MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 08 декабря 2011 16:41

Теодор Абт. Арабская Алхимия. Глава 6. Красильщик и окрашиваемое.

Теодор Абт

 

Арабская Алхимия

Глава 6

Красильщик и окрашенное.

Текст: (17.13) Они назвали свой камень — свою магнезию — золотом и сказали: «Преврати золото в красящий яд». И сказали также: «Тот, кто превратил золото в красящий яд, на верном пути, а тот, кто встал на верный путь, нашел камень. Но тот, кто не может превратить его в смертельный яд, ни на шаг не сдвинется с места». И они также сказали о магнезии: «О вы, адепты этой науки, если хотите вылечить свою душу от нищеты, соблазнов и скорбей, окрасьте золото в красный. Ибо если вы сделаете это, оно удержит краску и окрасится по воле Господа Всеблагого». (19.6)

Окрашивание второго тела играет главную роль в алхимии ибн Умаила. Чтобы понять символизм этого процесса, перенесёмся на предполагаемую родину автора, в Египет. Осмотрев мастерскую красильщика на базаре, мы сможем прочувствовать, как идёт процесс подготовки тканей и непосредственно окрашивание. Сам процесс за века почти не изменился. Даже лохань для окрашивания напоминает саркофаг фараона (рис.50).

Процесс окрашивания считался крайне важным еще в греческой алхимии, но корни его восходят к эпохе фараонов. Согласно текстам времён XIX династии (1291-1098 г. до н.э.), часть работы красильщиков совершалась в храмах. С того времени в различных документах встречаются упоминания профессии красильщика (ps-jns)1. Труд красильщика стал одним из важнейших символов цели алхимической работы. В данном отрывке магнезия в форме божественной воды названа золотом. Это золото должно быть обращено в «красящий яд», одновременно окрашивающий и убивающий.

Рис. 50. Мастерская красильщика в Старом Каире, 1998. Способ окраски тканей и применяемые инструменты не изменились за многие века.

В «Толковании символов» даётся объяснение: «дух, будучи красящей водой для души, окрашивается сам. В этот момент они становятся одной краской. И она зовётся огнём, красящим ядом и пламенным ядом, и она есть летящий орёл»2. Далее ибн Умаил говорит, что её зовут «острым мечом, смертельным ядом и сильнодействующим ядом»3. Он объясняет, что «они назвали её змеиным ядом» и она предназначена «для девяти смачиваний»4. Из всего этого становится понятно, что яд - это разделённая на девять частей божественная вода, девять летящих орлов с острыми мечами из великого видения ибн Умаила. Единство души и духа — проникновение в тайну значения пламенного чувства. Когда эта вода шаг за шагом воссоединяется с телесной реальностью человека, она превращается в смертельный яд для всего ложного в его психе, убивая все теневые элементы бессознательного. Тот, кто нашел этот яд, «на верном пути (tariq al-haqq)» и берёт на себя ответственность за этот путь, в отличие от тех, кто следует коллективному закону (sari'a). Смертоносный аспект божественной воды был одной из важных черт греческой и поздней латинской алхимии5. Он также хорошо известен в алхимии китайской6.

Рис. 51. Девять смачиваний, по ибн Умаилу - девять окрашиваний или яд гадюк. На этом изображении великого видения Абу Абдаллаха Мухаммеда ибн аль-Мухтара, описанного им в Kitab Mira'at al-'aga'ib (Зеркало чудес), яд представлен в виде девяти (3+6) скорпионов, отразившихся в зеркале. Музей истории науки, Оксфорд.

Текст: (19.6) И касательно того, что сказал Халид ибн Язид: «Древним философам во все времена не удавалось окрасить золото, если только это было не (истинное) золото». Он говорил о золоте мудрецов, их магнезии. Но люди решили, что речь о том золоте, что у них в руках. И своими действиями они разрушили его, но лишь истощили свои силы, так и не достигнув успеха. Мудрецы сказали также: «Сделай золото белым» и «Преврати золото в серебро (waraq)». Они имели в виду отбеливание этой магнезии при появлении на ней черноты в процессе работы. Эти высказывания подтверждают правоту моих слов о том, что мудрецы называли свой камень золотом, когда он становился необыкновенно белым. Они говорят: «Окрась золото в красный», а затем, с приходом черноты, «преврати золото в серебро». Это значит, что ты должен сделать камень белым и очистить его от черноты, пока цветом он не станет подобен серебру, ибо мудрецы назвали свою магнезию на этапе черноты и (затем) белизны золотом. Под этой чернотой скрываются краски и силы, о которых ведает лишь Всеблагой Господь. Мудрецам это не было открыто. Поэтому они говорили, что чем больше смачиваешь камень, тем больше краски из него получаешь. Он же становится совершеннее, и нет этому предела. (21.12)

Ибн Умаил цитирует Халида ибн Язида, сына омейядского халифа. Он был одним из первых арабских алхимиков7. Золото мудрецов — это достижение единства души и духа, сотворение нового сознания, которое затем соединяется с очищенной психе адепта, названной в тексте вторым телом. Слова «окрась золото в красный» и «окрась золото в белый» становятся понятны, когда из «Книги о серебристой воде» мы узнаём, что золотом называлась не только божественная вода, но и земля. О девяти смачиваниях земли: «Я говорил, что землю назвали золотом, когда она была отбелена. И когда она окрасилась в чёрный [второй раз] от [одной из] трёх частей воды, они сказали: «Сделай золото белым». Когда же оно стало белым, они сказали: «Окрась золото». И после сказали: «Верни в него воду, и его краски станут ярче». Вода — их золото, выращенное в чистой белой земле, земле золота. И в ней, и из неё с помощью божественной воды появляются цветы и краски»8. И снова для понимания этого отрывка нам понадобится «Книга о серебристой воде», в которой описано великое видение ибн Умаила.

В частности, в этой рукописи мы находим разъяснение по поводу второй черноты: «В самом деле, эта [вторая] чернота возникает — как объяснялось в начале — из нового, мягкого второго тела, ибо душа в нём темна. Чтобы избавиться от плотности тела, они велели омыть его, чтобы оно оставалось на первом этапе работы, пока не станет тонким и вода не сожжёт его плотность и грубость. И душа, оставшаяся в этом теле, будет обновлена и улучшена этим горением божественной воды. И когда оба они (душа и тело) станут тоньше и лучше, эта нестойкая вторая чернота скроется во втором теле, о котором мудрецы сказали: вся его чернота — это краска. Белизна же, до того скрытая, появится вновь, но эта вторая чернота — то, что мы ищем. Она есть величайший из королей, но король этот спрятался во мраке, и она есть золото, которое, став белым, окрасило её в цвет серебра. И мы должны вернуть её в золото, скрытое в этой черноте, называемой землёй эфиопов. И золото, которым они обладают, получают из этой черноты в их белой земле, которая есть часть лунного Юпитера. И великому королю нужно вернуть его корону — высшую, небесную воду, венец победы. И король есть пепел, что происходит из пепла. И его называют именем его сестры, короны победы, и именем чистой вечной воды, ибо он способен противостоять огню и выдерживает его жар. Мудрецы также назвали его «чистым», ибо он очищен от темноты души, от черноты могилы — плотного тела, из которого он был извлечен. Он растёт и становится сильнее, питаясь молоком, которое исходит из него и возвращается в него и помогает ему и его сестре вернуться во второе тело. Тогда в нём появляются цвета и краски. Чернота, в которой скрывается король — красильщик и золото мудрецов — эта та темнота, проникнуть в которую разумом и узнать, какие силы и краски скрыт за ней, не удалось ни одному из первых мудрецов. Потому я учил вас, что при каждом смачивании краска удваивается вновь и вновь, и так без конца. Хвала Господу за то, что Он даровал камню мудрецов эту великую тайну»9.

Мы узнаём, что появление черноты вслед за белизной первого этапа работы крайне важно. За ней следует второе очищение с помощью обретённого на первом этапе понимания (золота). Новое мироощущение, новый центр личности, создаётся, так сказать, вне тела. Будучи возвращенным в личность, оно притягивает все посторонние примеси, нечистоты, оставшиеся во втором теле. Именно это вызывает вторую черноту, угнетённое состояние, когда кажется, что результат первого этапа работы утерян безвозвратно. Но за этой чернотой скрывается возможность обретения всех цветов жизни. Вторую черноту нельзя уничтожить путём дальнейших смачиваний. Согласно нашему тексту, она останется и, будучи сокрытой внутри, станет новым центром, королём, лунным Юпитером (то есть Юпитером, связанным с луной). В рукописи Абу Абдуллы Мухаммада аль-Марракуши сказано, что цель работы — соединение Короля Юпитера и Королевы Луны, Юпитер при этом символизирует обновлённое солнце, вернувшее своё господство после соединения со светом ночи10.

Объяснение слов «...чем больше смачиваешь камень, тем больше краски из него получаешь. Он же становится совершеннее, и нет этому предела» мы находим в «Книге о серебристой воде»: «...как сказал Демокрит: «Наше золото подобно растению в саду, а золото людей — растению в горах». Ибо золото мудрецов — прекрасное садовое растение, которое поливают и берегут. Его ветви красотой подобны своему источнику, эликсиру. И если ты сохранил божественную воду, над которой работал, или воду, полученную из другой земли, и смочил ей землю, яркость красок возрастёт для тебя. Она будет умножаться без конца, подобно дереву: чем больше его поливаешь, тем больше плодов оно даёт, и не истощится, пока существует на земле (рис.52). Чем больше будешь поливать философский камень, тем больше красок он даст, умножаясь сам. Если прекратить полив, он также остановится. Если же захочешь умножить его, он будет умножаться без конца. Потому Митавус, глава винокуров, сказал королю Маркунусу: «Воистину один мискаль11 его заполнит всё пространство между востоком и западом». И когда король спросил его: «Будет ли он множиться бесконечно?», ответ был: «Да»12». Здесь алхимическая работа сравнивается с выращиванием дерева, которое растёт, пока жив адепт. Это характеристика духовной жизни человека. В отличие от жизни биологической, которая развивается, а затем неизбежно угасает, духовная жизнь развивается, пока есть подпитка. Постоянное смачивание животворной, пламенной водой образов, полученных из снов и с помощью активного воображения, позволяет этому дереву расти до конца жизни.

Текст: (21.12) Это великая тайна Всеблагого Господа. Это свойство, которое Он вложил в камень, проявляется с помощью работы. Оно было спрятано от людей, ибо мудрецы решили не писать о нём в книгах. И они оставили это на усмотрение Господа Всеблагого, чтобы он даровал знание лишь тем, кому пожелает. (23.1)

Мы узнаём, почему алхимики хранили в секрете чудесную силу камня: она должна быть открыта не иначе как самим Богом. Важность сохранения этой тайны становится вполне понятной, если вспомнить, что чтимый нашим автором Зосим называл камень «тенью солнца»13. Солнце — символ высшей ценности, коллективный образ божественного. Таким образом, камень как тень солнца символизирует всё исключенное из общепринятого божественного образа, всё что презирается и отрицается обществом, потому его также называют дьявольским камнем. Он содержит в себе те качества божественного, которые не вмещает образ, живущий в нынешнем коллективном сознании, но которые тем не менее дьявольски привлекательны и соблазнительны. Любой божественный образ со временем устаревает и превращается в обычную формальность, но камень, над которым работают и который очищают (т.е. в своём символическом значении), дополняет и обновляет этот стареющий образ. Именно поэтому ибн Умаил также называет камень «сестрой пророчества» - пророки всегда указывают обществу на недостающие ценности14.


Рис. 52. Дерево с тремя ветвями. "Так он [камень] будет множиться для тебя бесконечно, подобно дереву. Чем больше его поливать, тем больше фруктов оно принесёт, и не остановится, пока существует. И расти ему без конца..." Цитата из Демокрита в "Книге о серебристой воде". Рисунок из Mushaf as-suwar Зосима.

Текст: (23.2) Краска — их вода, а красильщик — их земля. И с её (воды) помощью появляются на земле цветы и краски. Вода окрашивает землю, но и земля также окрашивает воду цветами и серами, содержащимися в ней (в земле), и земля удерживает краску, не позволяя ей улетучиться, тогда как вода исчезает, испаряясь. (23.6)

В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил разъясняет процесс окрашивания, о котором идёт речь в этом отрывке: «Под водой мудрец имел в виду душу и дух, её содержащий, ибо говорят, что дух — корабль души. Это вода извлекла душу из тел. Душа же — растворённая в этой воде краска, так и красильщики разводят свои краски водой. И этой водой, содержащей краски, они окрашивают одежду. Вода пропитывает ткань, а вместе с ней и краска. […] вода высыхает и исчезает, а краска остаётся в ткани одежды. Так же и с водой мудрецов, содержащей в себе их краску. Они возвращают эту воду вместе с краской в жаждущую, святую, белую, серебристую землю, которую можно сравнить с тканью. Их вода проникает в землю и распространяется по ней. И с ней растекается краска — душа. Гермес называл её золотом, вот его слова: «Вырасти золото в белой серебристой земле». Он говорил о краске, которую также сравнивают с цветами и травами. Мудрецы также звали её шафраном и цветением шафрана. Земля окрашивается, затем божественная вода исчезает, а краска — душа — остаётся в теле и пробуждает его цвета и его красоту. Она – прозрачный пар, невидимый и неосязаемый, и заметна лишь по воздействию на второе тело и тем цветам, которые появляются благодаря ей. И она есть огонь, рождается из огня и питается огнём, она — дочь огня»15.

Очевидна взаимная зависимость красильщика и окрашиваемого, ткань при этом — очищенная психе адепта, удерживающая «летучую краску» - бессмертную пламенную душу. Текст показывает, что проникновение в истинное значение пламенного порыва ведёт к прочному единству психе адепта с божественной искрой, светом, ранее скрытым внутри этого необъяснённого пылкого желания.

Текст: (23.7) Это объяснение слов мудрецов «Сделай золото белым и сделай золото красным». Иначе результата не было бы. Что могло заставить их обратить в серебро то, что ценится выше серебра? Но здесь речь идёт о том отбеливании камня и чёрного тела, о котором я говорил ранее. Затем с помощью оставшейся воды, называемой красками, камень нужно сделать красным, то есть превратить в золото или красящий эликсир. Многие, услышав слова мудрецов о золоте, пытались найти в золоте людей то, чего в нём никогда не было. Оно не могло дать им краску, ибо оно (уже) достигло своего цвета и стало самодостаточным. Оно не принимает и не отдаёт краски, ибо окрашивание — для духовного, а не для телесного. (25.4)

Из великого видения ибн Умаила мы помним, что второй этап работы состоит из девяти смачиваний. Первое вызывает вторую черноту, о которой было сказано выше, следующие два — две вторые белизны. Оставшиеся шесть окрашивают второе тело в красный. Для понимания этого отрывка нужно вспомнить, что под золотом ибн Умаил имеет в виду второе тело, окрашенное в результате этих шести смачиваний.

Текст: (25.5) На самом деле, говоря «Тела окрашивают тела», мудрецы подразумевали шесть смачиваний, которые окрашивают в красный, ибо они есть тела, которые мудрецы создали из тонкого духа. Затем путём растворения они вернули их в красящие души и пламенные духи, которыми окрасили единственное тело, полученное из первой части работы. Потому они сказали: «Тела окрашивают тела». Они также назвали камень, который есть тело, телами, из-за многих сестёр, что вошли в него. Потому он — тело, но также и тела. И всё, что входит в него — также тело, но числом — тела. (25.14)

Второе тело принимает в себя божественную воду. Смачивания исходят из первого тела, и потому также названы телами. Иногда ибн Умаил называет божественную воду сестрой, иногда — братом16. Оба названия указывают на прямое родство с источником — телом. Шесть смачиваний окрашивают второе тело в шесть цветов. Это символизирует опыт воссоединения очищенной психе адепта с различными аспектами, осознанными в процессе перегонки на первом этапе работы. Различные архетипические энергии осознаются в течение цикла, разделённого, как мы уже видели, на шесть двойных месяцев.

Текст: (25.14) И дух, обретший материальность, чтобы противостоять огню, получил цвет и с ним великую силу. Так он стал великой материей. Когда божественная вода опаляет его во второй раз и он распадается, он вновь превращается в духовное тело. Огненные духи теперь могут войти в это тело, ибо оно стало тонким, как они сами. В теле содержатся дух и душа, подобные тем, что находятся в воде. Но над ними работа не производилась. Затем дух и душа в красящей воде встречаются с духом и душой во втором теле. Как говорят мудрецы, «возлюбленный встречает возлюбленную», и говорят еще «сущность наслаждается сущностью, и сущность держится за сущность, и сущность побеждает сущность». Мудрецы имеют в виду воссоединение души и духа во втором теле с душой и духом, пришедшими с божественной водой из первого тела. Их соединение — совершенный сплав свинца и меди. Так, когда должным образом обработанные и очищенные душа и дух входят во второе тело, их соединение безупречно, за гранью совершенства. Затем из него изливается краска, способная сделать совершенной любую вещь. И из него происходит совершенное золото (29.4)

Рис. 53. Традиционная красильня в Фесе, Марокко. Как и Фес, верхнеегипетский город Ахмим, восхваляемый ибн Умаилом за находившийся в нём храм фараона, был центром красильного дела. Зосим из Панополиса (сегодняшний Ахмим) пишет: "Я уже говорил прежде, что мудрецы описывают свою работу через схожие ремёсла, чтобы защитить её" (Mushaf as-suwar). Процесс окрашивания весьма часто употреблялся как метафора алхимической работы.

Духи, входящие в тело — это дух и душа. Когда они соединяются в воздухе, ибн Умаил называет душу также духом. Соответственно, вместе их называют двумя огненными духами или просто двумя духами. После очищения на первом этапе работы тело также становится тонким и называется вторым телом. Теперь оно готово соединиться с божественным огнём, который содержится в воде, разделённой на девять частей. Божественная вода, состоящая из обработанных души и духа, соединяется с душой и духом во втором теле, над которыми работа не совершалась. Главная мысль здесь в том, что душа и дух были постепенно извлечены из первого тела. Солнце — новое сознание — соединяется затем с индивидуальностью, над которой была совершена работа. То, что было извлечено на первом этапе работы, теперь шаг за шагом соединяется с досознательной целостностью — духом и душой во втором теле, также называемом луной, что приводит ко второй черноте. Это выражает парадокс разделения внутри адепта и вызывает двойственность, которую ибн Умаил называет двуединством — суть всей алхимии. Выражение «сущность наслаждается сущностью, и сущность держится за сущность, и сущность побеждает сущность» принадлежит Демокриту, который вывел его из учения Останеса17. Оно описывает чудесное сотворение сознания, «которое возвышает адепта над природой с помощью работы над миром природы»18. Развитие начинается с изначального participation mystique и идёт через отделение эго от бессознательного к финальному сотворению сознания. В выражении «возлюбленный встречает возлюбленную» (27.6) мы обнаруживаем новый аспект, который, видимо, является основным в арабской алхимии: это соединение души и духа со вторым телом в любви. Определение в комментарии Марии-Луизы фон Франц звучит так: «это мистическая свадьба божественного духа и очищенной души алхимика»19. Когда золото божественной воды проникает во второе тело, то есть очищенную психе адепта, и соединяется с «отбеленным золотом» земли — серебром, ибн Умаил называет это соединение совершенным золотом.

Над душой во втором теле работа не производится, но, соединяясь с огнём, содержащимся в божественной воде, она связывается с вечностью. Другими словами, содержащаяся в воде вечная сущность проливает свет на значение божественного огня. Так характер освобождается и освещается с помощью работы: Бог осознаёт сам себя. Одно и многие примиряются как два аспекта божественного и формируют двуединство, совершенный сплав свинца и меди.

Текст: (29.5) Я истолковал вам слова мудрецов «ближний встречает ближнего» и «сущность побеждает сущность, и создание держится за создание». Душа во втором теле держится за душу в божественной воде. И эта встреча дарит обеим радость. (29.9)

В «Книге о серебристой воде» ибн Умаил подробнее рассказывает об этом соединении во втором теле: «И это цвет вечной жизни, пурпурная краснота. Из-за того, что их камень часто меняет цвета, он зовётся годичным, что, как мы видели, означает «многоцветный». И они назвали второе тело, скрытое в извести, Гермесом, повелевающим красками с помощью закваски. Итак, душа во втором теле радуется при входе в него божественной, высшей, небесной, воздушной, пламенной души, что содержится в их воде. И они держатся друг за друга. Это и есть значение слов «ближний встречает ближнего», и «сущность наслаждается сущностью, и сущность держится за сущность, и сущность побеждает сущность», и также «создание держится за создание». Все эти имена означают душу в воде и душу в теле»20.

Итак, душа в божественной воде, над которой была совершена работа, соединяется с душой, оставшейся в теле, над которой работа не совершалась. Душа, над которой совершалась работа, - это тот аспект божественного огня, который возможно сделать сознательным. Божественная вода — символ той части коллективного бессознательного, которую можно сделать сознательной, в то время как душа во втором теле — божественный огонь в коллективном бессознательном, суть природы. Тот божественный огонь, который был интегрирован в сознание (высший образ Бога), на втором этапе работы воссоединяется с низшим божественным образом и привносит сознание в тёмную, огненную внутреннюю природу. Мария-Луиза фон Франц говорит об этом в своей книге «Сон и смерть»: «То, что было взято из коллективного бессознательного, осознано и связано с индивидуальным сознанием, бессмертно»21.

Текст: (29.9) Потому тело воскресло для вечной жизни. Это и есть значение слов «сущность для сущности» и «создание для создания», и оно не терпит разночтений. Потому Мария Еврейка сказала: «Мы [мудрецы] — обитатели одного города и понимаем язык друг друга. И тот, кто не из нашего города и не знает нашего языка, не должен вмешиваться в нашу работу». (29.14)

Финальное воссоединение второго тела с божественной водой (то есть единством духа и души) создает бессмертное целое, как объясняет ибн Умаил в «Книге о серебристой воде»22. Фактически, символическая алхимия представляет собой психологический поиск бессмертия. Создание второго тела, способного принять краску вечной божественной воды, дарит способность противостоять распаду, который приходит со временем. Это второе, тонкое тело можно понимать как освобождённый миф личности, осознанный при помощи продолжительного самоанализа. Объединение божественного огня с этим очищенным тонким телом позволяет жизни развиваться согласно божественной воле, связанной с внутренним, индивидуальным паттерном. Такая жизнь более не подвержена распаду.

Здесь в точности повторяются слова Марии Еврейки, приведённые в «Книге о серебристой воде»23. Проблему понимания языка мудрецов нужно рассматривать в свете того факта, что нельзя полностью осознать значение символов камня, пока они не связаны с личным опытом. Тот, кто осознает существование внутреннего мира грез, наполненного таинственными символами, обладающими сверхъестественными свойствами, получит ключ к пониманию символического мира, о котором говорит ибн Умаил. Этот человек обретёт связь со своим внутренним городом, чьи обитатели говорят на том же языке. Это напоминает чудо в праздник Пятидесятницы (День Святой Троицы), когда после сошествия на апостолов Святого Духа они заговорили на разных языках, до того момента им неизвестных. Однако «если кто-то поймёт их речи, он удивится, как же их значение было недоступно ему в начале. Он (камень) ясно виден и не скрывается от тех, кто обладает разумом, но лишь от тех, кто им пренебрегает. И хотя он находится на виду, тяжело извлечь его из книг мудрецов» - пишет ибн Умаил в «Книге о серебристой воде»24. Опыт и знание целительных свойств различных символов камня можно получить лишь с помощью продолжительного анализа и принятия низших аспектов человеческой природы наравне с высшими. Символы, полученные в ходе работы, в конечном счете примиряют противоположности высокого и низкого. Это происходит благодаря тому, что символы имеют как материальную, так и духовную сторону, как утверждает К.Г.Юнг. Посему в дальнейшем мы не будем говорить об аллегорической алхимии, а назовём этот поиск вечной жизни символической алхимией.

Рис. 54. Человеческие экскременты как огонь в топке. Всё грязное, зловонное и скрывамое - символ отторгнутой материи. Огонь поддерживает алхимический процесс внутри адепта, чья голова изображена в виде перегонного куба. Рисунок из Geber(i)i liber transformationis seu liber florum, XV-XVI век.

1 См.R. Germer, Die Textilfiirberei und die Verwendung gefarbter Texilien im Alten Agypten, p. 134 and 137.

2 Hall ar-Rumuz, p.57.4-6

3 Там же, p.59.5

4 Там же, p.67.4

5 В тексте, приписываемом Останесу и озаглавленном "О священном и божественном искусстве", автор утверждает, что эта божественная вода убивает тела и оживляет мёртвых. M.Berthelot, Alch. Grecs. IV.II. А в латинской алхимии Парацельс, например, называет lumen naturae (свет природы) смертельным.

6 Я имею в виду, например, чудесную историю о Вей По-Янге и его собаке (J.Needham et al., Science and Civilisation in China)

7 Подробнее см. F. Sezgin, Gesch. des Arab. Schriftums IV, p. 120-126, and M. Ullmann, Natur- und Geheimwiss. im Islam, p. 192-195.

8 Al-Ma' al-waraqi p.56.23-26

9 Al-Ma' al-waraqi p.73.8-24

10 Абу Абдулла Мухаммед аль-Марракуши; Ms 562 al-Biruni Institute, Taschkent. Лунный Юпитер во времена фараонов символизировал обновление фараона во время ночного путешествия с целью воссоединения со змеёй-уреем, его женским аспектом или супругой.

11 Единица измерения массы в Сирии VII в.; равен 4,72 г.

12 Al-Ma' al-waraqi p.61.15-25. Также эта мысль встречается в более ранних алхимических текстах. Один из таких источников - "Послание сфер" Гермеса из Дендеры, который так же процитирован в "Книге о серебристой воде". См. I.Vereno, Studien,p.178

13 Mushaf as-suwar, fol.73a.19

14 Hall ar-rumuz p.5.25-26,95.12-13,97.7

15 Al-Ma' al-waraqi p.49.5-50.9. Символ корабля встречается также в Risalat as Sirr Гермеса, ed. by I. Vereno, Studien, p. 160.

16 Al-Ma' al-waraqi p.15.21,25.4,70.7,71.24-25,91.17,93.19-24

17 Democrites "Physika kai Mystika" in M. Berthelot, Alch. Grecs II.I.3.

18 С G. Jung, Lectures given at the ETH 1940, p. 41

19 M.-L. von Franz, Commentary on the Hall ar-rumuz, § 145.

20 Al-Ma' al-waraqi p.60.20-22

21 M.-L. von Franz, On Dream and Death, p. 118 f.

22 Al-Ma' al-waraqi p.35.1

23 Там же, p. 69.27-28, 80.4-5 and 100.23-24.

24 Al-Ma' al-waraqi p.101.20-21

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики