07.07.2014
0

Поделиться

Глава VII. Пророчества Нострадамуса

Барбара Ханна

Процесс Индивидуации в «Эоне»

Глава VII Пророчества Нострадамуса

Юнг говорит, что направление нашей религиозной истории и основополагающая часть нашего духовного развития могут быть более-менее точно предсказаны – в отношении времени и содержания – на основе прецессии точки весеннего равноденствия в созвездие Рыб. В процессе энантиодромии вертикальное готическое стремление вверх переходит в горизонтальное движение вовне, представленное в путешествиях географических открытий и быстро развивающемся «покорении природы». Вертикаль была пересечена горизонталью (можно вспомнить, что на многих древних изображениях Рыб одна рыба расположена вертикально, а другая – горизонтально), и духовное развитие человека начинает определяться, что становится всё более заметным, антихристианским направлением, ведущим к современному кризису, исход которого всё ещё неясен (§150).

Не забывая об этих обстоятельствах, далее Юнг переходит к Нострадамусу. Я лишь резюмирую это очень кратко, частично по причинам, о которых уже упоминала, частично – потому, что, хотя я не раз пыталась изучать Нострадамуса, преуспеть в этом у меня как-то не получилось.

Как следует признать, чрезвычайно интересно, что в письме королю Франции Генриху Второму, датированном 27 июня 1558 года, он предсказывает, опираясь на астрологические данные, что в 1792 году, более чем через 200 лет в будущем, наступит более великое преследование христианской церкви, чем даже то, которое когда-то было в Африке, хотя в то время «все будут думать, что это обновление эпохи» (§151).

Нострадамус мог основываться в своих расчётах на более ранних авторитетных источниках, но, безусловно, поражает, что в то время как раннее пророчество говорит о 1789 годе, Нострадамус называет 1792 год, и обе даты попадают на время французской революции. Возведение на престол богини разума в Нотр-Дам де Пари было действительно (как Юнг часто подчёркивал также в другом месте) драматическим событием, которое можно рассматривать как предвестие нарастающей антихристианской тенденции и которое многие приветствовали именно как «обновление эпохи», в точности как предсказывал Нострадамус за 230 лет до этого. Существовал даже революционный календарь с новой системой датировки, начинавшейся в сентябре 1792 года (§156). 

 Нострадамус и ранние авторитетные источники предсказывают, что великое потрясение произойдёт на севере. Они были знакомы с идеей севера как обители дьявола. Эта идея восходит к Ветхому Завету, где Иеремия говорит: «от севера злой ветер принесет бедствие на всех обитателей сей земли» (Иер. 1: 14) и Исайя упоминает о Люцифере, намеревающемся возвысить свой трон над звёздами Бога и воссесть на горе собрания далеко на севере (Ис. 14: 12) (§157). 

Бенедиктинский монах Рабан Мавр (IXв.) отмечает, что «северный ветер – это суровость гонения» и «фигура старого врага». Он добавляет, что, очевидно, север обозначает дьявола, поскольку сказано в «Книге Иова»: «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём» (Иов 26: 7). Рабан Мавр истолковывает значение этого так: «Господь позволяет дьяволу управлять умами тех, кто пуст от добродетели» (§157). 

Юнг цитирует св. Августина и несколько других авторитетных источников, которые отождествляют север и дьявола, и в дополнение обращает внимание на очень удивительный факт, что Нострадамус и его предшественники предупреждают нас о «захватчике с севера», когда предвещают приход Антихриста. Лютер был быстро воспринят как Антихрист, о котором, вероятно, говорил Нострадамус, когда говорил о «первом Антихристе», который появится после 1792 года. Юнг просто упоминает, что нам не следует забывать, какой большой капитал фашисты попытались извлечь из идеи о том, что Гитлер завершал дело реформации, которое Лютер оставил незавершённым. (Как Юнг часто подчёркивал в другом месте, фашистская Германия была примером parexcellence (фр. преимущественно) процесса индивидуации, произошедшего неосознанно и непроизвольно и поэтому негативно).

Юнг заканчивает главу, говоря, что при наличии существующих астрологических данных и сохранившейся возможности затем интерпретировать их для Нострадамуса не было трудно предсказать надвигающуюся энантиодромию христианского эона, но, делая это, он уже был введён в антихристианскую фазу и стал её глашатаем [В дословном переводе с немецкого «standerserberschoninderantichristlichenPhasedrin» означает «так он уже был введён в антихристианскую фазу». Английский перевод «решительно вошёл» здесь вводит в заблуждение, поскольку звучит так, будто Нострадамус сделал это осознанно, чего, конечно же, не было. Сейчас это очень частая интеллектуальная ошибка, которая возникает из предвзятого мнения о том, что бессознательного, которого оказывает на нас реальный эффект, не существует, и мы всё делаем сознательно.

Мы можем обнаружить тот же самый процесс, который можно увидеть здесь в Нострадамусе, в нас самих, если мы оглянемся назад на то время, когда мы впервые соприкоснулись с юнгианской психологией. Наши сны тогда покажут нам, как сильно изменилась наша бессознательная установка, тогда как сознание шло за ней с отставанием. Часто это особенно чётко проявляется в переносе, который может процветать годами, прежде чем мы осознаем его].