Перевод

Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм животных

Глава 16

 Заключение о кошке, собаке и лошади.

 

Мы бегло пробежали сквозь фрагмент обширного символизма, с которым архетипические образы трёх наших животных являются нам, и посмотрели что-то из множества граней их смысла.

Я бы хотела в заключение сказать несколько слов о качествах инстинктов, которые являются общими для всех этих животных, и о тех, которые являются специфическими для каждого из них. Все три проявляются в виде одомашненных животных, поэтому мы рассматривали инстинкты, находящиеся рядом с нами, инстинкты, с которыми можно установить связь. (Нет необходимости напоминать вам о множестве птиц, насекомых, рептилий и т. д., которые воплощают более далёкие или более глубокие слои инстинктов, которые также связаны с нашей психикой.)

В целом, по-видимому, животные воплощают нижние инстинктивные силы в человеке, которые зачастую знают путь, когда наше сознание в полной растерянности. Это оказалось верным для этих трёх животных. Обо всех них мы можем сказать, что «если мы будем следовать природе, она приведёт нас к нашему собственному порядку». Или мы можем отнести ко всем ним изречение Христа и сказать, что они из тех, кто «ведёт нас в Царствие небесное». Иными словами, мы могли бы сказать, что все инстинкты в той или иной форме служат процессу индивидуации, что эта цель является общей для всех них, и что их отрицательные особенности проявляются только тогда, когда мы сами не служим этой цели. Например, инстинкт-кошка перерождается в злобность только тогда, когда мы изменяем процессу индивидуации; то же самое справедлива и для других проявлений и животных.

Общим для всех также является то, что мы не можем проецировать человеческие представления о добре и зле на кого-либо из них. И всё же, с величайшими нравственными проблемами перед нами предстаёт всего только животное, поскольку всё зависит от нашего доброго или злого отношения к нему. Здесь полезно вспомнить сон Лоренца (Lorenz) о детёнышах крыс и отыскать глубокое инстинктивное чувство того, что мы можем или не можем сделать, чтобы что-то понять о ком-либо из этих трёх <животных>. Все они имеют отношение к человеческой природе, к светимостям, которые окружают наше эго, и все три могут помочь нам, когда сознание совершенно не справляется.

Из наших трёх животных лошадь ближе всего к тому, чтобы быть выразителем того, что инстинкты в целом могут делать для нас. Лошадь – гораздо более обширный и более широко-охватывающий символ, чем кошка или собака, но, с другой стороны, оставшиеся двое гораздо более конкретны и имеют более узкий и более определенный смысл.

Я не знаю ни одного примера из сказок или мифов, в которых бы кошка или собака превращались в мандалу, олицетворяющую сосуд, в котором проходит весь процесс. (Исключения могут быть, но мне ни одно не известно, и они не известны д-ру фон Франц. В любом случае, они сравнительно редки.) Кошка и собака олицетворяют полезные инстинкты, которые ведут нас в процессе индивидуации или помогают нам найти дорогу обратно, когда мы сбились с пути.

Кошка наименее привязана из наших трёх животных. Она гуляет сама по себе и ей должно быть позволено это делать, чтобы этот инстинкт мог работать в нас в своей наиболее положительной форме. Нам никогда не удастся по-настоящему приручить этот инстинкт, нам, скорее, следует относиться к нему как чему-то в нас, что остаётся диким, что, тем не менее, может работать на благо целого, если мы сможем найти правильное отношение к нему.

В дополнение ко всему, кошка – самая маленькая и самая безобидная из троих. Она вряд ли может навредить нам по сравнению со свирепой собакой или норовистой лошадью, и это, конечно, также оказывает влияние на выбор, как к ней относиться. Мы с вами видели, что с кошками часто обращаются с предельной жестокостью, и естественно, когда мы впадаем в такую ошибку, мы не имеем ни малейшего шанса заручиться поддержкой инстинкта-кошки.

Собака является наиболее привязанным из всех наших животных и, в отличие от кошки и лошади, очень редко по своей воле возвращается к дикому состоянию. В большинстве случаев мы являемся домашним центром, к которому прикреплена её эластичная лента, и это имеет огромнейшее значение для нашей связи с инстинктом-собакой. Многие мифы и сказки народов мира, в которых собаки превращаются в человека (такой сюжет встречается и с участием других животных, но наиболее распространён с собаками), показывают нам, насколько близок нам этот инстинкт и как много из него мы можем впитать. Но это, прежде всего, - вопрос нашей связи с собакой, и если мы можем достичь этого, она будет нашим проводником в потусторонний мир и в бессознательное, и мы сможем обращаться с ней как со стражем небес (как на мосту Чинват/Cinvat Bridge) или как с Цербером, охраняющим врата ада. Она также имеет наибольшую исцеляющую силу из всех троих, как мы видели в роли, которая была отведена ей в культе Асклепия.

Наше отношение к собственному инстинкту-лошади должно лежать где-то между тем, что уместно для инстинкта-кошки, и тем, как мы относимся к инстинкту-собаке. Лошадь не настолько свободна от привязанностей, как кошка, и не так зависима от нашего отношения, как собака. В отличие от двух других <животных>, она гораздо сильнее, чем мы, и, как мы видели, она может возить нас, и даже вмещать нас. Нам следует приручить её, научиться ездить на ней и управлять ею, и всё же, мы должны позволить ей следовать своим собственным правилам, из-за того, что Пегас связан с квадратом, с целостностью, и лошадь в полном смысле является символом либидо /стремления, которое через жертвоприношение ведёт нас к мандале, то есть к Самости.

Завершая, я надеюсь, что на протяжении этих лекций вам было понятно, что полное функциональное значение всех трёх животных зависит от нашего к ним отношения. В качестве домашних животных они все трое являются движущими силами, за которых мы несём ответственность. Если мы во сне встретим голодного льва, например, мы не отвечаем за то, что у него не было еды. Но, если мы увидим любое из наших животных в подобном состоянии, мы можем быть уверены в том, что это наших рук дело, и что сон обращает наше внимание на некоторое пренебрежение со стороны сознания. И поэтому именно инстинкты, проявившиеся через домашних животных, особенно важны, и мифы, которые рассказывают о них, словно взывают к нашему пониманию и чувству ответственности по отношению к этим инстинктам-животным. В наше время, когда проблема инстинктов стала настолько огненно-красной, необходимо начать с того конца спектра, где мы можем что-то сделать. Поэтому верное толкование наших животных, когда они появляются во снах или в активном воображении, вполне может являться более важным вопросом сегодня, чем когда-либо прежде.

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"