Перевод

Глава 5. Назад в Будущее: Снова и Снова: Архетипические подвиги алхимических путешественников

Юнгианские размышления о кино. Психологический анализ архетипов Научной фантастики и Фэнтези

Джеймс Флацино

Юнгианские размышления о кино Психологический анализ архетипов Научной фантастики и Фэнтези

Глава 5.

Назад в Будущее: Снова и Снова: Архетипические подвиги алхимических путешественников

Как нам удалось выяснить из Первой Части данной книги, архетипы в фильмах научно-фантастического жанра акцентируют внимание на жизни в мире будущего. Одни изображали эту грядущую реальность, как смертоносную борьбу между человечеством и теневыми разрушителями (Звездный Крейсер Галактика и Планета Обезьян), в то время, как другие преподносили более обнадеживающий мир, в котором люди приобщились к созидательному потенциалу тени, что бы сосуществовать с иноземными расами (Звездный Путь: Фильм и Звездный Путь 4: Неоткрытая Страна). Теперь основное внимание будет сосредоточено на образах из фильмов в жанре фэнтези. Этот жанр может вмещать элементы научной фантастики, но они скорее изображаются как "личное, сказочное, детское исследование нашего наименее сознательного мышления".1 Астральные путешествия, исполнения желаний, межпространственное перемещение и сосуществующие, нестабильные реальности - это лишь немногие научно-фантастические черты присущие фэнтези. Так как обычные законы пространства и времени неприменимы к этому жанру, наш мир грёз не должен сводиться лишь к одному контексту; он может простираться от исторического момента во времени (например, хроники Индианы Джонса) до альтернативного настоящего (выпуски Супермена и Бетмена) и неопределенного будущего (трилогия Горец), с воображаемыми скачками то вперёд, то назад на протяжении этих эпох. Следует заметить, что мир грёз не всегда представлен в оптимистичном свете. Иногда он принимает образ пугающей, зачастую жестокой реальности, в которой элементы хоррора являются неотъемлемой частью сюжетную линию (см. Главу 8 о фильмах Омен).

Наше исследование фильмов фэнтезийного жанра мы начнём с трилогии Назад в Будущее от лица подростка Марти МакФлая. Персонаж Марти имеет в основе Юнгианский образ архетипического (и обычно юного) странника, пытающегося осознать себя как личность и определиться со своей позицией в обществе. Он достигает этого с помощью алхимического путешествия во времени: в данном случае с помощью машины с ядерным двигателем, способной пересекать границы измерений. Как и большинство фэнтезийных персонажей, Марти узнает, что реальный мир менее интересное и гораздо менее опасное место в сравнении с другими увлекательными временными периодами, через которые он путешествует.2

Назад в Будущее: Путешествие начинается в теневом прошлом

Характер Марти МакФлая (в исполнении телезвезды Майкла Дж. Фокса) раскрывается в начале первого фильма Назад в Будущее (1985). Перед нами тинейджер, который любит беззаботно разъезжать по городу на своём скейтборде, вместо того что бы использовать более традиционное средство передвижения (т.е., велосипед). Марти так же демонстрирует упрямое неповиновение представителям власти, как и любой странник, намеревающийся самоутвердится наперекор общепринятым нормам.3 Он систематически прогуливает уроки и получает выговор от директора Стрикланда за то, что он такой «лентяй», и в тоже время он не принимает никаких мер, что бы исправить свое безответственное поведение. Все внимание Марти уделяет такому важному занятию, как играть рок-н-ролл на своей гитаре. В большинстве случаев, его родители выступают в качестве неподходящих моделей для подражания: Джордж (Криспин Гловер) мягкотелый и неуверенный в себе отец, третируемый своим начальником, и Лоррейн (Лиа Томпсон) – уставшая алкоголичка, практически полностью исчерпавшая свою материнскую энергию. Таким образом, Марти может делать все, что ему заблагорассудится, не неся ответственности за свои поступки.4

Единственные друзья МакФлая это Дженнифер Паркер (Клодия Уэллс), милая девушка, любящая его, несмотря на все его недостатки, и эксцентричный учёный, Доктор Эмметт Браун (сыгранный с маниакальным энтузиазмом Кристофером Ллойдом). "Док" Браун и Марти действительно два сапога - пара: они оба отстранились от общества в погоне за своими мечтами. Марти хочет стать великим рок-музыкантом, а Док Браун - создать по-настоящему полезное изобретение. Совмещая свои таланты, они оба могут достигнуть своих целей. Браун может обеспечивать Марти самой продвинутой стереоаппаратурой и пустым помещением для его шумных репетиций игры на гитаре. В замен, Марти предоставляет ученому необходимую помощь и рабочую силу для успешного проведения экспериментов профессора по "темпоральному перемещению".

Хоть алхимиков, подобных Эмметту Брауну, можно классифицировать как "бесспорных отшельников" предпочитающих в одиночестве работать в лаборатории,5 эти маги все же желают учить остальных своему мастерству или, в крайнем случае, дать возможность своим ученикам поразмышлять над переданными ими знаниями.6 Марти МакФлай обладает этим ученическим потенциалом. Док Браун понимает, что под грубой наружностью Марти существует разум, жаждущий изучать новые идеи и постигать мудрость, которую невозможно почерпнуть из школьных учебников. Поэтому неортодоксальный учёный берет Марти под своё крыло, в надежде на то, что однажды мальчик вырастет и продолжит его амбициозные начинания, когда он станет слишком старым и слабым.

По-видимому, сотрудничество оказывается эффективным, раз уж Доктор Браун смог завершить работу над своей машиной времени. Однажды ночью он с гордостью демонстрирует Марти свое изобретение. Это усовершенствованная DeLorean с некоторыми дополнениями, включающими напичканную всевозможными регуляторами времени панель управления и бензобак, принимающий теперь в качестве источника топлива лишь чистый плутоний. Как говорит Марти профессор, если уж планируешь отправиться в "опасное путешествие", так делай это стильно.7 Это утверждение ясно демонстрирует как много в ученом ещё осталось от ребёнка. Он словно мальчик с горящими глазами на Рождество, который не может дождаться, когда откроет свои подарки и поиграет с ними. Для Дока Брауна путь странника едва ли закончен; они лишь в самом начале, и он с радостью готов принять любую возможность начать новые приключения.

Но кое-что непредвиденное нарушает планы профессора. Как оказалось, Эммет украл плутоний, питающий его способную перемещаться между измерениями машину, у ливийских террористов, которые теперь желают ему смерти. Они "убивают" или думают, что убили, Доктора Брауна и загоняют Марти в DeLorean. Вспомнив, как управлял машиной его наставник, Марти разгоняется до необходимой скорости и мгновенно перемещается назад во времени в 5 ноября 1955 года. "Новый мир", встречающий юношу, настолько странный и непостижимый, что он временно теряется в нем. Даже язык, на котором разговаривает Марти, не может в достаточной мере передать идеи, которые он хочет выразить. Например, никто здесь никогда не слышал о содовой Pepsi-free; если Марти хочет Pepsi он должен как и все остальные заплатить за неё 10 центов. Перед Марти встаёт задача приспособиться к этому временному периоду и его странным речевым оборотам, что бы избавиться от ощущений отчужденности и одиночества, присущих страннику.8

Изучая новое окружение, Марти встречает свою будущую мать, Лоррейн Бейнс, которая так влюбляется в "странного" подростка, что совсем не замечает отца Марти, Джорджа. В поисках Дока Брауна в 1955 году, он узнает, что его присутствие нарушает естественный ход событий. Из-за влюбленности Лоррейн в Марти он никогда не будет рожден и таким образом будет обречен провести остаток жизни в прошлом. Хоть этот «временной парадокс» и сложно воспринять, подросток понимает, что он должен восстановить равновесие и подтолкнуть родителей к судьбоносным отношениям, которые обеспечат его собственное выживание в будущем.

Дуглас Брод (1990) и другие предположили, что Назад в Будущее содержит «причудливый Эдипов лейтмотив», ведь семейный фильм заигрывает с инцестом в приятной, отнюдь не пошлой, манере.9 Однако, это на первый взгляд невинное свидание матери с сыном имеет более глубокий архетипический подтекст. Прежде чем герои начинают свои путешествия, они должны освободиться от соблазнительной и ужасающей власти их матерей. Именно мать может держать потенциального героя в зависимом, по-детски неустойчивом положении лишь своим присутствием в его жизни.10 Поэтому один из первых «драконов», с которым сталкиваются герои, это демон материнства; они должны сразиться с этой парализующей силой и одолеть ее, что бы принять огромную, почти не человеческую ответственность на этой планете.11 Таким образом последующие странствия героев будут наполнены смыслом и уверенностью в том, что они действительно смогут выйти победителями в любых грядущих сражениях. Марти МакФлай должен разорвать все инцестуозные узы со своими родителями, что бы продолжить существование и наполнить свою жизнь смыслом в других временных континуумах. Марти просто не может сдаться под натиском превосходства Лоррейн; иначе его будущий мир (и он сам) будет навсегда уничтожен. Это героическое сражение «не на жизнь, а на смерть» с Юнгианской матерью не должно остаться незамеченным зрителями, даже если оно подано в такой игривой манере режиссером Назад в Будущее Робертом Земекисом.

К завершению фильма Марти удаётся свести родителей на ежегодных школьных танцах. Правда, не без помощи городского хулигана, Биффа Таннена (Томас Ф. Вилсон), который попытался изнасиловать Лоррейн на школьной парковке прямо на глазах у тихони Джорджа. Это неудачное стечение обстоятельств вселяет в Джорджа необходимую уверенность, что бы изо всех сил избить Биффа и таким образом доказать свою мужественность бесконечно благодарной Лоррейн. У обоих тут же пробуждаются чувства друг к другу, и прошлое Марти возвращается в прежнее русло.

Путешествующий во времени юноша покидает "голубков", заявляя, что этот опыт был крайне познавательным. Он узнал кое-что не слишком очевидно выраженное о своих будущих родителях: когда-то они были такими же как и он, пытались справиться с давлением зрелости и сопутствующим личностным кризисом.12 Марти так же осознал, что он может брать пример с Лоррейн и Джорджа. Они оба хорошие люди с достойным набором принципов, который он надеется перенять по возвращению в будущее. Марти изменился к лучшему, пройдя по "пути испытаний" странника.13 Он стал куда более зрелой личностью, способной распознать положительные стороны жизни, так же как и отрицательные.

В финале Назад в Будущее Марти и профессор подключаются к энергии молнии, что даёт DeLorean необходимый толчок для возвращения в середину 80-х. Сцена, встречающая Марти, отличается от той, которую он покинул. Док Браун жив и здоров, ведь он в целях предосторожности одел бронежилет на случай предполагаемой атаки террористов. Ещё большие перемены ожидают Марти дома. Его отец теперь не тряпка, а знаменитый писатель-фантаст. И его мать больше не проблемная пьяница, сейчас она похожа на очаровательную версию самой себя в 1955 году. Даже у Марти есть припаркованный в гараже грузовой автомобиль его мечты и девушка Дженнифер, стоящая рядом, в ожидании обещанной поездки.14 Похоже доблестный тинейджер сделал мир лучше для всех (в том числе и для самого себя) своими поступками "в прошлом".15 Осознание того, что сделанный выбор имеет серьезный эффект на окружающую действительность - это самый важный урок преподнесенный не столь юному МакФлаю в конце Назад в Будущее.

Назад в Будущее 2: Движение вперед и назад на чрезвычайно высоких скоростях

Если вы думали, что путешествия Марти закончились, анонс первого сиквела Назад в Будущее, Назад в Будущее 2 (1989), объявляет, что "возвращение назад было лишь началом". Отличительная черта архетипического странника заключается в том, что вся его жизнь может быть посвящена следованию за зовом души к приключениям. Путешествия странника могут начаться в позднем отрочестве или ранней зрелости, когда жажда исследования новых территорий и новых идей достигает своего пика, но это вовсе не означает, что странствия обязательно должны завершиться на этом этапе развития. Даже в старости ещё могут возникать потребности в таких путешествиях, до тех пор пока странник жаждет приобщиться к "величию вселенной".16 И если Марти достиг удовлетворения, то Доку Брауну напротив нетерпится узнать что ожидает в будущем обитателей городка Hill Valley. Назад в Будущее 2 разворачивается вокруг путешествия во времени Дока Брауна на его летающей DeLorean, которое начинается в будущем и затем продолжается в настоящем и прошлом. Марти присоединяется к поезде ни сколько из-за намерения совершить данное путешествие, сколько за компанию с восторженным наставником. Это оборачивается в запутанную временную историю, в которую зрителя и Марти затягивает с головокружительной скорость, и лишь профессор даёт надежную точку опоры в этой постоянно меняющейся вселенной. Из-за замысловатых сюжетных поворотов много критики было высказано в адрес сиквела Назад в Будущее,17 тем не менее фильм представил широкий ассортимент временных прыжков от 2015 до 1955 года, удовлетворив каждого амбициозного странника в аудитории, фантазирующего о реальности в более глобальном временном масштабе.

Назад в Будущее 2 начинается с фантастического прыжка в не слишком отдаленное будущее, где сын Марти, Марти Младший (так же сыгранный Майклом Дж. Фоксом), будет приговорен к тюремному заключению за ограбление, на которое его вынудил внук Биффа, Грифф. Доктор Браун (в очередной раз сыгранный Кристофером Ллойдом) верит, что он сможет изменить историю, если решительный Марти выдаст себя за своего сына, что бы убедиться в том, что нечестивый союз никогда не состоится. План сработал, и похоже, что дом МакФлаев не будет запятнана судимостью. Но Док не предвидел то, как изменения личности Мартина Старшего, Марти в будущем, все же приведут его семью к неминуемому краху, в независимости от доброжелательного вмешательства ученого. Как и многие алхимики, способствующие социальным переменам благодаря своим радикальным взглядам, Доктор Браун еще не осознал, что существуют силы, способные тормозить развитие людей, и «удерживать их» в их собственном персональном аду.18

"Адом" для Мартина Старшего стало направление, которое приняла его жизнь почти тридцать лет назад. В те времена кто-то назвал Марти "цыпленком". Он отреагировал весьма импульсивно на оскорбление и ударил обидчика с такой силой, что нанёс хроническую травму своей руке. МакФлай не мог больше заниматься музыкой и вскоре отказался от своих стремлений, проведя остаток жизни с чувством жалости к самому себе и став (как ни странно) несостоявшимся корпоративным бизнесменом. Учитывая историю его родителей, становится ясно почему Марти Младший стал таким же, как и его отец: бродягой без предназначения, бесцельно шатающимся по улицам Hill Valley в поисках женщин. Когда мы бросаем последний взгляд на старшего МакФлая, перед нами предстает угнетающее зрелище. Человек только что потерял работу, из-за кражи денежных средств компании. Он не может убедить своего босса, Мистера Фуджитсу в том, что другой сотрудник втянул его в это ужасное деяние. Теперь Мартин только и может, что сидеть в одиночестве в зале и бренчать на струнах своей гитары без какой-либо осмысленности в действиях. Даже алхимические силы Эммета Брауна не могут изменить это предопределенное будущее.19 Остается лишь гадать пойдет ли Марти Младший по трагическому пути своего отца, в то время как путешественники во времени покидают МакФлаев 2015 года и возвращаются в их собственный незамысловатый временной период.

Однако, настоящее кардинально изменилось с отъезда Марти и Дока. Современный городок Hill Valley превратился в кошмарное гетто, с захватившими улицы бандами и жителями, вооружившимися в страхе быть ограбленными и лишиться своего скудного имущества.20 Недоучка Бифф Таннен (вновь изображенный с примечательной мрачностью Томасом Ф. Вилсоном) - единственный, кто смог достичь чего-то в этой перевернутой вверх дном реальности. Он мультимиллионер, чей роскошный дом и казино занимают видное место в погруженном во мрак городе. В дополнение к невероятному богатству, Бифф женился на овдовевшей Лоррейн МакФлай, которая поставила под угрозу все (и даже саму себя) ради того, чтобы до конца своих дней быть материально обеспеченной. Марти не может поверить, что он теперь состоит в родстве с подлым Танненом особенно, когда он узнает, что Бифф убил его родного отца, что бы заполучить уязвимую Лоррейн.

Поток времени не случайно принял это новое, более опасное, русло. Док узнал, что пока они исправляли будущее, Бифф Таннен этого временного периода воспользовался их средством перемещения во времени в своих собственных целях. Вернувшись назад в 1955 год, Бифф передал себе в молодости копию Спортивного Альманаха, где были зафиксированы результаты всех грядущих соревнований вплоть до 2000 года. С этими знаниями Таннен и смог приобрести свое огромное состояние. Его пожилая версия вернулась в будущее до того, как пропажа DeLorean была замечена, уверенный в том, что его жизнь примет направление, на которое он надеется.21

Идея Юнга о синхронии особенно актуальна для сюжета Назад в Будущее 2. По определению знаменитого психоаналитика, синхрония подразумевает одновременное участие психического состояния личности в одном или большем количестве внешних событий.22 Бифф хочет добиться чего-то, но он уже слишком стар, что бы начать новый карьерный путь. Вместо этого, он желает вернуться в прошлое и изменить его себе во благо. Словно по волшебству, происходят события, позволяющие мечте Биффа воплотиться в реальность. В начале, летающую DeLorean оставляют без присмотра на достаточно продолжительное время; затем альманах, который купил Марти, был выброшен в мусорное ведро более предусмотрительным Доком Брауном, что бы его заметил проходящий мимо Бифф Таннен; и наконец, DeLorean автоматически переносит Биффа назад в судьбоносный 1955 год, так что ему даже не пришлось разбираться в сложном управлении. Эти «волшебные» события многие зрители могут расценить как чистое совпадение. Однако, Юнг заметил, что в каждом из нас находятся определенные «магнитные и электрические» силы, которые могут оказывать непосредственный эффект на окружающую нас действительность.23 Эгоизм Биффа настолько велик, что казалось-бы не относящиеся друг к другу события (такие как открытая DeLorean и замеченный альманах) становятся многозначительно связанными в этом плане по изменению прошлого. Почти как парапсихологический магнит, Таннен использует любую возможность, предоставленную ничего неподозревающими путешественниками во времени.

В тоже время, Марти и Док даже не подозревают, насколько сильно их присутствие в будущем нарушает естественный порядок во вселенной до тех пор, пока не становится слишком поздно. Хоть усилия дуэта и помогают Марти Младшему, они впускают куда более опасное зло во временной поток (т.е. Биффа), не предусмотрев возможность обнаружения их обитателями будущего, в том числе и ими самими. В этом смысле, Марти и Док обладают всеми чертами архетипического странника – как хорошими, так и плохими. В своем слепом стремлении к самореализации, они совершают некоторые «невежественные и неуклюжие [мягко говоря]» действия.24 По утверждению Юнга, интеллект и понимание необходимы для успешного выполнения алхимических работ.25 Из-за того что Марти и Док не подготовили себя морально к тому, что бы принять во внимание все разрушительные последствия вмешательства в предопределенную реальность, они в действительности нанесли округу Hill Valley больше вреда, чем пользы.

Они оба должны принять ответственность за свои ошибки и попытаться исправить временной дисбаланс, который сами же создали. Лишь продолжив странствия в прошлом, они смогу исправить вселенную настоящего. Жаль, что странники не извлекли все необходимые уроки еще в самом начале. Иногда им приходится поворачивать назад и заново начинать свое путешествие, что бы в полной мере понять свои несовершенные характеры.26 Для Марти и Дока это означает вернуться назад в 1955 год и исправить все, что натворил Бифф из будущего.

Задание для пары будет нелегким, ведь молодой Бифф уже получил альманах и начал углубляться в его мистическое содержание. После нескольких неудачных попыток вырвать книгу у Биффа, Марти воспользовался своими навыками в управлении ховербордом (футуристическим аналогом скейтборда) что бы получить необходимый предмет прежде, чем недалекий Бифф смог нанести ему серьезный вред. Он следует совету профессора и сжигает текст; практически сразу ход времени в 1985 году возвращается в свою обычную колею. Однако, эти манипуляции со временем все же привели к потерям: Дока Брауна забросило на Дикий Запад 1895 года и он застрял в этом периоде. Марти обязуется найти своего пропавшего наставника прямо перед началом титров Назад в Будущее 2. Этот захватывающих конец мог приуменьшить общий восторг от фильма для зрителей, жаждущих некоего завершения этой серии.27 Однако, на архетипическом уровне он послужил добротным изображением неутолимой жажды странника продолжать свои героические путешествия в новом месте и времени, что бы приобрести дополнительный смысл для его стремительно развивающейся личности.28

Назад в Будущее 3: Странник достигает зрелости в прошлом

В завершающей части фантастической трилогии, Назад в Будущее 3 (1990), Марти получает письмо от Дока Брауна, советующего ему вернуться назад в 1985 год без ученого. Эмметт счастливо доживает остаток своих дней на Диком Западе в роли городского кузнеца; в качестве подтверждения начала новой жизни, он замуровал DeLorean в шахте, что бы его никогда более не тревожили порывы странника. Он снабдил Марти картой с точным местом нахождения машины, что бы она смогла доставить подростка назад в его время. Браун настоятельно инструктирует своего ученика прекратить попытки найти его, так как «излишние путешествия во времени увеличивают риск уничтожения пространственно-временного континуума».29 Он так же советует Марти уничтожить машину времени после того как она вернет его домой. Очевидно, Док Браун осознает опасность, которую он несет своими внезапными появлениями в других временных периодах и не хочет подвергать риску Марти и других людей. На прочитанное МакФлай реагирует с определенной долей недоверия. Он не может принять тот факт, что его наставник пропал навсегда, застряв в чужом прошлом. От части он винит себя за это стечение обстоятельств и хочет все исправить даже если для этого ему придется вытащить остепенившегося Дока из «мира его грез».

Для все еще не неудовлетворенного Марти раскопки DeLorean и возвращение ее к рабочему состоянию лишь первое задание в миссии по поиску Дока Брауна. Но что на самом деле мотивирует юношу так это неожиданное обнаружение надгробия Дока на кладбище Hill Valley. Очевидно, ученый встретил скверную судьбу в 1885 году: он был убит выстрелом в спину одним из предков Биффа, Буффардом (по прозвищу «Бешеный Пес») Танненом, из-за восьмидесяти долларов. В связи с тем, что никто из Браунов не иммигрировал в Америку до 1908 года, Марти приходит к выводу, что история уже была изменена незафиксированным пребыванием Дока в прошлом.30 Поэтому, он решает, что не принесет вреда вернув своего учителя домой; раз уж на то пошло, он надеется, что пространственно-временной континуум будет возвращен в нормальное состояние после его вмешательства.

В очередной раз сценарист фильма Боб Гейл использует процесс синхронии, что бы заложить фундамент для путешествия Марти МакФлая во времени в рубеж столетия. Гейл создает «многозначительную перекрёстную связь» между желанием подростка вернуть Дока Брауна и его внезапной находкой останков ученого на кладбище.31 Словно по волшебству у Марти появился повод ослушаться приказа Дока и использовать DeLorean для очередной миссии по спасению. Но действительно ли юноша вынес что-то из своих предыдущих странствий, или он вслепую входит во временные измерения, не заботясь о том, к чему приведут его вмешательства в настоящем?

Приняв синхроническую точку зрения, Марти считает свою судьбу переплетенной с судьбой профессора. Как ученик алхимика, он понимает, что обе их жизни настолько взаимосвязаны, что любые личностные способности к росту и самореализации основываются на поддержании этих отношений (независимо от того, сколько десятилетий разделяет их двоих). В некотором смысле роли наставника и ученика перевернуты в Назад в Будущее 3; Марти теперь играет премудрого гуру, который приходит на помощь наивному и беспомощному Брауну. МакФлай демонстрирует определенную зрелось в последнем фильме, главным образом благодаря хорошей и заботливой ролевой модели, которую он не хочет покидать. Ставший взрослым подросток наконец способен постичь макрокосмическую картину человеческого существования: каждый человек может быть героем своей собственной драмы и одновременно оказывать влияние на историю жизни другого человека через эту «великую сеть» зависимости.32 Лишь приняв эту связь с остальными людьми Марти сможет приобрести алхимические силы, которыми уже обладает Док Браун и по праву стать столь же сильным магом. Будущий мир окажется многообещающим для Марти, когда он взлетит на DeLorean, что бы вернуть пропавшего ученого.

Уже совсем другой, практически преображенный Док встречает Марти по его прибытию в 1885 год. Старик так безнадежно влюблен в школьную учительницу, Клару Клейтон (актриса Мэри Стинберген), что как будто совсем забывает о том, что к концу недели он будет застрелен Тенненом. Марти приходится время от времени напоминать ему о том, как важно предотвратить это печальное событие. Но все кажется несущественным на фоне слепого влечения Дока к Кларе. Он никогда раньше не встречал такую женщину, как она – ту, что способна оценить работы Жюль Верна или, если на то пошло, любого другого писателя, желающего выйти за пределы его (или ее) жизни и мечтающего о лучшем завтрашнем дне.33 Клара находит стремления Эмметта столь же привлекательными и вскоре проявляет такие же сильные чувства по отношению к очарованному ученому.

Док Браун, очевидно, более не одержим томлениями странника по путешествиям в новые места и земли. Его оставшийся позади «период одиночества» привел его к новому архетипическому уровню: независимость, установленная в рамках взаимозависимости. Благодаря своим странствиям, Эмметт развил достаточно сильное чувство самоощущения, что бы знать, кем он является на самом деле и, что еще более важно, что ему нужно от жизни. Он больше не боится связать себя человеческими узами со своей спутницей жизни, даже если это будет стоить ему путешествий во времени.34 В определенный момент фильма Док даже говорит Марти, что он предпочел бы остепениться вместе с Кларой и обзавестись семьей, нежели продолжать рискованны временные прыжки. Кэрол Пирсон (1989) замечает, как на самом деле иронична судьба странника. Отделение от общества ради изоляции и уединения в конечном итоге приводит обратно к отвергнутому кругу людей.35 «Наградой» Эмметта за все его духовные искания стали отношения с Кларой, олицетворяющие его возвращение назад в мир беззаветно принимающий и уважающий его уникальные таланты.

Тем не менее, конфликт с «Бешеным Псом» Танненом все еще должен быть разрешен, что бы старый странник смог заключить долгосрочные узы с Кларой, а молодой - начать свои отношения с Дженнифер в будущем. Что бы спасти Дока от назначенной гибели, Марти вызывает на дуэль Таннена, но затем, взывая к здравому уму своего противника, в решающий момент бросает оружие (в надежде на то, что Таннен поступит так же). Этот поступок Марти имеет большое значение. Всю его жизнь им манипулировали и принуждали поступать наперекор его совести. И вот, наконец, он набрался достаточно мужества, что бы дать отпор такому хулигану, как Таннен, и быть честным самим с собой вместо того, что бы действовать в состоянии неконтролируемой ярости. Странствия Марти научили его кое-чему очень важному: развивать необходимую дисциплину, что бы сердце и разум стали едины, ежеминутно работая вместе при любых взаимодействиях с людьми.36 Так как Таннен не достиг данного уровня своем развитии, он выбирает путь малодушия и стреляет безоружному Марти прямо в грудь. К счастью, Марти готов к атаке. Он использовал чугунную дверь печи Дока в качестве эквивалента броне-жилета. «Бешеный пес» не верит своим глазам, когда его поверженный противник чудесным образом встает на ноги и выбивает у него из рук пистолет. В кратковременном рукопашном бою Марти использует навыки гимнаста, что бы одержать победу над Танненом. Юный странник, наконец, связал теневую природу со своей личностью, что бы победить старого врага. Многие искатели правды становятся легкой жертвой своей теневой стороны, в начале их странствий, но с возрастом и опытом приходит и великая мудрость. Так же как и персонаж писательницы фантаста Урсулы Ле Гуин, Ястреб-перепелятник, Марти МакФлай научился «парить» над своей тенью, чтобы она не смогла овладеть им и повести его по пути разрушения.37

С таким сильным чувством собственного «я» Марти может преодолеть любые странствия, в том числе и вернуться назад в свой временной период (конечно, не без помощи Дока Брауна). Путешественники вычислили, что скорости экспресса будет достаточно для того, чтобы подтолкнуть DeLorean с пустым топливным баком в будущее; но если план провалится, машина окончания рельсов и упадет в ближайшее ущелье. Марти верит, что стоит рискнуть и надеется, что Док разделяет его мнение. Наставник запускает двигатель поезда, пока Марти садится в привязанную к предохранительной решетке DeLorean и ожидает своего компаньона. Но в последнюю секунду Док решает остаться позади с Кларой, найдя в этом временном периоде свой новый дом. Тем временем, машина времени мигом доставляет Марти в 1985 год, и затем ее разносит вдребезги проносящийся мимо мотовоз, лишая МакФлая возможности когда-либо вернуться к поискам своего друга. Слова Марти, «Что ж, Док, она уничтожена…так как ты и хотел»,38 подтверждают то, как на сомом деле синхронична вселенная. Ничто в ней не происходит случайно. В данном случае DeLorean была разбита не без причины. Это происшествие дает Марти возможность добиться чего-то самому в жизни, без предсказаний, которые могла бы предоставить машина. Он может перестать быть бесцельным странником и перейти на более глубокий архетипический уровень, подразумевающий более твердую приверженность подлинности и серьезную переоценку ценностей.39

Док неожиданно (и грандиозно) появляется к завершению трилогии Назад в Будущее. Он прибывает на новой машине времени, странным образом смахивающей на тюнингованную версию старомодного локомотива. Ученый знакомит Марти и Дженнифер со своей семьей: женой Кларой и двумя сыновьями Жюлем и Верном. Док вернулся в будущее в особенности, что бы дать совет пораженным подросткам. Перефразируя его высказывание, ничье будущее не предрешено. Как бы там ни было, наша жизнь зависит от постоянно меняющегося ряда решений. Поэтому Док советует Марти и Дженнифер не торопиться и делать наиболее верный выбор, что бы они вместе могли иметь светлое будущее.40 Когда Марти спрашивает его планирует ли он еще раз посетить будущее, Док отвечает, что уже был там и отправляется (вместе со своей семьей) назад в прошлое. Ответ Брауна Марти в свете его предыдущий высказываний ни сколько не удивляет. Преобразившийся странник более не чувствует себя обязанным знать как повернется его жизнь. Он уже изменил ее, женившись на Кларе и заведя детей. Узнав свою судьбу, он лишится радостного волнения, связанного с импровизированными решениями, которые может принять, начиная с этого момента. Для Дока путешествие закончилось, ведь он нашел свою вторую половину и стал единым и полноценным. Есть надежда, что Марти и Дженнифер достигнут того же уровня в своих отношениях и оставят свои одиночные странствия. Назад в Будущее заканчивается на двух наших алхимических странниках, завершивших свои приключения и вернувшихся обратно в любящие объятья неотлучного общества.

Примечания

1. Stuart M. Kaminsky, American Film Genres (Chicago: Nelson-Hall, 1988), 131-32.

2. Ibid.

3. Carol S. Pearson, The Hero Within: Six Archetypes We Live By (San Francisco: HarperCollins, 1989), 51-52.

4. Douglas Brode, The Films of the Eighties (New York: Carol Publishing Group, 1991), 137.

5. Carl G. Jung, "Religious Ideas in Alchemy: The Work," in Psychology and Alchemy: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1991), 422.

6. Carl G. Jung, "Archetypes of the Collective Unconscious," in The Archetypes and the Collective Unconscious: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 35-37; Jung, "The Phenomenology of the Spirit in Fairytales," in The Archetypes and the Collective Unconscious, 216-18.

7. George Gipe, Back to the Future (New York: Berkley Books, 1985), 51.

8. Edward F. Edinger, Ego and Archetype: Individuation and the Religious Function of the Psyche (London: Penguin Books, 1972), 48-50.

9. Brode, Films of the Eighties, 137; David Denby, "Review of Back to the Future" New York 18 (15 July 1985): 64; J. Hoberman, "Review of Back to the Future" Village Voice 30 (2 July 1985): 49.

10. Robert H. Hopcke, "Puer/Divine Child," in A Guided Tour of the Collected Works of C. G. lung (Boston: Shambhala, 1992), 108; Jung, "Psychological Aspects of the Mother Archetype," in The Archetypes and the Collective Unconscious, 82, 85-86.

11. Carl G. Jung, "The Battle for Deliverance from the Mother," in Symbols of Transformation: The Collected Works, trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990), 298-301; Jung, "Symbols of the Mother and of Rebirth," in Symbols of Transformation, 251-52, 259-60.

12. Denby, "Review of Back to the Future," 64.

13. Brode, Films of the Eighties, 138; Pearson, Hero Within, 67.

14. Gipe, Back to the Future, 246-47.

15. Chogyam Trungpa, The Sacred Path of the Warrior (Boston: Shambhala, 1978), 34.

16. Carol S. Pearson, Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World (San Francisco: HarperCollins, 1991), 125-28.

17. Edmond Grant, "Review of Back to the Future Part II," Films in Review 41 (March 1990): 165; Suzanne Moore, "Review of Back to the Future Part II," New Statesman & Society 1 December 1989, 42; Steven H. Scheuer, Movies on TV and Videocassette (New York: Bantam Books, 1991), 58.

18. Pearson, Hero Within, 150.

19. Craig Shaw Gardner, Back to the Future Part II (New York: Berkley Books, 1989), 105-6.

20. J. Hoberman, "Review of Back to the Future Part II," Village Voice 34 (5 December 1989): 117.

21. Gardner, Back to the Future Part II, 146-48.

22. Carl G. Jung, "Exposition," in Synchronicity: An Acausal Connecting Principle,

trans. R.F.C. Hull (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1991), 25; Hopcke, "Synchronicity," in A Guided Tour of Jung, 71-72.

23. Jung, "Exposition," in Synchronicity, 32-33.

24. Pearson, Hero Within, 64.

25. Jung, "Religious Ideas in Alchemy: The Psychic Nature of the Alchemical Work," in Psychology and Alchemy, 260, 270-71.

26. Pearson, Hero Within, 63.

27. Sheila Benson, "Review of Back to the Future Part II," Los Angeles Times, 22 November 1989, Calendar, 1; Brode, Films of the Eighties, 139; Grant, "Review of Back to the Future Part II," 165.

28. Jung, "The Origin of the Hero," in Symbols of Transformation, 205.

29. Craig Shaw Gardner, Back to the Future Part III (New York: Berkley Books, 1990), 14-15.

30. Ibid., 34-35.

31. Jung, "Exposition," in Synchronicity, 10-11.

32. M. S. Mason, "Review of Back to the Future Part III," Christian Science Monitor 82 (22 June 1990): 10; Pearson, Awakening the Heroes Within, 201-2.

33. Gardner, Back to the Future Part III, 116-17, 157-58.

34. Peter Rainer, "Review of Back to the Future Part III," Los Angeles Times, 25 May 1990, Calendar, 1.

35. Pearson, Hero Within, 72-73.

36. Ibid., 64-65; Edinger, Ego and Archetype, 61.

37. Ursula Le Guin, A Wizard of Earth sea (New York: Bantam Books, 1968), 180.

38. Gardner, Back to the Future Part III, 235.

39. Pearson, Awakening the Heroes Within, 128.

40. Gardner, Back to the Future Part III, 247.

юнгианская культурология

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"