MAAP_conf_2017_banner

IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
«Касталия»
                – просветительский клуб и магазин книг. Мы переводим и издаём уникальные материалы в таких областях как: глубинная психология, юнгианство, оккультизм, таро, символизм в искусстве и культуре. Выпускаем видео лекции, проводим семинары. Подробнее...

Таро и инициация Глава 3 Солнце и Луна (символизм дня и ночи)

 

Солнце и Звезда

(символизм дня и ночи)

Точно также, как Эон и Луна напрямую связаны с десятой сфирой, сфирой материального мира, Солнце и Звезда (Реш и Хе) связаны с девятой сфирой Йесод, поэтому, прежде чем приступать к исследованию путей, следует понять природу модальности указанной сфиры.

Как уже было сказано, сфирот соответствуют состояниям бытия, а циннарот – динамическим взаимодействиям между этими состояниями. С другой стороны, сфирот относятся к объективным состояниям бытия, тогда как циннарот к состояниям, относящимся не столько к бытию, сколько к сознанию, точнее, тому инициатическому пути, который проходит сознание. Именно поэтому сфирот названы «объективными» категориями, а циннарот – субъективными. Субъективный уровень здесь относится к инициации, а объективный – к тому состоянию бытия, на который ведет инициация. По этой причине ни в коем случае не следует понимать слово «субъективный», как «произвольный», и считать, что любые «субъективные» интерпретации будут здесь априори верны.

Малькут – это обычный дневной материальный мир, Йесод – это мир сновидений и активного воображения. Все остальные сфирот постигаются не напрямую, но посредством аналогий или символов, то есть отражаясь в Йесод. Так например, война и все, что с ней связано, является одним из символов Гебуры, но никак не наоборот, поскольку высшее не может символизировать низшее (на эту ошибку большинства эзотериков не раз указывал Рене Генон). Различные сюжеты сновидений могут иметь символизм практически любой сфирот или циннарот, однако их местом действия является сфира Йесод.

Йесод является сфирой Луны, и, вспомнив все, что было сказано в связи ату Вселенная, мы без труда поймем, почему практически во всех традиционных мифах именно луна считается обителью мертвых. Так же во всякой традиционной инициации со времен шаманских культов модальность Луны соответствует первой из семи (или девяти, что представляет более совершенную систему) ступеней восхождения.

В этом отношении будет полезно вспомнить ряд важных указаний Рене Генона относительно Луны. По мнению Генона, экзотерический подход – «питри яна», в конечном счете не ведет за пределы сферы Луны, то есть не дает освобождения от индивидуальной обусловленности. Как мы видели, на пути Тав происходит распад иллюзорного единства на составные стихии или, по выражению Генона, «растворяются формы, завершившие свой круг развития».

Здесь же Генон указывает на абсурдность теории реинкарнации, понимаемой в теософском смысле (которая оказывается прибежищем «башен пути Коф»). Кроули так же указывал, что вера в то, что Джон Смит перевоплотится и сохранит то, что считает собой – по меньшей мере, абсурдна. Единственное, что может обеспечить Джону Смиту бессмертие – это уничтожение идентификации с тем, что он считает собой, и еще при жизни (посредством инициации) соединение с истинным источником своего Я (это не ниже уровня Тифарет), для которого данное конкретное эго – не более чем одно из колец дыма от пламени.

Говоря о Йесод, следует сказать, что хотя Луна в большинстве случаев отождествляется с женским началом (исключения есть, но они не определяют дискурс), это относится скорее к «лунным» циннарот, тогда как Сфира Луны является одновременно и мужской, и женской модальностью. Во-первых, она принадлежит к срединной колонне древа жизни и уже в силу этого избегает крайностей милосердия и суровости. Во-вторых, если соотносить категории Женское – Мужское с категориями Активное – Пассивное, то очевидно, что сфира Йесод является активной (мужской) по отношению к материальному миру, но пассивной – по отношению к любой другой высшей модальности.

Активность Йесод по отношению к Малкут нетрудно проиллюстрировать такими феноменами, как вещие сны или, например, синхронистичные совпадения. Из опыта вещих снов мы знаем, что вначале нечто происходит на символическом образном уровне реализации Йесод, прежде чем это нечто найдет воплощение на материальном плане. Образы Йесод формируют материальный мир, но никак не наоборот. Следует заметить, что любые попытки формировать удачный материальный уровень посредством генерации определенных образов возможны только при условии, если агент достиг модальности более высокой, чем Йесод, в противном случае он оказывается заложником слепых сил данной сфиры. Тот же, кто в действительности перешел на уровень более высокой модальности, едва ли сохранит ложную систему ценностей, позволяющую ставить телегу впереди лошади.

Таким образом, три пути, исходящие от Йесод – это, во-первых, пути, по которым высшие модусы оказывают свое влияние на Йесод, во-вторых, пути, по которым происходит инициация в более высокие модальности бытия.

По определенным причинам вынесем пока за скобки рассмотрение центрального пути (дабы вернуться к нему в следующей главе) и сосредоточимся на двух зеркальных путях Реш и Хе, которым соответствуют аркан Солнце и Звезда.

Достаточно беглого взгляда на эти две карты, чтобы уловить их комплиментарную природу. Ату Солнце принадлежит к дневному, мужскому, началу, тогда как Ату Звезда – к ночному, женскому.

Более того – в основе изображения этих двух карт лежит идея свастики. И если в Ату Солнце эта свастика представлена самим солнечным диском и его лучами, которые изображены во вращающемся движении, по часовой стрелке, то в Ату Звезда, если внимательно приглядеться, становится видно, что сама фигура Нюит предстает в качестве обратной свастики, движущейся против часовой стрелки. Нюит на карте изображена в знаке Исиды, так что даже её тело образует свастику.

Таким образом, эти два аркана мы можем представить как два противонаправленных потока, в центре которого генерируется модальность Йесод.

Путь Звезда идет от Сфиры Нецах, которая, согласно «сизигии подобия», является отображением великой матери всех форм, великого моря Бина, тогда как Ход – по тому же закону – есть отображение Сфиры Хокма.

Точнее всего определить полярность этих двух путей можно как комплиментарность логоса и эроса. Логос традиционно отождествляется с дневным, меркуриевым (Ход) началом, которое разделяет все явления. Эрос – с ночным, венерианским (Нецах) началом, соединяющим все согласно «любви в соответствии с Волей».

Переход из одной формы функционирования в другую практически всегда связан с серьезным травматическим опытом, последствия которого непредсказуемы и охраняются ужасом табу. Именно поэтому герои Кастанеды испытывали слепой ужас перед всем, что ассоциировалось у них с модальностью нагуаля. (Скажем мимоходом, что если бы Кастанеда был последователен, в модальности нагуаля женщины имели бы мужское сознание, а мужчины – женское.)

Достижение андрогината является заветной целью любой инициации и достигается постепенной интеграцией контрсексуальной компоненты. Хорошо известно, что практик, достаточно искренний в следовании эзотерическому пути, рано или поздно начинает приобретать качества андрогинности.

Интересно, что символизм Солнца и Звезды устроен так, что в каждом из этих арканов есть указание на андрогинную природу инициации, вне зависимости от того, происходит инициация в мужской или женской модальности. Так, синевекая богиня Нюит (Кроули особо подчеркивал, что в этом аркане речь идет не об интеллектуальной идее, а о совершенном образе, персонификации высшей женственности) держит в своих руках серебряную (луна, женская модальность) и золотую (солнце, мужская модальность) чашу (использование символизма чаши указывает, что в данной инициации доминирует женская модальность). В ату Солнце внизу карты мы видим два круга, разделенные крестом – желтый и черный, то есть дневной (солнце, доминирующее в этой карте) и ночной (ночь как потенциальность).

Следовательно, эти арканы необходимо рассматривать вместе.

Далее, на Ату Солнце изображены все 12 знаков зодиака (что опять же указывает на первую, пусть еще очень далекую манифестацию сфиры Хокма, связанную с Ход «сизигией подобия»). Это также указывает на то, что вступление на этот путь является своего рода «инициацией в астрологию», а прохождение этого пути дает искателю необходимые интеллектуальные сиддхи для постижения этой сложной оккультной науки. Но, согласно традиции «Книги 777», астрология как сиддха соответствует пути Хе, соответствующему Ату Звезда. И правда – в дневной модальности мы получаем средства и способности постигнуть астрологию, но точно так же, как при свете солнца невозможно увидеть ни одну звезду, при доминировании дневной модальности бытия интуитивное восприятие астрологических символов будет недоступно адепту.

Еще раз обратим внимание на положение рассматриваемых путей. Путь Реш находится между Ход и Йесод, то есть модальностью Луны и модальностью Меркурия. Ход, как мы уже говорили, связан с Хокма «связью подобия», то есть рациональный ум Меркурия является отражением более высокого и непостижимого изначального Ума, изначального отцовства. Мы уже приводили самые очевидные подтверждения действия этой связи подобия. Таким образом, функция пути Реш, находящегося между чистым менталом и резервуаром хаотичных форм, – это упорядочивание астральных форм. Поэтому именно на пути Реш появляется способность воздействовать на материальный мир через активную иммагинацию (которая до этого – всего лишь бессознательное медиумическое фантазирование). Но всякий реально достигший этот уровень (что, заметим, подразумевает первую инициатическую смерть, то есть полноценное прохождение пути Сатурна), едва ли будет озабочен таким вопросом.

Духовный путь в традиции Телема очень часто принято называть «духовным альпинизмом». Символ восхождения на гору мы можем встретить практически во всех традиционных религиях мира. Именно на горе происходят наиболее личные и глубокие встречи человека и бога. Если посмотреть глубже – гора в эзотерическом смысле символизирует ось и центр мира. Интересно, что фильм «Священная гора» Алехандро Ходоровского посвящен теме пресуществления неблагородных планетарных сил в благородные, однако режиссеру не хватило уровня посвящения, чтобы понять, что данное пресуществление проходят не планеты, но символы зодиака. Астрологическая доктрина говорит о том, что солнце активирует каждый из знаков зодиака по очереди, на чем и строятся все астрологические расчеты.

Еще одним важным элементом эзотерической доктрины является отождествление аркана Солнце с тем чистым светом, который видят умершие после того, как проходит распад элементов. Бабочка – или человеческая фигура с крыльями бабочки – это типичный символ человеческой души, отделившейся от тела. Заметим, что здесь отделение зашло гораздо дальше, чем на Ату Вселенная, и в этой карте мы видим двух отдельных существ предположительно мужского и женского пола, или, иначе говоря, духовное и душевное начало.

Если назначение пути Реш – это структурирование и классификация астральных форм, то путь Хе, напротив, призван соединить противоположные элементы согласно «любви в соответствии с волей». Таким образом, сфира Йесод оказывается под воздействием двух уравновешивающих друг друга потоков – логоса (Меркурий и Солнце) и Эроса (Венера и Луна), которые во всей своей потенциальности представлены в известном нам символизме.

Проходя по пути Звезды, Адепт утончает грубую и неочищенную материю своего лунного поля (которое тесно связано с сексуальной энергией – что подтверждается интуицией Фрейда о сексуальной природе большинства снов и каббалистическим указанием, что Сфира Йесод – это половые органы Адама Кадмона) в поэтические вдохновения. Путь Хе эротичен в самом высшем смысле этого слова, это таинство «мистерии любви», которая вдохновляет адепта, прежде чем он вступает в ночь Пана. Этот путь в полной мере соответствует алхимическому понятию сублимации, однако не следует смешивать алхимический смысл с тем значением, которое привнес в это понятие психоанализ. Как контринициатическая система, психоанализ просто перевернул все вверх ногами, представив сублимацию чуть ли не как искажение первичного инстинкта, «необходимый невроз», на котором строится цивилизация. Ошибочность подобной позиции очевидна, поскольку более высокое начало является причиной, а не следствием более низкого, и восхождение к высшей причине и есть суть алхимической сублимации, вдохновляемой Звездою Магов.

JL VK Group

Социальные группы

FB

Youtube кнопка

Обучение Таро
Обучение Фрунцузкому Таро
Обучение Рунам
Лекции по юнгианству

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
классические баннеры...
   счётчики