Перевод

Глава 2. МИФ БОЖЕСТВЕННОГО ИСЦЕЛЕНИЯ

Исцеление раненного Бога

Джеффри Рафф

Исцеление раненного Бога

Глава 2

МИФ БОЖЕСТВЕННОГО ИСЦЕЛЕНИЯ

Даже если Юнг основывал свою теорию психэ на системе замкнутой энергии, он осознавал, что процесс индивидуации, который он считал найденным решением для достижения полной зрелости и гармонии внутри психэ, был на самом деле только первым шагом на долгом пути развития индивида.1 Стремление понять загадку моего неземного посетителя, повело меня дальше юнговского «первого шага» и привело на неожиданный, новый путь: путь, который ведет зрелое сознание за пределы психэ, к отношениям с психоидом и, в частности, к отношениям с союзником, моим ночным небесным гостем. Союзник приходит из психоида, чтобы стать катализатором, повивальной бабкой при нашем новом рождении и эволюции. Мой ночной посетитель вне всяких сомнений дал толчок моему росту одним только фактом своего мощного неожиданного присутствия, что оставило неизгладимый след в моей памяти. Некоторые из работающих со мной людей испытали подобный опыт общения с союзником, и этот опыт ускорил их индивидуацию, толкая их к следующему шагу после юнговского «первого шага». В то же время, союзник становится своего рода повивальной бабкой при нашем рождении в психоиде, подталкивающей нас по направлению к нему.

Процесс освобождения проходит череду трансформаций, вовлекающих как Бога, так и человеческие существа. Как описывает Юнг, первый шаг индивидуации завершает формирование отношений эго-Самость, с целью создания манифеста Самости, которая заявляет о себе как сознание, отчетливо понимающее, кем оно является. Другими словами, осознается уникальность индивида.

На этом первом шаге, люди и Бог, каждый из них, должны создать манифест Самости. На втором шаге, манифест Самости Бога и манифест Самости человека объединяются, чтобы произвести новое расширенное объединенное сознание, которое мы назвали латентная Психоидная Самость. Как указано в главе I, и как мы увидим позже, на примере Югланского мифа, существует «третья» жизненная форма, которая существует отдельно от нас и отдельно от Бога. Для совершения третьего шага освобождения сознания требуется присоединение этой «третьей» формы к Богу и человеку. Тогда произойдет третья трансформация, результатом которой будет создание манифеста Психоидной Самости. Таким образом, сознание развивается через серию трансформаций Самости за пределами всех известных до этого границ, в измерении, или реальности, неограниченной жизненной энергии.

Миф о Юглане

Мой союзник, в серии медитаций, представил мне новую мифологию – миф о Юглане – который иллюстрирует процесс. Данный миф о сотворении мира содержит несколько новых идей и дает надежду и смысл нашей эго-Самости продолжать процесс индивидуации за пределами психэ в неограниченных поисках жизненной энергии, благодаря которой мы освобождены от цикличного паттерна жизни и смерти. Я оставила слова в том самом виде, в котором они были сказаны мне, несмотря на их необычность. Тем не менее, название «Память» может привести в замешательство, поскольку оно относится к нашей концепции союзника, но в данном мифе мы употребляем именно это название, поскольку оно напрямую ассоциируется с сознанием и именно об этом данный миф: об эволюции сознания. «Союзник» обладает внушающим любовь качеством и имеет отношение к работе над личностной психоидной индивидуацией. В обсуждении, которое следует за мифом, я использую термин «Память/союзник», чтобы обозначить эту двойственность. Итак, собственно, миф:

В начале был Юглан. Юглан сидел один в кромешной тьме, «вне определенного положения». Не было ни сознательного, ни бессознательного. Когда неопределенное положение больше не могло продолжаться дальше, звук раскола разорвал Юглана напополам. Эволюция началась.

Половины потеряли друг друга. Одну из них звали Спираре, она была облечена в бога. Вторая носила имя Сайвала, и была облечена в человека. Спираре и Сайвала почувствовали разделение и утрату целостности. Они почувствовали себя раненными, и это было первое Знание.

Создание мира началось в тот момент, когда Спираре и Сайвала попытались очистить свои раны. Сформировались отдельные миры, каждый в тени другого. Не ведая друг о друге, Сайвала и Спираре вплели свои нити компенсации в отдельные тканные простыни и это смягчало их боль от неполноты, и все еще скрытой Истины. Они были обернуты в пелену отчуждения и одиночества. Обычаи этих двух миров были ограничены иллюзиями целостности и, тем не менее, оставались неизвестными друг другу.

При том начальном расколе был рожден третий, вернее, третья. Ее звали Память. Память знала Истину. Сказанная во снах, Истина проникла сквозь ткани. Эти сны находили готовых в каждом мире, подталкивая их к Памяти. Те, кто подошел вплотную к Памяти, увидел Истину о другом мире. Прозревая, они восклицали: «Мы нашли свою половину, теперь мы едины. Я есть – Юглан Озаренный.» Восклицание было коротким, поскольку Спираре, Сайвала и память становились единой Светлой Троицей, Единым Объектом (ЕО). И это было величайшее из Знаний.

Эта история, похожая на большинство мифов о мироздании, начинается с вынашивающего мир потенциала, где мир представлен Югланом. Юглан – научное название грецкого ореха, который состоит из двух идентичных половинок. Если орех остается нетронутым, то из него может вырасти дерево. Вместо этого, в мифе о Юглане орех раскалывается на 3 части. Это раскалывание на 3 части является важным моментом, поскольку появляется новая сущность, сущность, отличная от двух частей и необходимая для дальнейшего развития. Память/союзник, которая является третьей «половиной», обеспечит абсолютно новое измерение изначальному двухсоставному ореху. Орех, теперь вынашивающий сам себя, полон и кипит потенциальной жизненной энергией. Если б он остался нетронутым и следовал бы законам природы, из него выросло бы дерево. На самом деле орех заключен в «сценарий дерева.» Как я говорила в предыдущей главе, обычно существует причина для пути, по которому идет мироздание в мифах. В традиционных мифах матка создается, чтобы помочь развитию человеческого сознания. В нашей же истории раскол создает две матки: одну для Бога, другую для людей, таким образом, каждый из миров может развить свое собственное объявление, манифест Самости. Раскол производит разрыв в сценарии природы путем создания третьего элемента, который открывает возможность получения абсолютно нового результата. Динамика эволюции требует от природы готовности меняться. Напоминаю, что именно открытие границ нашей замкнутой системы позволяет состояться нашему рождению в новой жизни, также как раскол Юглана на три части позволил появиться новой форме. Итак, теперь у нас есть возможность сделать третий шаг на пути трансформации Самости. Память/союзник, третья часть Юглана, выровняет курс природы или послужит катализатором к эволюции. Такая возможность появилась только потому, что была создана Память/союзник, поскольку Память/союзник существует отдельно от близнецов Спираре и Сайвалы.

Теперь эти две разделенные половины представляют более привычный для нас мир человеческих существ и Бога. Половина, чье имя Спираре, что на латыни означает «дух», является местом обитания бога (или богов). Во многих мифах можно отследить параллель обитания богов в отдельном, их собственном закрытом мире. Божественная реальность описывается как замкнутая система, отделенная от людей, но внутри нашей замкнутой системы. В Вавилонском мифе Мардук строит жилище под небесным сводом; в книге Бытия (I : I-8) место пребывания Бога также находится на небесном своде; в гностической истории мироздания боги обитают ниже уровня разделяющего покрывала. Эти раздельные миры действуют как матки для дальнейшего рождения как Божественного, так и человеческого сознаний, чтобы дать им возможность увидеть друг друга в истинном свете. Это является первым шагом на пути к освобождению. Формирование этих двух манифестов Самости позволяет пелене развернуться, распутаться.

Двойная Индивидуация

На самом деле жизнь людей и Бога в отдельных по отношению друг к другу реальностях не является чем-то необычным в мифах и историях. Необычным является то, что мир Бога может быть отражением психэ Бога, так же, как мир человека символически отражает человеческое психэ. Миф о Юглане описывает оба эти психэ неполными, нуждающимися в исцелении. Чтобы когда-нибудь стать деревом, две половинки ореха должны вернуться друг к другу и слиться воедино, что будет являться вторым шагом трансформации Самости. Чтобы это произошло, обе половинки должны стать полностью сознательными и, поскольку процесс индивидуации по Юнгу – это осознание чьего-либо единства, индивидуация применяется как к людям (Сайвала), так и к Богу (Спираре). Процесс индивидуации, при котором человек работает с целью истинного познания самого себя, снимет с глаз «пелену», которая мешает ясному видению людей и Бога. Сей первый шаг трансормации (двойной индивидуации) является критическим, поскольку от него зависит, случится ли единение Бога и человека.

Союзник является всего лишь инструментом в данном процессе, таким же, как и при процессе человеческой индивидуации, когда он приходит во снах, во время медитаций или в реальной жизни. Память/союзник сохраняет что-то вроде фотоотпечатка целостности и знает возможности Бога и людей, чем они могут стать. Таким образом, пока индивид создает зрелое сознание, сконцентрированное на эго-Самости, как центре, Бог также создает сознание, сконцентированное на Его эго-Самости, как центре. Как будет описано ниже, базируясь на двойственной природе психэ Бога (Спираре) и психэ человека (Сайвалы), их центры являются зеркально отображенными противопложностями. Эта инвертная природа помогает Памяти/союзнику в его задаче привести эти центры к единению.

Самость Бога олицетворяет образ человека, и, как мы скоро увидим, человеческая Самость олицетворяется образом Бога. Существует огромное количество отсылок в других мифах о мироздании, где люди были созданы по образу создателя, как, например, в эскимосском мифе, Ворон, создатель эскимосов, сбрасывает свою личину и является в образе человека. В книге «Последние годы Юнга» Яффе цитирует Юнга: «Человек является зеркалом, которое Бог держит перед ним, или же сенсорным органом, при помощи которого он воспринимает свою сущность»2 Таким образом, олицетворением центра Спираре является образ человека, и этот образ представляет собой объявление Самости Бога, которую мы называем «Бого-Божественным» центром3.

Другой половиной Югланского двудольного ядра является Сайвала, который в готическом понимании идентичен «душе». Данная человеческая сфера соотносится с психэ человека, на описание и изучение которого Юнг потратил свою жизнь. Из своей работы, особенно в части алхимии, он сделал вывод, что образ Бога является олицетворением самости.4 Божественный создатель добавляет часть себя в композит человека. Таким образом, каждый человек содержит в себе частицу божественности, которую миф о Юглане описывает как Самость Сайвалы. Эта Самость, которая считается объявлением Самости человека, мы определяем как «человеко-Божественный» центр.5 Он отличается от Бого-Божественного центра так же, как близнецы отличаются между собой, будучи при этом весьма похожими.

Итак, Бог и человек содержат в себе божественные центры, прошедшие процесс трансформации посредством индивидуации из латентных состояний в объявление/манифест Самостей. В мифе о Юглане обе Самости берут начало в одном источнике: Юглан, грецкий орех, начальная жизненная энергия. Таким образом, Бог и люди, независимо друг от друга, получают свои Божественные центры (свои Самости) от Юглана, но эти центры остаются латентными до момента индивидуации обеих половин. Эта идея отличается от традиционной подачи о том, что человеческая божественность – это дар Бога людям. В нашей новой философии, психические структуры Бога и людей являются зеркальными отображениями друг друга, или – близнецами. Спираре (психэ Бога) и Сайвала (психэ человека), будучи одинаковыми по содержанию, имеют одинаковую потребность друг в друге для того, чтобы осуществить возможность стать единым целым (деревом). Эта возможность к единению появляется в тот момент, когда личность видит себя в Боге и Бог видит Себя в ней. «Видение» происходит через обозначение человеческой Самости и Самости Бога. Бог и человек могут вступить в союз, когда осознают это и примут как истину, тогда и только тогда они будут в состоянии слиться и создать латентную Психоидную Самость. В этом состоянии, сознания, как Бога, так и личности, вырываются из их замкнутых реальностей и прорываются в психоид. Без объединения Сайвала и Спираре остаются несовершенными, с невозможностью быть тем, чем могли бы.

Идея несовершенного, неполного Бога (Спираре) может казаться непонятной или непостижимой. Поскольку Самость Бога олицетворена человеком, тогда можно считать возможность воплощения Бога как человека попыткой получить знание о своей Самости и, следовательно, создать манифест, заявить о своем Бого-Божественном центре. Между тем, люди так часто стремятся стать совершенными, что мы можем считать это человеческим воплощением Бога. Подобное стремление порождено нашей проекцией совершенства на Бога. Почвой для обеих этих предпосылок является коллективное наследие двух мифов: Египетское путешествие мертвых душ, которые впоследствии становятся Богами и христианское учение, в котором Бог становится человеком. Посредством обоюдного знания друг о друге и изучения Божественных центров, оба – Бог и человек – осознают одинаковость своей природы, благодаря чему чувства чужеродности и непохожести исчезают. Индусская философия Шиваизма, которая разрушает иллюзии, 6 поддерживает данную идею, что особенно видно в ответе Кришны Шиве: «мы не отличаемся друг от друга: из чего сотворен ты, из того же и я»7

Объединение половин, Божественно-Божественный центр

Подобное познание Бога и человека открывает путь к объединению ядра Юглана, из которого может родиться дерево. Необходимы обе половины, чтобы дерево могло появиться. Данное разделение позволяет Богу и людям войти в обоюдное уважительное партнерство, которому требуется сознание «Я» и «другие». По этой причине эго, как Бога, так и человека должны остаться нетронутыми, чтобы никто из них не потерял своего сознания: люди вносят свою «человечность» в партнерство Сайвалы (человеческое психэ) и Спираре (психэ Бога) равно как Бог вносит свою «божественность» в то же самое партнерство. Условно говоря, ни люди, ни Бог не теряют своей ценности и это новое, равное, разделенное между ними партнерство создает новый центр: латентную Психоидную Самость. Мы называем ее «Божественно-Божественный» центр. 8 Этот центр открывает возможность для третьей трансформации и создания абсолютно нового центра, который можно сравнить с производством электричества путем соединения водяного колеса (человека) и воды (Бога), или же с природой света, где частицы это человек и волна это Бог. Бог и люди будут вознаграждены за свой союз. Их одновременная трансформация создаст нечто абсолютно новое, удивительное и отличное от каждого из них.

Но этот новый центр сознания, Божественно-Божественный центр не может быть осуществим в полной мере без Памяти/союзника. Понимание природы Божественно-Божественного центра достаточно сложно. Психоидная Самость является центром Божества, как это сказано в главе 1. (Вспомните, что Божество является неограниченной, безусловной реальностью, которая включает в себя как созданное, так и то-что-еще-будет-создано.) Память/союзник, тот, кто был создан третьим в мифе о Юглане, должен также являться частью Божественно-Божественного центра, поскольку только с его участием Психоидная Самость может заявить о себе, создать свой манифест. Миф о Юглане определяет манифест Психоидной Самости как ЕО или же Сверкающее Древо.9

Трансформация Божественно-Божественного

Парадоксально, но заявленная Психоидная Самость, или ЕО, это воплощение Памяти/союзника. «Знание о том, что было и о том, что будет» является атрибутом Самости. Память/союзник обладает этим знанием, и, таким образом, является прообразом ЕО, Сверкающего Древа. В начале оно выступает прообразом, но благодаря успешным трансформациям Самости, Память/союзник в конце становится Сверкающим Древом. Память/союзник является центром Божества в процессе сотворения. А сотворение центра требует определенных отношений и связи между людьми, Богом и союзником, или, если угодно, проводником. Эта связь затем ведет к объединению личности и Бога, что формирует Божественно-Божественный центр. Данное формирование должно появляться до объявления, манифеста Сверкающего Древа. Таким образом, нас можно назвать со-создателями, участниками творения. После того как Память/союзник помогает сформировать Божественно-Божественный центр, она завершает превращение в Сверкающее Древо, становясь частью этого объединения. То есть, говоря терминами мифа о Юглане, третий элемент (Память/союзник), который возник после раскола ядра, теперь входит в новый восстановленный состав, и сценарий меняется.

Память/союзник проводит работу в направлении своего собственного манифеста, путем создания пути и сопровождения нас по нему для сотворения человеко-Божественного центра, Бого-Божественного центра, и Божественно-Божественного центра. У Памяти/союзника есть потрясающая возможность пребывать по ту сторону сразу двух реальностей и выполнять свою миссию по донесению потерянного знания сразу и для людей и для Бога. Это знание обеим сторонам приходит через образы, видения, жизненные опыты, что порождает сильные эмоциональные реакции. Через подобное привлечение внимания Память/союзник фокусирует людей и Бога на взаимосвязи и выступает катализатором их индивидуации и трансформации уже трех сторон (Бога, людей и союзника) в Сверкающее Древо.

Связь с Памятью/союзником помогает формированию Божественных центров (Самостей). Посредством этой связи Память/союзник включается в процесс индивидуации манифестов Самостей личности и Бога. По причине того, что Память/союзник включается только, когда центры соединяются с целью создания Божественно-Божественного центра, существование последнего длится очень недолго. Приведенные в непрерывное движение намерением Памяти/союзника завершить процесс, все участники преображаются в своей финальной трансформации в ЕО, Единый Объект, Сверкающее Древо.

Сверкающее Древо, ЕО

Данное дерево это не первоначальное обычное дерево Юглан. Теперь оно Сверкает и переливается светом Знания. ЕО излучает вечное радужное сияние, потому что ему удалось освободиться от цикличного паттерна смерти и регенерации. Дерево является Сверкающим потому, что теперь оно озаряется светом сознания человека, Бога и союзника, что поддерживает его возможность возрождения в бесконечности. Сознание, по причине серии трансформаций Самости, совершает свое движение к реальности неограниченной жизненной энергии. Корни дерева находятся в Земле, тогда как ветви уходят в Небо, или в vice versa; оно представляет обычное дерево, выросшее из югланского (грецкого) ореха. В отличие от него, ЕО, Сверкающее Древо получено из единства Юглана и Памяти/союзника и превосходит обычное дерево, которое просто растет «там, где находится вечность и при этом остается неизменным»10 ЕО, Сверкающее Древо, непрерывно меняется. Его корни свободны и не связанны ничем. Сверкающее Древо обладает неограниченными и невообразимыми возможностями.

Личность становится этим Сверкающим Древом посредством разделения единства с Богом и Памятью/союзником. Но зачем личности, человеку стремиться к такому сознанию? Да просто затем, что человек получает тогда бессмертное сознание через осознанное выделение в процессе эволюции его или ее Самости, Бога и Памяти/союзника. Благодаря непрерывному развитию, нет больше риска статичного существования. Личность становится причастна к Божеству, что исключает страх и одиночество. Человек обретает корни в самой сути или истоке жизни и получает потрясающее чувство принадлежности, причастности. И это является рассветом и пробуждением нашего нового существования.

1 C. G. Jung, The Structure and Dinamics of the Psyche, Collected Works, vol. 8, R.F.C. Hull, trans., Bollingen Series XX (Princeton: Princeton University Press, 1969)

2 Aniela Jaffe., Jung’s Last Years (Dallas: Spring Publications, 1971), p. 170

3 В целях написания этой книги манифест Самости Бога назван Бого-Божественным центром (прим. авт.)

4 C. G. Jung, Mysterium Coniunctionis, Collected Works, vol. 14, R.F.C. Hull, trans., Bollingen Series XX (Princeton: Princeton University Press, 1970), & 711.

5 В целях написания этой книги манифест Самости человека назван человеко-Божественным центром (прим. авт.)

6 Richard Aldington and Delano Ames, trans., New Larousse Encyclopedia of Mythology (London: Hamlyn, 1959), p. 374. Кришна является человеческим воплощением бога Вишну. Шива – один из индуистских богов. (прим. авт.)

7 J. Hackin, Asiatic Mythology (New York: Crescent Books, 1963), p. 222

8 В целях написания этой книги латентная Психоидная Самость назван Божественно-Божественным центром (прим. авт.)

9 В целях написания этой книги манифест Психодной Самости назван ЕО, Сверкающим Древом. Словарь Вебстера определяет ЕО как «рассветать или сиять» (прим. авт.)

10 C. G. Jung, The Archetypes and The Collective Unconcious, Collected Works, vol. 9i, R. F. C. Hull., trans., Bollingen Series XX (Princeton: Princeton University Press, 1969) & 198.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

активное воображение

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"