06.06.2016
0

Поделиться

Глава 13. Параграфы 315-348

Эдвард Эдингер

Комментарии к Mysterium Coniunctionis Юнга

Глава 13

Параграфы 315-348

Сегодняшний материал – последний из четырех частей, посвященных символизму соли. Мы будем разбирать следующие основные образы:

1. Aqua permanens, hydor theon или божественная вода, и крещенская вода.

2. Очищающий эффект соли.

3. Сохраняющий эффект соли.

4. Символическое равенство: соль=пепел=стеклообразное тело=прославленное тело.

5. Соль как Эрос: мудрость и горечь.

1. Aqua permanens, hydor theon или божественная вода, и крещенская вода

Мы возвращаемся к соли как к эквиваленту морской воды. Первое символическое равенство ведет нас от соли к морской воде, затем к крещенской воде Церкви и к aqua permanens.

Как говорит Юнг в параграфе 316, алхимики не сомневались, когда называли трансформационный процесс крещением, и это — один из образов, принадлежащих аналитическому процессу – процессу погружения в морскую воду, aqua pontica, являющемуся в то же самое время и крещением.

Крещение обладает двумя разными аспектами: один из них – это очищение от грехов, а другой – инициация в особое, святое содружество. Эти две вещи происходят при каждом большом погружении в бессознательное. Кто-то очищается от грехов путем их осознавания, достаточно радикального осознавания в полноте своей тени, своей нечистоты. Это не означает, что нечистота исчезает, это означает, что нечистота становится чистой, потому что человек о ней знает. Осознанная нечистота – это чистая нечистота в противоположность грязной нечистоте, которая всегда бессознательна. Второй аспект крещения в том, что оно вызывает чувство принадлежности сообществу посредством внутреннего процесса, а не внешнего.

Алхимическая фраза, которую мы часто обнаруживаем, в частности, часто повторяющейся в Mysterium – это греческий термин hydor theon (ϑδωρ θειον). Он обозначает божественную воду и, что очень интересно, серную воду – это можно понять только из контекста. Вот пример глубокой двусмысленности, которая пронизывает весь алхимический символизм. Вы наверняка помните наше обсуждение символизма серы, которая во многом ассоциировалась с адом. Теперь мы узнаем, что серная вода и божественная вода – обе hydor theon. Вы видите, как двусмысленен аспект божественности в алхимическом символизме.

Божественная вода, hydor theon или aqua permanens – это то, что мы можем назвать жидкой версией Самости. Один из крупных источников этого образа можно найти в четвертой главе из Иоанна, где Христос встречает самаритянку у колодца и просит у нее напиться. Затем он говорит:

Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.140

Это вечная и непреходящая вода.

Различные аспекты этого образа божественной воды возникают во снах. Будьте внимательны, когда вода или жидкость странного и необычного свойства появляется во сне. Вот прекрасный пример.

У меня была аналитическая сессия с пациенткой, которая была необычной в том смысле, что ассоциации к представляемому ею материалу текли с необычайной легкостью. Я уверен, вы видите, если проявляете к этому внимание, что ваша аналитическая работа меняется от пациента к пациенту. Я заметил, что с некоторыми пациентами я могу быть невероятно проницателен, потому что есть что-то в природе их психологии, что констеллирует эту внутреннюю ясность. А с другими я совершенно бесполезен. Я не могу сказать ничего! Однако, в этом случае дело шло прекрасно. Приходил богатый ассоциативный материал, он усваивался и был понятен. В ночь после этой работы она увидела сон, где она была со своим аналитиком, и поток кристально чистой воды струился изо его рта.

Вот это может быть примером hydor theon, божественной воды, констеллировавшейся в тот момент. Она не принадлежит нам лично, и идентифицироваться с ней – смертельная ошибка, но когда вещи констеллируются верно, она начинает действовать и изливаться. Так и произошло.

Но это вода не всегда позитивна. В этом случае она имела такое свойство, но в других случаях она может быть неоднозначной или даже ярко негативной. Как говорят тексты, она может быть даже ядовитой. В параграфе 340 Юнг говорит, что соль «содержит в себе столько же зла, сколько и добра». Затем он цитирует текст из Gloria Mundi. Вот фрагмент параграфа 341:

В «Gloria Mundi» сказано, что aqua permanens — это «очень прозрачная вода, настолько горькая, что ее совершенно невозможно пить». Далее текст продолжается в стиле гимна: «О, вода с горьким вкусом, что сохраняешь элементы! О, природа родства, что растворяешь природу! О, лучшая из природ, что преодолеваешь природу самой себя!… Ты увенчана светом, и искусство рождается…, а суть возникает из тебя». Эта вода не похожа ни на что на земле, за исключением того «источника в Иудее», который называется «Источником Спасителя или Блаженства». «С большим трудом и по милости Божьей философы отыскали этот благородный источник». Но местонахождение этого источника содержится в настолько большом секрете, что только очень немногие знают, что он вообще «бьет», и они не знают пути в Иудею, где его можно найти. Поэтому философ восклицает: «О, вода с резким и горьким вкусом! Как тяжело и трудно любому человеку найти этот источник»…»О, вода, оставайся бесполезной! По причине ее никчемности и извилистости никто не может достичь совершенства в искусстве, или постичь все его достоинства; ибо в этой воде содержатся все четыре элемента».

Затем Юнг комментирует:

Не может быть никакого сомнения в том, что это — aqua permanens или aqua pontica, первичная вода, содержащая четыре элемента.

Психологическим эквивалентом хаотичной воды начала является бессознательное.

А в параграфе 344 он приводит очень важное наблюдение:

Внутренняя жизнь человека — это «тайное место», в котором и следует искать aqua solvens et coagulans, medicina catholica или панацею, искру света природы.

Итак, это наш внутренний свет – наша внутренняя жизнь, которая тоже свет, — составляющая hydor theon, божественную воду. Это презренное место горечи в то же время и тайное место, где располагается высшая ценность.

Я бы хотел еще немного остановиться на этом. Ведь слова произносить легко, но трудно усвоить факты. Я все время забываю, что божественную воду можно найти во внутренней жизни. Каждый раз, когда я сталкиваюсь с трудностями, я мобилизую все ресурсы в моей голове, чтобы их разрешить, и только когда это не сработает, тогда – ну, конечно! я вспоминаю, что есть же внутренняя жизнь, где все это можно найти. Мне кажется, по-другому я не научусь.

Пока голова работает, мы не повернемся к внутренней жизни, потому что точка зрения о том, что внутри ничего нет, в нас хорошо укоренена. Только когда мы упираемся в стену, мы сталкиваемся с необходимостью развернуться лицом к этому отвергаемому месту, которое иначе мы предпочитаем игнорировать.

2. Очищающий эффект соли

Мне нужно лишь сказать, что это – одна из черт символизма соли. Он соотносится с эффектом крещенской воды, которая смывает все грехи с грешника, и с алхимической водой, которая удаляет черноту, ассоциируемую с prima materia. И, как я говорил, это соотносится с осознаванием своей нечистоты.

3. Сохраняющий эффект соли

Когда-то, еще до изобретения холодильника, открытие того, что засоленное мясо дольше хранится, было очень важным для наших предков. В связи с этим символизмом Юнг обращается к еврейской легенде, в которой Бегемот и Левиафан – два первобытных монстра – были засолены и хранятся до наступления нового мира (параграф 338, сноска 675). Когда придет век Мессии и будет накрыт пир Мессии, эти засоленные монстры будут поданы к столу.

Здесь мы встречаемся с идеей, что засолка чего-то портящегося, как, например, плоти, может это увековечить или сделать более или менее бессмертным. То есть если коагулированное психическое существование, экзистенциальная материя, которая проживается эго, пройдет через процесс засолки, она обессмертится. Этот символизм соприкасается со следующим образом.

4. Соль=пепел=стеклообразное тело=прославленное тело

Соль синонимична пеплу, который остается в завершении процесса calcinatio, и также эквивалентна стеклообразному телу, остающемуся в пепле. Если материю подвергнуть высоким температурам, все легковоспламеняющееся сгорит, а все, что останется – это пепел и/или стеклообразное тело. Стеклообразное тело – это небольшой шарик стекла, один из компонентов пепла. Это образ прославленного тела, которое приобретает качества вечности после прохождения через очищающий огонь, и это относится к символизму соли.

Я хочу поговорить о стекле и его символизме чуть дольше, чем это делает Юнг. Это частый образ в работе со снами, и если мы познакомимся с ним, у нас будет целый набор идей, когда он нам встретится.

Стеклообразное (vitreous) тело означает стеклянную субстанцию – vitrum значит стекло. Главная черта стекла – это его прозрачность. Само стекло невидимо, и ничего чудесного в этом нет. Если вы никогда не видели стекла и не держали его в руках, тогда, я думаю, вы посчитаете его действительно чудесным. Оно, как твердая вода, например. Само по себе оно невидимо, и, благодаря этой невидимости, человек может видеть сквозь него. Итак, это символ сознания.

Подумайте о некоторых важных артефактах, ассоциирующихся со стеклом: бутылки, сосуды, флаконы, окна, зеркала, очки, увеличительные стекла, микроскопы, телескопы. Это только некоторые из них. И все они связаны с расширением поля зрения или хранением чего-то в сосуде, что можно рассмотреть через стекло.

Другой чертой стекла является то, что, когда оно разбито, его острые края повреждают живую плоть, и если его проглотить, оно невероятно опасно для нежных внутренних органов. И оно не портится. На современном языке мы можем назвать его бионеразлагаемым, оно остается в том же виде в земле практически навсегда, как глиняные черепки.

Я думаю, первоначальный символизм стекла в его представлении невидимого, прославленного тела чистого трансформированного сознания. Соль связана с его символизмом. Стекло изначально изготавливалось путем нагревания песка с поташем, окисью калия. Алхимики не обладали знанием реального химического состава стекла, но мы сейчас знаем, что стекло – это соль. Это соединение, комбинация кислоты и основы.

Стекло в реальности – это смесь натрия и силиката кальция. Рискуя забрести слишком далеко, приведу два химических равенства, показывающих, что стекло – это соль:

1. HCl + NaOH è NaCl +H2O

Это показывает, как хлорид натрия получается из соляной кислоты и гидроксида натрия. Кислота и основа, основные химические противоположности, соединяются для формирования нейтрального компонента, который представляет из себя обычную соль.

2. H4SiO4 + 2Ca(OH)2 è Ca2SiO4 + 4H2O

3. H4SiO4 + 4NaOH è Na4SiO4 + 8H20

Стекло, которое является комбинацией кальция и силиката натрия, получается аналогично, из кремниевой кислоты и гидроксида кальция, и также из кремниевой кислоты и гидроксида натрия. Это стекло, но и соль в то же самое время.

Вопрос: Знали ли алхимики, что соль создана из кислоты и основы?

Нет, не знали. Соляная кислота тогда еще не была получена. Они знали соль, они доставали ее из земли – в Зальцбурге есть большие соляные залежи, например. Они знали, что соль – это отдельное вещество, но они не знали, как она была создана.

5. Равенство соли с душой, anima mundi и Sapientia Dei

Соль синонимична anima mundi, душе и Sapientia Dei. И если она эквивалентна Sapientia Dei, тогда это связывает соль с Богом. Это также подразумевается ее сохраняющим свойством, как я уже упоминал.

В дополнение к этому на этот наивысший образ намекает алхимический знак соли: квадрат, окруженный кругом – мандала. Это нам иллюстрирует идею, что в алхимии соль была приравнена к Самости.

В Ветхом завете соль играет важную роль в божественном жертвоприношении. Во второй главе Левита мы читаем:

Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль.141

Из этого отрывка видно, что соль определяет жертвенное отношение, с которым должен быть проведен ритуал. То, что делает приношение священным – это применение соли. Можно сказать, что сыпя соль на приношение, вы покрываете его собственной субстанцией Бога, что позволяет ему принять вашу жертву.

Есть много фольклорного материала о соли. Соль считалась защитой от злых духов. Дьявол и ведьмы никогда не прикоснутся к ней, поэтому если вы разбросаете соль вокруг, это предотвратит беду. Если вы рассыпете соль, вы должны выбросить щепотку за свое левое плечо. Я предполагаю, что это должно задобрить бессознательное, левую сторону: если вы просыпали, вы должны умилостивить бессознательное, проявив к нему внимание. И если я просыплю что-то – соль или что-то еще в этом роде – я должен сказать: «Ммм, о чем это может говорить?» Проявление внимания к тому, что имеет в виду бессознательное, соотносится символически с перебрасыванием соли через левое плечо.

6. Соль как Эрос: мудрость и горечь

Сейчас мы переходим к самому важному символизму, венцу всех четырех занятий по символизму соли: равенству соли и Эроса. Юнг резюмирует это в параграфе 330:

Помимо лунной влажности и земной природы соли [см. рисунок 13-1], наиболее выдающимися ее качествами являются горечь и мудрость. Как в двойном quaternio элементов и качеств холодность является общим качеством земли и воды, так горечь и мудрость образуют пару противоположностей, между которыми расположено что-то третье. Какими бы несовместимыми не представлялись эти идеи, но общим качеством их обеих, с психологической точки зрения, является функция чувства. Слезы, печаль и разочарование — горьки, но мудрость смягчает все психические страдания. И в самом деле, горечь и мудрость образуют пару противоположностей: там, где есть горечь, отсутсвует мудрость, а там, где есть мудрость, не может быть горечи. Соль как носитель этой судьбоносной альтернативы связана с природой женщины. [Курсив мой]

Позднее, в параграфе 333, Юнг особо приравнивает соль к Эросу. Это позволило мне вспомнить его заметки о стадиях развития Эроса в «Психологии переноса». Вот что он пишет в своем эссе:

В позднеклассический период были известны четыре стадии эротизма: Хавва (Ева), Елена (Троянская), Дева Мария и София. Этот ряд повторяется в Фаусте

Рисунок 13-1. Свойства, ассоциируемые с солью.

Гете, в виде фигуры Гретхен как персонификации чисто инстинктивного отношения (Ева); Елены как фигуры анимы; Марии как персонификации «небесного», то есть христианского или религиозного отношения; наконец, «вечной женственности» как выражения алхимической Sapientia. Как показывает приведенный перечень, мы имеем дело с гетеросексуальным Эросом или фигурой анимы, проходящей четыре стадии, то есть — с четырьмя стадиями культа Эроса. Первая стадия — Хавва, Ева, земля, — является чисто биологической; женщина приравнивается к матери и представляет собой нечто, подлежащее оплодотворению. На второй стадии все еще господствует сексуальный Эрос, однако он находится на том эстетическом и романтическом уровне, где женщина уже приобретает некоторую ценность в качестве индивидуальности. Третья стадия возвышает Эрос до уровня религиозного почитания и, таким образом, одухотворяет его: Хавва замещается духовным материнством. Наконец, четвертая стадия иллюстрирует нечто, неожиданно превосходящее почти не могущую быть превзойденной третью стадию: это Sapientia. Как может мудрость трансцендировать самое священное и самое чистое? — По всей видимости, лишь благодаря той истине, что меньшее иногда означает большее. Данная стадия представляет собой одухотворение Елены, а вместе с тем и Эроса как такового. По этой причине, Sapientia рассматривалась как параллель Суламифи из «Песни Песней».142

Я не ожидаю, что вы сразу ухватите всю суть, но эти четыре стадии – то, над чем стоит поразмышлять. Я еще немного поговорю о них, чтобы они закрепились у вас в умах. Они очень подходят к аналитической работе. Большинство наших пациентов проживают первую стадию, может быть, начало второй, и имеют очень отдаленное представление о третьей и четвертой стадии. Если быть в курсе этой последовательности, то можно заметить, когда сны намекают на это эволюционное развитие Эроса.

Четыре стадии – это Ева, Елена, Мария и Sapientia, или Мудрость. Позвольте сказать вам по паре слов о каждой из них. Ева представляет Эроса, который живет на первобытном, матриархальном уровне психэ, как это описано у Эриха Нойманна.143 Этот уровень психэ, в основном, представляет собой комбинацию питания и поглощения. Это Эрос примитивного желания, это Деметра перед потерей Персефоны. Если говорить об отношениях между полами, то цель здесь – биологическая фертильность, а мужской принцип подчинен матриархальному принципу. Он – не более, чем инструмент для служения Великой Матери. Вот что такое Хавва (Ева).

Второй уровень – это Елена Троянская. На этом уровне мужской принцип приобретает автономию, и возникают полярные противоположности. Основными здесь становятся романтический и эстетический факторы, а целью на этом уровне Эроса становится биологический и физический союз противоположностей. Цель – это coniunctio, но в конкретном выражении.

Третья стадия – это Мария, и на этой стадии маскулинный, духовный принцип доминирует. Мария представляет собой духовное материнство, и как на уровне Евы целью была биологическая фертильность, на уровне Марии цель – фертильность духовная.

Рисунок 13-2. Sapientia как мать мудрых.

Четвертая стадия Мудрости или Sapientia – это одухотворение Елены, как и Мария – это одухотворение Евы. Это означает, как говорит Юнг, что Sapientia представляет собой одухотворение Эроса как такового. Здесь целью становится психологический союз противоположностей. Coniunctio как психологический опыт – это цель этого уровня Эроса.

Во время этих четырех стадий происходит три шага трансформации. Рискуя перевести все в слишком простую форму, я попробую дать вам представление о том, что, я думаю, символизирует эти три шага. Шаг между Евой и Еленой символизируется похищением Персефоны Аидом. Шаг между Еленой и Марией символизируется Благовещением. А шаг между Марией и Sapientia символизируется Вознесением Марии.

Но мы с вами говорим о соли, и мне кажется небесполезным обратиться к мудрости, заключенной в языке, которая говорит о соли. Я просмотрел Bartletts Familiar Quotations и нашел много цитат с упоминанием соли. Позвольте вам продемонстрировать несколько примеров, чтобы показать, как соль засолила наш язык… Вот Киплинг в «Департаментских песнях»:

Я ел ваши хлеб и соль,

Вашу воду пил и вино,

Я делил вашу смерть, я делил вашу боль,

Ваша жизнь и моя — одно. (Пер. В.Борц)

Здесь соль эквивалентна душе. Я делил свою жизнь, свою душевную жизнь с вами, «ел ваши хлеб и соль».

Старинная испанская пословица гласит: «Поцелуй без усов — как яйцо без соли». А Роберт Фрост (Robert Frost) в «К земле» пишет:

Теперь нет радости без соли,
И все приправлены дела
Усталостью, виной и болью.
Я жажду скорого следа
Слезы, последствий изобильной
Любви, я жажду той поры,
Когда мне сладок пыл гвоздики
И сладок горький вкус коры. (пер. Б.Зверев)

Это пример соли как горечи, и это отсылка к coagulatio.

В Древнем Риме соль была частью солдатского жалованья. Петроний говорил о человеке как о «не стоящем своей соли». Наше слово зарплата (salary – (англ.) — зарплата, и salt – (англ.) соль, прим.пер.) означало деньги-соль.

Генри ван Дайк (Henry van Dyke):

Индивидуальность – это соль обычной жизни. Возможно, вам придется жить среди толпы, но вы не обязаны ни любить ее, ни есть ее пищу.

От Матфея 5:13:

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?

В этом случае соль равна anima mundi. Соль представляет собой части Божественного – «соль земли».

Бытие, 19:26:

Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

Это относится к соли как сохраняющему, консервирующему средству, превращающему все в вечные статуи.

Послание Павла к Колоссянам, 4:6:

Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью…

В этом контексте соль означает мудрость.

Вот стихи Айзека Хилла Бромли (Isaac Hill Bromley):

Принеси мне мед Гимета, дай аттическую соль,

Я устал от обыденности, пора остановить эту серость!

Застольные речи утомляют меня, они скучны и плоски,

Веет меланхолией от ста тысяч обеденных столов,

Когда сто тысяч гостей в вечернем убранстве

Приветствуют сигналом бедствия каждый плесневый каштан. (аттическая соль – идиоматическое выражение, означающее также тонкую острóту – прим.пер.)

Сонет Джона Мейсфилда (John Masefield):

О, Жизнь, кто я? Частица соли водянистой

С неутомимой клеткой в связи,

Всегда в работе, зачем не понимая.

И я не ведаю, где их хозяин.

Здесь соль представляет Эроса как связывающую силу, где «соль водянистая» связана с «неутомимой клеткой».

Интересно, как появляются новые грани. Вот еще стихи Киплинга «Вдова из Виндзора» (обращенные к Королеве):

Просторно Вдове из Виндзора,

Полмира считают за ней.

И весь мир целиком добывая штыком,

Мы мостим ей ковер из костей (пер. А.Щербакова) (слово salted – солим, переведено как мостим – прим.пер.)

Оливер Голдсмит (Oliver Goldsmith), «Каждому по заслугам»:

Наш Гаррик — салат. Не поверишь? Изволь:
В нем уксус, и масло, и сахар, и соль.

И, наконец, послушайте речь Гамлета из первого акта, второй сцены, в которой он говорит о горечи соли:

Бренность, ты
Зовешься: женщина! - и башмаков
Не износив, в которых шла за гробом,
Как Ниобея, вся в слезах, она -
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Скучал бы дольше! - замужем за дядей,
Который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса. Через месяц!
Еще и соль ее бесчестных слез
На покрасневших веках не исчезла,
Как вышла замуж. Гнусная поспешность -
Так броситься на одр кровосмешенья!
Нет и не может в этом быть добра. -
Но смолкни, сердце, скован мой язык! (пер. М.Лозинского)
Надеюсь, вы почувствовали вкус символизма соли, разбросанного повсюду.
140 – От Иоанна, глава 4, 10-14
141 – Левит, 2:13-14
142 – The Practice of Psychotherapy, CW 16, par. 361. См. также комментарии М.-Л. Фон Франц по этих стадиям в Человеке и его символах Юнга, стр. 185 и далее. 
143 – См. The Origins and History of Consciousness, часть 2, А