека, страдающего от христианского конфликта, но Персеваль, как tierzhom, будет человеком, избранным для сосуда Святого Духа, который приносит примирение. Этот выбор, однако, не может осуществиться без понимания божественной реальности зла; в легенде именно этот шаг, поскольку он настолько противоречит традиционным христианским взглядам, открывается вновь и вновь как истинная проблема. Фигура Люцифера, следовательно, воплощает невидимого противника Короля Грааля, так же, как и противников Персеваля; и наконец Персеваль должен выдержать даже борьбу с самим Дьяволом; таким образом, конфронтация с основной проблемой неизбежна.

 

 

Даже если составить четверную схему с сосудом Грааля (в качестве замещения Божьей Матери), а не с Дьяволом, добавленным в Троицу в качестве Четвертого (для чего процитированный выше отрывок из легенды дает повод), это не решает проблему зла. Поскольку, как и тело Марии, Грааль есть нечто индивидуальное и материальное, и поэтому принимает проблему зла на себя, потому что он тоже спускается в реальность земного человечества.

 

Это причина siègeperilleux(опасного места) за столом братства Грааля, места, которое приобретает особое значение до самого конца легенды. В начале легенды говорится, что столы должны быть поставлены так, чтобы Христос мог быть принесен на них в жертву, поскольку он сидел за столом, когда знал, что Иуда предаст его. Здесь больше подчеркивается момент предательства, чем распятия и личной смерти Христа. Здесь siegeperilleuxрасположено между Иосифом, который занимает за столом место Христа, и его зятем Броном, будущим Королем Грааля, который сидит рядом с ним: оно представляет пустое место, которое было занято Иудой, когда Христос сказал, что он будет предан. Идея последнего суда, таким образом, уже связана с Тайной Вечерей, когда Иуда, как предатель, больше не мог вынести сидение за столом. Точно так же, как он вынужден был оставить свое место, так же и грешники не могут найти места за столом Грааля. Было ли обычным или нет представлять Иуду сидящим рядом с Христом, в этом случае дело обстояло именно так. Получившееся пустое место возможно, и должно, было быть занято никем, кроме того предсказанного и наиболее добродетельного, кто однажды найдет Грааль. Интересно, что нашедший Грааль – который в своей ипостаси искупителя в каком-то смысле является новым явлением Христа или, как tierzhorn, представляет воплощение Святого Духа (11) – должен занять именно место Иуды. Соответственно, Иуда появляется здесь как сопутствующая противоположность Христа, чье место позднее будет занято героем Грааля (12). Если смотреть с точки зрения выше процитированных размышлений, этот поразительный мотив, тем не менее, становится более постижимым. Персеваль явно был избран, чтобы вновь объединить слишком далеко разошедшиеся противоположности добра и зла с помощью Святого Духа и Грааля. Но в действительности эта интуиция проникает далеко за пределы средневекового сознания; следовательно, проблема остается в области смутных намеков, которые не могут быть явно сформулированы. Как и невидимый оппонент Короля Грааля, он находится где-то в фоне, не получая явного определения. Мотив Грааля становится невидимым и, в конце концов перенесенный во Внешнее, возможно, также связан с этой нерешенной проблемой.

В заключение легенды, Грааль вручается зятю Иосифа Брону, который отправляется на Запад, в Британию, проповедовать христианство. Там, на Авалоне, «где заходит солнце», он должен ждать своего внука и возможного преемника. Согласно Гальфриду Монмутскому, смертельно раненный король Артур был перенесен на InsulaAvallonis, Остров Яблок (или Остров Аваллон), чтобы его здоровье восстановили девять сестер, искусных в целительстве и магии, которые там жили, одной из которых была знаменитая Моргана (13). Этот остров яблок аналогичен Счастливым Островам античности, где божественные девы собирали золотые яблоки, и кельтской «Земле Жизни», которая также была расположена на Западе. Подобное понимание Элизиума продолжается также и во времена христианства. В легенде о путешествии Брана Благословенного, широко распространенной в средние века и позже, этот ирландский святой, во время своего путешествия к Terrarepromissionis, Земле Обетованной, также попадает на остров, который также находится на западе и засажен яблонями. Этот яблочный сад символизирует второй Рай, цель и спасение, которые должны быть вновь найдены после потери изначального Рая посредством яблони.

Уже в XVI веке, остров Брана Благословенного, как он был назван позднее, все еще оставался большой иллюзией, особенно у испанских моряков. Существовало поверье, что его нужно искать к югу от Канарских островов, хотя также и говорилось, что его нельзя найти, если искать специально, и по этой причине он также описывался как «неоткрытый остров Брана Благословенного» (14). В период расцвета легенды о Граале, Авалон был идентифицирован с Гластонбери, британское имя которого, Tnisvitririy, переводилось как «Стеклянный Остров». Однако это объяснение, возможно, имеет свое начало в попытках монахов этого монастыря приспособить к себе эту интересную традицию, в соответствии с модой того времени (15).

Остров на западе, соответственно, относится не только к Британии, но также к земле иного мира (16). (Напомним читателю, что в обсуждении «Персеваля» Кретьена де Труа замок Грааля рассматривался как находящийся в будущем). В «Perlesvaus» он называется Эдем, ChasteldelaJoie(Замок Радости) или ChasteldesAmes(Замок Душ) – все определения Рая. И таким образом, Грааль переносится в иной мир. При дальнейшем рассмотрении, кажется любопытным, что Грааль должен быть перенесен на запад исключительно для того, чтобы принести христианство в Британию: это любопытно, поскольку едва ли согласуется с миссионерской целью Брона и его соратников то, что Грааль должен попасть в иной мир, во мрак. С этим может быть связан один сложный момент нашей легенды. Божественный голос, приказывающий вручить Грааль Брону и послать Брона на запад, прибавляет: "etilleucenavantseralamesprison" («и поэтому он будет лишен благодати») (17) или, согласно другой рукописи, "laprisonsorlui" («тюрьма будет для него»). Возможно, даже вероятно, что это ошибка автора или того, кто писал прозаическую версию, поскольку в поэме ясно и недвусмысленно говорится, что

Qu'il le gart des or en avant; Nè mespreigne ne tant ne quant, Toute la mesproison seroit Seur lui, et chier le comparroit.

(Он должен хранить его от сего времени И не должен держать его в небрежении Иначе презрение и позор падут на него И он дорого заплатит за это) (18)

В нашей версии, когда Грааль вручен Брону, кажется, что на них обоихпадает дурная слава или они попадают в плен, отмечая начало состояния сокрытия или захоронения Грааля и его хранителя.

Кажется вероятным, что удаление Грааля связано с тем фактом, что он составляет проблему Четвертого в Троице и вопрос о природе зла. Но то время еще не созрело для такой загадки. Сознательно де Борон хотел лишь сделать христианскую доктрину более понятной для простого сознания прихожан, но, явно ненамеренно, у него возникали мысли и вопросы, которые не были в строгом соответствии с ортодоксальным учением. Однако, архетипический символ прорвался в область этого вопроса без ответа, долженствующего, во всяком случае фигурально, решить проблему Трех и Четырех. Этим символом является фигура Мерлина, которая так странно стоит на заднем плане уже в версии Кретьена де Труа, причем его роль никогда не проясняется. Но прежде чем перейти к более детальному рассмотрению значения этой фигуры, сделаем небольшой обзор продолжения легенды де Борона, которое называется «Мерлин».

 

 

1Ср. Сэтим Jung, "A Psychological Approach to the Dogma of the Trinity" in Psychology and Religion, pars. 169.

2Ibid., pars. 245.

3Ср. ibid., pars. 248; и Rivkah Scharf-Kluger, Satan in the Old Testament, pp. I53; также Jung, "Answer to Job," in Psychology and Religion, par. 579.

4 Psychology and Religion, par. 249.

5 Эта мысль была также представлена в средневековом искусстве с помощью искусства.Так, в Музее Клюни в Париже есть статуя Марии, которую можно открыть и внутри которой находятся Бог-отец, Христос и Святой Дух (Ingremiomatrissedetsapientiapatris.)

6Ср. Psychology and Religion, pars. 251-52 and par. 122.

7 Ср. Ibid.,par. 251.

8 Ibid., par. 252.

9. Ibid., par. 256.

10 Ibid., par. 260.

11Ср. Bodo Mergell, Der Gral in Wolframs Parsifal, p. 114.

12Ср. ПротивоположноепредставлениеХристаиИудывиллюстрациинастр. 321

13ПоповодуМорганы, см. Holmes and Klenke, Chretien, Troyes and the Grail, pp. 33-34. Согласно Giraldusона была сестрой Артура, которую менестрели представляли как deaphantastica.

14 A. Jubinal, Le Ligende Latine de S. Brandaines, согласнорукописи XI века. Ср. также Marx, LaLigendeArthurienne, p. 85, и литературу, там цитированную

15 Таким образом, они заявили право на Иосифа Аримафейского, потому что поддерживалось мнение, что он высадился на берег у Гластонбери-Авалона и там основал первую церковь в Британии. Его могилу, точнее, пустой саркофаг, до сих пор показывают в местной церкви. Работа, появившаяся в 1937 году, St. j25ephofArimatheaatGlastonbury, написанная преп. Л.М. Льюисом, викарием Гластонбери, говорит о традиции, согласно которой Иосиф впервые приехал как торговец металлами на богатые оловом, медью и свинцом берега Британии, и которая предполагает, что даже, возможно, Христос сопровождал своего дядю Иосифа в этом путешествии, поскольку неизвестно, где он жил, когда ему было от 12 до 30 лет. Далее говорится, что Иосиф привез Деву Марию – «в чье Вознесение веруют лишь очень немногие» - в Гластонбери, где она умерла и была похоронена в церкви Св. Марии. F. Lot называетГластонбери «фабрикойфальсификаций» (E. Faral, La Ligende Arthurienne, Vol. II, p. 404). Монахи Гластонбери также подозревались в том, что они украли реликвии Иосифа Аримафейского из монастыря Муайенмутье в Лотарингии, куда те были привезены Фортунатом, патриархом Градо – лишь бы усилить славу своего монастыря. Та же цель преследовалась, когда после пожара 1190 года в Гластонбери была найдена и могила короля Артура и королевы Гвиневеры! Она просто должна была быть там, куда он был перенесен после Авалона, и Авалон должен и в самом деле быть отождествлен с Гластонбери.

16Например, ср. Marx, op. cit.9 p. 85.

17Mesprisonmeans "оскорблене,""дурное обхождение»"презрение" или "позор»

18Robert de Boron, Le Roman de VHistoire dou Graal, ed. Nitze; и также стихи 3339JT.

 

Пер Яна Знаменская

 

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики