IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Вторник, 07 мая 2013 14:35

Барбара Ханна Внутреннее путешествие: Лекции и эссе по психологии Юнга Глава 2 Активное воображение

Барбара Ханах

Внутреннее путешествие: Лекции и эссе по психологии Юнга

Глава 2

Активное воображение

Этот доклад был прочитан в Цюрихе 25 сентября 1967 года, в рамках Серии специальных лекций образовательного центра К. Г. Юнга в Хьюстоне, штат Техас.

Часть 1

Как вы все знаете, Активное воображение, хоть и носит более эмпирический и научный характер, но ни в коем случае не является современной практикой. Можно даже сказать, что оно также старо, как все ранние попытки человечества прикоснуться к вечным силам. Как только мы пытаемся начать переговоры с такими силами, желая достигнуть соглашения с ними, мы инстинктивно обнаруживаем некоторые формы Активного воображения. Например, если вы внимательно читали Ветхий Завет с этой точки зрения, вы обнаружите, что он полон таких попыток. Я только напомню вам, один пример из множества: жизнь Иакова строилась на том, что Господь говорил ему. Правда, в случае Иакова, воля Господа часто проявлялась в снах, но далеко не всегда, и Иаков, без сомнения, унаследовал от матери Ревекки [Cинод. перевод] способность слышать эти силы, являются ли они Богом или бессознательным не имеет существенной разницы. Именно она ходила «вопрошать Господа» когда близнецы боролись в ее чреве, и на Его ответах сформировала довольно сомнительные методы отношений с престарелым мужем и сыновьями. Конечно это сомнительные методы, если судить о них с точки зрения общепринятой морали, но если учесть, что она поступала по воле Господа, они принимают совсем другой характер.

Способ решения проблемы Ревеккой, когда близнецы боролись в ее утробе, содержит нашу основную тему по Активному воображению. Она не могла понять, что с ней происходит, и, как доктор Юнг часто повторял, невыносимо, только то страдание, которое мы не понимаем. Итак, Ревекка спросила себя: «Если так будет, то для чего мне это? и пошла вопросить Господа» (Быт. 25:22 [Синод. перевод]). В сущности, эта методика точно такая же, как и наша. Когда мы испытываем что-то невыносимое, или даже когда бессмысленность самой нашей жизни становится больше, чем мы можем понять, мы обращаемся к источнику большей мудрости для того, чтобы расширить наше понимание. Тогда, в дни Иакова и Ревекки, человек был еще достаточно наивен и прост, чтобы пойти прямо к источнику знания, в случае евреев к «Господу». Они просто спрашивали, то, что желали узнать и были способны услышать ответ. Есть люди, которые все еще обладают этой наивной простотой, этой уверенностью в их невидимом собеседнике, но должна сказать, что такие люди редкость и, похоже, увы, почти исчезли. То же лежит в основе туземцев Элгони в восточной Африке. Такая простота лежит в основе мировоззрения туземцев Элгони, живущих на Востоке Африки и привыкших доверять свою судьбу видениям знахарей. Но, как они с сожалением рассказывали Юнгу в 1925 году, с тех пор как пришли англичане у них не появляются большие видений, потому что окружной комиссар знает, что они должны делать.[1]

Знаем мы это или нет, но, в эти времена рациональности, все больше и больше все мы полагаемся на «окружного комиссара» и все, что он символизирует, и таким образом забываем сверхчеловечески мудрое руководство, существующее в бессознательном, которое доктор Юнг называл «абсолютным знанием»[2] . Изначально, человечество называло такое абсолютное знание – «Бог», «Господь», «сознание Будды» и так далее.

В самые первые годы анализа, главным образом, сразу после того как пути Юнга и Фрейда разошлись, доктор Юнг прошел через «период внутренних колебаний, будто я утратил всякие ориентиры и не мог нащупать почву под ногами»[3] . В частности, он ощущал необходимость найти совершенно новый подход к своим пациентам, потому что, работая с Фрейдом, эти методы ему казались не действенными и не удовлетворительными: «Так пришло решение во всем опираться на то, что они сами говорят, не связывая себя каким-то изначальным предубеждением, - т.е. отдаться на волю случая»[4].

Позже он увидел, что очень мало что-нибудь случается «случайно», так что он действительно стал, уже тогда около 1911года, доверять себя и своих пациентов бессознательному. Таким образом, он сделал открытие, что наиболее плодотворный способ толкования снов и фантазий, состоял в том, чтобы взять их собственные факты в качестве основы для их интерпретации, так как любая теория практически только искажает и затемняет их значение.

Этот новый метод чрезвычайно хорошо работал с его пациентами, но сам Юнг все еще чувствовал, что он не нашел твердую почву нужную ему. Он должен знать и понимать больше о его собственном внутреннем мифе. Он вынужден был признать, что сам он уже не живет тем христианским мифом, в котором западный мир жил вот уже последние две тысяч лет, и что, хотя он написал длинную книгу о мифах[5] ,но он еще не знал свой собственный.

У него было несколько очень запоминающихся сновидений в то время, но он говорит, что эти сны не смогли помочь ему справится с «чувством дезориентации», ибо он не понимал их в течение многих лет. Таким образом, в то время он был вынужден искать дальше. Чаще всего это были темные и опасные шаги, но с помощью их он нашел свой собственный высоко эмпирический путь активного воображения. Ему потребовалось много лет, потому что он не был удовлетворен просто научиться видеть образы бессознательного, или даже иметь дело с ними активное участие в его фантазиях. Он не чувствовал себя в своей тарелке, пока он не сделал «самый важный шаг из всех»: нашел их «место и цель» в своей реальной жизни. Это самый важный шаг в Активном воображении, который «мы обычно пренебрегаем делать». Озарение в мифе нашего бессознательного должно быть преобразовано в этическую обязанность. Не делать этого, означает стать жертвой власти принципа, что приводит к опасным последствиям, разрушительным не только по отношению к другим, но даже к знающему[6] . «Образы из бессознательного налагают на человека огромную ответственность. Непонимание этого, равно как и уклонение от морального долга, лишает человека целостности и придает его жизни характер болезненной раздробленности»[7] .

Я думаю, что достаточно дала понять, что Активное воображение не безвредное времяпрепровождение. Это очень серьезный шаг, и никогда не следует относиться к нему легкомысленно. Правда, не каждому суждено встретиться лицом к лицу с бессознательным, так же полностью как это сделал доктор Юнг. Такое исследование – призвание, и никогда не должно предприниматься без кого-то, кто понимает.

По этой причине, я начала эту лекцию, давая вам некоторое представление о глубинах этого явления и изменений всей жизни, к которым может привести Активное воображение, никогда нет никакой гарантии, если мы встанем на этот путь, что он может вывести нас туда куда нужно. Прежде всего, такое никогда не должно проводиться без прочных отношений с кем-то, кто поймет или, по крайней мере, посочувствует, поскольку это иногда ведет в такие холодные и бесчеловечные глубины, что человеческие дружеские отношения абсолютно необходимы, чтобы препятствовать нашей полной замороженности и потерянности. Но, хотя это и важно иметь спутника, которому можно довериться, действительное Активное воображение является очень индивидуальным и даже одиночным свершением. Я, например, никогда не могла заниматься Активным воображением если кто-то находился со мной в комнате, даже если, хорошо знала их.

Существует еще одно предупреждение, которое мне бы хотелось озвучить с самого начала, потому что я встретила несколько случаев, за последнее время, к своему удивлению, обнаружив, что это вообще не известно. Речь идет о том, что никогда не следует брать образы живых людей в своём воображении.

Если же есть соблазн сделать это, то мы должны остановиться и выяснить снова, очень осторожно, мотивы всего свершения, так как велика вероятность, возвращения к старому магическому мышлению, использующее бессознательное в личных целях, а не действительно единственно верным способом: исследовать неизвестное, как можно более научно, с целью найти нашу целостность. Мы подошли к большой существенной разнице между верным и неверным использованием активного воображения.

Возникает вопрос: честно ли мы пытаемся достичь и открыть для себя нашу собственную целостность, или нечестно используем его в попытке достичь собственной цели? Последнее может быть успешной в течение некоторого времени, но рано или поздно всегда приведёт к катастрофе.

Если мы честно хотим найти собственную целостность, прожить судьбу как можно более полно, если мы действительно хотим уничтожить иллюзии из принципа и найти истину нашего собственного бытия, и как бы нам не приглянулось то, что мы нашли, то нет ничего, что может оказать большую помощь, чем Активное воображение. В конечном итоге это может привести к гораздо большей независимости, чем что-либо мне известное, освобождая нас от анализа или любой другой внешней помощи, но, в конце концов, это самая сложнейшая работа.

К сожалению, все не так просто и ясно, как было в дни Ребекки, и большинство из нас, если не все, должны кропотливо убирать слои скрытой зависимости от «окружного комиссара» и символизируемой им чисто рациональной безопасности, прежде чем мы сможем просто и доверчиво «вопросить Господа», используя этот язык, чтобы найти наш путь к абсолютному знанию в нашем бессознательном.

Ученик однажды спросил ученого раввина, почему в те времена Бог часто разговаривал непосредственно со своим народом, то почему он никогда не делает этого сейчас? Раввин, очевидно, очень мудрый человек, ответил: «Сейчас человек не может склониться достаточно низко, чтобы услышать то, что говорит Бог». Так и есть: мы должны склониться очень низко, чтобы слышать только то, что говорит Бог или бессознательное. Понимание и, по мере возможности, принятие наших собственных теней, на самом деле является непременным условием для того, чтобы слышать голос, ибо, если мы по-прежнему предаемся иллюзиям о том, кто и что мы есть, у нас нет никаких шансов быть достаточно реальными, чтобы увидеть образы бессознательного или услышать его голос. Природа и бессознательное всегда идут прямо к сути, которая, как правило, сильно отличается от наших ожиданий. Нам нужен беспристрастный разум, чтобы научиться ценить истину превыше всего, надлежащим образом запечатлевать и ценить то, что мы видим и слышим.

Поэтому я никогда не поощряла людей, работающих со мной, на активное воображение при раннем анализе, но делала все возможное, чтобы сосредоточить их внимание на их личной тени и на их Аниме и Анимусе, до тех пор пока не чувствовала, что они приобрели подлинные и достаточные знания об этих образах. Есть исключения, несколько людей, естественно одаренных в этом плане, могут пользоваться помощью Активного воображения в познании, как Тени, так и Анимуса, и могут правомерно пользоваться этим с самого начала их анализа, но таких очень немного.

Если активное воображение, кажется, вам нужным путем, и вы на самом деле достаточно уверены в вашей цели узнать больше о себе, следуйте принципу китайского человека дождя из Киаочау. Я предполагаю, что большинство из вас знают эту историю, но доктор Юнг, давший нам очень мало прямых советов, однажды сказал мне: «Никогда не проводи семинары (или лекции), без рассказа этой истории». Он слышал ее от известного синолога Ричарда Вильхельма, на одном из самых последних Рождественских собраний в клубе, за обедом, незадолго до своей смерти. Сейчас, конечно, мало кто в зале знает эту историю хорошо, и все же, тогда после того как он рассказал ее, вся атмосфера вечера изменилась, и я поняла, как никогда раньше, почему он попросил меня повторять ее столь часто.

Человек дождя

В том месте, где жил Вильгельм, случилась большая засуха; в течение нескольких месяцев не пролилось ни капли дождя и ситуация стала катастрофической. Католики устраивали процессии, протестанты устраивали молебны, а китайцы жгли благовония и стреляли из ружей, чтобы отпугнуть демонов засухи; все было безрезультатно. Наконец, китайцы сказали: "Мы приведем человека дождя". И из другой провинции пришел высохший старик. Он попросил только об одном - чтобы ему выделили тихий маленький дом В нем он и заперся на три дня. На четвертый день набежали тучи и начался сильный снегопад, хотя в это время года никакого снега не должно было быть, и снега выпало необычайно много; город был переполнен таким количеством слухов о чудесном "человеке дождя", что Вильгельм решил отправиться к этому человеку и спросить его, как он это сделал. Истинно по европейски он сказал: "Тебя называют "человеком дождя", скажи мне, пожалуйста, как ты вызвал снег?" И маленький китаец сказал: "Я не вызывал снег, в этом нет моей заслуги". "Но, что же ты делал в течение этих трех дней?" "О, это я моту объяснить. Я пришел из другой провинции, где все в порядке. Здесь порядок, нарушен, люди ведут себя не так, как того требуют небеса. Поэтому вся эта провинция не находится в Дао, и я также нахожусь не в естественном порядке вещей, поскольку пребываю в провинции, где этот порядок нарушен. Поэтому я должен был подождать три дня, пока не вернусь к Дао, после чего, естественно, пошел дождь». [8]

Значимость Активного воображения на самом деле, в том чтобы привести нас как человека дождя в гармонию с самим собой, так что вокруг нас будут случаться правильные вещи, нежели наоборот. Хотя, возможно покажется, что китайское Дао, довольно экзотично по отношению к простому повседневному опыту. Но мы можем найти его в нашем разговорном языке: «Он встал не с той стороны кровати сегодня утром», или, как говорят в Швеции, «с левой ноги». Такие фразы метко выражают психологическое состояние, если мы не находимся в гармонии с собственным бессознательным. Мы брюзжим и раздражаемся, изо дня в день, оказывая разрушительный эффект на окружающую среду, прямо противоположный эффекту, исходящему от человека дождя.

Можно видеть эти эффекты очень четко в двух противоположных действиях молитвы и черной магии. Мистики, как вы знаете, прилагали все усилия к достижению единения с Богом или, говоря по-другому, входили в себя, до тех пор, пока Эго в значительной мере заменялось Самостью. Есть очень много историй о таком эффекте, семь описано как чудеса, повлиявшие на окружающую среду. Например, как и человек дождя из Киаочау. , Св. Гертруда, бенедиктинская аббатиса, также была в состоянии влиять на погоду. Есть бесчисленные рассказы о ее возможностях, предотвращать град молитвой, прекращать слишком сильный мороз, в последний момент сохранить урожай от шторма, и так далее. Интересно то, что в записанных молитвах, она подчеркивает, что она не хочет, навязывать волю своего Эго Богу, но просто ей хотелось бы обратить его внимание на факты![9] Она пытается установить полную гармонию между собой и Богом, которая не будет прервана, независимо от Его ответов на ее молитвы.

Мы не собираемся выяснять действительно имели ли место быть эти физические или чудесные эффекты, но факт, что многие люди верят в это, что само по себе является психологическим доказательством, указывающем на глубоко укоренившиеся убеждения, что гармония с Богом или Самостью оказывает влияние на окружающую среду.

То же самое относится и к широко распространенному убеждению, что ведьмы могут вызывать бури. Они всегда подозреваются в связи с дьяволом или каким-то демоном, то есть с неупорядоченной силой. Идея состоит в том, что они вышли из себя, создали беспорядок, как и наше брюзжание, о котором мы говорили, что привело к неправильной погоде, в точности до наоборот смыслу истории о человеке дождя из Киаочау. .

В действительности ли состояние одного человека повлияло на погоду, нас в данном случае не волнует, поскольку это абсолютно невозможно ни доказать ни опровергнуть. Я привела вам эти примеры, потому что они образуют чрезвычайные и видимые случаи, эманаций, исходящих от гармоничного или неупорядоченного отношения людей с их собственным бессознательным, находящих подтверждение во все времена и у всех народов. Очевидно, что мистическое единство, как святого, так и союза ведьмы с дьяволом, слишком односторонне. Одни верят в абсолютную справедливость Бога и отклоняет зло, как privatio boni, а другие же верят, что дьявол - Князь мира сего, сильнейший из всех и поэтому принимают его сторону, надеясь, так сказать, на большую выгоду. Наша же задача в примирении с бессознательным, что гораздо труднее, чем приведенные выше примеры, ибо нам приходится иметь дело с двумя сторонами сразу. Это относится к проблеме нашего времени.

И молитвы, и мистическое созерцание, и договор с дьяволом или же ведьмой тесно связаны с Активным воображением. То есть, представляют собой активные попытки прийти к соглашению с невидимой силой, для исследования неизвестной территории бессознательного. Причина эффекта мистика более благоприятна, чем ведьмы, и может быть объяснена в психологическом отношении тем фактом, что мистик пытается отбросить требования Эго, тогда как ведьма пытается использовать силы подсознательного в целях Эго. Другими словами, мистик жертвует односторонним Эго ради цельного, в то время как ведьма пытается использовать силы, которые принадлежат к совокупности ради части, ограниченной сознательным Эго.

Мы все испытывали то, что наши сознательные намерения постоянно пересекаются неизвестным или относительно неизвестным оппонентом в бессознательном. Возможно, самое простое определение Активного воображения, можно выразить тем, что оно дает нам возможность начать взаимодействие и примириться с бессознательным. В этом заключается отличие от сна, в котором мы не имеем никакого контроля над нашим собственным поведением. Конечно, в большинстве случаев практического анализа сна достаточно для того, чтобы восстановить баланс между сознательным и бессознательным. Но это только в определенных случаях, которые рассмотрим позднее, если потребуется. Прежде чем мы пойдем дальше, я должна дать краткое описание методов, которые могут быть использованы.

В каждом случае цель заключается в контакте с бессознательным, и это влечет за собой, тем или иным образом, предоставление ему возможности выразить себя. (Любой, кто убежден, что бессознательное не имеет своей собственной жизни, даже не должны пытаться использовать эти методы). Чтобы дать ему эту возможность, почти всегда необходимо преодолеть в большей или меньшей степени сознательные судороги, чтобы позволить фантазии, присутствующей в бессознательном, прийти в сознание. Доктор Юнг однажды сказал мне, что он думал, видения всегда происходит в бессознательном состоянии, но для этого обычно нужен сон и полное прекращение внимания к внешним явлениям, для того, чтобы вообще быть в состоянии заметить их в сознании.

Поэтому, как правило, первый шаг в Активном воображении, научиться видеть или слышать сны, когда мы проснулись.

Юнг говорит в своем «Комментарии к «Тайне Золотого Цветка»»:

«При любом наблюдении, деятельность сознания должна всё снова и снова отходить в сторону. Результаты таких усилий поначалу в большинстве случаев мало вдохновляют. Речь идет, как правило, о настоящих привидениях, созданных фантазией, которые не дают возможность четко уяснить себе, что к чему. Способы материализации этих фантазий тоже индивидуально различны. Некоторым легче всего их записывать, другие их визуализируют, а третьи рисуют их или пишут красками с визуализацией или без нее. При высокой судорожности сознания нередко фантазированием могут заниматься только руки, они лепят или рисуют образы, зачастую абсолютно чуждые сознанию.

Такие упражнения должны продолжаться до тех пор, пока судорога сознания не разрешится, иначе говоря, до тех пор, когда можно будет предоставить событиям свободу, что и является ближайшей целью упражнения. Благодаря этому возникает новая установка, которая приемлет также иррациональное и непонятное просто потому, что они происходят. Эта установка будет ядом для того, кто уже и так находится под властью просто происходящего: но она же высшая ценность для того, кто путем сугубо осознанного решения всегда выбирал из просто происходящего только то, что подходит его сознанию, и тем самым мало-помалу выбрался из потока жизни в тихую заводь»[10] .

В других местах, Юнг также указывает среди способов достижения этих фантазий - движение и музыку. Он подчеркивает, что в движении, хоть порой и оказывается большая помощь в растворении судорог сознания, заключается трудность в запечатлении самого движения и, если нет внешней записи, то удивительно быстро вещи, исходящие от бессознательного, исчезают из сознания.

Что касается движения, Юнг предлагает повторять высвобожденные движения, до полного запоминания, и тогда, по моему опыту лучше всего зафиксировать на бумаге, либо нарисовать узор танца или движения, или описать в нескольких словах, просто чтобы предотвратить его полное исчезновение в течение нескольких дней.

В том же комментарии, Юнг говорит о типах:

«Один будет принимать главным образом, приходящее к нему извне, а другой идущее изнутри. И, как того хочет закон жизни, один возьмет извне то, чего прежде никогда не принял бы извне, а другой изнутри то, что прежде непременно отбросил бы. Это обращение всего существа человека означает расширение, возвышение и обогащение личности, причем прежние ценности, поскольку они не были просто иллюзорными, сохраняются и после обращения. Если же они не сохраняются, то человек впадает в другую крайность из годного попадает в негодное, из адекватности в неадекватность, из смысла в бессмыслицу и даже из разума в душевную болезнь. Этот путь небезопасен. Все хорошее дорого, а развитие личности относится к самым великим драгоценностям. Дело в том, чтобы говорить себе "да", т.е. полагать себя самого как наиважнейшее задание и всегда оставаться при полном сознании того, что делаешь, никогда не спуская глаз с себя со всеми своими сомнительными сторонами вот уж, действительно, задача из задач»[11].

Как правило, это занимает очень много времени, прежде чем две стороны личности - сознательное и бессознательное, смогут быть приведены в Дао, снова используя этот китайский термин. Хотя, как я уже говорила, этот термин, непривычно звучащий для западного уха, действительно самый практичный из всех слов. Доктор Юнг пишет:

«Для западного духа характерно, что у него вовсе нет понятия, передающего дао. Китайский иероглиф "дао" составлен из знаков "голова" и "идти". Вильхельм переводит дао как "смысл". Другие как "путь", "providence" ["Провидение" (франц.)] и даже, как иезуиты, "бог". …"Голова" могла бы указывать на сознание "идти" на "проделывать путь". Должна получиться идея "идти осознанно" или "осознанный путь"»[12] .

Существует еще один метод в связи с бессознательным - посредством Активного воображения, который, по-моему, один из самых полезных, а именно беседа с сущностью бессознательного, появляющейся персонифицировано. Доктор Юнг говорил, что это характерно для поздней стадии активного воображения, и я даже не понимала всех возможностей, пока не начала работу с самим Юнгом. Подобный метод рекомендуется в «Two Essays on Analytical Psychology», и те из вас, кто прочитал главу «Знакомство с бессознательным» в «Воспоминаниях» припомнят, что он прибег к нему довольно рано, хотя и не сначала своих экспериментов. Кроме того, те из вас, кто читал описанный мной случай «Anna Marjula» вспомнят, что она использовала визуальный, а не слуховой метод в течение многих лет, а иногда успешное сочетание и того и другого[13].

Техника визуального и слухового методов состоит в возможности позволить вещам происходить так, как доктор Юнг описал в приведенных выше отрывках. Затем, после того как вы, просто наблюдали то, что произошло или то, что было сказано, активно выходите на сцену или разговор с самим собой. Если этого не делать, фантазирование никогда не становится активным воображением, но остается своего рода пассивной ролью наблюдателя кино или же слушателя радио. Необходимо справиться с этим, или оно очень скоро станет даже вредным, если предаваться этому слишком долго. По преимуществу этот путь, является способом выяснения отношений с бессознательным (то, что Юнг называл «Auseinandersetzung» [нем. критический разбор]), и для этого необходимо иметь собственную твердую точку зрения, но и быть в состоянии признать точку зрения бессознательного.

Часть 2

Когда я читала первый курс по Активному воображению в Цюрихском институт весной 1951 года, некоторые аналитики сочли за необходимость узнать, что я собираюсь рассказать, так как, многие из их пациентов посещали семинары Института. Поэтому меня попросили выступить с лекцией перед началом курса. Чудесным сюрпризом оказалось присутствие самого доктора Юнга, в результате чего последующее обсуждение стало одним из самых интересных, за сорок лет моего пребывания в Институте. К счастью там присутствовала фрау Аниела Яффе, сделавшая несколько стенографических записей.

Доктор Юнг начал обсуждение, сказав мне, что я должна начать с указания, когда Активное воображение будет целесообразным. Он подтвердил, что оно должно быть применяемо далеко не всегда, а только в определенных случаях, и сказал, что я должна дать своим студентам более подробные инструкции. Он выделил шесть причин для рекомендации использования данной техники. Я привела их в своей статье «Об Активном воображении», которая была напечатана весной 1953 года, но хотелось бы повторить их здесь с комментариями и примерами. И прежде чем начать, я должна отметить, что это была очень оживленная дискуссия, иногда на английском и иногда на немецком языках, со многими заминками и вопросами, так что список должен рассматриваться не более чем как общее указание, а не как нечто окончательное. Я приведу вам эти шесть пунктов с последующими комментариями.

1) Когда очевидно, что бессознательное переполнено фантазиями, что особенно часто случается с людьми, которые очень рациональны или интеллектуальны.

В таком случае использование метода Активного воображения является не только законным, но зачастую оказывает большую помощь в установлении контакта с накопленным содержанием бессознательного.

Тем не менее, в таких случаях есть определенная опасность того, что бессознательное будет протекать слишком быстро. Часто это действительно задача не из легких, чтобы люди приняли свои фантазии полностью, чем больше они рациональны и интеллектуальны, тем их фантазии будут более иррациональными и удивительными. Но как только они отказываются от своих рациональных предрассудков, то фантазии иногда становятся потоком, прорывающим плотину, и люди становятся настолько очаровательными, что начинают чувствовать себя старой курицей смотрящей за своими утятами, пристрастившимся к воде. Существует также определенная опасность с такими людьми, даже если они вполне в состоянии остановить поток фантазий.

Кроме того, они слишком склонны думать, что, как только они научились отпускать фантазии, они уже практикуют Активное воображение, они видят цель лишь в создании потока. Из-за нашего западного предубеждения, что мысль иллюзорна, они не понимают, насколько вредным может оказаться, уход в фантазии. Мы все знаем, крайние случаи: например как фантазии о чем-то особенном, могут отнять у людей всю свою жизнь.

Легко признать крайние случаи, но в целом люди не понимают, что тот же механизм действует и в небольших, а иногда и почти незначительных случаях, когда кто-либо, считающийся нормальным, пускается в фантазии, в частности, в то, что мы можем назвать желаемыми фантазиями.

Я знала одну немку, с постоянной фантазией о браке. Она была богатой, красивой и привлекательной, но воспитывалась матерью с мыслью, что брак это единственная жизнь для женщины. Она не выходила замуж, так как превращала каждого подходящего для брака мужчину, в героя своих фантазий, и эти фантазии были совершенно бесчеловечными, потому что она была одержима этой мыслью, и естественно, все всегда шло не так. У нее не было сложностей с мужчинами не брачного возраста. Когда ей было за тридцать, она, наконец, взяла дело в свои руки и, пройдя анализ, вскоре увидела, что это одержимость. Она смогла вовремя, примириться и пожертвовать этим условием и даже принять мысль о незамужней жизни в качестве возможной судьбы. Вскоре после этого, когда ей было за сорок, она вышла замуж за очень хорошего человека, которого знала в течение двадцати лет. У него, наконец, появилась возможность подойти к ней, потому что она больше не была одержима желанием выйти замуж.

Это свидетельствует о большой опасности, уходя в фантазии, мы можем стать одержимыми ими, что плохо сказывается на нас самих и окружающих людях. Одержимость, или можно также выразиться: околдованность, как кто-то точно подметил в случае с Гитлером, приход, к власти которого начался с его фантазий. Как отмечал доктор Юнг:

Один человек, явно одержимый, заразил всех людей так, что все пришло в движение и, более того, взяло опасный курс. [14]

Таковыми будут результаты, если предаться пассивной или желаемой фантазии, но это, совершенно отличается от нашего активного входа в игру. Доктор Юнг рассказал нам случай одного вечера, когда девушка привела ему фантазию льва в пустыне, который затем превратился в корабль на море, автомобиль на дороге, и так далее. Она представила это как Активное воображение, но он, конечно, вскоре сказал, что это всего лишь наблюдение кино. Она должна была поставить под сомнение первый образ, в данном случае льва в пустыне. Что это передает ей и что она передает этому? Где она находилась? Как только люди приступают к Активному воображению часто полезно проверить, действительно ли они понимают и принимают бессознательное как реальность, с которой они должны взаимодействовать, или они думают, что это настолько нереально, что они могут позволить себе ничего не делать, или же считают чем-то таким, что можно было бы запросто положить в свой карман.

Если можно действительно добиться успеха в обучении людей быть активными в фантазии и взять на себя ответственность за ситуации, которые возникают, нужно практически не бояться причинить вред. Но это легче сказать, чем сделать, и у некоторых людей есть реальный блок. Чаще всего блок преодолеваем, но не всегда. Очень сильное сопротивление нужно всегда уважать. На самом деле можно было бы здесь вспомнить, что доктор Юнг говорит в «Психологии переноса»: «Добрый совет» часто сомнительное средство, но в целом не опасен, поскольку имеет небольшой эффект»[15].

То же самое относится, как правило, к консультации, касающейся Активного воображения, потому что некоторые люди любят заменить трудности жизни на фантазии, и тогда оно становится потакающим и вредным.

Я помню, когда пожаловалась доктору Юнгу на то, что мне нужно читать лекции преподавателям, тогда как мне необходимо время для подготовки семинара. Он бодро ответил: «Ну, вы могли бы использовать, по крайней мере, половину времени (или наполнить эту тему) перечисляя все скверные отговорки людей избегающих Активного воображения». Я должна признаться, что и у меня до сих пор есть «скверные отговорки» не делать что-то, даже когда я знаю, что должна.

Одна из «скверных отговорок», что нет времени, но когда вы примените этот метод, то поймете, что не так уж и много времени он занимает. Очень часто оправданием является то, что люди говорят вам, что они уверены, что они просто выдумывают и обманывают сами себя. Конечно, всегда можно обманывать себя, но обычно идея о том, что они выдумывают, совершенно не обоснована. Часто они получают шоковые переживания. Например, человек, который экспериментировал довольно вяло с Активным воображением, вдруг в голубом небе увидел топор. Он задался вопросом о бессмысленности пришедшего, но не придал этому никаких дальнейших размышлений. Две недели спустя, однако, он потерял работу, для подобного есть выражение из разговорного английского «being axed»[16]. Теперь он знал, дело было в сокращении персонала, но признался, что не считал возможным, что компания откажется от его услуг! Случившееся произвело на него огромное впечатление, однако когда он получил лучшую работу, он забыл все настолько сильно, что, когда я, некоторое время спустя, спросила про топор, он с величайшим трудом вспомнил инцидент!

Но, как правило, великим обманщиком в Активном воображении выступает Анима или Анимус. Когда однажды действительно понимаешь, что Активное воображение приводит к концу их власти в качестве автономных демонов и, хотя сами они также освобождаются, когда работа завершается, по свойственному их природе принципу, они делают все возможное, чтобы сохранить реальную власть за собой. Доктор Юнг однажды даже зашел так далеко, чтобы сказать, что Активное воображение является пробным камнем, по которому можно сказать, является ли кто-то по-настоящему нацеленным на психологическую независимость или нет! Если они хотят оставаться в зависимости от их аналитиков или кого-то другого, таким образом, тайно и бессознательно завися от Анимуса или Анимы, они никогда действительно не посвятят себя задаче Активного воображения.

2) Чтобы уменьшить количество снов, когда их слишком много.

Здесь приведу пример из моего собственного опыта. Однажды, когда у меня случился поздний отпуск одним летом, я отправилась в горы одна, чувствуя, что заработала полноценный отдых! Но мне сразу же стали сниться сны в таком количестве, сколько не снилось с самого раннего анализа. Пришлось бы потратить целый день, чтобы записать их! Тогда я сделала единственное, что знала, чтобы остановить их: отказалась от «полного расслабления» и начала Активное воображение. Это дало желаемый эффект немедленно, так что мне практически не снилось ничего всю оставшуюся часть отпуска.

Так как я уже была знакома с этим методом и использовала его в течение многих лет, он в данном случае, конечно, оказался для меня сравнительно легким в использовании. Но человеку, тонущему в снах и не имеющему понятия, что делать, будет гораздо сложнее. Поток снов не определяет того, что фантазии будут легкодоступны. Одной из сложностей обучения человека является задача определения точки отсчета, с которой следует начать. И здесь, на мой взгляд, прежде всего, необходимо знать самим аналитикам о том, каким образом это делается на собственном опыте и иметь значительный опыт этих практик, в конечном счете, никто не сможет провести пациента дальше того рубежа, до которого он дошел сам.

В случае излишка снов, я обнаружила, что иногда лучше всего работает, способ при котором осторожно берется один сон, тот, в котором анализируемый заинтересован больше всего, и задаются вопросы. Сон, который оканчивается знаком вопроса особенно полезен для этой цели. Чем наивнее и проще вопросы, тем больше шансов, что они дадут желаемый результат. Можно также задавать самому себе такие вопросы, если нет аналитика. Следует понимать, что ситуация сна все еще присутствует где-то при условии, что это недавний сон, так как давние, как вы знаете, обычно тонут в подсознании, и зачастую очень трудно достигаются, а затем мы должны снова обратиться к ситуации так реалистично, как это было бы аналогично внешней ситуации. На данной стадии необходим аналитик, если это делается при анализе, или еще кто-то, если делается самостоятельно, чтобы найти средства выражения, подходящие лучше всего, а затем использовать их в качестве отправной точки, такой же, как и ситуация во сне.

Я упомянула случай со снами в качестве возможной отправной точки для Активного воображения, потому что мы говорим о ситуации, когда целесообразно уменьшить избыток снов. Если есть гипнагогические видения, они обычно обеспечивают более удовлетворительные отправные точки. Видения, возникающие в бодрствующем состоянии, как правило, ближе к сознанию, чем сны, которые могут исходить от очень недоступных уровней бессознательного.

3) Третья причина для использования Активного воображения, когда слишком мало снов.

Если сновидения отсутствовали некоторое время, вероятно, не будет готовой отправной точки для активного воображения, однако затем возникает еще более сложная ситуация, в которой может оказаться необходимым создать отправную точку. В работе доктора Юнга «Трансцендентная функция», написанной в 1916 году, когда он был еще на ранних стадиях экспериментирования с Активным воображением, он сказал, что, когда нет отправной точки, или при отсутствии методического подхода, мы можем довольствоваться только тем, что есть. Обычно есть некоторые эмоциональные нарушения, такие как отчаяние, гнев, депрессия или даже безысходность. Мы можем тогда, вместо того чтобы бороться с плохим настроением, например, сосредоточиться на нем, погрузиться в него без критики, придать ему выразительность и сделать все, чтобы выразить его так полно, как это возможно.[17]

Я могу вам сказать, что эта процедура, которой научила меня Эмма Юнг еще в 1930, всегда имела очень большую ценность для меня лично. Может быть, это моя шотландская кровь, но я люблю, превращать что-то настолько очевидно бесполезное и даже разрушительное, как плохое настроение, запальчивость или яростное сопротивление, во что-то имеющее значение посредством Активного воображения. Я помню, как однажды, когда я думала, что со мной обошлись очень несправедливо, и была близка к тому, чтобы совпасть с моими негативными эмоциями, мне удалось объективировать это в достаточной степени, чтобы быть в состоянии услышать это и сказать:

«Если только вы сможете понять меня, вечная вода должна течь». Я могу только сказать, что эта несправедливость ко мне, в конце концов, дала мне больше, чем любая доброта.

Когда же нет даже эмоционального расстройства, то ситуация становится ещё сложнее, и нам следует принять во внимание то, что имеется. Возможно, имеется глупое чувство дискомфорта, сопротивления, недомогания, тошноты, скуки или даже нечто совершенно неопределимое. Тогда, как предлагает доктор Юнг в ранней работе, требуется специальная интроверсия либидо при поддержке остального тела. Любой совершенно бессмысленный фрагмент фантазии, имеющий место быть, должен быть сохранен и медленно, очень медленно, часто крошечной отправной точкой, может быть выловлен из глубины.

4) Если кто-то чувствует, или, кажется, под неопределенным влиянием, под, своего рода, чарами, или чувствует, или, кажется, за своего рода стеклянным экраном.

Эта потеря связи с реальностью, как я уверена, что вы все знаете, одно из самых неприятных явлений, с которым сталкивается человек, как в себе так и в других людях, потому что это так нематериально и непонятно. Это большой соблазн использовать здесь лозунги: «О, я (или он или она) пойман Анимусом или Анимой», или «Это должно быть инфляция», или чувство неполноценности, или нет.

Я потратила много времени, когда впервые стала по-настоящему осознавать Анимуса как бесспорную реальность, обвиняя его абсолютно во всем, когда я почувствовала отрезанной себя от реальности или отделенной своего рода стеклянным экраном, была уверена, что это его рук дело. Я помню, как много лет тому назад получила ужасное потрясение по этому поводу, когда неделями усердно работала над Анимусом, а затем, повстречавшись с доктором Юнгом еще раз после праздников, он обнаружил, что я сделала только хуже, а не лучше. На этот раз, Анимус был вполне безупречным и, естественно, стало очень больно, и, в конце концов, антагонистичными (как и все во внешнем мире) были мои негативные предположения о нем. Не существует ничего более разрушительного, чем делать негативные прогнозы. Доктор Юнг даже однажды сказал мне, что он думает, что сущность любви, чтобы давать людям веру. Если кто-то настолько наивен, чтобы дать это там, где ненужно, по его словам, это окажется веревкой, на которой они себя подвешивают, но, как правило, это помогает людям больше, чем все остальное, что можно сделать для них. Реальной проблемой по этому поводу было то, что что-то причинило мне боль во внешнем мире, и вместо того, чтобы признать это и выстрадать, я попыталась подняться выше, понять человека, который мне сделал больно, и так далее. Мои непрожитые и нереализованные эмоции затем образовали своего рода стеклянный экран между мной и внешним миром, а я обвиняла Анимуса в отрезании себя от реальности. Конечно, это отсечение, безусловно, является характерным для Анимуса, и он часто бывает в сердцевине такого состояния, но я говорю об этом инциденте, чтобы показать, как неразумно делать такие поспешные и необоснованные выводы.

Этот неопределимый экран - место, где Активное воображение может оказаться на вес золота. Никогда не следует считать, что вы знаете, откуда исходит «неопределимое влияние», «разновидность чар» или «стеклянный экран» сами ли по себе или от других людей, но необходимо принять само состояние как то: отрицательные эмоции, плохое настроение, и так далее, о чем мы говорили раньше, и попытаться сказать, что это такое. Правда, эта задача не из легких, такие вещи часто очень невнятны и здесь потребуется бесконечное терпение и выносливость. Но, по моему опыту, по крайней мере, если достаточно довериться раздражающему экрану и избежать негативных предположений о нем, со временем он предоставит свое содержание, хотя зачастую в самых непонятных образах.

Во всяком случае, я хочу подчеркнуть здесь то, что Активное воображение (там, где оно может быть использовано) является прямым путем в деле с этим расплывчатым и неопределимым влиянием, потому что это единственный способ, неизбежно ведущий нас, в конце концов, к истине. Конечно, иногда нам может повезти, если приснится сон, проясняющий этот вопрос, но лично я не верю подобным ожиданиям. Наши сны зависят также, в некоторой степени, от отношения к бессознательному и, если нас занесло не в ту сторону, мы можем ждать искупительный сон вечно, но неправильным будет и часто возникающая мысль держаться от них подальше.

5) При нарушении адаптации к жизни.

Как вы знаете, подобная ситуация является наиболее распространенной причиной обращения людей, приезжающих на анализ и в своей легкой форме не обязательно требует применения Активного воображения. Часто достаточно снов и обычной процедуры анализа, чтобы исправить нарушения. Но когда травма оказывается тяжелой и не поддающейся лечению, это может явиться одним из условий, для того, чтобы Активное воображение оказалось действенным.

Например, возьмем случай адаптации интроверта, жизнь которого была нарушена требованиями экстравертный реальности, с которой он не в состоянии справиться. Мой собственный опыт показывает, что он будет только все больше и больше отчаиваться из-за неудач, если он попытается преодолеть трудности непосредственно во внешнем мире. Но если он сможет преодолеть трудности во внутреннем мире фантазий, где он не подвергается, как правило, чувству паники, которая побеждает его во внешнем мире, он будет постепенно становиться более уверенным в себе.

В отличие от сна, где мы часто делаем вещи, на которые мы совершенно не способны в бодрствующем состоянии, в подлинном Активном воображении мы обычно сохраняем скованность. То есть, если мы будем пытаться встретить ситуацию в фантазии, с которой сталкиваемся во внешнем мире, мы почувствуем себя беспомощными и там и там. Род фантазий, в которых мы ведем себя, как герои, и совершенно не похожи на нас обычных – подозрительны. Они очень часто phantasia non homo, как называет их Петроний, голубой мечтой, без подлинного содержания и цели, желая убежать от того, что мы действительно находимся в довольно мнимом образе нас.

Подлинное Активное воображение, с другой стороны, направлено на полное принятие наших ограниченных возможностей и недостатков, и с другой на расширение личности, за счет выяснения, многих вещей, которые мы не знаем. Кроме того, оно может выявить архетипическую основу, частью которой мы являемся, но с которой мы никогда не должны идентифицироваться. Если, например, мы увлечемся фантазией героя только потому, что мы особенно трусливы в реальной жизни, мы просто отождествимся с архетипом героя, и тогда наша фантазия станет нечеловеческой, точно так, как выражается Петроний. Но если мы будем играть свою роль в воображении, придерживаясь человеческих мер, у нас есть реальная возможность проработать вещи в бессознательном, способом, который также поможет нам в нашей повседневной жизни. Здесь, возможно, нам понадобятся конкретные примеры, чтобы показать, как внешней ситуации может быть оказана помощь такой внутренней процедурой, как Активное воображение.

Молодой человек страдает от фобии, касающиеся полиции (символ социальной адаптации), которая искалечила жизнь, а также мешала ему спать, потому что он, находясь в темноте, слишком пугался, чтобы заснуть. Он всегда старался преодолеть эту фобию, никогда не уступая своему страху и одной ночью, когда он был в другой стране, с недостаточной суммой денег, то он даже позаимствовал палатку и попытался спать в поле. Однако, в середине ночи паника пересилила его, и он закончил ночь в отеле. Когда он вернулся домой, ему снилось, что боксер (вроде типичного сильного человека на ярмарке) уходит с этого поля в глубоком унынии.

Молодой человек, который был среднего телосложения и кроме того чувствительным и слегка женоподобным художником, очевидно, имел сильную тень, которая не боялась спать в темноте и вполне способна справиться с полицией. Пытаясь игнорировать страх, он явно пытался идентифицировать себя с этой тенью, но, естественно, это не сработало, ибо он не может просто превратиться в свою противоположность. Если бы он мог продолжить этот сон в Активном воображении, подружиться с человеком грубым, но отнюдь не злым, он открыл бы возможность расширения своей личности и в конечном итоге интеграции этой тени. Но, даже раньше, через Активное воображение, он смог бы превратить эту фигуру в защитника, а не мнимого нападавшего. Например, в темноте, если бы он был в дружеских отношениях с тенью, он мог бы спросить: «Ты здесь? Ты поможешь мне, если что-нибудь произойдет?» Медленно, через такие, по-видимому, детские способы, он мог бы преодолеть свой внутренний страх, постепенно освобождаясь от чувства неполноценности и адаптируясь к внешнему миру.

Этот человек был интровертом. В качестве примера экстравертного типа, я вспоминаю случай с женщиной, которая всегда, сравнительно легко адаптировалась к внешним ситуациям. Когда ей было за сорок эта адаптация вдруг подвела ее, все стало трудно, и она в скором времени впала в крайне невротическое состояние. Она применила анализ, но сначала без особого эффекта, даже стало гораздо хуже. Только тогда, когда она начала использовать Активное воображение, которое приняло форму длинных и чрезвычайно интересных серий картинок очень архетипического характера, в которых она постепенно научились играть роль себя — ситуация начала улучшаться. Она всегда адаптировалась на довольно поверхностном уровне и, вся ее энергия тайно текла в подсознательное, поэтому ее внешняя жизнь стала настолько стерильной, что она больше не могла справляться с этим.

Ей было действительно скучно с родными и близкими, хотя она предпочла бы умереть, чем признаться в этом. Когда она нашла новый смысл жизни в увлекательных внутренних образах, ее ранее экстравертная сила справляться с внешними ситуациями вернулась к ней, но на менее поверхностном уровне. Она не пыталась бороться с внешней ситуации в уме, как часто волей-неволей делают интроверты, но она последовала за недостающей ей энергией, пока не нашла удовлетворяющие образы, давшие смысл жизни и косвенно позволившие ей использовать свои природные способности к экстраверсии снова во внешнем мире. Это исцелило ее нарушение адаптации.

6) Когда кто-то попадает в ту же яму, снова и снова.

Здесь доктор Юнг привел пример из своей практики. Женщина жаловалась, что она попадает в ту же яму, снова, как делает всю свою жизнь, и он сказал ей, что она, наконец, должна спросить себя: почему? Она должна спросить бессознательное, а затем терпеливо ждать все, что придет. Наконец, примерно через три недели, она сообщила, что увидела стену. Она стояла перед этой стеной и не могла ничего сделать, чтобы продвинуться. Он спросил ее: «Ну, что вы собираетесь с этим делать?» В конце концов, она пришла к мысли, что там может быть дверь. Потом она посмотрела вверх и вниз стены, но ее не было. Доктор Юнг спрашивал, каждый раз, когда он видел ее: «Ну, что со стеной, ты собираешься делать что-нибудь с этим?» Он добавил: «Я даже обзывал ее, глупой коровой». Это продолжалось в течение трех недель, а затем она обнаружила, что можно было бы взять молоток и зубило и сделать отверстие в стене. Ей потребовалось три недели, чтобы прорваться и выйти на другую сторону, когда она, наконец, смогла увидеть, что все это было возможно.

Это дает нам некоторое представление о терпении, требующемся в такого рода случаях. Когда кто-то действительно уверен в необходимости Активного воображения, то никогда не должен сдаваться. Этого, как правило, избегают, поскольку предполагается ответственность за Активное воображение, делая это так, как это должно быть сделано, вы не сможете избежать ответственности. Вы должны принимать свои собственные решения, и скоро узнаете, что это не безвредная игра. То, что человек делает в Активном воображении, влияет на весь его характер и последующую жизнь.

Если бы эта женщина не нашла способ, пробиться через эту стену в себе, не было бы никаких шансов на разрушение чар, что влекли ее в ту же яму снова и снова.

<><><><><><><><><><><><>

Дать полное описание Активного воображения в одной лекции — невыполнимая задача, поэтому пришлось сделать упущение некоторых моментов и фрагментов. Тем не менее, я попыталась дать вам представление о том, что Активное воображение влечет за собой и какие далеко идущие последствия оно может иметь. Это, несомненно, очень сложная идея для наших западных предрассудков, склонных считать мысли и фантазии как нечто интересное и даже увлекательное, но не имеющее материального существования или не оказывающее прямого воздействия на внешнюю жизнь. Доктор Юнг однажды заметил, когда пытался прояснить данный момент, что нет ничего в этой комнате или доме, которое не было первой мыслью в чьем-то уме.

Когда мы действительно осознаем, что мы начинаем понимать глубину нашей ответственность за наши собственные мысли и фантазии. Собственное чувство ответственности у доктора Юнга было настолько сильным, что во время его одиссеи в бессознательное, он оставил свою должность преподавателя в университете, и как он говорил:

«Меня угнетала беспомощность перед тем материалом, которым я в тот момент располагал... Было бы опасно продолжать учить студентов, обрушивая на них собственные сомнения и тем самым дезориентируя их».[18]

Это находило «место и цель» в действительной жизни вещей, которые доктор Юнг обнаружил в Активном воображении, которое непреклонно привело его в очень активную жизнь, столь отличающуюся от того изученного досуга, что он жаждал. Он оказался завален пациентами со всего мира, увеличились обязанности и обязательства чтения лекций и проведения семинаров. Он сам говорит, что «этот пламенный поток, эта страсть захватили меня, преобразив и переплавив в своем огне всю мою жизнь.»[19] Работа над образами из бессознательного стала «переломным событием в моей жизни и лишь спустя двадцать лет после долгой и упорной работы я начал что-то понимать в содержании моих видений.» [20]

И более:

«Мне понадобилось сорок пять лет, чтобы облечь в строгие научные формы все, что я тогда пережил и записал… Вся моя дальнейшая деятельность была посвящена последовательной разработке того, что в те годы прорвалось из бессознательного. Это стало первоосновой моей работы и моей жизни.»[21]

Знаем мы это или нет, наши собственные фантазии и Активное воображение prima materia наших жизней и будут определять их в лучшую или худшую сторону. Хорошо, если на нашем собственном пути мы очистим их в сосуде нашей работы и сделаем все возможное, чтобы найти их «место и назначение» в собственной действительной жизни. Но, безусловно, плохо, если мы не примем эту ответственность на себя, вместо этого позволив им обладать собой. Тогда, в большей или меньшей степени, рано или поздно, мы примем судьбу одержимого властью, классическим примером чего является Гитлер, но он лишь один из множества, которые, к сожалению, мы сегодня наблюдаем.

Перевод Анна Варина



[1] Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения и размышления / Пер. В. Поликарпов. - Мн.: Харвест, 2003.

[2] Юнг К.Г. «Синхрония: акаузальный объединяющий принцип. - М.: АСТ, 2010. пар. 931.

[3] Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения и размышления / Пер. В. Поликарпов. - Мн.: Харвест, 2003.

[4] Там же.

[5] См. Юнг К.Г. Символы трансформации. - М.: АСТ, 2009. - 731 с.

[6] Это достаточно любопытное словечко «знающий», литературный перевод с немецкого «der Wissende»(знающий), означающее здесь того кто испытал «инсайт» в бессознательном. Человек же, получивший подобную ценную информацию и не сделавший из нее выводы относительно места этого в своей жизни, становится жертвой силы принципа, чем в конечном итоге ставит под угрозу себя даже больше, чем его окружение.

[7] Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения и размышления / Пер. В. Поликарпов. - Мн.: Харвест, 2003

[8] Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis \ Пер. О.О. Чистяков. - М.: Рефл-Бук, Веклер, примеч. 211.

[9] From "Life and Revelations of St. Gertrude." [Source unknown.Ed.]

[10] Юнг К.Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» / К.Г. Юнг. О психологии Восточных религий и философий / пер. В.М. Бакусева. - М.: «Медиум», 1994 г. - С. 167.

[11] Юнг К.Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» / К.Г. Юнг. О психологии Восточных религий и философий / пер. В.М. Бакусева. - М.: «Медиум», 1994 г. - С. 168

[12] Юнг К.Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» / К.Г. Юнг. О психологии Восточных религий и философий / пер. В.М. Бакусева. - М.: «Медиум», 1994 г. - С. 170

[13] [See Hannah, Encounters with the Soul: Active Imagination As Developed by C.G. Jung, pp. 133ff.Ed.]ста

[14] «Вотан» К.Г.Юнг

[15] The Practice of Psychotherapy, CW 16, par. 359n.

[16] Прим.пер. «быть уволенным» игра слов «axe» значит топор.

[17] [See Mysterium Coniunctionis, CW 14, par. 706.Ed.]

[18]Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения и размышления / Пер. В. Поликарпов. - Мн.: Харвест, 2003.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же.

Пер. Анна Варина

.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики