Перевод

Глава 3 (часть 4)

Семинар по детским сновидениям

 

Карл Густав Юнг

 

 

 

Глава 3.

 

Психологическое толкование детских снов

 

(часть 4)

 



 

  1. Три сна подростка (юноши пятнадцати лет): о тигре, змеях и волшебном растении1.

 

Представляет профессор Юнг.

 

Первый сон: Я заблудился в пустыне, очень хочется пить. Солнце палит беспощадно, и я умираю от жажды. Я уже готов упасть без сил, когда вижу оазис. Я ползу к нему в надежде утолить жажду, но, к своему ужасу, сталкиваюсь с огромным тигром, готовым наброситься на меня. Его глаза светятся красным, и я в ужасе застываю, не могу пошевелиться. Он готовится к прыжку, и я просыпаюсь в холодном поту.

 

Второй сон: И снова я оказываюсь в пустыне. Солнца нет, но всё равно стоит невыносимая жара. Я обут в высокие ботинки, чтобы защититься от змей. Песок кишит змеями, я не понимаю, откуда их столько взялось. Неожиданно появляется гигантский удав; его чешуя бела как снег, а спина покрыта чёрными крестами. Поначалу он не обращает на меня внимания, но затем поворачивает голову, замечает меня, и я попадаю под его чары. Очень медленно он обвивается вокруг моих ног, потом поднимается к шее и начинает душить меня. Я уже слышу, как трещат мои кости, и просыпаюсь с неприятным ощущением в животе.

 

Третий сон: Я ищу в степи некое растение. Оно должно расти под прозрачным камнем. В тот момент, когда я обнаруживаю этот камень, появляется огромный лев, который также направляется к камню: ему тоже нужно волшебное растение. Я чувствую, что мне придётся отступить, но всё же произношу заклинание, которое может спасти меня или уничтожить. Лев поначалу озадачен и позволяет мне подойти к камню, но затем он приходит к себя, моё заклятие слабеет, и разъярённый лев готовится напасть. В отчаянии я зову маму; она приезжает на велосипеде и забирает меня с собой: мы спасены.

 

Профессор Юнг: Сновидец — юноша пятнадцати лет, и мы имеем дело с типичными подростковыми сновидениями. Я хотел бы использовать их для сравнения, поскольку мы можем проследить на их примере некоторые интересные отличия от детских снов.

 

Для начала было бы разумно сделать несколько вводных замечаний о пубертатном периоде, поскольку психологическая ситуация в этом возрасте кардинально отличается от детской. В подростковом возрасте эго уже более-менее независимо; оно уже освободилось от коллективного бессознательного. Ребёнок подрос и вступил в особый мир — в мир семьи и мир школы. Уже сформировалась некая личность, которая теперь испытывает потрясение, открывая для себя сексуальность. Разумеется, это дестабилизирует достигнутую ранее позицию, иногда просто катастрофически. Таким образом, в этом возрасте происходит значительное изменение личности. Также под влиянием роковой силы сексуальности возможно проявление психических расстройств. Приходит нечто абсолютно новое — и обрушивается на эго, совершенно к этому не готовое, поскольку ему были известны только детские инстинкты, которые, благодаря воспитанию в школе и дома, были более или менее удачно интегрированы. А теперь всё сметается внезапным вторжением сексуальности. Именно об этом говорят сны. Это единственные сны, которые сновидец записал в юности. Очевидно, он сам заметил, что в этот период произошло нечто особенное и значительное. Теперь попытаемся разобраться в этих сновидениях подробнее.

 

Ситуация в первом сне предельно ясна. Сновидец бредёт по пустыне. Как мы интерпретируем пустыню?

 

Участник семинара: Одиночество, изоляция.

 

Участник семинара: Опасное место.

 

Профессор Юнг: Да, пустыня — это страх, опасность. Не следует смотреть с позиции обитателей пустыни. Речь не о бедуине, а о европейском мальчике. Пустыня — пугающее место, одиночество в пустыне всегда привлекает призраков. Чудесные вади (арабское название сухих русел рек. — Прим. пер.) населены демонами — джиннами. Для сновидца, который, скорее всего, спокойно жил с семьёй в Цюрихе, пустыня — нечто новое, ещё не испытанное, и одновременно очевидным образом связанное с одиночеством. Итак, сновидец находится во власти своеобразной психологической ситуации. Что означает тот факт, что наш юноша испытывает жажду, но не голод?

 

Участник семинара: В нём горит пламя его собственных инстинктов.

 

Профессор Юнг: Да, и очень жаркое, так что, естественно, оно вызывает жажду, а не голод. Мальчик почти умирает от жажды; он охвачен чуждым ему желанием и беспомощен перед ним. Далее действие развивается: уже на краю гибели он видит оазис. То есть приходит помощь. Эта история о путнике, затерявшемся в пустыне и увидевшем оазис, стара как мир: перед ним фата-моргана. Около полудня в пустыне, где только что был лишь песок, появляется прекрасное голубое озеро. Это известный феномен. Итак, оазис — прибежище, место, где растут пальмы и прочие растения и, разумеется, есть источник. Что означает этот оазис — если не толковать его в лоб как исполнение желания? Это слишком уж легко. Оазис должен что-то означать, иначе с тем же успехом перед юношей мог бы явиться кто-нибудь с кувшином пива.

 

Участник семинара: В оазисе источник воды бьёт из-под земли, то есть существует контакт с бессознательным.

 

Профессор Юнг: Совершенно верно: из-под земли бьёт прозрачная чистая вода. Говоря психологическим языком, на поверхность пробивается спасительная вода, которая может утолить жажду сновидца и одновременно разрешить его сложную ситуацию. Это откровение из бессознательного. Вопрос, что оно означает, пока скрыто, оставим сейчас в стороне. У нас есть более насущная проблема: появляется тигр, готовый к прыжку. Каково его значение?

 

Участник семинара: Поскольку бессознательное становится ближе, первым проявляется его инстинктивный аспект.

 

Профессор Юнг: Да, тигр, как и бык, это всегда персонификация инстинкта, направленного против нас. Например, если во сне вас преследует опасное, злое животное — собака или бык, — вы можете быть абсолютно уверены, что каким-то образом отделились от инстинкта и вошли в противоречие с ним. Вы больше не придерживаетесь курса природы, и природа оборачивается против вас. В этом случае она гонится за вами в образе животного. Вы встречаете собственного внутреннего зверя. Это преследование не обязательно имеет неблагоприятное значение. Это означает, что вы враждебны по отношению к инстинкту, поэтому он отвечает вам тем же. Вам следует вежливо приподнять шляпу и осведомиться: «Так что именно вам нужно от меня?». И вы увидите, что у этого зверя найдётся что вам сказать.

 

Конечно же, мальчик противостоит инстинкту, потому что именно эта коварная чуждая штука загнала его в абсолютно новую ситуацию. Теперь она нападает на него, становится для него опасной. Это типичный мифологический сюжет: дракон или змей, охраняющий волшебный колодец. Иногда место дракона занимает злой дух или ведьма. Колодец всегда находится под охраной зла. Это злобное создание хочет схватить нас, это то, что мы отвергли, то, что находится в нас самих, но от чего мы пытаемся сбежать. Поэтому оно и обратилось против нас. Если мы хотим достичь источника жизни, места, где нас больше не будет терзать жажда, мы должны встретиться лицом к лицу с этим злом, тем самым злом, убегая от которого, мы и оказались в пустыне. И пока мы будем бежать от него, оно будет гнаться за нами.

 

Итак, сновидец должен встретиться с опасным зверем, поскольку, если он хочет найти внутри себя источник жизни, инстинкт должен добраться до него. Вообще оазис и тигр — по сути, два аспекта одного и того же источника.

 

Участник семинара: Схожую идею можно найти в астрологии. Под созвездием Девы находится водяная змея. Тот же образ: дева как источник жизни и дракон, стерегущий её. А сверху к источнику спускаются герои: потрясает своей дубиной Геракл и укрощает змей Змееносец.

 

Профессор Юнг: Да, это очень интересная параллель. Здесь путь к источнику жизни также преграждает животное, инстинкт. Посмотрим, как развивается действие дальше.

 

Во втором сне мальчик снова оказывается в пустыне, стоит невыносимая жара; но, в отличие от первого сна, солнце больше не светит. О чём это говорит?

 

Участник семинара: Он больше не видит причину проблемы.

 

Профессор Юнг: Если солнце — причина его проблемы, что это означает?

 

Участник семинара: Солнце связано с сознанием. Можно предположить, что проблема лежит в сознании.

 

Профессор Юнг: Солнце всегда означает «день». Солнце и сознание — одно и то же. Если во сне светит солнце, это говорит о ясном сознании; конечно, только о той его части, что находится в распоряжении сновидца. Именно сознание вызывает сильную жажду и опасность умереть от неё. Сновидец убежал от источника жизни, поскольку встретил тигра. Чтобы избежать опасности, он вернулся в сознание, поскольку почувствовал: «Там, внизу, очень страшно, и человек не должен искушать богов». Во втором сне солнце уже не светит, и это означает, что он подошёл ближе к бессознательному. Интересно, как он защищён от опасности: на нём высокие ботинки. Я точно не знаю, слышал ли об этом мальчик, но его ассоциации говорят о том, что он где-то читал: нужно надеть высокие ботинки, чтобы уберечься от змеиных укусов. Вы можете случайно наступить на песчаную гадюку, и это будет неприятный сюрприз. Но даже тропические змеи не прокусят толстую кожу ботинок. А во сне этих змей очень много. Что означает змея?

 

Участник семинара: С точки зрения психологии, это хтоническая форма инстинктивности, и наш сновидец во власти сверхъестественного. Это может легко произойти в пустыне, где мы подвергаемся всевозможным опасностям. Инстинкт появляется там как олицетворение трансперсонального и сверхъестественного.

 

Профессор Юнг: Да, змеи — жуткие существа, мы боимся наступить на змею. Когда во сне песок кишит змеями, это значит, что пустыня, так сказать, оживает. Одиночество начинает воплощать внутреннее состояние. Такие вещи случаются, если долго находиться в одиночестве: вы можете начать слышать голоса, например, как кто-то зовёт вас по имени. Одиночество вызывает визуальные и слуховые галлюцинации. Когда некто с живым бессознательным — ему даже не нужно быть особенно живым — оказывается в одиночестве, с ним могут происходить разнообразные странные вещи. Если вы одни дома, вокруг темно или светит луна, вам может что-то привидеться. Святые и отшельники довольно часто испытывали подобные ощущения, вызванные одиночеством. Это экстериозация2 внутренних процессов. Если между сознанием и двигательной и инстинктивной системами (то есть спинальной нервной системой) существует какое-то расхождение, появляются змеиные символы. В основном змея всегда означает спинальную нервную систему. Это центры низших инстинктов или функций, с которыми мы по каким-то причинам вошли в разлад. Чем более чуждо нам бессознательное содержание, тем больше оно будет стремиться к внешним проявлениям, вызывая видения и слуховые галлюцинации. Это может привести даже к тому, что вам начнут являться призраки. Рекомендую вам как-нибудь на досуге ознакомиться с литературой на эту тему. Есть очень интересная книга Альбера де Роша «L'exteriorisation du Sens»3, в которой описаны подобные феномены — не с точки зрения психологии, а чистые факты. Там упоминается треск мебели, «постукивание»4 и так далее. Весь спиритуализм основывается на таких явлениях. И не следует отмахиваться от них, говоря: «Это всё химеры!». Конечно же, мы всегда пытаемся рационализировать такие феномены, но если изучить их как следует и проследить, в каких психологических обстоятельствах они происходили, мы обнаружим, что у кого-то рядом имела место экстериоризация. Такое случается при внутреннем противостоянии с собственной инстинктивной системой. Экстериоризация начинается, когда конфликт уже практически невыносим. В этом случае он, так сказать, является к нам извне. То же происходит и со многими психически больными людьми. Вы могли тридцать лет прожить, никому не доверяясь, но затем ваш секрет экстериоризуется: весь город узнает его, его мелодия будет звучать в случайной музыке, он будет являться вам повсюду.

 

Хочу рассказать вам трагическую и в то же время смешную историю. У престарелой гувернантки в юности была любовная история — слава Богу, хоть когда-то она у неё была! Потом она замкнулась, засела дома, постаревшая, прокисшая, отошедшая от дел. Постепенно она начала замечать, что соседи сверху и снизу странно посматривают на её. В конце концов люди на улицах начали кричать ей вслед: «Мадемуазель Дефлёр» — то есть «сорванный цветок», «обесчещенная» — её тайна разнеслась по всему городу. Вот вам типичная экстериоризация.

 

Участник семинара: Это была галлюцинация?

 

Профессор Юнг: Да, звуковое проявление самых интимных, глубоких мыслей, к примеру, тех, которые мы не желаем признавать. Именно поэтому в самых тяжёлых случаях голоса в голове сообщают вам самые ужасные, постыдные вещи, заводят всё более непристойные разговоры — и вам всё сложнее рассказать об этом вслух.

 

Однажды в клинике я работал с девушкой двадцати лет. Она находилась в крайнем возбуждении и громко рассказывала всё, что когда-либо слышала. В результате из её уст вылетали ужасные непристойности и до невозможности грязные истории. Я успел услышать не так уж много, но мне хватило и того — извозчик ей по части ругани и в подмётки не годился. Юная девушка, выросшая под крылышком родителей, теперь просто выливала всё это наружу — всё, что где-то когда-то услышала краем уха. Её сестра была в шоке и спросила меня: «Ради всего святого, где девочка могла такого набраться?». Её бессознательное с удовольствием проглотило все эти вещи, но девушка не хотела держать их в голове, а старательно отталкивала их от себя, и поэтому ей приходилось высказывать всё это вслух.

 

Нельзя полностью ограждать детей от этой стороны жизни, даже если встаёт сложный педагогический вопрос, как донести её до них. Гораздо лучше было бы, если бы мы могли прямо сказать им: «На самом-то деле вы все — те ещё свиньи!». Тогда мы избавились бы от множества трудностей, но я не знаю, как правильно сказать это детям, мы ведь уже не первобытные люди. Однако бессмысленно поддерживать иллюзии. Я полностью за то, чтобы отправлять детей в обычную начальную школу, а не в частную, чтобы они сразу могли проглотить необходимое количество грязи. Частные школы, с милыми воспитанными детками и внимательными учителями, не принесут пользы, потому что мы живём на земле, и тут всё просто не может быть таким чистым и прилизанным.

 

Множество змей в нашем сне — это экстериоризация, оживление окружающего мира. Змеи могут на вас наброситься, чуждое и сверхъестественное может проникнуть в вас. Этот страх особенно силён, если вы одни в раскалённой пустыне.

 

Участник семинара: Вначале песок кишит змеями, но затем выкристаллизовывается нечто. Хаос концентрируется в первичном создании, в белой змее.

 

Участник семинара: Множественность означает распад. Затем все змеи собираются в одном образе удава.

 

Профессор Юнг: Да, теперь перед сновидцем действительно огромная опасность: ужасный белый удав с чёрными крестами на спине, несколько напоминающий гадюку5. Что это означает? Что такое белая змея?

 

Участник семинара: Источник и тигр, двойной аспект бессознательного, теперь соединились в одном образе. Чёрно-белая змея — это ртутная вода (вода Меркурия), но она всё ещё опасна.

 

Профессор Юнг: Да, это очень важный момент: змея связана с водой, а поскольку её чешуя чёрно-белая, это соединение противоположностей. Как будто сновидец понял, что тигр и оазис — одно и то же. Соединение возможно потому, что солнце больше не светит, то есть сознательное отношение уже пошатнулось. Оно, так сказать, затемнено примесью бессознательного. Тигр уже победил сновидца, и тот приблизился к природному бессознательному. Это abaissement du niveau mental (понижение ментального уровня), абсолютно необходимое, чтобы увидеть противоположности как одно целое. Ясным сознательным разумом мы никогда не сможем соединить противоположности — tertium non datur6но на самом деле третье всегда есть, иначе мы навечно застряли бы в противостоянии. В сущности, мы можем совместить «да» и «нет», только не нужно присматриваться так внимательно и быть такими ужасающе педантичными, следует просто посмотреть под другим углом. Так источник соединился с яростным зверем и превратился в удава, точнее, в белую змею.

 

Участник семинара: Белые животные обычно не любят дневного света, они живут под землёй. Это прямое указание на бессознательное.

 

Профессор Юнг: Можете привести пример такого белого животного?

 

Участник семинара: Белая лошадь в сказках и мифах. Она также упоминается в книге Кубина Die andere Seite7.

 

Профессор Юнг: Ну, книга Кубина вообще-то довольно глупа. Её написал современный художник, совершенно не желающий думать, в отличие от художников Возрождения. Он приводит описание бессознательного tel quel [как оно есть], просто грубый материал, репродукцию. Там упоминается безумная лошадь, носящаяся по подземельям преисподней. Вот вам белое животное, правда, в этом случае мифологическое. Но они существуют и в реальности. Протей8, живущий в карстовых пещерах, тоже белого цвета, поскольку не нуждается в расцветке.

 

Участник семинара: Черви и личинки часто тоже белого цвета.

 

Профессор Юнг: Да, ленточные черви и им подобные и вообще многие животные, обитающие во тьме, белого цвета. Эти животные символизируют бессознательное, источник, бьющий из земного чрева. Это одна из причин того, что удав в нашем сновидении белого цвета. Но он не абсолютно белый, на спине у него чёрные кресты. Это говорит о том, что он не просто подземное существо, у его белой окраски есть и иное значение, которое можно вывести из контраста с чёрным цветом. Что означает белая змея в позитивном смысле? Где она появляется?

 

Участник семинара: В сказках.

 

Профессор Юнг: И в какой роли она появляется в сказках?

 

Участник семинара: Возможно, она связана с прорицанием?

 

Профессор Юнг: Конечно же, это волшебная змея: она открывает секрет и обычно появляется с маленькой золотой короной на голове, чтобы показать, что это королева змей. Она приносит мудрость и откровение, ей известно о спрятанном сокровище или тайной тропе. Это животное-помощник. Таким образом, белый цвет — благоприятный, цвет мудрости.

 

Участник семинара: В старых сонниках белые животные также считались хорошим знаком.

 

Профессор Юнг: А чёрные животные, напротив, неблагоприятный знак. На спине змеи чёрные кресты — о чём это говорит?

 

Участник семинара: О соединении противоположностей — чёрного и белого.

 

Профессор Юнг: Итак, эта змея имеет противоречивую природу: белая с одной стороны, чёрная с другой. Если мы вспомним, что змея означает ещё и цереброспинальную нервную систему, получится, что символ чуждого, сверхъестественного, противоречивого выражается в этом образе. В нём воплощается психическое содержание. Змея — не просто животное, а ещё и мифологическое создание. Оно не только означает инстинкт, но и выступает в роли символа. Не будем забывать, что сексуальность — не просто сексуальность, а психический опыт. У неё имеется психическая сторона; она некоторым образом символична, волшебна. Она никогда не появляется как таковая, но всегда как странное психическое состояние. Кресты не похожи на естественный рисунок, они выглядят искусственными.

 

Участник семинара: Не означают ли они принесение в жертву природной стороны?

 

Участник семинара: Геката у орфиков носит на голове крест, и её сопровождает змея.

 

Профессор Юнг: Мы уже говорили, что к этой змее применим символизм идеи, то есть это символическая змея. Крест как символ очень часто встречается у разных народов. В этом случае, конечно же, стоит подумать об очевидном — о христианском символизме. Можно пойти ещё дальше: это может быть сотер, змей-спаситель, связанный с христианством как с источником. Ведь Христос — источник жизни, живой воды. Эта змея просто заменяет источник; она символизирует воду жизни. Идея о том, что змеи или драконы — serpens mercurii — живут в центре земли, несовершенного металла и составляют, так сказать, аниму, душу металла, принадлежит алхимикам. Эти змеи поднимаются на поверхность и дальше, к облакам, чтобы затем пролиться дождём, вновь проникнуть в материю и исцелить её. Они спускаются вниз уже как лекарство, трансформирующая тинктура, как спасители бытия, скованного цепями несовершенства, спасители не только материи, но и человека.

 

Следующая встреча. 28 февраля 1939 г.

 

Профессор Юнг: На прошлой встрече мы говорили о символизме змеи. Каково же психологическое значение змеи?

 

Участник семинара: Змея — это персонификация инстинкта, трансперсонального и сверхъестественного. Однако в нашем сне змея не только представляет инстинкт, но и является символом. Она белого цвета с чёрными крестами на спине. Как соединение множества змей в одно огромное существо, она также представляет синтез многих в одном.

 

Профессор Юнг: Да, это важно. Пример этого — медный змей в Книге Чисел 21:6 — 9. На израильтян нападает множество змей, и Яхве велит Моисею изготовить медного змея и водрузить на шест, и тот, кто поглядит на изваяние, будет исцелён от укусов змей. Если вы станете жертвой множества, вы распадётесь. Всегда есть опасность того, что инстинктивные процессы стащат нас вниз, и мы распадёмся на части, потеряв единую личность, единство с собой.

 

Участник семинара: Следовательно, Христос — это Единство.

 

Профессор Юнг: Да, как Моисей поднял змея на шесте, так и Христос взошёл на крест. Поэтому офиты говорят: Христос — змей-спаситель, сотер. Эта идея дошла до Средних веков. Возможно, вы видели такое изображение: змея на кресте.

 


 

Этот символ можно увидеть в алхимии и много где ещё. В королевском дворце пятнадцатого века в Индии я рассматривал кровать из чёрного дерева и там обнаружил то же изображение, окружённое со всех сторон птицами, а сверху парил пеликан. Это работа итальянского мастера шестнадцатого века. Он изобразил алхимические символы, в том числе змею, которую можно также найти в знаменитой книге Авраама Елеазара9. Как одна змея в пустыне победила множество, так и Христос, так сказать, победил автономные инстинкты, то есть зло, и поэтому он есть змей-спаситель.

 

Теперь перейдём к третьему сну. Место действия — степь. Что вы думаете об этом?

 

Участник семинара: Степь — более мягкий вариант пустыни, там уже есть растительность.

 

Профессор Юнг: Да, степь — это получше, чем пустыня. Там растёт трава. Как получилось, что теперь сновидец оказался в степи? Эта последовательность снов оказалась одновременно каузальной последовательностью!

 

Участник семинара: В предыдущих снах оазис и белая змея указывают на что-то позитивное.

 

Профессор Юнг: Да, белая змея — первый позитивный образ, приблизившийся к сновидцу. И поскольку это символический образ, он связан со сновидцем. Символическая змея куда менее опасна, чем реальная. Феномен психифицирован, и пустыня превращается в степь. Сновидец ищет какое-то особое растение. Что можно об этом сказать?

 

Участник семинара: На лекции в пятницу упоминалась гора, на которой растёт lunaria или lunatica10.

 

Участник семинара: В сказках чудесное растение возвращает людей к жизни.

 

Участник семинара: Растение, трава — это алхимическое лекарство, afexipharmakon, противоядие.

 

Участник семинара: «От смерти нет в саду трав»11 также идея травы как лекарства.

 

Профессор Юнг: Да, с травами связана идея исцеления. Эта идея появилась ещё в предыдущем сне: белый удав — змея спасения или исцеления. Если мы сможем принять змею, она излечит нас. Но, как мы видели, мальчик к этому ещё не готов, хотя идея исцеления развивается внутри него и ведёт его за собой. Он ищет другое лекарство.

 

Участник семинара: То, которое он сможет принять.

 

Профессор Юнг: Да, огромная змея может проглотить его, но целебное растение он сможет съесть сам. Волшебное растение также играет роль в Эпосе о Гильгамеше. Гильгамеш охвачен страхом смерти и отправляется на поиски бессмертия, пойдя вслед за солнцем через врата, охраняемые людьми-скорпионами. Это [астрологическое] осеннее равноденствие эры Тельца.

 


 

Здесь мы видим изображение знаков зодиака, через которые проходит точка весеннего равноденствия. Как видите, со второго по четвёртое тысячелетия до нашей эры эта точка была в знаке Тельца, а затем вошла в знак Овна. Примерно с 600-го по 350-й годы до нашей эры в созвездии Тельца соединились Уран, Нептун и Плутон. Это было время жизни великих философов: Гераклита, Эмпедокла, Фалеса, Будды, Лао Цзы и Конфуция. Примерно в 125 году до н. э. началась эра Рыб, совпавшая с зарождением христианства. В начале первого века появилась концепция Антихриста — второй рыбы12. Наш век — время перехода ко второй рыбе, в антихристианскую эру. Французская эпоха Просвещения совпала с началом эры этой второй рыбы. Лозунг «?crasez l’inf?me»13 Вольтера — характеристика того времени. Между двумя этими веками лежит соединительный, переходный период, куда попадает эпоха Возрождения, географические открытия. Открыта Америка, прошла Реформация, могущество Церкви пошатнулось после великого раскола. Это первый удар по католическому мировоззрению, хотя эта эра всё ещё несёт отпечаток христианства до начала Просвещения. С началом Просвещения начинается разрушение христианства, и на престол восходит богиня разума. Теперь культурному миру угрожает вторжение Антихриста.

 

Эти зодиакальные знаки — символы, которые проецировались на небеса с незапамятных времён и, возможно, они отражают структуру бессознательного.

 

Сказание о Гильгамеше было сложено в конце эры Тельца, и позднее лишь приобрело более литературную форму. Его обнаружили в библиотеке Сарданапала или Ашурбанипала (668627/26 г. до н. э.)14 начертанным на глиняных табличках. Это миф о герое, отправившемся по пути солнца в поисках секрета бессмертия. На Западе он находит старика по имени Утнапиштим, который проплыл по водам смерти и обрёл бессмертие. Он говорит Гильгамешу следующее:

 

«Гильгамеш, ты перенёс много трудностей и бед на пути сюда. Что могу я дать тебе, чтобы ты вернулся домой? Я открою тебе тайну волшебного растения. Видом оно напоминает волчью ягоду и растёт в глубинах моря, его шипы похожи на иглы дикобраза, оно цветёт в чистых водах моря далеко отсюда. Если ты съешь плод этого растения, ты обретёшь вечную молодость и вечную жизнь».

 

Прекрасное древнее описание. Вот вам волшебное растение с чудесной исцеляющей силой. Это так называемая панацея, средство от всего, эликсир жизни, квинтэссенция. В то же время это же растение помогает адепту получить философский камень. Оно зовётся lunaria или lunatica, растёт на горе Mambracus или Mambraces, как камень, который следует всегда искать в высоких горах15.

 

Участник семинара: Имеет ли особое значение то, что волшебное растение находится именно в степи?

 

Профессор Юнг: Да, между растением и степью есть связь. Степь — это пустыня, которая начинает прорастать. Когда сын иди дочь богов касается земли, земля расцветает. Поэтому зеленеющая степь говорит о грядущем исцелении; появляется зелёный цвет, benedicta viriditas16. Что вы сказали бы об этом растении? Что оно означает для сновидца?

 

Участник семинара: Это растение выручит нашего сновидца из беды.

 

Профессор Юнг: Он в отчаянии. Его обвила огромная змея. Ему постоянно показывают, что он совершенно беспомощен. Теперь же сон говорит ему: «Есть волшебное лекарственное растение». Как мы видим, его появление именно в третьем сне — не простое совпадение. Оно связано со змеёй, появившейся до того. Змея подготавливает к идее исцеления. Во втором сне мы связали её с Меркурием древних алхимиков. Serpens mercurii — демон, живущий в центре земли. После трансформации он превращается в волшебное растение, или же само растение превращает его; затем он становится зелёным львом, в котором Меркурий исчезает. Лев символизирует растворение в божественной исцеляющей воде. В нашем сне волшебное растение растёт под прозрачным камнем. Согласно алхимическим источником, одно из постоянных свойств камня — diaphanitas17. Что это значит?

 

Участник семинара: Камень твёрд и прозрачен. Не означает ли это прочное, неразрушимое сознание?

 

Профессор Юнг: Да, вообще-то, здесь действительно есть связь с сознанием. Можете рассказать подробнее?

 

Участник семинара: Прозрачный камень означает алмаз. Это олицетворение очищенной земли. Земля черна, мрачна, непрозрачна и лишь в камне начинает обретать прозрачность. Хотя камень — это очень твёрдая земля, он обретает свойство воды — прозрачность. Есть выражение «бриллиант чистой воды». Из-за прозрачности философский камень также зовётся vitrum aureum (золотое стекло) или vitrum malleabile (податливое стекло). В Книге Откровения сказано, что улицы нового Иерусалима были подобны золотому стеклу18.

 

Профессор Юнг: Итак, здесь прослеживается алхимическая идея: земля превратилась в прозрачный, как вода, и в то же время твёрдый, нерушимый камень. Следовательно, философский камень — выражение высшего совершенства земного тела; есть также идея о том, что lapis philosophorum это сам человек, то есть его corpus glorificatum, его воскресшее тело. Это бессмертное тело — тонкое тело, покинувшее тело физическое и потому неподвластное тлению и смерти. Алмаз, самый твёрдый из минералов — синоним философского камня. Это древняя метафизика, древнее наблюдение, выраженное в символической форме.

 

Что это означает с точки зрения психологии? Как уже говорилось, прозрачность и твёрдость могут быть связаны с сознанием. Эту связь, идею о том, что камень — продукт ментального действия, эквивалентного, так сказать, просветлению, вы можете отыскать в древних алхимических текстах. В герметическом тексте камень говорит: «Я создаю свет, который ярче, чем все другие в этом мире»19. Подразумевается феномен сознания, продукт человеческих усилий и в то же время donum gratiae, дар божественного милосердия. Во всех текстах подчёркивается, что невозможно получить камень самому, он должен быть дан per gratiam dei, однако человек должен также прилагать усилия для его создания. Изначально это была голова, то есть сознание в голове. Вспомним голову Осириса, которая была выброшена морем на песок у города Библоса. Отсечённая голова, так называемый круглый элемент — воплощение совершенства. Сформировалось отстранённое, бесстрастное, целостное сознание (целостность символизируется округлостью).

 

Участник семинара: В легенде о Персее мы видим ту же идею: отсечённую голову Горгоны. Здесь округлость связана с mortificatio матери.

 

Профессор Юнг: Да, совершенно верно. На небе созвездие Персея с головой Горгоны в руке расположено над созвездием Тельца. Ужасное лицо Горгоны окружено волосами-змеями; это лицо прошлого, перед которым мы столбенеем. Ужас, который оно вызывает, происходит от страха перед ужасной пожирающей матерью; это лицо может вновь превратить вас в мёртвую землю. Персей избегает этой опасности, отрубив голову Горгоны огненным, алмазным мечом. Опасности удалось избежать с помощью сознания, мышления; именно действие сознания отделило его от страха. Если поток черноты вновь начнёт затоплять его, он сможет избавиться от него, потому что он отсёк голову ужасной матери. Ту же позицию можно найти в философии Упанишад; знание об Атмане20 освобождает от земного закона. Итак, голова — та круглая вещь, изначально скрытая в материи, которую Зосим называл элементом Омега (?)21. Поэтому древние философы называли себя «детьми золотой головы». Это противоположность caput mortuum или caput corvi22, выпавшему осадку, или противоположность nigredo23. Эта caput aureum24 конечный продукт. Это круглый, целостный, прозрачный камень. Какое сознание у нас бессмертно, прочно и неизменно?

 

Участник семинара: Сознание после индивидуации.

 

Профессор Юнг: Да, можно сказать, что оно отстранено и больше не касается земли. Такое сознание достигается в буддистской йоге; оно парит, полностью отстранённое, между небом и землёй. В «Тайне золотого цветка» говорится об отстранённом сознании, подобном луне, вечно неприкосновенной и неизменной25. Мы можем сравнить это состояние с твёрдой уверенностью или, ещё лучше, с конечным психическим состоянием, которое уже не подвержено изменениям. Человек просто сделался таким. Это результат процесса индивидуации, и он происходит, когда бурлящий поток достигает ровной долины, когда потенциал истрачен. Тогда образуется озеро, чья гладкая поверхность отражает лишь небо. Кроме этого, озеро ничего не делает. Да, ещё в нём водится рыба.

 

Символы нашего сна ничего общего со всем этим не имеют. Интересно здесь то, что сновидец в своём поиске камня имеет опасного соперника — льва. Следует попытаться понять психологическое значение этого льва. Зачем льву понадобился камень? Что это значит?

 

Участник семинара: Есть и другая возможность получить растение.

 

Профессор Юнг: Мысль верна, только не говорите «другая возможность», а сразу называйте её.

 

Участник семинара: Было бы слишком просто так сразу получить камень.

 

Профессор Юнг: Да, конечно. Если бы камень так просто попал в руки сновидцу, ему вовсе не нужна была бы целая жизнь, его инстинктивная жизнь. Вот почему появляется лев — трансформация чего?

 

Участник семинара: Змеи.

 

Профессор Юнг: Существует описание превращения змеи во льва. Вы знаете, где?

 

Участник семинара: В митраистском ритуале принесения в жертву быка.

 

Профессор Юнг: Да, эту сцену часто изображают с чашей — кратером26 внизу, а над ней находятся лев и змея. Этот кратер — современник знаменитого кратера Зосима. У Зосима есть часто цитируемый отрывок, где он обращается к своей soror mystica27. Что там говорится?

 

Участник семинара: «Спустись в Krater».

 

Профессор Юнг: «Спеши вниз, к Пастырю людей (Пэмандру), погрузись в сосуд (Krater) и вновь спеши к таким, как ты»28, к твоему роду, к твоим родным — то есть к тому, кем ты на самом деле являешься29. Вся идея кратера связана с доктриной так называемого Пэмандра, которая, очевидно, тогда уже существовала. Это герметическая доктрина из Corpus Hermeticum30. К сожалению, эти вещи фактически неизвестны, а их следовало бы знать лучше, они прекрасны. В четвёртом трактате говорится, что Демиург создал людей лишь наполовину сознательными и сотворил сосуд (Krater), чтобы помочь им. Он наполнил сосуд ноосом, духом, и отправил на землю. Те, кто желает достичь более широкого сознания — то есть спасения, — могут нырнуть в этот сосуд, чтобы возродиться и стать ennooi31, поскольку до того они были в состоянии anoia, несознательном. Krater чудесный сосуд, который позже, в поэтической адаптации, превратился в Грааль. В алхимии он также известен как vas Hermetis, считается, что он сделан из воды: Vas Hermetis est aqua. Итак, лев — просто другая форма змеи. В митраизме он сражается со змеёй над сосудом, то есть на этой стадии сосуд всё ещё находится в бессознательном. Он наполнен огнём, и две стадии — змея и лев — всё ещё в конфликте друг с другом. Какая между ними разница?

 

Участник семинара: Лев — теплокровное животное.

 

Профессор Юнг: Да, именно! Лев — это змея, но на гораздо более высоком уровне. Это битва между холодной и тёплой кровью, но пока она происходит ниже сознания.

 

Участник семинара: В изображении Aion leontocephalus32 также соединены змея и лев.

 

Профессор Юнг: Да, но там они составляют единство.

 

Участник семинара: Это единство противоположностей.

 

Профессор Юнг: В музее Арля и в Британском музее есть удивительные статуи львиноголового бога. Его обвивает змея и кладёт голову ему на плечо. Здесь лев и змея — одно. Это бессознательный человек; странно, никакой видимой связи с митраистским жертвоприношением тут не прослеживается. Этот бог, так сказать, присутствует при акте жертвоприношения. Бык символизирует самого Митру; он приносит себя в жертву себе же. Это та же христианская идея, но митраистский культ — более древний, так что по факту это ещё дохристианская идея.

 



 

Сессия 7 марта 1939 г.

 

Профессор Юнг: В прошлый раз мы говорили о символизме льва. Как я уже говорил, в средневековой философии лев очень часто выступает как символ трансформации, а именно трансформации в алхимическом процессе. Он представляет одну из стадий трансформации — не начальную, а промежуточную. Первые этапы могут различаться в зависимости от начальной точки операции, но затем всегда наступает стадия льва. Я приведу вам несколько примеров из средневековой философии, и вы увидите, какую роль лев играет здесь. Поскольку он представляет точку перехода, он, как и все другие этапы трансформации, также зовётся ляпис. Ляпис — это начало, середина и конец операции. Вначале это prima materia, связанная с хаосом, потом зелёный лев, позже орёл, и в конце концов золото мудрецов. И всё это камень или ляпис. Отрывок из алхимического трактата гласит: «Так камень сравнивали с животными, поскольку кровь — их жизненная субстанция, душа любого животного — в его крови»33. Автор также пишет, что название «лев» было выбрано исходя из этой субстанции, и с тем же успехом мог быть выбран верблюд, или собака, или любое другое животное, просто потому, что она представляет живое существо, вытянутое из первоматерии. Однако так и не проясняется, почему это именно лев. Другие животные появляются в текстах намного реже, за исключением змеи или дракона.

 

То, что лев — динамический феномен, становится ясно из книги Останеса34. Это арабский текст, восходящий к древним греко-персидским источникам. В этой книге цитируется Аристотель — конечно, не тот самый, использование имён древних мастеров было обычной практикой. Он рассказывает о человеке, возжелавшем оседлать льва, но лев не подчинился, тогда человек взял кнут и ударил льва. Это сработало, и лев дал себя оседлать. Это аллегория процесса трансформации. Следовательно, это стадия необузданного инстинкта, который зовётся львом из-за своей силы. Едва ли возможно было перевести его на язык алхимических элементов. Это содержание вряд ли можно выразить языком химии, разве что вспомнить об агрессивной кислоте, например, соляной кислоте, разъедающей металл, — что алхимики, собственно говоря, и сделали. Соляная кислота «вгрызается»35 в известь подобно атакующему льву. Алхимики часто подчёркивают её кислотность, вот почему они пишут о «самом кислом уксусе». Это опять же лев — пожирающий, проникающий, захватывающий власть над объектом.

 

Ещё один древний автор — шейх ибн Умаил (лат. Senior Filius Hamuelis), который, однако, ничего не заимствовал из античности. Он писал на арабском или, возможно, на древнееврейском, но нам его работа известна лишь в латинском переводе, сделанном в начале Средневековья, в XI или XII веке. В трактате есть отрывок, где камень говорит: «Через меня создаётся тайна тайн. Когда я оправляюсь от долгой болезни, я обретаю жизнь ревущего льва»36. Это говорит о том, что после долгого процесса, в котором страдает prima materia, рождается лев — то есть дикий инстинкт. С психологической точки зрения это означает состояние страдания, и из этого страдания рождается бешеная страсть. Эту формулу подтверждают алхимические тексты.

 

Другой алхимик также пишет, что работа философа начинается с меланхолии и заканчивается радостью37. Изначальное состояние — nigredo и tenebrositas также называются melancholia38 — это состояние депрессии, рождающей желание. Это либидо, во время депрессии погрузившееся в бессознательное и тем вызвавшее мрачную апатию. Если это состояние «растворится», либидо поднимется на поверхность в виде желания — что само по себе ещё не исцеление, а животное, необработанное состояние.

 

Тот же автор, Майкл Майер, считает начальным состоянием хаос или рай, где содержится божественное семя и откуда появляются все создания. Он пишет: «Другие называли эту землю зелёным львом, сильным и доблестным в бою, или драконом, пожирающим собственный хвост»39. Итак, лев — синоним уробороса; очевидно, он представляет то же самое состояние. Пожирающий сам себя дракон — это либидо, вгрызающееся в себя. Замыкаясь в кольцо, дракон оплодотворяет сам себя. Опыт показывает, что либидо, выходя из состояния депрессии, вцепляется в первое, что ему подвернётся. Происходит то, что называется в психологии переносом. Либидо не обязательно кусает само себя; именно поэтому один алхимик пишет, что льва или дракона следует держать в запечатанном сосуде, иначе он, а следовательно, и весь алхимический opus, вырвется наружу. Лев должен пожрать сам себя. Он варится в собственном соку, поскольку величайшая страсть, величайшее желание не нуждается ни в чём, кроме себя. Это и есть конечная цель работы, и древние это очень хорошо понимали. Тот же автор пишет: «Зелёный лев — посредник, объединяющий тинктуры солнца и луны»40. Тинктура — это сущность, экстракт солнца и луны; это классическое описание мужского и женского начал. Идея в том, что лев соединяет мужскую и женскую сущности, первичные противоположности. Сущность — это не мужчина или женщина in corpore — то есть в изначальной форме — а тонкое тело, экстракт. Соединяются не мужчина и женщина, а их сущности в тонкой психической форме. Так древние алхимики занимались психологией. Они выражались языком веществ, субстанций. Вместо того, чтобы говорить «психе», они говорили о humidum radicale, чём-то влажном. Когда мы используем термин «психе», нам кажется, что мы что-то этим выражаем, но на самом деле мы выражаем не больше, чем древние, — нечто прохладное и влажное, влажное дуновение. И в этом дуновении можно удержать вместе мужскую и женскую сущности. Иными словами, сознание и бессознательное следует хранить вместе в герметичном сосуде, чтобы они взаимопроникали друг в друга. Это цель процесса: они должны функционировать вместе, ни один из участников не должен игнорироваться или подавляться. Если отсечь голову, то остальное тело нам уже не пригодится. Сегодняшняя психология почему-то считает, что одной головы вполне достаточно.

 

Итак, мужское и женское начало соединяются во льве. Дикая страсть, великое влечение выражает целостность человека (символ которой — уроборос). Хотя лев — ревущее чудовище, хищное дикое животное, он любит свет, солнце. Ещё один древний автор, иезуит, живший в XVI веке, пишет о льве как о друге света41, и так же описывают его алхимики. В астрологии мы также находим связь между львом и солнечным светом. Зодиакальный знак Льва — domicilium solis, дом солнца, поскольку Лев — точка перехода солнца между 21 июля и 21 августа, и в этот период стоит самая сильная жара. В алхимическом процессе льва также называют aes hermetis42, например, в Consilium coniugii. Он считается не чем иным, как sol inferior, то есть светом, дневной звездой, которая находится, так сказать, у нас под ногами; просветление не спускается с небес, а поднимается из земли. Лев — та самая загадочная земля, содержащая в себе семя света. На языке психологии это звучит так: пожирающая страсть содержит в себе свет. Она не абсолютно темна, из неё может выйти свет, то есть просветление, интенсификация и расширение сознания. Самопознание, к примеру, может развиться, когда лев поглотит сам себя. Если хранить страсть в сосуде, если она не вырвется и не обратится на внешний объект, воссияет свет. Мы можем справиться с депрессией, только если мы готовы принять и вытерпеть её. Мы не можем изменить ничего, пока не примем это. Сопротивляясь, мы лишь усугубим ситуацию. Приняв депрессию, мы не можем больше винить в ней весь мир, и тогда она может меняться. Тогда из неё рождается жар, страстное желание. Меланхолия превращается в противоположность, concupiscentia — страстное желание. Поэтому меланхолики всегда такие страшные эгоисты. В тексте далее сказано, что источник света и тепла портится от мяса, которое обладает лунными свойствами. Затем говорится, что мясо испортится и будет затемнено43. Итак, солнце переживает затмение, вызванное его же плотью. Теперь мы можем понять слова древних алхимиков о том, что золото мудрецов создаётся ex sole et umbra eius44. Они объясняют, что тень солнца — не что иное, как луна. Луна представляет женское начало; женское в мужском, то есть примесь бессознательного в сознании, — причина затмения. В тексте говорится, что сознание испортится и будет сожжено вместе с бренным телом. Это конец льва, он поглощает сам себя. В результате он трансформируется, и причина трансформации — так называемое подогревание или порождающее тепло, как его называют алхимики.

 

Далее в том же источнике: «Это причина того, что наша руда, загадочное вещество, зовётся львом — ибо как ревущий лев вдыхает жизнь в мёртвых детей, так воскресает мёртвое тело руды»45. Загадочный отрывок. В этой связи следует знать о существовании древней легенды, согласно которой львица рождает мёртвых детёнышей, которых затем оживляет своим рыком. Эта идея львицы с четырьмя детёнышами, оживлёнными её рычанием — олицетворение трансформации, воскрешения. Это значит, что в prima materia, тёмном хаотичном веществе, скрыты спящие семена жизни, которые оживают от львиного рыка, то есть от страстного желания.

 

Другой алхимик, Дорн, пишет в своём замечательном труде «Philosophia», что лев есть сила46, а в другой работе «Congeries»: «Ищи льва на востоке, а орла в зените». Орёл символизирует следующее за львом состояние. Лев превращается в птицу, в крылатое существо, в нечто психическое и духовное. Лев — так сказать, начало позитивной жизни, а орёл — зенит, высшая точка.

 

В свете всего этого нас не удивит, что Отцы Церкви также упоминали льва, хотя и в совершенно другом контексте. Папа Григорий Великий47называет Христа catulus leonis — львёнком. Блаженный Августин48 говорит о льве и ягнёнке, agnus et leo. Имеется в виду, что Иисус содержит в себе обе эти противоположности. Как лев, животное света, он rex gloriae, великий король, а как ягнёнок он жертва. Тот же Августин, однако, говорит о льве как о синониме дьявола: «Он подобен льву своим пылом и дракону своим вероломством»49. И снова двойной аспект: животная сторона страсти и одновременно скрытый в ней свет любви. Таков лев в алхимии.

 

И от этого льва наш сновидец сбегает. Вы можете на время подавить свою страсть, но она вновь вернётся. То же происходит и со львом: он появляется снова. В отчаянии сновидец зовёт мать. И мать появляется и спасает его с помощью велосипеда. Очень странное окончание сна, вторжение современности. Что вы об этом думаете? Что в этом случае означает мать?

 

Участник семинара: Побег к матери — это регрессия. Сновидец хочет вернуться к матери, снова стать ребёнком. Он хочет возвратить время, когда ещё не было никакой сексуальности.

 

Профессор Юнг: Мать спасает его с помощью велосипеда. Прошу прощения, что же здесь делает велосипед?

 

Участник семинара: Это механизация движения, противоположность самостоятельному бегу на собственных ногах.

 

Профессор Юнг: Да, механизация. Велосипед — это предмет, созданный на заводе. Их можно производить дюжинами. Что это означает?

 

Участник семинара: Это говорит о чём-то коллективном, поскольку все остальные делают так же.

 

Профессор Юнг: Иными словами, это экономичный и эффективный способ. Разумеется, на велосипеде можно улепётывать куда быстрее, чем бегом. Сновидец воспользовался вездесущей и общедоступной формулой. Он милый мальчик, мамин сынок; именно так он ведёт себя. Он становится таким же, как все. Он отказывается быть самим собой. Вот что такое велосипед!

 

  1. Два сна девочки о гусях и о паровозе50.

 

Представляет Ханс Бауманн51.

 

Содержание:

 

  1. Семь белых гусей идут по улице; все, мимо кого они проходят, в ту же секунду умирают.

  2. По улице едет паровоз. Он убивает людей, но не сбивая их, а просто проезжая мимо.

 



 

Профессор Юнг: Мистер Бауманн очень тщательно подобрал архетипический материал и сделал несколько ценных замечаний по толкованию сна № 7. Седьмой сон действительно несёт временной характер, что подразумевается и здесь. Представьте себе, как друг за другом идут гуси: вот ритм. Мотив движения мы видим и во втором сне о паровозе. Обычно паровоз тянет за собой несколько вагонов: это поезд. Гуси также идут друг за другом, образуя цепочку52. Всё, что проходит мимо в каком-то ритме — своего рода поезд. Сама улица, по которой ходят люди, — тоже что-то проходящее. Очевидно, что основная идея — это самое прохождение мимо. Это свойство времени — проходить мимо. Говорят, что время быстро проходит (или пролетает). На древнем деревянном мосту в холмистой части кантона Сен-Галлен начертано: «Всё есть переход» — переход53 через реку и ход времени. Существует одна интересная арабская притча о бее Туниса. В один прекрасный день ему пришла в голову мысль. Он послал за визирем и потребовал у него узнать слово, которое превращает удовольствие в боль, а боль в удовольствие. Если визирь не справится с задачей за три дня, ему отрубят голову. Визирь перерыл весь Коран, он советовался с врачами и мудрецами, но никто не знал ответа. В конце концов ему сказали, что если кто и знает ответ, это марабу, живущий на краю пустыни. Указанное место было далеко, и визирь приказал оседлать быстрейших верблюдов и послал слугу к марабу. Марабу ответил: «Хорошо», — снял с пальца кольцо и велел слуге отнести его к визирю. Визирь, в свою очередь, отнёс его к бею. На кольце было написано «Всё проходит». Время проходит, жизнь течёт мимо.

 

Участник семинара: Почему именно семь гусей? Не может ли число двенадцать также выражать время?

 

Профессор Юнг: Эта семёрка связана с тем, что время раньше исчисляли по луне, а не по солнцу. В месяце лунного года 28 дней. Число семь относится к семи лунным дням. Двенадцать же — это солнечное время, появившееся лишь позднее, в более развитых культурах, тогда как лунное время — первоначальное. Луна — естественные часы; лунное время легко вычислить по виду луны. Поэтому в примитивных культурах вы скорее обнаружите расчёты по лунному времени, нежели по солнечному.

 

Ядро сна — это, фактически, видение. Как будто кто-то открыл ребёнку глаза. Девочке показали: «Всё проходит». Всё есть переход. Вот по улице идут гуси: это природа, животные, животная жизнь. Она проходит. Паровоз — это изобретение человека, то есть культурная, духовная жизнь. И она проходит тоже. И всё проходит, и люди умирают. С ходом времени они увядают, как трава, и умирают.

 

Лизиса в этом сне нет, поскольку это видение, а не активный сон. Почему девочка увидела эту картину? Какова единственная и решающая причина? Следует вспомнить, что я говорил вам о психе в раннем детстве. Откуда берётся детское сознание?

 

Участник семинара: Из коллективного бессознательного.

 

Участник семинара: Из золотого века.

 

Профессор Юнг: Оттуда, где ещё не существовало времени, из aljira. Сознание, осознание времени, идёт оттуда. Ребёнок ещё не знает, что такое время, как и примитивные народы. Поэтому у таких народов вы обнаруживаете чудесный, необыкновенно впечатляющий феномен: ребёнок — это просто ребёнок, взрослый человек — взрослый и ничего больше, и старик — просто старик, и он всегда был стариком. Посмотрите на старика в какой-либо из арабских стран:у него абсолютный стиль старика, как будто он тысячелетиями был стариком, потому что он так полностью и не оторвался от безвременья. Только у цивилизованного человека имеются карманные часы. У него есть понятие времени, он проникнут временем. Это и должен понять ребёнок: время идёт и всё проходит.

 

Из краткости видения я заключаю, что ребёнок здоров. Краткое видение содержит синтез огромного материала. В нескольких словах оно выражает глубокую истину, которая пугает ребёнка и которую он ещё долго не может понять. Поэтому истина снова является девочке. Сон говорит: ты пришла из безвременья, но здесь, в этом мире, существует время. К сожалению, мы живём во времени. Мы больше не в aljira, где времени ещё не существовало. Я бы сказал: это наивный ребёнок, не из культурной, а из немного примитивной семьи. Она наивно смотрит на мир и не имеет твёрдой почвы под ногами, поэтому имеет склонность возвращаться к примитивному безвременью, ко сну о жизни, в котором жизнь не somnium breve, а somnium longe54. Жизнь первобытного человека бесконечна. Они ведут себя так, как будто в их распоряжении тысячелетия. Мимо них проходят годы, и ничего не происходит. Попробуйте денёк пожить так, как будто у вас впереди бесконечная жизнь. Вы будете чувствовать себя королём. Никакой спешки, вы просто есть. Это высшее искусство: жить так, как будто мы вечны, без спешки, без нервотрёпки: «Который час? Уже поздно? Или ещё рано?». Все эти волнения незнакомы примитивному человеку, что и определяет естественную красоту его жизни. Он не знает, что такое время. Потом приходит белый человек и приносит с собой время. Конечно, примитивным людям известно, что они стареют, что есть смерть, но всё это довольно туманно. Тот, кто умирает, делает это достойно. Я помню такой эпизод: два европейца вошли в хижину негра. Там сидел старик, и выглядел он как-то странно. Все другие негры вышли из хижины, и один из них сказал: он умирает. Старик уселся умирать в одиночестве, как будто услышал голос: теперь пора умереть. Вот это стиль, вот это самообладание. Однако такое поведение бессознательно. Нам приходится проявлять чудеса героизма, учиться понимать, что настало время уходить, и умирать правильно, так, как это нужно сделать. А примитивный человек просто живёт и умирает, потому что для него времени не существует.

 

1 21 февраля 1939 г.

 

2 Внешнее проявление внутреннего психического содержания. См. C. G. Jung, The Structure and Dynamics of the Psyche, CW 8, § 600 (ed.).

 

3 Albert de Rochas, Die Ausscheidung des Empfindungsvermogens

 

4 В оригинале английское слово «raps» лёгкий стук.

 

5 Vipera berus.

 

6 Закон исключенного третьего.

 

7 Альфред Кубин (18771959) — известный австрийский экспрессионист, писатель. См. Kubin, The Other Side.

 

8 Протей (Proteus anguinus) — хвостатая амфибия, обитает в подземных озёрах и реках.

 

9Abraham Eleazar (Abraham le Juif), Livre des figures hieroglyphiques. Изображение змеи из этой книги также приведено в «Психологии и алхимии»: C. G. Jung, Psychology and Alchemy, CW 12, fig. 217.

 

10Лат. «лунная трава».

 

11В оригинале «es ist kein Kraut dagegen (gewachsen)» от этого нет травы (средства).

 

12 Этот знак зодиака выглядит как две рыбы, верхняя и нижняя, смотрящие в разные стороны.

 

13Фр. «раздави гадину» — о Церкви.

 

14Последний великий царь древней Ассирии, известный своим умением читать и писать.

 

15 Aurora consurgens. In Aras auriferae, vol. 1, p. 198.

 

16 Благословенный зелёный, юная, сильная энергия.

 

17Греч. «прозрачный».

 

18Откровение 21:18, 21.

 

19Rosarium philosophorum.

 

20 См. семинар 2.

 

21 Marcellin Berthelot, Collections des anciens alchemistes grecs, III/XLIX, p. 1.

 

22Лат. «мёртвая голова», «голова ворона».

 

23Лат. «чернота».

 

24Лат. «золотая голова».

 

25Richard Wilhelm and C. G. Jung, The Secret of the Golden Flower. See also C. G. Jung, Alchemical Studies, CW 13, §§ 64ff.

 

26В оригинале Krater — греческая чаша, в которой смешивали вино с водой.

 

27Греч. мистическая, таинственная сестра. Алхимическое имя анимы.

 

28См. C. G. Jung, CW 13, §§ 96-97.

 

29Eranos-Jahrbuch 1937, p. 47, note 3 (см.также C. G. Jung, CW 13, § 137, note 211).

 

30Основные документы герметической традиции.

 

31Eranos-Jahrbuch 1937, p. 32 (также в C. G. Jung, CW 13, § 97).

 

32Львиноголовый Эон — митраистский бог времени (Кронос). Он означает вечность, возраст мира. Гностики использовали этот термин для описания эманаций бога до сотворения мира (см. C. G. Jung, Symbols of Transformation, CW 5, fig. 84).

 

33«Eodem modo animalibus lapidem assimilaverunt propter sanguinem quo vivunt, nam anima cuiusque animalis in sanguine» — автор неизвестен.

 

34The Book of Ostanes (Kit?b el Fo?oul), in Marcellin Berthelot, Chimie au moyen-age, vol. 3.

 

35В оригинале «angefressen» разъедает.

 

36«Per me enim generatur secretum secretorum: quando convalesco a languoribus, tunc habeo vitam leonis rugientis». Aurora consurgens. In Artis auriferae, vol. 1, p. 219.

 

37Michael Maier, Symbola aureae mensae duodecim nationum.

 

38Лат. «чернота» и «тьма» зовутся «меланхолией».

 

39«Alii appellaverunt hanc terram leonem viridem fortem in proelio s. draconem devorantem caudem suam». Maier, Symbola aureae mensae duodecim nationum, p. 427.

 

40«Leo viridis quod est medium coniugendi tinctures inter solum et lunam».

 

41«Leo est animal lucis amicum». Nicolaus Caussinus, Polyhistor symbolicus.

 

42Металлический (медный или бронзовый) сосуд Гермеса.

 

43«Leo i.e. sol inferius, vilescit per carnem. Ita leo natura per carnem suam sibi contemporaneam lunarem vilescit, et eclipsatur: Luna enim est umbra solis, et cum corporibus corruptibilibus consumitur» (Consilium coniugii, in De massa solis et lunae, in Ars chemica, p. 136).

 

44Лат. «из солнца и его тени».

 

45«Haec est causa quare aes nostrum vocatur leo, quia sicut leo rugiendo resuscitat prolem mortuam, vitam immittendo, sic corpus aeris mortuum resurgit» (Ars chemica, p. 139).

 

46«Leo est potentia» (Gerardus Dorneus, Speculativa phibsophia).

 

47Григорий I, в православии известен как Григорий Двоеслов (540604 гг).

 

48Аврелий Августин, философ, один из Отцов Церкви (354430 гг).

 

49«Leo in impetu, draco in insidiis».

 

507 марта 1939 г.

 

51Доклад мистера Бауманна не включён в данную книгу.

 

52В оригинале einen Zug bilden — то есть буквально «образуя поезд».

 

53Лат. Transitare = trans (из одного места в другое) + itare – идти.

 

54Лат. не «короткий», а «длинный» сон.

 

Другие главы перевода

13
1. Глава 1. О методике толкования снов

7 ноября 2013 г.

2. Глава 2. Детские сны

8 декабря 2013 г.

3. Зимний семестр 1936/37 Сны девочки восьми-девяти лет

8 января 2014 г.

4. Глава 3. Психологическое толкование детских снов (часть 1) Зимний семестр 1938/39

8 марта 2014 г.

5. Глава 3 (часть 2)

8 апреля 2014 г.

6. Глава 3. Психологическое толкование детских снов (часть 3)

8 мая 2014 г.

7. Глава 3 (часть 4)

8 июня 2014 г.

8. Глава 4 (Зимний семестр 1939/40). Часть 1

29 июля 2014 г.

9. Глава 4. Психологическое толкование детских снов (Зимний семестр 1939/40) Часть 2

7 сентября 2014 г.

10. Глава 4. Психологическое толкование детских снов (Зимний семестр 1939/40) Часть 3

8 октября 2014 г.

11. Глава 5. (Зимний семестр 1940/41) Часть 1

8 ноября 2014 г.

12. Глава 5. Психологическое толкование детских снов (Зимний семестр 1940/41) Часть 2

7 декабря 2014 г.

13. Глава 5. Психологическое толкование детских снов (Зимний семестр 1940/41) Часть 3

4 января 2015 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

юнг, сновидения

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"