Перевод

Зимний Семестр 4 Лекция X 26 марта 1930 г

Анализ сновидений

Карл Густав Юнг

Анализ Сновидений

Зимний Семестр 4

Лекция X

26 марта 1930 г.

Доктор Юнг: Прежде чем начать обсуждение, я хотел бы внести предложение по поводу следующего семинара. Некоторые из вас собираются остаться на летний семестр, и, вероятно, будут и новые члены. Им потребуется короткий обзор произошедшего в этом семестре. Не стоит упоминать сами сны, но важно дать общее описание проблемы, как она развивалась и с какими вариациями – психологические выдержки общего движения этой длинной змеи проблемы нашего сновидца.

Я хотел бы внести еще одно предложение. Недавно мы пытались формулировать архетипы на основе материала сновидений, и это оказалось довольно трудно. Итак, поскольку архетипы изначально появились не из сновидений, а из мифологического материала, вроде сказок, легенд и религиозных форм мысли, я думаю, стоит сначала сформулировать архетипы на их основе. Мне кажется, это было бы интересным предприятием, если кто-нибудь из вас выберет себе мифологию для работы; пусть один возьмет германскую мифологию, другой греко-римскую или первобытный фольклор и так далее. Представление о классификации вы можете получить, просмотрев индекс Психологии бессознательного, и по этой теме есть книги на английском. Довольно безынтересная в остальных отношениях книга «Золушка», тем не менее, очень ценна с психологической точки зрения; в ней видно, как действуют архетипы. Есть параллель в немецкой литературе под названием Astralmythen под авторством Стакена, а также Das Zeitalter des Sonnengottes Фробениуса, где вы найдете перечисление архетипических мотивов и методов, при помощи которых ученые получили свои результаты.[1] Я предлагаю это в надежде, что кто-то из вас заинтересуется. Есть вопросы?

Доктор Бейнс: Что касается вашего предложения о подготовке обзора, вы предлагаете, чтобы различные члены подготовили выдержку, а затем составили отчет, и самый лучший или исчерпыющий мультиграфировали?

Доктор Юнг: Это может сделать один человек, просто общее описание, вроде того отчета, что делал доктор Дэди, только менее детальный.

Доктор Дэди: А чем он будет отличаться от моего?

Доктор Юнг: Я бы не стал вдаваться в детали относительно снов. Я бы просто попытался описать общее развитие мысли. Это резюме мысли, а не материал сновидений.

Доктор Бейнс: Думаю, ваша книга будет лучшим источником для архетипических мотивов.

Доктор Юнг: Я бы не хотел, чтобы вы ею ограничились. Мотив Золушки – это крайне ясный случай. Исключительно интересный материал можно найти в индийской мифологии. Это поможет найти схожие мотивы в сновидениях.

Вопрос: Вы хотите, чтобы это сделали все?

Доктор Юнг: Не все. Только те, кому это интересно.

Предложение: Орфей, Рыбак – интересная книга в местной библиотеке. Есть еще одна книга Бахофера, но она не переведена.[2]

Доктор Бейнс: Священный Грааль Джейн Уэстон[3] показывает этот мотив в довольно научном духе.

Доктор Дэди: В Англии недавно появилась новая книга под названием Предания о единороге Шеферда.[4] Автор, кажется, прочел все книги в мире, которые другие люди не читали. Библиография поразительная. Он учитывает все, от легенд до мифов; замечательная исследовательская работа.

Доктор Юнг: Да, но, боюсь, это будет монографические обсуждение одного мотива, который не вполне нас интересует. Нас интересует метод распознавания архетипических мотив среди более широкого материала. Конечно, Золушка – это только один мотив, с одной точки зрения, но метод прекрасный, и, конечно, ваша книга о единороге тоже может отличаться хорошим методом. Книга Зильберера[5] о мистицизме очень полезна. В ней вы найдете мотив котла, а также многое другое.

Итак, у меня на столе лежит этот document humain [букв. человеческий документ – фр.], но я не знаю автора, он не подписан. Я вам его зачитаю.

Некоторые размышления о мыши из сна

Обсуждение на прошлом семинаре создало некоторую неприязнь в мире мышей. Чтобы все прояснить, мыши приняли решение отправить следующие предложения о мире.

Доктор Юнг сказал, что когда во сне появляется животное, мы должны воспринимать его в точности так, как в реальности и попытаться найти его смысл, исходя из его собственных свойств. Потому мы утверждали, что мышь мала – боязлива – живет в норах – выбирается преимущественно ночью – любит сало и производит беспокойство в приличных домовладениях. Что было упущено, так это поразительная плодовитость мышей, которая сравнима, пожалуй, только с плодовитостью морских свинок. Каждый ребенок, заводивший белых мышей, знает это, знает, что только резня по примеру Ирода поможет справиться с растущей толпой бесконтрольно плодящегося потомства. Действительно кажется, что плодоносят даже самцы.

Может быть полезно учесть эту поразительную плодовитость мышей – возможно, что что-нибудь даст. Предположим, мышь – это животное тьмы, ночи и плодовитости. Это совершенно ясно проявляется в связи с лунной жизнью, со всем символизмом луны, который участники семинара вспомнят из прошлых обсуждений. Но в мире, залитом лунным светом, мыши занимают особое место, и лучше всего мы определим его по поведению женщины, завидевшей мышь.

Есть старое высказывание, что девушка, не боящаяся мышей, потеряла девственность. Совершенно точно, что женщины, приметившие мышь, проявляют испуг особым образом – словно их девственность под угрозой. Это очень любопытно, ведь мышь точно не угрожает женской чести.

Итак, следует собрать отвагу в кулак и смело сказать: когда в комнате мужчина, женщина и мышь, когда женщина кричит, а мужчина думает, что это неважно, несмотря ни на что крайне вероятно, что на самом деле напуган мужчина, а не женщина.

Всякий присутствующий мужчина может снизойти и триумфально объявить, что это еще одно доказательство лживости и лицемерия со стороны женщин – еще одна крокодилья слеза в их лживых глазах. И с этим следует согласиться. Но после того, как мужчина насладился триумфом, следует выступить и сказать, что на этом останавливаться не следует. Если со времен Евы женщины, заметившие мышь, всегда вели себя таким странным лживым образом, это что-то да значит. Возможно, притворство не беспричинно, возможно, это совсем не притворство, а своего рода символическое поведение, такое же символическое, как и сама мышь.

Мышь, мы считаем – это символ женского желания плодородия. Это желание глубоко укоренено во всех женщинах, ведь только рожая детей женщина исполняет свою природную задачу и живет в согласии с судьбой. И не стоит ограничивать это высказывание только материальным и физическим миром женского тела и секса. Это столь же верно для одаренной лунным умом женщины, которая постоянно жаждет семени сынов света, чтобы породить духовных детей луны в темном, но бесконечно страстном акте созидания. Желание физического и духовного зачатия столь тесно связано с женщинами, что часто они их смешивают и оставляют мужчинам рассудить, чего они на самом деле хотят. Может случиться так, что женщина рожает одного ребенка за другим, потому что не знает, что ее лунный ум страдает, отверженный, но в то же время, с другой стороны, жена может мучать мужа своими настоятельным желаниями духовной близости, тогда как в действительности она просто хочет детей.

Но как бы то ни было, весьма вероятно, что мышь – это символ принципа Инь в его готовности к зачатию.

Как в материальном мире лишь матка в женщине способна зачать, так и в духовном мире не интеллектуальная или рациональная жизнь вмещает творческую силу женщины. С рациональной стороны женщина – это страж, мать. Но духовное семя мужчины должна принять теплая черная земля иррационального Эроса. Итак, Эрос по своей природе столь иррационален, что совершенно лишен языка – он не говорит ни по-английски, ни по-французски, ни по-немецки. И поскольку ему неведомо логическое слово, Эрос никогда не может ясно сказать, чего хочет и почем хочет именно этого. Потому когда в женщине действует Эрос, все, что она может сделать – это действовать или говорить весьма странным символическим образом, чтобы привлечь внимание мужчины. Чего хочет Эрос, так это того, чтобы мужчина задал вопрос, поскольку на вопросы Эрос ответить может. Ответ всегда будет ребенком – в материальном мире это займет девять месяцев, в духовных вопросах это может случиться быстрее.

Вот только мужчина всего этого не знает. Всякий раз, когда дело касается Эроса, мужчина, не развивший в себе женскую сторону, невежествен, как Парсифаль. Он действительно не знает – он даже не осознает, что в глубине души напуган. Как Парсифаль перед Священным Граалем, так и мужчина стоит перед Эросом женщины. И как Парсифаль был принят Священным Граалем только когда задал вопрос, так Эрос женщины открывается только на вопрос мужчины.

Разница в том, что Грааль, поскольку он священный, остался безмолвным и ожидал вопроса, земная женщина, чей век короток, не может ждать. Так велико ее стремление зачать, что она использует самые поразительные средства, чтобы заставить мужчину говорить.

В случае с мышью все выглядит так, будто женщина использовала все возможные внешние признаки внутреннего страха мужчины, чтобы пробудить его отвагу и смелость и чтобы заставить его увидеть всю поверхностность страха в этом случае. Когда женщина кричит при виде мыши, это не означает: «Мне страшно». Это значит: «Видишь мышь? Разве ты не понимаешь? Ну спроси же меня! – задай вопрос!»

Нам кажется, что мышь – прекрасный символ устремлений Эроса. Как мышь живет практически невидимой во всех странах и климатах, так и Эрос женщины, пусть он даже затаился в самой глубокой норе, вездесущ. Как и мышь, он предпочитает дружественное сияние луны распростертому свету дня и лучше всего чувствует себя в самой тихой комнате дома. И как мышь обещает бесчисленное потомство. Относительно этого потомства французский закон прав во всех случаях, а именно: La recherche de la patermte est interdite [Установление отцовства запрещено – фр.] Только дети Эроса так похожи на отцов, что это доходит до смешного.

Возможно, следует также знать, почему, в конце концов, мужчина так боится мыши. В некотором смысле мужчина совершенно прав, это набожный страх. Логос должен бояться Эроса, поскольку в Эросе чувствует свою противоположность. А когда противоположности не вполне сочетаются, случается беда. Так что страх мужчины действует как внутреннее предупреждение о том, что не следует злоупотреблять слепым, неразумным желанием женщины.

Не следует забывать о том, что для нашей символической мыши, как и для всех мышей, существует кошка. И эта кошка за прошедшие века уничтожила немало мышей. Когда мыши становятся слишком шумными и тучными, кошка должна их съесть. Но ни одной кошке не стоит есть больше мышей, чем это полезно для желудка. Но можно встретить немалок кошек, глотающих мышей, пока не получат несварения – или, что еще хуже, так разжиреют, что становятся бестактными и сварливыми. Кошка, поедающая мышей из сна, называется Анимой. И потому очень хороший знак, что в нашем сне за мышью гонется жена сновидца, и поблизости нет ни одной кошки.[6]

Доктор Юнг: Это прекрасно. Я поздравляю неизвестного автора. То, что анима – кошка, поедающая мышей, решительно совершенно новая мысль.

Миссис Бейнс: Вы согласны с этим?

Доктор Юнг: Ну, я так поражен, что должен это обдумать.

Миссис Бейнс: Почему вы полагаете, что мышь, написавшая эту статью, останется неизвестной? Думаю, она заслуживает сыра.

Доктор Юнг: Я вовсе не уверен в этом! Есть ли вопросы о мыши, которая была так исчерпывающе описана? Невозможно было ожидать, что такая малость вызовет столь бурное обсуждение – можно сказать, передвинет горы.

Миссис Сойер: Почему мышь идет в комнату мальчиков?

Доктор Юнг: Верно, мы не говорили об этом. Есть предположения?

Доктор Хоуэллс: Женская реакция на сексуальную проблему в том, что она может затронуть детей.

Доктор Юнг: Во сне это очевидно ее идея, что мышь может навредить мальчикам. Тут акцент на мальчиках. Это могла быть и девочка – Эрос сновидца отступает в комнату девочек, но это комната мальчиков, что довольно примечательно. Как вы полагаете?

Миссис Сойер: Сколько лет мальчикам?

Доктор Юнг: Вероятно, восемь-десять.

Миссис Зигг: Похоже, что родители отдали слишком много либидо определенной части своих жизней, дети склонны действовать иначе.

Доктор Юнг: Но нас волнует вопрос о том, почему Эрос отправился к мальчикам. Если он идет к девочкам, вполне очевидно, что это может быть инцестуозное либидо, а если к мальчикам, то что это?

Доктор Бейнс: Гомосексуальность.

Доктор Юнг: Да, инцестуозная гомосексуальность. Такое подавленное либидо, естественно, вырывается на ближайший объект, иногда это дочь, иногда сын. Конечно, вполне возможно, что мальчики тоже символические, но тут мы в довольно деликатной ситуации, потому что мальчики для него так же реальны, как жена. Его жена не символическая, а буквальная, мы цепляемся за факт, что сон определенно имеет в виду жену. И мальчики, сыновья, от этого никуда не деться; мы вынужденны признать, что сон буквально подразумевает, что Эрос сбегает и переносится на мальчиков, что может им навредить. Совершенно ясно, что если такой подавленный Эрос принимает форму инцестуозных отношений, то страх жены оправдан. Вопрос в том, почему мальчики, а не девочки? – и я должен сказать, что ответ был в прошлом сне, когда при сходных обстоятельствах это была дочь. Мышь – либидо – сбегает к дочери и порождает инцестуозную ситуацию. Когда я анализировал тот сон, это его сильно шокировало; он тут же это заметил, что, вероятно, блокировало путь. Но путь к мальчикам открыт. Он совершенно не склонен полагать себя гомосексуалом, так что это лазейка для дьявола. Когда мы говорим, что такие вещи совершенно невозможны, тут-то дьявол и пробирается. Нашему сновидцу такая возможность и не снилась, это слишком невероятно, и как раз туда отправилась мышь, этим невидимым путем. Потому у жены просыпается верный инстинкт и осознает угрозу.

Миссис Хэнли: Почему он не пытается убить мышь, если с этим связана сильная сексуальность?

Доктор Юнг: Он пытался, но как убить мышь, если в руках у тебя половинка кровати? У жены была палка, что более практично, но его оружие слишком неудобно, это неподходящий инструмент. Здесь, конечно, есть психологический смысл, который увязывается со значением колыбели, в которой он был ребенком и не мог навредить ни себе, ни другим, и мог играть в безопасности. Теперь она распалась, а он все еще держит то, что ограждало его. Он использует те же средства, чтобы убить мышь, те же инфантильные приспособления, но, естественно, такая штука слишком неудобна.

Доктор Дэди: А это не может означать, что он вкладывает в мальчиков Эрос, перекладывает ответственность и потому она остается на низком уровне?

Доктор Юнг: Ну, здесь не присутствует сознание, так что в этом случае едва ли можно говорить об ответственности. Если гомосексуальный инцест должен вырваться, если мышь должна разрушить их жизни, это произойдет после. но не сейчас. Пока это просто потакание, сентиментальная любовь к мальчикам или отождествление, а это и есть гомосексуальный инцест. Тогда впоследствии сын унаследует грехи отца и будет вынужден компенсировать этот унаследованный грех.

Мы переходим к следующему сну. Как вы, вероятно, заметили в процессе наших занятий, очень часто случается неожиданное, и проявляются некоторые черты, которые мы совершенно упускали, например, плодовитость, порождающее начало мыши. Эти вещи совсем не занимали сознание сновидца. Потому следующий сон обращается к этому.

Сон [26][7]

Жена одновременно рожает троих детей (что характерно для необычайно плодовитых женщин), но двое первых рождаются мертвыми, в живых остается только третий. Он говорит, что этот сон повторился той же ночью, но несмотря на это, никаких других деталей он не запомнил. Он помнит лишь, что помогал при родах, что была и акушерка, которая унесла двоих мертвых детей.

Ассоциации: Он говорит, что тройня или даже двойня кажется ему чрезмерным благословением. Ему кажется достаточным, что выжил только третий ребенок. Он подробно останавливается на мертвых детях и говорит, что спиритуализм и йога кажутся ему этими ненужными детьми, которых унесла акушерка, ассоциируя меня с акушеркой, несмотря на мой пол. Третий ребенок кажется ему развитием отношений между мужчиной и его анимой или душой. (Эта часть остается неясной.)

Итак, в этом сне мы наблюдаем исключительную плодовитость. Для мышей, привыкших рожать и больше, это довольно немного, но для людей случай примечательный. Что вы скажете об этом сне, кроме факта плодовитости?

Доктор Дэди: Есть ли психологическая связь между его гигиеническим поведением, которое по сути является подавленной сексуальностью, и теософским складом ума?

Доктор Юнг: Есть тесная связь между его вегетарианством, так называемыми гигиеническими интересами и склонностью к йоге и духовности.

Доктор Юнг: Я полагал, что его упражнения в колыбели – часть его гигиены, тогда как мышь, сексуальность, подавленная гигиеной, и есть то настоящее, чего он хочет.

Доктор Юнг: Естественно, спиритуализм и йога уводили его интерес от реальностей жизни, как и помешательство на еде – поедание салата, как и лакрид и меда диких пчел, отличные средства для подавления секса.

Доктор Дэди: Все это методы подавления?

Доктор Юнг: Да, выдавливания под кровать, сокрытия. Он вытворяет гигиенические фокусы на кровати, а мышь под ней. Чем больше он практикует эти апотропные культы, тем сильнее разваливается колыбель, а мышь убегает, так что все было тщетно. Итак, между тем сном и этим мышь определенно чего-то достигла. Между снами прошло пять дней, а за это время что-то случилось. Мышь вызвала исключительную плодовитость, заставила жену родить тройню. Поразительный факт. Естественно, это не относится к реальности, у нее никогда не было тройни, она в этом отношении совершенно нормальная, но во сне она определенно представляет себя. Мы не можем сказать, что это его анима, например. Это действительно жена, и она плодовита. Он склонен считать ее совершенно стерильной и относить плодовитость на свой счет, потому что в жене ничего такого не заметно, и единственное, что, по его мнению, изменилось за последние шесть или семь лет, так это то, что он культа спиритуализма и йоги перешел к анализу. Жена, по-видимому, совсем не жила, и потому он впечатлен ее абсолютной стабильностью, статическим состоянием ничегонеделания. Но он говорит, что она может родить тройню, а это поразительная компенсация. Это настоящий удар между глаз. Это было так неожиданно, что я не обсуждал с ним этот аспект. Это прошло бы мимо него, так как он убежден, что жена не может отличаться от его представлений, совершенно бесполезно убеждать в ином, так что я оставил вещи в том состоянии, в каком он их представил – двое мертворожденных в его развитии и один, пока живой. Это была единственная доступная ему точка зрения, я это ясно почувствовал. Сон был невероятным сюрпризом и для меня, ведь я был так впечатлен его описанием жены, что и не думал о возможной тройне.

Но, как показали последующие события, произошла невероятная перемена, самая неожиданная, и мы не знаем, каков будет исход. В любом случае, перемена в ней была такой примечательной, что можно было говорить минимум о двойне. Я думаю, это указывает на невероятные перемены и в будущем – случай психологического предчувствия. Я словно пророчу, что жена родит, как это было со старым Авраамом и его женой Сарой; лоно усохло в ней, и как это возможно? – и он усомнился в слове Божьем.[8] Таково состояние этого человека, я совершенно не намерен поддерживать сон, потому что сам сомневаюсь, что это возможно. Хотя по всем правилам игры я должен был сказать: «Мы не можем отделаться от того факта, что ваша жена – это ваша жена, и с ней, несомненно, что-то должно случиться». На самом деле два года спустя все разрешилось самым поразительным образом – я и сам был удивлен, должен признаться. Человек всегда ошибается, когда не уповает на чудо. Ведь они есть, просто мы в них не верим. То, что ассоциирует мертвых детей со своими оккультными занятиями, а живого ребенка с психологическими интересами, тоже важно; это параллель. Это означает, что если он смог совершить поразительную трансформацию от спиритуализма и йоги к психологии, так же может измениться и жена. Здесь вы можете критиковать меня за то, что я принимаю жену за реальность, а не простую проекцию, его женское бессознательно, и до некоторой степени будет совершенно правы. Здесь я, очевидно, нарушаю правила игры. Но не следует делать эти правила столь строгими, что когда муж или жена появляются во сне в своей подлинной форме, то они, следовательно, ничто иное, как муж или жена. Это также может быть образ мужа или жены. Когда ему снится жена, это его жена, но кроме того, это то, что жена представляет для него, выражение его самого.

Здесь мы приходим к важнейшему заключению: анализируя людей, состоящих в браке,, или людей, состоящих в близких отношениях, просто невозможно работать с их психологией как с отдельным фактором; это все равно что работать с двумя людьми одновременно, и крайне трудно освободиться от индивидуальных принадлежностей отношений. Неизменно обнаруживается, что так называемая индивидуальная психология такого рода объяснима лишь при допущении, что в то же время в разуме действует другой человек; иными словами, это психология отношений, а не изолированного индивидуума. Трудно даже изолировать индивидуальные части от общих. Так что едва ли можно считать этот сон его собственностью; он в той же мере принадлежит жене. Его психология в ней, а ее – в нем, и каждый их сон более или менее выражает эту связанность. Словно человек в близких отношениях потерял свои две ноги, руки и голову, и теперь у него четыре ноги, четыре руки, две головы и две жизни.

Психологическая сфера партнера проникает в человека, и потому жизненная проблема, духовная проблема взаимопроникает в них. Основной груз психологического материала – это материал отношений, он несет отпечаток двух психологий.

Потому, если я скажу, что жена во сне была ничем иным, как его женой, это будет неточно. Это отрицание того факта, что она индивидуум с собственными особенностями, и вто же время часть его психологии. Например, когда он говорит о духовных увлечениях, он мог бы сказать, что это жена впервые намекнула ему, что стоит изучить йогу или любую другую оккультную науку, а впоследствии привела его к анализу. Это придает ситуации совершенно иной вид, но это психологическая истина, ведь все, что он делает – это выражение их взаимоотношений в той мере, до такой степени мы смешаны и пронизаны друг другом. Если он полагает, что его жена означает его бессознательное, а его занятия лишь определенные настроения или фазы в устремлениях бессознательно, это будет верно; но он этого не осознает, и в той мере, в какой бессознательное для него плодородно, он, естественно, полагает, что оно породило тройню, или увлечения, не замечая, что его жена плодовита. Сознательно жена даже осуждает эти увлечения, но она взяла их из своего бессознательного и потому развила бессознательное сопротивление; она не хочет их осознавать. То, что у мужчины должны быть особые психологические увлечения иногда отвратительно для некоторых женщин. Она действительно ужасно заинтересована, но по некоторым причинам подавляет свой интерес. Но в случае брака вещи столь запутанны, что можно так же сказать, что жена привела его к этим увлечениям, что, собственно, и утверждает этот сон.

Такой сон можно понять только если считать его выражением отношений. Словно он и жена сошлись в ночи и состряпали сон, породив утверждение, равно верное для обоих. Он совершенно удовлетворен рождением множества увлечений, она удовлетворена тем, что родила тройню. Но ее роль пока остается в тени. Она совершенно не осознает тот факт, что живет в этих интересах и внутри плодовита. Возможно, она подавляет эти вещи из-за главенствующего бессознательного, ответственного за необычные трюки. Мы по опыту знаем, что когда чего-то хотим, то убиваем это на корню, а если мы бессознательны, оно приходит само. Словно желая или глядя на что-то, мы это уничтожаем, но, очевидно, если этого бояться, оно магически явится. Потому люди говорят, что стоит чего-то испугаться, и оно тут как тут. Так исподволь могут быть внушены самые поразительные вещи, причем не всегда к добру. Зло, которое мы не осознаем в себе, может быть внушено окружением, и тогда начнет действовать. Мы можем произвести сколько угодно как дурных, так и благих последствий. Потому мы должны избавиться от него, но оно так безгранично и содержит столько дьявольских возможностей, что можно и не надеяться исчерпать океан бессознательного.

В этом случае откуда сновидцу знать, что жена лишь подавляет собственную увлеченность этими вещами, и что в этом подавлении может быть высшая цель? Это невероятная игра, поразительное повествование, и когда мы находим несколько нитей, это всего лишь нити; но если потянуть за них, можно вытянуть целую сеть с немыслимым узором. Однако, мы не можем этого сделать, это слишком сверхчеловечески умно.

Вот что я должен сказать об этом сне. Вопросов нет? Я понимаю, что это очень сложная мысль, это взаимопроникновение через participation mystique. Я понимаю, что вы, наверное, не можете усвоить все сразу, но без этой гипотезы просто невозможно объяснить некоторые вещи, и, по моему опыту, великое множество снов людей, состоящих в браке, относится к этому роду. И, конечно, людей просто находящихся с кем-то в тесных отношениях. Если даже они не находятся в отношениях, они могут находиться под влиянием внешних факторов. Например, вполне возможно, что в соседнем номере живет человек с особым складом психологии, и она неким образом проникает через стены в сны другого человека. Я знаю человека, у которого были ужасные сны об убийстве и самоубийстве, когда он спал в определенной комнате, и оказалось, что он попал в комнату, где это и случилось, так что на него повлияла атмосфера. Точно так же мы можем заразиться от живых людей. Ментальное заражение удивительно сильно; нам не нравится эта идея, и мы ее подавляем. Нам нравится идея, что мы изолированы, что рядом никого нет, никто не может вмешаться в наши решения. Но, как правило, есть двери, которые всегда открыты, и в них могут войти определенные вещи, даже когда нет и намека на близкие отношения.

Во многих случаях это вопрос атмосферы, и касается не только людей. Животные тоже могут оказаться под этим влиянием, иногда они действуют в соответствии с человеческой психологии из-за этого взаимопроникновения, и если мы не признаем такие вещи, то становимся их жертвами. Кроме того, есть люди, которые не переносят запах животных; здесь пахнет, как в зоопарке, я открою окна. Это не шутка. Однажды у меня была пациентка, от которой исходил запах, не настоящий, но у меня особое чувство, как у первобытного знахаря, который слышит запах змей. Я учуял запах падали, и это дошло до того, что я просто не мог ею заниматься. К счастью, была теплая погода, так что мы вышли в садовый домик, где был сквозняк, ведь меня практически тошнило. Однажды я завершил сеанс с этой женщиной, и занялся другим случаем, весьма тонко чувствующей дамой. Она не видела, как уходила та женщина, и не знала ее и ничего о ней. Войдя в комнату, она села в ее тент и начала яростно обмахиваться, говоря: «Тут ужасный запах!» Я ответил: «Все окна открыты, тут не может быть душно», а она сказала: «Должно быть, вы занимались ужасным делом!» И я понял, что она тоже чувствовала этот запах. Сама пациентка этого не знала, но вскоре после этого ей приснился сон, в котором возникла трудность, она ее решила, и запах исчез. Вполне возможно, что его чувствуют животные. Мое обоняние слабо; ужасно слабее, чем у собаки, но я вполне уверен, что животные могут чувствовать такие вещи. У нас это чувство на грани интуиции, и неизвестно, физическое оно или психологическое, но определенно есть случаи, когда люди под влиянием комплексов вырабатывают дурной запах. Есть вопросы об этой проблеме?

Доктор Бейнс: Есть один теоретический вопрос, который мне хотелось бы поднять, он относительно восприятия жены на субъективном или объективном плане. Вы в своей практике не интерпретировали жену как репрезентацию проблемы, которая удерживала его и привела к анализу со всеми плодотворными результатами, вместо того, чтобы считать ее подлинной женой, пока не знали, что в то время сама жена действовала весьма плодотворно?

Доктор Юнг: В то время я воспринимал ее исключительно субъективно, поскольку объективная сторона сновидения не приходила ему на ум. Это было слишком неприятно. Видите ли, постижение живого participaion mystique требует подготовки, а у нас было только пятнадцать или шестнадцать снов. Этого недостаточно, так что лучше всего было ожидать возможности. На более поздней стадии я бы сказал, что следует быть осторожными, и смог бы показать, что жена во сне была его настоящей женой и была плодовитой, и что она была смешана с его развитием от спиритуализма и йоги к анализу. Следовательно, он не должен был считать, что она абсолютно бесплодна.

Доктор Бейнс: Тогда вы предложили субъективную условную интерпретацию на первое время?

Доктор Юнг: Да. В то время, почти в самом начале анализа, это его впечатлило, но он человек очень осторожного и напряженного ума, и из последующих снов видно, что он воспринял все интеллектуально, не вполне доверяя себе. Он считает, что это интересная философия, но вопрос в том, насколько она применима к реальности? Нужно быть тщательным, чтобы убедиться, на что опирается пациент, и то была очень узкая грань. У него не было настоящего чувства; оно не проникало глубоко внутрь. Так что я остановился на его интерпретации, что мертворожденные дети – это его прошлые интересы, а оставшийся жив и полезен; когда появится возможность, придет время для других умозаключений. Этого достаточно, это полезно. На самом ему потребовалось много времени, прежде чем он смог увидеть необычайность интерпретации, и я вполне уверен, что если бы я дал ему этот сон теперь и попросил истолковать, он бы истолковал его по-старому.

Миссис Кроули: Вы считаете, что чем ближе отношения, тем сильнее отождествление в бессознательном? Оно действительно отражает скорее ее, чем его.

Доктор Юнг: Нет, оно будет отражать и его точку зрения. Я бы сказал, что это особенно сильные бессознательные отношения. Они были бы не так сильны у пары, которая более близка на уровне сознания. Между людьми, связанными сознательно, больше расстояния, чем между теми, кто связан бессознательное. В этом браке так много бессознательного, что взаимопроникновение очень сильно. В случае невероятного взаимопроникновения у людей появляется сильная необходимость провести различия. Мне вспоминается такой брак, и один мой друг заметил, что разница между ними была всего в двадцать градусов. Летом, когда было ужасно жарко, он сидел у огня, а она у окна, обмахиваясь. Она любила сахар, он его терпеть не мог. Она любила залитые светом комнаты, он предпочитал темноту – все эти различия приводили к ежедневному ворчанию из-за их поразительного participation mystique. Он был высокообразованным человеком, она была его экономкой, ужасно тупой женщиной, глупой и некрасивой, бог знает, зачем он на ней женился. Она была мышью, обитавшей на кухне – высокообразованный человек и его повариха. Это было необычное participation mystique, а на сознательном уровне между ними пролегала бездна. Никакой близости.

Миссис Хэнли: В случае бессознательного взаимопроникновения вступают ли люди новые отношения после развода?

Доктор Юнг: Это может вызвать невероятные ситуации, большие волнения. Если такое participation mystique разрушается, остается открытая рана, и скорее всего, все повторится.

Миссис Хэнли: Неизменно?

Доктор Юнг: Почти, потому что вы здесь. Какие бы условия вы не создавали, вы создадите их снова. Вы не изменитесь без равновесия; неважно, где вы. В отдаленной перспективе, если некая вещь бессознательна, один и тот же шаблон будет проживаться заново; бессознательные вещи повторяются постоянно. Но во втором браке может быть такая большая разница, что participation mystique станет сознательным. Когда человек осознает, той малой доли свободной воли, которой он обладает, может хватить, чтобы изменить что-нибудь. Но бессознательные вещи будут выскакивать, как черт из табакерки.

Миссис Кроули: Что происходит, если такое participation mystique ассимилируется сознанием только одного партнера?

Доктор Юнг: Это сложная проблема, с которой часто приходится сталкиваться в анализе. В таком случае возникают новые возможности. Человек, ставший сознательным, говорит: «Я могу этого больше выносить. Тебе следует собраться и придти к сознанию». Есть также возможность того, что случиться что-нибудь, даже сознателен только один из них, как происходит с женой сновидца. Она постоянно присутствует в анализе.



[1] Eduard Stucken, Astralmythen: Religionsgeschichtliche Untersuchungen (2 vols., Leip-zig, 1896, 1907). Leo Frobenius, Das Zeitalter des Sonnengottes (Berlin, 1904).

[2] Robert Eisler, Orpheus—the Fisher (London, 1921). Комментарий к работе Эйслера см. в Aion (1951), CW 9 ii, par. 147, n. 75. Бвхофер – это, вероятно, описка имени Бахофена: Иоганн Якоб Бахофен (1815-1887), швейцарский юрист и писатель о символизме и мифологии. См. Myth, Religion, and Mother Right: Selected Writings (Bollingen Series, 1967).

[3] Jessie Weston, The Quest of the Holy Grail (London, 1913).

[4] Odell Shepard, The Lore of the Unicorn (London and Boston, 1930).

[5] Herbert Silberer, Problems of Mysticism and Its Symbolism, tr. Smith Ely Jelliffe (New York, 1917).

[6] В индексе Семинаров, выпущенном в 1939 г. указано, что автором была Линда Фирц-Дэвид, и Барбара Ханна это подтвердила в 1980 г. Она написала Der Liebestraum des Poliphilo (Zurich, 1947), выпущенную в переводе Мэри Хоттингер как The Dream of Poliphilo (New York and London, 1950) с предисловием Юнга.

[7] См. ниже, 7 мая 1930 г. и 14 мая 1930 г., где этот сон оказывается №26 в хронологической последовательности.

[8] Быт. 17:15-17, 18:10-15.

Перевод Иван Ерзин (Sedric)

Другие главы перевода

39
1. Анализ Сновидения - Семинары Введение

7 января 2012 г.

2. Лекция I от 7 Ноября 1928

7 января 2012 г.

3. Лекция II от 14 ноября 1928 г

7 февраля 2012 г.

4. Лекция III от 21 ноября 1928 г

7 февраля 2012 г.

5. Лекция V от 5 декабря 1928 г

7 марта 2012 г.

6. Зимний семестр Лекция VI 12 декабря 1928 г

5 апреля 2012 г.

7. Зимний семестр Вторая часть: январь-март 1929 г. Лекция I 23 января 1929 г

5 апреля 2012 г.

8. Зимний Семестр вторая часть. Лекция II 30 января 1929 г

7 мая 2012 г.

9. Зимний семестр Вторая часть: Лекция III от 6го Февраля 1929 г

7 мая 2012 г.

10. Зимний семестр Вторая часть:Лекция IV от 13го Февраля

7 мая 2012 г.

11. Лекция IX от 20 марта 1929 г

7 августа 2012 г.

12. Лекция X от 27 марта 1929 г

7 августа 2012 г.

13. Летний семестр Май/июнь 1929 г. Лекция I от 15 мая 1929 г

5 сентября 2012 г.

14. Летний семестр Май/июнь 1929 г. Лекция II 22 мая 1929 г

5 сентября 2012 г.

15. Летний Семестр. Лекция III от 29 мая 1929 г

8 октября 2012 г.

16. Лекция V от 12 июня 1929 г

6 декабря 2012 г.

17. Лекция VI от 19 июня 1929 г

6 января 2013 г.

18. Лекция VII 26 июня 1929 г

6 февраля 2013 г.

19. Зимний семестр Лекция I от 9 октября 1929 г

7 марта 2013 г.

20. Зимний семестр 1229 Лекция III 23 октября 1929 г

5 мая 2013 г.

21. Зимний Семестр 3. Лекция IV от 30 октября 1929 г

4 июня 2013 г.

22. Зимний семестр 3. Лекция V от 6 ноября 1929 г

4 июня 2013 г.

23. Зимний семестр 3 Лекция VIII 27 ноября 1929 г

7 августа 2013 г.

24. Зимний семестр 3 Лекция IX От 4 декабря 1929 г

7 августа 2013 г.

25. Зимний семестр 3 Лекция X 11 декабря 1929 г

7 августа 2013 г.

26. Зимний семестр Лекция II 29 января 1930 г

7 августа 2013 г.

27. Зимний семестр Лекция VIII 27 ноября 1929 г

7 августа 2013 г.

28. Зимний семестр Лекция III от 5 февраля 1930 г

5 сентября 2013 г.

29. Зимний семестр Лекция IV 12 февраля 1930 г

5 сентября 2013 г.

30. Лекция VIII 12 марта 1930 г

6 октября 2013 г.

31. Лекция VI 26 февраля 1930 г

6 октября 2013 г.

32. Лекция VII 5 марта 1930 г

6 октября 2013 г.

33. Зимний Семестр 4 Лекция IX 19 марта 1930 г

6 ноября 2013 г.

34. Зимний Семестр 4 Лекция X 26 марта 1930 г

6 ноября 2013 г.

35. Летний семестр Май/июнь 1930 г. Лекция I 7 мая 1930 г

7 ноября 2013 г.

36. Летний семестр Май/июнь 1930 г. Лекция III от 21 мая 1930 г

7 декабря 2013 г.

37. Летний семестр Лекция II от 14 мая 1930 г

7 декабря 2013 г.

38. Летний семестр Лекция IV от 28 мая 1930 г

7 декабря 2013 г.

39. Лекция VI от 11 июня 1930 г

5 января 2014 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

юнг

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"