IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Вторник, 08 ноября 2011 18:27

Теодор Абт. Арабская Алхимия Глава 3. Символы камня во время работы

Теодор Абт

Арабская Алхимия

Глава 3.

Символы камня во время работы

Текст (7.9): Когда камень становится белым, его называют цветом[1] соли. Те, кто завидуют мудрецам, назвали его глиняной цинковой рудой, то есть белым телом. Затем он чернеет во второй раз, затем белеет, а вслед за тем краснеет. Это серебряные опилки, опилки обожженной меди, пепел, пыль, раб и ищущий. Это и окрашиваемое, и красильщик, обладатель и регулятор (9.1).

Этот отрывок — продолжение описания белой земли. Цвет соли — еще один символ цели первого этапа работы. В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил называет процесс отбеливания сплава свинца и меди на первом этапе работы «тремя солениями», что означает очищение[2]. Символизм соли легко понять, если вспомнить, что в древности соль была основным средством для очищения и консервации [3]. Древние алхимики считали цвет вещества результатом обработки и очищения этого вещества[4]. Из последнего отрывка понятно, что под цветом соли ибн Умаил подразумевает результат соления или очищения, то есть возвышенную, чистую, божественную воду, «которую они называли святой водой»[5]. Также он называет процесс соления отбеливанием, очевидно, имея в виду то же, что и Зосим, когда тот говорит о солении в ритуале мумификации, то есть процесс очищения смертного и превращения его в Озириса, богочеловека[6]. Этот ритуал можно рассматривать как первый этап на пути достижения бессмертия, а именно создание прочного судна для путешествия души, описанного во множестве книг о загробной жизни времен фараонов[7]. Это судно — символическая защита от растворения индивидуального эго в мире богов или, говоря современным языком, в мире архетипов.

Выражение «глиняная цинковая руда» (al-qadmiya al-fahariya) приводит нас к «гончару» (al-fahhari), создающему глиняную посуду из цинковой руды, то есть белой земли. С химической точки зрения руда - неочищенный карбонат цинка, который при нагревании превращается в оксид[8]. Название "qadmiya" происходит из греческой алхимии. В «Physika kai mystika» Демокрита есть отрывок, в котором он объясняет, как получить кипрский кадмий (kyprian kadmian)[9], а Зосим называет очищенный сплав свинца и меди приготовленным qadmiya[10]. Цинковая руда для ибн Умаила — одно из десяти имен различных аспектов магнезии, которые упоминаются в следующем отрывке нашего текста[11]. Однако ибн Умаил предупреждает читателя, что не нужно бояться большого количества имён, так как все они указывают на одну загадку - «их спрятанный камень»[12]. Далее в тексте он уточняет, что имеется в виду под глиняной цинковой рудой: это осушенная, жаждущая, святая земля, осадок или второе тело, тоскующее по воде, извлеченной на первом этапе работы[13]. Также в нашем тексте она описана как первая белизна (на первом этапе), за которой следует вторая чернота, затем вторая белизна и, наконец, краснота.

Отбеленный камень ибн Умаил также называет «серебряными опилками, опилками опаленной меди, пеплом и пылью». Это состояние достигается обжигом, варением, распылением, молотьбой и т.д. первого тела до тех пор, пока оно не превратится в опилки, пепел и пыль. В работах ибн Умаила встречается множество разнообразных описаний этого процесса. Зосим особенно подробно описывает распыление: «Если плотную часть тела не разрушить, не обжечь, пока она не превратится в легкий пепел, окрашивающий дух не сможет выйти. Он не сможет выйти без тонкой мысли, а она не появится, пока он не освободит душу и не очистит её от страстей и скорбей о мысли, в которую он вошел. Такова работа»[14]. Из этого отрывка понятно, что Зосим имел понятие о психологическом аспекте работы. Все эти процессы обжига, варения и т.д. - суть очищение души адепта, которая должна стать достаточно тонкой, чтобы принять в себя божественную воду. Далее в тексте ибн Умаил называет глиняную цинковую руду и пепел «короной победы»[15]. Это указывает на огромную ценность того, что возникает в результате очищения души. Затем, как говорится в «Книге о серебристой воде», «[...] нижнее тело радуется в небесном мире, ибо оно такого же вида и происходит из него [...]»[16]. Это единение очищенной и потому полностью принимающей психе адепта и божественного потока из небесного мира.

Далее в Hall ar-rumuz упоминается символ раба ('abd) – «беглый раб, которому не даёт ускользнуть святая вода»[17]. И в последней рукописи ибн Умаила — ad-Durra an-nagiya ("Чистый жемчуг") мы находим описание работы над еще не очищенным и над очищенным красным рабом, символизирующим красную ртуть[18]. Раб — символ огня, который должен удерживаться в святой воде. Соединяясь с ней, беглый раб превращается в красный камень, который затем становится «солнцем, означающим освобождение», как сказано в вышеупомянутой ad-Durra an-nagiya[19]. Это говорит о том, что весь процесс — не что иное как психологическое развитие, в итоге создающее сознание (солнце), которое освобождает человека от еще не очищенного красного раба — бессмысленной, адской тьмы. Описание раба, или же беглого раба, показывает, что этот символ означает проблему объединения рабского, несвободного порыва (красного огня) с его противоположностью (белой водой). Это означает, что неуловимый самостоятельный порыв снова приходит в равновесие с остальной психе благодаря образам (святой воде), лежащим за этими эмоциями и раскрывающим всю глубину их значения. К.Г.Юнг описывает этот процесс в книге «Воспоминания, сновидения, размышления»: «Десятки лет я обращался к аниме, когда мои чувства пребывали в смятении и нечто констеллировалось в бессознательном. Тогда я спрашивал аниму: ”Что тебя сейчас волнует? Что ты видишь? Я хотел бы узнать.” После небольшого сопротивления она неизменно показывала нужный образ. Как только он появлялся, гнетущее беспокойство исчезало. Вся энергия этих эмоций преобразовывалась в любопытство и интерес к этому образу. Я говорил с анимой об образах, которые она передавала мне, потому что мне нужно было понять их как можно лучше...»[20].

Следующий символ — ищущий (talib – ученик, искатель). В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил описывает завершение работы, когда «все (десять) находятся в их (втором) теле, которое есть земля. И ищущий удержал беглеца и два стали одним, оставаясь при этом двумя»[21]. Можно понять, что в этот момент очищенное тело самого адепта — то есть его (её) тонкое тело или полностью принимающую психе — таинственным образом соединяется с летучим духом. Чтобы соединиться, эти двое, душа и дух, должны стать единым духом, как будет ясно далее из нашего комментария. Название «сплав свинца и меди» указывает на это двуединство искателя и летучего духа.

Окрашиваемое и окрашиваемый — это возлюбленная Господа и сам Господь, суть второго этапа работы, которая также будет подробно объяснена позднее. Тот, кто удерживает и управляет, раскрывает другие стороны камня: способность привлекать внимание ищущего и контролировать, регулировать (dabit – контролирующий) процесс раскрытия индивидуальности - так же, как генетическая программа семечка регулирует рост растения.

Текст (9.1): И он есть оксимель (aksimil), и его значение — посредник. Камень находится посредине - между горячим и холодным, между сухим и влажным. Когда он становится белым, его называют пиритом и десятью цветами, а десять вещей - это магнезия. И когда тело и вода окрашиваются в красный, их называют цветом золота. (9.7)

Арабское слово aksimil происходит от греческого oxymeli - это смесь кислого уксуса (oxys) и сладкого мёда (meli). Далее в тексте смесь уксуса и мёда интерпретируется как единство духа и души в божественной воде (мёд соответствует душе). Очевидно, именно это единство противоположностей, кислого и сладкого, позволяет оксимелю играть роль посредника между горячим и холодным, сухим и влажным[22]. Здесь ибн Умаил имеет в виду четыре основных свойства материи, связанные с четырьмя элементами: например, огонь сухой и горячий.

Рис.31. Четыре элемента и четыре свойства материи как пары противоположностей. Камень — центр и периферия.

Далее в тексте оксимель называется «венцом всего, и всё есть их камень»[23]. Таким образом, мы должны понимать его как еще одно наименование совершенного сплава свинца и меди, камня, способного породить золото. Описание камня как посредника между противоположностями указывает на его способность объединять противоборствующие тенденции внутренней психики. Юнг называл эту центральную, объединяющую силу человеческой психе самостью.

Белый пирит (burnatis, buritis) – еще одного имя отбелённого камня. Арабское название происходит от греческого pyrites. Это сульфит железа или меди[24], тесно связанный с медью, поскольку главный источник получения меди – медный пирит (CuFeS3), на греческом именуемый меловой пирит[25]. Но, так же как и магнезия, это символ философского камня, а не обыкновенный минерал[26]. Как объясняется в Kitab Qalubatra malikat Samannud (Трактате о Клеопатре, царице Саманнуда): «Философы зовут камень пиритом, поскольку его источник и завершение – огонь. Он существует в нём и из него. Его пламенность — из огня»[27]. Этот отрывок явно указывает на способность камня постоянно удерживать в себе огонь. Как и магнезия, он может изменять цвет от черного к белому и, наконец, к красному[28].

Затем наш текст связывает пирит с десятью цветами и десятью сущностями, которые есть магнезия. Далее ибн Умаил говорит о чистой воде серы — другом названии очищенного пирита[29] — со многими цветами и десятью именами.[30] В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил объясняет, что десять — единство четырёх элементов. Он пишет: «Первое число — один, а второе - два. Следовательно, всего три. Далее идёт три, которое вместе с двумя предыдущими числами (1+2) составляет шесть (1+2+3). Далее — четыре, которое затем (вместе с предыдущей шестеркой) становится десятью, но его скрытое значение [всё равно остаётся] — четыре. Это число завершает магнезию, сплав свинца и меди, состоящий из четырёх частей. Десять — [скрытая] четвёрка, а из четырёх происходит десять. Следовательно, эта четвёрка есть четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух – и всё сущее происходит от них»[31]. Стэплтон в сноске говорит, что это «Прекрасная иллюстрация того, как вера пифагорейцев в тетрактис как основной принцип материи дошла до времён ибн Умаила. Тетрактис представляет собой число десять в виде треугольника, составленного из четырёх треугольников и наглядно показывающего, что 1+2+3+4=10»[32].

 

 

Рис.32. Пифагорейский тетрактис наглядно показывает, как земля (1 или 4) вместе с водой (2 или 3), воздухом (3 или 2) и огнём (4 или 1) составляет 10.

Объединение четырёх элементов в нечто прочное прекрасно толкуется алхимиком Масламой аль-Магрити[33] в Rutbat al-hakim wa-mudhal ad-ta 'lim ("Ступени Мудрости и введение в Учение")[34]. Он цитирует Гермеса: «О сын мой, взгляни на гончара, как он замешивает землю с водой [чтобы слепить горшок] и затем высушивает его на солнце (воздухе). Затем он ставит горшок в огонь (обжигает его) и он становится телом. Вода и земля соединились [так, чтобы] тело не стало снова землёй, и затем оно удерживает воду и больше не распадается»[35]. Сначала соединяются земля и вода, затем к ним добавляется воздух и, наконец, огонь. Это объединение четырёх элементов приводит к созданию сосуда, способного принять и удержать пламенную душу. Это потрясающий символ структуры, основанной на четырёх функциях сознания, которая может принимать и содержать, т.е. сосуществовать с божественным духом бессознательного (см. рис.33 и 34).

 

Рис.33.Гермес говорит: «О сын мой, взгляни на гончара, как он замешивает землю с водой [чтобы слепить горшок] и затем высушивает его на солнце (воздухе). Затем он ставит горшок в огонь (обжигает его) и он становится телом. Вода и земля соединились [так, чтобы] тело не стало снова землёй, и затем оно удерживает воду и больше не распадается». Полупрозрачная фигура, изображающая дущу, вдохновляет адепта на работу над собой (автор - Hossein Behzad).

Рис.34. Душа принимает божественный дух с помощью сосуда, созданного в процессе алхимической работы путём соединения четырёх элементов — земли, воды, воздуха и огня. Труд гончара - символ алхимической работы (автор - Hossein Behzad).

В нашем тексте результат этого назван цветом золота. Как мы видели на примере цвета соли, это видимый результат постоянной работы, нацеленной на достижение совершенства[36]. Далее он объясняет, что цвет золота — символ единства души и духа в божественной воде[37], а чуть далее утверждает, что когда божественная вода и тело соединяются и становятся одной краской и так совершенствуют друг друга, это состояние также называют цветом золота[38]. В «Книге о серебристой воде...» ибн Умаил утверждает: «Когда камень становится красным, его называют цветом золота, и пурпурным золотом»[39]. Также он сравнивает цвет золота с золотой закваской, золотым клеем и т.д. – всё это имена божественной воды[40]. Из всего этого мы можем понять, что золотой цвет для ибн Умаила символизирует разные аспекты заключительной стадии работы, когда божественная вода проявляется и может объединиться с телесной реальностью адепта. Символ золотого цвета можно найти и в греческой алхимии: например, первосвященник храма в Эбагии Иоанн пишет в трактате «О божественном искусстве» о духе святого черного камня, который вызывает к жизни золотые цветы (chrysanthimon) – которые фактически есть золото, противостоящее огню[41].

Мы достигли той точки работы, после которой она редко продолжается[42]. Однако ибн Умаил решил рассказать и о первом, и о втором этапах работы, сообщая, что более ранние алхимики объединяли их[43].Очевидно, наш автор пришел к этому заключению с помощью великого видения, которое он толкует в «Книге о серебристой воде». Оно заставило его глубже задуматься над соединением противоположностей и дифференцировать некоторые его проявления.


[1] Flower - цвет, цветение. Здесь обозначает лучшую часть - как, например, "цвет общества". Прим.пер.

[2] См.наш текст на стр. 63.11-14, где ибн Умаил говорит: «вода и огонь, которыми они (мудрецы) обжигают и омывают […] называются “любой солью”».

[3] R. J. Forbes, "The Salts of Preclassical Antiquity", unpublished typescript, The Museum of the History of Science, Old Ashmolean Building, Oxford; H. E. Stapleton legacy, p. 5 f.

[4] О цветах веществ (anthos halos, anthos chalkos, etc.) см: E. O. von Lippmann, Entstehung I, p. 644 f. Касаемо цвета как результата очищения и перегонки см.. Synesios in M. Berthelot, Alch. grecs II.III.5. См.также I. Vereno, Studien, p 62 and p. 191 n34. Также ибн Умаил использует символизм цветов в al-Ma} al-waraai, p. 17.13 f, p. 28.20, and p. 46.24-25.

[5] Hall ar-Rumuz. p. 75.10 и 77.9.

[6] См. Описание работы Зосимом и Олимпиодором M. Berthelot, Alch. grecs III.VI. 1 and III.IV.1-7. Под греческим taricheiaОлимпиодор подразумевает солениеи в некоторых контекстах - мумификацию. См. E. O. von Lippmann, Entstehung I, p. 48.

[7] См. E. Hornung, "Vom Sinn der Mumifizierung" in Festschrift fur Hellmut Brunner in: Die Welt des Orients 14, 1983, p. 167-175, и E. Hornung, The Books of the Afterlife.

[8] I. Vereno, Studien, p. 116 n.318; Арабская транслитерация - kalimya и kalimina, lapis calaminaris в латинской алхимии. См. E. O. Lippmann, Entstehung I, p. 593.

[9] M. Berthelot, Alch. grecs II.I.9.

[10] Mushaf as-suwar, fol. 216b.7.

[11] M. Berthelot, Alch. grecs LIT. в словаре сказано: kadmeia esti magnesia. См.также M. Berthelot, La Chimie аи тоуеп age II, p. 272.

[12] Hall ar-Rumuz, p. 73.12-13.

[13] Там же., p. 83.4-5.

[14] Zosimos, Mafatih as-sanca, fol. 102.См. Также Mushaf as-suwar, fol. 173b.9-10

[15] Hall ar-rumuz, p. 83.3-4.

[16] Al-Ma1 al-waraqi, p. 137a.

[17] Hall ar-rumuz, p. 41.8.

[18] Ad-Durra an-naqiya, fol. 25 f and 35 f. Слово cabd (раб) встречается и в других арабских алхимических текстах. Например, см. M. Ullmann, "Kleopatra", p. 172, или A. Siggel, Decknamen, p. 45.

[19]Ad-Durra an-naqiya, fol. 25 f.

[20] C. G. Jung, Memories, Dreams, Reflections, p. 187 f.

[21] Al-MaJ al-waraqi, p. 70.7-8.

[22] Оксимель также считается сильным лекарством в народной медицине, см. D. С Jarvis, Arthritis and Folk Medicine.

[23] Hall ar-rumuz, p. 65.2.

[24] См. M. Berthelot, Alch. grecs III.VI.3; см.также M. Berthelot, Alch. grecp I, p. 252..

[25] I. Vereno, Studien, p. 123.

[26] В тексте магнезия названа красным buntis (6,14). В греческом словаре по слову mysterion.: «Тайна всех металлических камней - пирит», а поиск по слову pyrites даёт: «Пирит есть магнезия». M. Berthelot, Alch. grecs I.II; см.также A. Siggel, Decknamen, p. 17. Также о пирите см. I. Vereno, Studien, p. 123.

[27] M. Ullmann, "Kleopatra", p. 166 f.

[28] О черном пирите см. J. Ruska, Turba, p. 283. В нашем тексте красный пирит упоминается на листе 6.13. На листе 15.1 ибн Умаил пишет о первом и втором пирите.

[29] Hall ar-rumuz, p. 69.1

[30] Там же., fol. 13.10. Эта мсль встречается еще в греческой алхимии. Зосим в нескольких местах пишет об одном и десяти в Mushaf as-suwarи Mafatih as-san ca. См.также J. Ruska, Turba, p. 37f.

[31] Al-ma' al-waraqi, p. 140. См.также J. Ruska, Turba, p. 297-300 (арабский текст), p. 300-304 (немецкий перевод), где приведено длительное обсуждение этих чисел.

[32] Там же, p. 140 fnl.

[33] Испанский алхимик, живший в начале XI века

[34] F. Sezgin, Gesch. d. arab. Schrifttums IV, 1971, p. 296 f.

[35] Maslama al-Magriti, K. Rutbat al-haklm wa-mudhal al-tacim, Rampur Library (North India), Ms Nr. LXXVII, fol. 215b.

[36] Al-ma' al-waraqi, p. 91.1 f. and 47.21-25.

[37] Hall ar-rumuz, fol. 9.14.

[38] Там же, p. 10.7-8.

[39] Al-May al-waraqi, p. 47.18.

[40] Там же, fol. 9.9-14, 10.4-5; это сравнениеи у Зосима в Mafatih as-sanca.

[41] M. Berthelot, Alch. grecs IV.III. 10, см.также E. O. von Lippmann, Entstehung I, p. 70.

[42] Эта первая часть работы в Risalat as-Sirr (Epistle of the Secret, ascribed to Hermes) считается полным процессом работы. Здесь соединение короля с четырьмя его женами и есть цель работы. Текст под редакцией I. Vereno, Studien, p. 136 f. 269

[43] Al-Ma' al-waraqi, p. 50-12.16.

 

Перевод - Александра  Кау-Тен-Чжи

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики