MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Вторник, 07 мая 2013 14:26

Мария Луиза Фон Франц Сновидения Глава 2 Юнг и его сновидения.

Мария Луиза Фон Франц

Сновидения

Глава 2

Юнг и его сновидения.

(Перевод на английский выполнен Эммануэлем Ипполитом Кеннеди и Верноном Бруксом).

Юнг, как он пишет в своих мемуарах, был "очень добросовестным" сновидцем. За всю свою жизнь он получил впечатляющий опыт созерцания снов - ему выпало увидеть сновидения исполненные глубочайшего символического смысла, к каждому из которых он относился с большим вниманием. Ближе к концу жизни Юнг принял решение сделать некоторые из них известными широкой общественности, поскольку они имели непосредственное отношение к его исследовательской деятельности. Сновидения были для Юнга источником всего, что он сделал и написал, сновидения представляли квинтессенцию его жизни. "В конце концов" - говорил Юнг - "единственные достойные упоминания события в моей жизни - это те, в которых непреходящий мир прорывался в наш - преходящий. Поэтому я главным образом говорю о внутренних переживаниях, к которым также отношу мои сны и видения. Эти формы - исходный материал моей научной работы. Они были магмой, из которой постепенно выкристаллизовался камень".

Одним из самых ранних сновидений, которое мог вспомнить Юнг относилось к третьему году его жизни - оно иллюстрирует базовую структуру его дальнейшей жизни, рисует в форме наброска его судьбу. Вот, что он видел: "Вблизи замка Лауфен особняком стоял дом священника, рядом тянулся большой луг, начинавшийся у фермы церковного сторожа. Во сне я очутился на этом лугу и внезапно увидел темную прямоугольную, выложенную изнутри камнями яму. Никогда прежде я не видел ничего подобного. Подбежав, я с любопытством заглянул вниз и увидел каменные ступени. Дрожа от страха я все же туда спустился. В самом низу, за зеленым занавесом, находился вход с круглой аркой. Занавес был большой и тяжелый, ручной работы, похожий на парчовый и выглядевший очень богато. Любопытство толкнуло меня узнать, что за ним: я

отодвинул занавес и увидел в тусклом свете прямоугольную палату метров в десять длиной с каменным сводчатым потолком. Пол тоже был выложен каменными плитами, а в центре его лежал красный ковер. Там на возвышении стоял богато изукрашенный золотой трон. Я не уверен, но на сиденье, кажется, лежала красная подушка. Это был сказочный королевский трон. На нем что-то стояло, что я поначалу принял за ствол дерева (около 4 - 5 метров высотой и полметра толщиной). Этот ствол доходил почти до потолка, и очень напоминал странную массу - сплав кожи и голого мяса; все венчало нечто вроде головы без лица и волос, на макушке которой располагался один глаз, устремленный неподвижно вверх. Помещение довольно хорошо освещалась, хотя там не было ни окон, ни другого видимого источника света. От головы же полукругом исходило яркое свечение. То, что стояло на троне, не двигалось, но у меня возникло чувство, что оно в любой момент может соскользнуть и, как червяк, подползти ко мне. Я застыл в ужасе. В этот момент снаружи сверху послышался голос моей матери. Она воскликнула: "Взгляни, это же людоед!" Ее слова лишь усилили мой ужас, и я проснулся в поту перепуганный до смерти". Это был фаллос. Термин "фаллос" имеет греческое происхождение, он применяется для обозначения мужского детородного органа и также имеет этимологическое отношение к слову "phalos", что означает "ярко светящий" - это можно сравнить с "сияющей аурой" в сновидении. Как пишет Юнг в своих мемуарах: "образ из сна, похоже, был подземным богом, имя которого "упоминать" не следует, противоположностью его являлся "любящий Бог христиан", которого Юнг будучи ребёнком представлял сидящим на троне в небесах. "Кто тогда говорил со мной? Кто посвящал меня в проблемы, далеко превосходившие мое разумение? Кто совместил малое и великое и заложил основу тому, что станет главной страстью второй половины моей жизни? Кто же еще, кроме далекого гостя, явившегося оттуда, из области, где сходятся высокое и низкое? Я знаю, что всякий, инстинктивно уходящий от правды в таких вопросах, будет разглагольствовать о "людоеде", "случайности" и "ретроспективной интерпретации" - разглагольствовать для того, чтобы закрыть нечто, неприятно

тревожное, нечто, что может нарушить привычную картину детского неведения. Да, эти добродушные, деловитые, здравомыслящие люди всегда напоминают мне тех оптимистичных головастиков, которые в солнечный день плещутся в луже, на самом мелком месте, собравшись вместе и дружелюбно помахивая своими хвостиками. Они суетятся совершенно не осознавая, что на следующее утро лужа высохнет и все для них кончится. Из истории религий хорошо известно, что "фаллос" является широко распространённым образом Бога вечно пребывающего в состоянии трансформации, самообновления в то же время глубоко "похороненного" в нижних пластах бессознательного, ждущего воскрешения. Фаллос символизирует творческие энергии психе. Всю жизнь Юнга направлял тот самый гений, что воплощает в себе созидательный дух Эроса символизируемый фаллосом. Все наиболее значительные идеи и открытия Юнга так или иначе касались проблем богообраза и опыта переживания божественного, на котором базируется любая религиозная культура. Когда основополагающие религиозные идеалы утрачивают свою творческую активность в психике, как выразился историк Арнольд Тойнби, культура обречена на распад.

Юнг в работе с собственными сновидениями обычно не стремился немедленно составить ясное всеобъемлющее представление о каждом из них, вместо этого он старался прожить их внутренне взаимодействуя с каждым образом сновидения. Юнг обогащал идеи своих сновидений через внешний опыт, прочитанное в книгах постоянно разрабатывая их как концепты. Таким образом через пятьдесят лет после того детского сна читая о мотивах каннибализма, лежащих в основе мессы, он открыл для себя новый аспект мистического образа этого сновидения. Позднее в своих работах посвящённых интерпретации сновидений Юнг назвал процесс расширения контекста образов сновидения за счёт поиска сходных мотивов в "коллективном бессознательном" амплификацией, что фактически означает: обогащение сновидений путём привлечения спонтанно возникших идей и связанных с ними понятий.

В первые школьные годы Юнг приходит к осознанию своей раздвоенности - он обнаружил, что его психика вмещает в себя две личности. Первая, которую он называл "номер 1", являлась нормальным учеником, сыном своих родителей, "менее умным, внимательным, трудолюбивым, чем многие другие дети моего возраста". "Другой, напротив, был взрослый - даже старый - скептический, недоверчивый. Удалившись от людей, он был близок природе, земле, солнцу, луне; ему ведомы были все живые существа, но более всего - ночная жизнь и сны. Иными словами все, в чем находил он "живого Бога". "Номер 2" - это то, что во многих религиях называют "внутренним человеком", с которым говорит Бог. В современной психологии глубин он рассматривается как персонификация бессознательного, в котором каждый из нас пребывает. "Номер 2" является олицетворением всего неизвестного в нашей душе. Мы даже не можем сказать где он начинается и где заканчивается. Наши сновидения формируются в области бессознательного. В противоположность остальным школам психоанализа юнгианский анализ не подразумевал возможность "объяснения" содержаний бессознательного, их редукции к каким бы то ни было научным или религиозным концептам. Юнг всегда стремился сохранить глубину образов бессознательного проникнутых духом жизни.

Сновидения, которые мы видим - свидетельство существования высшего разума. "Будто дыхание огромных миров и бескрайних пространств коснулось меня, будто невидимый дух витал в моей комнате - дух кого-то, кого давно нет, но кто будет всегда, кто существует вне времени. В этом было нечто

потустороннее". Мы все близки к "этим мирам" в детстве, но большинство из нас забывает об этом становясь старше. Юнг на протяжении всей жизни нёс воспоминания о своих детских сновидениях, хотя и вынужден был несколько дистанцироваться от них, чтоб не впасть в мечты детства. Он боялся утратить связь с "высшим разумом", который являлся творцом его сновидений. Юнг подозревал, что его "номер 2" является чем-то вроде "духа времени", который отражает исторические проблемы эпохи. Он говорил: "Хотя каждый из нас живет своей собственной жизнью, но все мы в

первую очередь являемся представителями, жертвами и противниками того коллективного бессознательного, чьи истоки теряются в глубине веков. Можно всю жизнь думать, что следуешь собственным желаниям, так никогда и не осознав, что в большинстве своем мы лишь статисты в этом мире, на этой сцене". Таким образом часть нашего существа живёт в историческом времени. Она несёт с собой впечатляющие сновидения, которые отражают проблемы времени. Поскольку для Юнга сны являлись неким сообщением исходящим из области недоступной нашему разумению, которая всегда была, есть и будет, ему не представлялось возможным создать какую бы то ни было интеллектуальную теорию сновидений - ведь каждый сон открывает перед нами непостигнутые глубины смыслов. Хотя Юнг за свою жизнь в контексте психотерапевтической практики ознакомился со многими тысячами сновидений, эта область всегда сохраняла для него очарование тайны. Как и для каждого, сложнее всего Юнгу было интерпретировать собственные сновидения.

Однажды приложив значительные усилия интерпретируя один из моих снов Юнг улыбнулся, вытер пот со лба и воскликнул: "Вам крупно повезло. А у меня нет собственного "Юнга", который бы раскрыл мне смысл моих сновидений". Метод интерпретации сновидений Юнга значительно отличался от используемого Фрейдом. В тот период, когда они работали вместе, каждый рассказывал другому свои сны, и в один момент, когда Юнг увидел один очень значительный сон, ему стало ясно, что он не может принять многих теоретических оснований Фрейда. В своём сновидении Юнг спускался по лестнице в подвальные помещения принадлежащего ему дома. На одном из нижних этажей он обнаружил археологические артефакты. Спустившись ещё ниже он увидел могилу, в которой лежали два человеческих черепа и куски разбитой керамической посуды. Этот сон фактически явился метафорой его дальнейшего развития: исследуя бессознательное он спускался вниз минуя один пласт за другим чтоб достигнуть самих глубин души. Фрейд, однако, предпочёл персоналистическую интерпретацию - его заинтересовали лишь черепа. Он предположил, что Юнга преследует бессознательное желание чьей-то смерти. Тогда Юнг чувствуя, что Фрейд не смог бы понять его верно, решил ввести последнего в заблуждение.

Это говорит о том, какую огромную роль в интерпретации сновидений могут играть межличностные взаимоотношения. Юнг неожиданно почувствовал, что этот сон - воплощает всю его жизнь, и он должен защитить его от любой научной теории. Именно по этой причине Юнг никогда не представлял свои интерпретации сновидений как единственно верные оставляя за анализандом возможность свободного выбора. Если в процессе интерпретации было сделано неверное предположение и как следствие пациент не ощущал живого отклика, Юнг старался скорректировать неточность. Таким образом его подход к интерпретации сновидений представлял собой живой диалог между двумя равноправными партнёрами.

Сновидения творческих людей, как правило, сложнее всего интерпретировать, поскольку они зачастую носят "инспирирующий" характер и содержат новые идеи абсолютно неизвестные эго сновидца. По этой же причине Юнг испытывал серьёзные затруднения рассматривая собственные сновидения, которые несли зачатки будущих открытий, научных концептов - их ещё только предстояло оформить на сознательном уровне. Однажды Юнг сказал: "в течении целого дня меня посещают интересные мысли, необычные идеи, но с большим вниманием я отношусь к тем, на которые указывают мне сновидения". Хотя Юнг и не питал иллюзий на тот счёт, что другие могли понять смысл его сновидений, он, тем не менее, часто рассказывал им свои сны в мельчайших деталях - иногда один наивный вопрос слушателя мог раскрыть ему посыл всего сновидения. Очень сложно порой бывает понять смысл сновидения, что имеет "провидческий" характер - зачастую его осознание приходит только в ретроспективе. Довольно часто сны указывают нам на некоторые события, которые могут произойти в будущем. Среди жителей древней Греции, Рима а также в Европе в средние века сновидения рассматривались исключительно в прогностическом смысле, как будто они имели отношение только к будущему. В дополнение к так называемой казуальной интерпретации Фрейда, в ходе которой каждый образ сновидения рассматривался как намёк на проблемы сновидца уходящие корнями в детство, Юнг прибегал также и финалистической интерпретации, через призму которой мы можем увидеть основные тенденции бессознательной жизни, определить вектор дальнейшего развития индивида. Бодрствующее сознание зачастую воспринимает появление многих идей, побуждений как чистую случайность, в то время как возникновение любой подобной детерминанты в действительности имеет длительную историю в бессознательном. Кроме того отдельные сновидения иллюстрируют события, которые должны произойти в будущем, но часто понять это бывает крайне сложно. "Если духу сновидений известно так много, почему бы ему не передать нам знание в более доступной форме? Почему он изъясняется используя бессмысленные на первый взгляд мозаичные образы, расшифровать которые представляет огромную сложность? Это причина, по которой многие люди считают сны чем-то абсолютно незначительным и говорят: "сновидения подобны мыльным пузырям". Юнг считал, что бессознательное использует язык образов по той причине, что сознание оказывет на него в некотором смысле "нивелирующий" эффект. "Иллюминирующий" эффект образов бессознательного подобен пламени свечи, свет которой блекнет, стоит только включить электрическую лампу эго-сознания. Поэтому рассматривая сновидение стоит закрыть глаза, чтобы позволить интуиции и чувству проявить себя не забывая и о чувстве юмора, поскольку дух сновидений склонен к иронии. Другая сложность интерпретации заключается в том, что сновидение будто бы ставит "препятствие" на пути анализа. Юнг понимал сновидения в первую очередь как внутреннюю драму, актёрами в которой выступают различные части души сновидца. К примеру, если во сне меня преследует бешеный бык, можно сказать, что здесь речь идёт об аффекте, который я не осознаю. Юнг называл это интерпретацией на субъективном уровне, поскольку символы сновидения в данном случае имеют отношение лишь к субъекту. Но сновидения также могут нести нам определённую информацию о внешнем мире, мире объектов, когда касаются знакомых сновидцу людей и внешних событий. В практике Юнга был один случай, когда у него возникли сомнения по поводу того подхода, что он применял в ходе анализа одной пациентки. Тогда во сне Юнг увидел эту женщину стоящей за балюстрадой на крыше высокой башни. Она смотрела на него сверху вниз возвышаясь в лучах полуденного солнца. Ему пришлось задрать голову, чтоб увидеть её отчётливо. Он сказал себе: "если я должен смотреть на пациентку таким образом, вероятно, ранее я смотрел на неё сверху вниз". Когда Юнг рассказал ей свой сон, контакт был налажен, и аналитический процесс стремительно двинулся вперёд. Эту функцию сновидений Юнг называл компенсаторной, в том смысле, что благодаря ей достигается равновесие между сознательной и бессознательной позицией. Когда сновидения Юнга представляли какую-то информацию о людях из его ближнего окружения, он без колебаний относил эти сведения на их счёт. Своим пациентам в таких вопросах он оставлял свободу выбора. События, происходящие в более отдалённых местах, не имеющие, казалось бы, к нам прямого отношения, также порой вызывают резонанс в наших сновидениях. В октябре 1913 во время путешествия в поезде Юнг внезапно был захвачен подавляющим видением, которое он описал в "Воспоминаниях, сновидениях и размышлениях": "чудовищный поток, накрывший все северные земли. Он простирался от Англии до России, от Северного моря до подножий Альп. Когда же он приблизился к Швейцарии, я увидел, что горы растут, становятся все выше и выше, как бы защищая от него нашу страну. Передо мной развернулась картина ужасной катастрофы: я видел могучие желтые волны, несущие какие-то обломки и бесчисленнее трупы, потом это море превратилось в кровь". Вскоре после этого весной и ранним летом 1914 года Юнг трижды видел один и тот же сон:"в разгар лета вдруг наступает арктический холод и вся земля покрывается льдом. Я видел замерзшую и совершенно обезлюдевшую Лотарингию с ее каналами, заледеневшие реки и озера, закоченевшие и погибшие растения". Однако в третий раз сон заканчивался так:"Перед моими глазами возникло дерево, цветущее, но бесплодное. ("Мое древо жизни", - подумал я.) И вот на морозе его листья вдруг превратились в сладкий виноград, исполненный целительного сока. Я нарвал ягод и отдал их каким-то людям, которые, похоже, ожидали этого". Поначалу Юнг попытался интерпретировать это сновидение на субъективном уровне, у него возникли опасение, что оно является предвестником психоза, поскольку психозы, как известно, в сновидениях часто являются в форме мировых войн, катастроф вселенского масштаба. Можно представить, какие мучения он испытывал долгое время после этого! В августе 1914 года началась Первая Мировая война - теперь Юнг знал, о чём предуждало его видение. Во время войны он продолжал неустанно работать. На самом деле это был опыт, что делал его похожим на знахаря первобытного племени, которым часто являются видения - они несут информацию о событиях в будущем. На сегодняшний день в лесах полуострова Лабрадор ещё существуют племена индейцев Наскапи, которые не имеют племенной религии. Они верят, что каждого из них направляет "великий человек в сердце", который представляет бессмертное ядро души. Именно он посылает им сновидения. Религия для Наскапи означает всего лишь внимательное отношение к ним. Индейцы пытаются постигнуть смысл сновидений через изобразительное искусство и пение. Другие племена имеют жрецов, которые проводят ритуалы основывающиеся на их сновидениях. По этой причине среди первобытных народов принято обсуждать сновидения. Их внимание в первую очередь привлекают так называемые "большие сновидения", в которых присутствуют глубокие религиозные, мифологические мотивы, космические энергии, бог, духи и т.д. Другие "маленькие сновидения", в которых отражаются определённые аспекты личности сновидца, во внимание не идут. Юнг также проводил разделение бессознательного на два уровня - "личное бессознательное", которое содержит индивидуальные воспоминания, комплексы, подавленные содержания и "коллективное бессознательное", с которым связаны базовые детерминанты психики присущие абсолютно всем. Они находят выражение в коллективных чувствах, фантазиях, представлениях. "Большое сновидение", которое Юнг также называл "архетипическим", берёт своё начало отсюда. Под архетипом Юнг подразумевал врождённый психический паттерн, определённую психологическую предрасположенность присущую всему человеческому роду.

С точки зрения Юнга большие сновидения являются чем-то вроде субстрата, на котором базируется каждая религия. Сны играют огромную роль в Ветхом Завете. В Средние века церковь признавала, что некоторые сны могут быть посланы Богом, но допускала только те, что не имели расхождений с её учением подвергая таким образом сновидения определённой "цензуре". На этот счёт Юнг говорил: "каждый, кто считает себя вправе судить о таких вещах бессознательно ставит себя в позицию arbiter mundi (судьи мира). Что касается меня, я предпочитаю оставить при себе драгоценный дар сомнения - не нарушать девственности вещей выходящих за пределы нашего разумения". Под этими "вещами запредельными нашему пониманию" Юнг подразумевает творящий сновидения таинственный мир бессознательного, глубины мы никогда не сможем по-настоящему понять. Юнг записывал все свои сны в специально отведённую для этого книгу сопровождая их иллюстрациями. Он рекомендовал своим друзьям и пациентам делать то же самое. Юнг воспринимал сновидение как кристалл, вращая который мы можем наблюдать все его грани. Когда Юнгу удавалось понять смысл сна, он незамедлительно следовал его посылу. К примеру, в свои молодые годы он в компании друга отправился в велосипедный тур по Италии. Во время поездки во сне он беседовал с мудрым старцем, из разговора с которым Юнг понял, что должен немедленно заняться изучением мифологических текстов. Несмотря на то, что изначально он планировал провести в Италии всего несколько дней, Юнг первым же поездом вернулся домой, чем сильно разозлил своего компаньона - настолько серьёзно он относился к своим сновидениям.

Компенсирующая функция сновидений оказывает также влияние и на людей не склонных уделять им особенного внимания, но прикладывая сознательное усилие к постижению смысла снов мы в значительной мере потенцируем их эффект - поэтому Юнг считал анализ одним из лучших методов разрешения психологических проблем и внутренней дезориентации. Кроме того, сновидения ведут нас к обретению целостности направляя процесс индивидуации.

Когда мы отдаём должное своим сновидениям, в игру вступает саморегулирующий аспект бесознательного. Он компенсирует односторонность сознательной установки, делая её более полной и гибкой ради достижения оптимального её функционирования. Ключевые этапы человеческой жизни стоящие на пути формирования его личности такие как половое созревание, брак, вступление в возраст зрелости, подготовка к переходу в мир иной - всё это знаменуется сновидениями особого рода. Интересно, что люди незадолго до смерти видят сны, в которых сама смерть не представлена как конец существования, сновидения иллюстрируют переход жизни человека в иное качество - это может быть далёкое путешествие, переселение в другую квартиру, объединение давно умерших людей.

Сны творческих людей имеют особенное значение. Из истории науки нам известно, что многие великие открытия были инспирированы сновидениями. Русский химик Дмитрий Менделеев, который явился открывателем периодической системы химических элементов, одним вечером раскладывал карты в зависимости от числового значения как в игре в пасьянс. В эту ночь ему приснилось, что система элементов, над которой он работал в целом верна, но он должен повернуть её на 180 градусов. На следущий же день он поступил таким образом, и расположение элементов приняло правильный порядок. Хорошо известно, что поэты и художники часто используют сновидения как источник вдохновения. Роберт Луис Стивенсон, к примеру, взял основную тему своего романа "Доктор Джекил и Хайд" из одного сна. В случае Юнга можно было бы утверждать, что вся его работа представляла собой скрупулёзный учёт и наблюдение за образами сновидений. Прежде чем прийти к изучению алхимии во снах Юнг неоднократно обнаруживал пристройку, дополнительное крыло своего дома. Когда он решил исследовать это крыло, там Юнг обнаружил огромную библиотеку, которую составляли огромные тома шестнадцатого-семнадцатого века. Книги содержали странные символы. Прочитать их было невозможно. Примерно в то же время книготорговец прислал ему книгу, в которой он обнаружил точно такие же символы, что видел во сне. Юнг понял, какую фундаментальную значимость имеет символизм. Такое смысловое совпадение событий внешнего и внутреннего плана не имеющих казуальной взаимосвязи он называл "синхронией". Если вы наблюдаете свои сновидения регулярно, то можете убедиться, что "совпадения" такого рода происходят относительно часто. На этом пути мы лицом к лицу встречаются с ещё одной неразгаданной тайной - это взаимоотношения психики и материи, психологии глубин и квантовой физики.

Юнг считал, что посредством сновидений, фантазий, активного воображения он получал информацию, которая касалась не только его лично, но также и многих других. Он понимал, насколько важно иметь непосредственный опыт проживания бессознательного, чтоб обладать возможностью помогать другим решать проблемы психологического характера. Однажды Юнг сказал: "Я посвятил свою жизнь служению душе. Это было моей радостью равно как и моим проклятьем. Я осознавал, что для меня это был единственно возможный путь, единственный возможный способ прожить свою жизнь более полно". За своё "служение душе", которому он посвятил себя как рыцарь своей возлюбленной, он был щедро вознаграждён - Юнг прожил крайне насыщенную внутреннюю жизнь и за несколько дней до смерти он увидел сон, его он успел рассказать близким: на высоком холме стоял камень мудрых, на котором были выгравированы слова: "да будет это знаком твоей полноты и единства".

Пер. Иван Корытов

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики