Перевод

Глава 6. Собака: биологические данные

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм Животных

Глава 6. Собака: биологические данные

 

В СОБАКЕ НАМ ВИДИТСЯ СОВЕРШЕННО ИНОЕ СВЕЧЕНИЕ или инстинкт. Кошка символизирует независимый, почти дикий инстинкт, который, тем не менее, очень близок нам. Собака гораздо более приручена и в нашем обществе зависит от нас во всех отношениях. Её гораздо легче обучать или воспитывать, чем кошку. Поэтому можно сказать, что это – инстинкт, который мы можем, в некоторой степени, интегрировать с гораздо большей лёгкостью. А ещё это – инстинкт, который поддаётся развитию и, в ещё большей степени, ассимиляции. Брэм (Brehm) и Лоренц (Lorenz) согласны в том, что прирученные собаки появились задолго до земледелия и одомашнивания скота, и за много веков до первых следов домашних кошек. Довольно любопытно, на этой неделе в журнале «Она и Он» (Sie und Er) я встретила статью о лисах профессора Хедигера (Hediger), в которой он говорит, что люди привыкли думать, что собаки произошли от лис. Но это не так. Скрещивание собак с лисами невозможно, в то время как собаки вполне охотно спариваются с шакалами и волками. Я не уверена, что так происходит с американскими аборигенными собаками; в действительности, в американском журнале я видела опровержение происхождения от шакала. Волчьи собаки присоединяются к хозяину как к вожаку, в то время как у шакальих собак образуется привязанность к заместителю родителя. Это определённо было так для маленького французского пуделя доктора фон Франц, который вёл себя чисто как ребёнок по отношению к своему родителю. И в том, и в другом случае, собака – общественное животное, верное своему хозяину. В рождественском выпуске 1953 года газеты «Рассылка субботнего вечера» (Saturday Evening Post) была опубликована статья Салли Карригер (Sally Carrigher) под названием «Собака, которая обучала меня», в которой описаны её отношения с лайкой, - очень поучительная история о волчьих собаках.

Каким бы ни было их происхождение, Брем утверждает, что дикие собаки изначально были приручены в своих собственных краях. Возможно, в отличие от кошки, собаки сначала были привязаны к земле. Конечно, в результате селекции и перемещения, теперь они происходят из самых разных уголков света и не имеют явных корней.

Брем разделил млекопитающих на группы по зрению и способности ощущать запахи, потому что это – две наиболее сильных их способности. Великое множество собак ненавидит определённые шумы, но запахи управляют жизнью собаки. Если нерв, отвечающий за распознавание запаха, разрушен, собака теряет все связи, даже со своим хозяином. Однако собаки с плоским, расплющенным носом не отличаются хорошим нюхом. В преследовании они опираются на зрение, а не на нюх, и их глаза намного лучше, чем у большинства собак. Люди любят говорить, как хорошо было бы, если бы собаки могли говорить. Но как ужасно было бы, если бы они действительно могли это делать. Подумайте только, что было бы в их разговоре! Кто что съел на ужин, и все входы-выходы фонарных столбов на перекрёстках.

Брем пишет, что очень трудно что-либо сказать об изначальных физических качествах собак из-за значительного уровня дрессировки. Они по природе трусливы и очень редко кусают, - они делают это только если совсем загнаны в угол, но их научили быть необычайно храбрыми и даже жестокими. Он говорит, что врождённое качество, лежащее в основе всего их развития рядом с человеком, – это их послушание и готовность учиться. Лоренц в своей книге «Вот пришёл человек после собаки» (So kam der Mensch auf den Hund) говорит, что ошибочно полагать, что прирученные животные глупее, чем их дикие предки. Это правда, что их ощущения в некотором роде притупились и что некоторые тонкие инстинкты вырождаются, но то же самое относится и к людям, и это не несмотря на эти потери, но благодаря им человек поднялся над животными. Разрушение жёстких направляющих, в которые втиснута бОльшая часть поведения животных, стало sine qua non (непременным условием) для развития особой человеческой свободы.

Лоренц подчёркивает, что при дрессировке собак не следует забывать, что у них в целом нет ощущения ответственности или чувства долга. Секрет дрессировки собаки состоит в том, чтобы научить её, что она может выполнять определённые вещи как если ей предоставлена особая честь, и это всегда должно быть «может», и никогда – «должна». Если вам удастся дрессировать таким образом, они получают огромное удовольствие от обучения. Итак, как мы увидим, секрет дрессировки настоящих собак может субъективно помочь нам при обращении с нашим собственным инстинктом собаки.

Собаки могут вести себя очень по-матерински и, как кошки, принимаются заботиться о других мелких животных, даже о тех, которые являются их «расовыми врагами», например о львятах и тигрятах. В зоопарках их часто успешно используют для этих целей. Но превыше всего, собака – это товарищ. Собаки любят работать и реализовывать то, к чему они генетически предрасположены, - они очень увлечённо и с энтузиазмом в дрессировке учатся собирать подстреленную дичь, охотиться, защищать, охранять, искать, провожать незрячих, исполнять всевозможные трюки и так далее. В северных странах их используют в санных упряжках. Там, а также в других европейских государствах, их можно часто видеть запряжёнными в небольшие тележки. Полиция и армия используют собак для многих целей, например, большие сенбернары и немецкие овчарки помогают при поисковых работах пропавших лиц и объектов.

Собаки едят практически любую еду, которую едят люди. Кошки гораздо больше привередливы. Собаки по своей природе плотоядны и любят мясо с душком (то есть, которое начало разлагаться). Поэтому во многих странах их используют как падальщиков при уборке мусора, и даже для поедания трупов. В двенадцатом или тринадцатом веке путешественник по Тибету записал, что тела умерших людей расчленялись священниками в ритуале и выставлялись на открытом месте. Если птицы – грифы или орлы съедали их, это было признаком того, что человек поднимался на небо. А если собаки или свиньи съедали их, тогда им предстояло вновь родиться на земле. И последнее, не менее важное: Брэм говорит, что собаки очень редко погружаются в глубокий сон. Им определённо снится много снов. Интересно было бы знать, видят ли сны кошки. (Кто-то в аудитории отметил: “да, видят!”)

Теперь я хотела бы дать четыре группы основных качеств, составляющих перекрестие, которое я предлагаю использовать в телескопе, с помощью которого мы будем рассматривать собак, и они такие:

1) собака как символ верного друга, и его противоположность – предатель,

2) собака как символ проводника и охотника,

3) собака как символ сторожевого пса, и его противоположность – вор,

4) собака как символ целителя против собаки – пожирателя трупов.

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"