Перевод

Глава 8. Собака: проводник и плут

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм Животных

Глава 8. Собака: проводник и плут

IX. The Dog: Guide and Trickster

Один из самых известных из мифологии проявлений собаки – проводник душ, который сопровождает нас в мир иной. Иногда собака ведёт нас и в этом мире. Рассмотрим это важное качество собаки-проводника, но, как и в случае с большинством других животных, лучше начать с более негативной стороны. Здесь мы видим собаку как проводника, ведущего по ложному пути, или плута. Лоренц (Lorenz) пишет, что реальная собака просто подчиняется своему внутреннему импульсу. И для неё любое стремление является «хорошим». Так что конкретно для этого проявления, было бы вольностью делить его на отрицательную и положительную стороны, и я полностью осознаю, что вполне справедливо ссылаться на то, что собака как плут приводит к положительным результатам ровно так же, как и собака в качестве проводника. Однако в собаке эти проявления смешиваются одно с другим даже больше, чем в кошке, особенно в отрицательном смысле.

Как Анубис в Египте, а также и во многих других местах, собака прочно связана со смертью. Поэтому следует ожидать, что её можно найти также и среди обильной жизни. Например, в Америке мы находим её двоюродного брата, койота – эротическое животное, которое не только вступает во всякую связь на своём пути с дочерями человеческими, но и которое научило человека тайнам секса и, таким образом, сделало возможным продолжение рода и выживание вида.

У индейских племён Салишан в Британской Колумбии и на северо-западе Америки есть очень много мифов и легенд о койоте, которого некоторые племена даже почитают как творца и культурного героя. Но здесь, как и повсюду в Северной Америке, он – очень хитрый творец, всегда что-то затевающий и использующий свои способности преимущественно для своей собственной забавы. Например, у племени Шусвап (один из народов Салишан) есть легенда о том, что он однажды превратился в младенца, и из жалости к сиротливому покинутому бедняжке его подобрали две сестры. Ночью же он тайно спал с каждой из них, а наутро они обе были беременны. Говорят, он не отнёсся с уважением даже к собственной дочери, а притворился лежащим на смертном одре и взял с неё обещание отдаться первому же мужчине, которого она встретит, и, превратившись в мужчину, встретил её в лесу и сам воспользовался её обещанием, данным «умирающему отцу».

Кажется, что таких историй о койоте бесконечное множество среди коренного населения Северной Америки, и такая же эротическая распущенность, приписываемая собаке, встречается и в Старом Свете. В Северном Борнео, например, у местного племени есть поверье, что рай находится на вершине горы. Входы охраняются огненным псом, который бросается на каждую девственницу, приближающуюся к вратам рая, в то время как каждая женщина, спавшая с мужчиной на земле, проходит беспрепятственно, поскольку он считает её недостойной его объятий.

Сексуальная беспорядочность собаки также довольно часто отмечается в нашей обычной речи. Когда о женщине говорят как о кошке, это может означать, что она затейлива в розыгрышах других женщин или что она умна с мужчинами как кошка, которая выбирает самца и заставляет его поверить в то, что это он выбрал её. Но часто, когда женщины говорят так неистово: «Какая же она кошка…», - можно уловить тайную нотку зависти. А в моей юности, когда женщину называли сукой – словом, которое тогда, конечно, как и сейчас, использовалось для обозначения обычной самки собаки, - просто подразумевалось унизительно, что она неразборчива в связях. Психологически такая женщина стала жертвой неразборчивого анимуса и потеряла связь с эротическим началом, со своим единственным надёжным проводником в вопросах отношений. Дикие животные повинуются своим брачным законам, какими бы они ни были: какие-то моногамные, другие – полигамные, и так далее. Большинство стадных животных полигамны, там происходят бои среди самцов, в которых закон выживания наиболее приспособленных, как правило, берёт верх.

Почему же собака и её двоюродный брат койот в мифах и легендах описаны такими особенно распущенными животными, что он и, в частности, она стали олицетворением распущенности? Собаки наиболее одомашнены и, живя так близко к человеку, их инстинкты больше всего подверглись влиянию, чем у любого другого животного. Их сексуальное поведение исказилось, особенно в наших глазах, и они в самом деле стали совокупляться открыто, по зову природы, в любое время и в любом месте. Собака, таким образом, приняла на себя образ преувеличенной и неестественной сексуальности. Бык и жеребец, например, содержатся для размножения и, хотя и под контролем человека, им предоставляется достаточно возможностей для этого. Собак редко держат для размножения и, в отличие от кошек, их, как правило, не кастрируют. Таким образом, из всех наших домашних животных они, пожалуй, больше всего пострадали от цивилизации. Наша собственная сексуальность пострадала аналогичным образом.

Я жила в Париже в течение двух лет как арт-студентка, когда мне было лет двадцать семь или двадцать восемь, и была поражена эффектом латинского квартала воздействия на молодых девушек, приехавших из Америки и Англии, особенно на тех, которые были воспитаны в строгости. Некоторые воздвигли ещё более высокие стены и словно ещё плотнее затянули шнуровку на одежде, в то время как другие в предельно короткие сроки почти приблизились к тому, чтобы превратиться в проституток. Это было сразу после Первой мировой войны. Женщины, которые воспитывались в строгости, склонны попадать под влияние неразборчивого анимуса, и это может быть психологической причиной огромного числа мифов и легенд, в которых женщина выходит замуж за пса. Мужчины имеют тенденцию попадать в руки очень собственнической анимы, которая удерживает свою власть над мужчиной, постоянно проецируя себя на различных женщин. В диалоге между Хью де Сен-Виктором и его душой он спросил, что она любит больше всего, и она совершенно спокойно ответила, что она ещё не решила. Она либо теряет то, что ей нравится, в результате разложения, либо она видит что-то, что ей нравится больше, и чувствует необходимость изменится. Здесь она выражает именно то качество, которое проявляется, когда распущенность одерживает верх.

Связь между собакой и плутом, главным образом такая, какой я её представила вам через койота, также нуждается в пояснении. Это совершенно иная хитрость, отличающаяся от хитрости кошки. Пёс, который продал человека за мех и который ел людей, созданных Богом из теста, или койот в только что приведённых примерах, получают немедленное удовольствие, в то время как кошка больше похожа на мастера детектива, играющего по более высоким ставкам, требующим гораздо большего самоконтроля. Собака-плут уже содержит в себе элемент зарождающегося сознания. Рассказы об огненном псе или о похождениях койота к девственницам либо шокируют вас, либо вызывают смех, и тогда вы уже не вполне идентифицированы с инстинктом. Эти животные демонстрируют в некотором роде получеловеческую разумность, которая указывает на гипотезу о том, что в случае с собакой, в отличие от кошки и лошади, мы имеем дело с инстинктом, очень близким к человеку. (Кречмар отмечал, что совершенно невозможно разделять мифы о собаке и мифы о волке, шакале и койоте). Собака стала настолько очеловеченной, так сказать, что она отнюдь не является воплощением чисто животного инстинкта. В моей работе «Проблема контакта с анимусом»[1], я рассказала о женщине с образом анимуса, которого она называла «Арчибальд». Он был весьма полезным, обычный адмирал Крейтон. Она много лет назад рассказала нам об этом анимусе и о том, как он помогал ей, и мы предупредили, что не очень-то стоит доверять образу бессознательного в такой степени, особенно в отношении вещей внешней жизни, где нужно принимать свои собственные решения. Однако она не слушала; она была довольна и всё больше и больше предоставляла себя в его распоряжение, и стала полностью одержимой им, так что то, что сначала было очень положительным, в конце концов, стало сугубо отрицательным.

Так что инстинкт собаки обладает безошибочным чутьём, но нам нужно быть очень осторожными, чтобы не позволить ему слишком распространиться на внешние вещи. Нам следует доверять ему во тьме бессознательного, потому что там он видит гораздо лучше нас и его интересы обычно полностью совпадают с нашими собственными.

Переходя к собаке как проводнику в запредельный мир, мы обнаруживаем, что материала бесконечно много и приходит он со всего мира. Я могу дать вам лишь малый фрагмент.

В Египте есть два Бога, которые появляются в старых изображениях в образе собаки: Анубис появляется как лежащий пёс и Упйаот / Upuaut (в переводе с греческого – Офоис / Ophois) появляется как стоящий пёс. Анубис – это бог царства мёртвых и в наибольшей степени близок к проявлению в роли Цербера, а Упйаот – проводник в полном смысле слова. Само его имя, согласно Боннету, уже является доказательством победоносного наступления в войне и означает «открыватель путей» (Боннет / Bonnet, 1952г., 842). Он тесно связан с Анубисом и практически идентифицируется с Абидосом, тем самым перенося нас на берега Египта. По мнению некоторых греческих писателей, он становится идентичным с Гермесом или Меркурием, у которого также есть кадуцей – вещь, которая может открыть все пути. У Гермеса также есть Киней / Kyn?e, то есть шлем или головной убор наподобие собачьей головы, так что Гермес и сам связан с собакой напрямую, а не только через смешивание с Анубисом. Он также напрямую связан с пойменом (poimen - «пастух» в переводе с греческого) и очень часто в современных снах – с собакой. В самом деле, у меня были сны о собаке, которые д-р Юнг отнёс непосредственно к архетипу поймена.

Мысль о том, что собака может провести нас куда угодно, особенно в потусторонний мир, широко распространена. Например, Самоеды в Северной Азии (у которых также есть свой вариант мифа о «собаке, продающей человека дьяволу за мех») обычно наделяли своего бога Нгаа (Ngaa – смерть) образом волка. Когда кто-то очень болен, они посылают за шаманом, который помещает изображение волка на одной из сторон жилища и затем приносит в жертву собаку больного человека. (Эта жертва совершается после того, как собаку обводят вокруг жилища против часовой стрелки, сердце собаки помещается на шест). Затем он убивает другую собаку и, пока она умирает, в молитве просит волка Нгаа принять жертву взамен жизни больного человека. (Очень похожий обряд исполняется во время рождения ребёнка). Если эти ритуалы не удаются и Нгаа забирает жизнь человека, они убивают ещё одну собаку на могиле человека и подвешивают её так, чтобы хвост был направлен вниз, в сторону мёртвого. Это основано на веровании, что когда душа воскреснет, умерший ухватится за хвост собаки и таким образом его душа благополучно переместится в страну мёртвых, где он обретёт вторую жизнь. В некоторых районах Индии поводок собаки кладут в руки умершего, но вариант с хвостом кажется более распространённым. В зороастрийской религии в Персии эта идея ещё более развита.

В Новой Гвинее есть племя, которое считает, что свиньи и собаки обладают бессмертными душами. Есть две особых собаки, которых зовут Байгами (Bigami) и Ваури (Vauri), которые являются проводниками душ и посланниками смерти. Они приходят на землю, чтобы забрать душу умирающего человека. Они считаются очень опасными, поскольку согласно поверью пока вы спите, ваша душа свободно бродит вокруг (поэтому никто из этого племени не станет спать вне дома).

Собака-проводник, благодаря своему высоко-развитому обонянию, может найти дорогу там, где другие наши органы чувств совершенно бесполезны, и он так близко связан с человеком на протяжении тысячелетий приручения, что он поведёт его за собой, в то время как другие животные с таким же острым нюхом не станут. Нам следует также помнить, что собака в мифологии глубоко связана со смертью и с потусторонним миром, и что в реальности собака также становятся саркофагом для человека во многих странах, где умерших отдают им на съедение. Таким образом, как обитатель этого и потустороннего миров, собака особенно хорошо подходит быть проводником из одного в другой, и даже на роль посредника, поскольку и люди, и духи, вообще говоря, хорошо понимают её. Собаки очень чувствительны к духам, и существует множество историй о том, что они первыми узнавали о появлении призраков. В некоторых странах в Азии считается, что собака всегда покажет, обитает ли демон вокруг. Один знакомый мне доктор всегда брал с собой собаку, и если пациент мог выздороветь, собака входила в комнату, а если пациенту было суждено умереть, она убегала или оставалась снаружи, поджав хвост. Когда речь идёт о духовном мире, всё разумное и рациональное заканчивается. Как Князю Кольцу, нам следует полностью довериться своему собачьему инстинкту. Князю Кольцу, однако, было уже известно, где находились золотые вещи. Ему только оставалось принять унижение быть ведомым, иными словами, признать, что его собственные качества не соответствуют задаче. Здесь собака как проводник продвигается дальше; приходится отправляться в совершенно неизвестное, полагаясь только на инстинкт собаки. В большинстве мифов это смерть, и никакой помощи в этом нет, но психологически, когда вы отправляетесь в такие пространства, вам по доброй воле приходится сталкиваться с такими ужасающими вещами как смерть, иначе нет речи о возрождении. Вы можете проходить анализ в течение длительного времени и проделать множество сеансов активного воображения прежде, чем встретитесь с этим высшим испытанием. Тогда даже появляется ощущение, что вы теряете всё, чего вы достигли. Вот что сказала одна женщина о сне, когда она столкнулась с таким путешествием: «Но если я отправлюсь туда, я потеряю все мои психологические знания, всё, что я получила в результате анализа».

То же самое мы находим у алхимиков, когда они, хотя и придают такое огромное значение изучению, вдруг говорят: «Идите разорвите книги, чтобы сердца ваши оставались не оторванными друг от друга», - и это несмотря на то, что они настаивают снова и снова на жизненной важности учения и утверждают, что все книги следует читать многократно. Как бы ни было важно для алхимика знать теорию учения, он знает, что на этом пути теория – только помеха. Здесь доподлинно известно, что только животное с любящим сердцем, такое, как собака, может быть проводником для нас в этих мрачных местах. Это точка, в которой вам следует оставить всё, что вы узнали, и идти, руководствуясь только своим инстинктом.

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"