Перевод

Часть 2, Глава 3

Архетипический подход к изучению снов о смерти и феномена привидений

 
Аниела Яффе 
 
АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СНОВ О СМЕРТИ И ФЕНОМЕНА ПРИВИДЕНИЙ 
 
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЧЕЛОВЕК И ОПЫТ 
 
ФАКТОР ВМЕШАТЕЛЬСТВА СУДЬБЫ В ПРЕДЧУВСТВИЯ И ПРОРОЧЕСКИЕ СНЫ 
 
   
  Приведенные ниже примеры продемонстрируют значение, придаваемое пророческим снам и видениям: они рассматриваются как знаки или посланники Высшей Силы, которой человек должен подчиняться. Это сравнимо с попытками совместить таланты ясновидящих и воздействие Судьбы на жизни людей, что вызвано чувством неполноценности Эго перед лицом вневременного вечного мира Не-Эго. С психологической точки зрения это чувство вызвано тем фактом, что сознание зависит от более всеобъемлющей сущности - «Самости» Юнга. Самость - это целостность человека, охватывающая сознание и бессознательное, эго и не-эго. Также это и индивидуальная судьба человека. Подчинение этой власти в самом глубоком смысле может быть рассмотрено с религиозной точки зрения, и авторы писем описывают свой мистический опыт, опираясь на это. 
     В конце своего рассказа о пророческом сне одна женщина пишет следующие строки: «Люди совершают самую большую ошибку, когда считают, что жизнь принадлежит только им, и что они могут делать с ней все, что им хочется. Нельзя таким образом насмехаться над Богом». 
  Другая женщина рассказывает о том, как в восьмилетнем возрасте ей приснился сон, предсказывающий смерть двух ее младших сестер: «Позже я осознала, что мой сон был предупреждением, посланным мне Богом. Затем я спросила свою маму, почему мне снятся подобные сны. Мать ответила, что это было предчувствие, дар Божий. Потому что Бог знает все наши пути и нашу судьбу». 
  В этой связи интересный случай произошел с человеком, приехавшим в юности в Швейцарию из кризисной Германии: 
 
«Там я потерпел крах во всех отношениях. Моя ситуация была настолько отчаянной, что я не видел иного выхода, кроме самоубийства. Однажды ночью я сидел на скамейке в полной тишине и одиночестве, озабоченный своими проблемами и думающий, как именно мне свести счеты с жизнью, как вдруг окружающая меня ночная тьма внезапно рассеялась, и я увидел яркий сияющий свет, из которого ко мне вышла прекрасная женская фигура, своей вытянутой правой рукой она как бы удерживала меня от воплощения моих мрачных мыслей, в то время как в своем сознании я услышал ее голос, говоривший следующее: «Стой! Ты не должен - твое время еще не пришло». Это было тридцать лет назад, но мне до сих пор кажется, что это происходило со мной вчера. 
Это был мой первый подобный мистический опыт, но он оказался не единственным. Странные паранормальные события проходят через всю мою жизнь красной нитью, и, хотя мой долгий жизненный путь начался именно со страданий и лишений, среди которых были и тяжелые болезни, и чувство стыда, и тюрьма, и концентрационный лагерь, и смертный приговор, возвращаясь в свою родную страну, я снова и снова ощущал таинственное руководство и покровительство, которое и по сей день ведет меня всю мою жизнь, указывая на цели, которых я уже достиг и на события, которые мне еще предстоит совершить». 
 
  Осознание покровительства высших сил, их помощи и руководства успокаивает человека и имеет первостепенное значение в его жизни. Веря в существование и помощь сверхъестественного, человек ощущает уверенность в своем будущем и вмешательство неизвестной трансцендентной силы. Апостол Павел выразил это чувство в религиозных терминах, когда сказал: «Я живу; но не я, а Христос живет во мне» (Гал. 11:20). В связи с подобными мистическими переживаниями Юнг говорит о высшей сущности человека, которая проявляется в его целостности и которую следует отличать от меньшей сущности, то есть от Эго. Приведенное выше письмо мужчины, скорее всего, показывает его встречу с архетипической фигурой Анимы, обликом человеческой души, который проявляется в женской форме (12). Она ведет человека к Самости. Автор письма пережил многое и описал опыт вмешательства паранормальных сил в свою жизнь как «таинственное покровительство». Таким образом, мужчина ощущал трансцендентность жизни при столкновении со своей Анимой так же остро, как и при взаимодействии с самим собой. 
    Авторы часто просто описывают свой опыт, не пытаясь как-то научно его обосновать. Тем не менее, чтобы понять их личное отношение к подобным паранормальным явлениям, все, что нам нужно сделать - это прочитать описания событий с пристальным вниманием и проанализировать эмоции и слова, посредством которых авторы писем реагировали на пережитый ими опыт. Особенно это заметно в тех случаях, когда речь идет о предзнаменованиях собственной смерти и отношении людей к подобным видениям. В таких письмах, как правило, точное изложение фактов соседствует с крайней набожностью и яркими эмоциями. В качестве примера приведу два случая: 
 
      Женщина пишет следующее: 
 
«На неделе праздника Вознесения в 1900 году, вечером в понедельник, моей бабушке, которой тогда было всего 49 лет, приснился странный сон. Ей снилось, что было утро, и кто-то очень рано постучал в кухонное окно. Она жила в одном из тех бернских деревенских домиков, дверь кухни которого выходила прямо на дорогу. Открыв маленькое окошко в двери, она увидела старого почтальона, который вручил ей письмо и газету и сказал очень настойчиво: «Мади, ты должна сегодня внимательно прочитать свою газету». Бабушка с любопытством просмотрела газету, и, к своему удивлению, нашла на последней странице следующее объявление, напечатанное крупным шрифтом: «Магдалена С., готовьтесь, через три дня вы умрете». Это объявление стало началом конца для бабушки. Она чувствовала себя очень странно и решила навестить свою дочь, живущую в городе, на следующий день. Рано утром она пошла в сад и собрала корзину фасоли. К ней она добавила хороший кусок копченой ветчины. Затем она надела свое воскресное нарядное платье, захватила с собой свои белые «чулки покойника» (они используются специально для погребения) и отправилась в город. Около восьми часов она уже была у своей дочери, привычно пройдя пятнадцать километров пешком. Когда моя мама удивленно спросила, почему она пришла рано утром, не предупредив ее, бабушка в подробностях рассказала ей свой сон. Они решили сохранить фасоль и копченую ветчину до следующего четверга в качестве особого угощения для праздничного обеда. В поведении бабушки не было ничего странного; она была веселой и помогала маме по дому. В утро Вознесения ей резко стало нехорошо, она прилегла отдохнуть и умерла от сердечного приступа». 
 
      Автор второго письма пишет следующее: 
 
«Однажды утром мой отец, которому на тот момент было шестьдесят пять лет, внезапно забрал все счета из своего кабинета и оплатил их. Затем он пошел навестить наших родственников и семью, с которой мы хорошо общались, и сказал: «Ну все, теперь я иду домой, чтобы умереть». Когда он вернулся домой, моя мать позвала его обедать. Он отказался от приглашения и уверенно заявил: «Я сейчас умру». И действительно, мама заметила изменения, которые произошли с отцом: через некоторое время он уже перестал разговаривать, а к полуночи уснул вечным сном». [Автор письма не говорит, каким образом знания о собственной смерти пришли к ее отцу.] 
 
   Оба вышеизложенных случая могут быть рассмотрены в качестве примера того, как сильно и безропотно Эго человека подчиняется Судьбе и Року, что он может спокойно принять даже собственную смерть. В обоих случаях опыт предвидения облегчил это принятие. 
  Личное отношение к судьбе наиболее отчетливо проявляется в реакциях авторов на различные виды предчувствия и предсказания, особенно когда они становятся реальным предупреждением и заставляют людей решать, подчиниться ли голосу иррационального (мистического) или нет. Таким образом одна женщина, мать семейства, пишет: 
 
«Было февральское раннее утро 1948 года, я собиралась взять своего семилетнего сына на долгожданную лыжную прогулку. Все было готово, и мы уже практически вышли из дома, как меня охватило сильное животное чувство страха, что мы не должны уходить. Сначала я не хотела обращать на него внимания, но в итоге мы решили остаться дома, несмотря на благоприятный прогноз погоды и разочарование ребенка от того, что прогулка не состоится. Вечером мы услышали по радио новости о страшном железнодорожном происшествии в Ваденсвилле. Впоследствии я еще долго пребывала в состоянии ужаса, так как мы планировали вернуться с лыжной прогулки как раз на этом злополучном поезде, что привело бы нас к гибели». 
 
   Смелость этой женщины подчиниться и довериться иррациональному чувству ужаса показывает нам, что она была в тесном контакте с природой и со своими инстинктами - в метафорическом смысле, со своей "животной первобытной душой". Общеизвестно, что животные чувствуют приближение аварий и катастроф и пытаются спасти себя и свое потомство задолго до их наступления. Инстинктивные действия регулируются архетипами, теми силами человеческой психики, которые лежат в основе жизни. Архетипы проявляются, с одной стороны, в образах и символах, а с другой - в наличии здоровых инстинктов. Инстинкт проникает в тело и является одним из важных аспектов понимания архетипа, тогда как архетипические образы указывают на духовный мир, который выходит за пределы сознания (13). Эта широкая полярность придает всем архетипическим проявлениям таинственный и оккультный характер и наполняет человека благоговением всякий раз, когда он чувствует их энергию и сталкивается с ними в повседневной жизни. 
  Покорность предупреждениям, исходящим от внутреннего голоса, часто влечет за собой последствия, которые выходят далеко за рамки жизни отдельно взятого человека. В одном из наших писем рассказывается об инженере, чей брат, который умер двадцать восемь лет назад, трижды являлся в повторяющихся снах, умоляя его обратить особое внимание на главную паровую трубу на фабрике. Несмотря на неодобрение и недовольство начальства, на следующее утро инженер отдал приказ не вводить основной котел в эксплуатацию. Дальнейшая инспекция показала, что, несмотря на недавний ремонт, труба в главном машинном отделении была серьезно повреждена. Символично, что носителем предупреждения во сне был покинувший этот мир дух. «Мертвые знают многое…» - фраза, которая повторяется во многих полученных письмах. «Земля Мертвых», или Запредельное, описывается как область, где будущее общеизвестно, а физических расстояний не существует. Эта относительность времени и пространства возникает снова и снова в нашей жизни, и позже мы попытаемся найти психологическое объяснение этого странного факта. Другой описанный в письме опыт предвидения с далеко идущими последствиями связан с машинистом, который, поддавшись тревоге и панике, остановил свой поезд и обнаружил, что «преступные руки и намерения злоумышленников ослабили винт рельсов так, что между ними образовался разрыв». «Люди поздравляли меня со «вторым рождением», называя счастливчиком», - пишет машинист, - «но после этого события я понял, что никогда не смогу снова управлять поездом, и именно поэтому я сейчас работаю на заводе». 
    Предвидения-предупреждения, к которым люди прислушиваются, не всегда имеют такие далеко идущие в будущее последствия, но на самом деле они тоже крайне важны. Так пожилая женщина пишет: 
 
«Я имею серьезную травму, из-за которой мне приходится лежать и отдыхать каждый день около полудня. Однажды утром, когда я проснулась, меня посетило странное и неприятное чувство, которое никак не пропадало. Я не могла от него избавиться, независимо от того, где я была и чем занималась. Я даже рассказала об этом чувстве своей соседке, но она тоже не смогла успокоить меня... Затем я легла на диван, над которым висела картина - красивый пейзаж. Я отдыхала уже около четверти часа, когда услышала внутренний голос, настойчиво просивший меня: «Вставай!» и снова «Вставай!» Я вскочила и огляделась вокруг, но ничего не происходило. Полная беспокойства и тревоги, я пошла на кухню, чтобы заварить чай. Я пробыла там около двух минут, когда услышала глухой удар. Сначала я выглянула на улицу, но ничего там не увидела. Но когда я открыла дверь в гостиную, я буквально застыла от ужаса: картина с пейзажем упала со стены прямо на диван. Если бы я все еще лежала на нем, осколки стекла могли бы искалечить мое лицо, глубоко порезав его». 
 
  Что поразило меня в этом рассказе, так это беспокойство его автора, ее внутреннее чувство, будто что-то толкает ее туда-сюда. Как будто психика этой женщины заранее чувствовала опасность, не имея возможность физически ее обнаружить и увидеть. Я могу расценить это беспокойство (панику) как попытку самой природы защитить героиню письма от опасности ложиться на диван, что могло нанести ей серьезные увечья. Как и в рассказе о машинисте и поврежденных железнодорожных путях, поразительна простота и быстрота предупреждений «внутреннего голоса», пришедших в форме базовых инстинктов. В обоих случаях решающим фактором стало то, что авторы писем беспрекословно повиновались этому «внутреннему голосу». 
    Похожее письмо, описывающее «внутренний голос» и природные инстинкты, отправила в редакцию газеты еще одна читательница. В нем она рассказывает, как сидела с рукоделием в палисаднике своего дома и «совершенно отчетливо слышала, как кто-то зовет ее из дома». Как только женщина, следуя за этим таинственным голосом, вошла внутрь, окно дома рухнуло с четвертого этажа на ее стул, на котором она сидела в палисаднике, полностью сломав его. 
 Доказательство того, насколько могут быть правдивы предчувствия с психологической точки зрения и стоит ли к ним прислушиваться в повседневных ситуациях, приводится в письме автомобилиста. Он ехал ночью по шоссе, и вдруг ему показалось, что его мать (которая в это время мирно спала в постели) направляла его руку к тормозу машины. «Я остановился и увидел что-то непонятное, лежащее прямо перед моим левым передним колесом». (Это был пьяный, спящий прямо на дороге, мужчина, которого автор письма не заметил издалека). 
  В своем эссе «Исследование галлюцинаций и пси-явлений» Луиза Райн рассказывает о похожем примере (14). Один ткач как-то отвлекся от своей рутинной работы, поднял взгляд и увидел образ своей мертвой матери в углу комнаты. Она настойчиво манила его, он встал и пошел к ней. И в этот самый момент тяжелая и массивная часть специальной техники вышла из-под управления и врезалась прямо в стену, попав точно в то место, где мужчина находился всего лишь несколько секунд назад.   
   Образ матери, делающей предупреждающий жест, в обоих случаях может пониматься как «дух матери». Однако с психологической точки зрения мы не должны забывать, что «мать» является давно изученным и признанным символом бессознательного. Эта символическая отсылка очень важна, поскольку бессознательное – это, так сказать, и есть материнское чрево всех психических явлений. Сначала существовала лишь бессознательная психика, и сознание постепенно развивалось из нее. Это можно увидеть в жизни каждого человека: сознание взрослого постепенно эволюционирует из бессознательного состояния ребенка. Но тоже самое можно сказать и обо всем развитии человечества: наше современное сознание медленно выросло из состояния примитивной тьмы бессознательного. В любом случае бессознательное является более древним, а также более всеобъемлющим организмом, из которого возникло сегодняшнее современное сознание. Сознание и бессознательное находятся между собой в тех же отношениях, что остров к океану. Бессознательное является метафорически матерью всего существующего и матерью каждого индивидуального сознания. Таким образом, когда мы читаем в предыдущем письме автомобилиста, как мать направляла его руку, или исследуем пример ткача, которого настойчиво звал за собой образ умершей матери, мы получаем психологически приемлемое и удовлетворяющее нас объяснение того факта, что именно бессознательное предупредило этих людей о грозивших им опасностях. 
  В природе человеческих переживаний такие бессознательные импульсы (порывы) принимают конкретную форму. Они проявляются в виде изображений (образов), которые, как правило, часто бывают даже персонифицированными. Иногда эти импульсы можно услышать или физически ощутить. Выражение «я почувствовал непонятный импульс» само по себе мало о чем может рассказать, но «моя мать направила мою руку» - это нечто намного более яркое и конкретное, любопытно, что обе эти фразы означают одно и то же. Для самого человека такая гармоничная связь с «образом матери» или повиновение ее голосу и указаниям указывает на тесную связь с бессознательным, то есть укорененность человека в инстинктивной жизни и крепкую связь со «внутренним я». «Инстинктивно правильное поведение» затрагивает архетипические слои психики. Таким образом, с психологической точки зрения можно понять, почему авторы исследуемых нами писем считают, что многочисленный опыт инстинктивных реакций относится к области «оккультизма», например, когда человек инстинктивно и своевременно избегает невидимого препятствия или опасности. Если мы понаблюдаем за функционированием инстинктов не только у человека, но и у животных, нам откроются многие загадки и тайны самой Природы. 
    В полученных письмах мне удалось найти всего лишь один пример ситуации, когда предупреждение, посланное самой судьбой, было проигнорировано человеком. В данном случае это было не предчувствие, а «знаки», которые остались без внимания. Швейцарец, живущий за границей, собирался обратиться ко врачу, чтобы тот назначил ему операцию от сильной головной боли: 
 
«В первый раз я не смог добраться до больницы, где мне должны были сделать эту операцию, и я лечился альтернативными методами. Во второй раз операцию не смогли произвести из-за сломанного медицинского аппарата. В третий раз по дороге в больницу я встретил своего друга, который рассказал мне, что в результате подобной операции умер один его знакомый. Но все эти знаки не помешали мне все-таки осуществить то, что я запланировал, и с тех пор боль стала просто мучительной. Когда я консультировался с другими специалистами, каждый из них давал один и тот же ответ: «Я никогда не видел такого состояния после этой операции». Интересно, может быть это просто случайности? Или это был некий добрый дух, или мой ангел-хранитель, который настойчиво пытался защитить меня от этой операции и ее ужасных последствий? 
(Я думаю, все знают, что ангела-хранителя нам дают при рождении). И позвольте добавить, что я никогда не был суеверным и всегда пытался мыслить логически, но теперь я твердо убежден, что существуют некоторые сверхъестественные вещи, которые мы так часто не замечаем и которые могут оказать огромное влияние на наши жизни». 
 
 Сущность, называемая в этом письме «ангелом-хранителем», может соответствовать древней концепции Даймона, Высшего Я, который есть у каждого человека. И ангел-хранитель, и даймон являются символами определенной энергии «наставника», «помощника» и «руководителя». С точки зрения психологии, это «Высшее Руководство» является врожденным побуждением к самореализации личности. 
    Вопрос о том, как именно и когда нужно воспринимать сон или интуицию как настоящее предчувствие или предсказание, ставит нас перед большими трудностями. Если у психически неуравновешенного человека случаются видения, они могут легко его запутать и ввести в заблуждение даже психиатра. Миссис Райн в своих работах рассказывала о крайне эмоциональной, даже несколько истеричной женщине, которая однажды очень сильно переволновалась, потому что «увидела во сне своего сына, который находился в сбитом горящем самолете» (случай происходил во время войны). Когда ее муж не смог самостоятельно ее успокоить, он вызвал врача, который госпитализировал женщину. Как оказалось, ее «видение» было точным повторением изложенной ранее новости о судьбе сына, так что «ее поведение было совершенно естественной реакцией матери, которая только что узнала об ужасных и душераздирающих новостях». О чем-то похожем писал и Юнг: женщина, страдавшая годами от депрессии, а также имевшая любопытную фобию, которая касалась Парижа, вылечилась от своей депрессии, но сохранила фобию. Тем не менее, она чувствовала себя настолько хорошо, что решила проигнорировать свои страхи. Она добралась до Парижа, но погибла там на следующий день в автомобильной аварии (15)
 
 
 
 
*** 
 
 

    Из приведенных ниже примеров видно, что авторы писем высоко ценят свой оккультный опыт, включающий в себя предсказания смертей, катастроф и несчастных случаев. Связь и взаимодействие с необъяснимым и паранормальным добавляют в жизнь более яркие и запоминающиеся нотки. 
    В большинстве случаев оккультные переживания ценятся не только потому, что они подчеркивают какое-то важное событие в жизни, но и потому, что они заставляют авторов писем чувствовать, что в их жизни вмешивались Высшие Силы, указывая на выход из тупиковых ситуаций. Особый интерес представляют случаи, когда судьбоносным событиям предшествовала целая цепочка мистических событий. Такие последовательности часто выглядят очень странными. Я приведу два примера подобных «цепочек». В первом из них женщина делится детскими воспоминаниями: 
 
«... Мимо нашего дома протекал ручей, который был довольно глубоким и опасным для всех, кто не умел плавать. Я всегда любила проводить время и играть у воды, и меня необъяснимым образом притягивала небольшая лестница, ведущая к ручью. [Мне рассказывали, что однажды какой-то ребенок потерял равновесие на этом месте, упал в воду, его унесло течением и он утонул]. Наступило время после полудня, когда все работники фабрики были уже дома, и на улице не было ни души. Один друг моего отца только доехал до дома, как ему пришло телефонное сообщение, в котором ему велели немедленно вернуться на работу. Не задумываясь, он сел на велосипед и поехал обратно. По дороге он внезапно увидел мою руку, торчащую из воды, быстро вытащил меня и отвез к родителям. Потом мой спаситель сказал моему отцу, что ему нужно спешить на фабрику, так как его вызвали обратно. Но оказалось, что его никто не вызывал, а фабрика была закрыта. Он наводил справки, спрашивал разных людей, пытаясь выяснить, что же все-таки произошло, но никто ничего не знал об этом странном происшествии. Всю оставшуюся жизнь он смеялся, когда видел меня, качал головой и говорил, что никогда бы не поверил, что ему мог позвонить призрак давно утонувшего ребенка и сообщить об опасности, которая грозила мне». 
 
    А вот воспоминания из второго письма: 
 
«Мой сын проходил военную службу в Базеле. Однажды ночью ему приснился умерший отец. Он видел только его лицо и одну поднятую руку и слышал, как тот сказал: «Вы не должны переходить мост». Утром он забыл про сон, но на следующую ночь увидел то же видение и услышал точно такие же слова.
 Затем его отправили работать на кухню, где он съел слишком много еды и был вынужден оставаться в постели с высокой температурой и болью в животе, пока остальные солдаты отправились на задание. Примерно через три часа в бараки пришло известие о том, что мост рухнул, похоронив под собой половину поезда. Один солдат погиб, несколько получили серьезные ранения, остальные отделались синяками и царапинами. Мой сын уже чувствовал себя нормально и поехал помогать спасателям, которые вытаскивали из-под обломков его товарищей. Военный врач был озадачен подобным стечением обстоятельств, но мой сын знал, что его отец сначала предупредил, а потом спас его от смерти или травм».
 
 
    Подобные истории, на первый взгляд, указывают на то, что в жизни, которая еще не прошла весь отпущенный ей срок, появляется импульс (опасность) ее завершения - рациональным или иррациональным путем. И здесь возникает вопрос, неизбежна ли эта судьба, этот рок, или нет. Однозначного вывода, конечно, сделать нельзя, но в сборнике есть письма, которые заставляют задуматься над этим. События, о которых они рассказывают — совершенно не глобального значения, но имеющие далеко идущие последствия. Например, одна женщина пишет следующее: 
 
«Летом 1913 года мне приснилось, что мой брат как-то оказался в центре большой толпы на главном вокзале Цюриха и что я приехала слишком поздно, чтобы встретить его. Когда он действительно объявил о своем приезде, я подумала про себя: «Ну, мой сон точно не сбудется, я же знаю о времени его прибытия». Чтобы убедиться в этом, я приехала на станцию за час до прибытия поезда. Я сидела в зале ожидания, когда услышала объявление: «Опоздание на сорок минут». Некоторое время я прогуливалась по станции, но всегда возвращалась обратно на платформу. Но что же случилось? Минут через двадцать я испытала на себе именно то, что произошло во сне. Двигатель сломался, но поезд опоздал всего на двадцать, а не на сорок минут». 
 
    Похожий рассказ пришел от одной девушки, которая в то время училась на продавщицу:
 
 «Однажды днем в понедельник наш учитель планировал отвезти нас на знаменитую пищевую фабрику, и я с нетерпением ждала этой экскурсии. В воскресенье вечером я уснула и совершенно отчетливо увидела себя, идущей к станции, но когда я свернула за последний угол, я увидела, как поезд уезжает со станции вместе с другими девушками, которые кричали и махали мне. Когда я проснулась, я посмеялась над сном и подумала: «Ну, со мной этого точно не случится!», потому что я ни разу в своей жизни не опаздывала на поезда. На какое-то время я даже забыла об этом забавном сне. Поэтому, когда наш магазин закрылся в полдень, я спокойно отправилась в свое общежитие пообедать, затем посмотрела на свои часы, которые показывали 12.30, и направилась к станции. Но что же со мной произошло? Ровно в том же месте, как и в моем сне, я увидела, как отправляется мой поезд, а все остальные девушки кричали и махали мне. Я был потрясена: мне казалось совершенно невозможным, что я потратила целых двадцать минут, чтобы дойти от моего общежития до вокзала — ведь расстояние между ними было около 500 ярдов и оно не должно было занять больше пяти минут неспешной ходьбы. Но и мои, и вокзальные часы показывали 12.50! Я с грустью и разочарованием вернулась на работу (а я так ждала этой увлекательной поездки в компании подруг!) и призналась начальству, что опоздала на поезд... Я до сих пор не знаю, как те двадцать минут умудрились пролететь так быстро и стремительно!» 
 
     Третий случай: 
 
«Вскоре после замужества моей сестре приснился сон. Она увидела своего мужа, лежащего в постели в смертельной агонии, а наш отец и я по очереди заходили в комнату. Она повторила этот момент дважды: «Папа зашел первым, а ты - сразу за ним».
 Несколько лет спустя, когда мы с отцом поднимались по лестнице в больнице, я вдруг вспомнил про сон сестры. Накануне моему зятю сделали операцию. Я вспомнил те слова сестры: «Папа зашел первым, а ты — сразу за ним». Я хотел перехитрить ее сон и быстро поднялся по лестнице, чтобы зайти в палату зятя раньше, чем отец, но как только я прикоснулся к ручке двери, медсестра неожиданно схватила меня за руку, и мой отец вошел в палату первым. Так сбылся сон моей сестры, который она видела много лет назад».
 
 
     И последний сон из этой категории писем (рассказов): 
 
«В один прекрасный весенний денек я подумал, что пора бы пересадить и связать наши кусты малины. Я пошел в сад и взял с собой жену и двух наших дочек. Младшая направилась к куче из песка, а старшая — вместе с нами. Когда я взглянул на кусты, я внезапно почувствовал, как что-то внутри сильно сдавило мое сердце и грудь, какое-то ужасное чувство, которое я не могу описать словами. Я принялся за работу, но вскоре меня охватило беспокойство. Я сказал жене, что странно себя чувствую. Но в этот самый момент мне в голову пришел вопрос: «Что же это за беспокойство? О чем я так сильно переживаю?» 
И я вдруг вспомнил: я уже проделывал всю эту работу с кустами малины во сне, и мне приснилось что-то неприятное и жуткое, чего я уже не мог вспомнить. Я вспомнил из того сна, что мне было сказано присматривать за моей младшей дочерью - ей было всего два года - и каждые две или три минуты я смотрел, как она играет в песочной куче. И вдруг она исчезла! Я послал свою старшую дочь на поиски и сам начал искать ее по всему саду. Старшая прошла мимо бочки с водой, остановилась, заглянула в нее - и я услышал ее истошный крик: «Мамочка!» Мы вытащили малышку прямо из бочки! Она уже посинела и не дышала, но я все отнес ее к врачу, и она спасла моей дочери жизнь». 
 
       В вышеприведенных письмах авторы сделали все, что, чтобы предотвратить событие, предсказанное во сне — все, чтобы «обмануть сон», но им это не удалось (16)
   Основываясь на многочисленных переживаниях событий, увиденных авторами писем во сне, на их предчувствиях и видениях, мы можем сделать вывод, что, как ни странно это звучит, будущее на самом деле не возникает спонтанно здесь и сейчас, но уже существует в некоторой форме, и оно неизбежно. Это подводит нас к извечному вопросу о свободе человеческой воли. Из писем и рассказов видно, что фактор Судьбы — это сила, значительно превосходящая сознательную волю человека . Человек не способен реализовать свое Эго-Волю против своей Судьбы. Но опыт также показывает, что человеческая свобода существует, когда она трактуется в совершенно ином смысле, а именно - как проблема морали или вопрос самосознания. Можно даже сказать, что свобода человека заключается в его способности и выборе либо бороться с судьбой, либо покорно принимать ее. Два человека, которые заранее знали о своей смерти, не могли сами принять решение, будут ли они жить или умрут, но, приняв сам факт возможности своей смерти, они тем самым сделали свой выбор и умерли свободными (17). Самым трудным следствием свободы является то, что она ставит человека перед выбором между добром и злом. Мы не собираемся здесь подробно останавливаться на этой теме, но можем лишь мимоходом отметить, что признание Судьбы высшим фактором не освобождает человека от активного участия в конфликте между добром и злом и не устраняет сам конфликт в его душе. Субъективное ощущение моральной свободы принадлежит человеку в такой же мере, как и ощущение несвободы. Поэтому в любой ситуации человеку бросают вызов как тому, кто одновременно зависит от Высших Сил и в то же время свободен от них как личность. В ходе данного исследования мы встретимся с переживаниями и опытом, которые покажут влияние моральных оплошностей и пробелов, такого чувства, как вина, на психику человека. 
    За исключением истории, когда на карту была поставлена жизнь маленькой девочки, только что процитированные случаи из писем в основном касались мелочей. Опаздывает ли девушка на поезд, отец или сын первым заходит в комнату - это всего лишь инциденты, которые, даже если они известны заранее, вряд ли могут иметь огромное значение для жизни и психики авторов (конечно, если речь не идет о крайне рефлексивном уме). Их нельзя отнести к вышеупомянутым «репетициям» судьбы или рассматривать как фатальные предупреждения. Похоже, что здесь действует таинственная, своенравная Сила, сила, которая смешивает смысл и бессмыслицу в порядке, установленном ее собственным законом или беззаконием. Эта сила соответствует духу, который алхимики назвали «Меркурием» (ртутью). Поскольку медитации и эксперименты древних мастеров магии и алхимии были посвящены не только секретам и загадкам материи, но также и тайнам разума (сознания), неудивительно, что они тоже столкнулись с «духом», который отличается своей неуловимостью, недостижимостью, отсутствием четкой формы и даже неправильностью (18). Ртуть (Меркурий) — это высший смысл и абсолютная чепуха. Из-за этой эксцентричности и причудливости Юнг называл Дух Меркурия «обманщиком», или «трикстером» (19)
   Также интересны случаи, в которых, помимо основного события — серьезного происшествия, смерти, пожара и т. д., люди отчетливо видят и запоминают незначительные детали  - например, галстук врача, который несет на руках ребенка, рубашку покойника, костюм человека, принесшего известие о катастрофе. Это напоминает о том, что когда происходят важные события, обыденные детали внешнего вида глубоко врезаются в сознание. Даже запахи или оттенки цветов остаются в памяти, и люди могут вспомнить спустя годы события, которые с этими запахами и оттенками у них ассоциируется. 
   Однако в наших письмах видения и пророчества о банальных несущественных происшествиях составляют все-таки меньшинство. Тем не менее, часто возникает вопрос, не являются ли знаки о банальных происшествиях более распространенными, чем принято считать: запоминаются ли подобные сны нашим сознанием, или они сразу же забываются, или о предсказании простых вещей люди предпочитают особо не распространяться, так как они кажутся слишком скучными и бессмысленными. Это интересная тема для парапсихологических исследований. Как нам демонстрируют полученные письма, предсказанные события являются обычно в какой-то мере роковыми, а в подавляющем большинстве случаев - даже трагичными. Также людям часто снятся вещие сны о помолвках, выигрышах в лотереях, смене работы, поездках или повседневных событиях, но их количество даже сравнивать нельзя с подавляющим большинством описанных авторами снов и предчувствий, предвещающих болезни, бедствия и смерть. Сами авторы тоже озадачены и шокированы этим фактом и спрашивают, от чего он зависит. Этот вопрос мы рассмотрим более подробно чуть позже, в главе о синхронистических феноменах. 
 
 
 
 
 
Сноски: 
 
(12): О концепции Анимы Карл Юнг рассказывает подробно во многих своих работах, например, в «Двух очерках об аналитической психологии» и в «Архетипах и коллективном бессознательном». Это известный факт, когда в характере и поведении женщины могут проявляться мужские черты, а в характере и поведении мужчины — женские. Таким образом, женская часть души мужчины — это Анима, а мужская часть женской души — Анимус. 
 
(13): От латинского слова «Numen» - «Священный». 
 
(14): Из «Журнала о парапсихологии. 
 
(15): Карл Юнг «Психология проекций», «Практическая психотерапия». 
 
(16): Луиза Райн «Предвидение и вмешательства». 
 
(17): Карл Юнг сформулировал эту идею следующим образом: человек может и должен достичь хотя бы относительного осознания своей жизни с
помощь символов и знаков, возникающих из его бессознательного, например , анализируя свои сны и видения («Психология и религия», стр. 460). 
 
(18): Карл Юнг «Психология и Алхимия» и «Дух Меркурия». 
 
(19): Карл Юнг «О психологии образа Трикстера» в «Архетипах и коллективном бессознательном», стр. 255. 

Перевод с английского — Алёна Коркунова 
 
 
    
 

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

юнгианство

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"