Перевод

Глава 12. Раскрытие невидимого мира

Cовременная женщина в поисках Души

Джун Сингер

Современная женщина в поисках души

Глава 12

Раскрытие невидимого мира

Увидеть мир в одной песчинке

И Космос весь — в лесной травинке!

Вместить в ладони бесконечность

И в миге мимолетном вечность!

Блейк, "Прорицания невинности" (пер. С. Я. Маршака)

 

В процессе развития людей, изменяется и общий уровень сознания в культуре, в которой они живут. Индивидуальное развитие влечет за собой расширение сознания человека посредством включения материала из окружающей среды, личного и коллективного бессознательного. Эволюция культур является результатом усложнения коллективного сознания. Это происходит в ответ на вклад отдельных лиц, которые по мере своего развития отражают собственные взгляды на общество, в котором живут.

На ранних этапах жизни индивида или формирования культуры людей больше всего волнует, как удовлетворить элементарные потребности в выживании. Когда они узнают, как это сделать, и при этом у них остается время, они могут развить свои умственные способности и изменить свое окружение или приспособиться к нему. Происходят изменения в культуре, отражающие растущие интеллектуальные способности ее членов. И потребности в выживании, и усложнение культур имеют своей целью управление и манипулирование видимым миром. Это то, что занимало так называемых «цивилизованных» людей на протяжении нескольких последних тысячелетий. По мере развития технологий, эти цели достигаются все быстрее и эффективнее, но в принципе они не претерпевают существенных изменений.

Как преодолеть тревогу о личном выживании?

Это требует прорыва на другой уровень сознания, позволяющий увидеть видимый мир с совершенно другой точки зрения. Для этого необходимо перейти к точке, находящейся вне системы. Как будто мы привыкли видеть мир с какой-то точки нашей планеты или карты того или иного конкретного места. Мы привыкли наблюдать за ситуациями, в которые непосредственно вовлечены, или о которых узнаем от переживающих их людей, с помощью различных средств коммуникации. Но теперь, в последней четверти столетия, можно увидеть видимый мир извне системы, как астронавт видит его с поверхности Луны или из космоса. Мы находимся на стадии

продвижения на тот другой уровень сознания, который параллелен существующему сегодня в нашей культуре. Как и некоторые из новых ученых, мы уже много раз наблюдали этот уровень и были так же поражены им. Но всегда повседневные проблемы имеют тенденцию накапливаться, ограничивая наши исследования. Теперь кажется, что это уже неправда. Многие люди в современном мире переживают смену приоритетов. Многие люди стремятся и готовы к дальнейшему изучению не нанесенных на карту территорий, которые впервые заявили о своём существовании благодаря знанию сердца.

Как можно получить доступ к невидимому миру?

Этот вопрос был предметом для размышлений всегда, но сегодня он занимает людей все больше и больше. Являются ли молитва и добрые дела необходимым условием постепенного перехода в более одухотворённое состояние? Или возможность достичь высокого состояние сознания – это то, что дано нам по божественной милости, по случайному стечению обстоятельств, или благодаря вере в спасительную силу Искупителя? Это обсуждалось довольно много и долго, и, на мой взгляд, эта дискуссия столь бесполезна, как и давний спор о том, что имеет большую власть, природа или воспитание. Невозможно точно установить, что является источником духовного роста или гнозиса. На самом деле, насколько это действительно важно? Сегодня общепризнанно, что то, чего человек или даже растение достигают в этом мире, в некоторой степени зависит от первоначальной данности, то есть от генетической предопределённости. Неорганические науки пришли к выводу, что происходящие события пребывают под сильным влиянием «начальных условий» или того, что было изначально. Тем не менее, отправная точка определяет результат не полностью, будь то в животном, растительном или минеральном царстве. Система тела/разума/души, которая с рождения наделяет человеческий организм различными возможностями, пребывает под мощным влиянием сил, действующих на него извне. Тем не менее, даже сегодня, рассматривая различные психологические перспективы или мировоззрения, мы обнаруживаем оставшиеся следы былых дебатов.

Появление невидимого мира

Кен Уилбер, систематизируя свой трансперсональный взгляд на человеческое развитие в книге «Проект Атман» (1980), определяет ряд иерархических этапов и подэтапов сознания. Он говорит, что все эти уровни развития

«заключены в организме с самого его начала»16. Мы начинаем жизнь на низшем уровне доперсонльной стадии, который Уилбер называет плероматической самостью. Здесь субъективный и объективный миры новорожденного полностью слиты, нет ощущения себя и других. Уилбер берет слово «плероматический» из старых алхимических и гностических писаний и интерпретирует его в качестве условия, в котором «самость и материальный космос [курсив Уилбера] не дифференцированы». (с. 19, здесь и далее цитаты Уилбера приведены по русскому изданию Проект Атман/К. Уилбер; пер. с англ. Под ред. А. Киселева. – М: ООО «Издательство АСТ» и др., 2004. – 314 с.) Он делает важный вывод о том, что отсутствие дифференциации на плероматической стадии характерно для времени, когда индивид пребывает в примитивном состоянии, глубоко погруженный в архаическую стадию эволюции и сосредоточенный на физическом теле и инстинктах, особенно тех, которые направлены на поиск пищи и выживание17. Проходя через последовательные стадии, человек раскрывает сознание, переходит от чувств, связанных в основном с потребностями физического тела и их удовлетворением в материальном мире к персональной или ментально-эгоической стадии, где доминирует Эго и его функции в интеллектуальной (Логос) и социальной (Эрос) сферах, и к трансперсональным стадиям, на которых в сознании доминируют духовные ценности. На высшем уровне развития в предложенной Уилбером системе, «конечной» стадией, к которой, как известно, мало кто когда-либо приближается, является полное слияние с «единственным Богом в абсолютной Тайне и радикальной Непознаваемости». Эта конечная стадия близка тому, что гностики называли плеромой. По словам Уилбера, в этом движении через серию психодуховных трансформаций есть что-то безжалостное. Это все, по крайней мере, потенциально, есть в каждом человеке, и восхождение на более высокие стадии каким-то образом предопределено развитием.

Уилбер пишет:

«Это развёртывание или последовательное проявление всё более высоких форм в глазах психолога выглядит как возникновение высшего «из» низшего – многие так и пытаются его определить: «эго» якобы происходит из Ид, ум – из условных телесных рефлексов, душа – из инстинктов, человек – от амёбы. На самом же деле, высшее происходит вслед за низшим и выделяет себя из него, но не происходит из низшего. Сейчас всем известно, что на каждой стадии развития или эволюции возникают элементы, которые невозможно объяснить исключительно в терминах предшествовавших стадий… Высшие формы могут возникать потому, и только потому, что они были поначалу свёрнуты как потенциальные возможности в низших формах, и в ходе эволюции просто выкристаллизовываются и дифференцируются из них». (с. 154)

Действительно «просто»! Я не нашла ничего простого или неумолимого в процессе осознания. Это тяжелая работа. Она занимает много времени, и не у всех хватит решимости для неё. Только тот, кто достаточно внимателен, чтобы услышать когда его зовут, кто прислушивается к тому, что от него хотят, и кто готов посвятить себя следованию своему тайному внутреннему знанию, сможет перешагнуть через невежество и прийти к осознанию более величественных, окутанных тайной истин.

Избранность для невидимого мира

Положение Уилбера можно сравнить с гностическим взглядом на структуру сознания. Гностическая антропология говорит о делении людей на классы, а не на стадии. Этапы подразумевают движение от низшего к высшему или от более простого к более сложному. Классы – это условия существования; у них есть согласованность и идентичность. Вы относитесь к тому или иному классу потому, что это природа вашей сущности. Гностики первого и второго веков рассуждали о трех классах людей. Первый был назван гиликами; само слово происходит от греческого «hyle», что означает материальное, плотское или земное. Второй назывался психиками и относился к душе или разуму – двум понятиям, которые тогда ещё не были дифференцированы, но вместе относились к мышлению и чувствам (Логос и Эрос) этого мира. Третьим типом или классом были пневматики, pneuma – греческое слово, означающее воздух, ветер или дух. Ветер является синонимом духа, как в «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Люди этого типа знают не только о временном, но и о вечном аспекте своей личности, и о взаимосвязи временного и вечного в себе. Вот как описываются эти три типа в гностическом тексте «О происхождении мира» (Robinson, 1988): «Существует три человека и их роды до скончания мира; пневматик Эона, психик и земной». (p. 186, пер. по http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/world.shtml).

И мой старый добрый Уильям Блейк, который всю жизнь вёл борьбу против тирании Разума, также пишет в поэме «Мильтон» о том, что он называет тремя классами смертных людей:

«Так Три Класса Смертных обрели своё установленное предназначение.

И с тех пор, как народы населили всю Землю,

и, с тех пор, как

Сеть Жизни была соткана и созданы хрупкие жилы природы

И упорядочены Три Класса Людей …

Первый, Избранный до основания Мира!

Второй, Искуплённый; Третий, Отверженный и созданный

Для разрушения с самого рождения ...»

(1957, стр. 486)

Вопрос, который ставит такое заявление, заключается в том, суждено ли нам по самой своей природе оставаться в условиях «класса», в которых мы родились, или же мы, как отдельные люди, способны преодолеть препятствия, которые нас удерживают, и перейти в более высокие состояния. Некоторые из новых теоретиков эволюции имеют весьма воодушевляющие факты, говорящие о такой возможности.

Эволюционируя в направлении невидимого мира

Взгляд на невидимый мир Эриха Янча, представителя теории систем, философа и междисциплинарного ученого в сфере эволюции человека и культуры, далек от концепции Уилбера о развертывании/развитии, и ближе к гностическому взгляду относительно трёх различных способов восприятия, характеризующих подходы разных классов людей. В книге «Дизайн для эволюции» (1975) он пишет:

«Человеческая жизнь – это движение. Это движение не само по себе, а внутри движущегося мира, внутри движения более высокого порядка. С одной стороны, эти движения высшего порядка составляют жизнь человеческих систем – отношений, организаций, сообществ, учреждений, наций и культур всего человеческого мира. Человеческие системы не менее чем отдельные люди наделены собственной жизнью, которая характеризуется и усиливается человеческими качествами и способностями. В нашем западном мире об этом почти забыли, из-за организмических и механистических аналогий при интерпретации человеческих систем. Но, с другой стороны, человеческая жизнь также включена в движение природы более высокого порядка, всепроникающего потока жизни и эволюции, которые порождают и наполняют энергией жизни людей и, через них, жизни человеческих систем. Мы забыли об этом до такой степени, что, чтобы помнить и постигать нашу собственную природу, ищем в мифах старой вымершей культуры и глубинах бессознательного лишь далёкое размытое отражение, неуловимое воспоминание о ранних фазах психосоциальной эволюции человечества». (С. 5)

Янч предлагает троичную структуру сознания, которая является еще одной вариацией того, что кажется архетипическим. Он называет три способа приближения к миру (или мирам) «способами исследования». Три способа исследования обозначены как рациональный, мифологический и эволюционный.

Рациональный способ – это в основном механистический подход. Связанный с ньютоновской парадигмой в физике, он предполагает противопоставление наблюдателя и наблюдаемого. Основной организационный принцип – логика, результаты исследования выражаются в структурном или количественном выражении, а динамические аспекты рассматриваются как изменения.

С нашей точки зрения, рациональный подход – это подход развивающегося Эго, которое считает себя центром личности и главным фактором, определяющим всё мироздание. Этот подход, прежде всего, касается материального мира. Внимание к телу и внимание к разуму считаются важными, но не обязательно взаимосвязанными или взаимозависимыми. Это подход, при котором индивидов в первую очередь интересует их влияние на материальный мир (если они экстраверты) или влияние материального мира на них (если они интроверты). Этот способ исследования тесно связан с гностическим типом гиликов.

Мифологический подход, с точки зрения Янча, является в основном интеллектуальной и психологической системой. С этой точки зрения человек видит мир, построенный в основном на субъективных качествах и их взаимодействиях. «Погода может быть хорошей или плохой, небо – дружелюбным или грозным, ветер – сильным или слабым; деревья могут шептать, а леса бормотать, море бушевать или быть спокойным; пространство и время – это товары, которые можно приобрести, сохранить или потратить впустую, и т.д.» – пишет Янч. «Повседневная жизнь – это серия взаимодействий с объектами, которые, кажется, могут быть к нам как дружелюбными, так и недоброжелательными». (Стр. 87). К человеку, который придерживается этой точки зрения, мир предъявляет свои «требования». Взаимоотношения с социальной структурой, включая коммуникацию, роли и ожидания, являются основными проблемами для использующих этот режим людей.

Такой способ исследования соответствует более высокоразвитому эго-сознанию, чем то, что ограничено чисто рациональной областью. Эго, использующее мифологический подход, является социальным Эго, и больше не сосредоточено лишь на себе. Этот режим подобен ментально-эгоической стадии Уилбера. С помощью него можно увидеть, как события проистекают одно из другого и оказывают взаимное влияние, и как человек связан с событиями в более широком мире. Вместо того чтобы стремиться к изменениям, как к самоцели, люди, использующие этот режим, больше заботятся о процессе, о том, как можно трансформироваться с помощью того, что ты делаешь. Ум и душа переживают и выражают мысли и чувства в режимах Логоса и Эроса, хотя обычно это происходит не одновременно. Люди, использующие этот режим, являются приблизительным соответствием гностического класса психиков.

Эволюционный подход Янча включает в себя ценности рационального и мифологического подходов и выходит за их пределы. Этот способ связан главным образом с целью: Куда я иду? Как развиваюсь я и мой мир? Это соответствует нижним трансперсональным этапам в схеме Уилбера; но Янч, в отличие от Уилбера, не придает особого значения выходу за пределы видимого мира. Вместо этого он намекает на важность способности познавать и проживать опыт невидимого мира, в то же время, ценя и повседневную реальность.

Мне кажется, что на обложке книги Янча «Дизайн для эволюции» изображена неоднозначная фотография целостного организма, внешняя и внутренняя часть которого оттенены мягкими оттенками сепии. Это может быть абстрактное изображение раковины, цветок, отделенный от стебля и листьев, или гладкий кусок мрамора с выдолбленной расщелиной. Автор использует её, чтобы проиллюстрировать, как можно изобразить отношения субъект/объект, когда применяются разные подходы. Он пишет:

«Большинство людей, которым я показывал это изображение, чувствовали себя обязанными применить рациональный подход, вдаваясь в совершенно разные объяснения, начиная от «поверхности льда» и заканчивая «убитой уткой». Какая неуместная научность! Одна юная и чувствительная подруга ощутила испуг или даже боль при взгляде на это изображение – она увидела в открытую рану, боль от которой чувствовала в себе самой. Используя мифологический подход, она установила очень личные ассоциации с качествами форм случайной картинки. Но художник назвал свою фотографию «Восхождение к шестой чакре», которая в индуистской схеме семи чакр или уровней сознания обозначает мудрость, представленную «третьим глазом». При эволюционном подходе человеческое и природное сливаются, физический и духовный смысл становятся аспектами одного и того же общего движения. В этом настроении можно увидеть пламя, символ стремящейся к свету жизни, или, точнее, отражение божественного света, к которому мы прикасаемся, обретя мудрость. (С. 91)

В поисках пути

Мне кажется, что три класса, стадии или подходы можно понять с точки зрения их способа обретения доступа к видимым и невидимым мирам. Первая группа людей, прежде всего, использует метод познания старой парадигмы. Они могут распознавать объекты в материальном мире как дискретные, конечные и измеримые. Последствия у них относятся к некоторой предшествующей причине, которую, по крайней мере, теоретически, можно определить. Вторая группа больше связана с отношениями, основанными на отношениях «Я и другой», которые могут принимать любую форму от «Я и Ты» до «Мы и Они». Их интересуют отношения между субъектом и объектом, когда человек либо влияет на ситуацию, либо пребывает под ее влиянием. Третью группу описать гораздо сложнее, потому что ее представители живут на краю Великой Тайны. Иногда они даже могут войти в поток той жизненной энергии, которая, возможно, не понятна их интеллекту, но зато открыта «знанию сердца».

Я не считаю, что какой-либо из этих трех классов людей лучше или хуже любого другого. Все они нужны обществу, потому что каждый выполняет определенные необходимые для всего общественного организма функции, и если бы их не было, социальный порядок бы сильно пострадал. Несомненно, существует необходимость в практическом, здравомыслящем подходе, справляющимся с требованиями материального мира и эффективно функционирующим в ситуациях, которые другие люди могут счесть угрожающими или разрушительными для общества. Решатели проблем, организаторы и планировщики, поддерживают жизнь в материальном мире. И, само собой разумеется, что большинство из нас функционируют в контексте этого класса достаточно много времени. Вторая группа, с одной стороны, сфокусированная на взаимоотношениях, как личных, так и общечеловеческих, и на абстрактных или технических, с другой, обеспечивает смазку, которая облегчает вращение сложного механизма общества. Третья группа людей должна проводить большую часть своего времени, работая в том или ином из первых двух режимов, и это очень важно. То, что они знают, что существует другой способ бытия, и не только знают, но и активно ищут его, не обязательно будет очевидным для других людей, которым не достает чувствительности на этом уровне. Многие члены третьей группы несколько изолированы в своей духовной жизни, хотя они все больше и больше находят других людей, которые придерживаются подобных убеждений. Именно это особое раскрытие сознания заставляет их чувствовать себя другими, а иногда даже немного «сумасшедшими», потому, что их концепция двух миров далека от того, что большинство людей считают рациональным. Поскольку в своей аналитической практике я сталкиваюсь в основном с людьми, которые мечутся между второй и третьей группами или переходят из одной в другую, я часто замечаю, что они испытывают большое сопротивление проникновению в таинственное и непостижимое пространство и в то же время восхищаются исходящей из него нуминозностью.

Безусловно, следует задать следующий вопрос: действительно ли существуют эти три класса людей, среди которых некоторые обречены всю жизнь тяжело бороться за выживание; другие активно действовать, развивать свои умственные ресурсы, чтобы достичь личной и экономической безопасности и получить контроль над (видимым) миром, в котором они и живут; и третья группа, чей наибольший интерес заключается в том, как всё это сочетается: известное, неизвестное и непознаваемое. Я сама испытываю трудности с ответом на этот вопрос, потому, что не желаю классифицировать людей в зависимости от того, где в определённый момент сосредоточены их интересы или внимание. Я предпочитаю думать, что вид homo sapiens удачно назван благодаря потенциальной мудрости, присущей каждому человеку, которая может быть реализована в особых условиях.

Я предполагаю, что более высокие стадии эволюции не слишком далеки для каждого, кто чувствует призвание идти по опасному пути, ведущему в неизведанные области человеческого потенциала. С другой стороны, более примитивные аспекты человеческого развития, отчаянный страх не выжить, провоцирующий людей занимать оборонительную позицию, которая может быстро перейти в нападение, тоже не особенно далеки для каждого из нас. То же самое можно сказать и срединной, персональной стадии, на которой мы определяем себя как личность и нацелены на развитие Эго, которое может успешно справляться со сложностями жизни на планете в конце двадцатого века.

Я считаю, что «три класса смертных людей», как выразился Блейк, существуют, по крайней мере, потенциально, в каждом из нас. Уилбер предположил, что процесс психодуховного роста происходит шаг за шагом и этап за этапом. Единственные препятствия для перехода от одной стадии к другой находятся внутри нас самих. В этот момент на ум приходит Тони Сутич. Сутич был ведущим философом-психологом и вдохновителем оригинальной формулировки трансперсональной психологии 1960-х годов. Скованный дегенеративным заболеванием, обездвижившим все его мускулы ниже шеи, он нуждался в чужой помощи для удовлетворения своих самых элементарных потребностей. И, все же, он продолжал оставаться одаренным терапевтом, способным исцелять других, если не своё тело. Он собрал вокруг себя некоторых выдающихся в своей области мыслителей и призвал их осмыслить новую дисциплину, впоследствии ставшую известной как трансперсональная психология. Несмотря на то, что может показаться непреодолимым барьером, Сутич продемонстрировал неукротимую силу человеческого духа. Такие примеры, как он, а также физик Стивен Хокинг, демонстрируют, что возможно жить на доперсональной стадии сознания, где человек в значительной степени зависит от других, в мире, где доминирует Эго, где личные потребности имеют первостепенное значение, и одновременно пребывать в мире за пределами Эго. К чему люди прикладывают основную часть своих усилий, это индивидуальный вопрос, на который каждый сознательно или неосознанно даёт свой ответ. Однако для выхода за пределы того, что нам известно, требуются серьезные изменения в сознании. Это, как предполагает Янч, эволюционные изменения, и человечество находится в процессе развития.

Изменение восприятия, отношения и поведения

Однажды посмотрев сквозь видимый мир, мы должны совершить прыжок веры, чтобы войти в мир тайн и ощутить его. Это приводит к изменению восприятия, суть которого заключается в признании того, что знания (информация) и мудрость (гнозис или осознание духа внутри нас) существуют и что они оба реальны. Тем не менее, изменение восприятия или изменение отношения не имеют большого значения, если не приводят к изменению поведения. В нашей культуре переоценены знания, а мудрость недооценена. Мудрость возникает в основном благодаря получению доступа к невидимому миру. Этот мир называют многими именами: бессознательное, Царство Духа, небеса, ад и чистилище, Эдем, мир за пределами чувств.

Хоть это и звучит эзотерически, все, что требуется, это понять, что мир является перемещением фокуса с переднего плана сознания на его задний план. Смелость убеждений необходима, чтобы, хотя бы временно, сместить точку зрения, с восприятия себя как центра вселенной, к восприятию себя как песчинки на пляже. Полезно изучать древние традиции, поддерживающие эту точку зрения, особенно эзотерические ветви иудео-христианской культуры, к которой мы принадлежим, например созерцательные монашеские ордена, христианскую мистику, иудейскую каббалу и суфийскую традицию в исламе.

Каждый человеческий контакт изменяется в свете взгляда сквозь видимый мир. Новые способы поведения относительно просты для применения после усвоения основных базовых концепций, однако при этом они могут быть чрезвычайно мощными. Больше не нужно доминировать, побеждать в конфликтах, убеждать других в своей собственной правоте. «Нет необходимости, – сказал однажды индусский мудрец, – говорить другому, что он пьет грязную воду. Нужно только поставить стакан чистой воды рядом с его стаканом». Поведение, иллюстрирующее убежденность в унитарном мире, в котором каждое действие имеет свои далеко идущие последствия, является трансформирующим поведением. Оно влияет на всех, кого затрагивает. Хоть мы и являемся ограниченными существами, мы причастны бесконечной жизни, не имеющей ни начала, ни конца; и хотя в этой жизни мы пребываем в ограниченном пространстве, наш жизненный опыт в более широком смысле безграничен. Невидимый мир пронизывает видимый, как радиоволны или телевизионные сигналы атмосферу. Он заявляет о себе везде, где есть инструменты, настроенные для его получения.

В той степени, в которой мы можем привнести это более широкое сознание в наше восприятие, мы получаем способность менять форму обоих миров, в которых живем. Когда мы рассматриваем форму и сознание человека палеолита и сравниваем даже его скелет со скелетом современного человека, то можем увидеть, что человек каменного века был далеко не завершенным образцом человечества. Возможно, мы настолько далеки от того, кем можем когда-нибудь стать, как и древний человек от того, кем мы являемся сейчас. Но сегодня есть разница. С головокружительной быстротой мы набираем скорость и обороты в видимом мире благодаря промышленности, технологиям и доступу к информации. Что сейчас необходимо, так это соразмерное увеличение скорости и устремленности к другому миру; иначе наша слепота быстро приведёт нас к уничтожению.

женская индивидуация

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"