IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Пятница, 08 января 2010 00:08

Несколько писем из Переписки Вольфганда Паули и Карла Юнга

 

 

Несколько писем из Переписки Вольфганда Паули и Карла Юнга

 

[33] Паули Юнгу

Цолликон-Цюрих, 23 декабря 1947 г

(рукописное)

Глубокоуважаемый Профессор Юнга,

Отвечая на Ваше письмо от 9-го декабря с удовольствием хотел бы ещё раз письменно подтвердить, что я крайне приветствую основание Института с целью дальнейшего следования предложенному Вами направлению исследований, а также объявить своё согласие внести моё имя в список учредителей.

Совпадение по времени Ваших исследований в Алхимии является для меня первым симптомом к тому, что намечается тенденция развития психологии в узкой связи с научным опытом процессов физического мира. Вероятно, речь идёт о длинном пути,в самом начале которого мы стоим и который будет особенно связан с продолжающейся весьма сомнительной критикойпространственно-временнОй идеи.

Пространство и время были поставлены Ньютоном чуть ли не на правую руку Богаб (на как раз освободившееся место, откуда им был изгнан Сын Божий) и потребовалось лишь одно чрезвычайное умственное усилие, чтобы свергнуть их с этого Олимпа. Кажется, что рука об руку с этим идёт критика основной идеи классических естественных наук, причем она так значительно описывает объективные обстоятельства дел, как будто они на самом деле к самому исследователю не имеют никакого отношения. (Овеществляемость феномена независима от способа, которым она наблюдается). Современная микрофизика позиционирует наблюдателя снова как маленького создателя творения в его микрокосмосе со способностью к (хотя бы) свободному выбору и принципиально неконтролируемым воздействиям на наблюдаемое. Если же эти феномены зависят от того, как именно они наблюдаются (т.е. что за постановка опыта), то не существуют ли тогда также такие феномены (внетелесные), которые зависят от того, кем они наблюдаются (т.е. от свойств психики наблюдателя)? И если естественные науки, с тех пор, как Ньютон стремился к идеалу детерменизма, дошли в конце концов до принципиального «может быть» в статистическом характере закона природы (какая энантиодромия!), то не должно ли быть место для всяческих странностей, для которых наконец разница между «физическим» и «психическим» теряет своё значение (приблизительно как сейчас разница между «физическим» [здесь имеется в виду «физическое», как имеющее отношение к физике] и «химическим»)?

Я надеюсь, что продолжение предложенного Вами направления исследований сделает выводы насчёт этих проблем и поэтому надеюсь также на плотный контакт этого направления исследований с естестенными науками как и до сих пор.

Я был бы рад снова с Вами об этом поговорить, особенно потому, что моё внимание в данный момент направлено на роль Архетипических представлений в образовании научных понятий.Лучшим способом что-либо мне самому себе разъяснить всегда была лекция или доклад на данную тему и, в этом смысле, я полагаю, что один или два доклада о Кеплере (как пример), прочитанных мною в психологическом клубев послужат хорошим началом. Пусть это мне удастся – соединить магическо-алхимический образ мыслей с научным (образца 17-го века) образом мыслей (благодаря которому я верю, что это повторится в бессознательном современности на более высоком уровне!) общественности.

Ещё раз большое спасибо и сердечное приветствие

преданный Вам

В. Паули

аср. оба письма к этому в аппендиксе 9

б ср. Markus Fierz, “ueber den Ursprung und die Bedeutung der Lehre I. Newtons vom absoluten Raum” “Gesnerus” 11. (1954) 62-120 (SauerlaenderAarau)

вКлуб 48, автореферат, см. аппендикс 6.

[34] Паули Юнгу

Цолликон-Цюрих, 16 июня 1948 г

(рукописное)

Глубокоуважаемый Профессор Юнг,

После того как при учреждении Института К.Г. Юнгаа произошёл тот забавный «Паули-эффект» с разбитой вазой, у меня вскоре создалось чёткое впечателение ,что я должен был «вылить внутреннюю воду» (для того, чтобы пользоваться символичным языком, которому я у Вас обучился). Потом, в вашей речи связь между психологией и физикой заняла достаточно много места, и мне стало ещё яснее, что я должен делать. Результатом стала статьяб, которую я Вам здесь же и посылаю.Она не подходит ни для публикации, ни для доклада – тем более, что я воспринимаю её лишь как начало разбора этой проблемы – но послужит базисом дальнейшей дискуссии.. (Если бы это это было возможно, во второй половине июля, здесь, в какой-нибудь спокойный вечер обсудить поднятую проблему с Др. К.А. Майером[1]и со мной, это бы меня чрезвычайно обрадовало. Но, возможно, вы предпочтёте письменную форму.)

Если тот круг проблем рассматривается с настолько разных сторон, как с психологической и физической, могли неизбежно возникнуть разногласия во мнениях касаемо деталей. Наряду с ними остаётся преодолеть основополагающий момент, что я исхожу из факта отображения психического положения вещей на свойства материи, который Вами был доказан как пример Алхимии. Сверх этого я попытаюсь показать, что это легко соотносится с бессознательным – заменить алхимическую печь[2] на современный спектрограф. Это должно удивить психолога меньше, чем физика: в то время пока второй создаёт неверную теорию и, как результат развития нашего знания о материи, такая символика отпадает, первый очень хорошо знает, как мало техническое развитие за 300 лет меняет структуру и тенденцию бессознательного.

Надеюсь снова увидеться в субботу в психологическом клубе, с сердечным приветом

преданный Вам

В. Паули

а28 февраля и 6 мартаПаули выступил в «Психологическом клубе Цюриха» с двумя докладами «О влиянии архетипических представлений на образование научных теорий у Кеплера» (“DerEinflussarchetypischerVorstellungenaufdieBildungnaturwissenschaftlicherTheorienbeiKepler”); см. автореферат стр. 37-43, годовой отчёт из «ПКЦ», 1948 в аппендиксе 6.

бсм. Аппендикс 3

[35] Паули Юнгу

Цолликон-Цюрих, 7 ноября 1948 г

(рукописное)

Глубокоуважаемый Профессор Юнг,

Наш вчерашний разговор о «синхроничности» снов и внешних событий (Вы используете термин «синхроничный», если сон и внешнее событие разделяет 2-3 месяца?) очень помог мне и я хотел бы Вас ещё раз поблагодарить за него.

Вы мне рассказали, что сейчас особо занимаетесь символикой вращения в мандалах, поэтому я позволил себе выслать Вам свой сон, который приснился мне приблизтельно 2 года назад и где вращение и при этом понятие пространства занимают центральное место. Может быть, Вам как раз пригодится эта взаимосвязь. Разумеется, речь идёт об относительности понятия пространства в отношении психики, не будь эта проблематика крайне важна здесь и сейчас, не произвёл бы тот сон на меня такого неизгладимого впечатления. Доклад о Кеплере, идея нейтрального языка и дальнейшее преследование архетипического фона физических понятий стало бы тогда для меня погашенным. Объективность архетипического фона делает очень вероятным тот факт, что проблематика мандал, о которых Вывчера коротко упомянули и той, которая лежит в основе прилагаемого сна, одинакова. Как синхронистичный феномен я пока использую такой вид символичного вспомогательного представления или рабочей гипотезы – простейший элементарный случай Римановой поверхности – который выглядит приблизительно так: разрез, представленный двумя лепестками (постоянно вертикально к

плоскости чертежа), которые в общем разделены, но в нарисованном центре связываются вместе (пронизывают друг друга – да простят меня математики). Число лепестков произвольно, два – это только простейший случай. Суть в том, что при описывании окружности вокруг центра (вертикально плоскости чертежа) идут от нижнего листочка к верхнему (и в обратную сторону также).

«Радиоактивное ядро» одна из подсознательных предполагаемых символических причин синхронистичных феноменов, составляющих одно целое, из которых, например, один (верхний лепесток) состоит в том, что я вижу определённый сон, а другой (нижний лепесток) в том, что господин или госпожа Х заболевает или умирает. Исходящее действие,лежащее в прослойке, принадлежащей центру заботится сначала о различении «физики» (“Physis”) и «души» (“Psyches”) и изображает такой порядок, который течёт за пределами пространства и частично за пределами времени.

Наличие этого действия – которое мне спонтанно из подсознания навязанно центральным языком назвалось «радиоактивность» - важно при условии, что архетипические содержания движутся вблизи сознания (феномен раздвоения), т.ч. проблема их интеграции в сознание становится особенно актуальна. Это ли не так, что при ближайшем рассмотрении рисунка мандалы из двух разделённых друг против друга лежащих лепестков, они закономерно пересекаются в центре («Самость» (“Selbst”))?

С большой благодарностью

остаюсь преданный Вам

В. Паули.

аздесь впервые возникает слово «синхроничность». См. следующее письмо Юнга от 22 июня 49 г. Стоит отметить, что «Паули-эффект», в который верили многие физики ,а также сам Паули, был синхронистичным феноменом в юнговском смысле. (Ср. такжеM. Fierz, “NatureklaerungundPsyche, einKommentarzudemBuchvonC.G.J. undW.P.” inNaturwissenschaftu. Geschichte, VortraegeundAufsaetzevonM.F. (Birkhauuser 1988), pg 181-191

бсм. Аппендикс 3



[1]Он был столь любезен дать мне ещё более подробные разъяснения о психологии раздвоения содержания.

[2]Я знаком с этой печью также из моих собственных снов

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики