08.11.2020
0

Поделиться

Глава 1. Длительные упражнения

Упражнение 1
Осознанность I : Отказ от Эго
Это длительное упражнение выполняется весь день в течение семи дней подряд. Оно начинается когда вы встаете с постели утром, и заканчивается, когда ложитесь спать вечером. Практика приостанавливается, когда вы еще лежите в кровати перед тем как окончательно проснутся и перед тем как заснуть вечером, так как в это время ваши мысли расфокусированы и беспорядочны.
Каждый день в течение всей недели откажитесь от использования слов «я», «мое», «мне», «меня» в вашей речи. Формируйте фразы таким образом, чтобы вам не нужно было говорить «я» или другие из этих слов, не смотря на то какой предмет вы обсуждаете.
Избегайте говорить о себе в третьем лице, произнося такие вещи как «Анне нужно выпить», когда вы имеете ввиду «Мне нужно выпить». Избегайте называть себя такими хитрыми выражениями как «этот скромный человек», «эта сущность» или «практикующий». От такого жульничества упражнение теряет пользу.
Полностью исключите эго из вашей речи. Например, если начальник спрашивает вас, завершили ли вы отчет, над которым работали, вместо того, чтобы сказать «Я закончил отчет» или «Отчет был завершен мной», скажите «Отчет готов». Если вы не можете придумать как ответить, не ссылаясь напрямую к себе, молчите.
На протяжении всего упражнения носите с собой ручку и бумагу. Каждый раз, когда вы забываете о своем намерении и употребляете слова «я», «мой», «меня», поставьте штрих на бумаге. Если в какой-то момент в течение дня вы внезапно поймете, что забыли поставить пометку, сразу после произнесения одного из запрещенных слов, например отвлеклись и забыли, поставьте пять штрихов в качестве наказания. В конце каждого дня подсчитывайте штрихи и записывайте их количество рядом с датой.
Когда вы выполните это упражнение с надлежащим вниманием в течение семи дней подряд, повторите его в течение еще одной недели, но на этот раз воздержитесь от слов «я», «мой», «меня», как в общении с другими людьми, так и мысленно или когда разговариваете с сами с собой. Старайтесь исключить упоминания о себе в своем внутреннем монологе. Каждый раз, когда вы в своих мыслях обращаетесь к себе одним из запрещенных слов, ставьте штрих на бумаге и подсчитывайте штрихи в конце дня. Если вы вдруг в какой-то момент дня поймете, что забыли поставить пометку, поставьте пять штрихов в качестве штрафа.
Семидневный цикл упражнений можно повторять в течение нескольких недель подряд или по отдельности, разделив их периодами отдыха. Самая большая польза достигается во время первой недели, до того как выработаются привычки, позволяющие легче выполнять упражнение. В предложенном расписании в конце книги, второй цикл практики отделен от первого двумя неделями.
Комментарий
Это измененный вариант упражнения, которое Алистер Кроули преподавал своим ученикам. В версии Кроули, когда ученик делала ошибку, употребив слово «я», ему рекомендовалсь порезать себе предплечье опасной бритвой. Кроули полагал, что боль прекрасный инструмент, который делает сознание более внимательным. Израэль Регарди поддерживал Кроули, но учил своих учеников носить резинку на запястье и с силой щелкать ею по коже каждый раз, когда они использовали слово «я». В отличие от этих примеров, во время данной тренировки не требуется ни членовредительства, ни причинения себе боли, только постоянное внимание.
Цель упражнения — научиться сохранять бдительность и ясность ума. Оно создано для борьбыс ленью, которая свойственна разуму. Иногда утверждают, что это упражнение снижает эгоизм. Это неправда. Прикладывая усилия к постоянному воздержанию от употребления слова «я» и других подобных слов, апеллирующих индивидуализму, разум ученика в течение всей практики постоянно направляет свое внимание на эго, таким образом уровень самосознания повышается. Однако сильное эго не является препятствием для практики магии.
Это упражнение демонстрирует, что люди постоянно склонны смотреть на мир сквозь узкую щель свой точки зрения и личных потребностей, тем самым противостоя остальной вселенной.
Избегая слов, которые используются для обозначения «я», можно расширить сознание и ощутить целостность творения.
Упражнение 2
Осознанность II: Критика других
Это упражнение выполняется в течение недели. Каждый день, в течение семи дней, с момента когда вы встали с постели утром и до момента когда ложитесь спать, избегайте говорить что-то критическое в адрес других людей. Не важно, это ваши знакомые или публичные люди, живы они или мертвы. Одинаково не важно, заслуживают ли эти люди критики или нет. Если вы обнаружили, что вовлечены в разговор и кто-то предлагает вам покритиковать другого в каком бы то ни было виде, сохраняйте молчание. Не демонстрируйте согласие ни словами, ни выражением лица ни телодвижениями.
Носите с собой ручку и бумагу и каждый раз, когда обнаружите, что критикуете другого человека, его слова или поступки, не важно показываете это словами, звуками, положением тела, жестами или выражением лица, поставьте штрих. Если вы забыли поставить пометку сразу и позже осознали свое упущение, поставьте пять штрихов в качестве штрафа. В конце каждого дня подсчитайте количество штрихов и запишите сумму возле даты.
После того, как вы с тщательным вниманием выполнили это упражнение в течение недели, позднее так же в течение семи дней повторите его. В этот раз избегайте не только критики других людей словами, выражением лица или жестами, откажитесь от их критики в ваших мыслях, даже если вы верите, что они заслуживают порицания или сказали или сделали что-то что ранило вас. Каждый раз, когда вы ловите себя на том, что негативно высказываетесь или плохо думаете о ком-то, поставьте штрих на листе бумаге, предназначенном для этих целей. Если Вы забыли поставить штрих и позже осознали свой промах, поставьте пять штрихов в качестве наказания за пробелы во внимании. В конце каждого дня подсчитайте штрихи и запишите сумму рядом с датой.
Это упражнение для развития внутреннего намерения может выполняться в течение двух последовательных недель или в течение двух недель разделенных оставшимся периодом. В расписании предлагаемой практики в конце книги недели разделены.
Комментарий
Редкие люди, которые не имеют привычки критически думать или относится к другим, сочтут это упражнение легким, но большинство обнаружит, что большая часть их энергии в во время бодрствования тратится на принижение других в попытке почувствовать свое превосходство. Цель упражнения — осознать эту бессознательную привычку Вашей собственной природы.
В течение первого или двух часов практики Вы можете обнаружить, что не сделали никаких пометок, но по мере выполнения упражнения в течение недели, Ваши укоренившиеся привычки начнут проявлять себя, и Вы обнаружите, что настолько автоматически критикуете других, что сами не замечать этого. Истинная задача упражнения — научиться активно контролировать свои мыслительные процессы и сознательно замечать когда возникают критические мысли или слова.
Лучше всего начинать выполнять все три еженедельных упражнения в один и тот же день недели. Понедельник, как первый рабочий день отлично подойдет для начала семидневного цикла упражнений.
Упражнение 3
Осознанность III: Самокритика
Это упражнение концентрирует ваше сознание на самокритике, и подобно другим выполняется ежедневно с утра и до вечера в течение недели. Оно начинается с момента, когда вы встали с постели и заканчивается когда легли спать. В течение дня избегайте говорить или делать что-то критическое о себе или своих поступках. Когда вы унижаете или ругаете себя, свое поведение, интеллект, внешность, характер или преуменьшаете вашу ценность как индивида перед другими, не важно чем звуком, позой, жестом или выражением лица, поставьте один штрих на листе бумаги, который Вы носите с собой для этих целей.
Вы должны ставить эти штрихи даже при малейшем акте самокритики, например таким как пожимание плечами, которое выражает что-то вроде «Ох, снова я за свое, какой я неуклюжий», иликогда вы произносите такие привычные выражения как «Глупо с моей стороны», или «Я ошибся». Даже если вы вздыхаете с раздражением на себя, когда другие могут услышать, поставьте пометку. Если по какой-то причине вы забыли ее поставить, поставьте пять пометок в наказание за вашу невнимательность. В конце каждого дня практики подсчитывайте штрихи рядом с датой.
Когда вы закончите недельный цикл, повторите это упражнение, но в это раз ставьте штрихи, не только когда демонстрируете самокритику другим, но и каждый раз, когда критикуете себя мысленно. Когда замечаете, что проклинаете себя, например, когда что-то роняете или говорите про себя «Вот тупой» или с чувством злости и смущения вспоминаете ошибку, которую совершили в прошлом, поставьте штрих.
Если позднее в течение дня вы заметили, что критиковали свои действия или события о которых вспомнили, но забыли сделать пометку, поставьте пять штрихов в качестве штрафа. Как и раньше, каждый день подсчитывайте штрихи и записывайте их сумму рядом с датой.
Два семидневных цикла этой практики могут быть выполнены вместе, или их можно разделить другими заданиями. В расписании в конце книги они разделены двумя неделями других практик, чтобы обеспечить полную концентрацию в течение второго цикла.
Комментарий
Некоторые люди склонны к самокритике больше, чем другие. Извинения за поступки или критика своего поведения являются частью их социальной идентичности. Подобное самоунижение бесполезно. Но чтобы его устранить, сначала его следует распознать.
Выполняйте упражнение с бесстрастным вниманием, как будто Вы наблюдаете за кем-то другим, а не за собой. Избегайте привычки злорадствовать за несколько штрихов или карать себя, когда их много. Их количество не может быть правильным или неправильным. Цельупражнения — пребывание в процессе.
При выполнении упражнений на осознанность, не говорите другим, чем Вы занимаетесь, и если возможно, даже не намекайте им на то, что Вы делаете что-то необычное. Это гарантирует Вам, что другие продолжат вести себя как обычно по отношению к Вам.
Если Вы не хотите привлекать к себе внимание, когда ставите штрихи на бумаге, используйте следующий трюк. Положите монеты в левый карман и каждый раз, когда Вам нужно поставить пометку, переместите одну монету в правый. В конце дня подсчитайте количество монет в кармане и запишите их сумму рядом с датой.