07.04.2013
0

Поделиться

Картина I-5 Добыча Золота

Джозеф Хендерсон и Диана Шервуд

Трансформация Психэ

(Алхимический символизм Splendor Solis)

Картина I-5

Добыча Золота

Эта картина изображает двух невысоких людей, облаченных в плащи с капюшоном (гномов или кабири), высекающих что то из скалы. Человек слева одет в темный костюм, но обут в золотые башмаки.А тот, что справа, облачен в золотое одеяние, но обувь его черная.

Сразу над основанием круглой рамы, на центральном плане находится отраженная в воде, бронзовая восходящая луна с человеческим лицом, создавая иллюзию луны-лодки. Солнце сияет через просвет штормовых облаков, в то время, как на удалении видны темные потоки дождя, проливающиеся на землю. Вдоль хребта, слева струится дорога. Внутри самой сцены деревья и растения имеют золотую подсветку. Справа можно увидеть молодые деревья, растущие из толстых пней.

Золотая , искусно выполненная рама и ее основание контрастируют с незатейливым деревенским пейзажем. По обеим сторонам рамы на основании золотых колонн, сидят обнаженные женщины. Те, что слева, имеют руки спиралевидной формы, а те, что справа обладают спиралевидными ногами . Камеи с лицом мужчины и женщины смотрят друг на друга с колонн по бокам, чуть выше пьедестал.В треугольнике между этими колоннами и рамой обнаженные дети сидят на огнедышащих драконах. Снаружи колонн расположены фигуры наполовину женщин, наполовину чудовищ. Динамические, свободно стоящие фигуры видны над самой рамой. В центре рамы сверху расположена детская голова с крыльями по обеим сторонам. Бескрылые драконы со спиралевидными хвостами и высунутыми языками в форме виноградной лозы , смотрят наружу, вплетаясь в фигуры детей, мальчика и девочки. Слева расположен мальчик, он держит фрукт, на котором сидит красно черная птица. Девочка справа протягивает цветок другой птице.

Основание рамы отображает важную библейскую сцену из истории о Короле Артаксерксе и Королеве Эсфирь, представляющую собой новый тип отношений между двумя противоположностями. Прямо под словом ‘Эсфирь’ пьедестал открывает вид на внутреннее помещение дворца Короля Артаксеркса, который сидит на троне, протягивая свой скипетр Королеве Эсфирь. Этот жест говорит о том, что мужественность, которая правила, теперь хочет разделить свою власть с женственностью. И хоть женственность контрастирует с властью мужественности, она также становится ее частью.

В соотвествстии с историей, Король Артаксеркс, который правил ста двадцати семью местностями от Индии до Эфиопии, отказался от Вашти, его Королевы, после того, как она отказалась предстать перед ним в королевской короне для того, чтобы показать народам и принцам свою красоту.’77 Он объявил на все свое королевство о том, что все женщины должны чтить своих мужей, ’78 сделав это законом в Персии и Медее

Затем король Артаксеркс женился на красивой еврейской деве Эсфирь, сделав ее своей Королевой.

Позже, она, рискуя своей жизнью, обратилась к Королю с просьбой отменить приказ (отданный его главным советником Хаманом), приговаривающий к смерти всех евреев его королевства. В ответ на эту просьбу Король Артаксеркс вручил ей свой скиптер, символ его власти и авторитета.

Приняв на себя правление, она не только увеличила свое собственную роль, но и сделала своего приемного отца и защитника, мудрого Мордекая самым влиятельным человеком при дворе, что пошло на пользу всему еврейскому населению королевства. Эти события легли в основу древнего еврейского фестиваля Пурим, который до сих пор празднуется каждую весну.

Освобождение евреев от преследования может служить метафорой признания реальной ценности кого то или чего-то, что было ранее обесценено. Или даже хуже, что было превращено в козла отпущения.

Идею Пурима стоило бы донести более широко и в наши дни, как исторический прецедент желания партнерства мужчины и женщины в преодолении угроз их отношениям. .

Аналитическая интерпретация центрального образа ясна из самой картины.

Копание, которое требует усилий от сознания, есть аналог начала аналитического процесса «работы» ’Копание также символизирует то, что мы подразумеваем под термином «Глубинная психология». Чтобы пройти вглубь, нам приходится копать.

Пациент с помощью психотерапевта должен методично доставать материал из бессознательного.

Это копание, в какой-то степени есть то, что Юнг называл редуктивной фазой анализа, добыча первопричины, сделавшей жизнь пациента неправильной, и направившей ее по невротическому пути. А так же обнаружение инстинктивного желания переосмыслить их заново с помощью более зрелого эго.

Во время этой стадии, материал из бессознательного, как ценная руда, добывается с помощью усилий эго, и оценивается с позиции уважения и интереса. Это разнится с тем отношением к бессознательному, выраженным на первой картине (I-1), где эго, выраженное с помощью герба, защищает бессознательное от осознанности.

Золото или сокровище этой регрессивной стадии может быть обнаружено скорее в тонкостях поведения, чем в словах. Аналитическая работа требует терпения и выдержки, а также внимания к деталям и нюансам невербального общения, включая отношения пациента с деньгами, временем, тона его голоса, способности к зрительному контакте, позы, телесные ощущения, и так далее.

В этой связи аналитик должен очень серьезно отнестись к самому процессу сбора сведений. И затем, когда данных становится достаточно, в деликатной манере комментировать его. Эта деятельность напоминает работу археолога, который крохотной кисточкой очищает древние артефакты и кости.

Образ копания говорит еще и о возможности найти закопанное сокровище, более глубокое значение или большую ценность бессознательного.

Картина I-5

Это не просто отматывание времени назад ради того, чтобы заявить о том, что если бы у человека была лучшая мать или отец, его жизнь была бы иной. У аналитической работы более глубокая цель — поставить регрессию на службу Самости, а не просто разрешить ей обслуживать эго. В этом смысле серьезная регрессия, которую вычленяет аналитическая работа, хоть и болезненна, но может принести награду в виде избавления от невроза.

Если вообразить сцену с Королевой Эсфирь и Королем Артаксерксом как воплощение активности бессознательного, то ее цвет и три измерения будут говорить о том, что бессознательное ощущается теперь как очень активное и реальное, возможно как результат заряженной встречи между королем и королевой на предыдущей картине. (Картина I-4).

Мы можем также думать о сцене, обозначенной словом «Эсфирь», как о представлении об отношении, которое должно быть принято эго по отношению к тому, что будет найдено копающими мужчинами.

Юнг указывал, что

мы сталкиваемся с внутренней конфронтацией на каждой новой стадии дифференциации осознанности… с целью найти новое приемлемое объяснение этой стадии , для того, чтобы связать прошлую жизнь, все еще живущую в нас, с жизнью в настоящем, которая может ускользнуть. Если это связь не реализуется, возникнет подобие бескорневой осознанности.. с потерей прошлого, которое теперь стало «неважным», обесцененным и не годным к переоценке. Спаситель тоже потерян, потому что спаситель или также становится незначительной вещью или происходит из этого [ символизируемого, как архетипическое потерянное дитя, puer aeternus, или ребенок-бог].…В фольклоре детский мотив возникает в облике гнома или эльфа, как персонификация скрытых сил природы. К этой же сфере принадлежит маленький металлический человек поздней античности… который, вплоть до Средних Веков, с одной стороны жил в шахтах, а с другой стороны представлял собой алхимические металлы. …79

Искусно выполненная золотая рама картины, с ее драконами, детьми, женщинами и териоморфными фигурами, намекает снова и снова на ценность инстинкта, детской игривости и женственности. Птицы наверху рамы, возможно, символизируют дух, сошедший на обнаженных детей, предлагающих им фрукт и цветок. .

Луна-лодка, плывущая по воде на переднем плане, кажется, наблюдает за работой гномов.

Она означает определенное увлечение алхимическим процессом, и также напоминает нам о том, что осознанность это — естественное состояние.

Луна на этой картине — в чистом виде восприимчивая женственность, наблюдающая сверху и снизу за работой гномов, но не вмешивающаяся в процесс.

Юнг делает следующее наблюдение:

Кажется, будто сама природа стремится подтолкнуть сознание человека к большему расширению и ясности, и для этой цели использует его жажду металлов, особенно драгоценных, и заставляет его искать их и исследовать их свойства.

И увлеченный процессом, он обнаруживает затем, что в руднике находятся не только золотоносные жилы, но и кобольды (гномы, охраняющие подземные пространства), и маленькие металлические человечки, и что в свинце может быть сокрыт как смертоносный демон, так и голубь Святого Духа 70

Образы копания часто появляются в процессе активного воображения81, но они редки во снах .

Возможно это потому, что копание символизирует осознанное включение эго, необходимое для того, чтобы вытащить бессознательное на поверхность.

В процессе моего собственного анализа с Юнгом, я (автор этой книги) представил себе что я в буквальном смысле купил кирку, и лопату, и лестницу для того чтобы поднять меня из пещеры, где я намеревался производить раскопки. Я никогда не доходил до конца в развитии этого образа, но он принес мне пользу. Он сделал ценность бессознательного более реальной.

Пример копания как метафоры может быть найден в процессе лечения женщины 50 лет, которая пришла на терапию в состоянии глубокой депрессии. Процесс ее терапии шел или крайне оптимистично, или крайне пессимистично.

Она фокусировалась на желаниях других и находила очень трудным обращать внимание на свою собственную жизнь за исключением случаев, когда ее наполняли какие -то экстремальные или драматические события. Это как если бы у нее был повышенный порог внимания (в части защиты от отверженности), который позволил ей устанавливать свое оптимистическое или пессимистическое состояние несмотря на наличие доказательств того, что ее ситуация не была настолько черной или белой, насколько ей это виделось.

И когда бы она ни силилась увидеть другую сторону любой ситуации, ее эмоциональное состояние и отношение изменялось. Ее жизнью руководила идеализация ей своего отца, и она жила в страхе его неодобрения. Он никогда не умел выразить самые обычные чувства. А когда он все же выражал эмоции, это носило настолько критический и унизительный характер, что она чувствовала себя недостойной его любви и одобрения.

После того как она и ее аналитик провели значительное время исследуя ее проблемы с принятием амбивалентности, особенно в переносе, она вспомнила, как помогала своему отцу, когда он с помощью кирки и лопаты разравнивал скалистый холм рядом с их домом.

Она провела много тихих и счастливых часов, помогая ему уносить мелкие камни и играя в пыли, пока он работал. Она очень ценила эти моменты, потому что это было единственное время в ее детстве, когда она чувствовала себя по-настоящему спокойно и безопасно в его присутствии.

Идея аналитика была в том, чтобы она вызывала в памяти это воспоминание всякий раз, когда становилась беспокойной,и это помогало ей успокаиваться. Понизив уровень своего беспокойства она смогла выдерживать большую широту чувство и начала по достоинству ценить свою способность к созерцанию

Копание стало живой метафорой для нее, и она говорила о копании поднимая на поверхность чувства, погребенные в недрах ее тела, которые она ощущала как камни в горле, груди, солнечном сплетении и желудке. Это копание стало восприниматься ей как дополнительная связь с отцом, потому что она была способна использовать решительность и рабочую этику, которой она научилась у него для того, чтобы поддержать терапевтический процесс.

В этом случае она смогла и идентифицироваться с позитивными аспектами его личности, и перенести модель его усердия на вариант работы под названием психологическое раскапывание, на которую он, очевидно, не был способен..

Пациентка научилась распознавать свои собственные чувства до того, как они захватывали ее, и останавливать колебания между вершинами эмоций. В переносе она развила большую способность констатировать свои собственные взгляды без оглядки на отношение терапевта, она смогла по достоинству оценить то, что ее достижения были результатом ее собственного кропотливого труда.

И хотя мы редко видим образы копания во снах, мы часто там видим образы пещер.Это часто означает обнаружение скрытой таинственной формы существования, которая выходит на поверхность после интенсивной личной проработки. Это как таинственное открытие трасперсональной психики.

Например, была женщина на анализе, подвергавшаяся глубокой критике со стороны своей матери. И она в свою очередь была критична к ее собственным детям.После долгого периода раскопок ее самонаправленных требований к достижениям и совершенству, она увидела сон, в котором она находилась в таинственной подземной пещере, где мелкие пятна света сияли как звезды. Она почувствовала новый мир в этом месте, и свободу от постоянного беспокойства по поводу ее собственных ограничений. И хоть она еще не осознала этот способ существования в ее обычной жизни, она получила ощущение возможности и реализации, которое имело более глубокое значение в жизни, чем мировые достижения.

Перевод Елизавета Котаева.