Перевод

Глава 26. Лев как солнечный символ.

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм Животных

Глава 26

Лев как солнечный символ.

Лев является общеизвестным знаком зодиака периода между 24 июля и 23 августа – самого жаркого времени года. Нам нужно иметь в виду, что эти символы возникли в более жарком климате, чем наш, – там, где жара с июля по август чудовищна. Зодиак, скорее всего, родился в Месопотамии, где отметка термометра поднимается выше 105°F градусов по Фаренгейту (40°C градусов по Цельсию) в тени каждый день в течение этих месяцев. В работе «Символы трансформации» Юнг пишет, что «Лев, знак зодиака летнего зноя, является символом concupiscentia effrenata, «яростной страсти». (Юнг 1967, пар. 425) «Поэтому лев был убит Самсоном, который затем собрал мёд с туши. Конец лета – изобилие осени». (Юнг 1967, пар. 425n) Есть ещё несколько упоминаний льва как зодиакального знака в работах Юнга, но, как правило, упоминается только этот факт.

Доктор фон Франц обратила моё внимание на удивительную книгу Константа де Вита (Constant de Wit) о львах в Египте под названием «Роль и значение льва в древнем Египте» (Le role et le sens du Lion dans I’Egypte Ancienne). На уроках по символизму у нас будет возможность обратиться к этой работе. Де Вит сообщает, что Плутарх приводит стихотворение из «Явлений» Аратоса (Aratos, Phenomena), согласно которому Нил разливается, когда солнце входит в созвездие Льва. В своих «Общих вопросах» он говорит: «Воды текут из источников в форме львов, потому что Нил несёт воду в поля египтян в то время, когда солнце проходит через созвездие Льва». Плиний отмечает, что «…Нил начинает расти на новой луне, которая следует за летним солнцестоянием. Уровень воды поднимается постепенно в то время, пока солнце проходит созвездие Рака, затем река выходит из берегов, когда солнце проходит созвездие Льва». Хораполлон сообщает по этому поводу: «Желая показать подъём Нила, которого в египетском языке называют «Нун», что в переводе означает «новый», они иногда изображали льва, иногда – три кувшина с водой, иногда – небо и землю, источающие воду». (де Вит 1951, 398f)

Хорошо известно, что Египет полностью зависит от разливов Нила, поэтому связь Нила с маной льва психологически очевидна. Если ехать на поезде из Каира в Асуан (Aswan), наблюдаешь необыкновенное плодородие вдоль Нила. Здесь самое большое изобилие, которое нам известно. И всё же подчас всего лишь в нескольких сотнях ярдов от Нила находится пустыня, словно попадаешь в Сахару. Что потрясло меня до глубины души, - это полный контраст тем утром, когда мы пересекли Нил и отправились из плодородной земли вдоль его берегов прямиком в пустыню, где мы попали в совершенно обезвоженную долину, которая окружает гробницы королей.

Огненный лев символически очень связан с эмоциями. А без эмоций ничто не продуктивно. Мы в психологии изучаем много всякого, что остаётся в холодном интеллектуальном пространстве, поскольку в действительности ничто не обретает психологического значения до тех пор, пока не вовлечены эмоции. Даже негативные эмоции, следует отметить, предпочтительнее их отсутствию. Эмоции можно назвать плодородной почвой нашей психики, и поэтому так важно развивать их. Когда Юнг читал лекции в Швейцарской высшей технической школе (E.T.H/ – Swiss Federal Institute of Technology), он рассказал о тибетском тексте Shri-Chakra-Sambhara Tantra, и когда он дошёл до отрывка, в котором йогин рассказывает о своей Аниме, он отметил, что человек проделал культурную работу со своими внутренними образами и эмоциями. (Юнг 1939a) (В этих заметках есть иллюстрации и индийские изображения сидящего йогина, окруженного этими образами.) И тогда Юнг неожиданно сказал: «И это – культура, о которой мы, на Западе, ничего не знаем, - совершенно ничего». По существу он сказал нечто необыкновенно важное. Если бы только человек смог взять верх над своими эмоциями, негативными или позитивными, как это делает йогин, тогда он смог бы что-то сделать с ними. У нас всегда имеется сотня паршивых причин не делать этого, потому что это означало бы встретиться лицом к лицу со сложной внутренней реальностью, но из моего опыта я могу сказать, что всё, что человек делает с помощью активного воображения, что оказывает влияние на эмоциональную область нашей психики, попадает на самую плодородную почву. И здесь мы способны произвести изменения, сравнимые с разницей между пустыней и землёй, обогащённой/удобренной водами Нила. Мы не можем себе позволить быть поглощёнными своими эмоциями, но мы нуждаемся в них. Когда мы просто открываем дверь разрушительным эмоциям, таким как ярость или ревность, плодородная почва не подвергается обработке. Это так же, как если бы египтяне никогда не посадили и зёрнышка и никак не использовали бы воду. Даже в прошедшие праздники я испытала, что с каким воодушевлением ни проснись утром, Анимус может появиться в мгновение ока и принести самые подавляющие мысли о том, что было раньше, и измышления, в которых нет никакой пользы. Если вам удастся поймать его до того, как он захватит вас, если вы можете сделать что-то и не позволить ему затопить вас, тогда вы, так сказать, управляете им, как египтяне Нилом. Это весьма действенно. Даже остров Китченера в Асуане (Kitchener’s Island at Aswan) (который он возделывал даже в почтенном возрасте самых старых людей среди нас) имеет красивый сад, в котором пышно растут самые необыкновенные растения, орошаем исключительно водами Нила. Недостаток Нила в том, что его воды полны микробов; это великолепно для растений, но слишком благоприятно для пищеварительной системы людей.

Плиний говорит, что Нил начинает подниматься на новой луне после летнего солнцестояния в самом конце месяца Близнецов. Это невозможно проверить, но очень соблазнительно поразмышлять, не создаёт ли эта пара («близнецы») поляризацию, которая приводит к приросту энергии, которая затем постепенно растёт под направленным в обратную сторону влиянием Рака, своего рода reculer pour mieux sauter (отступить, чтобы дальше прыгнуть), и затем в созвездии Льва вся долина оказывается затопленной, что приносит плодородие и возрождение. Присутствие новой луны в самом начале великолепно вводит женский принцип. И, завершая рассмотрение зодиака, нужно упомянуть, что небесное начало периода Девы празднуется католиками в середине августа, как только солнце выходит из Льва.

Теперь нам следует обратиться к Губернатису, чтобы узнать, что он говорит о льве как солнечном символе. Во втором томе мы читаем:

Мы уже упоминали ведического гигантского льва Запада, в котором мы узнаём заходящее солнце. Сильный Индра (Indras), убийца монстра, Вритрас (Vritras), также изображается львом. И об иудейском Самсоне мы узнаём в связи со львом, а этот лев – с мёдом, и так же, как сила льва и сила Самсона по преданию собрана в волосах (солнце, когда оно теряет свои лучи или гриву, теряет всю свою силу), так и в параллельном мифе об Индре мы находим похожие обстоятельства. Тваштар (Tvashtar), индуистский звёздный кузнец, который изготавливает оружие то для богов, то для демонов (красноватое небо утром и вечером уподобляется пылающему горну, а солнечный герой или солнце в этой кузнице – это кузнец), также изображается в ведическом гимне как лев… [и когда] обращается на запад, небеса и земля ликуют, хотя (судя по грохоту, который он создаёт, приходя в мир) они, прежде всего, повергнуты в ужас. Образ льва является одной из излюбленных форм, созданных мифологическим и легендарным кузнецом». (де Губернатис 1872, 154)

Среди индуистских божеств Тваштар является мастером-рукотворцем, который выковал молнию Индры, равно как и чашу для амброзии. Он соответствует египетскому Птаху (Ptah) и греческому Гефесту (Hephaestus). Следует отметить, что кузнецы были древнейшими шаманами во многих странах, так как поиск руд и использование металлов для ковки хозяйственных инструментов, подков, оружия и подобных изделий было громадным шагом вперёд для племени. Только подумайте о силе, которую металлические орудия придавали одному народу по сравнению с другим, который обладал только каменными и костяными инструментами или инструментами, сделанными из рогов. Любое племя, владеющее бронзой или железом было, неизмеримо сильнее и мощнее, в то время как число тех, кто обладал только старым оружием, сокращалось. Естественно, что на кузнецов проецировали власть над этими силами, и их почитали как шаманов.

Подобное происходит сегодня с атомной бомбой, если поразмышлять об этом. Например, русские почитают только физиков и людей, которые производят ужасное оружие. Им оказывают такое же уважение, как кузнецам в древних племенах. Только они из немногих могут вести себя как хотят, поскольку они производят нечто, что считается исключительно важным. В этом смысле наш уровень сегодня сравним с уровнем примитивных народов.

Помимо власти, кузнец также демонстрирует, что в действительности можно сделать с огнём, если использовать его творчески, поскольку его делом является творческая работа-ковка в огне своими собственными руками. Человек, изготавливающий оружие, подковы и подобные вещи, также является подходящим символом, олицетворяющим то, что можно сделать с пламенными эмоциями, если использовать их для творческих целей вместо того, чтобы позволить им захватить себя.

Я часто привожу слова Эммы Юнг, которая сказала мне нечто, что оказалось очень полезным для меня после того, как я провела здесь год или два. Она очень верила в негативные эмоции и считала, что многое можно сделать благодаря им, если только найти способ дать им возможность выразить себя вместо того, чтобы поддаться им или бороться с ними. Личная борьба женщины против анимуса, когда он пытается захватить наши эмоции, - хороший пример кузнеца, обрабатывающего пламя льва на наковальне. Мысль, которую она дала мне, стала одной из самых эффективных из обретённых мной в анализе.

Губернатис продолжает:

Эмпедокл, однако, считал превращение во льва лучшим из всех трансформаций людей. Когда солнце входит в знак льва, он является во всей своей мощи и золотая корона, которой флорентинцы увенчали своего льва на площади в день Святого Иоанна, стала символом подхода того времени, который они назвали единственным словом sollione [sol – солнце, lione – лев]. Этот лев взбешён и, как говорят, приводит в гнев все растения и животных. Языческая легенда говорит о Прометее:

Insani leonis

Vim stomach apposuisse nostro.

[Дословно переводится: «He has the strength of a raging lion and applied it to our stomach». – Он обладает мощью разъярённого льва и направляет её в наши животы. – Или вольный перевод: «Он обладает мощью разъярённого льва, и вот так он вошёл в нашу систему».] Но лев из мифа, солнце, вдохновляет человека не только яростью, но и силой. (де Губернатис 1872, 159)

Интересно, что эта легенда приписывает Прометею победу над разъярённым львом и обвиняет его в том, что он, таким образом, внёс всю эту ярость в нашу систему. Он украл у богов небесный огонь и этим принял на себя ответственность. Доктор Хельмут Якобсон (Dr. Helmuth Jacobsohn) в работе «Человек, уставший от жизни» (The World-Weary Man) рассказывает об отрицающем покаянии, которое египтяне давали богам и в котором они упоминали все свои грехи, утверждая, что они сами никогда в жизни не совершали их. (Якобсон 1968, 18) Якобсон поясняет, что вся ответственность за эти грехи в те времена лежала на богах, которые посчитали бы оскорблением, если бы человек имел наглость утверждать, что он нарушил закон без перенесения ответственности на них. Открытие физиками атомной бомбы можно, в некотором роде, сравнить с воровством Прометеем божественного огня, потому что из-за физиков у нас теперь есть оружие, которого никогда до этого ни у кого не было. Но мы на самом деле как дети в пороховой лавке и подвергаем себя огромной опасности уничтожения. С психологической точки зрения, когда Прометей украл огонь, он украл у богов эмоции, тепло и жар, но он также вынудил нас принять ответственность и этим «вошёл в наш живот». Согласно тексту, это «дало нам дурной поворот», поскольку если мы не можем справиться со своими эмоциями, мы подвергаемся большой опасности оказаться захваченными ими. Нам следует либо найти творческий способ интегрировать их, что приходит из бессознательного, либо они охватят нас и приведут к собственному разрушению. Я, пожалуй, порекомендую Вам интересную, но действительно пугающую книгу К.С. Льюиса под названием «Отвратительная сила» (C.S. Lewis, The Hideous Strength).

Прежде, чем оставить льва как животное солнца, Губернатис упоминает сказку о льве и книге под названием «имя-Тути» (Tuti-Name). Название «имя-Тути» - это перевод и, частично, парафраз как на персидский, так и на турецкий языки индуистской Шукасаптати (Cuka-Saptati), означающей семьдесят рассказов попугая. Губернатис говорит:

В Шукасаптати мы видим сюжеты о льве (вместо волка), который обвиняет ягнёнка, и о льве, который боится осла, быка… и рыси. Западный лев-солнце то огромен, то стар, то болен, то с шипом в ноге, то слеп, то глуп. Огромный лев, который охраняет обиталище чудовища, преисподнюю, часто встречается в широко распространённых сказках. (де Губернатис 1872, 157)

Итак, в завершение сегодняшней встречи, отметим, что лев не только символизирует солнце в его зените (созвездие Льва в зодиаке), но старый лев может также быть солнцем, сила которого идёт на спад и закатывается на Западе. Здесь вкратце нужно сказать о символе, которые в действительности относится к нашему четвёртому классу, о египетском льве Акере. В полночь он – двойной лев, солнце на его спине, - он олицетворяет вчера и завтра, два горизонта, Восток и Запад, и этим – сам момент преображения.

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"