Перевод

Глава 25. Архетипический символизм льва

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм Животных

Глава 25

Архетипический символизм льва

Серия лекций Барбары Ханны об архетипическом символизме льва, которая продолжает её лекции о змее и была прочитана в Институте К.Г. Юнга в Цюрихе, Швейцария. Первая лекция состоялась 20 января 1958 года после перерыва на рождественские каникулы в 1957 году, а последняя лекция была прочитана 17 февраля 1958 года.

XXVI. Введение: лев.

Лекция восьмая, 20 января 1958 года.

В прошлый раз мы завершили наше исследование змеи. Теперь я бы хотела перейти к её полярной противоположности, ко льву. В частности, льва можно считать полярной противоположностью наших двух первых классов символизма змеи, змеи как демона земли и как несущую свет. В наших последних двух классах змея более или менее олицетворяет союз противоположностей: неосознанный в случае уробороса (бесконечно повторяющиеся циклы природы) и более осознанный в четвёртом и последнем классе, где змея олицетворяет соединение противоположностей, которые были разделены и вновь соединены усилиями человека. В символизме льва наблюдается подобное развитие, как в третьем и четвёртом классах символизма змеи, - на другом уровне, хотя он встречается не так широко, как в случае змеи.

Когда противоположности олицетворяются змеёй и львом, змея относительно односторонняя, холодная, хтоническая и влажная по сравнению со львом – теплокровным жаром и огнём. Иногда, как в символе Эона (вечного существования), их можно увидеть более или менее мирно сочетающимися, предстающими как бог с головой льва, обвитый змеем. Также они изображены на каждой стороне митраистской амфоры (своего рода котёл) с поднимающимся из него пламенем. Оба, и змей, и лев пытаются добраться до огня с противоположных сторон, хотя один из них, лев, имеет примерно ту же природу, что и огонь, в то время как змей является его логической противоположностью. Вероятно, лев хочет впитать, а змей – погасить его.

В другом варианте митраистской амфоры лев находится в воздухе над сосудом, словно бросается в огненный котёл. Поскольку последний является женским символом, лев очевидно намеревается переродиться, но мы рассмотрим этот аспект позднее.

Культ Митры частично является природным культом. (Мы обсудим это подробнее в лекции о быке.) В семинаре Юнга о визуальных образах есть отрывок, описывающий эту амфору и касающийся митраистского льва, - я хочу прочесть его. Вот как Юнг описывает амфору:

Лев обычно изображается там [в культе Митры] в связи с амфорой. Из амфоры поднимается пламя, лев изображается на одной стороне, а змея – на другой, и оба они пытаются попасть в амфору. Что это означало в митраизме, покрыто тайной, но амфора – это сосуд определённой формы, а состояние хаотичности напоминает бесформенную жидкость; поэтому жидкость, которая вмещается в формах амфоры, может символизировать стремление человека к определённому направлению, - это может означать определённый отклик человека против хаоса. Далее, дух не приходит через хаос [и] лев сам по себе не представляет собой дух. Дух должен быть выражен как закон, противодействующий динамизму человека, чистый динамизм человека всегда вызывает духовный отклик. Но без этого состояния льва невозможно было бы ощутить дух; до тех пор, пока всё идёт по плану, нельзя получить этот опыт. Поэтому дух можно определить как немедленный отклик на огонь состояния животного; без этого гигантского возгорания невозможно понять, что это такое. Явление духа происходит только в момент почти полного разрушения. (Юнг 1997, 1044)

Поэтому в целом, прежде, чем мы перейдём к четырём классам, на который я попробую разделить символику льва, нам следует уяснить, что огненный лев олицетворяет состояние, без которого не было бы опыта духа. Но лев сам по себе не есть дух, он – скорее стадия, через которую нам нужно пройти и преодолеть, как змея в её изначальной природной демонической форме, он должен быть подчинён и поглощён.

Есть покорители львов ровно так же, как есть покорители змей. Самый известный пример – умерщвление немейского льва, первый подвиг Геракла, которому пришлось убить его голыми руками. Мисс Миллз отметила в своём докладе о змее, что на всём протяжении своих последующих подвигов Геракл был одет в шкуру немейского льва в качестве трофея, чтобы показать, что победив льва, он вобрал его силу. У нас будут и другие примеры.


XXVII. Лев: биологические данные.

Лев принадлежит к классу хищников, который состоит из огромного разнообразия животных, начиная с ласки и заканчивая львом, с целым множеством малых отклонений как гиена и медведь. В этом обширном классе большинство животных по характеру подобны собакам или кошкам. Существует множество сходных характеристик, такие как структура зубов, подушечек лап, когтей и, что весьма важно, усов над губами, равно как и высокая прочность рёбер как у лёгких, так и у крупных животных. (Расскажу забавную историю… Когда я была ребёнком, у нас был фокс-терьер, который попал под большую машину с железными шипами на колёсах, отметины которых были видны на собаке после происшествия, - и тем не менее, с ним всё было вполне в порядке. Ветеринар не нашёл у него проблем. Есть определённое место, в котором у них такие прочные рёбра, что с ними не случаются повреждения. Любопытно, что только недавно я слышала о чём-то похожем, - там другая собака попала под машину и совсем не пострадала, так что можно видеть, насколько крепкой должна быть грудная клетка и рёбра.) Все животные этого класса имеют очень развитые органы чувств, обычно два из них особенно острые. Все, конечно же, плотоядны, хотя известно, что некоторые из них едят овощи, орехи и, также, фрукты. Другая забавная история, которую я хочу рассказать, о том, что многие хищники ведут моногамную жизнь, хотя и не обязательно в течение всей жизни. Лоренц в книге «Кольцо царя Соломона» (Lorenz, King Solomon’s Ring) рассказывает очень интересную историю о своей жене, у которой была китайская собака чау, в то время как у него был эльзасский волкодав (Altasian wolfhound). Они хотели сохранить породы чистыми, хотя обе собаки выросли вместе. Самка чау, однако, отказалась спариваться с каким-либо кобелем, кроме волкодава. Владельцы приложили все возможные усилия, чтобы этого не произошло, но всё напрасно. Эльзасец в конце концов добрался до неё, и так появилась знаменитая порода эльзасских чау, - порода, которая была создана в результате чистого моногамного инстинкта. Я думаю, однако, что такая склонность не продолжается в течение всей жизни. (После того, как у этой собаки появились первые щенки, она была вполне готова спариваться с другими чау.) В отношении их сходств есть ещё одна деталь, которая для меня лично весьма интересна, - ни у одного хищника нет волос на кончике носа. Этот факт упоминается у Брема (Brehm)и не приводится никаких пояснений, но предположительно это потому, что животное таким образом может более эффективно воспринимать запахи.

Представители семейства кошачьих – грациозные животные, сложенные изысканно, но внушительно. У них круглые головы, толстые сильные шеи и, за исключением мэнкских (бесхвостых) кошек, длинные хвосты. Их мех густой и мягкий, хорошо маскирующий в их среде. Их особым оружием являются их грозные зубы и мощные выдвижные когти, при этом строение лап такое, что когти не изнашиваются от ходьбы.

Все кошки выслеживают добычу молча, большинство быстро бегает и может прыгать на расстояние в несколько раз превышающее длину тела, большинство лазает по деревьям, и многие хорошо плавают, когда представится случай или если их вынуждают обстоятельства. Их лучшее чувство – слух, поскольку они могут слышать на большие расстояния, и у них острое зрение, хотя они, возможно, близоруки. У них также особенно чувствительный мех на задней стороне передних лап и, возможно, в ушах; их усы и волоски над глазами – по-настоящему органы касания. Всё тело, в действительности, особо чувствительно. Их обоняние менее выражено и реагирует преимущественно на сильные запахи. Они – очевидно умные животные. Брем (Brehm) описывает их как обладающих смесью холодного разума, выносливости, хитрости, жадности и безрассудной храбрости. Он считает, что все представители семейства кошачьих могут быть приручены. Однако, в семье в Норфолке в Англии жили несколько львов, которые считались ручными, однако, однажды утром один из сыновей был убит без видимых причин. И даже Брем, который заявляет, что держал диких животных, позволяя им расти вместе со своими детьми, признаёт, что время от времени их дикая природа прорывается наружу, хоть и относительно безвредно, по его мнению.

Семейство кошачьих распространено в дикой природе по всему миру, кроме Австралии, Мадагаскара и Вест-Индии. Большинство видов предпочитают жить в лесах и зарослях, но их можно разыскать и в горной местности (даже в покрытых снегом, труднопроходимых или пустынных ландшафтах), в джунглях различных типов или в саванне, они адаптировались к особенно широкому диапазону разнообразия окружающей среды. Способы охоты домашней кошки типичны для всего семейства кошачьих. Молодые котята нуждаются в защите от самца-отца, который иногда поедает их, пока они очень малы и слепы, поэтому изначально мать должна взять на себя полную ответственность за семью. Но как только эта опасность миновала, они превращаются в весёлую и игривую молодь в окружении своего отца.

Анатомически львы неотличимы от тигров, в то время как мифологически между ними существует огромная разница. Лев, за редким исключением, обычно символизирует свет и мужские качества, а тигр – женские. Конечно, они выглядят весьма по-разному, но в большой степени это из-за их окраса.

Львы и тигры могут спариваться (что всегда является свидетельством генетической близости). Леопарды могут спариваться с ягуарами и пумами, но не со львами и тиграми. Льва, - можно сказать: предельное воплощение истинной кошки, - обычно называют царём зверей. Он одноцветный и гладкошёрстный, с великолепной гривой и с кисточкой шерсти на конце хвоста. Львы в какое-то время жили в Восточной Европе, - Геродот и Аристотель рассказывают об их представителях в Северных Балканах, - и в библии упоминаются львы из Палестины. Но в этих регионах их уже давно нет.

Привычки львов разнятся в зависимости от того, богата ли территория, на которой они обитают, дичью. Обычно они охотятся и живут в одиночестве, за исключением периода спаривания. Но на богатых дичью территориях несколько львов объединяются в группы для охоты. Как правило, они охотятся молча или издавая низкий рык, а по мнению Брема они в некотором роде чревовещатели, поскольку не похоже, чтобы рык слышался в тех местах, где на самом деле притаился лев. Они ревут только в тех ситуациях, которые мы могли бы назвать триумфом. Однако в Африке перед нападением на домашних животных в загоне они могут реветь, чтобы спровоцировать панику, что создаёт для них гораздо лучшие шансы, чем если бы они просто рычали. (И здесь – подсказка для нас, как мы теряем наши инстинкты, когда подвергаемся цивилизации, - дикие животные, которые знакомы с опасностью, возможно, лучше, чем домашние животные, сохраняют свои инстинкты, не паникуют и все свои силы отдают схватке). Определённо, рык льва очень впечатляет и, несомненно, является одной из причин того, что его называют царём зверей. Я однажды жила неподалёку от Риджентс-парка и рано по утрам слышала рёв львов, до начала движения транспорта и, хотя я знала, что они надёжно заключены в клетку, от этого звука определённо стыла кровь в жилах.

Львы-самцы кажутся нам отъявленными ленивцами и радостно перекладывающими на самок обязанность охотиться вместо них… вместе со всей остальной работой. Лев в своей естественной среде обитания во многом не соответствует нашему возвышенному представлению о величественном царе зверей. Если наблюдать поближе, его поведение, в действительности, какое угодно, но не королевское. Он оказывается трусом и вовсе не собирается играть роль короля зверей. Это правда, что он весьма силён и может прикончить большую добычу быстро с потрясающей безжалостностью, но он мог бы быть гораздо величественнее в своём поведении. Я уверена, что если бы мы попросили его, ему не было бы никакого дела до наших ожиданий, возражая, что ему удивительно нравится его жизнь ничегонеделанья, в то время как спутница заботится о еде, детях и об остальных домашних делах. Это, в конце концов, по большому счёту, - желание каждого «короля» в своём замке, и многие из них даже менее величественны, чем даже ленивый лев. Тем не менее, он величественен, потому что мы должны следовать качествам, которыми люди наделили льва во всех культурах во все времена.

Это – важное замечание в анализе образа льва во снах и активном воображении. Кроме случая, когда сновидец был тесно связан с реальными львами, что случается редко, льва нужно рассматривать обобщённо как царя зверей и как символ жара, страсти, силы, власти, одержимости властью и, когда сублимирована и преодолена, как воплощение маны (mana – сверхъестественная сила).

Теперь переходим к нашим четырём классам символизма. Как упомянуто ранее, нам необходимо иметь эти классы, или некую классификацию, ровно так же, как требуется перекрестие в видоискателе телескопа. Конечно, оно не влияет на звёздное небо, это – просто приспособление, благодаря которому вы можете видеть его лучше, и ситуация ровно такая же с этими четырьмя классами. Я просто делаю попытку установить некоторый вразумительный порядок в символизме этого животного. Поэтому, наши четыре класса таковы: лев как

1) солнечный символ,

2) символ власти,

3) символ побуждения, желания и страсти,

4) символ возрождения и духовной маны (сверхъестественной силы).

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"