Перевод

Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм Животных

Глава 23

Змея как символ призраков и обновления

Пожалуй, змеи и птицы являются самыми распространёнными символами призраков умерших. Губернатис (Gubernatis) приводит примеры змей в могилах, которым поклонялись как образам умершего героя. Он поясняет, что змея считается защищающей и хранящей утерянные богатства и охраняющей душу умершего героя, поэтому змеи, как коровы, почитаются в Индии в качестве воплощённых душ умерших. Согласно популярной в Германии легенде, кого накормит или лизнёт в ухо белая змея, получит дар всеобщего знания и понимания языка птиц. Здесь змея связывается с белизной и зимой. В разгар снегопада или рождественской ночью те, кому выпала судьба видеть чудеса, могут понимать язык скота в хлеву и птиц в лесах. Согласно легенде, рождественской ночью Карл Великий (Charles le Gros, Charlemangne) видел врата небес и преисподней распахнутыми и смог узнать своих предков. (де Губернатис 1872, 407) Змею, наделяющую даром понимания языка птиц, например, можно встретить гораздо раньше в греческих сказках. (Кюстер 1913, 124f)

Здесь мы видим, что змея не только считается олицетворяющей души умерших, но и, согласно легенде, позволившей Карлу Великому узнать своих предков. Это напоминает один из современных индийских культов, посвящённых змее, в котором по преданию одна змея жила в погребе семейного дома с её самого рождения вместе с её человеческим близнецом. Естественно, она знала бы все поколения и могла бы познакомить Карла Великого с его предками. Губернатис сообщает о подобной, более распространённой легенде, где рассказывается, что ребёнок иногда рождается со змеёй, обвившейся вокруг его шеи, и что с тех пор змея и ребёнок становятся неразлучными. (де Губернатис 1872, 408) Здесь, видимо, змея живёт столько же, сколько и ребёнок, если только она не продолжает жить как её бессмертный дух.

Юнг неоднократно отмечает, что герои в северных сагах изображаются с глазами змеи, и в целом рассказывает об ужасном, завораживающем, холодном пристальном взгляде у человеческого существа, о чудовищном взгляде, в котором можно увидеть, что его отец был змеем, или имел душу змея. Он пишет, что рождение многих героев предсказано во снах их матерей как зачатие в соединении с великим змеем (например, сон матери Августа). Он также говорит, что:

Души старинных греческих героев предположительно преобразовались после их смерти в змей… Смысл был в том, что умершие были похоронены в земле, они продолжали жить под землёй как змеи, поэтому делались отверстия в могилах, в изголовьях, и питьё заливалось в тело, которое должно было быть в форме змеи. Видите ли, это был своего рода обмен, - змея становилась человеком, а человек становился змеёй, как если бы там проявлялась характерная особенность бога, явившийся бог был любящим и духовным, затем совершал превращение и становился чудовищным, ужасным. (Юнг 1997, 850f)

Позднее на своём семинаре о визуальных образах Юнг снова упоминает умерших как змей:

Змеи широко отображены в фольклоре во всех странах, и обычно они олицетворяют души умерших… В Африке считают, что у шамана есть демоны-змеи, которые знают всё и рассказывают ему тайны, они также защищают его жизнь, они всегда следуют за ним; они живут вокруг его хижины, и все их боятся. Это подобно душе-змее Эскулапа (Асклепия), великого доктора. Если вы увидите змею на могиле умершего человека, вы будете знать, что это его душа. Считалось, что у стародавних греческих героев были души-змеи. Существовал погреб змеи под Эрехтейоном (Erechtheum) в Акрополе в Афинах, остатки которого всё ещё можно видеть, и по преданию Эрехтей (Erechtheus), древний герой, жил там в образе змеи. И говорили, что Кекроп (Cecrops), основатель Акрополя, жил в скале в образе змея; он принял сверхъестественный образ змея. (Юнг 1997, 1374f)

Мысль о том, что души умерших были змеями, никоим образом не появилась впервые в Греции. Это – очень распространённое представление с ранних времён, и оно всё ещё очень живо сегодня не только среди первобытных народов, но и в нашем собственном бессознательном. Вспомните, в работе Юнга о синхронии приведено очень много примеров птиц, возвещающих смерть. Такое на самом деле случилось с нами. У нас была очень старая хозяйка дома, госпожа Тоблер, у которой было какое-то заболевание сердца, с которым она могла жить довольно долго. Она рассказала своему парикмахеру, что видела множество ворон, обосновавшихся на её крыше, и поэтому она знала, что скоро умрёт, и она действительно умерла несколькими днями позже. То, что птица олицетворяет освободившийся от тела дух, понятно почти каждому, кроме закоренелых рационалистов. А вот змеи нам попадаются редко, мне было сложно воспринять эту мысль, пока я не услышала высказывание Юнга, «что раз умершие были похоронены в земле, они продолжали жить под землёй как змеи».

И у нас есть пример персов, которые оставляли своих умерших на съедение грифам, шакалам и подобным существам. Они верили, что если птица ест труп, значит, умерший был духовным человеком, а если земные звери пожирают его, то он был обычным, неразвитым, а может и злым человеком. Но в Персии было представление о двух богах; Ормазд – светлый и положительный бог, и Ахриман – тёмный и отрицательный бог, которые более или менее соответствуют нашим Христу и Сатане. Так что подобным образом считать умерших птицами или змеями уже является проекцией наших собственных двойственных взглядов.

Немного позднее Юнг обсуждал случаи шизофрении, в которых пациенты описывали змееподобные эктоплазменные массы, образованные или перемещающиеся в их телах, и отметил странные проявления подобных образов в парапсихологии, когда некто видит:

…подобные змеевидные образы, исходящие из человеческих тел. Эктоплазма в точности напоминает белых червей; на фотографиях она выглядит очень похоже, отвратительно, и на ощупь она как рептилия. Вполне независимо друг от друга, люди описывали странные ощущения от неё; они говорили, что её можно сравнить только с прикосновением к коже рептилии, мягкой и всё же плотной, без косточек, как резина. Флурнуа (Flournoy) однажды описал мне руку, которой он коснулся; она была не совсем как рука, на ней было всего три пальца, как твёрдые колбаски, и на ощупь она была не человеческой, в ней не было костей, и всё же она была твёрдой и эластичной. Он ухватился за неё, и она постепенно растаяла в его хватке; это поразило его больше всего – то, что она на самом деле растаяла, изменила своё качество, становилась тоньше и тоньше, пока от неё ничего не осталось. Это – странные явления, которые мы не можем объяснить. (Юнг 1997, 137f) [1]

Эктоплазма на сеансах может принимать столько много разных форма, что можно видеть на фотографиях, поэтому я не хочу углубляться в этот предмет, но я бы хотела подтвердить на основании своего опыта, что прикасание к чему-либо такого рода подобно прикасанию к рептилии. Моя мать из шотландцев, а шотландцы веселятся в домах с привидениями. Половина домов там – с привидениями, и ребёнком я ночевала в таком доме. Я никогда ничего не видела, но неоднократно случалось, что нечто тёрлось о меня, и это ощущалось в точности как прикасание рептилии. Когда это началось, я сумела выдержать, не впадая в панику. У меня была пара комнат в том, что раньше было пансионом «Риттерхауз». Она были высоко над землёй и опускались до Тобеля, то есть желоба. Я думала, что кошка пришла ко мне на кровать и не удивилась, но всё же мне это показалось странным, поскольку дверь была затворена и заперта. Я стала размышлять, могла ли это быть кошка, и тогда я ощутила это; оно было примерно весом с кошку, но моя рука прошла сквозь это, и оно исчезло. Это научило меня на опыте, что такие вещи существуют. Мой приятель, английский доктор, очень интересовался такими вещами и принимал участие в сеансах. Он рассказывал, что однажды он был свидетелем, как медиума взвесили во время сеанса на высокоточных весах. Оказалось, что она потеряла полфунта во время сеанса, но восстановила всё в конце, кроме крохотного веса, затраченного на усилия.

Довольно ясно, что из-за способности сбрасывать кожу змея должна была стать символом обновления. Губернатис говорит, например, что:

Тело древних мудрецов Карабхангов (Carabhangas) тоже напоминает нам тело змеи. Карабханг стремится выбраться из него, как змея сбрасывает свою старую кожу. Затем он входит в огонь; огонь сжигает его; Карабханг, поднимаясь из пожарища, выходит молодым, прекрасным и таким же ярким, как огонь. (де Губернатис 1872, 404)

На семинаре о Заратустре, где много говорилось о змее в истории о спящем пастухе, в чей рот заползла змея, Юнг говорит:

Змея [часто] означает возрождение, опираясь на сбрасывание кожи. Согласно африканскому мифу, изначально на земле не было смерти, она появилась по ошибке. Люди могли сбрасывать свою кожу каждый год, и поэтому они всегда обновлялись, молодели, пока однажды старая женщина, будучи отрешённой и слабоумной, вновь набросила старую кожу, и тогда она умерла. Вот так смерть пришла в мир. И опять здесь убеждение, что люди изначально были как змеи, они не умирали. Именно змей сообщил мысль о смерти Адаму и Еве в раю. Змея всегда связывается со смертью, но такой смертью, из которой рождается новая жизнь. (Юнг 1998, 1286)

Это может объяснить, хотя бы отчасти, всеобщность мысли, что умершие продолжают жить в образе змей. Это также укладывается в концепцию цикличности жизни. Мы начинаем как червь, так сказать (на это указывает ласковое именование малышей «червячок»), наша «жизнь есть длинный червь», если мы считаем время протяжённым, и наши трупы живут как змеи в некоем подземном качестве после смерти, переселяясь в духов и призраков. В этом круговороте жизни и смерти мы вновь приходим к уроборосу, к этому вечному повторяющемуся циклу природы. Это, конечно, приводит нас к мысли о повторных рождениях и к бесконечному множеству другого материала. Мы, однако, ограничимся рассмотрением того, что означает с психологической точки зрения сбрасывание кожи, потому что это символизирует особенный вид обновления. В действительности, кожа сбрасывается только тогда, когда новая кожа уже выросла под ней. То же самое мы можем наблюдать во снах. Новое содержание и взгляды отображаются во снах задолго до того, как они проявляются в нас. В этом можно увидеть признак того, что новая кожа уже образуется внизу, хотя мы продолжаем носить старую. Старые невротические симптомы, плохие привычки, старинные неудачи и тому подобное, сохраняются, вызывая у нас отчаяние. Конечно же, нам следует пытаться избавиться от них, но нам это удастся только, когда новый подход созрел. Подчас удивляешься, как внезапно люди могут принять решение, которого они долго избегали, или совершают великую жертву, принимают на себя тяжелую потерю, или с достоинством встречают ужасающе неприглядное открытие о себе, сделанное, возможно, во сне или попросту услышанное в лицо. В таких случаях можно предположить, что новая кожа, которой требуется долгое время для роста, была готова к моменту изменений.

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"