MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Четверг, 07 марта 2013 21:44

Мария Луиза Фон Франц Миф Юнга для современного человека. Глава 2. Маленький огонек.

Мария Луиза Фон Франц 

Миф Юнга для современного человека.

Глава 2. Маленький огонек.

Только во второй половине жизни, когда “Заратустра прошел мимо него” , Ницше познал как “ Один становиться двумя”. Юнг , с другой  стороны, столкнулся с подобным опытом очень рано: он узнал о втором живом психологическом присутствии,  присутствии которое мы сегодня зовем бессознательным и которое явилось ему как вторая личность внутри него самого. В своих  “Воспоминаниях, Сновидения, Размышлениях”, как уже говорилось, он обозначает два полюса своей экзистенции как “Номер 1” и “Номер 2”. Первым было его собственное человеческое эго, в то время как второе было активированным и поэтому воспринимаемым, бессознательным. Юнг пишет:

Ведь в глубине души я  всегда знал, что во мне сосуществуют два  человека. Один  был  сыном

моих родителей, он ходил в школу  и был  глупее, ленивее, неряшливее многих.

Другой, напротив, был  взрослый -  даже старый - скептический, недоверчивый.

Удалившись от  людей, он был близок природе, земле, солнцу, луне; ему ведомы

были все живые существа, но более всего - ночная жизнь и сны. Иными словами,

все, в чем находил он "живого Бога". Здесь я намеренно заключил слово "Бога"

в  кавычки,  ведь  природа,  как и  сам я,  казалась  отделившейся от  Него,

небожеской.  Тем  не менее она  была  создана Им и была  проявлением Его.  В

голове моей не  укладывалось, что выражение  "по образу  и подобию  Божьему"

должно  быть  применимо к  человеку.  Мне казалось,  что горы, реки,  озера,

прекрасные деревья, цветы  и звери с большим правом могут называться Божьими

подобиями,  нежели  люди.”[1]

Мир Номера 2 был “другой сферой…каждый кто входил в которую менялся и подавлялся видением полноты космоса, так что мог только удивляться и восхищаться, забыв о себе.В этом  мире жил  мой "другой",  который знал Бога в себе, знал Его  как тайну,  хоть это была не  только его тайна. Там, в этом мире, ничто  не  отделяло человека от

Бога. Там все  было так,  будто дух человеческий был с Богом заодно и глядел

вместе с Ним на все созданное.”[2]

В свои школьные годы Юнг не был способен провести четкое различие между двумя персональностями, и  временами считал мир номера 2 за свой собственный. И все же его

“никогда не покидало чувство, что в  том втором мире было замешано что-то еще

помимо меня. Будто дыхание огромных миров и бескрайних пространств коснулось

меня, будто невидимый дух витал  в моей комнате  - дух  кого-то, кого  давно

нет,  но  кто  будет всегда, кто существует вне  времени. “[3]

Если Номер 1, Юнга считал себя  “ довольно неприятным и в меру одаренным молодым человеком с большими амбициями..” то Номер 2 с другой стороны  вообще не был характером,  он  был своего  рода vita  peracta  (прожитой жизнью. -  лат.), в которой  

рожденное,  живущее,  умершее  - все было едино,  этаким  тотальным  обозрением

человеческой природы, притом довольно безжалостным, ни к чему не способным и

ничего  не желающим,  существующем исключительно  при  темном посредничестве

"номера 1"[4]. Номер 1 рассматривал его как “ мрачное царство своего

подсознания” в котором, однако,  “ царил свет, как  в просторных залах  королевского  дворца”[5]. "Номер  2" же, чувствует свое  тайное  соответствие средневековью -  эпохе,  дух которой, Фауст,  так преследовал Гете. “Значит, он  тоже  знал о "номере  2",  и  это служило  мне

утешением. Фауст является  живым соответствием "номера  2"[6], я  видел  в  нем  ответ  Гете  на  вопросы  своего времени.”[7]

Мы знаем из биографий множества креативных мужчин и женщин о том, что во время своей молодости, они нередко пребывали  во втором “ином мире” или идентифицировали себя с личностью из этого мира[8]. Этот род близкого контакта с бессознательным является одновременно мудростью и безумием молодых людей. Застревание в этой ситуации,однако,( после примерно 25 лет) ведет к неврозу, который можно назвать неврозом puer aeternus[9] , 9 формой неадаптации, возможно не лишенной без признаков гениальности, который часто заканчивается ранней смертью.

В начале своей университетской карьеры Юнг дошел до поворотной точки, которая наметила конец этого шатания меду двумя мирами, она была обозначена судьбоносным сном:

“Я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в

густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру. В  руках я  держал

маленький  огонек,  который в любую минуту мог  погаснуть. И все зависело от

того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг  я почувствовал, что кто-то идет за мной

и,  оглянувшись, увидел огромную черную  фигуру. Она  следовала  за мной  по

пятам. И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен

идти  и  вопреки  всем опасностям  пронести,  спасти  мой  маленький огонек.

Проснувшись, я сообразил, что  этот "брокенский призрак"  -  всего  лишь моя

собственная тень  на  облаке, созданная  игрой  света того  огонька.  Еще  я

осознал, что этот огонек - единственный  свет, которым я обладал, - был моим

сознанием, моим единственным  сокровищем. И  хоть в сравнении  с силами тьмы

огонь мал и слаб, все же это - свет, мой единственный свет.

Этот  сон явился  для меня  озарением: теперь я знал, что "номер 1" был

носителем света, а "номер 2" следовал за ним  как  тень. И моей задачей было

сохранить  свет,  не оглядываясь  на  vita peracta - на то, что  закрыто для

света…я узнал,  что мой  путь  проходит вовне,  а,  вырываясь  наружу, он попадает в

ограниченность  и  потемки  трехмерности[10].

Сон открыл Юнгу, что “что в свете сознания внутренний мир будет

выглядеть как гигантская тень. И еще я понял многое, чего не понимал раньше,

-  почему на лицах людей  при  упоминании  мной о явлениях внутреннего  мира

появляется холодная тень замешательства и отчужденности.”[11]

Это осознание, эта критическая точка поворота, стала решающей для всей дальнейшей жизни Юнга. В то же время она спасла его во время студенческих лет от кризиса, который сегодня угрожает большей части молодежи обоих континентов. Не понаслышке знакомые с “внутреннем светом” и темнотой своего номера 2 через использование галлюциногенных препаратов, многие из них теряют связь с номером 1 и таким образом разрушатся. Поворачиваясь спиной к “ потемкам трехмерности”, они теряют  “маленький огонек” эго сознания, единственную вещь, которая способна вести их вперед, в будущее.

Эта “тень отчужденности”, упомянутая Юнгом,  появлявшаяся на лицах людей, когда он говорил о реальности бессознательного, легла и на него самого, когда школьные друзья прозвали его “Батюшкой Авраамом”. Это весьма любопытно, если учесть тот факт, что позднее его часто называли мистиком, пророком или создателем эрзац религии, что его крайне раздражало . Люди видевшие его в  подобном свете, ничего не знали о поворотной точки его жизни, том кризисе когда он раз и навсегда отказался от какой-либо идентификации с номером 2 , тем самым окончательно отказавшись от роли того проповедует и возвещает “внутренним светом”.

  Он напротив пытался описать этот внутренний мир объективно и отрешенно, как автономный феномен sui generis[12].  Поэтому, к примеру, во вступлении к своему Ответу Иову, написанному крайне личностно и полному эмоций, он подчеркивает, что описывает чисто субъективный опыт.

“Я намеренно выбрал эту форму,т.к. хочу избежать впечаталения будто хочу провозглашать “последнюю истину”. Книга не претендует быть чем либо кроме как голосом или вопрошанием простого индивидуума, который надеется и рассчитывает встретиться с пониманием общественности”[13].

То что Ницше не сделал выбора достигнув этой поворотной точки, раздражало Юнга. “Как Фауст открыл дверь для меня, так Заратустра ее захлопнул и она еще долго оставлась закрытой”.  Юнг понимал, конечно, что Заратустра был номером 2, как и Фауст для Гете.  Согласно Юнгу ошибка Ницше в том, что он “позволил "номеру 2" заговорить с миром, который о таких вещах не знал и не хотел знать”[14] и чем больше он чувствовал отчуждение между собой и современниками, тем больше он скатывался к своему пышному  стилю полному провоцирующих метафор и восторженного энтузиазма, не оставляя попыток убедить других.

Однако, когда эго идентифицируется в такой степени с более великим внутренним номером 2, результатом является “раздутое эго и сдутая душа”[15]. История полна примеров подобных фигур: Шабатай Цви, Гитлер, Мэнсон, и все прочие паталогические демагоги и религиозные псевдо-пророки.  Они принесли неизмеримый ущерб миру тем, что превратили нормальный внутренний опыт бессознательного в смертельный яд, через инфляционное отождествление себя с ним.

 Поэтому мир склонен отклонять любые возможности внутреннего опыта, не понимая, что являются ли внутренние феномены  деструктивными или нет – это зависит от  правильного отношения к ним.

Вот где становится жизненно важным донести тот маленький огонек индивидуального сознания.  В большой серии семинаров, Юнг позднее разбирает Ницшевскую “Так говорил Заратустра” предложение за предложением и интерпретирует его образы. В канатном плясуне он видит символ самого Ницше, слишком смело желающего актуализовать “сверхчеловека”, и в результате чего теряющего связь с землей под ногами, которая является нормальной повседневной жизнью. Падение канатного плясуна похоже на предчувствие последующего психического безумия Ницше. Шут понуждает его упасть: “ты преграждаешь путь лучшему чем ты!”[16] . Этот шут , являющийся Номером 2 Ницше оказывается плохим и деструктивным, потому что Ницше не стоит крепко на своем обычном человеческом эго, но теряет свой путь в головокружительных высотах диких спекуляций.[17]  Результатом такой дефективной дискриминации между сознательным и бессознательным, является то, что  если эго решает командовать бессознательным вдохновением, тогда бессознательное становится загрязненным человеческими недостатками и предрассудками, поскольку те ранее не были интегрированы в осознанную личность.

Можно сказать, что воды бессознательного загрязняются личными и “слишком человеческими” содержаниями, а затем затопляют сознание. Юнг анализировал “Так говорил Заратустра” чтобы провести четкое различие между тем, что в работе является гениальной инспирацией и тем, что является результатом нерешенных личных проблем Ницше и главным образом его инфляции. После того как Ницше отождествляется со сверхчеловеком, “высший” человек желает спустить его в “коллективную сферу обычной человечности” и в результате появляется “отвратительнейший человек” как выражение регулирующего влияния бессознательного. “Но рыкающий Лев морали Заратустры тянет его назад  в пещеру бессознательного[18].

 В результате регулирующее влияние подавляется, однако вступает  в дело контрреакция бессознательного,которое теперь проецируется Ницше на того или иного противника. Он нашел своего первого оппонента в Вагнере, но вскоре он направляет весь свой гнев на Христианство и в особенности на Святого Павла, который во многом страдал от схожих с Ницше проблем. Как хорошо известо, психоз Ницше впервые обнаруживается в идентификации с “Распятым Христом”, а за тем с расчлененным Дионисом. Таким образом катастрофа противодействия наконец прорывается на поверхность.”[19] В реальности Ницше иденцифицируется с врагом официального Христа, что объясняет его “язычество” и антиристианскую направленность.  Он был ошеломлен бессознательным, которое, порой,  обрушивается с необычайной силой.

Другой фигурой, которую сейчас снова стали часто цитировать является Г. В. Ф. Гегель, в котором та же проблема продуцировала не менее  нездоровую идеологию. Хотя Гегель не впал в психоз, его работы также страдают отсутствием дифференциации между сознательным и бессознательным. Самооткровение бессознательного выдается в его сочинениях за мышление эго[20], предлагается даже чтобы государство обнародовало эти истины. Другими словами он пал жертвой духовного властолюбия, по этой причине он чувствовал особое восхищение перед Наполеоном. Ошибка Гегеля кроется в том, что Юнг называл “попыткой доминировать над всем посредством интеллекта”[21]- включая бессознательное. Для того чтобы избежать необходимости признания, что он подвергается сверхъестественным автономным психическим влиянием бессознательного и таким образом благополучно пройти опыт этих влияний, он рассматривает их как “искусственный…двумерный концептуальный мир в котором реальность жизни, хорошо укладывается в т.н. ясные концепции”[22].

Внутренний опыт духа, таким образом, управляется интеллектуальным двигателем. Дальнейшая опасность подобных отношений с бессознательном, очевидных у многих вдохновленных Гегелем марксистких мыслителей, в том, что автономия бессознательного не признается и впоследствии проникает в сознание в форме проекций, замутняющих  лежащее под ними бессознательное вдохновение[23].

С одной стороны это придает данным идеологиям волнующий псевдо-религиозный эффект, но с другой искажает его личными обидами, ошибками и ограничениями[24].  Такого помутнения бессознательного вдохновения можно избежать только через критическую дискриминацию и отказ  от каких либо прав на духовную силу, т.е. через осторожное оберегание “малого огонька” эго-сознания. Юнг никогда не уставал подчеркивать важность этого маленького света, и в действительности он даже находил в этом высший смысл нашего существования[25].

  Как бы то ни было, сознательное эго в человеке является неизмеримой тайной, не важно насколько  знакомым и субъективным оно может казаться нам.  Оно похоже на комплекс –т.е. на психическое ядро чувственно-окрашенной идеи – с которым в юности связывается чувство идентичности, и которое в старости становится все более и более обособленным. Мы никогда не можем видеть нашего эго непосредственно, а  в лучшем случае через его преломлении в бессознательном. Оно поднимается из глубин каждое утро и отражает для нас внешний мир во внутренних образах[26].

Оно является центром и субъектом все сознательны персональных актов и всех волевых попыток и достижений адаптации. Оно по видимости обладает кватернерной структурой[27], т.к. когда впоследствии Юнг изучал пути, посредством которых индивидуум адаптирует свое окружение с “маленьким огоньком” эго, он открыл что эти способы адаптации можно разделить на четыре базовые формы психической активности или психологических функций[28]:

1) Ощущающая функция, осознанно регистрирующая внутренние и внешние факты, иррациональная

2) Мыслительная функция, посредством которой наше сознательное эго устанавливает рациональный ( как правило причинно-следственный) логический порядок  между объектами

3) Чувствующая функция, которая рационально устанавливает или “выбирает” иерархию ценностей (это более приятно, более важно и т.д) ; и

4) Интуитивную функцию, которая подобно ощущению является иррациональной которая является родом перцепции посредствомбессознательного и  которая,по видимости сконцентрирована главным сконцентрирована  на актуальных будущих возможностях(Интуиция не идентична фантазии[29], которую Юнг рассматривает как человеческую способность отдельную от функций, подобно воле[30].)

Четыре функции дают  для эго базовую  ориентацию в хаосе явлений[31].  “Ощущение(в смысле восприятия) говорит нам, что нечто существует, мышление  говорит  о том чем это является, чувство говорит насколько это является приятным или неприятным для нас; а интуиция говорит откуда оно приходит и куда уходит.”[32]

 

Каждое человеческое существо в ходе своего развития культивирует и дифференцирет одну функцию более чем другие  и склонно опираться главным образом на эту функцию для своей адаптации. Очень часто вторая и даже третья функция также являются развитыми( на приведенной выше диаграмме, две функции справа и слева от главной),

Однако четвертая (та что стоит напротив главной функции на диаграмме) почти всегда остается преимущественно бессознательной . По этой причине  Юнг назвал ее подчиненной функцией[33]. Здесь свет эго сознания превращается в сумерки. Наши попытки адаптироваться посредством четвертой функции являются по большей части неконтролиремыми и часто находятся под влиянием бессознательной персоны.

 Поэтому если наши религиозные ценности и центральные религиозные идеи исчезают из области сознательного, они, так сказать скатываются в презренный и потайной уголок подчиненной функции, и именно там должны быть вновь открыты. Первый раз Юнг осознанно обратился к проблеме смерти Бога в своей работе о психологических типах, и в особенности в своей интерпретации Прометея Карла Сплиттера. Прометей связан возвращением забытого сокровища, драгоценного камня или “нового бога” упавшего в область бессознательного. Это сокровище таится в самой презренной сфере души, в самом отвратительном человеке на языке Ницше.

 Сокровище всегда появляется в самом неожиданном месте, что символизируется рождением Христа в хлеву.

В следствии того, что его психологическое значение не было понято, этот аспект мифа о потерянном богочеловеке, который захватил Юнга и которым он жил-курьезным образом возвращается в современной культуре в форме внешних проекций . Так Карл Маркс к примеру, искал потерянную душу  и восстановление истинного человека в угнетенном элементе общества, рабочем классе[34]. Другие ищут спасения через помощь т.н. “неразвитым странам”;лишь некоторые, по-видимому,  понимают что важно в первую очередь заботиться о неразвитых  регионах собственной души, где собирается невидимое зло  и откуда оно поднимается разрушая наши самые благонамеренные идеалистические усилия.

  

В своих описаниях 4-х функций сознания Юнг наткнулся на кватернерню модель, которая имеет особенное значение, т.к. позднее он открыл, что атомное  ядро бессознательного также, как правило, манифестируется  в виде  кватернерной структуры.  Две части личности, свет штормового фонаря эго и  центр бессознательного, относятся друг к другу, по-видимому как  образ и отражение. Оба содержат свет и тьму т.к., даже хотя знакомое нам эго кажется светлым для нас,понятным и простым, оно тем не менее содержит таинственную  темноту и хотя бессознательное является нам как  огромная тень, оно тем не менее содержит сокрытый свет так как производит среди прочего свет вдохновения. В своих поздних работах[35] Юнг говорит, поэтому, что эго  можно определить как “относительно постоянную персонификацию самого бессознательного”,  или как Шопенгауровское зеркало в котором бессознательное видит свое лицо.  “Все миры, которые когда-либо существовали до человека, были физически здесь. Но они были еще безымянными явлениями, не имеющими определенной действительности, т.к. тогда еще  не существовало той минимальной концентрации психического фактора, которая могла бы произнести слово которое бы перевесило все творение :это мир, а это я!. Это было первое утро мира когда зарождающийся сознательный комплекс, эго, cын темноты осознанно раскололся на субъект и объект и тем самым придал себе и миру определенное существование”[36]

Ближе к концу жизни Юнгу приснился сон, в котором его осознанное эго являлось отражением или проекцией большого внутреннего центра, как будто бы номеру 2, бессознательной персональности приснилась или привиделась осознанная жизнь номера 1. Кажется как будто бы свет Номера 2 являющийся темнотой внутри и свет бессознательного Номера 2 являющицся темнотой во внешнем мире, образут вместе странное двучастное единство, в котором одно не может существовать без другого[37], и эго-сознание является столь сущностной частью этой тотальности что во многих мифах и религиях, оно выступает как сам богообраз, как pars pro toto. ( часть вместо целого).  В индийской философии, к примеру, отождествление Бога и эго “рассматривалось как самоочевидное. В природе индийского ума было познание миротворящей сущности человеческого сознания”[38]

Когда молодой Юнг решил направить все свои силы на сохранение “внутреннего света”, который он нес во сне в виде ..,он принял еще одно решение, которое также отделяет его от обычных молодых людей. Большинство людей, когда –под внутренним давлением или давлением окружения –принимают решение повзрослеть и оставить романтические грезы юности позади, приняв битву жизни за маленький огонек эго, забывают и подавляют свое бессознательное[39].

Юнг, однако, принимает осознанное решение не отказываться Номера 2 и не признать  “что он не существует. Это исказило бы мое "я" и, более

того,  лишило бы меня возможности объяснить происхождение сновидений. "Номер

2", несомненно, был каким-то  образом связан с возникновением  сновидений, я

был готов даже принять  его за тот самый Высший разум, который внушал их…который  на деле был призраком, названным мной "духом тьмы"[40]

Единственная выделяющаяся черта моего "духа" - его связь с прошлым, его

протяженность во  времени или,  вернее, его временная  безграничность.[41]

Номер 2, т.о. олицетворяет также коллективный Дух времени работающего в человеческом бессознательном и открывающегося на протяжении веков истории человеческого разума”[42].

Контрастные и взаимногармоничные эго-сознание и бессознательное, два зазеркалья между которыми Юнг искал срединный путь, могли быть прочвствованы при личной встрече с ним.  Его живые темные глаза  приветливо и заинтересованно задерживались на посетителе, затем отстпали, как будто он смотрел в более темный фон и искал ответ там. Несмотря на его природн скромность, человек чувствовал себя погруженным в магическую атмосферу, внезапно сталкиваясь с той таинственной силой, в чьей власти человеческая судьба, и откуда берется смысл или бессмыслие его собственной жизни. Редкий посетитель покидал его кабинет, не затронутый бессознательным и таким образом ответственным, за то чтобы со всей серьезностью ответить на вызов Номера 2, который несет наше эго сознание меняет его и наделяет его глубоким смыслом.

  



[1] Воспоминания. Сновидения. Размышления.

[2] Игра и контригра между персональностями Номера 1 и Номера 2, которая продолжалась всю мою жизнь, не имела ничего общего с “расщеплением” или диссоциацией в обычном медицинском смысле. Напротив она была полностью индивидуальна.” “Она находится над всеми религиями, обращащимися к Номеру 2, т.е. ко внутреннему человеку.

[3] Там же.

[4] Там же

[5] Там же

[6] Имеется ввиду драма, а не характер Фауста.

[7] Там же

[8] К примеру сестры Бронте или Роберт Льюс Стивенсон. См. Barbara Hannah, Striving towards Wholeness.

 

[9] См. Мария Луиза фон Франс, Puer Aeternus. Интересный обзор проблемы можно найти также в новелле  Бруно Гетца Das Reich ohne Raum.См. также James Hillman, "Senex and Puer," Eranos-Jahrbuch

 

[10] Воспоминания. Сновидения Размышления.

[11] Там же

[12] См. в этой связи Г. Вер . К.Г. Юнг

[13] Ответ Иову.

[14] Воспоминания.

[15] К.Юнг “О природе психе”. Слово “Душа” Юнг в последствии будет использовать для обозначения Номера 2.

[16] Так Говорил Заратустра.

[17] Cf. Jung, "Picasso," CW 15, par. 214.

 
 

[19] Jung, "The Transcendent Function," CW 8, par. 162.

[20] Философия, подобная гегелевской, является самооткровением психических предпосылок, а в философским смысле — спекуляцией.

[21] Воспоминания. Сновидения. Размышления.

[22] Там же. В случае Гегеля: идея что истинное Я может быть постигнуто абстрактным мышлением. Cf. F. Философия выражает абсолютный дух (т.е. божественную первопричину мира) в субъективно-объективной форме. Ueberweg, p. 85.

[23] Я постаралась продемонстрировать это в моем эссе "Der kosmische

Mensch als Zielbikl des Individuationsprozess," Evolution, pp. 94ff.

 

[24] Для Гегеля неосознанное автономное бессознательное явилось в проекции как историческое развитие. The Unconscious

before Freud.

[25] Воспоминания. Сновидения. Размышления.

[26] Юнг. Психология Восточной Медитации.

[27] См. Юнг “Айон”. Эго по Юнгу сиждется на соматической и психической базе. Первая манифестируется в форме эндосоматических стимулов, часть из которых переступают порог сознания  и становятся восприятиями, т.е. психическим и связываются с эго, а часть остается за порогом. Психическая база состоит  с одной стороны из тотальной области сознательного, и из суммы тотальных бессознательных содержаний или внутренних процессов, с другой. “Оно кажется возникает в первую очередь из столкновения между соматическим фактором и окружающей средой, и однажды установленное, как субъект, продолжает развиваться от дальнейших столкновений между внешним миром и внутренним”.-параграф 6. Таким образом дифференциация между субъектом и объектом, между  внутренним и внешним постепенно получает место.Этот вклад Юнга в психологию сознательного, здесь очень  представленный, почти не получил признания в широкой области философско-академической психологии, т.к. он сконцентрирован на описании эго-сознания, которое не может быть понято без опыта своего зазеркалья, бессознательного.Академическая психология как правило пытается описывать сознательное с точки зрения сознательного субъекта, хотя и не моет ссылаться на архимедовскую точку опоры снаружи мыслящего эго. См., к примеру, Detlev von Uslar, Der Traum alsWelt, о сложностях понимания сознательного без эмпирического познания сновидений.

[28] См. Психологические типы. Определения.

[29] Фантазия может найти выражение в  мышлении, чувстве, интуиции и перцепции и является по всей видимости поэтому  способностью sui generis, глубоко укорененной в бессознательном.

[30] Под волей Юнг понимал сумму или квантум психической энергии, ответственной за эго-сознание.

[31] В Психологических типах Юнг пишет:

С самых ранних времен совершались попытки классифицировать индивидуумов согласно типам, и таким образом привнести порядок в хаос. Старейшие попытки из известных нам были сделаны восточными астрологами…”(Психологическая типология античности, а именно разделение на четыре темперамента также тесно связана с еще более древними космологическими идеями)

[32] Карл Юнг “Приближение к бессознательному”,Человек и его символы. См. также Jacobi, The Psychology of C. G. Jung.

[33] Это не означает что, к примеру, нормальный мыслительный тип является бесчуственным, а чувствующий тип глупым, но скорее что четвертая функция в каждом случае будет примитивной, спонтанно произвольной,  настойчивой, недисциплинированной и архаичной. Более того, оно ведет себя в некотором роде противоположно психической установке, что означает, что чувство интроверного мыслительного типа является экстравертным, направленным на объект, в то время как ощущение экстравертного интуитивного типа будет интровертным и т.д. Проблеме придает оттенок фатальности, тот факт, что противоположные типы или притягиваются, в форме восхищенной привязанности (они часто женяться), или, что более часто терпеть друг-друга не могут. Интроверт находит экстраверта поверхностным, в то время как последний видит в интроверте наивного мечтателя. Мыслительный тип считает чувственный тип глупым и сентиментальным, последний видит в мыслительном типе “холодного интеллектуала”. Для ощущающего типа, интуитивный является оторванном от реальности, в то время как последний видит в ощущающем типе “Плоское, бездуховное, сухопутное существо”. Пища для одного – яд для другого. Судя по моему практическому опыту, заслуга юнгианской типологии, даже сегодня, заключается в том, для чего он изначально создавал ее –в установлении взаимного понимания между индивидуумми, среди различных школ и движений. В Психологических Типах Юнг поэтому  приводит множество примеров из истории культуры(битва за Последний Ужин в средние века, Шиллера против Гете и т.д.) пытаясь проиллюстрировать, как типы взаимодействуют в целом.

[34] Cf. Robert Tucker, Philosophy and Myth in Karl Marx, pp. 151ff.

[35] Мистерия Объединения

[36] Там же

[37] Это особенно ясно видно в случае тяжелых психических заболеваний, когда маленький штормовой фонарь эго теряется или гаснет. Манифестации бессознательного тогда превращаются в бессмысленные движения туда и сда, без всякой цели.

[38] Мистерия Объединения

[39] В своей работе я назвала это “падением Икара” puer aeternus, когда романтический юношь внезапно становится циничным реалистичным, признающим лишь силу человеком. После хиппи приходят скинхеды!

 [40] Воспоминания, Сновидения, Размышления.

[41] Там же

[42] Там же.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики