06.07.2013
0

Поделиться

Зимний семестр Лекция VI 13 ноября 1929 г

Карл Густав Юнг

Анализ Сновидений

Зимний семестр

Лекция VI 13 ноября 1929 г.

Доктор Юнг: Сегодняшний семинар мы посвятим отчету доктора Хардинг о луне.

Символизм полумесяца и его психологический смысл[1]

Прежде чем зачитать работу о полумесяце, я должна сделать несколько замечаний о природе проблемы, с которой столкнулась группа. В случае креста, как мы заметили, слушая доклад доктора Баррета, проблема была в согласовании огромного объема материала. Крест как символ относительно легко проследить. Он появляется везде, практически в каждой эпохе и культуре, в искусстве и литературе, а также в архитектуре. Недостатка в материале не было, и задача группы состояла в том, чтобы следовать за ним и придать ему форму. Крест поддается такому обращению, так как символизирует энергию и ассоциирован с идеей оружия – меч, молот, топор. Это действительно мужской способ обращения с мужским же символом.

Но проблема полумесяца совершенно иная. Материал о нем относительно скудный. Он не появляется в искусстве и литературе в очевидной и изобильной форме, характерной для материала о кресте. Мы нашли легенды, смысл которых был очень тонким, скрытым, столь же тонким и неуловимым, как и сам лунный свет. Мы не могли ухватить его молотом и щипцами в мужской, академической манере. Так что я прошу у вас прощения за то, что к этой крайне женской теме мы подошли исключительно женским образом.

Давайте начнем с того, почему мы вообще обратились к символизму полумесяца. Сновидец пришел в место, где полностью осознал свою двойственную природу. С одной стороны, его интеллектуальные и духовные исследования оставили его в подвешенном состоянии – они оказались бесплодными. С другой стороны, его гонка за чувственностью оставила чувство отвращения. Стоит ему отправиться в одну сторону, как тут же возникает стремление в другую, и он остается в тупике. Затем ему снится котел. И в нем лежат символы двух религиозных склонностей. Я говорю «склонностей», потому что хотя сегодня эти символы обозначают две доминирующие мировые религии, христианство и ислам, они предшествуют этим проявлениям на столетия, и всегда представляли для человечества тайну пути, на котором, возможно, удастся разрешить проблему своей двойной природы. Ведь проблема нашего сновидца – это великая человеческая проблема, и по этой причине крайне важно для каждого из нас искать возможность решения.

Человек ввиду того факта, что он стал человек и перестал быть животным, попал в это затруднительное положение; он еще животное, но став человеком, обрел сознание, то есть, превратился в духовное существо. Проблема нашего сновидца сходна с этой. Она заботила человека с незапамятных времен; животное – духовное, и где-то человек должен найти себя. Это проблема человека во все времена. Он видел в других сферах природы действие несовместимых сил, и там, возможно, было найдено решение, которое на время успокоит вечно возникающий конфликт. И из этих внешних событий он отобрал символ, верность которого состояла в том факте, что взяв внешнее событие за картину внутреннего психологического конфликта, человек мог, посредством некоей миметической магии, освободиться от внутреннего конфликта, и благодаря символу реорганизовать свои энергии на ином уровне, решая проблему, гипотетически, так сказать, пока энергия, капля за каплей высвобождающаяся через решение конфликта, служила ему для творения нового «я», содержащего элементы, заимствованные из обеих частей его природы.

Так что когда наш сновидец обнаруживает в котле эти два символа, которые постоянно становились ядром религий с древности и до наших дней, он словно мог бы сказать: «Вот как лучшие и величайшие из людей прошлого освобождались от конфликта, одна группа следовала за крестом, а другая за полумесяцем». Но эти символы ведут противоположным путями. Этот человек подвергся влиянию обоих, но ни один из них не обладает над ним той властью, которая в другие времена и для других людей могла решить конфликт и освободить для жизни на ином уровне. Для него проблема заходит дальше. Но сначала он должен на психологическом, не магическом и не религиозном языке выразить, что же эти символы значат для него.

Вот какую задачу поставили перед собой члены группы, когда начали изучение полумесяца и его символизма. Один из членов группы обратился к первобытному материалу; другой к индийскому; третий занялся религиями Средиземноморья с его культами Великой Матери и лунных богинь; и так далее. Затем группа собралась вместе и попыталась сопоставить и, если возможно, понять эту массу собранного материала. Следующие заметки дают лишь краткое представление об их находках. За частностями материалов, на которых основана работа, я советую вам обратиться к отдельным членам группы, которые работали с литературой в конкретных областях. Но учитывая природу самого символа полумесяца, нам показалось уместным не пытаться дать детальный этнологический материал, а попытаться приблизиться к тему изнутри, чтобы достичь субъективного понимания его особого характера, если это возможно.

I. Луна как Мужчина. В самых древних культурах, иранской, персидской и др. луна появляется как мужчина. В древнейшей форме он мифический предок царя. Например, Чингиз-хан[2] возводил свою родословную к царю, который считался лучом луны. В поздней форме мифа луна – это бог. Типичная история повествует о том, как луна-человек начинает свое правление с битвы с дьяволом, который съел его отца, старую луну. Он одолевает дьявола и правит на земле, где устанавливает порядок и земледелие и является судьей среди людей. В конце концов, однако, его снова преследует дьявол, и он умирает, расчлененный. Тогда он отправляется в подземный мир, где служит судьей для душ подземного мира.

История о лунах-богах следует одному и тому же шаблону. В фазе верхнего мира они благосклонны и обладают атрибутами Истины, Справедливости, Созидательности и Плодородия. В фазу подземного мира они деструктивны, являются судьями мертвых и посредниками между человек и богами.

II. Луна как Женщина. Богиня луны появляется как центральная фигура во многих древних религиях, в Вавилонии, в Египте и Греции. Она также появляется в Риме в облике Дианы, а в средневековой Европе как Дева Мария. Мы взяли типичный пример богини Иштар из Вавилона.

Как и луны-боги, Иштар имеет двойственный характер. Она одновременно луна, поднимающаяся в небесах, увеличивающаяся до полноты, и темная луна, которая наползает на полную луну и одолевает ее. У нее много любовников, но она всегда девственна. Ее сын Таммуз – солнечный герой. Он также представляет растительность всей земли. Он любовник Иштар, приговоренный ею к ежегодной смерти. Был поминальный религиозный пост, когда праздновалась ежегодная смерть Таммуза. Другой ее любовник Гильгамеш[3] попрекал Иштар за непостоянство, ведь она поочередно любила Таммуза, птицу, льва, лошадь, пастуха, садовника, а затем его самого. Она была связана с ручьями, которые были источниками жизни в арабской пустыне.

В своей светло и надземной фазе Иштар почиталась как Великая Мать, приносящая плодородие земле. Она была известна как «Царица пыли и Госпожа Поля». Она даровала плодовитость человеку и зверю и была богиней супружества и материнства, а также моральной управительницей людей. В своей подземной фазе она уничтожала все созданное во время надземной фазы. Она Богиня Ужасов Ночи. Она Ужасная Мать, богиня бурь и войны. Она играет все возможные женские роли. Ее призывали как «деву мать, дочь своего же сына».[4]

Ее обряды были оргиастическими. Ей служили жрицы, которые были также священными проститутками. Она была известна как «Корабль Жизни», несущий семя всех живых созданий. Ее связывали с формой полумесяца, покоящегося в водах. Была халдейская богиня Нуа, которая спасла семя всех живых созданий в ковчеге [ark]. (Сравните индийское слово arha, означающее полумесяц.) Это связывает ее с Ноем и его ковчегом, в котором были спасены животные, по паре от каждого вида, когда мир был уничтожен потопом. Эти животные несли семя жизни, и от них был вновь населен мир, словно они были родителями всей жизни на возрожденной земле.

III. Луна в своих Трех Фазах. Луна появляется в искусстве и символах в трех формах: а) полумесяц или растущая луна, обычно ассоциированная со звездой. Это самая распространенная форма в искусстве. Это символ лунных богинь, форма, использованная в исламских религиях, а также в национальных флагах Турции и Египта (Рис. 1 и 2).[5] Его также находили в христианских катакомбах как символ Царицы Небесной (Рис. 3). б) Иногда встречается полная луна. На некоторых индийских изображениях она слева от Будды, тогда как солнце справа. Такой рисунок есть в библиотеке доктора Юнга. Здесь у нас есть изображение китайского мудреца пятого столетия до н.э. Он изображен как ученый врач с набором своих научных снадобий, минералов и трав, которые он собирал по всей земле. На рисунке его осеняет, что если бы он смог обрести и мудрость луны, то смог бы исцелять все болезни и дать человечеству бессмертие. в) Убывающая луна. Убывая, луна символизирует страх и неизбежность смерти. Иллюстрации тому есть на изображениях Времени и Смерти, представленных с перевернутыми полумесяцами на косах.

IV. Луна, дарующая экстаз. В Упанишадах луна – это магическая сила, мана, дающая экстаз. Та же идея отражена в лунном дереве, из плодов которого боги выделяют напиток сома, который дает им бессмертие. Вот изображение (Рис. 4) халдейского лунного дерева. Земной двойник легендарного дерева — это дерево или кустарник, называемый лунным деревом. Из плодов этого дерева извлекается напиток, называемый «сомой». Этот напиток содержит наркотик, вызывающий состояние экстаза, и для этой цели он используется в некоторых религиозных обрядах. Мы находим тот же метод вызывания экстаза во многих других религиях, например, вино в дионисийских мистериях и пейот, наркотик, используемый для тех же целей в отдельных культах Северной Америки. Луна, как считается, до сих пор оказывает это воздействие. Это признается и сегодня, хотя и бессознательно, что видно в использовании таких слов, как лунатизм, а также в суеверии, что сон при свете полной луны приводит к безумию. Можно даже услышать, как влюбленные оправдывают свою неверность тем, что это произошло лунной ночью.

V. Луна как обиталище духов. В персидской, индийской и египетской литературе луна изображается как место, куда душа отправляется после смерти. На луне душа подвергается суду и отправляется либо в высший мир, либо обратно на землю. На лунной ладье мертвый отправляется в подземный мир и ожидает перерождения. Таким образом, луна — это место рождения, смерти и перерождения.

VI. Луна, дарующая плодородие. Во многих примитивных религиях луна, как считается, посылает детей. Поэтому бездетные женщины совершают ей подношения. Ее просят о помощи при родах. А с другой стороны, считается опасным, когда девочка спит при свете луны, так как это может привести к беременности. Первобытные люди Нигерии считают, что Великая Лунная Мать посылает Лунную Птицу, приносящую детей. Это, вероятно, связано с нашим мифом об аисте. К этой категории относится связь луны с источниками и погодой. Луна дает влагу, и призывание дождя обычно проводят в соответствии с фазами луны. Мы подразумеваем ту же идею, когда связываем фазы луны с переменой погоды.

VII. Луна как распорядительница времени и моральная управительница людей. Лунное время предшествовало солнечному на много столетий. Религиозный календарь евреев и христиан все еще рассчитывается на основе луны. Например, Пасха выпадает на первое воскресенье за определенной полной луной.

Довольно рано людям стало известно о связи приливов с луной. Наше высказывание «Время и прилив никого не ждут» выражает доминирующий характер лунного порядка. То, что луна считалась моральной управительницей, особенно интересно и точно соответствует тому месту, которое, как правило, занимает Эрос в регулировании человеческих отношений.

Во всех этих мифах и легендах мы обнаруживаем выделяющиеся факты. Во-первых, человеческое внимание было приковано к изменчивости луны, в противоположность солнцу. Солнце либо светит, либо не светит; оно либо тут, либо нет. Но луна не такова. Луна может быть частью здесь, она постоянно изменяется. Отсюда появляются такие идеи, что луна переменчива, изменчивая луна. Это слова, которые также применяют в адрес женщины. Ее тоже считают изменчивой и переменчивой, и с мужской точки зрения это так. Таким ему является ее лунный характер, ведь ему трудно понять ее природу. Но для женщины цикличность фаза совершенно естественна. Для нее жизненная сила с ее притоком и оттоком не только подобна приливам с их ночным и дневным ритмом, как это кажется мужчине, но и лунным циклам — четверть, половина, полная луна, убывающая, и наконец темная луна. В этом цикле ее энергия прибывает, достигает пика, а затем снова убывает. Изменения касаются не только ее физической и половой жизни, но и психической тоже. Мужчине это кажется очень странным. Но он воспринимает тот же закон в своей внутренней жизни бессознательного через аниму, и если не понимает этого, то раздражается и становится угрюмым. Такое чувство может стать настолько навязчивым, что мужчина теряет связь с внешней реальностью и остается в мире только в виде своих настроений, которые являются его реакциями на субъективную внутреннюю реальность. Но это крайний случай. В обычном случае, когда мужчина сталкивается с такой странностью внутри, он не осознает, что должен подождать, пока наступит нужная фаза луны. Древние понимали это, когда говорили, что некоторые вещи следует делать только в подходящие фазы луны. Его человек хотел заклятье на любовь или дождь или творческого вдохновения, а ритуал предписывал, что обряд или магия должна быть выполнены только на новую луну или на полнолуние, или даже на темную луну, оставалось только смирить свое нетерпение и ждать, пока наступит верное время. Это урок, который женщина вынуждена выучить. Она должна подчиняться этому закону своей природы, хочет она того или нет. Но для мужчины это гораздо труднее. Ему свойственно сражаться за то, что ему нужно и преодолевать препятствия силой. Но когда он имеет дело с луной, либо внутри через аниму, либо через близкую женщину, скажем, жену, он вынужден подчиниться иному закону. Его природа подобна солнцу. Днем оно сияет, и мужчина работает и достигает целей. Затем ночью солнца нет, и мужчина отправляется в постель и тоже отсутствует. Но что до луны, то иногда она в небе как полная луна, иногда она убывает и дает неверный свет, а может быть и полностью темной. Мужчина встречает женщину. У нее полная луна, и он говорит: «О! Наконец-то яркая женщина!» Он встречает ее снова через несколько дней, и в смятении обнаруживает, что луна убывает и дает смутный и неверный свет, а может быть, она стала совершенно темной женщиной. Это сбивающий с толку факт. Он пытается выпутаться из этой непостижимой ситуации, обвиняя женщину, говоря, что она непостижимое, изменчивое, ненадежное создание. Но затем наступает новая фаза проблемы, и он обнаруживает, что то же самое происходит с его чувствами. Мужчина под солнцем, в мире реальности, ожидает, что его чувства стабильные, уверенные, надежные. Ему либо нравится нечто, либо нет, он либо любит женщину, либо нет, как солнце, которое либо светит, либо сейчас ночь. Но он находит, что его чувства так же непостоянны и ненадежны, как сама женщина. Он обнаруживает, что в один день любит, а на другой безразличен. Это приводит в ужасное замешательство, и потому он решает избавиться от чувства, не обращать на него внимания, основываться только на надежных вещах — фактах, безо всякой бессмыслицы. Это невнимание у лунному принципу связанности через чувство привело к великому множеству конфликтов и несчастий между мужчинами и женщинами. Ведь мужчина отвергает его, а это основной женский принцип. На основе этого безразличия к чувству мужчина может жить в самом непривлекательном окружении. Пока его мебель прочная и полезная, неважно, что она неприятна глазу. Но для женщины это самое важное. Если стул или стол имеет для нее эмоциональную ценность, она будет хранить его, даже если он совершенно бесполезен, постоянно нуждается в ремонте или слишком хрупкий, чтобы на него сесть. Но для нее факты значат немногое, когда дело касается атмосферы комнаты! В прямых взаимоотношениях мужчин и женщин это пренебрежение луной, или, можно сказать, стороной Эроса, то есть принципом связанности через чувство, приносит еще больше неразберихи. В нашей западной цивилизации мы уделяем этому мало внимания. В других цивилизациях, однако, признают различия между мужчинами и женщинами. Есть древняя персидская книга, называемая Искусство любви, ей много столетий. В ней содержатся древние знания о любовных отношениях, и много внимания уделяется поведению с дамой. Приводятся указания на каждый день луны. Только строго следуя этим указаниям влюбленный мог рассчитывать на ответное чувство. На один день предписывается ласкание ее правой щеки кончиками пальцев. На другой день ее нужно поцеловать так, на третий эдак, и так далее. Эта старая книга содержит глубокую мудрость. В древнем персидском ритуале это было спроецировано на внешний мир, так что эти указания относились к луне на небе. Но следует понимать ее психологически. Мужчина должен ухаживать за своим чувство с таким вниманием к фазам внутренней луны, как это предписывает персидская книга. Более того, он должен следовать строгим указаниям в поведении с женщиной. Ведь фаза луны, под влиянием которой она находится, не в ее власти, неважно, насколько сильна ее воля.

С этим аспектом лунного символизма тесно связана разница в качестве света солнца и луны. Свет солнца яркий, теплый, сияющий и сухой, тогда как свет луны мягкий и холодный, не дающий никому тепла; более того, луна влажная, ведь в лунные ночи выпадает роса. Солнце светит своим светом, а луна только отраженным, как и мы постоянно слышим жалобы на то, что у женщины нет собственных идей, она лишь отражает мысли мужчины. Но луна есть, и с этим следует считаться. Эти характеристики яркости, жара и сухости с одной стороны и холодности, темноты и влажности с другой были собраны китайцами в их величественные концепции Инь и Ян, мужского и женского.

Один из мужчин, членов группы, пишет: «Луна кажется мне особенно женским существом. Это впечатление производится мягким светом и тем фактом, что она видима в ночи, то есть, в таинственных обстоятельствах». Это странное замечание, ведь женщины видны днем так же, как и мужчины. Но мы все знаем, что он имеет в виду. Исключительно женское сияет в ночи, то есть, когда свет солнца отсутствует, и мужчина прекращает труды и всякую деятельность. Вот почему так трудно говорить о лунном символизме. Ведь, как китайский мудрец Лао-Цзы сказал о Дао: «Дао, о котором говорят, не истинное Дао»,[6] так что можно просто сказать: «Женская сущность, о которой можно говорить, не подлинная женская сущность». Как однажды сказал доктор Юнг: «Инь как перламутровый образ, скрытый в укромных уголках дома».

Свет луны холодный. Но мы не привыкли считать женщину холодной, а мужчину горячим. Обычно считается, что мужчина относительно бесчувственный, то есть, холодный, а женщина теплая. Но следует помнить, что хотя мужчина может быть холодным и все подсчитывающим с мыслительной или деловой стороны, есть также тип женщин, которые ужасно холодны и все подсчитывают, хотя, очевидно, живут на стороне чувств. Относительно трудно найти мужчину, которого не трогает тепло эротической стороны, но есть целый класс женщин, которые холодны как айсберги и ведут всему счет, как брокеры, даже когда проявляют свою эротическую сторону. Луна символизирует этот аспект женщины, который, несмотря на недостаток тепла, ужасно привлекателен для мужчин. Чем дальше женщина выходит из игры любви, играя в нее, как в игру, тем эффективнее она исполняет роль сирены, и тем вероятнее, что мужчина будет безнадежно опутан ее чарами.

Конечно, с давних времен было известно, что женщина в своем действительно физическом облике неким образом связана с луной, с учетом ее лунных циклов менструации. Потому мы находим, что во все времена на женщину накладывались менструальные табу. Первобытные люди чувствовали, что в такие времена женщина в особенности находится под влиянием луны и потому особенно опасна. В такое время даже ее тень, упавшая мужчине под ноги, может увести его от дела. Так что среди североамериканских индейцев считается, что тень менструирующей женщины уничтожит эффективность военного снаряжения, испортит еду или расстроит цель путешествия.

Табу на женщин доходит до предела в исламе, где полумесяц служит символом всей религиозной культуры. Здесь женщин не только запирают на время менструации, они должны всю жизнь прожить под покрывалом. Похоже, что в исламской системе женщина известна только в своем лунном аспекте и потому опасна постоянно. В соответствии с этим мы находим в исламе учение, что у нее нет собственной души. Пророк говорит: «Женщина — украшение мужчины». То есть, она признается только как персонификация анимы мужчины и получает место на небесах только как супруга своего мужа. Интересно отметить, что вследствие или по причине этого женщины, живущие в заключении гарема или женской половины дома, как правило, ведут исключительно эротическую жизнь.

Следующее заметное качество луны — это ее способность внушать мужчинам странные идеи. Она наделяет идеями, прозрениями и фантазиями, которые совершенно не согласуются с интеллектуальными стандартами, странные, причудливые, наполненные необычными эмоциями и опьяняющим очарованием. Это напоминает напиток сома, который получают из лунного дерева и который вызывает опьянение, экстаз и фантазии непреодолимого очарования. Это индийская и иранская форма легенды, но и в нашем языке есть нечто подобное, когда мы обычно говорим о лунатизме, о лунном ударе или когда называем несбыточные фантазии «лунным светом» [moonshine]. На жаргоне даже говорят о «лунном напитке», в состав которого обычно входит древесный спирт, основное свойство которого заключается в том, что он вызывает дикое опьянение, которое даже может привести к настоящему безумию.

Так что луна означает не только женщину в ее аспекте блудницы, но и тот странный род мышления, который не подвластен рациональным законам мужчины. Ведь луна, как и солнце, высоко в небесах и не поддается нашему управлению. Это мышление, развивающееся само по себе, не подчиненное логике, зарождается не в голове мужчины. Скорее оно возникает из глубин его существа и одурманивает голову как опьяняющий напиток, сома. Такое мышление возникает из тех центров в животе, о которых доктор Юнг говорил в связи с котлом. Мужчина сказал бы, что это женское мышление, и что именно так сбивчиво женщина мыслит постоянно. Но женщина сказала бы, что когда она так думает, скорее всего она права, а когда мыслит головой, как мужчина, то скорее всего ошибается или по крайней мере не продуктивна. Но мужчина считает, что такое мышление ужасно некачественное, в нем есть что-то неестественное и нечистое. Но эти идеи, образованные под луной, обладают силой и непреодолимы, что редко свойственно мыслям, возникающим в голове. Они как луна, растут сами по себе, требуют выпуска, и если им не дать выражения, они могут привести к лунному безумию. Ведь дети луны должны родиться, так же, как и физические дети.

Следующий аспект луны, который мы должны рассмотреть, это его двойственный характер, который выражается в мифах о темной луне, которая замещает светлую, а также в историях в лунных богинях, которые с одной стороны являются матерями растительности и всего живого, а с другой уничтожают все созданное с постоянством и бессердечием. Этот аспект ярче всего изображен во многих историях о девах-богинях, сыновья которых являются их любовниками, обреченными на смерть каждый год, зачастую по приговору своих матерей. Эта двойственность показана на некоторых древних изображениях в виде луны или лунной богини, подпираемой двумя животными, парой противоположностей, которые либо поклоняются ей либо бьются за нее. Я передам вам набросок финикийского священного лунного дерева с поклоняющимися ему животными и подписью: «Вот дом могучей матери, идущей по небу». И сравните его с гобеленами из Клюни. Тут мы видим Деву или Диану с животными вокруг, а также двух животных, которые сопровождают ее со знаменами с полумесяцем. Гобелены изображают чувства, видение, вкус, ощущение и обоняние, и один из них я покажу вам. Он называется «Mon seul desir», и очевидно соответствует шестому чувству, сексуальности.

То же представление о двойном качестве луны в более метафизической форме мы получаем в различных легендах о том, что мертвые отправляются на луну. По одной форме легенды, оттуда спасенные отправляются на солнце, через которое погружаются в вечное пламя высших небес, а не признанные достойными возвращаются на землю для другого воплощения. В этой легенде выражается идея, что судьей человека будет не разумное логическое Существо, которому можно довериться. Напротив, человека будет судить тот иррациональный ненадежный фактор, который он так стремится игнорировать. Ведь человек не полон без другой стороны, которая представляется луной. Это уже было продемонстрировано на китайском рисунке, изображающем мудреца, который я передала вам перед началом чтения доклада.

Но вернемся к двойственности луны. Она и темна, и светла; она добра и зла; она источник всего на земле и она же разрушение всего; она приносит здоровье и вызывает болезни. Как было сказано об Иштар: «Она божественная Астарта, сила, жизнь, здоровье людей и богов; и в то же самое время она Зло, Смерть и Разрушение».

Когда мы ищем современную интерпретацию этого материала, то осознаем, что высший мир, который управляется луной, соотносится с нашей сознательной жизнью, а нижний мир, где царит темная луна — это бессознательное. Лунные боги и богини, движущиеся между мирами, действуют как посредники. Их двуликость изобилия и разрушения, правосудия и истины, компенсируемые непостоянством и лживостью, снова появляются в персонификациях анимы и анимуса, описанных доктором Юнгом как функции связанности между сознательным и бессознательным миром человека. Но это лишь один аспект проблемы. Ведь хотя для мужчины луна может считаться символом анимы, часто несущей ценности Эроса, для женщины луна представляет ее глубинную суть. Так что нам нужно сделать еще шаг в попытке интерпретировать значение символа. Иначе мы впадем в ту же ошибку, что и магометане, если будем считать женщину лишь персонификацией анимы мужчины. Большинство из вас, я уверена, согласятся, если я скажу, что женщина обладает собственной жизнью, и, во всяком случае, для себя, ни в коем случае не служит одним лишь отражением бессознательных качеств мужчины.

Великие Матери, лунные богини, как считалось, даруют сексуальную любовь. Всем им в храмах служили священные проститутки. Их обряды были темными и невыразимым, чаще всего они проводились в полночь, сопровождались оргиями опьянения и сексуальности, а иногда и жертвоприношениями детей. Для нас это что угодно, но не религия. Чего хотели древние? Что стремились выразить? Отблеск смысла во всем это мы обнаружим, если обратимся к мистикам ислама. Они воспринимали любовь в различных стадиях: рида, удовлетворение; шавк, стремление; и унс, братство или близость, как внешне пережитые драматические представления единства с Богом — как в христианстве есть таинства крещения, причастия, да, и даже брака, которые являются внешне выраженными драматическими представлениями стадий посвящения, цель которого единство с Богом. Была великая женщина-мистик Рабия, которая жила около восьмого века н.э. Она сказала о третьей стадии любви, о близости:

«Я сделала Тебя (Бога) Спутником моего сердца,

Но тело мое доступно для желающих его,

И тело мое принимает этих гостей,

Но Возлюбленный в сердце гость души моей».[7]

Это попытка совершить преображение из плотного, материального к невидимому, духовному. Как священная книга китайцев говорит о Котле: «То, что видимо, должно перерасти себя, достигнуть мира невидимого. Потому оно принимает подлинное освящение и чистоту и укореняется в космическом порядке. Здесь мы видим, как цивилизация достигает своей кульминации в религии».[8] Но эта попытка преображения совершается по нисходящей дороге, тогда как крест ведет по восходящей. Как сказал Христос: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе».[9] Но этот путь полумесяца ведет вниз. Но тоже к преображению. Как говорили гностики: «Путь вверх или путь вниз — это одно и то же».[10] Или как сказал Уильям Блейк: «Неважно, верный или неверный путь выбирает человек, лишь бы он следовал ему искренне и преданно до конца, ведь любой путь может вести к цели».[11] Так что, как мы видим, луна означает великий принцип трансформации посредством нижайших вещей. Те темные, холодные и влажные вещи, что скрываются от света дня и просвещенного мышления человека, также скрывают тайну жизни, что обновляет себя снова и снова, пока наконец, поняв, человек не постигнет внутренний смысл, который до поры скрывался в самой ткани конкретного события.

В прошлом, когда искали такого преображения, мистериальные религии предписывали ритуал посвящения. В Египте посвященного ритуально проводили через смерть к возрождению силой Осириса и нарекали «Сыном Солнца». Похожее преображение может произойти под луной, только здесь преображение происходит на стороне Эроса, а не Логоса, и посвященного назовут «Дочерью Луны».

Я могу привести вам два современных случая подобного посвящения, оба произошли с молодыми мужчинами. Первым был юноша, которому снился участок земли в форме полумесяца, принадлежавший его отцу и пришел в запустение. Во сне ему была дана задача оживить этот участок. Он знал, что это будет крайне трудно, так как земля покрылась болотами и кишела опасными змеями. Он проснулся с чувством тяжелой ноши. На той же неделе его сразила серьезная болезнь. В бреду он не мог избавиться от мыслей о том, чтобы возродить этот участок. Кроме того, он крайне тревожился о том, чтобы знать фазу луны в течение трех или четырех недель, пока находился в предсмертном состоянии. На самом деле, когда он заболел, было новолуние. Вылечившись, он обрел совершенно новое отношение к жизни, и с эротической, и с творческой стороны. Это было посвящение под луной.

Второй пример иллюстрируется рисунком. (Ввиду сложности в воспроизведении рисунка, доктор Хардинг предлагает описание.) Наверху храм. Посредине Священный Камень Высочайшего, представленный зеленоватым квадратом. Вокруг него надписи древних жрецов, которые ранее приносили жертвы в храме. Здесь только что принесли жертву, и окровавленное руно жертвенного животного растянуто на земле перед алтарем. Ниже темный провал. «Это место, куда никто не ходит». На полу окровавленный кинжал, которым было совершено жертвоприношение. Ниже река, которая ведет вниз, в неведомый подземный мир. Это рисунок юноши семнадцати лет, который был прикован к постели после тяжелой операции, проводившейся без анестезии, что вызвало немалый физический и эмоциональный шок. В дни непосредственно после операции его отношения с материю были весьма странными. Он словно снова стал маленьким мальчиком. Он не мог без нее обходиться и искал поддержки в этом ужасном переживании. Затем однажды попросил карандаши и бумагу и нарисовал то, что я только что вам описала. В этом отношении он был довольно простодушен. Не знал, что здесь скрыт психологический смысл. Сначала он ничего не говорил об этом, но позже дал следующее объяснение: «Все происходит внутри горы. Здесь было проведено жертвоприношение, и перед алтарем растянуто руно жертвенного животного. Внизу темный провал, это место, в которое никто не ходит». После создания рисунка его отношения с матерью претерпели полную перемену. Регрессия прекратилась, и он снова стал собой. Вот и все, что он об этом сказал. Но очевидно, что в бессознательном операция предстала как жертвоприношение. А он был жертвой. Его убили, как агнца, а шкуру растянули на земле. Психологически это означает, что он, как ягненок матери, был убит. Это его посвящение в мужчины. После этого он больше не мог прятаться за ее юбкой, он мужчина, она больше не могла искать ему оправданий. Будучи практически мертв, он снова вошел в лоно матери, чтобы родиться. В сознании это проявляется как регрессия к детской зависимости от нее. Но что родится из этой ритуальной смерти? То, что мы видим в глубинах горы — место, куда никто не ходит — глубочайшие уровни бессознательного. Здесь восходит полумесяц со звездой между двух рогов. Значит, из этого опыта посвящения он получит новый свет на своем небе, свет Эроса. Мать больше не будет забирать все ценности Эроса и его аниму — их нужно искать самому, индивидуально, в отношениях с женщинами вне семьи. Словно для него из этого опыта родилась женщина. И для него восходит звезда, единство, звезда, что между солнцем и луной. Обещание разрешения проблемы дуальности мужчины, с которой мы начали этот доклад.

В женской психологии луна играет несколько иную роль. Здесь проблема не в сознательных усилиях и стремлении к ценностям Эроса, спроецированным во внешний мир, а в принятии лунного начала внутри, и в том, чтобы быть принятой как Дочь Луны. Вопрос в том, чтобы поместить Эрос на должное место как управителя жизни. Ведь в нашей западной цивилизации женщины оказываются под гнетом мужских законов и способов существования, а луна и ее символизм получили дурную репутацию. Так что для женщины оказаться в посвящении (или анализе) под луной напоминает нечто вроде рекристаллизации всего ее существа. В этом рисунке, нарисованном женщиной, выражается идея, что вся ее структура меняется в направлении лунных лучей, которые проходят сквозь нее почти как силовые линии, так что в будущем она будет существовать как лунная женщина. Она не будет пытаться решать свои проблемы так, как это делает мужчина, по пути солнца с его часами сознательных усилий, за которыми следуют часы сна и забвения, а примет тот факт, что даже когда луна на небе, она может частью отсутствовать или быть полностью темной. Так что ее решение всегда будет несколько двусмысленным. Оно будет одновременно темным и светлым. Она будет решать проблему дуальности не по-мужски, так как должна проявиться в облике темно-светлой луны.

Доктор Юнг: Теперь, когда вы прослушали интереснейший доклад доктора Хардинг, вы можете осознать, насколько сложную область в нашей психологии представляет собой луна. В последнее время мы имели дело с солнцем и свели его к позитивному принципу. Внешне этот символ воплощается видимым солнцем, а внутренне крестом, древнейшим видением человека. Сегодня, обсуждая луну, мы приближаемся к сфере бесконечно темной, причем не фигурально, а на самом деле. Луна — это вечно меняющийся свет ночи, ночная сфера человеческого опыта.

Помните, на прошлой неделе я рассказывал вам об африканских неграх, приветствующих восходящее солнце? Точно так же они приветствуют растущую луну, этот серебряный полукруг на вечернем небе. Они предлагают свои души растущей луне, потому что это также знак надежды, а убывающая луна наоборот. Первобытный человек обладает отчетливой дневной психологией и ночной психологией, а также религией дня и религией ночи. День благоволит, а ночь пугает злом. В большинстве первобытных религий есть бледное божество благосклонного настроя, возможно, даже троица, но это несколько иное, и обычно есть младшие боги, более человечные и близкие. И, кроме того, есть ночной культ, к которому относится магия. Ночной элемент иногда принимал весьма жесткие ритуальные формы, как в католической церкви, в которой «темная» магия преображается в «светлую» магию. Ночь считается опасной и полной страхов. Человек ничего не видит и не может защититься. Ночь странным образом полна вещей, которые едва ощущаются и которые нельзя встретить в дневное время. Вокруг полно призраков, ведьм и колдунов — сверхъестественные ночные влияния. Этот страх неясных вещей во тьме до некоторой степени изгоняется растущей луной, которая поднимается, когда садится солнце. Ночь освещается благостной луной, мягкой и менее впечатляющей, чем солнце, но благосклонной.

С другой стороны, убывающая луна считается несчастливой. Она предвещает зло и разрушение. Это время призраков, когда все темно, это возможность для привидений и страхов. Она восходит все позже и позже, и ночь начинается без света, так что все начатое при убывающей луне обречено на разрушение, бесплодно с самого начала. Это чувство можно найти повсюду в обычаях народов. Швейцарские крестьяне не сажают посевы на убывающую луну, потому что семена не прорастут; их нужно сажать на растущую луну. Даже моя мать никогда не мыла уксусную матку[12] на убывающую луну, потому что тогда матка умирала: для нее благоприятна растущая луна. Рационально все это связывается с миллионолетним впечатление первобытного человека, что страх изгоняется восходящей луной. Убывая, она символизирует угасание и смерть, время, когда властны призраки, а человек совершенно беззащитен. Так что с начала времен луна имела двойной смысл, она крайне двойственна по характеру, а солнце обладает только одним смыслом.

Таким образом, луна обладает благостным и зловредным аспектом, как упоминала доктор Хардинг. Она производит болезнь и излечение, а также безумие и исцеление разума. И она не только обладает хорошим или дурным влиянием на здоровье, она имеет и двойной половой характер. Эта дуальность заметна в языках, и потребуется целое исследование в филологии, чтобы классифицировать луну по полу. В большинстве случаев она женского пола, но есть немало исключений. Мужской лунный бог имеет особое географическое распространение, он преимущественно обнаруживается в Малой Азии, от Черного моря до Египта, а также на греческих островах. Есть свидетельства его существования в Греции третьего века до н.э., но он имел и женские атрибуты, означал воду, росу, дождь и влагу; он был богом оракулов, зреющих плодов, а также помогал в войне, был богом-целителем, правящим над здоровьем и болезнью. На Кароне[13] был храм, в котором поклонялись лунному богу, и в связи с этим под его владычеством находилась медицинская академия. Одной из его функций было собирать души после смерти. Его называли «врата души после смерти». Эти качества не только характерны для мужского лунного бога, но и для всех лунных идей, и интересно, что даже в этимологии слова «луна» [moon] в некоторых языках выявляются эти особенности.

Слово произошло от трех различных корней:

1. leuk, слово, появляющееся в греческом слове luka; немецком leuchten, светить; латинском luna; иранском lou, luan.

2. men, как имя луны — в иранском mi, северно-бретонском miz; на санскрите mas; в греческом mene.

3. men, другой корень, означающий «мера» — готическое mena. ассирийское mano, англо-саксонское mono. Немецкое слово, означающее «месяц», Monat, происходит от этого корня, как и французское le mois.

Здесь видно нечто весьма характерное для луны, а именно то, что мы должны предполагать, что такие корни происходят со времен незапамятных, от изначального человека, связывавшего изменения луны с идеей меры. Первобытный человек также связывал луну с умственной деятельностью, и потому думал, что разум происходит от луны. Первое представление об измерении времени появляется благодаря фазам луны. Солнечные измерения появились позже. Следует подумать об этой первой связи между луной и разумом, на которую указала доктор Хардинг. Я бы хотел дать вам другие примеры. Некий свет на это проливает индийская и санскритская литература, в которой древним философам определенно было известно об этой связи. Есть санскритский текст: «Затем в центре, с «тем, что вверху, разумом»; вверху, без сомнения, луна; и поскольку он говорит о нем «вверху», луна действительно вверху, и когда он говорит «разум», разум — это, без сомнения, речь, ведь посредством речи все мыслит. Луна, став речью, оставалась вверху».

Это пример особенности древнего индийского разума, который всегда сомневался, действительно ли вещи существуют, или он только так думает. Они говорили: если вы думаете о чем-то, оно есть. Лунный разум, иными словами, творит; или, как это весьма поэтично выразила доктор Хардинг, лунные дети столь же реальны, как настоящие. Мужской разум сегодня совсем не таков. Мы можем сказать, что наши умы формулируют, но не можем сказать ни то, что продукты нашего ума — это факты, ни то, что в процессе мышления что-то было создано. Для первобытного человека, если он чем-то думает, оно существует или появляется. Его разум не абстрактен, он еще не дифференцировался.

Вот другой санскритский текст: «Теперь, когда огонь гаснет, его уносит ветер, потому люди говорят: «он погас», ведь его унес ветер. И когда солнце садится, оно отдается ветру, и из ветра появляется снова. И когда тот, кто знает это, покидает мир, он входит в огонь через речь, в солнце через глаза, в луну через разум, в направления света через уши, и в ветер через дыхание, и состоя из всего этого, он становится любым из этих божеств и пребывает в покое».

Из этих примеров вы видите, что мы не просто находим сознательную аналогию, это осознавали даже древние философы.

Миссис Фирц: Как будет «разум» по-немецки?

Доктор Юнг: О, это очень сложно. В немецком нет слова, эквивалентного английскому «разум». Я часто использую «разум», когда говорю по-немецки. Слово Verstand не выражает этот смысл, оно на самом деле не немецкое, а наполовину латинское, это интеллект. В немецком языке нет такого слова; чтобы перевести слово «разум», нужно дать полное определение. Единственное, что может помочь — это латинское mens, от которого происходит французское mentalite.

Мисс Вульф: Слово Vernunft из Критики чистого разума Канта?

Доктор Юнг: Оно означает рассудок, а не разум.

Доктор Хардинг: Можно сказать разум или сознание с мыслительной стороны.

Доктор Бейнс: В разуме есть оттенок намеренной деятельности.

Доктор Юнг: Да, это, возможно, лучшее предположение — интеллектуальный процесс, сознание с намеренным содержанием. Оно не эмоциональное, не просто образность. Если взять немецкое слов «Sinn» в поэтической форме «Du bist im Herzen, du bist im Sinn»,[14] оно дает представление о разуме. Когда имеешь дело с психологическими материями, смысл слов может завести в тупик. Так что касается связи луны с нашим разумом, не следует понимать разум в современном философском смысле. Это разум лишь в его обыденном значении. Можно пользоваться тем намеком на целевые содержания, который нам дала доктор Бейнс. Первобытный человек проецировал его на луну.

Итак, эта важная концепция происходит из того факта, что у человека была лучшая возможность обнаружить разум в ночи, когда впечатления от внешней реальности исчезали, и субъективные функции могли проявиться без вмешательства объективных стимулов. Так что луна естественным образом связана с фантазиями, с лунатизмом. Отсюда древнее суеверие, что отравленные лучи луны пронзают мозг, и человек просыпается после кошмарного сна или сходит с ума. В средние века ведьмы использовали магическое зеркало. Они выставляли его под свет луны на несколько ночей, чтобы лунные лучи оплодотворили его. Затем давали тому, кому хотели нанести вред, и отраженные лучи зла сводили человека с ума.

Эта связь разума с луной сбивает с толку и имеет исключительную важность для нашей психологии. Я не хочу погружаться во все это сейчас, это довольно сложно, но мы можем поговорить о других аспектах, а именно, об особых изменениях луны, которые впечатляли первобытного человека. Он пытался объяснить изменения небесного света, и иногда эти истории весьма интересны с психологической точки зрения, хотя обычно не представляют ценности. Он был так впечатлен изменениями луны, что спроецировал на луну нечто аналогичное внутри себя, аниму. Но, конечно, концепция анимы довольно поздняя и абстрактная, так что следует попытаться добраться до первобытных корней этих вещей.

У меня есть рисунок женщины, стоящей под лучами луны. От гениталий к голове протянулась линия сечения. Она хорошо показывает связь лунных лучей с кровью, связывая гениталии с умственной областью. Но на этом рисунке есть и другая странность. В чем она заключается?

Доктор Дрейпер: Искривленные лучи света.

Доктор Юнг: Да, тоже иррациональное явление. Солнечные лучи всегда прямые. Каково объяснение?

Доктор Хардинг: Это художественным образом передает кривизну луны.

Доктор Дэди: Это передает силу.

Миссис Фирц: Предполагает волну.

Доктор Юнг: Верно. Луна проникает существо, подобно волне. Итак, какое воздействие луны имеет волнообразный характер?

Миссис Бейнс: Приливы.

Доктор Юнг: Да, колебания вроде приливов, которые выражают изменения луны, как приливная волна. Женщина, нарисовавшая этот рисунок, не связывала свой мистический опыт с волнами моря, но тем не менее нарисовала волну как воздействие лунных лучей. У мужчины есть особое восприятие волн внутри себя. Это иллюстрируется английской метафорой «a brain-wave» [блестящая мысль, отличная идея — прим. перев.] или «a brainstorm» [в уст. речи: озарение, припадок безумия, плодотворная мысль, душевное потрясение — прим. перев.]. Это перемены в настроении, которые имеют волнообразный характер. По-французски они называются les lunes, по-немецки — Launen. Настроение эквивалентно немецкому Mut, что означает отвагу, но Gem?t[15] — это точная противоположность того, что мы сегодня называем разумом. Это механизм эмоционального реагирования, так что, если не этимологически, то уж точно психологически, он связан с волнами или приливами луны, вызывая умственные и эмоциональные беспокойства, странные настроения. Именно эти изменения в восприятии мужчина может сравнить с изменениями луны. Для первобытного человека это было еще более очевидно, чем для нас, но он также был более впечатлительным.

Что касается связи луны с менструациями у женщин, то мы знаем, что они больше не согласуются с фазами луны, хотя их период — это лунный месяц. Как это случилось, мы не знаем, если только не верить в астрологию, которая учит, что наша структура связана с солнцем, луной и планетами. Но это гипотеза, которую невозможно доказать. Зачем женщинам лунный период? Мой старый учитель, признанный профессор физиологии,[16] отчаянно пытался связать периодичность менструаций с приливами и временем, когда всякая жизнь находилась в море. Он дошел до амфибий, которые жили на морском берегу и находили много пищи во время отлива и мало во время весеннего полноводья. Связь была не ясной, и он всегда расстраивался, когда его расспрашивали чересчур подробно. Луна властвовала над ним, а не он над луной.

Наука не может этого объяснить, но это не должно мешать нам проследить странную связь. Проследив идею чуть дальше, мы обнаружим, что астрология — это психология древних, спроецированная на небеса, на самые отдаленные тела. Солнце и луна — два самых важных принципа в гороскопе. Солнце обладает психологическим качеством мужской активной природы, а луна — мужской реактивной природы. Активная природа обусловит его характер как волевой, сознательный. В реактивной природе он пассивен, едва отвечает на стимулы. На самом деле, если взять мужчину, когда он отдыхает дома, например, едва реагируя на окружение, то окажется, что он сильно отличается от мужчины в деловые часы. Это два разных человека; астрология сказала бы, что один из них — его солнечный характер, а другой — лунный. И действие солнца и луны обусловлено их положением в так называемых «домах».[17] Если солнце в теплом огненном знаке, то для мужчины характерно теплота, импульсивность, внезапный гнев — особенно страстная активная натура. Когда луна в сильной позиции, это указывает на более личную, интимную и незащищенную сторону личности, что указывает на человека в весьма пассивном состоянии. Так что характер человека или судьба в буквальном смысле читалась через положение солнца и луны. Конечно, чем древнее гороскоп, тем больше в нем проекций. Где современная астрология говорит: «Этот человек жестокий, импульсивный, безрассуден в гневе, способен на опрометчивые поступки, о которых впоследствии жалеет», древние бы сказали: «Этот человек совершит убийство, а его голову отрубят» — или отправится в путешествие и утонет, или, возможно, подвергнется нападению злодеев. То, что сегодня принимают за психологический фактор, в те дни приписывалось судьбе.

У меня есть коллекция гороскопов пятнадцатого столетия, созданных последним профессором астрологии в немецком университете,[18] которые теперь истолковали бы весьма психологически. Он делал записи о том, что случилось с теми людьми, для которых он рисовал гороскоп. Один утонул, пытаясь добраться до Англии, другой был убит пиратами, иных убили во время путешествия в лесу и так далее. В те времена поспешное слово приводило к резне, но теперь мы держим в узде инстинкты, пока их не скопится слишком много, и тогда мы устраиваем с их помощью что-нибудь значительное — вроде мировой войны! Раньше люди спускали их в пьяных уличных драках. На самом деле, мы стали гораздо хуже. Так что определенные фазы луны предопределяют определенные судьбы, и это соответствует способам реагирования у современного человека.

Люди с таким реактивными натурами пассивны, они части природы в разуме или настроении. Они играют роли определенно не активных лидеров, а скорее жертв, управляемых обстоятельствами или другими людьми, внешними или внутренними стимулами. Они не вполне свободны. Они подчинены некому темному закону. Такое люди чувствуют ночью, так что луна выражает эту сторону человеческой психологии, весьма отличную от солнечной. И поскольку с ней так трудно иметь дело, луна — это подходящий символ; противоречия и парадоксы ночной психологии весьма подходят луне. Как указала доктор Хардинг, крайне трудно работать с такой психологией на рациональном языке, она подрывается таким подходом. Она так же непрочна, как лунный свет в прячущихся формах. Такая психология представляет неопределенное, особое состояние разума, когда вещь может быть такой и не такой одновременно. Все наши попытки определить ее указывают на состояние полусознательное, ночное. В ночи, когда садится солнце, начинает действовать другой принцип, и вся психология подчиняется факторам, не действующим днем. Так что когда мы говорим о бессознательном в терминах луны, на самом деле речь идет о психике в полусознательном состоянии, когда все неясно и противоречит друг другу, как неясны объекты в лунном свете, когда собаку легко перепутать с кошкой. В бессознательном противоположные вещи находятся рядом. Странные приливы поднимаются и опускаются. Приближение бессознательного состояния можно почувствовать; я знал пациентов, у которых начиналась морская болезнь, когда активировалось бессознательное; или случалось головокружение из-за странного волнообразного движения, лунного движения.


[1] Большая часть этого материала впоследствии вошла в книгу Хардинг Woman’s Mysteries, Ancient and Modern (London and New York, 1935; revised edn., 1955, с предисловием Юнга, опубликованном в CW 18, pars. 1228-1233).

[2] Монгольский завоеватель (1167-1227).

[3] См. выше, 30 янв. 1929 г., прим. 4.

[4] Данте, Божественная комедия, Рай XXXIII, 1 [здесь в переводе М. Лозинского – прим. перев.]

[5] На турецких и египетских флагах полумесяц изображен вертикально слева.

[6] Вероятно, парафраз или другая версия вступительных слов первой главы Дао Де Цзин, которые Артур Уэйли (The Way and Its Power, 1934) переводит так: «Путь, о котором говорят, не Постоянный Путь; имена, которые могут быть названы, не постоянные имена».

[7] Margaret Smith, Rabi’a the Mystic and Her Fellow Saints in Islam (Cambridge, 1928), p. 98.

[8] I Ching, tr. Wilhelm/Baynes (3rd edn., 1967), гексаграмма 50. Отрывок, который цитирует Хардинг — это часть комментария на Правосудие.

[9] Ин. 12:32.

[10] Ср. Гераклита: «Путь вверх и вниз — один и тот же» — John Burnet, Early Greek Philosophy (4th edn., 1930), p. 138, frag. 69. [Здесь в переводе М.А. Дынника, фрагмент 60 — прим. перев.]

[11] The Concordance to the Writings of William Blake, ed. David V. Erdman (Ithaca, 1967; 2 vols.), однако, там не приводится источник цитаты.

[12] Волокнистая, слизистая мембрана, состоящая из дрожжевых клеток и бактерий, образующаяся на поверхности алкогольных жидкостей и производящая уксусное брожение. Ее добавляют в вино или сидр для получения уксуса.

[13] Местонахождение не выяснено. Среди множества исследованных работ Золотая ветвь Фрезера не содержит упоминания о нем.

[14] = «Ты в моем сердце, ты в моем разуме». В обычном использовании Sinn = «смысл».

[15] Gem?t можно по-разному перевести как «настроение», «эмоция», «чувство», «сердце». [R.F.C.H.]

[16] Возможно, Фридрих фон Мюллер (1858-1941), немецкий терапевт, который был учителем Юнга в университета Базеля. См. MDR, p. 107-110.

[17] В астрологической теории — одна из двенадцати частей, на которые разделено небо.

[18] Коллекция не была обнаружена в библиотеке Юнга.

Пер ИВан Ерзин (Sedric)