MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Вторник, 08 ноября 2011 18:52

Теодор Абт. Арабская Алхимия. Глава 5. Эротический аспект камня.

Теодор Абт

 

Арабская Алхимия

Глава 5

Эротический аспект камня.

 

Текст (11.16): «И они назвали его «каждой вещью» ибо всё, что необходимо в их искусстве, в нём, и из него, и с его помощью, и для него. Всё это в нём и из него и с его помощью, потому что ему не нужно ничего более, и ничто, ему не принадлежащее, не войдёт в него. Ибо если нечто чуждое войдёт в него, он будет испорчен, исчезнет его сила и энергия» (13.3).

Название «каждая вещь» неоднократно встречается в дальнейшем тексте. В одном месте ибн Умаил упоминает, например, что мудрецы называли ртуть и магнезию «каждой вещью»[1]. В «Книге о серебристой воде» полная луна названа «источником каждой вещи», поскольку из неё выходят дух и душа. Затем ибн Умаил приравнивает полную луну к первому телу, символизирующему адепта в начале работы[2].  Далее, в этой же книге он пишет: «они дали своему камню имя каждой вещи в мире»[3]. Ранее он писал о результате трансформации этого камня, который может быть чем угодно: «И потому они назвали его [камень] «каждой вещью», так как всё происходит из него, и, устояв против огня, он обрёл великую силу»[4]. Здесь ибн Умаил приравнивает камень к любому предмету материального мира и одновременно к процессу и цели работы, а именно объединяющему камню, способному противостоять огню. Это указание на преобразованный огонь (который он называет душой), который был укрощен и удержан водяным духом. На втором этапе работы соединенные дух и душа, вышедшие из полной луны, называются «божественной водой» или «краской». Вода возвращается во второе тело в виде девяти смачиваний. Согласно ибн Умаилу, краска также называется «каждой вещью», как и второе тело, которое принимает «каждую вещь» (или краску)[5]. В «Книге о серебристой воде» камень также назван «каждым телом»[6], это же имя мы находим у Зосима[7].

С точки зрения психологии, каждая вещь и каждое тело в материальном мире может разбудить пламя страсти и таким образом привести к опыту тайны камня. Тот факт, что какой-либо предмет или личность могут стать неодолимо притягательными, всегда был таинственным и пугающим, поскольку это «ясно демонстрирует нашу скрытую примитивность»[8]. «Каждая вещь» и «каждое тело» может таить в себе притягательность материального мира. Это показывает божественную силу творения. Секрет этого неодолимого очарования — в том, что за материальным притяжением скрывается цельность Матери Природы, женской стороны божественного. Связывание сознания с этой бессознательной совокупностью даёт новый опыт цельной личности. Ибн Умаил в нашем тексте указывает на эту волшебную притягательность божественного, отраженного в собственных творениях. Это источник, и «всё из него». Но это также и сила, поддерживающая процесс, поэтому «всё с его помощью», и цель работы, поэтому «всё для него». Личность со своим уникальным телом и душевной организацией – это секрет работы, это действительно «каждая вещь» и цель «каждой вещи», и ничего не нужно добавлять для её развития в процессе работы.

Текст (13.3): «И они назвали его посохом Моисея, ибо посох Моисея —  мир ему — содержал в себе дух и превратился в дракона, пожиравшего всё, что ему бросали. Так и их камень — это дух, поглощающий всю пищу и воду, которые ему дают. Он и есть дракон, и из него происходит голова дракона  - его вода, которая выходит из него, и пребывает с ним, и возвращается в него». (13.8)

Это имя камня - указание на чудо со змеем из посоха Моисея, описанным в Библии[9]. Сокращенное описание этого чуда также приведено в Коране[10]. В библейской истории, также известной и в мусульманском мире, Господь сказал Моисею, что его брат Аарон должен сотворить чудо, бросив посох на землю перед фараоном.  Посох превратился в змею. В ответ на это фараон велел своим мудрецам и чародеям повторить это чудо со своими жезлами, то есть превратить неживую материю в живых змей. И им это удалось. Но затем посох Моисея, который бросил Аарон, поглотил всех змей чародеев. Ибн Умаил называет этот посох «драконом с девятью головами»[11]. А из комментария к al-Qasida al-nuniya мы узнаём, что «они [древние мудрецы] назвали влажный дух посохом, ибо посох Моисея […] превратился в подвижный дух, в дракона, поглощавшего всё, что ему бросали»[12]. Итак, посох Моисея — символ духа, извлекающего душу из тела и способного поглотить или удержать её в себе. Поскольку орлов[13] или частей божественной воды, вышедших из первого тела, всего девять, эти девять частей соединяются в «змее с девятью головами». Одно объединяет в себе девять. Так же, как посох Моисея соединяет разрозненное многообразие змей в одно, философский камень, то есть второе тело, конденсирует все девять смачиваний божественной водой в одно, объединяя различные эмоциональные аспекты (цвета) личности.

Далее камень назван драконом,  «и из него происходит голова дракона  - его вода, которая выходит из него, и пребывает с ним, и возвращается в него». Голова дракона — водяной дух, выходящий из пламенного тела с его опасными эмоциональными порывами и желаниями. Эта вода несёт в себе сущность пламенного дракона в форме образов «с собой» и возвращается «в него», обратно в источник, в дракона, или, по ибн Умаилу, во второе тело[14].

Психологически эта вода из головы дракона соответствует тонкой части пламенного чувства, извлеченной из первого тела. Вода из головы дракона — это божественная вода, единство души и духа, которая, путём девяти смачиваний, воссоединится со вторым телом. Весь процесс происходит внутри дракона, в греческой алхимии называемого Уроборосом (дракон или змея, кусающая свой хвост) — это символ возрождения, обновления, известный со времён древнеегипетского Нового Царства. Эта божественная вода, как движущая сила эволюции коллективного бессознательного, циркулирует в себе и обновляет сама себя,она — основа формирования сознания на индивидуальном и коллективном уровнях.

Рис.42. Змея с пятью головами охраняет тело бога солнца. Одно из древнейших изображений Уробороса из книги Амдуат.  Амдуат (Книга Мёртвых) — первая книга о загробной жизни времён Нового Царства, примерно 1500 лет до н.э[15].

Рис.43. Уроборос (греч. «кусающий свой хвост») с четырьмя лапами, греческая алхимическая рукопись Синезия (XV век. Национальная библиотека, Париж)

Текст (13.8): «И он есть собственный осадок, солнце, пламенное тело. И он есть [также] луна, печь, белая сера, красная сера, серы и красная сера [по поводу повторения символа красной серы см. далее — прим.пер.]. Они называют его всеми этими именами, когда он белого цвета». (13.11)

Здесь, как и с символом сплава свинца и меди, мы видим, что камень описывается парадоксом, содержащим всевозможные виды противоположностей. Он и осадок, и печь, то есть содержимое и содержащее, он и солнце, и луна, и, наконец, он и женская, белая сера, и мужская — красная. Камень — это дух и душа, но он же одновременно и тело, источник всего. Очевидно, что при помощи всех этих символов ибн Умаил пытается указать на некое целое, которое невозможно описать словами.

Разные серы, упомянутые здесь, нуждаются в более тщательном анализе. Сера (kibrit) в природе встречается в виде твёрдого, горючего желтого камня.  Название её предположительно произошло от латинского sulphur, то есть горящий камень, в английском языке его эквивалент — brimstone[16].

Рис.44. Сера в виде желтого камня. Слово происходит от латинского sulphur, то есть «горящий камень», английский аналог — brimstone.

В древние времена сера была известна в Месопотамии и Египте. В Греции Аристотель описывал её как божественную, указывая, что при нагревании на её поверхности проявляются различные цвета. Чистая сера в древности использовалась в религиозных обрядах, для дезинфекции, отбеливания тканей и как наружное лекарство[17]. Эдвард Эдингер также обратил внимание на некоторые  химические свойства серы. Сероводород (сульфид водорода), например, имеет неприятный запах тухлых яиц и является главной составляющей кишечных газов. Сернистый газ (диоксид серы) — главная причина кислотных дождей и, так же как и сероводород, способен разъедать металлы. Также сера - один из ингредиентов пороха[18]. Раньше серой покрывали головки спичек, и, даже промокнув, они легко воспламенялись. Именно из-за этого риска самовозгорания сегодня мы пользуемся так называемыми безопасными спичками. В негативном аспекте сера ассоциируется с дьяволом, его запахом и адским пламенем, в позитивном же символизирует Люцифера (lux ferens), несущего свет и тепло. Сера совмещает два этих аспекта, символизируя одновременно разрушающий и полезный огонь.

Ибн Умаил в своей рукописи упоминает белую серу, красную серу с [нестандартным] окончанием женского рода, серы и красную серу с нормальным окончанием мужского рода.

Рис.45. Sol-sulphur (солнце-сера). Сера (sulphur) ассоциируется с пламенным солнцем (sol). Трансформация «солнца-серы», «дьявольского огня желания», играла главную роль в алхимии. Рисунок найден в немецкой рукописи. Солнце-сера стоит на скрижали из великого видения ибн Умаила, что демонстрирует сильное влияние нашего автора на символико-религиозную ветвь поздней латинской алхимии. (C.Hartung, Das kleine Kunstbuchlein, 1539)

Далее говорится, что красная сера — это пламенная душа[19], которая после высушивания и затвердения называется белой или отбеленной серой[20]. В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил разъясняет: «Белая сера — дух, в котором содержится душа. С её [белой серы] помощью она [душа] извлекается из тела. И она [душа] есть красная сера»[21].  В этой же книге он пишет: «они также назвали тело серой и серами и красной серой, которая есть душа. Но они ввели людей в заблуждение, будто это известные им (людям) серы, чтобы люди не могли отличить душу, которой обладают и которая называется красной серой. [Эта красная сера] содержится в их воде, которую они зовут белой серой.  Хотя это и не сера, она выполняет функцию серы. Поэтому древние мудрецы предупреждали людей: «Наши серы — не те, что известны людям». Ибо сера людей при горении сгорает дочерна и разрушается. Но белая сера мудрецов горит белым, благодатным пламенем, и это горение отбеливает»[22]. Из этого отрывка понятно, что под различными серами ибн Умаил имеет в виду не физические вещества, а символы психических факторов.

Красная сера (мужского и женского рода) — пламенное желание, которое нужно заключить в сосуд в процессе работы. Когда эта красная сера отбеливается и затвердевает с помощью белой серы, она становится источником всех цветов или красок, так же, как сера в материальном мире дарит прекрасные цвета палитре художника.  В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил пишет об этом: «Так я расскажу тем, кто идёт за мной, что эти цвета появились благодаря воде, составленной из чистой серы и вечной воды, что имеет множество имён. И знайте, что под этими словами я имел в виду только [то, что] на втором этапе работы, и не говорил о первом [этапе]»[23]. Чистая сера — это то, что здесь названо «серами», то есть соединение красной и белой серы или души и духа. Чистая сера затем названа вечной или серной водой, которая должна воссоединиться с белой серебристой землёй, то есть вторым телом, на втором этапе работы. Чтобы развить тему символизма двух сер (серного дуплекса) в поздней латинской алхимии, я обращусь к К.Г. Юнгу[24].

Чтобы проиллюстрировать процесс, описанный ибн Умаилом, возьмём в качестве примера человека, с какой-нибудь «тёмной», т.е. непонятной, фантазией, например, жаждущего быть запелёнутым подобно мумии. Исполнение этого желания обычно заканчивается бурным оргазмом, несущим облегчение и оставляющим человека более или менее удовлетворённым. Если воспринимать такую тягу конкретно, человек будет чувствовать необходимость периодически повторять эти действия. Но это вынужденная тяга, то есть несвободное состояние, поскольку в ней нет видимого смысла. На инстинктивном уровне это всего лишь повторение определённых действий. На биологическом уровне не происходит каких-либо изменений или преобразований, поскольку эти желания запрограммированы на повторение. Однако любой импульс имеет глубинный подтекст. Если такую фантазию изобразить на бумаге (говоря алхимическими терминами, заключить в сосуд) и рассмотреть, из этой страсти выделятся — благодаря напряжению, вызванному сдерживанием сексуального желания — образ или образы, которые на самом деле являются символом, несущим скрытое значение. В случае с нашим ритуалом мумификации значение будет связано (довольно необычным образом) с тайной внутренней смерти, очищения и обновления личности. Как мы уже видели, это соединение огня (импульса) и воды (образа), или солнца и луны, вначале ощущается как несвободное состояние, затмение солнца. Происходит столкновение двух, казалось бы, несовместимых миров: четко структурированного дневного мира и загадочно тёмного ночного — хаотического эмоционального фона. Вначале противоположности соединяются не спокойно, а страстно (а страсть этимологически связана со страданием). Но если это затмение рассматривать как prima materia и если страстное желание сдержать во имя работы, можно различить скрытые за эмоциями образы. Их символ -  белая сера, дух истины (spiritus veritatis), скрытое значение импульса. Белая сера выходит или извлекается из тела в момент, когда останавливается пламя порыва. Белая сера, как и красная, является божественной действующей силой, способной удержать в себе огонь. Единство этих двух сер ощущается как таинственное соединение желания и контроля над ним. Будет ли (и как долго) пеленание или другая «тёмная фантазия» иметь значение как ритуал — вопрос открытый, поскольку извлечение души из тела происходит постепенно. Цель алхимической работы — превращение бессмысленного, несвободного состояния привычки, страстного желания в нечто прочное, изменение качеств камня. Он преобразуется из поглощающей черноты бессознательного (первого тела) в исцеляющую, освобождающую белизну, а затем в живительную красноту второго тела.

Рис.46. Уроборос здесь представлен в виде скорпиона, сцепившегося с птицей. Это другой вариант двух соединённых птиц из видения ибн Умаила. Расположенный внизу ядовитый скорпион ('aqrab) — символ красной серы, пламенной души, а крылатая птица сверху — белая сера, водяной дух. Рисунок символизирует соединение желания и контроля над ним[25].

Текст (13.11): «И он – водяная закваска, серебряная закваска, золотая закваска и кислотная закваска, известь, человеческие экскременты, навоз и белые высушенные дрова. Это источник жизни, и тот, кто пил из него, никогда больше не испытает жажды. Это глаз животного и гора источников, ибо из него исходит их божественная, серебристая, чистая вода, которая возрождает их землю и всё на ней». (13.16)

Небольшое количество закваски (hamir) может преобразовывать большие объёмы материи. В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил говорит о разных заквасках. Речь идёт опять же о божественной воде, разделённой на девять частей: «Серебряная закваска — три из девяти частей [божественной] воды, которыми чернят и [затем] отбеливают. А оставшиеся шесть частей — золотая закваска, которой окрашивают»[26].  Кислотная закваска, также упомянутая в этом отрывке, указывает на активное влияние божественной воды на второе тело, то есть очищенную психе адепта. С точки зрения психологии, закваски — это животворные инсайты, берущие начало в образах бессознательного. Когда эти инсайты соединяются с реальностью, они и вправду становятся бесконечным источником жизни.

Известь (gir, CaCO3) при горении превращается в негашёную известь (CaO), выделяющую тепло при соединении с водой. Как несчётное множество раз повторял ибн Умаил, главная цель работы — создать тело, способное содержать в себе пламенный огонь души. Как огонь в доме должен оставаться в пределах печи, так и внутреннему пламени порывов и желаний нельзя позволять распространяться и доминировать над личностью. Известь как имя философского камня символизирует консолидированную личность как сосуд для божественного огня.

То, что ибн Умаил называет философский камень человеческими экскрементами, показывает, что самое презираемое — зачастую и самое ценное. Это крайне важно, если подумать о том, как в современной терапии именно то, что более всего отрицается, подобно акту дефекации, нужно рассматривать как форму камня (в латинской алхимии есть выражение in stercore invenitur – найдено в навозной куче).  Часто «не что иное, как...» может превратиться в золото мудрецов. Из наименее ценного с помощью работы можно получить величайшую ценность.

Касательно человеческих экскрементов и навоза (zibl) как символов в «Книге о серебристой воде» приводится цитата из Халида ибн Язида, где говорится, что под ними имеется в виду тело, а очищенная часть называется мочой: «Когда они забрали его очищенную часть, души и духов, […] они назвали осадок экскрементами и навозом»[27]. Экскременты и навоз — это тело на дне сосуда, в которое мудрецы возвращают девять частей воды на втором этапе работы. Но в другом месте «Книги о серебристой воде» ибн Умаил сравнивает навоз с божественной водой: «Если землю не удобрять навозом, она не изменится и не забродит, и растения не вырастут на ней, и плоды её не будут хороши»[28]. Навоз — с одной стороны, тело, с другой — божественная вода. Мы снова видим две стороны камня, то есть человеческой личности, которая содержит в себе и низкое, и высокое. Благодаря этой внутренней двойственности человек может «удобрить« себя сам с помощью инсайтов божественной воды, созданной из его связи с бессознательным.

«Глаз животного» - следующий символ камня.  Глаз в других источниках также обозначает ртуть, дух и свет природы[29]. Он символизирует латентное сознание или свечение, которое собирается воедино с помощью камня, так же, как глаз вбирает в себя всё, что видит[30]. Взгляд в глаза животного может дать человеку представление о досознательной цельности, которая стремится стать сознательной. Задача алхимика — достичь этой цельности на сознательном уровне.

Рис. 47. Глаз лошади. Глаз животного — символ философского камня. Такой инсайт способенн поменять отношение человека к нижнему миру.

Этот символ появился во сне 65-летнего мужчины, выросшего в традициях христианской морали и ведущего довольно успешную жизнь. Однако он испытывал мучительное сексуальное влечение к женщине. Всякий раз после претворения этого желания в жизнь он впадал в отчаяние, не понимая, что с ним происходит. Во сне он увидел собственное изображение:

«Я смотрю в зеркало и вижу, что лицо в нём — не моё. Сначала мне кажется, что это лицо инопланетянина, но затем я замечаю в нём черты животного. Оно похоже на козерога, особенно глазами. Я очень удивлён тем, что похож на животное. Но я не испуган».

Этот сон показывает, что одержимость человека может заставить его увидеть нечто, что до этого в полной мере не было осознано. Животная натура человека со всеми его сексуальными аппетитами — это не нечто чуждое, не пришелец с другой планеты. Это просто часть «человеческой» природы, о которой сновидец забыл и которую должен был снова увидеть. Этот огонь страсти сам по себе не является злым. Как показывает сон, он независим подобно дикому животному в естественной среде обитания. Он ещё не связан со значением, которое  позволит сновидцу удержать этот огонь в рамках цельной личности. Глаз животного — сущность обратной стороны христианского мировоззрения, prima materia, которую нужно увидеть и очеловечить путём кропотливой работы. Затем, установив связь с человеком, он может стать символом второго тела.

Символ «гора источников» также нуждается в комментарии из «Книги о серебристой воде».  Ибн Умаил цитирует мудреца Асфидуса (Секундуса): «[...] Подними их ввысь и собирай их на вершинах гор». Ибн Умаил поясняет, что речь идёт о «чистой божественной воде, которая содержит в себе и порождает ветер как продуктивную силу. Это живая душа-красильщик, пар зачинает от (другого) пара (дыма, души) и дарит жизнь всему, во что входит. Его нельзя увидеть или почувствовать, можно только познать научным путём, и видно лишь его воздействие — появление красок в их теле и цветов, которые они называют цветением, цветением трав и другими подобными именами»[31]. Становится ясно, что «горой источников» ибн Умаил называл вознесённый и очищенный камень, из которого исходит «их божественная, серебристая, чистая вода, которая возрождает их землю и всё на ней». Это происходит в момент покраснения, когда второе тело или жаждущая земля смачивается божественной водой.

Текст (13.16): «И он есть медь и киноварь, и при каждом варении он берёт цвет у красных (цветов), пока три смачивания, три варения и три успешных вознесения не будут завершены. Тогда он становится красной киноварью. И в этот момент его называют киноварью». (15.3)

Рис.48. Киноварь в необработанном состоянии практически чёрного цвета, но в очищенном виде становится ярко-красной.

В этом отрывке ибн Умаил приводит еще несколько имён, чтобы подвести итог процесса трансформации. Медь, как мы видели — это камень в начале работы, «имеющий тело, дух и душу».  Но это и цель работы — медь без тени, отбеленная медь. Также наш автор упоминает киноварь (qinbar), тёмную в необработанном виде, но ярко-красную в очищенном. Должно быть, эта способность киновари менять цвет заставила алхимиков увидеть в ней символ камня. Киноварь (HgS2) – также символ успешного заключения огня (сера, S) в воду духа — вторую составляющую киновари, ртуть (Hg), жидкий металл. «Три смачивания, три варения и три  вознесения» - вероятно, просто еще один символ девяти смачиваний, так как в результате этих действий мы получаем красную, т.е. очищенную киноварь.

Текст (15.4) Они также назвали его шерстью и дровами из шерсти. И они назвали его железом, когда женщина вошла в него и он стал огнеупорным подобно железу, ибо железо, в отличие от других материалов, не распадается в огне и не бежит от него. (15.7)

Шерсть (suf) и дрова из шерсти (hatab as-suf) — следующие имена камня. Далее значение этих странных символов проясняется: «Мария назвала его (камень) овечьей шерстью и шерстяным платьем. […] Она сказала также: окрась овечью шерсть. Они назвали воду шерстью, а тело — дровами из шерсти. Вода названа шерстью, ибо принимает краски и поднимается над телом, и из тела она вышла»[32]. Шерсть, таким образом, символ камня в его жидкой форме – воде. Но в то же время она является и символом второго тела, принимающего краски из огненной воды, содержащей пламенную окрашивающую душу. «Дрова из шерсти» - также символ камня, но в твёрдом состоянии. Это тело, из которого растёт шерсть, символ единства водяного духа с пламенной душой[33]. Дрова как символ первого тела выглядят вполне логично: они содержат внутри пламенную душу. При горении это первое тело пожирается огнём и превращается в пепел, в то время как дух и душа (пар и дым) выходят из него. Этот продукт горения называется шерстью, очередным символом камня как второго тела. То, что выросло из первого тела, теперь можно окрашивать. Имена камня в начале работы, воды и второго тела взаимозаменяемы - и это делает алхимические тексты такими трудными для понимания. Все имена символизируют различные этапы  таинственного самоочищения и самоулучшения психе в результате работы адепта над собой с помощью божественной воды, которая сама по себе является символом камня. И что самое важное, как спешат добавить ибн Умаил и его учителя, работа невозможна без помощи и милости Господней.

Рис.49. Магнитный железняк. Символизирует непреодолимое влечение.

«Железо, в которое вошла женщина» способно противостоять огню; оно лишь краснеет. Под женщиной, входящей в этот металл Марса наш автор, вероятно, подразумевал магнетизм: «И они назвали магнезию (т.е. женщину) магнитом, ибо она так притягивает железо, что оно прилипает к ней»[34]. Благодаря тому, что железо легко притягивается магнитом и способно намагничиваться само, оно приобретает удивительную способность удерживать в себе нечто, что может стать активным, и это даёт ему ощущение жизни за счёт собственной привлекательности. С помощью магнетизма, то есть женщины или божественной воды, железо становится полноценным. Это единство железа и магнита, то есть магнезии, соответствует  единству божественной воды и второго тела, которое теперь способно противостоять огню.

Текст: (15.7) И его назвали мозгом. Маркунис назвал его мозгом гуля, ибо мысли спрятаны в мозге, и также краска их камня скрыта внутри. Но то, что показывается - не мысли, а их результат. (15.11)

Как мы узнаём из этого отрывка, мозг — символ божественной воды мудрецов, удерживающей в себе огонь, серную краску[35]. Но он также и символ второго тела, окрашенного на втором этапе работы и теперь содержащего в себе краску, пламенную душу. Гуль — опасный демон пустыни, также упоминаемый в Коране. Этого демона можно рассматривать как разрушительную сторону огня, способную уничтожить всё живое. Он был известен еще во времена фараонов: согласно мифу, пламенный Сет, повелитель пустыни, убил своего брата Осириса, повелителя вод. Как символ камня, «мозг гуля» указывает на необходимость держать в уме опасный, сводящий с ума огненный аспект камня. Водяной дух должен вновь и вновь побеждать гуля, чтобы в конце концов раз и навсегда удержать его в сосуде мозга, во втором теле. Сдерживаемый внутри огонь становится для личности источником энергии. Также символ камня-мозга встречается и в греческой алхимии, на что указывает Юнг («Rotundum, head and brain»). Он утверждает, что этого демона «можно соотнести с мозгом как обиталищем сознания и разума, так как сознание ведёт «нечестивое» существование, отделившись от божественной целостности»[36].

Текст: (15.11) Они также назвали его сосудом, перегонным кубом, храмом и соборной мечетью, поскольку он собирает вместе всех людей науки. Так же и сосуд собрал в себе смесь, в которой есть всё, что нужно, и потому они назвали эту смесь — которая есть их камень, сплав свинца и меди и магнезия — храмом. И они назвали его соборной мечетью, ибо в нём есть всё, что им нужно — влажное и сухое, горячее и холодное, духи и души, пепел, тела, дрожжи и краски. Итак, это всё, и всё из него, и всё в нём. И они также назвали его «каждой вещью», и всё это — символы неведомого, скрытого внутри. И они назвали его получающим в момент перегонки и нисхождения к нему воды для воссоединения духов. (17.7)

Причина, по которой камень также сравнивается с храмом, подробно описывается в «Книге о серебристой воде»: «Под birba (египетским храмом) […] он имел в виду второе тело -  их белую землю, которую они засеяли своим золотом, а их золото есть душа. И это (второе) тело — объект науки и её собиратель и жилище красок — сравнивается с храмом их наук, собирателем наук философских. Это их тело, в которое осаждается их вода. И, говоря «оно озаряется», он подразумевает появление в нём света краски. […] А храм в другом месте — реторта и перегонный куб, который собирает вместе все их науки. Мудрецы знали множество путей для сопоставлений»[37].

Ясно, что все символы из этого отрывка: храм, мечеть и т.д. - означают второе или тонкое тело, способное собрать воедино разрозненные части психе. Символы домов Господа, где собираются прихожане подобно разным частям личности, олицетворяют объединяющую силу любви к искусству, то есть любви к Господу. Этот эротический аспект камня объединяет части личности, но также и сводит вместе людей, идущих к одной цели. Общее почитание камня может, таким образом, стать центром общего дома Господня в глобальной деревне.

Текст: (17.8) Мухаммед ибн Умаил, да будет Господь милостив к нему, сказал: «Извлечение этих значений и их точных выражений из их книг необычайно сложно для людей. Но никто не сможет раскрыть секреты людей, которые умерли и навсегда спрятали их в своих ушедших сознаниях и истлевших сердцах, кроме того, чей разум откроет Господь и кого Он поддержит». (17.12)

В двух местах «Книги о серебристой воде» мы находим одинаковые отрывки[38]. Это могли быть заметки на полях, сделанные учеником ибн Умаила, которые позже были включены в основной текст рукописи.


[1] Hall ar-Rumuz, p. 31.16-33.1.

[2] Al-Ma1 al-waraqi, p. 45.15-17.

[3] Там же, p. 90.15.

[4] Там же, p. 81.22-23.

[5] В al-Maj al-waraqi, p. 80.1-3., ибн Умаил объясняет, что имеется в виду, цитируя алхимика Араса, сказавшего королю Теодору: «камень называют каждой вещью ,ибо всё, что нужно для работы, содержится в нём». Когда король спросил: «А что это за вещь?», ответ был: «Это краска тела»

[6] «И они назвали своё тело «каждым телом». И так же они назвали свою воду, ибо она вышла из этого тела [...].». Al-Ma' al-waraqi, p. 56.13-15. См.также p. 38.23 and 81.20-23.

[7] Например, Mushaf as-suwar, on fol. 27a.10, 36a.4, and 55a.12.

[8] Mysterium Coniunctionis, § 152. Поскольку эта женская притягательность поначалу ощущается как всесокрушающая сила, в иудаизме, христианстве и исламе она противопоставлялась основному принципу. Поэтому женское начало ассоциировалось со злом.

[9] Exodus, 7.1-12.

[10] Sura 20.55-7; согласно Библии и Корану, Моисей мог напрямую общаться с Богом.

[11] Hall ar-rumuz, p. 77.7.

[12] Al-Qasida an-nuniya, fol. 133b.l 1-14.

[13] См.описание видения ибн Умаила в al-Md} al-waraqi, например p. 1.6.

[14] Для понимания практической стороны вопроса см. C. G. Jung, Memories, Dreams, Reflections, p. 177 and 187.

[15] The Egyptian Amduat, The Book of the Hidden Chamber, edited by E. Hornung and Th. Abt, p. 200.See Als Th. Abt and E. Hornung, Knowledge for the Afterlife, p. 83 f.

[16] Подробнее см. E. F. Edinger, The Mysterium Lectures, p. 95. Касаемо серы вообще см. C.G. Jung, Myst. coni.. Chapter on Sulphur, особенно § 151.

[17] J. Weyer in: C. Priesner and K. Figala, Alchemielexikon, p. 327.

[18] E. F. Edinger, там же., p. 95 f.

[19] Hall ar-rumuz, p. 55.13

[20] Там же, стр.31.14

[21] Al-Ma1 al-waraqi, p. 95.17-18.

[22] Там же, стр.28.4-8

[23] Там же, стр.69.13-15

[24] Myst.conj § 130 f.

[25] Из Kitab al-Aqalim as-sabaca  - Abu al-Qasim al-Iraqi. (Британская библиотека, Лондон)

[26] Al-Md1 al-waraqi, p. 54.21-22; см.также p. 70.11-12.

[27] Там же, p. 96.2-3.

[28] Al-Md1 al-waraqi, p. 85.19-20

[29] L. Thorndike, History of Science I, p. 760 and 766 and A. Siggel, Decknamen, p. 46.

[30] J. Ruska, Steinbuch des Aristoteles, p. 8, n4.

[31] Al-Ma' al-waraqi p.99.16-20

[32] Hall ar-rumuz, p. 69.3-8.

[33] Символы шерсти и дров встречаются в Mushaf as-suwar Зосима, fol. 126b.l7-18, and on fol. 92b.11.

[34] Hall ar-rumuz, p.33.14-15

[35] Hall ar-rumuz, p.53.3

[36] C. G. Jung, Myst. Coni. § 626, ссылка на M.Berthelot, Coll. Arch. Grecs I.III.I и III.II.I

[37] Al-Ma' al-waraqi p.33.19-26, см.также p.37.9 и 100.25

[38] Там же, стр.78.17 и 102.8

Пер Александра Кау-Тен-Чжи

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики