Перевод

Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм Животных.

Глава 14

Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

 

Выход из тупика ночного ужаса явственно связан с творческим процессом и снова проявляется в виде символа лошади, знаменитым Пегасом. Этот крылатый конь из греческой басни, говорят, выскочил из туловища горгоны Медузы, когда Персей отрубил ей голову, - наиболее ясный символ того, что происходит в случае принесения в жертву матери в её проявлении как приводящей в оцепенение ночной ведьмы.

Морской бог Посейдон, который связан с лошадьми, был объявлен отцом Пегаса. К большому сожалению, нам придется оставить это проявление из-за нехватки времени. Беллерофон (Bellerophon), говорят, был первым смертным, который ездил на Пегасе. По некоторым данным, он также был сыном Посейдона, и если это так, то он тогда приходится братом своему коню. На Посейдоне Беллерофон убил Химеру. Доктор фон Франц сказала мне, что Химера изначально была чудищем, которое спереди было львом, сзади – драконом, а посредине – женщиной. Мы воспротивимся этому увлекательному символизму и отметим только, что имя этого чудища, Химера, стало общеупотребительным словом как для обычных необузданных фантазий, не имеющих никакого основания, так и для галлюцинаций. Сюжет о Беллерофоне, убивающем Химеру, сидя на коне, который выскочил из убитой горгоны Медузы – это ещё один чудесный символ не только необходимости убить мать, но и фантазийных планов и нереальностей, связанных с ней. Иными словами, можно сказать, что активное воображение неверного вида должно быть уничтожено до того, как Пегас сможет обрести своё собственное и настоящее творческое либидо /влечение.

Сам Беллерофон плохо закончил из-за своей амбициозной попытки подняться в небо на Пегасе. Разгневанный Зевс послал овода ужалить лошадь, Пегас отпрянул и сбросил Беллерофона на землю, где тот, искалеченный и ослепленный, стал странником, разделённым с Пегасом всю оставшуюся жизнь. И вновь мы видим здесь типичную опасность творческого либидо /стремления: оно пытается подняться слишком высоко и в итоге смертельно калечит себя. К этому проявлению мы вернёмся позднее.

Многие из вас помнят, что о Пегасе весьма интересно упоминалось в семинаре Юнга о визуальных образах – не только как о вдохновении поэта, но и как о новом преобладающем астрологическом законе. Юнг с интересом отмечает, что

...Пегас совершенно символичен, он уже не является человеческим началом, он не герой, и он не является женским началом, вполне определённо он – животное начало. Мы бы сказали, что лошадь была символом либидо /стремления, обозначающим животную часть человека, и взбираясь на неё, передвигаясь на ней верхом, он таким образом становится крылатым и божественным; это не просто обычное животное, а это – божественное животное. Так что это означало бы время, когда человек обнаружил, что настоящим направляющим началом является либидо /стремление к жизни, которое обозначается квадратом. Как люди того времени вообще смогли вообразить, что Пегаса нужно изобразить квадратом, для меня является загадкой, но они действительно так сделали. (Юнг 199, 731)

В ту эпоху, иными словами, тройка сменилась четвёркой, которую символизирует квадрат Пегаса. Очень интересно то, что этот крылатый конь (который, как и Беллерофон, связан с человеческими амбициями и может привести к гордыне) станет тем самым, кто предоставит недостающего четвертого. Сам Пегас является символом, который соединил противоположности, - хтоническое животное, очень земное, и всё же с крыльями, а значит принадлежащее к духовной сфере. Он – символ, похожий на знаменитого крылатого змея в религии ацтеков. Он объединяет хтоническое и духовное, и поэтому он ведёт к цельности, к четверичности и к квадрату. Таким образом, если нам вообще предстоит проехать верхом на Пегасе, нам необходимо делать это с предельным смирением. Амбиции, планы и высокие полёты запрещены и приведут к судьбе Беллерофона.

Я также должна от себя сказать, что Пегас, если рассматривать его как истинное творческое вдохновение, несмотря на склонность к высоким полётам, является тем, кто спускает нас на землю, поскольку, когда нам нужно создать что-то, мы очень быстро обнаруживаем себя зарегистрированными на наш рейс в высоты. Любой, кто пытался выразить видение, например, в красках, прозе или в поэзии, знаком с предельным отчаяньем, которое поднимается в нём, когда он сталкивается с безнадежной задачей произвести нечто сколь-нибудь удовлетворительное. Творческое либидо /влечение Пегаса опасно только тогда, когда мы позволяем ему оторвать нас от реальности. Если нам удаётся совместить его с работой, оно само себя сдерживает, поскольку, как мы видели, квадрат Пегаса связан со стремлением достичь состояния полноты или цельности – самая трудная задача из всех возможных, предпринимается ли такая попытка творческим человеком или в процессе индивидуации.

В особо тяжелых случаях гордыни, часто встречается символ орла. В «Исповеди оправданного грешника» Хогга (Hogg, Confessions of a Justified Sinner) Роберт говорит, что он чувствовал себя словно орёл, летящий над миром и смотрящий на пресмыкающееся человечество, и вскоре после этого он попал в руки Гила Мартина. В случае Пегаса мы имеем дело не с птицей, а с конём со всеми качествами лошади, которые нельзя игнорировать только потому, что он имеет крылья. Миф о Беллерофоне действительно прекрасно изображает творческое либидо /стремление. После того, как первое сражение с Химерой выиграно, и вы получаете возможность использовать своё либидо /стремление творчески, нужно вступать во второе сражение против чрезмерного честолюбия, которое особенно опасно в сочетании с ленью. Приходит искушение пренебречь своими земными ограничениями, позволить чудищу Химере возродиться и наслаждаться высокими полётами нереальных фантазий, присоединяясь к богам, как попытался Беллерофон, что приведёт к трагическому падению и к увечному или слепому существованию. Но если вы помните, что ваша лошадь из плоти и крови и смиренно соблюдаете свои границы и, прежде всего, уважаете тяжелый труд, что является главной чертой лошади, вы сможете избежать трагедии Беллерофона.

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"