Перевод

Глава 3. Пифагор

Душа в античности

Эдвард Эдингер

Душа в античности

Глава 3

Пифагор

Пифагор (Pythagoras) родился на Самосе, острове недалеко от побережья Малой Азии в восточной части Средиземного моря. Он жил в 530 г. до н.э. Уже взрослым он переехал на Кротон, южное побережье итальянского сапога. Там развилось пифагорийское сообщество. Пифагор – это полу-легендарная личность – ни одной его рукописной работы не осталось. Более того, невозможно сейчас различить, какой документ был им создан лично, а какой – пифагорейским братством и школой, которая окружала и прославляла его. Согласно дошедшим до нас материалам, он обладал магическими способностями. Они указывают на то, что он был шаманом. Пифагорейские записи ясно показывают переход античной психэ от примитивных течений к эллинистическим.

Центральной концепцией пифагорейцев был arithmos, число. Они совершили открытие чисел как концептуальной парадигмы, они были захачены нуминозностью чисел и почитали их божественными. Современный разум сильно отошел от этого опыта, и мы воспринимаем числа как нечто само собой разумеющееся. Но если мы будем достаточно открыты, чтобы восстановить свой ранний детский опыт, возможно, мы сможем вспомнить похожее чувство восхищения от узнавания чисел. Например, одна женщина вспомнила, что когда она была девочкой, она открыла для себя периодическую таблицу элементов Менделеева и пережила религиозный опыт. Периодическая таблица – это просто цифровое упорядочивание элементов, которые расставлены согласно числовому порядку. Пифагорейцы испытывали похожий опыт, когда они осознали, что числа существуют как отдельные сущности, которыми можно управлять. Для пифагорейцев число – это arche, первичная сущность во вселенной.

Числа также являются субъектом особого интереса глубинного психолога, кто регулярно сталкивается со снами с числами, которые часто бывают неясны и труднопонимаемы. Утверждения Юнга о числах – это некоторого рода свежий взгляд на открытие пифагорейцев:

Есть что-то странное, кто-то может сказать мистическое, в числах. Они никогда не теряли своей нуминозной ауры... Последовательность натуральных чисел оказывается неожиданно не просто перечислением идентичных частей; это содержит в себе всю математику и все, что будет открыто в этой области. Число, таким образом, в каком-то смысле непредсказуемая сущность...

Число помогает больше, чем что бы то ни было, привнести порядок в хаос явлений. Это предопределенный инструмент для создания порядка или для постижения уже существующего, но пока неизвестного, устройства или «упорядоченности». Это может быть наиболее примитивным элементом порядка в человеческом разуме... Следовательно, это не настолько дерзкое утверждение, что мы психологически определяем число как архетип порядка, который стал осознаваем...

Считается, что числа были изобретены или выдуманы человеком, и поэтому они – не более, чем концепция количества, не содержащие ничего кроме того, что в них вложено человеческим интеллектом. Но с равной долей вероятности можно предположить, что числа были найдены или открыты. В этом случае они – не просто концепции, но что-то большее – автономные сущности, которые содержат в себе нечто большее, чем просто количество. И в отличие от концепций, они основаны не только на состоянии психики, но на качестве самостоятельного бытия, на самодостаточности, которую невозможно выразить интеллектуально. (24)

И если мы рассматриваем числа как открытые, а не изобретенные в качестве инструмента для счета, то за счет своей мифологической природы они принадлежат к царству богоподобных человеческих и животных фигур и так же, как и они, архетипичны...

Роль, которую числа играют в мифологии и бессознательном, дает пищу для размышления. Они являются аспектом и физической реальности, и физического воображения. Они не только считают и меряют, и они не только количественные; они также дают качественную констатацию, и поэтому они занимают загадочное место между мифом и реальностью, частично открытые и частично изобретенные...

Эти подсказки имеют своей целью отметить для читателя, что противостояние между миром людей и высшим миром не абсолютное; они несоизмеримы, и переход между ними не отсутствует полностью. Между ними стоит великий посредник, Число, которое реально в обоих мирах как архетип по своей сути. (25)

Эти ремарки очень полезны, когда мы сталкиваемся со снами с числами. Почти всегда такие сны имеют архетипическую природу, указывающей на то, о чем Юнг говорил как о высшем мире, отличающемся и находящемся за пределами мира людей. Это указывает на мир транс-эго Self, который контрастирует с личным, человеческим миром эго-сознания. (26). Юнг говорит о первых десяти числах как о представляющих “абстрактную космогонию, полученную из монады» (27). Первые десять чисел – основные, и в десятичной системе эти первые десять повторяются на все более высоких уровнях. Это, в основном, девять чисел плюс ноль. Как говорил Юнг, эта последовательность символизирует всю космогонию.

Фундаментальная концепция пифагорейцев о числе заключалась в том, что они называли tetractys, треугольная фигура из первых четырех чисел, составленная из точек, как показано внизу на рисунке. Эти четыре числа складываются в десять.

Walter Burkert, в его книге о пифагорейцах, пишет о tetractys:

Tetractys, тетрада, составленная из неравных частей, - таинственная формула, понятная только посвященным... (Это было сказано в ответ на вопрос: Что такое Дельфийский Оракул? Ответ:) «Tetractys, как он есть, гармония, в которой поют Сирены»... Сирены производят музыку сфер, вся вселенная – это гармония и число, arithmos....Tetractys содержит в себе тайну мира; и именно так мы можем понять связь с Дельфами, троном высшей и тайной мудрости. (28)

Каким-то образом тайна мира должна быть найдена в числе, особенно представленного в виде tetractys. Древние греки не располагали арабскими цифрами, поэтому они использовали буквы греческого алфавита в качестве чисел, или более конкретно использовали визуальные объекты, такие как фигуры из камушков, чтобы выразить числа (29). Tetractys дает нам возможность размышлять о первых четырех числах с помощью визуального или геометрического воплощения.

Вершина этого треугольника представляет одну точку; геометрически она представляет точку в пространстве (позиуцию) без направления. Две представляют линию, так как чтобы провести линию, нужны две точки; линия представляет позицию плюс направленная величина, длина - одномерный объект. Три точки определяют плоскость; плоскость представлена позицией, длиной и шириной, двухмерный объект. Добавление четвертой точки к плоскости дает трехмерный объект, геометрическое тело; тело представлено позицией, величиной, шириной и глубиной.

С точки зрения психологии эти формулировки подходят не только для внешнего мира, но также являются проекциями чистой психологии. Они представляют последовательность стадий психологического развития в детстве. Сначала есть одна точка. Юнг продемонстрировал в Mysterium Coniunctionis, как точка является основным символом Self (30). Не имеющий размера, это трансцедентальный объект. Это путь, каким идет зарождение психэ, из «искры». Появление второй точки относится к зарождению желания, которое включает в себя феномен движения. Это желание движется направленно. Возможно, первый пример движения желания – это движение глаз младенца. Глаза останавливаются на объекте, представлющем интерес, и это направленное движение. Добавление третьей точки, составляющей плоскость, относится к образованию ментальных образов, которые по-прежнему имеют двухмерную природу, пока у них нет конкретного приложения. И, наконец, с появлением четвертой точки, которая образует трехмерный объект, все предыдущие факторы сливаются в зарождающееся эго, объединяющее центр, движения желания и воображение в четвертую способность: умение взаимодействовать с окружающим миром. Осознанное взаимодействие с миром указывает на зарождающееся эго-сознание.

Анализ, конечно, работает в обратном направлении. В процессе анализа человек начинает с четвертого объекта, эго, и двигается назад. Сначала пациент сталкивается с личным, конкретным, частным существованием в его четверичной структуре. Как только мы начинаем использовать бессознательный материал, включая ассоциации, мы концентрируемся больше на воображении, отделенном от его конкретных проявлений. По мере развития процесса противоположности становятся явными до тех пор, пока конфликт между ними не станет основным феноменом. Наконец, с Божьей помощью, это противостояние уступает место примирению, в котором проявляется источник, монада, the Self, одна точка. Эта формулировка полностью подтверждает нуминозное качество того, что пифагорейцы вкладывали в tetractys. Это также соответствует Аксиоме Марии из алхимии: «Одно становится двумя, а два — тремя, и из третьего является одно как четвертое» (31).

Три стадии coniunctio могут быть также соотнесены со стадиями tetractys, где три стадии выглядят, как три перехода в четырех фазах tetractys. Три стадии coniunctio следующие: 1) unio mentalis – союз души и духа и их отделение от тела; 2) unio mentalis объединяется с телом; 3) второй союз духа, души и тела соединяется в один с миром, что порождает unus mundus. (32)

Пифагор известен прежде всего благодаря теореме Пифагора, изучаемой в каждой школе на уроках геометрии. Эта теорема также может быть рассмотрена с точки зрения психологии. Пифагору приписывается открытие того, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Хотя обычно эту теорему выражают в виде a2 + b2 = c2, пифагорейцы думали об этом достаточно конкретно – как о квадратах, продолжающих эти три стороны, как это показано на фигуре на следующей странице.

Это открытие рассматривалось как обнаружение божественного. Говорили, что Пифагор принес в жертву тельца в благодарность за такое откровение. Теорема Пифагора – часть открытия иррациональных чисел, обнаруженных во время изучения диагонали квадрата, версии теоремы Пифагора.

Фигура на следующей странице также показывает пример квадрата со стороной, которая равна 1 (единице). Применяя теорему Пифагора, диагональ квадрата будет квадратным корнем 2 (двойки), результат, который был назван logos arithmos, иррациональным числом. Это число, которое не имеет границ: 1,4142136...., и так без конца. Это было очень тревожным фактом для древних. Можно провести параллель с бесповоротным опытом столкновения с бессознательным, потрясающим сознание, так как он не согласовывается с рациональными конструктами. Теорема Пифагора, однако, интересным путем приходит к соглашению: у проблемы нет решения до тех пор, пока проблема не возведена на более высокий экспоненциальный уровень – квадратичный. Тогда причинность восстановлена.

Это выглядит похоже и в психологических терминах: если проблема на конкретном уровне человеческого существования непримирима с обычным путем для понимания, тогда с помощью материала бессознательного, таким как сны и фантазии, - поднимая проблему на символический уровень – дилемма может быть разрешена. Это решение похоже на теорему Пифагора, которая имеет дело с квадратами, составленными из линий, а не просто с линиями. Потерянный logos восстановлен на более высоком уровне абстракции.

Теорема Пифагора

1. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

2. A2+ A2 = B2. Если A=1, тогда B=?2 или 1,4142136...., иррациональное число

Другая концепция Пифагора – enantia, относится к противоположностям. Согласно Аристотелю, пифагорейцы были первыми, кто разграничил противоположности путем создания таблицы их десяти пар. Как и числа, противоположности несут в себе нуминозность. Вот эти противоположности:

предел (peras) беспредельность (apeiron)

нечет (peritton) чет (artion)

один (hen) много (plethos)

право (dexion) лево (aristeron)

мужчина (arren) женщина (thelu)

неподвижный (eremoun) движущийся (kinoumenon)

прямой (euthu) кривой (kampulon)

свет (phos) тьма (skotos)

хорошо (agathon) плохо (kakon)

квадрат (tetragonos) прямоугольник (heteromekes)

С появлением противоположностей мир раскололся пополам, и место разлома стало местом роста эго человека. Конкретный образ этого разделения противоположностей в египетской космологии представляли Геб и Нут, вначале в состоянии вечного соединения, затем разделяемые их собственным сыном до того момента, пока не появился пузырь между небом и землей. Психологически говоря, человеческое сознание может существовать, когда противоположности сознательно разделены и осознаются как отдельные живые сущности (33).

Пифагорейцы также развивали идею palingenesia, реинкарнации. Предполагается, что Пифагор сам помнил много своих воплощений. Эта идея приходит подчас в процесс анализа. Возможно, сон намекает на то, что у сновидца были прошлые жизни.

Вот поразительный пример этого феномена, который был недавно опубликован (34). Женщина, через сны и представления пробуждающегося сознания, вспомнила свою жизнь в тринадцатом веке во Франции в качестве катара, еретика. Она вспомнила определенные события и людей из прошлого. Этот символический опыт следует воспринять серьезно, но не простодушно. Скорее всего, это был опыт коллективного бессознательного. Когда опыт проживания особенно интенсивный, он оставляет вклад в коллективном бессознательном, который может быть вскрыт более поздними психэ. Если кто-то проживает жизнь в определенном архетипе, он может бессознательно идентифицироваться с теми, кто жил в том же архетипе. Хотя мы не знаем всей истории, эта пациентка, как нам было сказано, была отлучена от церкви, и этим фактом, возможно, была поставлена в аналогичные психологические условия, как и еретик тринадцатого века. Это могло привести к бессознательной идентификации с катаром, что переживалось в символическом воображении как опыт реинкарнации.

Пифагорейская идея о реинкарнации – это результат влияния орфизма. Орфики думали, что жизнь на земле является искуплением за преступления и нечестия предыдущих жизней. Они посвящали себя идее katharsis, «очищения» своих душ. Они были вегетарианцами и крайне аскетичными, и заботились о том, чтобы вырваться из круга перерождений. Ту же идею можно видеть у Эмпедокла. Платон так же подвергался влиянию орфизма, но немного по-другому. «Федон» - это тоже образец орфизма, Платон говорит о философском очищении от удовольствий и страхов:

Правда в том, что очищение от всего этого, самоограничение, справедливость, мужество и мудрость сами по себе и есть очищение. И я воображаю, что эти люди, кто создал мистерии (орфические мистерии) не были непросвещенными, а в реальности имели скрытый смысл, когда давно говорили, что тот, кто не посвящен и не освящен, при переходе в другой мир увязнет в грязи, но тот, кто придет туда посвященным и очищенным, будет пребывать с богами. Как они говорили в мистериях, «носителей тирса много, а мистиков мало», и эти мистики, я думаю, и есть настоящие философы. И в моей жизни, насколько это возможно, не осталось ничего недоделанного, и я стремился стать одним из них. Но несмотря на то, что мое стремление было верным и успешным, я ясно понимаю, что когда я прибуду туда, очень скоро, это будет Божья воля. (35)

Это чистый орфизм, изложенный в философских понятиях. Посвященные и очищенные называются философами. В психологических терминах это те, кто подчиняется строгости процесса индивидуации (36). Грязь, в которую попадают те, кто не посвящен, представляет собой грязь бессознательного, не проработанную психологически, prima materia, не претерпевшую никакого развития.

Пифагорейцы также придерживались понятия koinonia, братство. Это слово происходит из слова koinos, означающего «общий». Это основа термина koine, который относится к единому языку, распространенному в начале христианской эры. Пифагорейский koinonia – общность, братство, содружество – развилось вокруг своего основателя, явив миру общие черты формирования культа. Это было религиозное сообщество, чьи открытия хранились в тайне и полагались священными. Так опыт нуминозности в общем смысле может сплотить людей. Их коллективный опыт стал сосудом для Self.

Этот феномен можно наблюдать и в современном мире, особенно ярко в этнической, религиозной или политической коллективной идентификации, которая активизирует трансперсональное либидо и которая может породить священную войну. Koinonia представляется природным феноменом, когда опыт нуминозности – коллективный. Cornford (Корнфорд) комментирует коллективность пифагорейцев:

В это сообщество допускались и мужчины, и женщины без разделения; все имущество там было в общем владении, и «общинное содружество и образ жизни». В частности, ни один ученик школы не мог заявить о своем вкладе в открытие, которое он мог совершить. Значение этого правила не было до конца понято. (37)

Пример нарушения этого правила пришел к нам из истории Гиппаса (Hippasos) из Метапонта, который разгласил тайное знание и

был выброшен в море, как выказавший непочтительность и забравший славу себе за свое открытие, в то время как все открытия принадлежат «Ему», как они называли Пифагора. Они говорили, что сверхестественное возмездие настигнет всех, кто опубликует то, что принадлежит Пифагору. Этот сверхестественный или демонический гнев был яростью самого Пифагора, кто после своей смерти остался тем, кем он был при жизни – демоном, в котором воплотилась вся жизнь его церкви... Что можно вынести из истории Гиппаса из Метапонта, так это то, что благочестивые пифагорейцы полагали, что дух Мастера постоянно пребывает с церковью, и он – источник всего их вдохновения. И нечестие не в том, что было разглашено открытие в математике, а в утверждении своего изобретения, тогда как все может происходить только от «Него». (38)

Конечно, примеры koinonia существуют и по сей день. И это фундаментальный феномен психэ.

24 – “Synchronicity: An Acausal Connecting Principle”, The Structure and Dynamics of the Psyche, CW 8, pars. 870f

25 – “Flying Saucers: A Modern Myth”, Civilization in Transistion, CW 10, pars.776ff

26 – Для дальнейшего разъяснения см. Marie-Louise von Franz, Number and Time, chap.1

27 – Memories, Dreams, Reflections, стр.311

28 – Lore and Science in Ancient Pythagoreanism, стр.187

29 – Там же, стр.72

30 – CW 14, pars.36ff

31 – См, например, Psychology and Alchemy, CW 12, par.26

32 – См. мои Mysterium Lectures: A Journey through Jung’s Mysterium Coniunctionis, pp.277ff, для дальнейшего разъяснения tetractys и трех стадий coniunctio.

33 – Для дальнешего разъяснения см. мою Anatomy of the Psyche: Alchemical Symbolism in Psychotherapy, pp.185ff

34 – см. Arthur Guirdham, The Cathars and Reincarnation

35 – 69B-D, in H.N.Fowler, trans.Plato, стр.241

36 – Индивидуация – термин Юнга для обозначения осознанной реализации и наполненности бытия человека. Это ассоциируется с характерным архетипичным воображением и ведет к опыту Самости как центра личности, превосходящей эго.

37 – From Religion to Philosophy, стр.202

38 – Там же, стр.203

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

мифология, индивидуация

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"