IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Среда, 02 сентября 2009 01:41

Ремо Рот Архетип священного брака в Алхимии и в бессознательном современного человека. "Розарий"

 

Ремо Ротт

Архетип священного брака в Алхимии и в бессознательном современного человека.

 

«Алхимический Розариум Философов»

 

Фонтан Меркурия

«Розарий философов» (RosariumPhilosophorum) начинается с изображения места действия мифа творения (см. первую гравюру в тексте Юнга). Это не эдемский сад, как в Ветхом Завете (Бытие 2 и 3),но фонтан Меркурия, который позже стал центральным архетипом алхимии. Меркурий, будучи двойственным и амбивалентным, символизирует двойственность психического и физического, или духовной и психической энергии. В этом фонтане происходит трансформация, и таким образом, символизм непосредственно демонстрирует нам,что этот миф управляется сильным трансформационным процессом. Этот фонтан Меркурия, в котором происходит сексуальное воссоединение Короля и Королевы - в конечном счете божественных существо, в то же самое время сравнивается с маткой. В нем враждующие противоположности фемининного и маскулинного принципа, богиня и бог, материя и дух находят свое объединение.

Король, Королева, Голубь в качестве Меркурия и три цветка.

Как компенсация биологической сексуальности Святой дух, символизируемыйголубем, сопровождает пару. (см. вторую гравюру в тексте Юнга) Рассмотренный символически, голубь в большей степени содержит характеристики психологической реальности, нежели духовной, на которую Карл Юнг и Вольвган Паули ссылались в своей переписке. Как летающее тело, голубь обозначает двойственность меркурия,упомянутую выше, он символизирует единство духовного и материального, и поэтому способен установить связи как с духом, так и с телом (или материей в целом)

Более того, на нашей картине Меркурий (голубь) дважды связан с числом шесть. Во первых, он соприкасается с шестиконечной звездой, парящей в небесах. Во вторых, три цветка связывающие царственную чету и расположены таким образом, что так же составляют форму гексаграммы. Однако эта гексаграмма весьма особенна, потому что создана из трех цветков, и расположение их углов выстраивает двойную триаду, включающую три цветка и три корня.

Как я уже продемонстрировал в моей книге «Поиски Бога», эта шестигранная структура, в особенности состоящая из двух триад,относится к первичным структурам материальной вселенной, так называемому Секстету кварков\антикварков, который сам по себе является основой атомного ядра и атомных сил.Более того, он представляет собой так называемый unus mundus – потенциальный мир в представлении алхимика Герхарда Дорна, мир, который существует до творения (т.е. до Бытия), и который преодолевает раскол между материей и духом.

Интерпретация Юнга – Архитепическое Дитя как Третий

Посредством сексуального акта, совершаемого в водах фонтана Меркурия, третье будет создано из двух противоположностей. Этот третий имеет множество алхимических имен: Камень(lapis), философское золото, сын философов, солнечное дитя, красная тинктура, сын солнца и луны и т.д.

Тем не менее, следует избегать концепции, будто это дитя,результат сексуального единства, как и в биологическом процессе, несет качества своих родителей. Напротив, принцип «Третьего не дано», принцип исключенного третьего Западной философии, соответствует архетипу Ребенка.

Чтобы показать это различие между человеческим ребенком и архетипом, Юнг описывает феноменологию Архетипа ребенка так:

«Заброшенность, покинутость, подверженность опасности и.т.д. принадлежат с одной стороны, к дальнейшей разработке того же начала невзрачности, а с другой к таинственному и чудоесном урождению. Этим описывается определенное психическое прееживание творческой природы, которая имеет своим предметом появление еще непознанного и нового содержания. В психологии индивидуума в такой момент речь идет всегда о горестной конфликтной ситуации, из которой, кажется, не существует выхода – для сознания, ибо оно всегда считает, чтоtertium non datur (третьего не дано). Из коллизии противоположностей бессознательная психика же всегда создает нечто третьей, иррациональной природы – неожиданное и непостижимое для сознания».(«Божественный ребенок» Карл Юнг цит по пер. Т.А. Ребеко)

Западная философия является бинарной. В ней существует только «Да» или «нет», промежуточный третий элемент отсутствует. Этот принцип, который также действует в современной дигетализации, и таким образом находится в основе создания компьютера, недостаточен для объяснения процессов, происходяхих в психике, как личной так и коллективной. Юнг продолжает об этом:

Ребенок предстает в форме которая не соответствует ни «Да» ни «нет» и потому отвергается обоими. Сознание ведь не знает ничего помимо протвиоположностей, а потому оно также не распознает и соединающего их Но так как разрешение конфликта путем единения противоположностей имеет витальное значение и сознание этого также страждет, то оно проникается предчувствием знаменательного созидания. Отсюда возникает нуминозный характер «ребенка». Какое-то значительное, но неведомое содержание оказывает всегда тайное, объясняющее действие на сознание. Новый облик - это становящаяся целостность, он приближает к целостности по крайней мере настолько, насколько нарушает «цельность» разрываемого противоположностями сознания, и поэтому превосходит его в полноте. Оттого всем «объединяющим символам» подобает значение избавления. («Божественный ребенок» Карл Юнг цит по пер. Т.А. Ребеко)

Самый интересный аспект этой цитаты в том, что Юнг говорит о противоположности Эго и Самости, которые должны быть объединены. Это очевидно из эссе Карла Юнга «Трансцендентная функция», в котором он пишет следующее:

«Психологическая трансцендентная функция появляется из единства сознательных и бессознательных содержаний» (Юнг «Трансцендентная функция»)

Как он упоминает в продолжении этой статьи, основой для этого объединения является Активное Воображение. Вот заключение, которое Юнг делает по этому вопросу:

Трансцендентальная функция проявляет себя, как качество соединенных противоположностей.

Таким образом, мы можем заключить что теория Карла Юнга, в которой активное воображение является одним из самых важных эмпирических инструментов для воссоединения первого, (Логоса) эго, со вторым, то есть Самостью в чем-то третьем. Этот третий принцип мы называем архетипом дитя или трансцендентной функцией.

 

АрхетипическоедитяипечатьСоломона. Дитя как Четвертое.

Но в Розариуме ситуация совершенно иная. Здесь перед нами предстают Две разнополые божественные фигуры. Король, так же, как королева, владеет королевской властью или даже божественностью, поэтому невозможно определить одну из этих фигур как сознание. Поэтому противостояние короля и королевы в фонтане Меркурия, в котором позднее произойдет королевская свадьба, описывает конфликт, происходящий, по мнению Юнга, в коллективном бессознательным или дажеunus mundus.Там же находится и решение конфликта.

Позже мы увидим то, как эти идеи были развиты в глубинной психологии Карла Юнга. То, что он называл Самостью, я буду называть «Логос Самости» то самое духовно психическое содержание коллективного бессознательного которое представлено здесь Королем. На заднем плане существует еще более глубокая реальность, которую я буду называть Эрос Самости – женский принцип, коллективная материя-психе. Мне бы хотелось акцентировать здесь то, что, только сделавэто допущение, мы будем способны перевести энергетический процесс Священного брака, представленный в Алхимическом Розариуме, на современный язык.

Если мы сравниваем Священный Брак с человеческой сексуальностью, то далее у нас появятся трудности. Процесс coniunctio скорей следует понимаеть как единение трех, происходящее между Королевой, Королем и Амбивалентным Меркурием. Размышляя подобным образом,читательпоймет, что Дитя, появляющееся в результате, представляет собой не третий, но Четвертый элемент. Сотворение четвертого - это проблема, которой алхимия занималась весьма интенсивно. Об этом говорит Аксиома Марии Пророчицы: «Одно становится двумя, два – тремя и из третьего выходит Единое как четвертое”.

 

wedding8

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1 (вторая гравюра Rosarium)

Как я уже упоминал в другом месте,важнейший аспект Аксиомы в том, что «Третье возвращается к Единому», из этого утверждения имплицитно ясно, что третье есть Дух. Голубь, которого я интерпетировал как Двойственного Меркурия, будучи материей так же, как духом, очень хорошо подходит к этой гравюре. Поэтому похоже, что Священный Брак служит одной цели – сотворению Четвертого, которое превосходит двойственность Меркурия. Это четвертый, Архитепический Ребенок, рожденный в результате коньюнкции, соответствует шестиугольной структуре цветов, представленной наверху гравюры (смотрите раздел 3.2.) и в других подобных (см. гравюру слева, также третью гравюру в работе Юнга). Таким образом, Четвертое изображается растительным символом. Как мы увидим позднее, эта интерпретация основана на том, что в момент коньюнкции, миф творения, описываемый в Rosarium, перейдет с инстинктивного на вегетативный уровень, а это, несомненно, означает, что ребенок должен быть неким растительным существом.

Говоря более абстрактно, эта интерпретация означает что Четвертое связано с числом шесть, в частности, двойной триаде, и что четвертое как-то связано с растительным мифом творения.

Так как радиус Круга равен длине одной из сторон гексаграмы, число шесть очень сильно связано с символизмом Круга. Их этого следует, что Четвертое не связано с числом четыре и квадратом, как убеждены большинство Юнгианцев. Более того, только появление Круга делает квадратуру Круга возможной. Так как эта геометрическая операция является очень важным символом цели Алхимического Делания, включение круга как Четвертого крайне важно для понимания современной интерпретации Герметической Алхимии.

Поскольку коллективное сознаниеведет войну против каждой истинной новации, оно оказывается посрамлено, когда новая революционная идея начинает проявлять себя. Таким образом, в этом причина того, почему, как было упомянуто выше в цитате Юнга, архетипический Ребенок, которого здесь я определил как Четвертое, (а не третье) символизирующий будущее развитие и новую жизнь,подавляем коллективным сознанием, и его рождение всегда связано с оставленностью, одиночеством, опасностью и преследованием. Таким образом, если творческая личность должна иметь дело с Архетипом Ребенка, который констеллируется в ней, но ей это не удается, или она слишком ленива, чтобы сделать это, всегда существует опасностьнеожиданной вспышки серьезной болезни или множества психосоматических расстройств, которые могут быть связаны к бессознательностью ввиду необходимости включить Архетип Ребенка в личностный процесс.

 

 

wedding2

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2 Звезда Соломона

 

 

wedding3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3 Колесо Николаса Флуе

 

wedding4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 4 Янтра Анахаты

 

После сказанного мною выше уже не покажется столь удивительным, что Архетипический Ребенок, цель Делания, такжесимволизируется rotundum, Круглым предметом. Конечно, это эквивалент числу шесть, которое, как мы увидели выше, является результатом разделения круга на радиусы. Из этой гексаграмы, печать Соломона, так же называемая Звезда Давида, изображает и Делание и Цель делания (См изображениевыше).

Гершом Шолем, хорошо известный исследователь Еврейских мифов, показывает что не смотря на общепринятое убеждение будто этот символ имеет еврейское происхождение, на самом деле может быть найден в мистицизме всех пяти мировых религий, то есть в Каббале, христианском мистицизме (см рис 3), чакре сердца в Буддизме и индийском тантризме (см рис 4) и в суфийской мистике. Этот символ всегда связан с сердцем, и символизирует принцип Эроса в обычном и широком смысле этого слова (см. ниже).

Поэтому не следует удивляться, что, как мы увидим далее,число шесть появляется не только на втором изображении Розариума, но и далее. Например, в первой картине число шесть представлено как шесть звезд около фонтана Меркурия, а в шестой (см. ниже) фонтан, в котором происходит трансформация, имеет форму гексаграммы.

Похоже, что повторение этого специфического символизма указывает на то, что число шесть является важным атрибутом этого процесса. Когда оно появляется уже в начале Делания, число шесть тесно связано с так называемой прима материей, но ближе к концу все более связывается с окончательным результатом их соединения – Солнечным Дитя. Оно характеризует Фонтан Меркурия и самого бога Меркурия, который и является центральным архетипом Герметической Алхимии. Как мы увидим, Розариум имеет дело с архитепическим или даже психофизиологическим уровнем сексуальности. Таким образом, это отсылает нас к шестой заповеди Ветхого Завета («не прелюбодействуй»), которая имеет дело с тем же основным человеческим инстинктом. Более того, мы можем подытожить, что отрицание символизма Четвертого в числе Шесть в конечном счете оказывается связано с нежеланием включить вопрос сексуальности и в процесс индивидуации.

Этот вывод, возвращает нас к первому абзацу этой работы, к моему опыту в Институте К.Г.Юнга в Цюрихе. Сейчас мыотдаем себе отчет, что более чем 30 лет назад, четвертое было приравнено к числу четыре и таким образом вопрос сексуальности был подавлен. Тем не менее, известный нам психологический закон Энантиодромии, говорит о том, что подавление в конечном счете приводит к идентификации с подавленным субъектом. Так как Америка всегда немного быстрее, чем «Старушка Европа»,мы можем видеть это в определенных юнгианских кругах – преподаватели занимаются сексом с незнакомцами и верят, что таким образом они откроют для себя мистицизм Коньюнкции как часть аналитического процесса! Четвертое как «число сексуальности» завладело ими с бессознательной стороны. [Здесь непереводимая игра слов: six как шесть и sex как секс - прим. перев.]

 

Погружение в ванну.

 

wedding5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 5 Погружение в ванну (четвертая гравюра Rosarium)

 

На следующей гравюре (см выше) Король и Королева погружаются в ванну. Как мы уже отметили, это действие также может быть интерпретировано как символическое погружение в матку. Вода представляет ранее упомянутое психическое, которое Алхимики считали наполовину духовным и наполовину материальным. Психическое также является «лентой любви» которая способна объединить маскулинное и феминное. С психологической точки зрения этот символизм указывает на то, что в случае бессознательности относительно настоящего значения коньюнкции происходит затопление сексуальным либидо, которое компенсирует слишком интеллектуализированное сознание.

Это напоминает нам о сексуальной революции, произошедшей в Европе вшестидесятые годы ушедшего столетия, которая достигла пика освобождения архаичного аспекта Эроса в современности. Надо понять, что сексуальный промискуитет компенсирует совремнную интеллектуальную односторонность. Этот подготовительный констелированный в настоящее время этап тем не менее необходим, ибо как только так мы сможем увидеть конкретистские отклонения мифа творения, божественной коньюнкции, в результате которых он становится долгим бегом по кругу, бессмысленным и бесцельным. Только так, современный человек может увидеть, что буквалисткое понимание не ведет в глубины мистического опыта, который является целью символического процесса описанного в Розариуме.

По моему мнению, существует срочная необходимость преодолеть бессознательность, связанную с затоплением сексуальным либидо. Эта необходимость и является причиной того, почему я решил опубликовать мои новые интерпретации Розариума вместе с серией сексуальных образов активного воображения моего пациента (разумеется с его согласия – см главы7-10) (не переведены)

Только принятие своих сексуальных фантазий позволило ему заняться Телесно-Ориенированным Воображением под моим руководством. Десятилетие тому назад этот процесс впервые продемонстрировал мне возможности и важность для интроверта иметь дело с его сексуальными фантазиями, происходящими из коллективного бессознательного. Более того, я начал понимать тот удивительный факт, что, вопреки доминирующему мнению, такие фантазии, не связаны с личными эротическими отношениями, хотя. конечно же, вначале они появились как проекции на партнершу.

 

Священный Брак или Коньюнкция (coniunctio)

 

wedding6

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6 coniunctio Пятая гравюра Rosarium

Но для начала вернемся к алхимическому тексту Rosariumphilosophorum. Следующий образ (см. гравюру выше) иллюстрирует соединение Короля и Королевы в истинном значении этого слова, которое средневековый человек видел в чрезычайно грубом стиле. В сопровождающем тексте содержится сравнение с соитием пса и корсиканской суки, посредством которого рождается Дитя. Однако в то же время процесс и его результат описывается как чудо рождения нового Сияния, которое затмевает Солнце и Луну. Этот сын суки, что затмит собой все, будет стражем человека в этом и том мире. Согласно Юнгу, Коньюнкция и её результат – Архетипический Ребенок - восстанавливает некогда исчезнувшего «Человека Света», который существовал до Творения и именуется Антропосом или Изначальным Человеком. Таким образом, Юнг подводит к тому, что сын суки указывает на таинство творения и воплощения космических масштабов. Вопреки общепринятому мнению, он рождается не в небесах, но среди навоза, в грязи.

Эта стадия алхимического опуса явно напоминает нам об упомянутом выше сексуальном промискуитете, столь распространенном со времен сексуальной революции шестидесятых годов прошлого столетия. Так что, по-видимому, сегодня глубокий процесс божественной конъюнкции достиг максимальной констелляции и его могут наблюдать в себе все больше и больше людей, так что он становится все более важным для развития нового духа времени.

По-видимому, Юнг был ошеломлен грандиозной и неизмеримой природой космического мифа. Именно поэтому в своих комментариях к Розарию Философов, опубликованных в 1946 году, он признал,что он не знает что представляет собой коньюнкция и что на самом деле значит её результат – Солнечный Младенец. Как я показал в моем немецком эссе (Der Pauli/Jung-Briefwechsel), одной из главных причин для этого провала заключалась в том, что он еще не был способен увидеть, что, кроме утверждаемого им Логоса Самости, существует так же Эрос Самости, и что Алхимическая коньюнкция была первым толчком к объединению этих двух принципов, так интенсивно заявляющих о себе в наши дни. Однако поскольку он назвал центр коллективного бессознательного, Самость, униполярной, он объяснил коньюнкцию как объединение сознания с Самостью. Однако очевидно, что Священная Свадьба, подобная представленной здесь, является объединением Логоса Самости с Эросом Самости и сокрыта в таких глубинных пластах бессознательного, что не может быть наблюдаема сознанием.

Поэтому мы не должны удивляться, что даже семь лет спустя, в 1953 году, уже в возрасте 78 лет,Карл Юнг писал лауреату нобелевской премии по физике Вольфгану Паули следующее:

«Проблема коньюнкции, должно быть, остается для будущего, ибо она представляет собой гораздо большую задачу, нежели я способен решить».

Однако небольшая статья в Швейцарской еженедельной газете Die Weltwoche (Nr. 1078) от 9го Июля 1954 года указывает на то, что точно в это время, Юнг оказался вовлечен в исследование феномена НЛО. В своем исследовании НЛО «Один современный миф» (1957) четырьмя годами позже его письма Паули он считает, что этот феномен представляет собой спроецированный, конкретизированный символизм процесса индивидуации. Я упоминал это в связи с Телесно-Ориентированным Воображением, примеры которого я приведу ниже (главы 7-10), где божественная коньюнкция происходит в связи с появлением НЛО. Итак, эти факты указывают на то, что алхимическое творчество и воплощение Солнечного Младенца или КраснойТинктуры сегодня связаны с феноменом НЛО.

Что касается Архетипического дитя как результата коньюнкции, то оно совершенно отлично от результата человеческой сексуальности,что показано далее в Розарии. После зачатия наступает состояние, похожее на смерть, как описано ниже: «разрушая одно, получаем другое». Удивительный результат Царского Бракосочетания уподобляется росту растений, где вначале семя должно быть погребено в земле и умереть, и только потом пробудиться к новой жизни.

 

 

wedding7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Вегетативная нервная система

Пожалуй, это самый точный перевод символического языка алхимии на современный язык. Иными словами, это значит, что точно в момент сексуального единства происходит переход с животного или человеческого уровня на уровень растительный.Это значит, что происходит обновление жизни. Таким образом, это связано с симпатической нервной системой, которая называется также «вегетативной нервной системой» и системой чакр в тантризме. С одной стороны чакры связаны с нервными узлами независимой системы Шила и относятся к физическому телу, а с другой - к так называемой суксма, или тонкому телу представляющему материально-психический аспект.

Как мы увидим, тонкое тело чакральной системы, оказывается идентичным алхимическому шестиугольнику, образованному цветами, архетипическому ребенку как Четвертому и печати Соломона.

 

Я ранее упоминал что идеи алхимиков в Розарии Философов символизируют процесс, который может происходит как в микрокосме (то есть человеческом теле) так и в макрокосме (то есть вселенной). Дальнейшая идея, даже представить которую может показаться для нас, людей, воспитанных строгой наукой, невероятно сложно, состоит в том, что процесс происходящий в микрокосме может в некоторых случаях повлиять на то что происходит в макрокосме. Это напрямую значит, что внутренняя работа одного человека, может повлиять на изменение мира к лучшему.Например, мы знаем, что это единство микрокосма и макрокосма происходило и в жизни швейцарского святого Николая Флуе.

Точно так же, с точки зрения алхимии, маркокосмические изменения влияют на микрокосм. В своем письме Вольфганду Паули (от 12 августа 1954) Карл Юнг на примерах объясняет такой процесс, происходящий в наше время. Он предпологает существование связи между взрывом атомной бомбы и все более очевидной тенденцией современного человека становиться все менее пустым с точки зрения индивидуальности и движения к индивидуации и превращением его в человека массы.

То, что все больше и больше современных людей страдают от агрессивных сексуальных фантазий, появляющихся, чтобы ускорить их процесс индивидуации (или привести к болезни), кажется мне признаком бессознательной компенсации этого массового поведения, которое мы наблюдаем. Instercoreinvenitur… в грязи мы отыщем его (Камень).

Смерть тела и сотворение духовно-психического.

wedding8

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.8 Смерть. Шестая стадия Rosarium

Однако вернемся еще раз к средневековому тексту. Как показано на следующей гравюре (см выше), Король и Королева соединились и в своем соединении образовали единое тело с двумя головами. Как мы видим, этот гермофрадит – Гермес-Меркурий, соединенный с Афродитой-Венерой. Две его головы, две руки и две ноги опять связаны с числом шесть как двойной триадой. Здесь изображен один из видов промежуточного состояния единства, уже содержащего андрогинные атрибуты солнечного дитя, уже двуполого но еще не оживленного. Иными словами, этот результат коньюнкции пока еще представляет только потенциальность нового сотворения. Для его воплощения и оживления требуются дополнительные операции. Далее, в следующих главах, я продемонстрирую, что человек в этом процессе играет огромную роль со-творца.

Как и в настоящей смерти, душа оставляет тело и возносится в небеса, что и представлено на гравюре выше. Для средневекового человечества такой символизм мог означать только одно – душа объединялась с божественным духом. В алхимическом опусе Герхарда Дорна, который был учеником Парацельса, этот процесс также именуется unio mentalis. Дух и дуща соединены, а тело мертво.

Как я показал в своей книге «Возвращение мировой души», Вольфган Паули сначала заметил, что алхимия средневековья и ренессанса была разделена на две отдельные ветви – неоплатоническую и герметическую. Последнюю мы рассмотрим в следующих главах. Неоплатоническая алхимия вначале занималась освобождением и избавлением духа из оков материи. В этой философии, находившейся под многовековым влиянием христианства, материя рассматривалась как Зло, а дух как Добро. Таким обрзаом, когда благой дух освобождался от злой материи, Опус считался законченным. Результатом было то, что я называю «духовной душой» или «одухотворенной душой».

 

 

 

wedding9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 9 Вознесение души. Седьмая стадия Rosarium

 

На современном языке Карл Юнг называл эту фазу Активным воображением. Как показывает символический язык, здесь лежит очень специфическая опасность этого метода. Этот путь может привести к буквальному убийству тела через серьезную психическую болезнь или раннюю физическую смерть.

Карл Юнг, будучи знаком с этой опасностью и обсуждая её со своими студентами, насколько мне известно, не был подвержен ей в своей работе. Тем не менее, в своем толковании Розария он ссылался на то, что в случае нехватки осознания необходимость использование техники активного воображения может привести к «понижению ментального уровня».

Его интуиция была отчасти верна, по крайней мере, не столько по отношению к феноменам появлающимся в результате активного воображения у интеллектуальных юнгианцев, сколько к определенным коллективным феноменам. А именно, сегодня мы знаем, что при видении НЛО и так называемых похищениях людей, происходит подъем в НЛО, находящееся на небе, подобно спуску в глубины бессознательного (или, точнее, в психофизическую реальность), в которых физическое время и пространство “растворяются”, как Король в матке Королевы в герметической алхимии.Именно поэтому в такие моменты могут быть преодолены физически невозможные расстояния и совершены невероятные прыжки во времени.

Эти короткие заметки, которые позже будут более детально объяснены, показывают, что в этой точке Алхимического Делание начинаются новые процессы. Как я уже упоминал, не смотря ни на что, Юнг не мог понять этот процесс Коньюнкции, вторую фазу Опуса Герхарда Дорна, так называемую unio corporalis. Перевести эти процессы на современный язык с помощью глубинной психологии и терминов квантовой физики - это реальный вызов XXI века.

Таким образом, глубинная психология не находит иного пути, кроме утверждения, что этот процесс бросает вызов научному знанию, и это граница, с которой начинается таинство. Поскольку еще не рожденное приравнивается к потенциальной будущей жизни (символически представленной как Архетип Ребенка), Карл Юнг называл этот процесс «рождением божественного младенца». Это символическое рождение немедленно последует на следующих стадиях Розария. С ним мы будем иметь дело в следующих главах, и попытаемся понять, что оно означает на современном языке.

Краткое подведение итогов.

Пора подвести итоги и обозначить некоторые дальнейшие перспективы. Я показал, что Юнг считал, что за буквальной интерпретацией сексуальности Зигмунда Фрейда и личной психологией сексуальности, то есть по ту сторону личных законов влечения между мужчиной и женщиной, должен быть более универсальный аспект этой изначальной движущей силы психики, который называется Коньюнкцией или Иерогамией (Священным браком). Карл Юнг был знаком с гностицизмом первого и второго века и цитировал глубинные прозрения Гностиков о «порождающей силе человека», которая только частный случай «порождающей природы Единого».

Таким образом, я утверждаю, что мы должны искать созидающий миф на более глубоких психофизических уровнях которые соответствуют этим заявлениям. Мы увидели, что герметический алхимический «Розарий философов» (Rosarium Philosophorum), который мог быть архаичным мифом, мы должны перевести на современный язык, используя достижения современных физиков и глубинную психологию Карла Юнга. Далее мы увидели, что Карл Юнг интерпретировал этот архаичный миф как архитепический фон переносно-контрпереносных отношений в психотерапии. Здесь возникает первая проблема: ибо если я пытаюсь найти интерпретацию Розария на психофизическом уровне, это должно включить больше чем архетипический фон основных проблем психотерапии, и таким образом мое толкование может выйти за пределы размышлений Юнга или даже вступить в противоречие с некоторыми его идеями, которые были ограничены психоаналитической установкой

Алхимический миф Священной свадьбы или коньюнкции всецело еретический, если взглядуть на него с христианской позиции. Этот миф говорит нам, что Бог и Богиня вовлечены в сексуальное взаимодействие и рождают сына. Поэтому Розарий кажется подходящим для поиска созидающего мифа. Он противоречит иудео-христаинской установке, поскольку утверждает божественную Пару, а не одного Бога-Отца, созидающего “третью вещь”. Далее сексуальный символизм этого компенсаторного мифа творения, будет еще более очевиден.

Для Юнга архетипическим основанием появления третьего, нового творения, был Архетипический Ребенок. Архетипический Ребенок был для него тем самым «третьим» западной философии, которого якобы «не дано», и таким образом он представлял духовный принцип. Такой интерпретацией Юнг ограничил Архетип Ребенка тем, что я ниже обозначу как «одухотворенное психическое», и интерпретировал его как «появление нового, ранее неизвестного психологического компонента» или «Третью сущность иррациональной природы, которую сознательный разум не ожидает и не может понять». Это «третье явление иррациональной природы», не ожидаемое и не понимаемое сознанием, представляет собой «предвкушение будущего развития».

Качества Архетипического Ребенка, согласно Юнгу, позволяют нам приравнять его к так называемой «трансцендентной функции». Последняя представляет собой «единство сознательных и бессознательных компонентов», и инструмент для достижения этого соединения есть активное воображения. Таким образом соединяются Логос Эго и Логос Самости. Эго взаимодействует с фигурами бессознательного, и таким образом получает способностьосознавать свои слепые пятна.

Современная интерпретация Коньюнкции, представленная Юнгом, приводит нас к тому, что ребенок как третий принцип является трансцендентной функцией, которая соединяет сознательную и бессознательную функции. Из этого следует, что одна из божественных фигур Розария представляет сознание человека. Очень вероятно, что именно поэтому Юнг чувствовал, что он не мог понять вторую коньюнкцию (unio corporalis)

В отличие от этой чисто духовной интерпретации, я подчеркиваю двойственность Самости, представленную фигурами Розария. Самость едина в двух лицах, не только короля или Бога, но и Богини, и обе фигуры равны. Таким образом, я иду дальше теории Юнга и утверждаю существование Логоса Самости, алхимически представленного Королем, а также Эроса Самости, то есть Королевы.

Гравюры Розария показывают, что божественная пара сопровождается Меркурием, самой важной, но двойственной фигурой Алхимии. Таким образом, божественная пара расширяется до Троицы: Бог, Богиня и Двойственный Меркурий. Это можно подтвердить аксиомой Марии Пророчицы. В моей современной интерпретации этого процесса один из самых важных выводов состоит в том, что этот третий есть Дух, который выражает двойственность пары. Поэтомувосстановление происходит в Четвертом. Поскольку симолически рассмотренный третий соответствует энергии, далее мы можем заключить, что определение энергии должно быть биполярным: «Одухотворенная душа» и «материальная душа». Этот результат совпадает с концепцией Двойной Самости которая, как я утверждаю, включает Логос так же, как и Эрос.

Итак, Коньюнкцию можно рассматривать как взаимодействие троих, потому её результат – божественное Дитя - является Четвертым. Это четвертое имеет структуру Гексаграммы, символизируемую тремя цветками на второй и четвертой гравюре. Символизм цветов отсылает нас к вегетативному мифу, в котором Тело, в противоположность реальной сексуальности, неподвижно. Корни и луковицы цветков создают соединение двух триад, то есть Звезду Соломона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 10 Звезда Соломона

 

Говоря абстрактно, это означает что четвертое не равно числу 4 но соответствует 6 и структуре соединенных триад. Первое дитя Священной Свадьбы, вегетативная печать Соломона (см рис выше) символизирует первую цель герметической алхимии. Также она тождественна главной структуре Николаса фон Флюе Radbild (Колесо – см ниже). Этот же символ является главным символом сердечной чакры анахаты в Индии и в буддийском тантризме. В Алхимии он появляется в виде так называемого «rotundum», то есть «круглого предмета».

 

wedding11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11 Колесо.

 

В трудах Алхимика Герхарда Дорна печать Соломона символизирует unus mundus, потенциальный мир до творения (то есть до иудео-христианского мира), который является срединным миром и преодолевает разрыв между материей и духом.

Далее мы можем заключить, что интеграция глубинных, психофизических аспектов сексуальности в общий процесс индивидуации возможна только в том случае, если символика числа 6, а не 4, принимается образом более сложной структуры Самости, которая появляется на стадии uniocorporalisв трудах Дорна.

Instercoreinvenitur, в грязи мы обретем его (камень, золото). Эта максима Алхимии показывает, что они принимали все эти сексуальные образы, порожденные бессознательным и компенсирующие слишком духовную интерпретацию Делания. Священная Свадьба на самом деле не божественное дело в христианстком смысле, она суть соединение противоположностей, духовного и инстинктивного аспекта алхимических божеств. Поэтому дитя появляющееся в результат коньюнкции, является одновременно «песьим сыном» и новым Светом, затмевающим Солнце и Луну. Этот процесс можно определить как восстановление исчезнувшего Человека Света или Антропоса, то есть изначального человека.

Антропос, Изначальный человек, тождествененanimamundi, Мировой Душе, что сокрыта во мраке материи и проникает во все явления вселенной. Вот почему Юнг заключил, что процесс, начавшийся в грязи и представленный в символических гравюрах Розария указывает на тайну творения и воплощения космических масштабов.

Тем не менее, если мы вспомним, какЮнг пытался показать, что миф - это алхимическое отражение проблем переноса-контрпереноса в аналитическом процессе, такая интерпретация может показаться немного неуместной. Я должен признать, что за вот уже тридцать лет работы в качестве психотерапевта я еще ни разу не сталкивался с тем, чтобы в какой-либо аналитической работе происходил такой космический процесс. Поэтому мне кажется, что мы должны оставить кабинет психоанализа и поискать ответ где-то еще, например в реальном мире нормальных, не-невротичных людей, которые могут пережить этот космический миф сознательно.

Первая подсказка о том, как может выглядеть современный процесс, основанный на мифе творения, символически продемонстрированный в Розариуме и в работе вышупомянутого Герхарда Дорна, мы находим в сравнении его с вегетативным воспроизводством. В момент смерти божественных тел (на шестой гравюре Розария) человеческая и\или животная сексуальность сменяется вегетативным мифом, в котором семя сначала погребено глубоко в землю, а после смерти пробуждается к новой жизни.

Эта ключевая деталь ведет нас к процессу на вегетативном уровне, происходящем в симпатической нервной системе, которая по-немецки также называется «вегетативной системой». Эта система связана с чакральной системой буддизма и индийского тантризма. Поэтому мы должны включить эти таинственные пути двух мировых религий в наше обсуждение. Исследуя эти тропы, мы увидим как грубое тело (sthula) оказывается трансформировано в тонкое тело (suksma).

В алхимической последовательности, как и в дальневосточной, всегда подчеркивается, что этот метод служит сотворению и воплощению в микрокосме, равно как и макрокосме, и человеческом теле, как и во вселенной. Поэтому мы будем отслеживать оба аспекта, заложенные в Розарии и в трудах Герхарда Дорна.

В возрасте 78 лет Юнг признался Вольфгану Паули, что он не может понять вторую коньюнкцию или uniocorporalis. Похоже, ему не суждено было пойти дальше первой коньюнкции - unio mentalis,которая соответствует первой стадии Делания. Согласно Герметическому Алхимику Герхарду Дорну, unio mentalis предшествует второй, и самой важной части Розариума unio corporalis, представленной на седьмой гравюре. На этой гравюре Король и Королева соединены в одно тело. Это тело имеет две головы, и эта структура опять указывает на двойную триаду, то есть Печать Соломона и схожие с ней символы, как например образ колеса у Николаса Флуе. Тем не менее, это всего лишь промежуточное состояние, поскольку несмотря на произошедшее соединение, тело еще мертво. Напротив, в символе могилы неизвестный автор Розария подчеркивает, что здесь божественное тело всего лишь мертвая материя. Душа оставила его, соединившись с духом в христианских небесах. Так был создан первый аспект души, который я называю одухотворенной душой.

В другой статье я показал, что это первая фаза Опуса Герхарда Дорна unio mentalis, и таким образом на седьмой гравюре Розария изображен неоплатонический аспект алхимии. Я также называю этот процесс «первой коньюнкцией», в которой душа извлекается из материи (или из тела) и соединяется с духом в небесах. Современной формой этой работы является Активное воображение, разработанное Карлом Юнгом.

То поразительное обстоятельство, что тело андрогина остается безжизненным в могиле, мы можем интерпретировать так: труп, оставленный душой, становится тем, что мы называем неживой материей или «материей без души», как это представляет современная наука.

Поэтому мы можем интерпретировать процесс, изображенный на седьмой гравюре, как тот путь, который естественная наука прошла после Декарта, со времен которого материя понимается как неодушевенная, а дух (или одухотворенная душа) считается единственным живым принципом. Идея Декарта о разделении мира на rescogitans, когнитивное эго и resextensa, материю, характеризованную лишь своей протяженностью, победила. Дополняющие принципы, которые я называю resamans, эквивалентный Эросу сознания (см. ниже) и resintensa, “материальная душа” или “тень юнговской Самости” (см. ниже), были подавлены.

Однако, дальнейшие стадии Розария показывают нам, что эта так называемая «мертвая материя» содержит animamundi, Мировую душу? и поэтому является основой нового творения космических масштабов. Далеея предположил, что нужно для достижения успеха в таком творении и воплощении этого мифа, в котором человек будет играть активную роль соучастника творения.

Как мы увидим, освобождение и восстановление res amans и res intensa, Эроса Эго и Эроса Самости, дополняющих принципов Логоса Эго и Логоса Самости - это иесть главное содержание современного варианта unio corporalis Герхарда Дорна (см. главу 4) и гравюр Розария после седьмой с их неоплатоническим освобождением души и обесцениванием тела и материи вообще. Интерпретация гравюр от восьмой до десятой поможет нам разработатьсовременный метод, основанный на Делании Герметической Алхимии.

Перевод Атон (Лит обработка Sedric)

 

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики