IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Вторник, 08 ноября 2011 18:47

Теодор Абт. Арабская Алхимия. Глава 4. От первого ко второму этапу работы.

Теодор Абт

Арабская Алхимия

Глава 4.

От первого ко второму этапу работы.

 

Текст (9.8): В белизне они назвали его белым свинцом и ibsimis, ещё можно звать его ibsimith, и ibsimis c буквой fa', но чаще употребляется название с буквой ba' из-за его яркой белизны, и алебастр (nastaris), и bastarit. Всё это имена [камня] в момент второй белизны, за которой следует пурпур (9.13).

Теперь мы получили имена второй белизны, следующей за второй чернотой. Первый символ — белый свинец (карбонат свинца PbCO3), который ибн Умаил также называет ibsimis[1].  Чёрный свинец при нагревании превращается в белый. В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил приравнивает ibsimis-lead или ifsimis-lead к совершенному сплаву свинца и меди и к белой магнезии из-за его яркой белизны[2]. Он также называет это состояние белым камнем и говорит о нём как о результате трёх солений на первом этапе работы[3]. «Яркая белизна» указывает на блеск – результат процесса очищения, ведущего к единству четырёх элементов, т.е. совершенному сплаву свинца и меди. Это символ светоносного объединения противоборствующих сторон самого адепта. Это финальное принятие того факта, что все противоположные аспекты принадлежат его или её уникальной личности.

Следующее наименование - алебастр (nastaris). Однако в необработанном состоянии этот камень, известный также как гипс, выглядит довольно обычно (рис.35). В Египте встречается алебастр коричневатого и зеленоватого цвета, но есть и белый алебастр. Одно и главных его свойств — мягкость, что делает его лёгким для обработки. Со времён ранних фараонов белый алебастр использовался для изготовления статуй, сосудов, кувшинов - в основном для погребальных обрядов (рис.36).

Рис.35. Необработанный кусок алебастра выглядит довольно невзрачно.

Рис. 36. Алебастровая голова из могилы Тутанхамона. Голова на одной из четырёх каноп сделана из обработанного и отполированного алебастра. (Египетский музей, Каир)

В нашем тексте ибн Умаил говорит о чёрном, белом и красном алебастре и сообщает, что это еще одно имя магнезии[4]. В «Книге о серебристой воде» сказано, что белый алебастр — символ ярко-белого камня, то есть совершенного сплава свинца и меди[5]. Арабский текст, автором которого считается Зосим, объясняет это так: «Это известь. Когда она превратилась в камень, мы назвали её алебастром. Алебастром — из-за его выраженной белизны, а известью — потому что в нём скрыт огонь так же, как скрыт он в извести людей»[6]. Известь при смешивании с водой нагревается. При обработке и полировке алебастр также становится тёплым, как если бы внутри него горел огонь, благодаря жиру, содержащемуся в этом камне. Более полное описание создания и функций белого алебастра мы находим в Risala Hurmus Budasir (Послании Гермеса Будашира), которое ибн Умаил цитирует в «Книге о серебристой воде»[7]. Из него мы узнаём, что камень необходимо готовить […] пока он не превратится в «сияющий белый дух, который ослепляет своей красотой и белизной. Это необыкновенный алебастровый камень, который искали древние, чтобы достичь бессмертия»[8]. Далее над алебастром нужно работать, чтобы он «принял цвета истины и вечного цветения»[9]. Для читателя-мусульманина цвета истины означают воплощение Аллаха, поскольку Истина (al-Haqq) — одно из 99 его имён. В конце послания Гермес пишет своей ученице Амутасии, что она «должна поднять этот необыкновенный алебастр в mihrab (молельню) своих храмов»[10]. Это иллюстрация психологического аспекта работы: единство очищенного алебастра с цветами истины — символ unio mystica психе адепта с Богом, и это единство станет центром дома Господня. Алебастр — символ единой, уникальной личности, которая может содержать в себе божественный огонь, таким образом прочно объединяя все разнообразные эмоциональные порывы.

Хризоколла (harsqula) буквально означает «золотой клей». Она часто упоминается в греческих алхимических текстах[11]. Как химическое соединение (CuCO3) она использовалась для пайки золота[12]. Для ибн Умаила, как и для Зосима и прочих греческих алхимиков до него, она была еще одним символом камня[13]. Как ибн Умаил объясняет далее в тексте, это одно из многих имён камня[14]. Он также пишет, что она есть то же, что магнезия[15], мёд[16] и «цвет меди, который охватывает всё»[17]. Хризоколла или золотой клей может рассматриваться, таким образом, как один и активных объединяющих аспектов белого или второго камня.

Согласно нашему тексту, «всё это имена [камня] в момент его второй белизны». Итак, мы уже на втором этапе работы. Результат первого этапа — создание психического единства вне тела. Первая часть второго этапа начинается — как нам известно из великого видения ибн Умаила — снова с черного состояния, второй черноты, которую с помощью божественной воды нужно превратить во вторую белизну (дважды). Это приведёт нас к превращению в пурпурный или покраснению, второй части второго этапа.

Текст (9.13): Они называют эту белизну ржавлением (al-tasdiya), а появление ржавчины (as-sada') – это покраснение. Они называют ее матерью цветов, матерью красок, матерью золота, матерью стихий, матерью богов, клеем, источником красок, источником каждой краски и морем двух испарений, морем мудрости, морем мудрецов, мрамором, каменной (andarani)[18] солью и поваренной солью, без которой ничто не бывает вкусно. (11.5)

Следом за второй белизной описывается переход к красноте - появление различных цветов[19]. Это результат возвращения во второе тело божественной воды, выделенной из первого тела. Этот этап работы изображен на левой части скрижали из видения ибн Умаила.

«Море двух испарений» - еще одно название второго тела или белой земли, а два испарения – влажный дух и сухая душа[20]. Появляясь из подсознания, соединённые дух и душа превращаются в символический инсайт — живительную божественную воду. Затем эта вода должна вернуться в нижний мир — мёртвое тело, также называемое «морем мудрецов»  - еще один символ очищенной психе адепта. Перед смачиванием этого второго тела божественной водой последняя должна быть разделена на девять частей. Три части — для лунной работы, которая приводит сперва ко второй черноте,  а потом ко второй и третьей белизне. С помощью оставшихся шести частей солнечная работа проявляет цвета второго тела. Вот почему ибн Умаил называет его «матерью цветов, красок, золота, стихий и богов»[21]. И, как он утверждает в «Книге о серебристой воде», всё это — магнезия[22], то единственное сокровенное вещество, которое является источником и целью работы, единая, индивидуальная человеческая личность.

Камень также называют «матерью богов», так как из него рождается множество божественных аспектов. В Mushaf as-suwar Зосима мы находим отрывок, объясняющий значение этого имени.  Ученица Зосима Теосебея спрашивает его: «Объясни мне слова мудреца о том, что нет ничего более целомудренного, чем солнце. А чистым [совершенным] может быть лишь солнце с тенью». Он ответил: «Мудрец сказал правду. Об этом не стоило и спрашивать, ибо солнце — красное, а тень его — камень, который не является камнем»[23]. Камень — женская сторона сознания (солнца), приносящая в жизнь мир архетипов, который по своей природе лежит в тени сознания. Это тень монотеизма, поскольку в таких системах верований лунный мир архетипов имеет склонность растворяться в бессознательном. Но как недвусмысленно утверждает Зосим, чистого [совершенного] солнца не может быть без тени.

Далее в нашем тексте мы обнаруживаем упоминание двух различных солей. «Домашняя» или поваренная соль известна всем, но «каменная соль» (andarani) требует амплификации. В арабском тексте Al-qaul fi'l-milh, вероятно, принадлежащему персидскому физику Ибн Захарии ар-Рази (860-925), автор называет соль andarani самой благородной из солей[24]. Также он описывает природу соли и её значение для работы и восхваляет её, потому что она «содержит секрет, доступный каждому, кто сможет извлечь  и кристаллизовать её. Это мыло мудрецов (sabun al-hukama'). […] Поэтому нужно сосредоточиться на соли и обратить на неё всё своё внимание. Как видите, все мудрецы, стремящиеся завершить работу, работают над солью, давая ей разные имена, и не концентрируются более ни на чём. […] Тот, кому неизвестен её секрет, подобен человеку, пытающемуся стрелять из лука без тетивы»[25]. Из этого отрывка мы узнаём, что своей острой, пламенной горечью соль способна удалить всё ненужное, подобно очищающему мылу. Поскольку наш автор отзывался об ар-Рази с огромным уважением[26], можно предположить, что именно этот текст был причиной его повышенного внимания к соли. В «Книге о серебристой воде» соль символизирует успешное объединение души и духа[27]. В самом деле, острый, жгучий вкус соли говорит о скрытом в ней огне[28]. Это двуединство — основа финальной стадии покраснения камня, с которой возвращается жизнь после смерти первого тела. Когда пламенная душа (дым) и водяной дух (пар) соединяются в воздухе, они превращаются в божественную воду, которая затем возвращается во второе тело и воссоединяется с ним. Это источник всех цветов и жизни, истинная соль жизни.

Текст(11.6): И его называют лягушкой, ибо он выходит из воды и погружается обратно в воду, из которой произошел. И его называют морской улиткой, горной улиткой и хамелеоном, когда его окрашивают смачивания, цвет за цветом. И [его] называют многими цветами и павлином из-за его многоцветия, и годичным камнем (atlaisus), толкование которого – многоцветный. И его называют также сыном года, ибо он рождается каждый год и с периодом в два месяца меняет цвет на каждой стадии работы. (11.15)

Все имена камня в этом отрывке связаны с его способностью менять цвет, и все они — названия живых существ: лягушка, улитка, хамелеон, павлин и, наконец, сын года. Ибн Умаил описывает здесь солнечную работу, вторую часть второго этапа. Имена указывают на результаты окрашивания. Это время появления цветов, когда жизнь возвращается в мёртвое тело, святую жаждущую землю или осадок. Как уже говорилось и как еще не раз будет сказано в нашем тексте[29], теперь остаётся шесть смачиваний второго тела божественной водой. Эти шесть смачиваний изменяют свойства второго тела, о чем говорят шесть цветов «сына года», по цвету на каждые два месяца.

Итак, сначала в этом отрывке камень называют лягушкой (dufd'a). Как указывает ибн Умаил, жизнь лягушки тесно связана с водой.  Она рождается в воде, живёт в ней в виде головастика, а затем, пройдя метаморфозу, становится лягушкой и может выйти на сушу. Но даже тогда она обитает рядом с водой. Её жизнь —  процесс эволюции  миниатюре. Эта тесная связь с элементом воды связывает лягушку с лунной или женской, водной областью. Лягушку как символ философского камня, возможно, первым упомянул Зосим из Ахмима[30], Верхний Египет, живший в 3-4 веках н.э. В Mushaf as-suwar он пишет о камне-лягушке, меняющем цвет[31].  Он объясняет, что эта смена цветов выражает различные состояния камня, который является живым существом[32]. Очевидно, что камень-лягушка для Зосима – символ живого камня, разные цвета которого проявляются в процессе окрашивания в момент его возрождения. Во времена Зосима еще были живы религиозные культы и храмы фараонов.

Рис.37. Осирис на смертном одре. Гравюра в зале Осириса в храме времён династии Птолемеев, Дендера, Египет, изображает Хекет, богиню плодородия, в виде лягушки.[33]

Гораполлон (3й век) сообщает, что египтяне верили в то, что лягушки рождаются из ила, остающегося после ежегодного разлива Нила[34]. Элизабет Штелин утверждает, что это поверье основано на наблюдении: когда после разлива Нила вода начинала убывать, в слое ила копошились тысячи лягушат[35] (иероглиф, обозначающий число 100 000, имеет вид головастика).  Поэтому Хекет, богиня плодородия времён фараонов, изображалась в виде женщины с головой лягушки или просто в виде лягушки. Во втором случае её можно увидеть сидящей у ног мумии в ожидании воскрешения тела (рис.37). Всё это говорит о том, что для древних египтян лягушка была символом самовоспроизводства. Можно предположить, что и корни символа лягушки у Зосима лежат в этих верованиях эпохи фараонов. В алхимии под камнем-лягушкой подразумевается камень, возникающий в бессознательном человека и затем выходящий на сушу, то есть символ сознания. Тело для последующего воскрешения можно создать с помощью алхимической работы уже в при жизни. Эту тайну смерти и воскрешения человека можно найти в книгах о загробной жизни ранней эпохи фараонов : в книге Амдуат[36] (около 1500 лет до н.э.)  неоднократно говорится, что содержащееся в ней знание предназначено не только для усопших, но «и для живущих на земле - тому есть миллион доказательств»[37]. В арабских текстах лягушка также остаётся таинственным животным из-за предположительно свойственного ей generatio spontanea (самозарождение —  превращение  неживого в живое — прим.пер.)[38].

Следующий символ — морская улитка (halizun al-bahri). Похоже, что он также имеет древнее происхождение. В Mushaf as-suwar Зосим упоминает наряду с лягушкой и улитку. В различных отрывках он сообщает, что улитка должна быть введена в работу в виде субстанции (вещества?), в одном месте она — одна из шести красок, необходимых для процесса окрашивания во время возрождения мёртвого тела[39]. Под морской улиткой, скорее всего, имеется в виду каури или фарфоровая улитка (concha Veneris), игравшая известную роль в фараоническом культе смерти и возрождения. Эта улитка обитает в Красном море, и её же находили в могилах додинастического периода и далее всего периода фараонов. Уже в эпоху фараонов каури, по форме напоминающая половые органы женщины, стала символом созидающей, возрождающей женской силы; как и лягушка, она символизирует возрождение после смерти[40] (рис.38).

Рис.38. Пояс Меререт из ракушек каури. Его надевали на бёдра усопшим, т.к. во времена фараонов каури была символом созидающей, возрождающей женской силы. (Египетский музей, Каир)

Под горной улиткой (halizun al-gibali) ибн Умаил, скорее всего, имел в виду обыкновенную сухопутную улитку[41], поскольку в толковании символа он упоминает её круглую раковину. В «Книге о серебристой воде» подробно объясняется, почему улитка символизирует камень: «Я объясню вам, что имели в виду мудрецы, называя свою чистую серебристую воду влагой улитки. Есть три аспекта этой аналогии. Первый: улитка белая и круглая. Камень мудрецов также белый, круглый и перекатывается подобно жемчугу. […] Второй аспект: когда улитка взбирается на гору, она оставляет за собой белый, блестящий влажный след. Эта влага ярко сверкает на солнце. С ней мудрецы сравнивают белизну своей чистой, серебристой воды, её блеск и сияние. Они говорят, что влага улитки подобна их воде. И третий аспект: улитка покидает своё сухое, твёрдое тело. Она вытягивается и ползёт, повсюду волоча за собой своё плотное тело. Затем она возвращается в это тело и скрывается в нём. Снаружи улитка — сухой белый камень, а внутри него влажный, белый, подвижный дух. Так же и в сухом теле содержится дух, душа, жизнь и возможность расти. Об улитке говорят, что она рождается из воды и в воде. Она не покидает воду, ибо её жизнь в ней и из неё. Также и вода камня мудрецов выходит из сухого, твёрдого белого тела, подобно тому, как высовывается из раковины горная улитка, с помощью разложения, распада и перегонки. Затем камень возвращается в тело, входит в него в конце работы, так что видно только его действие и его тело, то есть появляются цвета и краски»[42]. Улитка, должно быть, была для нашего автора особенно близким символом из-за своей способности прятаться под защитой твёрдой раковины, что отражало его собственную интровертную натуру.  Как он объясняет, улитка — символ философского камня, который является изображением самого мудреца. Серебристая вода, которую оставляет за собой улитка, упоминается и в названии поэмы-толкования его великого видения.  Раковина — домик «горной улитки» - имеет форму спирали, означающей в общей мифологии развитие и возрождение, постоянно тяготеющее к своему центру, источнику. Таким образом, с точки зрения психологии спираль улитки указывает на процесс, который Юнг называл индивидуацией. К тому же, жизнь улиток, как и лягушек, тесно связана с водой, то есть с женским началом. Символ сухопутной улитки, вместе с парой птиц из видения ибн Умаила, сохранился и в поздней латинской алхимии (рис.39).

Рис. 39. Улитка и две птицы. Абрахам Ламбспринк, Musaeum Hermeticum, Франкфурт, 1687 год.

Следующее имя камня — хамелеон (harba'). Это животное обладает поразительной способностью менять свой цвет. Это делается не только с целью слиться с окружением и стать незаметным для врагов, но и для выражения изменений в настроении. Хамелеон выражает своё недовольство, радость или страх определённым цветом, а также меняет цвета в течение дня. Легко понять, почему хамелеон является символом камня: он обозначает камень во время солнечной работы, когда второе тело меняет цвет с каждым смачиванием. Далее в тексте хамелеон приравнивается к святой жаждущей земле, мёртвому белому телу, которое принимает шесть смачиваний и поочерёдно окрашивается в шесть цветов радуги, то есть полный спектр[43]. Как хамелеон самостоятельно, ни в чем не нуждаясь, меняет свой цвет, так и камень работает сам с собой, поскольку вечная вода для трёх и шести смачиваний происходит из него же. В «Книге о серебристой воде» мы находим дальнейшие пояснения: «Затем (во время солнечной работы) за этим единственным цветом, что появился [от трёх смачиваний во время лунной работы] следуют другие, цвета радуги и павлина. Так земля окрашивается подобно хамелеону […] Затем она возвращается к тому цвету, что был вначале, а остальные цвета блекнут. И так происходит при каждом смачивании, пока не соберутся все шесть частей, которые суть цветы, поскольку появляются на земле после дождя. Эти цвета, которые появляются после смачиваний, называют больными цветами. Когда же они бледнеют, тело приобретает вечный здоровый цвет — цвет вечной жизни, пурпурную красноту. Из-за такого количества цветов они назвали свой камень годичным, имея в виду его многоцветие»[44]. Психологически эта игра цветов говорит о возвращении жизни после смерти - результате первого этапа работы. «Больные цвета», таким образом, символизируют разнообразные преобладающие эмоции: любовь, гнев, алчность и т.д., тянущие эго адепта в разные стороны. Но когда цикл шести цветов радуги завершен, «эти цвета деактивируются», как мы только что прочли. Это означает, что ни одна из эмоций не доминирует, личность уравновешивается «и [второе] тело приобретает вечный здоровый цвет — цвет вечной жизни, пурпурную красноту»[45]. По ибн Умаилу, алхимическая работа ведёт к смерти первого, старого тела и к созданию второго, воскрешенного и уже не подверженного распаду. Речь идёт о создании стабильной внутренней целостности, не раздираемой на части отдельными преобладающими архетипами. Как и символы лягушки и улитки, символ хамелеона также берёт начало в греческой алхимии[46].

Следующий символ - павлин (ta'us). В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил объясняет: «И Маркунис также писал в трактате о павлине: ”Внутри этой белой птицы находится красная птица. Белая птица – это вода, влажный дух, пар. Красная же внутри белой — это краска (разные цвета), душа, о которой я говорил вам как о действующей силе”». [47] Белый павлин подчеркивает символизм,  соединяя в себе разные цвета. Этот символ показывает, что цель работы достигается, когда все эмоциональные порывы заменяются бесцветным постоянством, способным удержать в себе пламенную красную птицу — душу, источник всех цветов, красочного великолепия жизни. Так павлин раскрывает свой пышный многоцветный хвост, но может в любой момент сложить его.

Сын года (ibn as-sana) – имя, которое далее в тексте объясняется так: «сын шести тел, которые есть шесть частей, отделённых от воды для окрашивания в красный». Также в рукописи сказано, что «его назвали водой двенадцати знаков зодиака»[48]. Имя «сын года» также происходит из греческой алхимии, где он назывался годичным камнем (lithos etesios)[49]. Здесь он назван atlaisus. В Mushaf as-suwar Зосим пишет: «...что касается истинного имени камня, это камень, что рождается заново каждый год. Ибо в нём есть истина и воля Всеблагого Господа, и луна каждый год даёт ему жизнь, и он сгорает. Ежемесячные изменения луны дали ему место в знаке зодиака»[50].

Из этой цитаты понятно, что создание камня — не единовременное действие, адепт должен работать в течение всей жизни, чтобы сознание (солнце) вновь и вновь обновлялось с помощью бессознательного (луны). Это постоянное омоложение сознания в лунном мире лучше всего показывает изменения в бессознательном. Это объясняет, кстати говоря, и то, почему мы празднуем Рождество. Рождение Христа, которого в древности назвали Sol Novus (новое солнце[51]), также говорит о том, что божественному образу требуется периодическое обновление.

 

 

Рис.40. Шесть цветов радуги привязаны к годовому циклу, тёплые цвета — день, холодные — ночь. (Th.Abt, Picture Interpretation, p.87)

Шесть вод, оставшихся после солнечной работы, «меняют цвет камня каждые два месяца на каждой стадии работы» до завершения операции. Число шесть связано с шестью цветами радуги, как ибн Умаил ранее указывал в отрывке о хамелеоне. Но оно связано также и с полным годичным циклом. Мусульманский год изначально был разделён на шесть двойных месяцев, что объясняет смену цвета каждые два месяца. 

Рис. 41. Шесть цветов радуги соотносятся с мусульманским лунным годом. Изначально имена месяцев шли попарно, что видно из названий второго и третьего двойных месяцев.

Сын года — это, разумеется, солнце. Люди всегда радовались его возрождению, восходу после ночной тьмы.  Чтобы правильно работать, сознание должно быть прочным и стабильным, это определяется самой его функцией. Поэтому искусство обновления сознания всегда занимало умы людей, как мы знаем, например, из Королевских книг о загробной жизни древнего Египта[52]. На двух диаграммах (рис. 40 и 41) видно, что камень объединяет в себе все эмоциональные качества цветов. В то же время он соединяет и качества времени, символизируемые астрологическими месяцами, путём солнца по зодиаку.

 


[1] Это имя имеет греческое происхождение. См. CALA I, p. 9.

[2] Al-Ma> al-waraqT, p. 24.12-13, p. 55.20, p. 68.15, and p. 88.19. There it is written a&samfMead and afsamls with the [letter] )а\

[3] Там же, p. 24.9-13.

[4] Al-Ma' al-waraqi, p. 24.11.

[5] Там же, p. 24.12.

[6] Mushaf as-suwar, fol. 220.7-9.

[7] Al-Ma' al-waraqi, p. 53.15.

[8] Risala Hurmus Budasir fol. 9a, 126 f.; см  Vereno, Studien, p. 152 and 204

[9] Vereno, Studien, p. 128.

[10] Там же, p. 155; mihrab в доисламские времена означал нишу. В мечети это молитвенная ниша, указывающая направление на Мекку. См. F. Sezgin, Gesch. des arab. Schriftums IV, p. 56 f., nl.

[11] См. Synesios, M. Berthelot, Alch. grecs II.III,4, и Olympiodoros, там же., II,IV,8 — целый абзац о хризоколле.

[12] E. O. von Lippmann, Entstehung I, p. 6 f. and p. 524. In M. Berthelot, Alch. grecsI, p. 243 f. Бертелот также пишет о других объяснениях этого названия.

[13] Зосим завершил Mafatih as-san 'a (Ключи к работе) главой о хризоколле.

[14] Hall ar-rumuz, p. 83.5-8.

[15] Там же, p. 85.1-4.

[16] Там же, p. 45.15.

[17] Там же, p. 49.16.

[18] Чистая каменная соль, см. A. Siggel, Arabisch-deutsches Worterbuch der Stoffe, p. 77.

[19] Аналогичный отрывок о ржавлении и ржавчине есть в al-Ma} al-waraqi, p. 76.21-22. См. Также Mushafas-suwar, Zosimos, fol. 57b.4-6.

[20] Al-Ma' al-waraqi, p. 46.3 and 85.23; далее в этой серии рисунков Ламбспринка мы видим два испарения в виде двух рыб, плавающих в море. Musaeum Hermetkum, 1678, p. 343.

[21] AI-Ma'  al-waraqi, p. 84.21-22. (Обратите внимание на цвета скропионов на рис. 51.)

[22] Там же, p. 82.12-13.

[23] Mushaf as-suwar, fol. 3 la. 13-16: «Потому Демокрит говорит о ней в момент растворения камней и слоновой кости. И один из людей назвал её преобразующим солнце, и он был прав. Тот, кто хочет растворить что-либо без неё, совершает ошибку. И ничто не достойно почёта более, чем эта женщина. Поэтому её называют хорошей матерью».

[24] J. Ruska, Das Buch der Alaune und Sake, p. 51.

[25] Там же, p. 122 f.

[26] Ad-Durra an-naqiya, fol. 13.

[27] Al-Ma' al-waraqi, p. 15.6 and 25.3.

[28] См. C. G. Jung, Myst. coni., § 313 and 320.

[29] Hall ar-rumuz, p. 25.6.

[30] Он же Панополис (древнегреч.), отсюда Зосим Панополитанский или Панополит — прим.пер.

[31] Zosimos, Mushaf as-suwar, fol. 113a. 16; также в Mafatih as-san ca (The Keys to the Work (Ключи к работе) – комментарий Зосима к книге Демокрита) упоминается лягушачья хризоколла (fol. 69b) и лягушачье золото (fol.79b).

[32] Mushaf as-suwar, fol. 113a. 17-19.

[33] Th. Hopfner, Plutarch uber Isis und Osiris, Part I, p. 82.

[34] The Hieroglyphics of Horapollo, перевод G. Boas, p. 59.

[35] E. Hornung und E. Staehelin, Scarabiien und andere Siegelamulette aus Busier Sammlungen I, p. 112.

[36] «Книга мёртвых» - прим.пер.

[37] The Egyptian Amduat, The Book of the Hidden Chamber, Ed. by E. Hornung and Th. Abt p.51 или поиск по слову remedy.

[38] См. M. Ullmann, Natur- und Geheimwiss. im Islam, p. 54 f

[39] Mushaf as-suwar, fol. 94b.3-4

[40] E. Staehelin in: E. Hornung und E. Staehelin, Scarabaen, p. 121-122.

[41] Поскольку других гор, кроме песчаных, в Египте нет, слово «горный» надо воспринимать символически.

[42] См. Al-Ma' al-waraqi, 73.28-74.18; В поздней редакции этот отрывок повторяется (p. 47.8-19). Однако это явная ошибка, т.к. в старых рукописях он встречается лишь однажды. То, что «горная улитка» движется очень медленно, видимо, не имеет значения для ибн Умаила.

[43] Hall ar-rumuz, p. 83.3

[44] Al-Md3 al-waraqi, p. 60.8-16. О цветах годичного камня см. наш текст p. 59.8-9.

[45] Al-Ma1 al-waraqi, p. 60.15.

[46] E. O. von Lippmann, Entstehung I, e. g. p. 36.

[47] Al-Ma' al-waraqi, p. 99. 12-14.

[48] Hall ar-rumuz, p. 67.10-11 and p. 67.6.

[49] J. Ruska, Arabische Alchemisten II, p. 18, and e.g. in "The Chapters of Zosimos to Theosobeia", M. Berthelot, Alch. grecs IIl.XLIU.l.

[50] Mushaf as-suwar, fol. 218a.6-8; В Mafatih as-sancЗосим пишет о годичном камне: «Я спросил: «Почему мудрецы назвали его годичным?» Он ответил: "Потому, что он каждый год рождается заново и каждый месяц меняет цвет. Поэтому они назвали его годичным камнем: он меняет цвета соответственно этапам работы каждый месяц"». (fol.72a) И далее он пишет: «А при работе над этим годичным камнем от него родится ребёнок, так же как от мужчины и женщины. Не удивляйся тому, что один камень получается из разных вещей и разных камней. [...] Это наш золотой камень, который мы назвали годичным. Он происходит из многих вещей. Так краска сменяет множество цветов, пока не станет завершенной и более не изменится. (fol. 83a)

[51] Римский император Аврелий в 274 году н.э. объявил Sol Invictus (непобедимое солнце) главным богом Римской империи, таким образом сведя божественную природу Цезаря до «правителя на земле».

[52] См. Th. Abt and E. Hornung, Knowledge for the AfterlifeA Quest for Immortality.

Перевод -  Александра  Кау-Тен-Чжи

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики