Перевод

Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

Символизм Животных

Барбара Ханна

Символизм Животных

Глава2

Кошка: коварство и материнская и природа

Лекция вторая: 03 мая 1954 года

Сначала обратимся к Египту, предположительно первоначальной родине кошек, за мифологическим материалом, содержащим качества, которые вписываются во все четыре наших категории, то есть, кошки как:

1. символ материнской природы, а также коварного характера,

2. символ гнева и эмоций,

3. символ уюта и лени,

4. символ независимости и самостоятельности.

Согласно книге «Язык египетских религиозных историй» Боннета (Reallexikon der Aegyptischen Religionsgeschichte, Bonnet), кошки в далёкие времена более или менее ограниченно водились в районе Бубастиса (около Мемфиса, в дельте Нила), который был центром поклонения богине-кошке Бастет (Боннет 1952 г, 8of). В действительности, в древние времена кошка почиталась только в Бубастисе. В других регионах, позднее, ей поклонялись спорадически и более анонимно, упоминая её под таким именами как «та, что красива». Боннет говорит, что небольшие группы поклоняющихся кошкам любили собирать своих безымянных животных вокруг великой богини. Баст, или Бастет, упоминается в Британской энциклопедии как Убаст. Со времён ранних династий богиня-кошка Бастет переплетается с Сехмет (Sechmet), богиней-львицей, и с богиней Тефнут (Tefnut), тоже львицей. И даже знаменитая Хатхор (Hathor), священная корова, иногда появляется в образе кошки. Бастет и Сехмет настолько близки друг другу, что иногда невозможно разделить их.

Бастет (Bastet), как правило, изображается с телом человека и головой кошки. Тефнут – сестра-жена Шу. Им двоим изначально поклонялись как паре львов. Как и Тефнут, Бастет была дочерью Атуна (Atun), первоначального богу-творцу, который появляется в текстах пирамид как исходный хтонический бог. По преданию он оплодотворил себя и произвёл на свет первую пару божеств – Шу и Тефнут, - выплюнув их изо рта. Доктор Якобсон (Jacobsohn) упомянул об этом в недавней лекции и сказал, были и другие версии того, как он породил их. Как вы знаете, египетские боги растворяются друг в друге и проявляются снова загадочным образом, удивительно похожим на то, как ведут себя наши собственные образы бессознательного. Когда я болела гриппом, я сделала заметки, которые позднее показались мне признаком погружения в глубины активного воображения и бессознательного. Ничто так не похоже на бессознательное, каким мы ощущаем его во снах и в активном воображении, как египетские боги. Мы убедились в этом на лекции об активном воображении и об уставшем от жизни человеке. Атен (Aten) стал Ре- или Ра-Атеном, то есть, он стал единым с Ра, богом солнца. В немецком языке его называют Ре, но «Книге мёртвых» Баджа (Book of the dead, Budge) его зовут Ра (Бадж, 1951). Тефнут и Бастет появляются позднее как дочери Ра. В этой роли они обычно появляются как его лунный глаз (левый глаз) или, реже, как его солнечный глаз (правый глаз “женского солнца”) (Боннет, 1952 г., 81). По поводу Бастет как лунного глаза бога солнца, мне следует сказать, что по словам Плутарха, кошка была непосредственно связана с луной. Верно, что все эти богини чаще встречаются в образе луны, чем солнца, хотя Боннет уверяет нас, что кошка сама по себе в большей степени солнечное, чем лунное животное в Египте, и указывает на то, что на значительной части изображений кошек символ солнца Скарабей расположен на их голове или груди.

В образе солнечного глаза они снова смешиваются со змеем Уто (Uto) и богиней культуры Мут (Mut). Это и не удивительно, поскольку у кошки и змеи есть общие качества. Они одинаково способны завораживать добычу и имеют схожее (для нас) чрезвычайно непредсказуемое поведение. На более поздних изображениях бога солнца мы находим птицу, которая может также предстать в образе бога. На таких изображениях грудь и голова сокола обычно растут из тела кошки, в отличие от обычного образа с головой кошки и телом человека. Это только один пример потока египетских божеств.

Рис. 1. Качества кошки.

Сердитая Баст(ет), Ра, в образе Рыси

Сехмет (Sechmet)

Мышелов, охотница

свирепая и жестокая

Кот в сапогах Сехмет, насылающая болезни

(ведьма, отрицательная сторона)

Независимая, Женская,

проницательная, умная материнская и коварная

уверенная в себе природа

Тефнут как Исцеляющая магия Сехмет

эфиопская кошка (Белоснежка и ведьма)

Уютные, родственные

качества, лень

Приятная Бастет Ленивая,

раскаивающаяся кошка

Другие главы перевода

32
1. Введение I. Введение Лекция первая: 26 апреля 1954 года

3 апреля 2014 г.

2. Глава 1. Кошка: биологические данные

3 апреля 2014 г.

3. Глава 2. Кошка: коварство и материнская и природа

3 апреля 2014 г.

4. Глава 3. Кошка: ярость и эмоции

3 апреля 2014 г.

5. Глава 4. Кошка: уютность и лень

8 мая 2014 г.

6. Глава 5. Кошка: независимость и самодостаточность

8 мая 2014 г.

7. Глава 6. Собака: биологические данные

8 мая 2014 г.

8. Глава 7. Собака: друг и предатель

8 мая 2014 г.

9. Глава 8. Собака: проводник и плут

4 июня 2014 г.

10. Глава 9. Собака: страж и вор

4 июня 2014 г.

11. Глава 10. XI. Собака: целитель и пожиратель трупов

4 июня 2014 г.

12. Глава 11. Лошадь: биологические данные

8 июля 2014 г.

13. Глава 12. Лошадь: послушный работник и непокорный дух

8 июля 2014 г.

14. Глава 12. Лошадь: помощник и жертва

8 июля 2014 г.

15. Глава 14. Лошадь: дающая жизненную силу и несущая разрушение

4 сентября 2014 г.

16. Глава 15. Лошадь: паникёр и сверхчувственное восприятие

4 сентября 2014 г.

17. Глава 16. Заключение о кошке, собаке и лошади.

4 сентября 2014 г.

18. Глава 17. Введение в символизм змеи

25 сентября 2014 г.

19. Глава 18. Змея: биологические данные

4 января 2015 г.

20. Глава 19. Змея как демон земли, тьмы и зла

4 января 2015 г.

21. Глава 20. Змея в христианстве

4 января 2015 г.

22. Глава 21. Змея как уроборос цикличной жизни

7 февраля 2015 г.

23. Глава 22. Змея как дух света и мудрости

3 марта 2015 г.

24. Глава 23. Змея как символ призраков и обновления

7 апреля 2015 г.

25. Глава 24. Змея как союз противоположностей и общение с божественным

7 июля 2015 г.

26. Глава 25. Архетипический символизм льва

5 октября 2015 г.

27. Глава 26. Лев как солнечный символ.

5 апреля 2016 г.

28. Глава 27. Лев как символ силы.

8 ноября 2016 г.

29. Глава 28. Лев как символ побуждения, страсти и обладания.

8 ноября 2016 г.

30. Глава 29. Лев: вознесение и преображение.

8 ноября 2016 г.

31. Глава 30. Лев как воскресение и духовная сила.

8 ноября 2016 г.

32. Глава 31. Архетипический символизм быка и коровы

6 декабря 2016 г.

архетипы и символы

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"