IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Воскресенье, 05 июня 2011 16:08

Эмма Юнг Легенда о Граале Глава 20 ОБРАЗ МЕРЛИНА

Эмма Юнг

Легенда о Граале

 

Глава 20

ОБРАЗ МЕРЛИНА

 

"Мерлин", вторая часть работы Робера де Борона, не дает, как можно было бы ожидать, никакого рассказа о путешествии Брона на Запад, как и о его судьбе и судьбе его товарищей, или о действиях, связанных с их миссией. Скорее, скачком во времени и пространстве, она переносит нас сразу в Британию, цель их путешествия, во времена саксонских вторжений V века под предводительством Хенгиста и Хорсы, которые принесли стране немало бедствий. Согласно Гальфриду Монмутскому, отец Артура Утер Пендрагон, чьим советником был Мерлин, как раз в это время взошел на трон. Это дает понятие о времени, к которому относится рассказ. Историчность персонажей и событий, однако, не доказана определенно. Скорее, образ Мерлина кажется привнесенным в литературу Гальфридом (1), который говорит нам, что по требованию епископа Александра Линкольнского, он перевел манускрипт "Пророчества Мерлина" с бретонского на латынь (около 1134 года) и позднее включил его в свой труд Historia. Предполагается, что еще позднее, около 1148 года, он написал труд Vita Merlini и посвятил его архиепископу Роберту Йоркскому (2). Гальфрид пишет, что его современники, и прежде всего епископ Линкольнский, убедили его опубликовать пророчества Мерлина, потому что о них много говорилось (3). Однако, нет свидетельств, что Мерлин либо его пророчества, которые напоминают о библейских пророках и книгах Сивиллы, были известны до этого времени; авторство Гальфрида также определенно не доказано. Все валлийские тексты, в которых Мерлин называется Мирдином, датируются более поздним временем; более того, не установлено, что вообще существовал бард с таким именем (4). Но с помощью текстов Гальфрида или же псевдо-Гальфрида Мерлин стал известен как британский ясновидец и пророк, чья известность и слава вышли далеко за пределы страны. Еще до Гальфрида, подобная личность появляется в анонимной Historia Britonum (VII-IX век), которая была известна не как Мерлин, но как Амброзиус, и о котором думали, что он потомок римлянина, обосновавшегося в Британии. Здесь основа мнения, что существовало два Мерлина, один - Амброзиус Мерлинус, второй – Мерлинус Сильвестр. Образ Мерлина был романтически развит в бретонских песнях и сказаниях того времени, особенно известно сказание о его любви к фее Вивьен (Нивьен или Вивиан), хотя это не играет роли в нашей легенде (5). У де Борона он до некоторой степени обладает характеристиками, приписываемыми ему Гальфридом, с некоторыми ретушированиями или дополнениями, предназначенными для того, чтобы ввести его в легенду о Граале и использовать его как связующее звено в переходе от язычества к христианству. Однако, неожиданно к нему присоединилось совершенно иное значение.

Обладающий даром ясновидения и пророчества и магическими силами, Мерлин далеко превзошел общий уровень человечества и – как отшельник, наставлявший Персеваля – во многих аспектах воплотил архетип Мудрого Старца, т.е. духа, кроме того, что он был гораздо ближе к природе, чем был отшельник; скорее, он был языческим природным существом, так что его можно соотнести с пикси, карликами и эльфами, и потому он в действительности гораздо более примитивный образ, чем "Сын Дьявола" де Борона, которому приписанная ему роль Антихриста на самом деле не приносит справедливости. Поскольку Гальфрид, автор Vita Merlini, возможно, прямо или косвенно, служил источником для де Борона, последний должен был быть знаком с этим аспектом пророка как природного духа. Также явно не является случайным, что он должен выбрать именно этого персонажа, чтобы подготовить почву для прибытия Грааля в Британию, поскольку, как нам известно, то, что он отослан в эту страну, символизирует также введение там христианства. Мерлин, предположительно, родом из Уэльса, из Кармартена или Каэр Мирддин – город или замок Мерлина, который, как говорят, был назван в его честь. И из-за места своего рождения он очень хорошо подошел как связующее звено между Граалем с его восточным происхождением и Британией, местом его назначения. В более узком смысле он представляет ту языческую Британию, в которую, вместе с Граалем, должно было быть принесено христианство (6). Эта история относится к тому времени, когда Англия была еще не полностью христианизирована (7); Мерлин говорит даже, что до тех пор в этой стране не было христианских королей. Если смотреть с такой точки зрения, Мерлина можно рассматривать как воплощение еще не христианской Англии и ее варварских обычаев. Однако его природа в той мере, в какой она включает христианство, имеет много общего с процессом принятия христианства Западом, который обсуждался выше. Более того, он предвосхищает более интенсивное развитие христианских символов. Принято считать, что Мерлин – чисто литературный персонаж, не основанный ни на какой исторической реальности (8). И потому кажется еще более удивительным, что он внезапно получил такую огромную славу и стал ответственным за такое большое количество литературы. Когда происходит нечто подобное, с психологической точки зрения очевидно, что это случай прорыва архетипического образа, который представляет интенсивно соединенное психическое содержание. Как мы увидим, этот образ Мерлина не есть только маленькая связка с ранее обсуждавшейся проблемой зла и с вопросом о Четвертом, который должен восстановит целостность Троицы. Но сначала мы обратимся к истории Мерлина, как она рассказана Робером де Бороном (9).

Текст, продолжающий "Иосифа Аримафейского", начинается так: "Враг был крайне разгневан, когда Христос отворил врата ада и освободил Адама с Евой". Эти слова еще раз указывают на связь с Евангелием от Никодима, вторая часть которого описывает спуск Христа в ад.

Черти обсуждают между собой, как бы им еще раз соблазнить человека и вернуть его в ад. Они решают, что раз самый большой вред, причиненный им пророками, был вызван их упоминаниями грядущего Искупителя и их призывами к покаянию, они уничтожат труды Христа, послав пророка из ада. Один из чертей, единственный, кто был способен принимать облик человека и становиться отцом, был выбран для осуществления этого плана. Он должен был зачать сына, который стал бы противником Сыну Божию. Была выбрана чистая юная девушка, которая должна была стать матерью, и была подготовлена почва для намеченного плана путем несчастий, сокрушивших ее семью. Носитель зла долго ожидает подходящей возможности, но однажды вечером, когда девушка забывает совет своего отца-исповедника никогда не находиться в комнате без света, ибо Дьявол ненавидит свет, ему удается ночью подползти к ней и осуществить свою цель.

На следующее утро она понимает, что что-то случилось, и поскольку она не находит никого в комнате, ей становится ясно, что она была соблазнена Дьяволом. В отчаянии она идет к исповеди. Священник, который позже становится известен как Блез, совершает над ней Знак Креста, окропляет ее святой водой, которую также дает ей выпить, и в качестве епитимьи налагает на нее обет вечного целомудрия. Таким образом, к великой ярости Дьявола, его власть сокрушена.

Когда о ее положении становится известно, девушку сажают в тюрьму. В положенный срок рождается дитя Дьявола; его крестят и нарекают Мерлином, в честь отца его матери. Восемнадцать месяцев спустя, когда его мать должны приговорить к смерти, маленький Мерлин вызывает всеобщее изумление тем, что говорит и убеждает свою мать, что она не должна умирать из-за него. Во время суда он выступает от ее имени и вызывает смущение, заявив, что судья не знает также и своего отца, и это, оказавшись правдой, ведет к оправданию девушки. Таким образом, довольно рано становится ясно, что Мерлин видит дальше и знает больше, нежели другие. На самом деле он получил двойное наследие: от своей невинной матери – дар предвидения будущего, а от своего дьявольского отца – знание прошлого. Через какое-то время Мерлин говорит своей матери и Блезу (10), что он скоро должен будет покинуть их, поскольку его ищут некие люди, которые поклялись принести его кровь своему хозяину. Он пойдет с этими людьми, но не позволит им убить себя. Однако перед его уходом Блез должен записать то, что он, Мерлин, откроет ему. Это история Иосифа Аримафейского, священного сосуда и его собственного рождения. Блез должен пойти туда, где можно найти народ Грааля и с усердием написать книгу. "Однако, - говорит Мерлин, - она не получит признания, ибо ты не апостол. Апостолы не писали ничего о Господе Нашем, чего они не видели или о чем не слышали бы сами; и ты не должен писать обо мне ничего кроме того, что слышал от меня. И поскольку я темный и всегда буду таким, пусть и книга будет темной и таинственной в тех местах, где не появлюсь я. Позже ее нужно будет соединить с рассказом об Иосифе из Аримафеи, и две эти повести составят хороший том. Две станут одним, хотя я не могу произнести тайные слова, которые Христос сказал Иосифу – сделать так будет даже неверным".

Теперь мы знаем, с какой целью искали Мерлина. Вертижье или Вортигерн, король Британии, который неправедно приобрел это достоинство, захватив королевскую власть после убийства законных наследников, видит угрозу своему положению и пытается построить неприступную башню. Однако стены этой башни постепенно рушатся без видимой причины. Наконец астрологи и мудрецы, которых он призвал, читают по звездам, что в раствор нужно добавить кровь мальчика, не знающего своего отца. Разосланы посланцы для поиска такого мальчика, и они решают, что этот мальчик - Мерлин, когда слышат, как другой мальчик, играя с ним, говорит ему, что у него нет отца. С условием, что его не убьют, Мерлин объявляет, что он хочет идти к Вертижье и сказать ему, почему башня постоянно падает. Когда его приводят на место то, в присутствии мудрецов и астрологов он говорит королю, что под основанием башни очень много воды, а под ней – два дракона, белый и красный. Драконы, придавленные весом камня, вынуждены двигаться, в результате чего рушатся стены. Король приказывает произвести раскопки: драконов находят и, как и предсказал Мерлин, они тут же начинают бороться друг с другом, и белый убивает красного. Согласно данным Мерлином объяснениям, красный дракон обозначает Вертижье, белый – законных наследников, двух братьев Пендрагона и Утера, которые вскоре объединятся в битве против него. В этой битве Вертижье терпит поражение. Пендрагон становится королем первым, но после его ранней смерти ему наследует Утер, который принимает имя Утер Пендрагон и назначает Мерлина своим постоянным советником. Последний принимает эту честь, но оставляет за собой право время от времени отсутствовать; он, однако, убеждает короля, что это не принесет ему беспокойства. Эта особенность помещает Мерлина в один ряд с хорошо известными образами Мелюзин, ундин, рыцарей-лебедей и дев-лебедей, которые хранят тайну о том, что они лишь наполовину человеческие существа. Отныне он находится рядом с королем словом и делом, читает в сердце каждого, обладает ведением всех грядущих событий и знает, как поступать в каждом из этих случаев. По его совету и с помощью его магической силы колоссальные монолиты Стоунхенджа доставлены из Ирландии, чтобы стать памятником погибшим в битве при Солисбери (11).

Связь с нашей историей можно установить в откровении Мерлина королю о тайне двух священных столов. В то же время он объясняет, что обязан знанием прошлого своей дьявольской природе, однако Христос даровал ему дар предвидения будущего. "Потому дьяволы потеряли меня и я никогда не буду действовать ради их цели". Напротив, он вверяет себя Христу, он говорит королю: "Ты должен верить, что Господь Наш сошел на землю, чтобы спасти род людской, и что он сидел за трапезой и сказал апостолам: "Один из вас предаст меня". Он рассказывает королю о Христе, о Иосифе Аримафейском и его спутниках, о Граале, столе и пустом месте за ним, и просит его поставить третий, обязательно круглый, стол во имя Троицы. "Эти три стола обозначают три силы Троицы. Если ты сделаешь это, благополучие и тела твоего, и души возрастут, и в твое время произойдут события, которым ты немало будешь изумлен. Заверяю тебя, произойдет такое, о чем будет говорить весь мир. Если ты веришь мне, ты сделаешь это и у тебя не будет причин ни для чего, кроме радости".

Король выражает свое согласие словами: "Я не хотел бы, чтобы Господь наш был лишен чего-либо из-за меня", - и поручает Мерлину воздвижение стола. Последний выбирает для этой цели Кардуэль в Уэльсе и собирает там людей в неделю после Троицына дня. Выбираются 50 рыцарей, они должны занять место за столом, который король приказывает накрыть. За этим круглым столом тоже появляется пустое место, и Мерлин возвещает, что это место будет занято лишь во времена наследника Утера рыцарем, еще пока не рожденным, который отыщет Грааль. После чего Мерлин покидает Круглый Стол, которого он отныне намерен избегать, как он говорит: "Те, что собрались здесь, должны верить в то, что происходит у них на глазах, но меня не будет там, чтобы они не думали, что все это вызвано мною".

Во время празднований в память об основании Круглого Стола король влюбляется в прекрасную Игерну, жену герцога Тинтагельского, но она почти не реагирует на его притязания. Утер идет за помощью к Мерлину, который, ослабив узду своей дьявольской природы, дает возможность королю, с помощью своей опытности в превращениях, приблизиться к объекту своего желания в образе ее мужа. В результате этой романтической связи появился Артур. В качестве платы за помощь, Мерлин требует, чтобы мальчика отдали ему – особенность, часто встречающаяся в сказках. Он отдает новорожденного на попечение супружеской паре, которая воспитывает его вместе с их собственным сыном Кеем, того же возраста. Рассказ заканчивается коронацией Артура, который тем временем превратился в юношу. Король Утер умирает, не оставив наследника, и страна остается без власти. Просят совета у Мерлина, и тот советует с терпением дождаться Рождества, когда Бог покажет ему, кто будет избран. Утром Рождества перед церковью появляется огромный камень с наковальней, в которую вделан меч. Надпись на нем говорит, что того Бог избрал королем, кто сможет вытащить меч из камня. Все рыцари пытаются это сделать, однако безуспешно. Юный Артур случайно проходит мимо и достает меч. Когда о его подвиге становится известно, ему приходится повторить свою попытку во второй раз, в присутствии специально собранных людей. Успех снова сопутствует ему, но бароны, принимая его за сына его приемного отца, не рады королю такого низкого происхождения и потому решают дождаться Пасхи, надеясь, что появится еще кандидат. Когда за это время никто не появляется, коронацию откладывают до Троицы. За это время Артура испытывают. Он оказывается либеральным и проницательным; коронации ничто больше не препятствует. Церемония проходит в канун Троицына дня. "Когда она завершилась и народ выходил из церкви после мессы, то увидели, что камень с наковальней исчез, и никто не знал, куда…

Так Артур стал королем и долго и свободно правил землями Логра".

Этим событием история Мерлина заканчивается и начинается история Персеваля. В целом "Персеваль" де Борона согласуется с версией Кретьена де Труа, а немногие расхождения уже здесь обсуждались.

С другой стороны, образ Мерлина настолько отличается и представлен в столь разных аспектах, что нам стоит потратить некоторое время, чтобы рассмотреть более подробно некоторые из них с психологической точки зрения.

Мерлин находится в фоне Круглого стола короля Артура как таинственная духовная сила. На первый взгляд, его дуальный или многосторонний аспект и его мошеннические и клоунские черты придают ему качества Мефистофеля, однако его знание прошлого и будущего означает более высокую степень сознания, чем та, которой обладают Артур и его рыцари, которые, на самом деле, являются заметно не осознающими и не думающими. Именно благодаря этому более высокому сознанию Мерлин, как и Грааль, служит формой проецируемой совести, в том, как он показывает ошибки и преступления людей. Как пророк ада, принесенный в этот мир дьяволом, он, более того, явно определяется как Антихрист. В этой роли уже неоднократно подчеркиваемый мотив Иуды затрагивается еще раз, однако без предательства, которым достигается завершение, поскольку показано, что силы добра более сильны, чем силы зла, и благодаря добродетели своей матери, дьявольское наследие Мерлина не может проявится в полной мере. Эта негативная черта более ясно проявляется в его магических способностях и в том, что он находит удовольствие в обмане и одурачивании других. Но по большей части ни одна из этих черт не носит деструктивный характер, кроме случая с Игерной, супруг которой становится жертвой покушения на его жизнь, так же как в древности Урия, когда, в подобных обстоятельствах, царь Давид избавился от мужа Вирсавии. В качестве Антихриста Мерлин расширил бы Троицу до Четверицы. Часть сущностного качества числа четверицы, рассматриваемой в качестве психологического символа, в том, что четвертая часть не следует за тремя как только еще одна часть, но, согласно словам Марии Пророчицы, "из трех выходит одно как четвертое".

Это значит, что в четвертом представлено новое измерение, в котором исходное, целостность, заново проявляет себя, собирая три в единство (13). Итак, при окончательном анализе, Мерлин – не просто Антихрист, который присоединен к Троице как Четвертый, но является также инкарнацией первичного Бога-Отца, в котором воплощены Отец, Сын и Святой Дух. Это новое измерение – человеческое и природное, которое появляется, чтобы обозначить реализацию божественного, которое более глубоко проникло в наш мир.

 

1 Faral, La Legende Arthurierme, Vol. II.

2 Согласно J. J. Parry, "The Vita Merlini", этот текст лишь приписывается Гальфриду, но не является его собственным трудом.

3Faral, op. cit., Vol. II, p. 39: "Nondum autem ad hunc locum historiae [ch. 109] perveneram, cum, de Merlino divulgato rumore, compellebant me undique contemporanei mei ipsius prophetias edere, maxime autem Alexander Lincolnensis episcopus."

4 See ibid., pp. 39; и Zumthor, Merlin le Prophète. Ср. также Loomis, Arthurian Literature, pp. 201". Ср. также А. О. Н. Jarman, The Legend of Merlin. Согласно Jarman, op. cit, p. 21, именно Гальфрид составил легенду о Мерлине, взяв за основу образ Suibne, валлийского Myrddhin и шотландского Lailoken. Последний является, пожалуй, старейшим образом gelt или "лесного дикаря". Jarman также поддерживает мысль, что материал Гальфрида был передан Роберу де Борону через Roman de Brut.

5 Для рассмотрения этого аспекта, см. статью H. Zimmer, "Merlin".

6 Точнее, считается, что христианство пришло к бриттам очень рано, возможно, через Галлию или непосредственно с Востока Однако нельзя проследить этот факт ранее IV века. Во всяком случае, тогда уже существовала Британская церковь, которая была представлена на Арианском синоде в 314 году епископами Йорка, Лондона и Карлеона в Уэльсе. Саксов, наводнивших страну с V по VII век, бритты ненавидели так, что отказывались проповедовать захватчикам Евангелие. Около 590 года папа Григорий Великий послал Августина (позднее архиепископа Кентерберийского) обратить англо-саксов, чей король, Этельберт, был крещен в 597 году.

7 В La Queste del Saint Graal, ed. Pauphilet, p. 4, упоминается 454 год.

8 Ср. Zumthor, op. cit., pp: 41-42.

9 "Merlin" Roman en Prose du XVIe sikle, опубликованный Paris и Ulrich; и Nitze, L'Estoire dou Roman dou Saint Graal, Appendix.

10 Возможно, форма Bleho Bleheris.

11 Эта сила определена как духовная в том отрывке, где принесены и установлены камни: "Erexit illos circa sepulturas ingenuimque virtuti praevalere comprobavit" ("Он установил их вокруг могил и тем показал, что дух может достичь больше, чем сила"), Гальфрид Монмутский, Historic, Ch. 130; E. Faral, La Legende Arthurienne, Vol. III, p. 215.

12 С этим ср. Psychology and Alchemy, par. 26.

13 Объем этой работы не позволяет обсудить эту очень значительную тему. Отсылаем читателя к Jung, "Synchronicity: An Acausal Connecting Principle", в The Structure and Dynamics of the Psyche, pars. 816ff.

 

 

 

Керуннус с оленьими рогами. Кубок из Гандестрапа

 

 

Меркурий (соответствующий Мерлину) как посредник между королем и его сыном. Из Lambspringk, 'Figurae et emblemata'

 

Пер. Яна Знаменская

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики