08.02.2020
0

Поделиться

Глава 8. Семя и сноп

Дуглас Стюарт

Апокалипсис вынужденных гностиков

Глава восьмая

Семя и сноп

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.»

(От Матфея 13: 31-32, KJV)

Основным принципом гностической традиции является то, что внутреннее ядро каждого человека — это искра божественного света. Наши тела и души могли быть вылеплены Демиургом и его архонтами, но наша фундаментальная сущность — это кусочек древнего массива Плеромы. Каноническое «Евангелие от Луки» провозглашает: «Царство Божие внутри вас» (От Луки 17:21, KJV). Точно так же, оспариваемое, гностическое «Евангелие от Фомы» утверждает, что если бы царство было на небесах (то есть в каком-то трансцендентном царстве «там вверху»), то птицы попали туда раньше людей, и если его найдут под морем, то рыба будет там первой. Скорее Царство Божие как внутри, так и снаружи. Лахман (2015) кратко отражает суть божественной искры, когда описывает ее как «наше божественное наследие, некоторую небольшую часть эманации истинного Бога» (ст. 2360). В Евангелии от Филиппа божественная искра сравнивается с жемчужиной, которая не теряет своей ценности, когда покрыта грязью, и не увеличивается в ценности, когда помазана ароматными маслами. Она остается навсегда драгоценной в глазах её владельца; сущность божественной искры — это Плерома, и каждая божественная искра по сути важна для Плеромы.

Однако из-за ошибки Софии и работы архонтов эта божественная искра стала изгнанной в материальный мир. Для гностиков божественная искра заключена в материю. Известный физик-теоретик Стивен Хокинг описал человеческую расу как химический шлак на планете среднего размера, вращающейся вокруг средней звезды во внешнем пригороде вселенной. Он считает, что человечество настолько незначительно, что сомневается в том, что вселенная создана для нашей пользы. Гностики склонны соглашаться с тем, что физическое тело, созданное архонтами, является простым химическим шлаком, но их отличие состоит в том, что физический шлак, которым мы являемся, содержит божественную искру. И созданный мир, если не вся вселенная, не был создан для нашей выгоды. Он был создан архонтами для выращивания человечества.

Гностическое видение Юнга имеет свою версию в отношении божественной искры. Несмотря на то, что сотворенные существа были отделены от Плеромы, каждое существо, тем не менее, содержит в себе сущность Плеромы. Согласно Юнгу, мы находимся внутри Плеромы, и Плерома также находится внутри нас, что отражает принцип — общий для большинства западных эзотерических школ мысли, но чаще всего связанный с герметизмом — что бесконечность макрокосма отражается внутри конечного микромира. Квази- (или невольно) гностический поэт Уильям Блейк (1757-1827) утверждал, что бесконечность содержится в песчинке, повторяя тем самым древних гностиков — не говоря уже о притче Христа о горчичном зерне, которую Юнг повторял в «Семи проповедях», -что вся Плерома находится в самой маленькой частице, поскольку как бесконечное, так и бесконечно малое, как противоположности, содержатся в Плероме. В другом месте в своем «Психологическом комментарии к «Тибетской книге мертвых»» Юнг заявляет, что «душа, несомненно, не маленькая, но сама сияющая Божественность» (1957a, стр. 63). Если мы заменим термин «душа» — часто рассматриваемый как божественная, внутренняя сущность человека — на «божественную искру» и отметим, что Юнг упоминает Божественность, а не Бога*, тогда он фактически повторяет своё гностическое утверждение, что божественная искра, по сути, одно и то же, что и Плерома. Юнг продолжает, что «душа — это свет Божества, а Бог — это душа» (с. 63). На языке гностиков это будет «Божественная искра — это свет Плеромы, а Плерома — божественная искра».

* Godhead, а не God

Юнг также отмечает отчуждение божественной искры от Плеромы. В своем «Психологическом комментарии к «Тибетской книге великого освобождения» (1954) он утверждает, что траектория западной культуры привела к тому, что человеческий разум оказался изолированным от изначального единства со вселенной до такой степени, что он больше не микрокосм и не образ космического макрокосма. В результате фактор в психике, который действует как посредник между сознательным умом и бессознательным, перестал быть крупицей anima mundi, Мировой Души. Другими словами, эго стало отчуждено от коллективного бессознательного, душа оторвалась от Божественности, и, с точки зрения гностиков, божественная искра отчуждена от Плеромы.

В гностической системе ФКД также присутствует концепция божественной искры. В «Экзегезе», в строке, которая могла прийти прямо из Библиотеки Наг-Хаммади, он заявляет, что мы — божественные искры, заключенные в испорченные пучки (2011). Он считает, что «безусловно основным ключом» гностической традиции является «встреча с уже знакомым посреди инопланетного пейзажа» (ст. 15428) в котором индивидуальное, как частичная самость Единой Самости, Единого Разума, Плеромы, распознает нечто, что оно уже видело, другими словами, себя. Знакомство, о котором он говорит, — это не знакомство человеческого эго с повседневным миром, это не что иное, как божественная искра, помнящая себя как часть, и вместе с тем целостность Плеромы. Вернее сказать, что он утверждает, что это основной ключ к философии гностиков, и в этом их гнозис. В другом месте своей «Экзегезы» прежде чем добавить, что искра равна всему универсальному разуму, он ссылается на изречение «микрокосм содержит макрокосм». Он исходит из понимания, что Бог внутри наблюдает за Богом снаружи, что напоминает высказывание Мейстера Экхарта о том, что глаз, которым он видел Бога, был тем же самым глазом, которым его видел Бог. Затем ФКД отмечает, что искра и Бог взаимодействуют друг с другом в диалоге, проходящем через тело — очевидна параллель с осью эго-Самость — и в то время как божественная искра общается с Богом, продолжает ФКД: «Сатана находится за стойкой Макдональдса, заказывает говяжьи гамбургеры и прохладительные напитки в пластиковых стаканчиках, подумывая о том, как сохранить свою власть» (ст. 1424).

С точки зрения своего голографического взгляда на вселенную, ФКД считает, что божественная искра в каждом из нас является фрагментом всей космической голограммы, «неповрежденным гештальтом, но «диммерным» или менее определенными» (ст. 5974). Так же, как фрагмент голограммы содержит всю голограмму, в голографическом представлении Плеромы, божественная искра, как фрагмент Плеромы, содержит всю Плерому, только в меньшей степени. Если это звучит как парадокс, то потому, что так оно и есть. Как отмечалось выше, парадокс, по-видимому, является нормой в единоборстве с самыми глубокими тайнами. В другом месте Экзегезы, ФКД утверждает, что часть голограммы внутри нас, божественная искра, это то, что подразумевается под термином Логос, иначе говоря, Христос. Божественная искра — это обитающий в ней Христос.