Перевод

Глава 3. Наука и искусство в Древнем Египте. Часть1

Змей в небесах. Высшая мудрость Древнего Египта

Джон Энтони Уэст

Змей в небесах. Высшая мудрость Древнего Египта

Глава 3

Наука и искусство В Древнем Египте


Астрономия
Со времен Наполеона и до наших дней астрономы, интересующиеся развитием этой науки, изучали Египет и, хотя они и расходились во мнениях относительно деталей, в целом пришли к выводу, что египетская астрономия была более продвинутой, сложной и утонченной, нежели признают египтологи. Шваллер де Любич тщательно изучает и обобщает доказательства в их нынешнем виде, а также добавляет свои собственные поразительные идеи.

Как и все древние цивилизации, Египет посвятил много времени и энергии изучению небес. Историки полагают, что сочетание практической сельскохозяйственной необходимости и примитивного суеверия достаточно для объяснения этого всеобщего древнего интереса.

Египет следил за небесами с такой же точностью, как и небеса наблюдали за ним. В определенной степени информация была применена на практике в сельском хозяйстве, геодезии и системе мер и весов.

Но в то же время данные астрономии изучались по своему значению: то есть служили целям астрологии, а значит изучению соответствий между событиями на небесах и событиями на земле.

 

Астрология традиционно относит части и органы тела под управление различных знаков зодиака. Хотя Зодиак в том виде, каким мы его знаем, по-видимому, не существовал в Египте, Шваллер де Любич считал, что знание зодиака и астрологии определяло возведение и разрушение храмов и смещение акцентов египетского символизма. В храме Луксора он нашел символы, соответствующие зодиакальным знакам, в большинстве залов и палат, где могла бы поместить их средневековая астрология. Большинство рельефов Луксора находятся в крайне плохом состоянии или полностью стерты, а недостающие знаки вполне могли существовать и раньше. Аналогичное понимание лежит в основе египетского приписывания часов дня и ночи владычеству определенных Нетеру — практика, свойственная для китайской акупунктуры, и теперь отчасти обоснования современной медициной.

Хотя до настоящего времени в Древнем Египте не было найдено ничего похожего на индивидуальный гороскоп, убедительные доказательства того, что можно было бы назвать макроастрологией, предполагают некоторую индивидуальную астрологию.

Я не могу доказать, что египтяне установили жизненно важную связь между индивидуумом и моментом рождения, но поскольку "рождение" храмов было определено астрологически, то вряд ли могло быть иначе. Несомненно лишь то, что Египет понимал соответствие между человеком и звездами.

Это безошибочно продемонстрировано на одном египетском рисунке, значение которого ускользало от ученых (даже тех, кто интересовался доказательством существования астрологии в Египте) до недавнего времени и интерпретировалось псевдонимом Мусайос1

На рисунке ниже изображена вторая золотая святыня гробницы Тутанхамона. Это один из ряда одинаковых мумифицированных фигур, часть сложного и особенно загадочного погребального текста. Но как бы ни были таинственны текст и рельефы, астрологическое значение этого рисунка не может быть понято неправильно. Лучи силы или энергии соединяют сознание человеческого индивидуума и звезды; другой возможной интерпретации этой фигуры не существует. Самого по себе этого рисунка достаточно, чтобы доказать существование астрологии в Египте.

 

Современные свидетельства существования этих соответствий являются исчерпывающими и бесспорными. Количество и качество прямых и косвенных современных свидетельств, их подтверждающих, было бы достаточным в любой другой области, чтобы установить этот вопрос вне всяких сомнений. За последние десять лет огромное количество ученых приняли эту позицию, увидев доказательства. Но для многих психологов и философов по понятным причинам тема астрологии остается эмоционально насыщенной, настолько, что недавно 186 выдающихся ученых, в том числе девятнадцать лауреатов Нобелевской премии, подписали петицию, осуждающую возрождение интереса к астрологии.

Этот совершенно бесполезный, но чрезвычайно интересный символический жест указывает, во-первых, на то, что 186 ученых не обратили внимания на накопленные свидетельства, подтверждающие земные соответствия, и, во-вторых, что Коллегия кардиналов, председательствующая в церкви прогресса, больше не чувствует себя в безопасности, их положение стало весьма шатким: несколько десятилетий назад ученые не чувствовали достаточной угрозы, чтобы вынести официальное осуждение.

Это современное доказательство, хотя и убедительное, естественно касается только тех астрологических соответствий, которые подпадают под современные методы измерения. Однако вполне достаточно обосновать тип аналогического мышления, который необходим для выяснения целей применения астрономии в Египте.

Как мы видели, начиная с мистического первичного разделения и продолжая изучением числа, мы постигаем физические явления как результаты взаимодействующих функций и процессов. Чтобы разобраться в хаосе впечатлений, передаваемых органами чувств, мы классифицируем эту информацию по шкале.

Наука принимает эту классификацию неохотно, но вряд ли может поступить иначе. Обычные люди реагируют инстинктивно, немедленно и точно.

Ключевые слова этой врожденной системы "иерархия", "ритм" и "цикл".

Вселенная организована иерархически, как и все человеческие институты.

В физическом мире более простые или "низшие" единства объединяются, образуя более сложные или "высшие" единства. Мы отличаем "высшее" от "низшего" множеством неизмеримых, но неизбежных качеств: чем "выше" единство или организм, тем выше степень его восприятия, чувствительности, интеллекта и, наконец, выбора. Капуста "выше" камня, собака "выше" капусты, человек "выше" собаки. Позитивист может возразить, что "высшее" это субъективное и вводящее в заблуждение слово в случайной, бессмысленной вселенной; но если он не очень быстро соображающий позитивист, его реакция на бегущую капусту будет немного иной, нежели на бегущую собаку или ребенка.

Наука не может избежать иерархической природы физического мира. (С точки зрения одной только математической статистики этот факт исключает возможность эволюции как случайного явления.) Наука признает человека иерархическим единством (или организмом), состоящим из желез и органов, которые сами состоят из клеток, каждая из которых состоит из молекул, в свою очередь состоящих из атомов. Каждая стадия (идущая от атома наверх) характеризуется более высокой степенью чувствительности, сложности, организованности и автономности.

На этом современная наука останавливается. Ограниченная наложенным на себя критерием измеримости, она отказывается признавать, а тем более пытаться изучать те высшие иерархии, которые аналогично, если не логически, необходимы для того, чтобы сделать опыт понятным.

Индивидуальный человек это иерархический организм, или единство. Он часть высшего организма или единства: человечества. Человечество это часть органической жизни, которая является частью земли, которая является частью Солнечной системы, которая является частью нашей галактики. Каждый из них представляет собой более высокую иерархию или сферу с непостижимыми более высокими степенями восприятия, чувствительности и т. д.

Между тем мы наблюдаем, что физические явления следуют чередующемуся ритму в циклической структуре. Вдох, выдох; бодрствование, сон; весна, лето, осень, зима эти чередования обусловлены двойственной, полярной природой творения. И цикл оплодотворения, рождения, роста, зрелости, старения, смерти и обновления является общим для всех иерархий. (Хотя он и не наблюдается в молекулярной и атомной сферах, но в определенной степени наблюдается в высших галактических иерархиях.) Учитывая степень, в которой мы можем наблюдать иерархическую структуру, чередующиеся ритмы и циклические паттерны в физическом мире, было бы недальновидно и более чем глупо отказываться согласиться с существованием этих принципов в тех областях, которые находятся за пределами чувств, и поэтому недоступны для непосредственного измерения.

Египет и другие древние цивилизации никогда не были связаны такими произвольными границами. Именно астрономия — на службе астрологического осмысления давала возможность проникнуть в эти высшие сферы, и на эту восприимчивость Египет воздействовал прямо и символически.

Нам, с нашей узкой, утилитарной концепцией общества, может быть трудно понять полученные результаты, но мы можем понять лежащее в их основе мышление. Универсальной характеристикой иерархической организации является то, что "высшее" организует низшее, а "низшее" высшее.

Шеф-повар организует работу посудомоечных машин и официантов в ресторане. Если посудомоечные машины непреклонны (или шеф-повар пьян и деспотичен), они восстают и разрушают организацию.

Раковая клетка в теле восстает, отказывается повиноваться,стремится выразить себя и низводит высшую организацию тела. Но в то время как организация идет сверху вниз в концепции, она идет снизу вверх в исполнении.

Книга завершается в голове автора еще до того, как он коснется бумаги; дуб является завершенным и потенциальным в желуде. Но книга идет слово за словом, а дуб начинается с саженца, и только эта часть процесса видна. Конечно, именно этот наблюдаемый процесс используется для поддержки эволюционной теории, но, как прекрасно понимал Платон, это всего лишь механическая и наименее интересная половина истории.

Эти принципы организации действуют во всех наблюдаемых сферах. Поэтому нет причин, по которым они не могли бы сохраниться в областях, которые трудно или невозможно наблюдать, и, конечно, нет причин, по которым в этих сферах должны преобладать совершенно противоположные принципы.

Как мы видим в человеческом теле, иерархии взаимодействуют и взаимозависимы; дезорганизация в низших сферах разрушает не только их самих, а может разрушить высшие.

Поэтому когда во имя прогресса мы насилуем землю ее ресурсами, разрушаем экологический баланс, значительно расходуем потенциальную энергию планеты (уголь, нефть, даже гидроэлектроэнергию), мы вполне можем предпринять разрушительные действия, которые могут отразиться за пределами Земли, даже за пределами Солнечной системы — ибо мы понятия не имеем, какую роль органическая жизнь на земле играет в великой схеме. Небольшая рана может стать гангренозной и привести к разрушению всей системы.

В любом случае, именно данные астрономии, интерпретируемые в терминах числа, циклов и иерархии, дают представление о высших сферах. Египет организовал и управлял своей цивилизацией на основе этого знания; именно это объясняет структуру его системы календарей, изменения акцентов в символизме, господство одних Нетеру над другими и сдвиги теологической гегемонии различных религиозных центров.

Что касается физических средств получения необходимой точной астрономической информации, то до появления современных телескопов Египет располагал самыми прекрасными обсерваториями.

Два английских астронома Ричард Проктор и сэр Джозеф Локьер еще до начала XX века продемонстрировали, каким образом пирамиды, сначала в усеченном виде, а затем в полном могли использоваться в качестве обсерваторий.

 

Календарь
Циклы Луны и Солнца (а значит планет, Солнечной системы, неподвижных звезд и созвездий, что менее очевидно) соответствуют событиям на земле. На самом очевидном практическом уровне человек должен наблюдать эти циклы. Любое человеческое общество, которое занимается сельским хозяйством, нуждается в каком-то календаре, если оно хоть как-то планирует будущее.

Все сельское хозяйство Египта зависело от ежегодного подъема и разлива Нила, и это, по мнению египтологов, послужило источником вдохновения для изучения астрономии и разработки на протяжении многих веков удивительно сложного, чрезвычайно хитрого и очень точного египетского календаря.

Но почему те четкие, логичные мыслители, которые любят работать с трудными материалами вместо легкообрабатываемых, должны вести три календаря одновременно? Чтобы усложнить жизнь фермерам?
Египет работал в соответствии с лунным календарем, состоящим из альтернативных двадцати девяти и тридцати дневных месяцев, подвижным или гражданским календарем, состоящим из 360 дней плюс пять дополнительных дней (в которые, как говорили, рождались Нетеру), и календарем из 365/4 дней, основанным на гелиакическом возвращении звезды Сириус — точно таким же календарем, который регулирует наш нынешний год.

Насколько мне известно, никто не пытался детально проработать взаимоотношения между независимыми, но одновременно действующими системами Египта. Но Шваллер де Любич делает наблюдение, которое в конечном итоге может привести к полному пониманию.

Двадцатипятилетний цикл соответствовал 309 лунным периодам (лунный период это период между одним новолунием и следующим). Расчеты:
25 х 365 = 9,125 дней, и 9,125 = 29,5307 лунных периода.
Это само по себе показывает чрезвычайно точные наблюдения.

Современная астрономия считает лунное время 29.53059 днями, разница составляет около секунды. Но Шваллер де Любич отмечает интригу и его выбор в качестве числа, определяющего эквивалентность двадцати пяти лет 309 лунным месяцам.

309 =

цикл не мог быть случайным. (Двойной цикл, который выражал бы Золотое сечение, составляет пятьдесят лет;

618 =

интересно, что это цикл, данный африканским догонам как орбита невидимой звезды — спутника Сириуса, на которой основана вся астрономия догонов.)

Как мы видели ранее, фи, Золотое сечение, является функцией, которая порождает геометрическую пятерку. В пифагорейском символизме число Пять есть число творения, Шесть число времени и пространства. Мы нашли отражение этого понимания в египетской символизме, и теперь кажется, что эти числа играют важную роль и, возможно, были определяющими факторами египетской календарной системы. Ибо различные циклы можно свести к взаимодействию пяти и шести и их кратности.

И поскольку египетский календарь признан чудом точности, интересно заметить, как факты астрономии подтверждают предпосылки чисто символического пифагорейского мышления.

Лунный календарь состоял из двадцатипятилетних циклов по 309 лун. Сам год был рассчитан двумя способами. Был 365 день "гражданского года", похожий на наш. Но, в отличие от нашего, он не был разделен на месяцы произвольной длины, чтобы составить 365 дней. Египет насчитал двенадцать месяцев по тридцать дней каждый (кратных шести и шести и пяти) плюс пять дополнительных дней. В эти дополнительные дни должны были "родиться"нетеру (или божественные принципы)

 

На скатерти из слоновой кости короля Дена (1.) знак года окружает две из этих церемоний, свидетельствуя о существовании в это время совершенно сконструированного календаря. Именно поэтому благодаря этому календарю, который уже функционировал до 3000 года до н. э., можно составить в течение V века. летопись первых царей, год за годом, с упоминанием месяцев и дней2.

Как мы знаем, фактический год составляет не 365 дней, а 365 ¼ дней. Мы добавляем дополнительный день каждые четыре года, в наш "високосный год", который уравновешивает календарь.

Египет вел два календаря одновременно. Гражданский или подвижный год постепенно смещался относительно фиксированного или сотического года. (Сириус = Сотис по-гречески, Сопдит по-египетски). Гражданский год, теряя один день каждые четыре года, занял 1461 год (365 ¼ x 4), чтобы совпасть с Сотическим годом. Датой этого совпадения было то, что Египет называл Новым годом. Именно египетская привычка фиксировать события по обоим календарям позволяет современным египтологам с точностью установить хронологию Египта, поскольку астрономическое совпадение гелиакического восхода Сириуса с летним солнцестоянием может быть определено в узких пределах. Египетский Новый год также позволяет нам установить дату основания Египта как единого царства, поскольку первый Новый год, согласно записям, отмечает эту дату. Здесь между египтологами возникает сложный спор о том, какое гелиакальное восхождение Сириуса следует считать датой основания.

Есть три варианта: 4240 до н. э., 2780 до н. э. и 1320 до н. э.

Последний из них исключен, поскольку известные списки египетских династий не могут быть включены в разрешенное время. Вторая дата относится к тому, что египтологи считают вершиной эпохи пирамид. Известная египетская история, однако, не вполне укладывается и в эту дату, и в Тексты пирамид царей пятой династии (ок. 2500BC) неоднократно ссылаются на открытие "нового" года, что указывает на предшествующее существование двойного календаря и предполагает, что он был установлен в 4240 году до нашей эры.

Египтологи неохотно соглашаются с этим выводом по той простой причине, что они не хотят верить в то, что египетская цивилизация настолько древняя. Кроме того, установление Сотического года это сложный астрономический процесс; он предполагает возможность выделить из всего неба одну звезду, которая позволяет установить год в 365 ¼ дней. Это, в свою очередь, предполагает длительный процесс совершенствования методов наблюдений до 4240 года до н. э.

Только выдающийся немец Людвиг Борхардт принял астрономические свидетельства за чистую монету и поддержал 4240 год до н. э. как дату установления египетского календаря.(Это любопытное исключение, поскольку Борхардт во всех других случаях презирал египетскую науку.) Другие египтологи пытались считать египетскую хронологию неастрономическими средствами. Но большинство признает важность сотического календаря. Не имея возможности взглянуть на последствия его создания уже в 4240 году до н. э., они принимают 2780 год до н. э. в качестве даты творения.
Даже это подразумевает долгую историю точных астрономических наблюдений. Вместо того чтобы согласиться с этим, ученые ищут какой-нибудь простой, примитивный метод, с помощью которого Египет мог бы случайно или методом проб и ошибок прийти к чрезвычайно точному сотическому календарю; и в этом стремлении все обычные научные методы отвергаются. Все тянется до тех пор, пока позволяет ученым продолжать верить, что наука началась в Греции.

Отто Нойгебауэр, например, считает, что, усреднив периоды между последовательными ежегодными разливами Нила, в конце 240 лет будет получена правильная цифра 365,25. Для подтверждения этой гипотезы нет никаких доказательств. Даже если не считать отсутствия доказательств, это абсолютно несостоятельно, поскольку нет ни одного примера того, что египтяне брали средние значения, и крайне маловероятно, что любое данное среднее значение, взятое за 240 лет, дало бы 365,25 года в точности.

Даже если бы такое среднее значение давало правильную цифру, египтяне не могли бы понять, что оно было правильным — если бы они уже не знали эту цифру.

Если бы эта цифра была получена таким способом, то не было бы причин придавать такое значение гелиакическому возвращению Сириуса. Ежегодный разлив Нила совпадает лишь приблизительно с Сириусом, и изменяется на целых шестьдесят дней от года к году.Если бы египтяне действительно рассчитывали, что Сириус возвестит о разливе Нила, они все утонули бы задолго до Первой династии.

Для того чтобы точно определить продолжительность года как 365,25 дня, ничего из этого не нужно. Это требует не более чем тщательного наблюдения за длиной теней. Время, проведенное между двумя самыми короткими (или двумя самыми длинными) тенями года, даст точную длину года. В течение нескольких лет эта цифра будет проверена, и она будет точной. Именно совпадение 365,25дневного года с Сириусом влечет за собой усовершенствование астрономии.

Менее правдоподобная, чем самые смелые мечты пирамидологов, гипотеза Нойгебауэра, не подкрепленная и не подлежащая подтверждению, пользуется поддержкой многих выдающихся египтологов.

Ибо наука, как известно, началась с греков.
Тем не менее, египетская календарная система считается ответом на потребности сельского хозяйства.

Но для сельского хозяйства достаточно грубого лунного календаря.

Египет работал в соответствии с чрезвычайно точным тройным календарем, и причина этого должна лежать вне потребностей сельского хозяйства. Когда мы знаем, что Египет планировал свои праздники в соответствии со всеми тремя календарями, и что некоторые из этих праздников двигались в соответствии с календарями, у нас есть только один ключ к их мотивам.

Циклы Луны, Солнца, Сириуса и неподвижных звезд были разделены, потому что их влияния были различны. Фестивальные дни были предназначены для того, чтобы освятить и использовать эти влияния в нужное время. Сельскохозяйственные и плодородные праздники следовали лунному календарю. Другие следовали за гражданским годом, а третьи соответствовали сотическому календарю.

 

Отправной точкой творения является звезда, которая вращается вокруг Сириуса и фактически названа "звездой Дигитарии"; догоны считают ее самой маленькой и тяжелой из всех звезд; она содержит в себе зародыши всех вещей. Его движение вокруг собственной оси и вокруг Сириуса поддерживает все творение в пространстве. Мы увидим, что его орбита определяет календарь3.

 

Сатурн известен [догонам] как "звезда ограничения места" в ассоциации с Млечным Путем4.

 

Сигуи среди Догонов празднуется каждые шестьдесят лет ... У египтян такой период был связан с Осирисом [принципом обновления]... Мое собственное пристрастие считать периоды по шестьдесят лет, состоит в том, чтобы мыслить в терминах соотнесения орбитальных периодов двух планет, Юпитера и Сатурна, ибо они встречаются почти через шестьдесят лет ... Стоунхендж имеет шестьдесят камней во внешнем круге ... (Этот) внешний круг восточный цикл Врихаспати ..  Поэтому интересно, что догоны говорят, что шестьдесят это число зародыша вселенной ... 
Шестидесятилетний цикл также обеспечивает связь между египетским сотическим годом и великим годом прецессии равноденствий, которые имеют отношение друг к другу подобно египетскому гражданскому году 360 дней к тропическому году 365 дней. Прецессионный "месяц" 2160 лет делится на три "декана" по 720 лет каждый. Два "великих" гражданских года по 360 лет (6 х 60) плюс пять эпагоменальных лет за "великий" год 2 (360 + 5) составляют прецессионный "декан" 730 лет Предположительно, именно это соотношение определило египетский год 360 + 5 дней; расчет, который, насколько я знаю, не был удовлетворительно объяснен иначе. В любом случае, 72 Сотических гемидемицикла по 360 лет каждый плюс один большой эпагоменальный год (72 х 5 лет) составляют прецессионный год. Чтобы построить пятиугольник внутри круга, он должен быть разделен на углы 5.72° и отношения между 5 и 6, и таким образом, в большом масштабе Сотический и прецессионный циклы снова отражают кратные и силы. Так шестидесятилетний догонский цикл и египетский осирийский цикл это "день" прецессионного года5.

Возможно, в этой великой галактической схеме Сириус играет роль, подобную той, которую играет Юпитер в Солнечной системе; ее египетский титул "Великого кормильца", возможно, дает ключ к разгадке, которую могут развить дальнейшие исследования.  [Примечание автора.]

A Нож

B Крайняя плоть

S Сириус

Догонский символ, связывающий обряд обрезания с орбитой Дигитарии вокруг Сириуса. Как бы ни была любопытна концепция, выражающая простой религиозный обряд в космологических терминах, диаграмма имеет сходство с "устами Ра", египетским символом единства, который сам, случайно или по задумке, принимает ту же форму, что и монохорд, вибрирующий вдоль своей длины и производящий свой основной звук.

Символ Догонов также можно рассматривать как включающий в себя, в пределах траектории Дигитарии, тройной принцип творения.

 

Яркая звезда Сириуса не так важна для догонов, как крошечный Сириус B, который догоны называют po tolo (Толо = звезда). По это злаковое зерно ... ботаническое название которого Digitaria exilis.  Ар Гриауль и Дитерлен называют его "Дигитарией"6.

 

Догоны также знают фактический орбитальный период этой невидимой звезды, который составляет пятьдесят лет ... Самое удивительное из всех догонских утверждений заключается в том, что "Дигитария" это самая маленькая вещь, которая существует. Это самая тяжелая звезда ..  У догонов есть четыре вида календаря ..  . солнечный календарь, календарь Венеры и календарь Сириуса.  И четвертый аграрный и лунный. 
Орбита Дигитарии ..  . находится в центре мира, Дигитария является осью всего мира, и без ее движения никакая другая звезда не смогла бы удержать свой курс7.

 

Сириус играл роль Великого Центрального огня для нашего Солнца (являлся глазом Ра, а не самим Ра. Потребовались недавние открытия астрономии и физики, чтобы предложить другую роль Сириуса, совпадающую с тем, что мы начинаем понимать под атомным ядром, состоящим из позитрона (гигантской звезды низкой плотности) и нейтрона с значительно меньшим объемом относительно массы атома, но в котором сосредоточен вес (невероятно плотная карликовая звезда)8.

 

Вычислив 365,25 дневного года, ничто не помешало Египту придумать високосный год. Но это сделало бы невозможным отслеживать те даты, которые зависели от фиксированного (сотического) года и цикла из 1461 гражданского года до одного Сотического Нового года. Это, наряду с египетским обозначением Сотиса как великого кормильца, показывает, что Египет мыслил в терминах иерархии сфер и циклов. Ибо если Сотис как кормилец просто был синонимом разлива Нила, зачем тогда сдвигать даты празднеств? Древние источники утверждали, что египтяне считали Сириус еще одним и большим солнцем. Современная астрономия показывает, что Сириус двойная звезда с одной огромной половиной низкой плотности и одной меньшей, чрезвычайно плотной половиной. Шваллер де Любич предполагает, что это похоже на ядро атома с его позитроном и нейтроном. И это может относиться к "центральному огню" Пифагора. Но его точная космическая роль, как и его точная роль в Египте, все еще остается загадкой. Возможно, Египет знал то, о чем подозревают некоторые современные ученые: что Сириус это большее солнце, вокруг которого вращается наше Солнце и Солнечная система.

Если это так, то мы можем рассматривать циклические долгосрочные эффекты аналогично легко обнаруживаемым краткосрочным эффектам наших лунных и солнечных циклов. Луна управляет плодородием и другими биологическими периодичностями во множестве низших организмов, а также различными метеорологическими явлениями; солнечный цикл управляет временами года со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, сотический год, согласно такому мышлению, также будет иметь свои фазы и сезоны; и понимание их последствий позволило бы цивилизации принимать меры для поощрения и усиления тех аспектов, которые благоприятны для ее собственных целей, и минимизировать те, которые неблагоприятны. Мы не понимаем этих последствий, но, похоже, Египет вполне себе понимал. В противном случае трудно понять озабоченность по поводу сотического года.

Наконец, существует великий цикл созвездий (цикл, имеющий особое значение для настоящего времени), о котором мы знаем гораздо больше.

Земля не вращается истинно вокруг своей оси: мы можем рассматривать ее как слегка смещенный от центра волчок. Если рассматривать небо как звездный фон, то из-за "колебания" земли вокруг своей оси весеннее равноденствие каждый год восходит на фоне постепенно меняющихся созвездий. Астрономы называют это явление "прецессией равноденствий", а его открытие обычно приписывают греческому астроному Гиппарху во втором веке до нашей эры. Конечно, как и во всех астрономических явлениях, ему не придается никакого значения.

Древние относились к этому вопросу иначе. Для прецессии равноденствия требуется примерно 2160 лет. Таким образом, весеннему равноденствию требуется около 25 920 лет, чтобы пройти полный круг созвездий. Этот цикл называется Великим, или "платоническим" годом. И именно прецессия равноденствий через созвездия дает имена различным эпохам: Рыбам в данный момент, которые начались примерно в 140 году нашей эры, Овну, начинающемуся около 2000 года до н. э., Тельцу, начинающемуся незадолго до 4000 года до н. э., Близнецам около 6000 года до н. э., И так далее, с приближением Водолея.

Хотя древние источники утверждают, что прецессия равноденствий была известна Египту, современные ученые не нашли прямых доказательств — хотя, учитывая их склонность приписывать все "научное" грекам, они не очень усердствовали.

Принято считать, что египтяне делили небо на тридцать шесть секторов по десять градусов каждый, называемых деканами, и что эти деканы относились к тендайским периодам в пределах 360-дневного гражданского года. Но деление неба на созвездия, изобретение знаков зодиака и придание им значения считается греческой задумкой, в данном случае неуместной, в которой осторожные и рациональные греки целиком проглотили халдейское суеверие и приложили свой острый астрономический разум к тому, чтобы развить его в систему, которая, хотя и была ошибочной, но тем не менее последовательной.

Это правда, что ни один зодиак не появился в Египте, пока он не попал под греческое господство, и нет письменных свидетельств того, что Египет называл созвездия или считал их важными.

Но при изучении египетского символизма Шваллер де Любич обнаружил доказательства того, что с самых ранних династий следование зодиаку направляло курс египетской художественной и архитектурной политики.

Объединение Верхнего и Нижнего Египта считается чисто политическим делом. И все же дата объединения, примерно 4240 год до н. э., совпадающая с установлением сотического года в то время, также знаменует прецессионный выход из Близнецов в эру Тельца. Хотя об этом додинастическом Египте известно мало, нельзя ошибиться в акценте на двойственности, на раздельных царствах Верхнего и Нижнего Египта, на гегемонии близнецов Шу и Тефнут. Найденные храмы подчеркивают внимание на двойственности и имеют два входа. Кроме того, столицы верхнего и Нижнего Египта были двойными городами: Деп / Пе и Нехен/Неккед.

 

Диаметр Земли, например, составляет одну миллионную от диаметра Солнечной системы, но диаметр Солнечной системы, возможно, составляет лишь одну соротимиллионную от диаметра Млечного Пути. Когда в нашей собственной системе мы находим такие отношения, то это происходит не между Солнцем и планетами, а между Солнцем и спутниками планет ..  . По аналогии с масштабом и массой мы должны ожидать, что Солнечная система вращается вокруг некоего более крупного объекта, который, в свою очередь, вращался вокруг центра Млечного Пути; точно так же, как Луна вращается вокруг Земли, которая, в свою очередь, вращается вокруг Солнца.  Что и где это "солнце" нашего Солнца? Было предпринято есколько попыток различить "локальную" систему в пределах Млечного Пути, особенно Шарлье, который в 1916 году, казалось, создал группу 2000 световых лет в диаметре и с центром в нескольких сотнен световых лет в направлении Арго. Если мы изучим наше ближайшее окружение в галактике, мы обнаружим интересную градацию звезд, две из которых наводят на размышления с этой точки зрения. В пределах десяти световых лет мы находим одну звезду, похожую по масштабу на наше Солнце, и Сириус, более чем в двадцать раз ярче.  На расстоянии от сорока до семидесяти световых лет мы встречаем пять гораздо больших звезд, в 100-250 раз ярче; между 70 и 200 световыми годами еще семь больших ..  . а между тремя сотнями и семьюстами световыми годами шесть огромных гигантов в десятки тысяч раз ярче.  Самый большой из них, Канопус, лежащий на расстоянии 625 световых лет позади, в точном следе Солнечной системы, и в 100 000 раз более яркий, чем наше Солнце, действительно может быть "солнцем" локальной системы Шарлье . . . Самый яркий объект на небесах, после тех, что находятся в самой Солнечной системе, это, конечно, двойная звезда Сириус ..  . По физическому расстоянию, по сиянию и массе Сириус, казалось бы, каким-то образом заполняет чрезмерный разрыв между пространством Солнечной системы и Млечного Пути. Действительно, расстояние от Солнца до Сириусав миллион раз больше расстояния от Земли до Солнца естественным образом укладывается в упомянутую шкалу космических отношений и дает астрономам девятнадцатого века превосходную единицу небесного измерения сириометр, ныне, к сожалению, отвергнутый9.

 

Объединение Египта произошло при легендарном царе Менесе (греческое его имя). Историки считают это событие сугубо политическим. Несомненно, произошли политические изменения, но в то же время началась новая эра искусства и архитектуры. Хотя вопрос хронологии сложен, даже без прецессионной теории Шваллера де Любича, есть много причин, чтобы поддержать дату 4240 года до н. э. как дату основания Первой династии нового объединенного Египта.

Теперь акцент резко меняется; символизм Монту, быка, становится наиболее заметной чертой египетского искусства; архитектура становится монолитной, осуществляется в масштабах, никогда не сравнимых с записанной историей, и выполняется с непревзойденным изяществом. Древнее царство Египта излучает своего рода огромную спокойную уверенность. То немногое, что известно о других цивилизациях эпохи Тельца, говорит о том, что они разделяли эти качества. Вполне возможно, что почитание коровы в Индии относится именно к этому периоду. Параллельная цивилизация Крита также была посвящена быку. И хотя этот случай не может быть сформулирован в терминах, приемлемых для скептика, астрологическая природа знака Тельца (женского, неподвижного, земного и управляемого Венерой) точно соответствует древнему царству Египта. На самом деле, арианский и особенно век Рыб также соответствуют природе своих знаков, и уже есть безошибочные признаки того, что мир движется к формам, задачам и установкам, навязанным Водолеем. (Это может быть в значительной степени конструктивным или в значительной степени деструктивным, но природа его конструктивности или деструктивности будет Водолеевой, и в определенных пределах ее можно предвидеть.)

Использование египетского символизма было сложным и постоянно меняющимся. Подобно тому, как день в Египте делился на часы (которые не были "фиксированными", а изменялись в зависимости от времени года), каждый из которых имел свое собственное "влияние", подобно тому, как месяц делился на дни, а год на сезоны, так и прецессионный "месяц" не был постоянным. В виталистической философии Египта неизменным было только изначальное разделение; все остальное двигалось, чередовалось, текло . . . и Шваллер де Любич находит в символизме Тельца, господствовавшем в течение двух тысяч лет, отчетливые изменения акцентов. Итак, в статуях и рельефах царей ранних династий, в то время, когда сила быка была заметным "влиянием", акцент делался на силе шеи и плеч.

 

Монту был известен еще в Древнем Царстве . . . [[Священным животным Монту был бык, которому были посвящены четыре храма в городах Фивы, Медамуд, Эрмант и др] .. . Нужно дождаться появления в XI династии Амона как "царя Богов".. . Священными животными Амона были баран и Нильский Гусь .. .  [[Есть упоминание о колоссальной статуе барана во дворе храма Амона Ра в Карнаке] ..  . В одном из залов храма Ахмену в Карнаке, который является частью храма Амона, написано: "дворец уединения для величественной души, высокий зал Овна, пересекающего небо".10 [Курсив автора.]

 

Предыдущая эпоха, эпоха Овна, была провозглашена Моисеем, спустившимся с горы Синай, как "двурогий", то есть увенчанный рогами барана, в то время как его стадо настаивало на танце вокруг Золотого Тельца, который был, скорее, "золотым быком", Тельцом11.

 

Многие из царей Древнего Царства включили менту, быка, в свои имена, и эпоха менту длилась с Ментухотепа I до V. В храме менту, посвященном Ментухотепу II, царь показан как старик. Слово хотеп обычно переводится как "мир", но когда оно подвергается интерпретации Шваллера де Любича, оно приобретает более богатый символизм поскольку хотеп — это обратная сторона Птаха, создателя формы, и относится в этом смысле к реализации или завершению, для которого " мир" является лишь аспектом. Птахотеп означает "осуществление (работы) Птаха". Ментухотеп означает "осуществление (работы) менту", что в данном случае кажется символически правильным, но исторически больше похоже на принятие желаемого за действительное, поскольку имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Древнее Царство распалось на руины вместе с Ментухотепами одиннадцатой династии.  Из этого периода происходит знаменитый "плач Ипувера", документ, который при всех своих пробелах и учитывая все типичные проблемы перевода, остается одним из самых ярких описаний когда-либо написанного состояния трагедии.  Если прецессионное объяснение египетской символики Шваллером де Любичем верно, то резкое изменение акцента было бы предсказано около 2100 года до н. э., когда равноденствие переместилось в знак Овна. 

Это именно то, что демонстрируют записи. Бык менту исчезает, и его место занимает баран Амона. Характер архитектуры теряет свою монолитную простоту. В то время как он остается в пределах узнаваемой традиции, нет никакой ошибки в изменении "характера". Фараоны включают Амона в свои имена: Аменхотеп, Аменофис, Тутанхамон.  Египтологи связывают падение менту и возвышение Амона с гипотетической жреческой враждой, в которой жрецы Амона одержали победу. В этой гипотезе нет ничего нелогичного или невозможного, но в то же время нет никаких доказательств, подтверждающих ее.  Свидетельства показывают сдвиг символизма, от двойственности Близнецов к быку, а затем к овну. Эти сдвиги совпадают с датами астрономической прецессии. 

Дальнейшее подтверждение египетского знания и использования прецессии равноденствий, а также невероятной согласованности и продуманности египетской традиции было выведено Шваллером де Любичем из подробного изучения знаменитого зодиака из храма Дендеры. Этот храм был построен Птолемеями в первом веке до нашей эры на месте более раннего храма. Иероглифы гласят, что он был построен "по плану, заложенному во времена сподвижников Гора" — то есть до начала Династического Египта. Египтологи рассматривают это высказывание как ритуальную фигуру речи, призванную выразить уважение к традиции прошлого. 

Зодиак Дендеры изображен в более или менее узнаваемой для нас форме, и к тому времени, когда Дендера была построена, греческий зодиак был широко известен, благодаря его передаче греками и александрийцами. Но Шваллер де Любич сумел показать, что явные аномалии в Зодиаке и некоторые иероглифы, значение которых ускользало от египтологов, указывали на то, что Имхотеп был введен не для ритуала, а по буквальным причинам.  Зодиак Дендеры знаменует вступление равноденствия в Рыбы. В то же время его ориентация и символизм привлекают внимание к прецессионному переходу в две предшествующие эпохи Овна и Тельца. Свидетельство записано в Зодиаке.

Круговой Зодиак из храма Дендеры. Зодиакальные созвездия расположены в неправильном круге вокруг центра. Обратите внимание на любопытное расположение Рака в пределах круга, описанного другими, или, возможно, предназначенного для внутренней точки спирали.

Изображение зодиакального круга.

Шваллер де Любич считал, что знаки зодиака расположены вокруг эксцентрического круга, один центр которого находится на полюсе эклиптики (сосок самки бегемота), а другой-на полюсной звезде (шакал или собака). Это не кажется мне вполне убедительным. Обратите внимание на размещение Весов, например. Но какова бы ни была схема, управляющая этим устройством, несомненно, что символ Рака был выделен специально. На потолке главного гипостильного зала храма Дендеры таинственным образом начинается другой зодиак – со знака Рака. Это вызвало всевозможные научные споры, но в данном случае, я думаю, это можно объяснить. Египетский Новый год начался 19 июля, при гелиакическом восходе Сириуса, но в знаке Рака. Храм Дендеры был связан с календарными и астрономическими знаниями, и именно в Дендере праздновался египетский Новый год.

Понимание физического (и духовного) мира в терминах иерархии, ритмов и циклов приводит к системе аналогий и соответствий. Мы все еще находим много доказательств и ассоциаций это вырождающейся системы в популярной астрологии, вере в "счастливые" числа, соответствие цветов, растений, драгоценных камней, животных и так далее.

Поскольку знание, вложенное в установление этих соответствий, исчезло, сегодня невозможно сказать какие из них действительны. Но принцип остается здравым: взаимодействие чисел лежит в основе взаимодействующих функций, результатом которых являются явления физического мира. Киматика показывает, что форма есть результат частоты; частота есть колебание между противоположными полюсами. Отсюда следует, что теоретически можно построить строгую систему соответствий во всех наблюдаемых (и непостижимых) иерархических сферах — минеральной, растительной, животной, человеческой, планетарной и даже галактической, поскольку аналогии форм предполагают аналогии числа и, следовательно, функции.

Существует ряд прямых и гораздо более косвенных свидетельств, говорящих о существовании этих соответствий, часто подтверждающих старые "суеверия". Эксперименты последователей немецкого мистика и ученого Рудольфа Штайнера показывают что растворы определенных металлов на фильтровальной бумаге реагируют на соединения конкретных планет (железо с Марсом, свинец с Сатурном, олово с Юпитером, медь с Венерой). Статистика Мишеля Гоклена убедительно доказывает, что существует непреодолимая связь между определенными типами личности и определенными планетами (Марс для спортсменов и солдат; Сатурн для ученых; Юпитер для актеров и жрецов различных культов). Гомеопатия основана на сродстве или соответствии определенных солей металлов с определенными органами и болезнями.

Но если соответствия между формой и функцией теперь очевидны, то экстраполяция из того, что прочно установлено, чревата опасностями. Любимым развлечением средневекового разума было видеть семь планет, отраженных в семи ликах, а затем идти дальше. Для современного рационального интеллекта вся эта процедура является анафемой, и поэтому часто в попытке объяснить установление определенных соответствий в древние времена, ученые пробуют мыслить по-средневековому, и когда это удается, эта гипотетическая реконструкция выдвигается со значительной уверенностью. Например, во все времена существования астрологии планета Марс ассоциировалась с войной, войсками, легкой атлетикой и родственными занятиями. Пытаясь представить себе, как это произошло в первую очередь, современный ученый отмечает, что Марс отчетливо красный. Поскольку кровь тоже красная, он делает вывод, что первобытный разум соотнес бы красную планету с красной кровью, и тогда Марс стал бы планетой войны. Но дело в том, что никто не имеет ни малейшего представления о том как впервые это было соотнесено, в то время как статистика Гоклена показывает, что в гороскопах спортсменов, а также солдат и хирургов планета Марс появляется в одной из четырех "критических" областей с частотой, сводящей шансы многих миллионов к одному.

Несмотря на древние утверждения египтологов о прецессии равноденствий, они не решались принять эту идею. Ее предложил астроном Дж. Биот в середине девятнадцатого века и всячески подкреплял свидетельствами дендеровского зодиака. Вычисления Биота никогда не опровергались и даже не оспаривались, — они никогда не принимались всерьез. Недавно французский египтолог Поль Барге в своей статье о значении двенадцати часов дня и двенадцати часов ночи предположил, что они могут соответствовать знакам зодиака. Хотя это может показаться очень маленькой уступкой в свете переосмысления Шваллером де Любичем всей цивилизации, на самом деле в научных терминах это представляет собой важный шаг вперед. Ибо невозможно допустить корреляцию между часами и знаками, не допуская существования зодиака, что, в свою очередь, предполагает знание прецессии и, следовательно, той высшей астрономии, которую Шваллер де Любич и другие утверждали так долго и напрасно. 

Согласно Шваллеру де Любичу египетская астрономия была утонченной и сложной наукой, и, как и вся древняя астрономия, именно значение данных — то есть их астрологическое значение — было ответственно за ее практику, развитие и огромное значение, придаваемое ей.

Эти астрологические коннотации нашли свой путь в египетском языке, в символизме, в мерах и пропорциях архитектуры и в медицине (медицинские папирусы часто указывают определенное время, в которое следует вводить определенные лекарства или лечить конкретные болезни). Шваллер де Любич также приводит еще одну область, где Египет применил свою астрономию. Если эта идея когда-нибудь будет принята, она откроет огромную и важную область исследований. Хорошо известно, что Египет постоянно разрушал свои старые храмы и возводил новые, часто на месте старых. Это обычно приписывают обычной эгоистичности фараонов. (И по всей справедливости, даже допуская символическую интерпретацию, фараоны не отличались скромностью.) Но Шваллер де Любич утверждает и поддерживает свою идею многими прямыми и косвенными доказательствами, что в целом храмы не разрушались, а скорее тщательно и преднамеренно демонтировались, когда их предопределенное символическое значение завершилось. Затем новый храм был построен и освящен в честь того, кто из изменяющихся циклов времени выдвинулся на первый план. Эти храмы не были рассчитаны на вечное существование (когда условия требовали строительства для вечности, египтяне были вполне способны на это), но были призваны чтобы просуществовать только до тех пор, пока этого требовал определенный цикл или звездная конфигурация. Другими словами, именно Астрономия Египта, интерпретируемая в силу ее астрологического значения, направляла весь ход его искусства и архитектуры. 

На практическом уровне это означает, что мудрецы Египта сознательно и со знанием дела организовали фон или атмосферу целой цивилизации в гармонии с ходом Вселенной. В принципе должно быть возможно восстановить некоторые из этих астрологических знаний.через изучение памятников, их дат, соответствий, освящений, символизма, пропорций и так далее. Ибо вполне возможно, что именно это лежит в основе интригующего, но безнадежно неполноценного объема знаний, с которым астрологи работают сегодня. 

1(Dr. Charles  Muses) in The Lion Path: You can take it with you, published in 1985..ю

2R. A. Schwaller de Lubicz  Le Roi de la Theocratie Pharaonique Flammarion, 1961, p. 142 

3Marcel Griaule and G. Dieterlen  African Worlds, ed. Daryll Forde  Oxford, 1954, pp. 83­110 

4R. Temple  The Sirius Mystery Sidgwick & Jackson, 1976, p. 29 

5Там же, p. 258

6 Там же p. 21

7 Там же, pp. 24­27, 44

8R. A. Schwaller de Lubicz  Le Roi de la Theocratic Pharaonique Flammarion, 1961, p. 38 

9Rodney Collin  The Theory of Celestial Influence Stuart, 1954, pp. 14­15

10Paul Barguet  Le Temple d'Amon — Re a Karnak Le Caire, 1962, p. 2 ff 

11G. Santillana and H. Dechend  Hamlet's Mill

 

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

мифология, гностицизм

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"