Перевод

Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм животных

Глава 30

Лев как воскресение и духовная сила.

Вслед за обсуждением вознесения и преображения льва мы теперь готовы обсудить четвёртый и последний класс нашего символизма, где мы находим царя зверей в качестве символа воскресения и духовной силы/маны. Я хочу прервать на некоторое время работу с «Кантиленой» и прочесть, не комментируя, несколько цитат о роли и значении льва в древнем Египте. Я делаю это, чтобы показать, что не является необычным то, что лев выступает символом воскресения в «Кантилене», потому что таким он считался и в Египте. В описании погребального ложа де Вит в работе «Роль и смысл символа льва в Древнем Египте» (Le role et le sens du Lion dans I’Egypte Ancienne) пишет:

В древней империи [образ] льва часто [встречался] на погребальном ложе, скорее, были два льва бок о бок. Ложе образовывало тело, а концы украшались головой и хвостом, а ножки ложа были его лапами. (де Вит / de Wit, 1951, 161)

Там всегда была идея перерождения и воскресения мёртвых.

Такой образ двойного льва использовался столетиями для похоронных лож, на которых покоились мёртвые или боги. Эти львы – не художественное оформление, а символы именно воскресения. Мы слыхали, что львы также поддерживали столы, используемые для бальзамирования, и что и здесь подоплёкой была идея перерождения мёртвых. (де Вит / de Wit, 1951, 161) Шу и Тефнут (Shou and Tefnut), пара львов, являются богами, которые создали первобытных богов и участвуют в процессе превращения в дух во время смерти. (де Вит / de Wit, 1951, 178) Де Вит отмечает, что в «Книге мёртвых» мы слышим: «О, Атум, я стал сияющим (преображённым) духом в присутствии двойного льва, великого бога; он открыл для меня врата Геба». И вновь: «Двойной лев направляет внешнюю оболочку мёртвого к месту, где умерший может найти покой для своего Ка». (де Вит / de Wit, 1951, 179)

Теперь я хотела бы возвратиться к тридцать второму и тридцать третьему стихам «Кантилены», в которых зелёный лев лежит на коленях королевы-матери-девы и получает пищу от орла. Из бока льва течёт кровь, которую дева пьёт из рук Меркурия. Чудесное молоко течёт из её груди, и она даёт его льву, чей лик она омывает губкой, смоченной в её собственном молоке. (Юнг 1970а, пар. 453)

Следующие два стиха продолжают славить Деву. Затем Юнг поясняет:

Здесь апофеоз Королевы описан так, что немедленно напоминает нам о своём прототипе, короновании Девы Марии. Картина усложнена образами Жалости (Пьеты / Pieta), с одной стороны, и матери, дающей ребёнку свою грудь, с другой. Как обычно случается только во снах, несколько образов Матери Бога перемешались друг с другом, как и аллегории Христа как младенца и льва, где последний олицетворяет тело Распятого с кровью, истекающей из его бока. Как и во снах, символизм с его нелепыми сгущениями и наложениями противоречивого содержания не обращает внимания на наши эстетические и религиозные чувства; это как если бы безделушки, сделанные из разных металлов, плавились в горниле и их контуры влились бы один в другой. Образы утеряли свою изначальную силу, их ясность и значение. Во снах часто случается, к нашему ужасу, что наши наиболее заветные убеждения и ценности подвергаются именно такому дерзкому искажению. (Юнг 1970а, пар. 454)

Поскольку этот спутанный узел искажений в большей части состоит из известных нам символов, рассмотренных Юнгом в его пояснении, это даёт нам хорошее представление о трудностях раскрытия элементов сна, где бОльшая часть символов не знакома нам. Величайшие трудности в разборе сути сна стали одной из причин, которые привели Юнга к активному воображению. Сны часто содержат образы будущего, которое никто не может предвидеть. И, как правило, мы почти ничего не понимаем в своей концепции времени в бессознательном.

Образ девы, смачивающей лик льва своим молоком, предположительно, чтобы омыть его, действительно странен. Делая так, королева полностью принимает зверя и заботится о проявлении бога. Основная разница между алхимическим и христианским взглядами в том, что первые верят, сто Бог нуждается в нашей помощи, в то время как христиане склонны думать, что человек слаб и беспомощен и не может ничего сделать без вмешательства Бога. Конечно же, обе теории верны. Лев с раной на боку олицетворяет страдающего бога. Королева-мать здесь проявляет сострадание божественному образу; она жалеет его и заботится о нём. Вы помните, как Юнг сказал, что бессознательное зеркально отражает то лицо, которое мы поворачиваем к нему: если мы враждебны, оно становится пугающим и диким как эмоциональное гневное состояние льва, в то время как после омовения лика молоком он действительно становится мирным котом на её коленях.

В завершение нашего обсуждения символизма льва, мы видим здесь, что лев теперь полностью вошёл в четвёртый класс, так как он становится всё более и более божественным. С его гневом, рычанием, пламенной и страстной натурой он является чудесным символом, олицетворяющим Бога из Ветхого завета, который должен быть преображён голубями Дианы. И когда мы приходим к своим эмоциям и наши страсти всё больше и больше просыпаются, мы страдаем тем, чем страдает божество, потому что он сам такой страстный. Иов также страдал из-за этого.

И в завершение нашего исследования мы должны рассмотреть интересный факт – то, что лев всё ещё присутствует в последней картине. Возрождённый король выступает торжествующим победителем, целителем и спасителем земли. Дева коронована диадемой и вознесена на небо быть звездой. Но зелёный лев всё ещё на её коленях. С психологической точки зрения это может означать, что эмоции, хотя и преобразованы, всё ещё находятся в пространстве анимы или великой матери и вечной женственности. О хтонической душе заботится анима или Великая мать. Также можно сказать, что это олицетворяет союз противоположностей, светлую и хтоническую стороны анимы.

Так же, как Дева Мария держит Христа на своих коленях (и младенца, и во время последней Скорби), так и алхимическая анима держит тень Христа – льва – на своих коленях. Некоторые из вас помнят, что доктор Юнг говорил о проблеме взаимодействия с хтонической душой, и утверждал, что мы сами не можем знать, что с ней делать. Только «истинный человек» или homo quadratio знает, а мы можем только ждать следующей подсказки во сне. Этот образ льва является такой подсказкой. Лев отдан здесь во власть своей собственной противоположности, небесной анимы, поскольку Дева Мария перенесена на небо.

 

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"