06.06.2016
0

Поделиться

Глава 6. Иезекииль. Часть Вторая

Эдвард Эдингер

Пророки ветхого завета: от Исайи до Малахии

Глава 6

Иезекииль. Часть Вторая.

Нашей целью сегодня будет рассмотрение второй части книги Иезекииля. Я собираюсь поговорить о тех темах, которые меня интересуют, а также предложить некоторые мысли по поводу отношения между эго и Самостью, которые родились у меня в процессе нашего исследования пророков.

Личное и Коллективное.

Прежде, мы уже отмечали несколько примеров того как Яхве приказывал Иезекиилю символически разыграть, в его собственной личной жизни, грядущую судьбу Израиля. Например, ему было сказано изобразить процесс изгнания евреев, собрав мешок с пожитками, и отправиться в ночь. Также ему было сказано есть свою пищу и пить свою воду в страхе и с трепетом, предвосхищая тот факт, что весь израильский народ будет делать то же самое. Таким образом, его личная жизнь должна была стать примером или символом состояния коллективной психэ. В главе 24 Иезекииль дает нам другой действительно ужасный пример того же самого феномена:

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих [т.е. его жену]; но ты не сетуй и не плачь, и слезы да не выступают у тебя; вздыхай в безмолвии, плача по умершим не совершай… И после того, как говорил я поутру слово к народу, вечером умерла жена моя, и на другой день я сделал так, как повелено было мне… И сказал я им: ко мне было слово Господне: скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей…» (24:15- 21)

Итак, потеря Иезекиилем своей жены, которая была светом его очей, соответствует потере Израилем божественного святилища, которое было восторгом глаз Израиля.

Теперь, чтобы понять это психологически, я собираюсь восстановить последовательность событий. Я бы предположил, что первым произошедшим событием была смерть жены Иезекииля. И затем, в своем горе, в своем вопрошании о том, что значит для него эта трагедия, Яхве является к нему в активном воображении или сновидении, или ином проявлении бессознательного, и объясняет ему, что смерть его жены соответствует судьбе Израиля потерять радость его очей (святилища).

Таким образом все происходит в психологическом опыте. Сначала человек сталкивается с событием, критическим, мучающим событием, и затем в процессе попытки ассимилировать это переживание, прийти к согласию с ним, человек может обнаружить, что существует архетипический фон, более широкий контекст для этого события, выходящий за пределы личного смысла. И, несмотря на то, что это не устраняет боль данного переживания, у этих страданий появляется смысл. Открытие архетипического фона действительно является исцеляющим. Я думаю, это происходит главным образом потому, что с этим открытием эго освобождается от идентификации с архетипическим опытом. Лично нести груз трансперсонального смысла чрезвычайно обременительно. Когда человек избегает чрезмерного груза в процессе разотождествления, то появляется чувство освобождения.

В главе 33 присутствует другая проблема, с которой мы уже сталкивались раньше, и это идея заключается в том, что если пророк не предупредит грешника изменить свои неправедные пути, то пророк и будет ответственен за смерть грешника. Эта тема поднимается несколько в ином виде в главе 33, где пророк сравнивается с часовым, который стоит на посту, чтобы предупреждать город об опасности. И каждый раз, когда он замечает что-то подозрительное или потенциально опасное, часовой трубит в трубу, предостерегая народ. Это та же самая функция, выполнение которой требует Яхве от пророка.

Я думаю, что мы можем усмотреть аналогию в том, что должен делать аналитик, когда он видит психологическую опасность. Так, например, мы должны предупреждать пациентов, когда сны свидетельствуют о наличии большой вероятности того, что с ними может произойти несчастный случай. Классическим примером служит история Юнга о том, как его спросил даже не его пациент, а просто знакомый, о сне, в котором человек шагает с обрыва. [41] Юнг предупредил его со всей серьезностью, что не нужно отправляться на горное восхождение. Но тот человек проигнорировал предупреждение и позднее погиб в альпинистской экспедиции. Это функция часового, которую выполняет аналитик.

Добрый пастырь.

В главе 34 мы находим прекрасное выражение важного архетипического образа доброго пастыря. Яхве описывается как добрый пастырь, когда он обещает воссоединить разрозненный народ Израиля:

Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. (34:11-16)

Я думаю, что здесь мы имеем замечательный пример интегрирующего, консолидирующего аспекта Самости, возникающего после периода фрагментации и сильной раздробленности, представленной разобщенностью народа Израиля, потому что здесь обещается воссоединение, объединение разбросанных, отделенных друг от друга фрагментов. И это то, что мы действительно можем иногда наблюдать, особенно во время сильного психического стресса. Или тогда, когда есть тенденция к фрагментации, такой опыт может констеллировать интегрирующий аспект Самости, аспект «доброго пастыря».

Это настолько важный образ, что я хотел бы остановиться на нем на некоторое время.

Еврейское слово roeh, обозначающее пастуха, происходит от очень близкого глагола raah, что означает пасти, пастырствовать. Отсюда смысл существительного будет заключаться в кормлении и выпасе. Это, разумеется, также является истоком слова «пастор» («pastor»), которое используется в отношении священника. Быть пастором означает вести паству под своей опекой. Церковное собрание представляет собой овчарню во главе с пастырем.

Этот образ впервые появляется в Ветхом Завете, 49 главе Книги Бытия, стих 24. В этом стихе Яхве зовется «пастырем» и «твердыней» Израиля. Существует еще несколько других примеров, где можно найти сравнение Яхве с пастырем. Одним из самых важных является 23 псалом, который начинается с фразы «Господь — Пастырь мой». И 80 псалом начинается с обращения к Яхве «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа». Также важный отрывок мы находим в Книге Исаии, в котором говорится:

Как стадо овец ведёт за собой пастух, так Господь поведёт народ Свой и силой Своей руки всех вместе овец соберёт. Ягнят Он будет на руки брать, и матери их будут рядом. (Исайя. 40:11 )

И, наконец, в Книге Иеремии мы читаем:

Народы, слушайте весть Господа, и по заморским странам разнесите слова: «Господь обратно приведёт рассеянные Им народы Израиля и будет охранять его, как стадо оберегает от беды пастух». (Иеремия. 31:10)

Разумеется, этот образ доброго пастыря стал очень важным в христианском символизме. И главный текст об этом образе, применительно к Христу, находится в Евангелии от Иоанна, отрывок из которого я вам прочитаю, поскольку он полностью замкнет круг рассматриваемых примеров. Вот, что говорит Христос:

„Истинно говорю вам: кто не зайдёт в овечий загон через калитку, а заберётся туда любым другим путём, тот грабитель, пытающийся украсть овец. Кто же заходит через ворота, тот пастух своего стада. Сторож открывает ему ворота, и овцы послушны его голосу. Он называет своих овец по именам и выводит их из загона. Выведя овец, он шагает впереди, а они следуют за ним, ибо знают его голос. Но они никогда не пойдут вслед за тем, кого не знают, скорее убегут от него, ибо голос его им не знаком».

Иисус рассказал им эту притчу, но они не поняли, что Он говорил им. И сказал тогда Иисус снова: „Истинно говорю вам: Я и есть те ворота для овец. Все, кто приходил до Меня, — воры и грабители, и овцы не слушались их. Я — эти ворота: кто войдёт через Меня, спасён будет. Он войдёт и выйдет, и найдёт всё, что ищет. Вор приходит только для того, чтобы красть, убивать и уничтожать. Я же пришёл, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я добрый пастух. Добрый пастух жертвует своей жизнью ради спасения овец. А наёмный работник не пастух, и овцы не принадлежат ему, и потому, завидев волка, он бросает их и убегает прочь. Волк нападает на овец, и они разбегаются в разные стороны. Наёмный работник убегает прочь, потому что его наняли, и ему всё равно, что будет с овцами. Я добрый пастух, знаю Своих овец, и Мои овцы знают Меня так же, как Отец знает Меня, и Я знаю Отца. И Я отдам Свою жизнь за овец. Я знаю других овец, которые не принадлежат к этому стаду. Я должен привести их в стадо, и они тоже будут слушаться Моего голоса, и станут единым стадом с одним пастухом. (От Иоанна 10:1-16)

Таково развитие архетипа доброго пастыря в Христианстве. А теперь перейдем к тому, что говорил Юнг об этом образе в своих семинарах (Visions Seminars). Для того чтобы продолжить дальнейшее обсуждение этой темы, я хочу прочитать вам небольшую часть из этих семинаров. Пациентке, о которой говорит Юнг, приснился следующий сон:

Я в лодке с каким-то мужчиной. Он сказал: «Мы должны отправиться на другой конец озера, где сходятся четыре долины, и к воде спускаются стада овец». Добравшись туда, он нашел хромую овцу из стада, а я нашла ягненка, который был беременным. Это меня удивило, ведь он был слишком маленьким, чтобы забеременеть. Мы нежно взяли двух овечек на руки и отнесли в лодку. Я без конца укутывала их. Мужчина сказал: «Они так дрожат, они могут умереть». И я укутала их еще сильнее. [42]

Я склонен считать, что большинство сновидений, приснившихся отдельным личностям, которые Юнг выбирает для толкования, обладают смыслом, превосходящим их индивидуальное значение; они могут быть также поняты как имеющие общую или коллективную ценность. О данном сне я придерживаюсь того же мнения.

Эти овцы, одна из которых хромая, а другая беременна (все это стадо нуждается во внимании), отсылают нас, как можно предположить, к нашей коллективной нужде в связи с Богом, к нашей потребности в пастырском руководстве; другими словами — к нашей нужде в восстановлении религиозного отношения, которое было утеряно вследствие разрушения традиционного религиозного вместилища. Одна овца хромая, а другая беременна. Иными словами, они находятся с одной стороны в поврежденном состоянии, с другой стороны – в состоянии беременном будущими перспективами. Таким образом им необходимо исцеление, и к тому же они несут потенциально новую жизнь. Это мои собственные общие замечания по поводу данного сна.

Но причина, по которой я рассматриваю этот сон, состоит в том, что я хотел бы также прочитать комментарий Юнга к данному сновидению, поскольку он касается темы доброго пастыря. Это также хороший пример свободной амплификации Юнга.

Здесь мужчина берет на себя роль доброго пастыря. Он уже наставник, ведь это он привел сновидицу к четырем долинам, и, выходя к своему стаду, подбирает хромую овцу. Это фигура, которую можно уподобить весьма интересной фигуре ранней церкви, Poimen, которая теперь исчезла из церковной терминологии. Добрый Пастырь остался, но вторая фигура исчезла вместе с книгой, которая некогда считалась почти канонической, «Пастырь» Гермы.[58] Когда писания Нового Завета собрали вместе, ее исключили. Я должен использовать греческое слово Poimen, потому что этот Poimen – дохристианская фигура. Это не христианское изобретение, а языческое, и он имеет прямую историческую связь с Орфеем. А Орфей — это еще одна фигура, связанная с Христом; он считался предвестником Христа, потому что укротил дикие страсти в форме животных при помощи своей утонченной музыки. Он также подобен пастырю, и, более того, его называют «Рыбаком», и, как таковой, он играл важную роль в дионисийских мистериях, которые, конечно, были дохристианскими. Так что тут мы видим христианскую фигуру в языческих культах…

В ранние времена он не был личностью, и потому относились к нему соответствующе – символически. Так что, например, форма Poimen была своего рода великим ангелом, больше человеческого роста, великим невидимым духом, благим Богом, и эту безличную фигуру никогда не называли Христом. Это имя было запретным. Его называли Пастырем Человеческим – Поймандром, великим предводителем человечества, таинственным человеком, напрямую связанным с «Пастырем» Гермы, это была решительно христианская работа и оставалась в корпусе ранней христианской литературы до пятого или шестого века. У нас есть языческая форма в весьма интересном греческом тексте, и лучше всего я могу описать ее как книгу, которая могла бы быть написана пациентом аналитика на основе видений, в которых являлся Poimen. Написал ее мужчина, потому что мистерии в то время были преимущественно мужским делом. Сегодня это женское дело. В этом тексте вы найдете описание того, как ему явился Poimen, каково было его учение, и как он получал наставления от Poimen, предводителя или пастыря людей.

Наша дама, конечно, не имела ни малейшего представления о том, что ей снилось. Это просто незнакомец, подбирающий овцу, но вы видите, что на самом деле, она возвращается к архетипическому паттерну духовного лидера. Это выводит нас напрямую к духовным лидерам первобытных племен, где определенные люди, называемые знахарями, бывали одержимы духами… которые вели их и говорили, что будет полезно для народа. [43]

Далее он приводит пример Эскимосов, вдохновленных знахарем и пересекших Берингов пролив.

Теперь я прочитаю вам отрывок из «Пастыря» Гермы, на которого ссылается Юнг, чтобы завершить амплификацию образа доброго пастыря:

Когда я помолился дома и сидел на ложе, вошел ко мне человек почтенного вида, в пастушеской одежде: на нем был белый плащ, сума за плечами и посох в руке. Он приветствовал меня, и я ответил ему также приветствием. Тотчас же он сел подле меня и говорит: — Я послан от достопоклоняемого ангела, чтобы жить с тобою остальные дни твоей жизни.

Мне показалось, что он искушает меня, и сказал я ему:

— Кто же ты? Я знаю того, кому препоручен я.

— Не узнаешь меня?

— Нет.

— Я тот самый пастырь, которому препоручен ты. [Это отсылает нас к некоему предшествующему опыту, о котором мы не знаем] Пока он говорил, вид его изменился, и я узнал, что это тот, которому я препоручен. Тотчас я смешался, объял меня страх, и весь я разрывался от скорби, что отвечал ему так лукаво и неразумно. Он же сказал мне:

— Не смущайся, но укрепись заповедями, которые услышишь от меня. Ибо я послан для того, чтобы снова показать тебе все, что видел ты прежде… Итак, я приказываю тебе сперва записать заповеди мои и притчи… [44]

Затем следует очень длинный перечень указаний того, что он должен делать. Как сказал Юнг, подобного рода вещи очень похожи на то, что пациент аналитика может делать в процессе активного воображения. Пастырь является проводником для «овцеподобных» или беспомощных аспектов психики, которые должны соединиться с ведущим, пастырским аспектом Самости. В противном случае человек оказывается потерянной овцой, которая безнадежно заблудилась.

Отношения между эго и Самостью.

В главе 36 Книги Иезекииля, Яхве говорит о том, что он намеревается собрать вместе разрозненный Израиль, и говорит далее:

Не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего… И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его. (36:22-23)

Я хочу привлечь ваше внимание к четкому заявлению о том, что то, что делает Яхве, он делает ради своего святого имени, а не ради Израиля. Есть и другие примеры, где делаются подобные заявления. Так, в псалме 106 мы читаем:

Когда отцы наши в Египте были, Твоих чудес не поняли они. Не помня доброты Твоей, восстали у моря Красного против Тебя. Но Бог их спас ради Своего имени. Господь их спас, чтоб Свою силу показать. (106:7-8)

И наиболее ясно это выражено в Книги Исайи 48, где Яхве говорит:

Я очистил тебя, как в пламени серебро очищают. Тебя Я очистил в огне страданий. Ради Себя Я это сделал, ты не станешь теперь относиться ко Мне, как к чему-то неважному. Я не позволю, чтобы славу Мою и хвалу себе идолы забирали. (48:10-11)

Я думаю, что это отсылает нас к психологическому феномену, который состоит в том, что Самость посылает эго одновременно и проблемы и помощь ради Самости. Другими словами, я считаю, что человеку не следует иметь слишком сентиментальное или невинное представление о природе Самости. Так же, как и все живое, существующее в биологическом мире, Самость заинтересована в собственном выживании и Само-реализации. Она беспокоится о себе самой и сильно нуждается в эго только для того, чтобы это эго могло послужить ей. Самость просто «Самость-центрична» (Self-centered), точно так же как и эго эгоцентрично. На самом деле, эго является некоей копией Самости. Вот почему мы «само-центричны» (self-centered — эгоцентричны), «само» — со строчной буквы «с», потому что яблоко от яблони недалеко падает, как видите. Мы слеплены из того же теста, и писания ясно говорят об этом.

Как вы знаете, на протяжении всего курса лекций, мы рассматривали все Ветхозаветные истории, как запись отношений межу эго и Самостью. Сначала это отношение Яхве к Израилю (где Израиль рассматривается как некоего рода коллективное эго), затем, после столкновения Иова с Яхве, по всей видимости, стали развиваться более индивидуализированные отношения. Сегодня я хочу попытаться расширить наше исследование до некоторых более маргинальных аспектов эго и Самости, насколько к тому располагают данные психологии. То, что я собираюсь предложить, является гипотезой; она не является полностью законченной и окончательно установленной теорией. Это один из способов воодушевить на исследование того, как мы можем осмыслить определенные данные, которые накопились по мере получения все большего опыта в области глубинной психологии.

Вы можете вспомнить, что Яхве говорил Исайе, Иеремии и Иезекиилю, что он использовал ассирийцев и вавилонян для того, чтобы наказать Израиль за его грехи. И во многих местах говорится, что голод, чума, бури и землетрясения были также наказаниями ниспосланными Яхве. Например, в Книге Исайи, главе 29 говорится:

Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня. (29:6)

Как видите, и милитаристские империи, посредством своих людей, и стихии описываются как инструменты Яхве. Безусловно, и ассирийцы и вавилоняне преследовали свои собственные цели. В этом у меня нет никаких сомнений. Они не думали о том, что они являются посредниками Яхве в его божественном отмщении, но пророки утверждали, что эти люди всего лишь орудие, которое использует Яхве по отношению к Израилю.

Теперь, если мы попытаемся понять подобные заявления психологически, то это напомнит нам определенный психологический феномен, называемый «идеями отношения» (ideas of reference). Это симптом психоза, декомпенсации эго. Идея отношения отсылает к чувству, впечатлению или убежденности в том, что некий объективный феномен имеет психологическое отношение к моей собственной личности. Если я, например, смотрю телевизор, и вижу, как телеведущий гримасничает, я говорю, «Эй, он пытается передать мне сообщение», это и есть идея отношения. И каким бы ни было это сообщение, я на нем зацикливаюсь. Как видите, телеведущий не имеет ко мне никакого отношения; он является объективным феноменом. Но если я проецирую на него некую внутреннюю фигуру, которая пытается донести до меня послание, тогда я начинаю впадать в заблуждение идеи отношения.

Итак, это не слишком далеко от того, каким образом еврейские пророки интерпретировали нападения ассирийцев и вавилонян, когда они приходили в Израиль в качестве послания от Яхве. Это идея отношения. Грандиозная идея отношения.

Однако, также является правдой и то, что внешние события, в том случае, когда человек открыт определенным глубинам бессознательного, могут говорить с ним и соприкасаться с индивидуальной психикой посредством обладающих смыслом синхронистических феноменов. Мы знаем, что это факт. И единственная вещь, которая отличает опыт синхроничности от психотической идеи, это очень развитое эго. В этом заключается большое отличие. Во всяком случае, мы накопили достаточно много опыта в данных вопросах, и я считаю, что пришло время попытаться сформулировать гипотезу, которая упорядочит всю эту информацию и, по крайней мере, начнет ее объяснять.

У нас есть основания верить в то, что действия других людей и деятельность объективного, материального мира может говорить с индивидуальной психэ. Как мы можем придерживаться данного утверждения, не впадая в психотическую, солипсическую идею отношения? Вот в чем вопрос. Нам необходима адекватная картина, которая поможет понять подобные переживания.

Моя диаграмма – посильный вклад в этом направлении. То, что я пытаюсь изобразить здесь, заключается в следующем: Вселенная является организмом, я имею в виду живым организмом, который насквозь пронизан явными или скрытыми жизнью и психэ. И индивидуальная человеческая психэ в таком случае должна быть наиболее сознательным цветком этого организма, так сказать, этого сада. Но тотальность этой скрыто живой психической вселенной я бы назвал «космической Самостью» (the cosmic Self). Я хотел бы также постулировать, хотя и с большей степенью неопределенности (данных на это счет пока что не так много), что существует центр внутри тотальности этой космической Самости. И, если существует центр, то существует и функционирующий орган, обеспечивающий ответную реакцию внутри этой космической тотальности. Если он в действительности существует, то Яхве, каким он описывается в Ветхом Завете, должен стать символическим образом этого центра, поскольку ему приписывается обладание универсальными атрибутами, он одновременно создатель и хозяин (master) всей вселенной. Это первый принцип гипотезы.

A: по большей части неосознанные индивидуумы, находящиеся в состоянии participation mystique с индивидуальной Самостью и Космической Самостью

B: индивидуумы, стоящие на пороге осознания Самости

C: индивидуированные личности, осознающие Самость и ось эго-Самость

D: два индивидуума в состоянии взаимной тождественности (то же самое применимо к групповой психологии)

X: неорганическая материя и объективные события на окружности космической Самости; тотальность физической и психической вселенной, т.е. мира феноменов.

Второй принцип заключается в том, что в этом космическом, психическом море индивидуальные психэ плавают подобно рыбам, обладая при этом различной степенью сознательности. Теперь, если мы посмотрим на диаграмму, то увидим, что большой круг, большая окружность, соответствуют тому, что я называю космической Самостью. И я постулирую, что она имеет центр, а это означает существование у нее квази-личности. Обладает ли она сознанием? Что ж, я не знаю. Я даже не знаю, существует этот центр или нет, это все еще только предположение.

Дуга этого круга означает феноменальный мир. Я указываю это в тех местах, где стоят буквы «Х». Эти Х-ы (Икс-ы) являются объектами и событиями феноменального мира. И различные круги означают здесь индивидуумов (индивидуальные психические сущности). Маленькие круги представляют индивидуальные эго, круги среднего размера представляют индивидуальные Самости, и линии представляют собой связи между эго и индивидуальной Самостью, и между индивидуальной Самостью и центром космической Самости. И вы можете заметить, я указал это на рисунке, что различные личности обладают различными уровнями сознания. Некоторые более сознательны, чем другие, что я изобразил как наличие большей части круга за пределами окружности космической Самости.

Теперь несколько вещей, к которым я бы хотел привлечь ваше внимание. Одной из них является феномен тождества между эго и Самостью. Среди этих кругов большая часть тождеств эго-Самости будут наименее развитыми, наиболее бессознательными. И тождество эго-Самости означает, что архетипические содержания индивидуальной Самости персонализированы или «эго-изированы» (ego-ized), так сказать, что будет обуславливать нарциссическую инфляцию, сопровождаемую инфантильным мироощущением – в такой ситуации потребуется редуктивный подход.

Вторая область относится к личностной индивидуальности (individual selfhood), которая обозначена кругом среднего размера. Эта область индивидуальности будет соответствовать подлинным, архетипическим факторам, которые принадлежат главным образом индивидууму. Они связаны с судьбой человека, с его личным мифом, и даже будучи коллективными по своей природе, они индивидуальны в своем проявлении. Когда человек сталкивается с подобными содержаниями в процессе анализа, то в таком случае требуется синтетический подход, архетипическая амплификация, что я назвал бы в целом персональным синтетическим подходом. Таким образом, интерпретация пройдет по лини личной судьбы или личного мифа, или того, как личный миф соотносится с архетипическим образом.

Но есть и третья область, которую я представил на графике, область коллективной или космической Индивидуальности (cosmic Selfhood). Эта область представлена большим кругом с крупным центром, что будет соответствовать самым масштабным и всеобъемлющим космическим и историческим процессам. И, если личность соприкоснулась с содержаниями этой космической области, космической Самости, то это означает, что такой человек имеет определенную задачу и является инструментом космической эволюции, это очень выдающаяся судьба. Подобный случай потребует имперсонального синтетического подхода (а не персонального синтетического), но имперсонального подхода, в котором главной заботой станет трансперсональный процесс, а не личные проблемы.

Я считаю, что этот уровень понимания и толкования может быть понят только в терминах Юнгианской психологии, и единственная причина, по которой это доступно для Юнгианской психологии, заключается в самом Юнге. Он был такой личностью. Он имел историческую, космическую судьбу, которую нужно было осуществить, и потому он столкнулся с этим уровнем в своей психэ, что позволило ему включить его в собственную психологическую систему. Личность, не имевшая подобного опыта в своей собственной психэ, никогда не смогла бы интегрировать его в свою систему. Вот почему у нас в аналитической психологии такой комплексный подход.

Так или иначе, есть три этих уровня. И я надеюсь, что моя диаграмма может помочь объяснить, как определенные переживания бессознательного могут прийти к нам из внешнего мира и от других людей. Другими словами, не только из наших снов и из бессознательного (изнутри), но также из бессознательного снаружи. Это то, что всегда создает проблемы для начинающих анализ. Им трудно увидеть, что внешние переживания и опыт могут отражать индивидуальную психологию. Причина, по которой это так тяжело, заключается в том, что прежде должна быть достигнута определенная глубина переживания бессознательного, до того, как данный факт станет очевидным. До этого момента ничего подобного не существует и все это представляет собой поистине сумасшедшую идею. Люди начинают смотреть на тебя очень странно, когда ты начинаешь говорить такие вещи. Поэтому лучше не говорить об этом не с теми людьми.

В этом графике я намеревался отразить то, что каждое эго находится в скрытой связи со всеми людьми, и, выходя за эти пределы, с целым миром, со всем, что существует и происходит. Мы получает случайные проблески, свидетельствующие об этом факте, в переживании синхронии.

Также возможно, что реакция на нас других людей может хорошо передавать послания от Самости. Другими словами, другие люди могут быть ассирийцами и вавилонянами для нашего Израиля. Это не всегда что-то негативное; также могут быть и позитивные ассирийцы и вавилоняне. Но, как предполагает этот график, и, как я считаю, указывает большая часть психологических данных, на определенных уровнях бессознательного все связано со всем. Кроме того, индивидуальная Самость не отличается от коллективной Самости, или же отличается не достаточно хорошо.

Я думаю, например, о человеке, которого видел в психиатрической больнице много лет назад, чей психоз начался с того, что он впал в бредовое состояние, в котором получал телепатические сообщения от людей со всей страны. И, в конце концов, это превратилось в идею о том, что он был коммуникационным центром всей страны, центральным коммутатором, через который проходили все связи. Другими словами, он отождествился не просто со своей индивидуальной Самостью, но с космической Самостью.

Теперь, особая ситуация, которая относится к случаю D на графике. Эта ситуация происходит тогда, когда отождествление или значительное психическое перекрытие между двумя индивидуальными психэ. Подобного рода феномены происходят в случае сильных проекций – влюбленности, сильной ненависти, или иного взаимного архетипического динамизма, который устанавливает значительное психическое перекрытие между индивидуальной Самостью одного человека и индивидуальной Самостью другого человека. Когда это происходит, что я временно попытался отобразить на диаграмме, одна из личностей переживает связь с Самостью только через другую личность. Это, как если бы человек был отрезан от собственного прямого переживания Самости, и в таком случае происходит короткое замыкание (short circuit), как я это называю. В такой ситуации, если один человек преждевременно теряет контакт с другим, то разрыв связи эго-Самость может стать таким большим горем, что его невозможно будет пережить. Это может привести к смерти или суициду того, кто зависит от подобных отношений, и такая опасность возникает в случае сильного переноса.

Это очень сырая, начальная попытка отразить данные явления по возможности в наиболее широком контексте. Я предлагаю вам ее, потому что хочу воодушевить вас начать размышлять над данной проблемой, поскольку нам необходимо приступить к оформлению подобного рода гипотез.