IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...
Суббота, 07 февраля 2009 17:02

Рафаль Принк Колода Мантенья в истории Таро

Рафаль Принк

Колода Мантенья в истории Таро

Прекрасная серия красочных изображений, известная как Таро Мантенья, хорошо знакома всем, кто интересуется картами Таро, но ее место в ранней истории Таро изучено далеко не так хорошо. Эти оттиски (поскольку они сохранились только в неразрезанных таблицах, вполне возможно, что они вообще не были картами) содержат 50 изображений, разделенных на 5 групп по 10 изображений, расположенные строго по порядку, начиная с Нищего, затем различные изображения людей, искусств, наук, добродетелей и небесных сфер, увенчанные картой Первопричины. Хотя некоторые изображения явно напоминают карты Старшего Аркана Таро, серия в целом заметно отличается.

taro1

Несмотря на традиционное название этой колоды, все современные авторы считают, что эти гравюры не принадлежат Андреа Мантенья (1432-1506). Однако, никто кажется не обращает внимания на короткий фрагмент, посвященный Мантенья в лучшем источнике по итальянскому Возрождения - «Жизни художников» Джорджио Вазари, где ясно указывается, что он был изготавливал медные гравюры, посвященные триумфам, которые «считались совершенными, и никто не видел ничего лучше». В оригинальном итальянском тексте сказано так: «Si diletto il medesimo, siccome fece il Pollajuolo, di fare stampe di rame, e fra l'altre cose fece i suoi trionfi, e ne fu allora tenuto conto, perche non si era veduto meglio» (Джорджио Вазари, «Жизни художников», 1809 г.). Эта короткая цитата имеет исключительную важность для истории Таро. Она доказывает, что Мантенья был автором гравюр, приписываемых ему (которые датированы приблизительно 1460 г.) и, что более важно, что термин «trionfi» (триумфы) использовался не только для обозначения обычной колоды Таро, но и для обозначения особого типа карт, к которым принадлежали карты Мантенья (Майкл Даммет в книге «Игра Таро» утверждает, что доказательств этому нет).

taro2

Мантенья работал на Изабеллу д'Эсте Феррарскую, которая была тесно связана с самыми ранними упоминаниями о картах Таро (trionfi), и даже нарисовал для нее два изображения: «Парнас или торжество любви» и «Торжество добродетели». Сейчас общепринятым считается, что обе ранние колоды Таро и другие темы «триумфов» в итальянском искусстве раннего Ренессанса имеют общий источник в триумфальных парадах того периода и вдохновенной поэме Петрарки «Триумфы» («I trionphi»). Основная идея в этих последовательных изображениях или персонификациях была в изображения «триумфа» одного изображения над предыдущим, и та же тема прослеживается в серии Мантенья. Другая гипотеза связывает изображения таро с герметическим искусством запоминания, однако не доказано, что обе эти теории ведут к личности Петрарки, который считается отцом этого искусства. Похоже, что Петрарке принадлежит идея использовать изображения триумфальных парадов как средство для искусства запоминания, а некоторые художники позже использовали эту идею для визуальных изображений на ранних картах Таро.

taro3

Самая ранняя из известных нам колод Таро - колода Висконти ди Модроне, также известная как колода Кэри/Йеля, обычно датируемая 1440 г., однако некоторые авторы датируют ее даже 1928 г. Она сильно отличалась от более поздних колод, и содержала не только одну дополнительную карту двора, но также как минимум три дополнительных карты Старшего Аркана - теологические добродетели Веры, Надежды и Милосердия. Существуют также описания двух других колод похожего «триумфального» характера, сильно отличающихся от стандартного Таро, сделанные одним человеком - Филиппо Мария Висконти. Одна из них принадлежала Мишелино да Бесоццо, а другая - Марчиано да Тортона. Поэтому похоже, что около 1440 года при дворах Милана и Феррары была мода на карты с мифологическими и аллегорическими рисунками, которые использовались для игры, но в то же время были наполнены глубоким герметическим символизмом., использовавшимся в магическом искусстве запоминания.

taro4

Интересно сравнить структуру карт Мантенья с «театром памяти» Камилло (как описано в «Искусстве запоминания» Франса Йетса), чтобы увидеть их поразительное сходство. Они содержат символическое представление герметической вселенной, а также являются магическим инструментом, с помощью которого можно управлять миром, используя оккультное искусство запоминания, развивавшееся магами Ренессанса. Хотя структура Старшего Аркана Таро не столь ясна, как структура карт Мантенья, они достаточно похожи, чтобы можно было утверждать, что карты Таро предназначены для той же цели.

taro5

Конечно, это не объясняет, почему позже Старший Аркан завоевал популярность, ни то, в действительности скрывает его структура, но по крайней мере это проясняет некоторые моменты из ранней истории Таро, которые могут быть представлены так:

Триумфальные парады в итальянских городах

1360 г. - Поэтические образы «триумфа» у Петрарки и «искусство запоминания» при дворе Джангалеаццо Висконти, отца Филиппо Марии

1440 г. - Игра в карты с мифологическим и герметическими изображениями, созданными Филиппо Марией Висконти, герцогом Миланским

1460 г. - Стандартная колода Сфорца.

1460 г. - Изображения Мантенья.

Примечание к иллюстрациям:

Таро Мантенья, состоящее из 50 карт, разделено на 5 блоков по десять карт.

Первый блок описывает различные социальные состояния. В нем преставлены следующие карты:

I. Нищий

II. Слуга

III. Ремесленник.

IV. Торговец.

V. Благородный господин

VI. Рыцарь

VII. Герцог

VIII. Король

IX. Император

X. Папа

Второй блок состоит из изображений девяти муз и Аполлона

XI. Каллиопа (муза эпической поэзии)

XII. Урания (муза астрономии)

XIII. Терпсихора (муза танцев)

XIV. Эрато (муза любовной поэзии)

XV. Полигимния (муза пантомимы и гимнов)

XVI. Талия (муза комедии)

XVII. Мельпомена (муза трагедии)

XVIII. Эвтерпа (муза лирической поэзии)

XIX. Клио (муза истории)

XX. Аполлон

Третий блок состоит из изображений семи свободных искусств, а также Поэзии, Философии и Теологии

XXI. Грамматика

XXII. Логика

XXIII. Риторика

XXIV. Геометрия

XXV. Математика

XXVI. Музыка

XXVII. Поэзия

XXVIII. Философия

XXIX. Астрология

XXX. Теология.

Четвертый блок состоит из изображений семи главных добродетелей, а также духов Времени, Жизни и Космоса

XXXI. Жизнь

XXXII. Время.

XXXIII. Космос

XXXIV. Воздержанность

XXXV. Благоразумие

XXXVI. Стойкость

XXXVII. Справедливость

XXXVIII. Любовь

XXX. Надежда

XXXX. Вера

Пятый блок. Семь планет и три высших сферы.

XXXXI. Луна

XXXXII. Меркурий

XXXXIII. Венера

XXXXIV. Солнце

XXXXV. Марс

XXXXVI. Юпитер

XXXXVII. Сатурн

XXXXVIII. Восьмая сфера

XXXXIX. Перводвигатель

XXXXX. Первопричина.

Перевод Sedric

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaroклассические баннеры...
   счётчики